Меню Услуги и практики Кейсы Запрос
Актуально:
На бесплатном вебинаре 13 декабря 2022 года Ольга Косинова, Руководитель практики Кадрового консалтинга Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», расскажет о том, как корректно организовать воинский учет, какие документы обязательно иметь в компании и к каким проверкам готовиться.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Актуально:
Новые федеральные стандарты бухучета предполагают тестирование активов на обесценение. Специалисты практики Инвестиционного консалтинга и оценки предлагают комплексную поддержку по проведению оценки в соответствии с требованиями законодательства.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Свяжитесь с нами
Отправьте сообщение и наши менеджеры свяжутся с вами в самое короткое время
Аудиторско-консалтинговая группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
127015, г. Москва, ул. Вятская, д. 70
info@delprof.ru
+7 (495) 740-16-01
Что вы ищете?
Главная Пресс-центр Открытая аналитика
Российская экономика в условиях санкций и пер…

Российская экономика в условиях санкций и перспективы импортозамещения: аналитика по отраслям

С весны 2022 года на Россию накладывают все больше санкций, из-за которых страна теряет крупнейший рынок сбыта нефти и газа, а также лишается поставок необходимых для функционирования других промышленных отраслей запчастей и сырья. Нарушение логистических цепочек также препятствует привычному функционированию предприятий. Аналитики Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» представляют обзор ситуации в различных отраслях экономики.

Металлургическая промышленность: сокращение объемов производства

В марте 2022 года Евросоюз ввел новые санкции, которые коснулись металлургической промышленности: европейские страны запретили ввоз российской стали. Так как отечественная металлургия – это отрасль, которая, в первую очередь, ориентирована на экспорт, а Европа являлась одним из крупнейших рынков сбыта, это серьезно скажется на перспективах развития отрасли.

Объем производства металлов

По оценкам экспертов, в среднем, за год в России производят продукции объемом в 70 миллионов тонн, а на внутреннем рынке страны потребляют чуть больше половины – около 40 миллионов тонн. К тому же и спрос на внутреннем рынке снижается в связи с закрытием автомобильных предприятий и предприятий других отраслей, для которых необходимы металлы. Ожидается, что в годовом выражении потребление металла сократиться примерно на 8 миллионов тонн, что составляет 15%.

При этом санкции незначительно влияют на объем производства в отрасли: за время с января по май 2022 года уровень выплавки стали снизился всего лишь на 2,3% (до 31 миллиона тонн), такие цифры приводит The World Steel Association (WSA). Но, как отмечают эксперты, это общемировой тренд – только Индия из топ-10 стран-производителей отрасли показала рост.

По прогнозам НЛМК (Новолипецкого металлургического комбината), наибольшее снижение производства в отрасли можно будет наблюдать во втором полугодии текущего года: на 26% относительно второго полугодия прошлого года (это 9 млн тонн). Так, ожидается, что к концу года отечественные предприятия черной металлургии сократят производство на 11 млн тонн, то есть на 15%.

Согласно данным Росстата, в процентном отношении производство металлов в России за первое полугодие несильно сократилось, а даже наоборот показало рост. Объем металлургического производства за первое полугодие 2022 года увеличился на 0,5% относительно аналогичного периода прошлого года. Если рассматривать динамику по месяцам, то можно заметить, что снижение относительно 2021 года наблюдалось в мае и июне (на 1,7% и 6,4% соответственно), изменение объемов производства от месяца к месяцу показало спад в апреле и мае, а уже в июне производство немного увеличилось (на 1,8% по сравнению с маем 2022 года).

Рис. 1. Динамика металлургического производства, февраль-июнь, %

Месяцы 2022

Относительно аналогичного периода 2021

Относительно предыдущего месяца

Февраль

+4%

+1,9%

Март

+2,1%

+9,7%

Апрель

+2,9%

–2,7%

Май

–1,7%

–1,9%

Июнь

–6,4%

+1,8%

Источник: Росстат

Но, как отмечают эксперты, дальше уровень производства, скорее всего, будет снижаться. Ожидается, что по итогам года на 23% сократится производство плоского проката, на 15% – сортового проката, на 6% – полуфабрикатов.

Экспорт металлургической продукции

Эксперты отмечают, что отечественная металлургическая отрасль сталкивается со сложностями в экспорте из-за роста стоимости продукции в долларах вследствие укрепления курса рубля.

Некоторые эксперты считают, что экспорт полуфабрикатов (производство которых, по прогнозам, и сократится меньше всего) способен на данном этапе поддержать металлургическую отрасль. Однако ассоциация «Русская сталь» утверждает, что торговля полуфабрикатами является убыточной и уже с мая имеет отрицательную маржу. А из-за низкой экспортной цены поставок полуфабрикатов в Китай торговля не приносит прибыли, продукция продается чуть ли не ниже ее себестоимости.

В связи с санкциями произошла переориентация рынка сбыта: если раньше доля поставок в азиатские страны не превышала 10-20%, то в нынешних условиях около половины экспортируемой металлургической продукции (50%) отправляется в Азию. Главными площадками сбыта являются Китай и Турция, которые стараются закупить российскую продукцию по максимально выгодной для себя цене и требуют скидки.

Соответственно, Россия не только меньше стала экспортировать металлы, но и стала продавать их по непривычной и существенно более низкой цене. Также стоит отметить, что увеличились логистические затраты: цена фрахта из Владивостока к КНР, например, возросла в 2,5 раза.

Внутренний рынок металлов

На внутреннем рынке России падает спрос на цветные металлы. По данным Минпромторга, в текущем году потребление меди снизится до 250 тысяч тонн (в два раза), алюминия – до 720-760 тысяч тонн (в два раза). Также отмечается спад спроса на свинец на 21% (до 90 тысяч тонн) и на цинк на 15-27% (до 200 тысяч тонн).

Медь и алюминий используются в машиностроении и строительстве – эти отрасли пострадали от санкций. Так, за первое полугодие 2022 года выпуск легковых автомобилей сократился более чем в 2,5 раза (до 281 тысячи машин), а грузовых автомобилей на 17,7% (до 70,4 тысяч). Объемы строительства уменьшились на 75% и теперь сопоставимы с показателями 2004 года. При этом, производство цветных металлов в России профицитно, и если сокращается потребление на внутреннем рынке, то необходимо увеличивать экспорт.

Западные страны вряд ли введут запрет на ввоз российских цветных металлов, так как сильно зависят от этих поставок. В частности, из-за того, что цветные металлы необходимы для перехода на «зеленую» энергетику. В июне 2022 года авиастроительная компания Airbus просила не вводить санкции на ввоз российского титана: 65% используемого компанией титана поставляется из России. В марте этого года другая авиастроительная компания Boeing прекратила покупку титана у России – корпорация зависела на 30-40% от российских поставок.

Во втором квартале текущего года на 24% упали мировые цены на цветные металлы: алюминий – на 37%, медь – на 23%, свинец – на 24%, олово – на 45% относительно пиковых показателей марта. Но эксперты отмечают, что нынешние цены комфортны для отечественных производителей. Согласно информации «Открытие Research», среднегодовая стоимость меди в 2022 году составит 9200 долларов за тонну, а в 2023 году снизится на 900-1200 долларов. Как отмечают эксперты, торговля медью стоимостью выше 8000 долларов за тонну приемлема для «Норникеля», Русской Медной компании и Уральской горно-металлургической компании.

Агропромышленный комплекс: импортозамещение и государственное финансирование

Главные проблемы, с которым столкнулась аграрно-промышленная отрасль в текущем году, связаны с импортозамещением и нарушением логистических поставок. Как утверждает Минсельхоз, весенний посев состоялся удачно, так как аграрно-промышленные предприятия готовились к нему заранее: обеспеченность семенами в России к апрелю была равна 103%, а готовность сельскохозяйственной техники к эксплуатации составила 95%. При этом в отечественном растениеводстве значительная доля семян все-таки поступала из-за рубежа, и на данный момент необходимо развивать российское производство семян и средств защиты для растений, чтобы не произошло резкого сокращения объема посевов.

Импортозамещение семян

В России за год используется порядка 11 миллионов тонн семян, более трети из которых – импортные.

Рис. 2. Доля отечественных и зарубежных семян, %

2.jpg
Источник: Минсельхоз России


По оценкам экспертов, на российском рынке зарубежные семена кукурузы составляют 48-53%, семена подсолнечника – 75-77%, картофеля – 88%, свеклы – почти 100%. Минсельхоз планирует увеличить долю отечественных семян до 75%. Считается, что с кукурузой и подсолнечником добиться такого уровня возможно к 2024 году. При этом российские семена уступают по урожайности зарубежным – в среднем, на 20-30%. Хотя локальные семена имеют и свое преимущество – наиболее приспособлены к использованию в зонах рискованного земледелия.

Рис. 3. Доля зарубежных и российских семян (наиболее зависимые от импорта культуры), %

3.jpg
Источник: Российский зерновой союз, НО СРО НАПСКИП


Импортозамещение средств защиты растений

В 2021 году в России сократили объем зарубежных средств защиты растений до 30%, но материалы для производства собственных средств все равно приходится закупать у других стран, цены на которые, естественно, растут. Основными поставщиками были Евросоюз, Китай, Индия и США. Около 60% сырья закупается в Китае: в прошлом году в связи с энергетическим кризисом и трудностями с логистикой стоимость активных веществ увеличилась в 2 раза. Россия старается отказаться от закупки необходимых материалов с Запада и переориентироваться на Восток – что создает дополнительные логистические трудности. Опасность недостатка средств защиты растений состоит в том, что объем урожая может сократиться до 60%.

Импортозамещение в животноводстве

Россия имеет также высокую зависимость и в животноводстве: от импортных ветпрепаратов и вакцин, кормовых добавок, витаминов и генетического материала.

Рис. 4. Импортозависимость в животноводстве, %

4.jpg
Источник: Минсельхоз России

Импортозамещение сельскохозяйственной техники

Постепенно начинают возникать трудности с сельскохозяйственной техникой, около 50% которой иностранного производства. В первую очередь на рынке наблюдается недостаток гидравлических систем и турбин для импортной сельскохозяйственной техники, в частности производства John Deere и New Holland. К тому же John Deere увеличил стоимость поставок в три раза. В среднем стоимость импортных запчастей, ввоз которых еще не запрещен, возросла на 30-50%. Увеличение цен связано с логистическими дополнительными затратами.

По данным «Аргоинвестора», российский производитель готов заменить импортную простую технику на технику отечественного производства: это плуги, мини-тракторы, сельхозпогрузчики, культиваторы, дробилки для кормов, рыхлители и т.д. При импортозамещении наибольшие сложности возникнут с тракторами и комбайнами, так как даже в технике отечественного производства используются импортные детали: на данный момент почти невозможно найти подшипники для мощных тракторов. Хотя Минпромторг утверждает, что российские производители – «ЕПК Волжский», Десятый подшипниковый завод, Вологодский подшипниковый завод, АПЗ-20 – смогут обеспечить подшипниками сельскохозяйственную технику. Несмотря на уже возникающие трудности, у России есть около двух лет, чтобы наладить отечественное производство необходимой техники и деталей.

Меры поддержки агропромышленной отрасли

В текущем году были осуществлены дополнительные меры поддержки отрасли: выделено 220 миллиардов рублей. Общая сумма средств, направленных в сектор АПК, в 2022 году составила 0,5 трлн рублей – рекордный показатель.

Машиностроение без необходимых комплектующих

По данным Минпромторга, доля импорта в тяжелом машиностроении варьируется от 60 до 80%. В настоящее время наибольшие трудности испытывает сегмент автомобильного машиностроения, но вскоре и тяжелое машиностроения ощутит на себе последствия санкций. Главной проблемой является нехватка критически важных комплектующих, технологий и средств производства.

Вагоностроение
Хотя и в связи с санкциями отрасль уже испытывает трудности. В частности, сегмент вагоностроения. Из России ушли большие иностранные производители кассетных подшипников, без которых невозможно нормальное функционирование предприятий по производству вагонов. У России нет собственного производства этих деталей, поэтому уменьшились объемы производства «Рузхиммаш» в Рузаевке и Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле. Из-за дефицита кассетных подшипников весной была остановлена работа Тихвинского вагоностроительного завода, но с 1 августа производство возобновили и постепенно будут наращивать объемы.

Чаще всего подшипники используются при создании вагонов с осевой нагрузкой 25 тс. Срок службы кассетного подшипника составляет 8 лет – после этого срока вагон необходимо ремонтировать. По оценкам экспертов, в случае нехватки запчастей каждый год 30 тысяч вагонов придется выводить из эксплуатации. На данный момент проводится исследование, которое покажет, возможно ли использовать такой подшипник на два года дольше, то есть можно ли увеличить срок эксплуатации детали до 10 лет (или до 1 миллиона км пробега).

С санкциями столкнулось и производство локомотивов, хотя за первые пять месяцев года было выпущено 197 тяговых подвижных составов: 119 электровозов и 78 тепловозов. Выпуск электровозов даже увеличился на 28% относительно аналогичного периода 2021 года. Несмотря на то, что объем вводимых в эксплуатацию локомотивов не уменьшился, компания «Уральские локомотивы», которая занимается выпуском электропоездов «Ласточка», столкнулась с уходом партнера Siemens в мае этого года – компания поставляла электродвигатели. Но уже летом «Уральские локомотивы» нашли отечественного производителя двигателей – пермскую компанию «Новомет». Первый тестовый образец на новом двигателе выпустят в 2023 году.

Авиастроение
От поставок комплектующих зависит и отрасль авиастроения. На апрель 2022 года Россия имела 1287 самолетов, 1101 из них – пассажирские. Если общая доля импортных самолетов составляет 67%, то на пассажирооборот приходится 95%. При невозможности техобслуживания самолетов иностранного производства Минторг США прогнозирует прекращение их использования на территории России и разбор на запчасти в течение двух лет.

В рамках программы развития авиатранспортной отрасли к 2030 году у России должно появиться около тысячи новых самолетов, 760 вертолетов и пять тысяч двигателей. На это потратят 770 млрд рублей. Таким образом, увеличится доля российских самолетов на рынке до 81%. Зарубежные самолеты на дальние и средние дистанции собираются заменить МС-21 и Ту-214. Так, например, Аэрофлот планирует сделать Ту-214 своей базовой моделью.

Энергомашиностроение
Сбои в поставках произошли и в энергомашиностроении. Зависимость от импортных газовых турбин, необходимых для газовых электростанций, атомных реакторов, составляет 81%. Главными импортерами были Канада, Чехия, США и Великобритания. В России не налажено производство турбин с мощностью выше 100 МВт и лопаток для турбин. При этом производства, которые занимаются выпуском турбин средней и высокой мощности, есть: «Силовые машины» занимаются выпуском ГТЭ-65 и ГТЭ-170, ОДК выпускает ГТД-110М.

Пока полностью не удастся запустить производство отечественных газовых турбин, как утверждают эксперты, можно наладить поставки из Китая, а атомная энергетика может стать перспективным направлением сотрудничества, так как Китай планирует создать 150 реакторов к 2037 году.

Судостроение
Санкции затронули и отрасль судостроения: они могут привести к переносу сроков по вводу в эксплуатацию техники. Зависимость от импорта и в этой сфере достаточно высока – колеблется от 40% до 90%.

Рис. 5. Структура строящихся и законтрактованных судов в разрезе типа судна, I квартал 2022 года, % по суммарному тоннажу

5.jpg
Источник: INFOLine

По итогам первых трех месяцев 2022 года на отечественных предприятиях строилось 600 кораблей и судов. Наиболее подвержено санкциям строительство крупнотоннажных наливных судов и рыболовных суден, так как при их проектировании ориентировались на использование импортного оборудования. Следовательно, в связи с импортозамещением необходимо провести перепроектировку, которая, очевидно, затянет процесс строительства.

Перспектива развития предприятий ОПК, которые составляют львиную долю российского машиностроения с высокой добавленной стоимостью, пока имеется ряд неизвестных. Во-первых, российские предприятия военно-промышленного комплекса были основной целью санкций еще с 2014-2015 годов, а на сегодняшний день действует прямой запрет на поставку западных технологий и средств производства на большинство значимых предприятий и производственных объединений отрасли. Причем на сегодня в этом списке уже не только предприятия сугубо военной направленности, такие как «Алмаз-Антей» или КТРВ, но и предприятия, основной профиль которых – это сугубо гражданская продукция, например, «КАМАЗ». Эти предприятия вложили много средств и усилий в модернизацию производственных процессов по мировым стандартам и развивали сотрудничество с ведущими мировыми производителями компонентов и оборудования. На сегодня остается под большим вопросом возможность этих предприятий перейти на альтернативные поставки компонентов, оборудования и ПО. Переориентация (если она вообще возможна) на технологических партнеров из стран Азии, либо тех поставщиков из стран Запада, которые тем или иным образом продолжают сотрудничество с российскими предприятиями – это в любом случае сложный и длительный процесс.

Остается неясным, каковы будут объемы государственного оборонного заказа в ближайшие месяцы и годы, будут ли они скорректированы и в какую сторону. В текущем году перед предприятиями ОПК также стоит задача увеличения доли гражданской промышленности. Как утверждает директор концерта «Алмаз-Антей» Александр Ведров, уход иностранных компаний способствует развитию отечественных, которые могут занять новые для себя ниши.

Перспективным направлением считается разработка техники для переработки мусора: на данный момент переработка мусора в России не превышает 7%, что достаточно низкий показатель. «Нижегородский завод 70-летия Победы» создал комплекс, который автоматически сортирует отходы в городах с населением в 300 000-1 000 000 жителей.

Несмотря на то, что по итогам первого квартала 2022 года, согласно данным Минэкономразвития, увеличение объема производства в пяти отраслях машиностроения составило 3,1% относительно аналогичного периода прошлого года, эксперты РИА «Рейтинг» считают, что, в общем, к концу года производство упадет на 10%.

ТЭК: что происходит с российскими нефтью и газом

С марта 2022 года Россия получила широкий ряд санкций от западных стран: Евросоюз, Великобритания планируют полностью отказаться от российской нефти. Россия лишается главного рынка сбыта нефти и проводит переориентацию на восток – в Китай и Индию. По оценкам ОПЕК, КНР и Индия к 2025 году займут 30% мирового спроса на нефть и на ближайшее время могут стать выгодными партнерами для России. С учетом того, что цены на «черное золото» пока продолжают расти, Россия может увеличить доход с ее продажи до 1,5 трлн рублей. Даже несмотря на то, что азиатские страны закупают нефть с большим дисконтом.

С оборудованием для нефтепромышленности ситуация стоит иначе. С пятым пакетом санкций ЕС, принятым в апреле 2022 года, появился запрет на импорт оборудования переработки нефти: установки атмосферно-вакуумной перегонки нефти, алкилирования, изомеризации, замедленного коксования, реакторы гидрокрекинга, станки по производству серы и ароматических углеводородов и так далее. В случае необходимости, Россия пока не сможет самостоятельно ни создать оборудование, важное для нефтеперерабатывающей промышленности, ни отремонтировать его.

Согласно прогнозам BCS GM, в следующем году Россия может лишиться 30-50 млрд долларов из-за запрета на ввоз нефти в Европейский Союз. На данный момент поставки в ЕС сократились с 50% до 20% (от общего объема экспортируемой Россией нефти), и восточные рынки сбыта не могут компенсировать такое сокращение объема поставок.

Что касается газа, то ЕС планирует к концу текущего года уменьшить объем поставок газа из России на две трети. Это сложно реализуемая инициатива: в таком случае европейским странам придется временно останавливать свои энергоемкие производства. Но в течение ближайших нескольких лет Европа действительно сможет существовать без российского газа, увеличив, к примеру, поставки СПГ из США и наращивая добычу газа в Норвегии. Если все будет и дальше развиваться по такому сценарию, то России, газопроводы которой лежат в Европейской части страны, нужно создавать новую инфраструктуру для сотрудничества с Азией (в частности, развивать перспективные месторождения – Ковыткинское и Чаяндинское) или развивать технологию сжиженного газа, на что тоже требуется время.

В 2020 году Россия экспортировала СПГ в объеме 20 млрд м3, что составляет только 3-4% от общего объема экспортируемого Россией газа. Согласно «Энергетической стратегии России до 2035 года» к 2035 году производство СПГ должно достигать 80-140 млн тонн. У России есть перспектива развить производство СПГ с помощью использования баз Ямала и Гыдана. Сейчас в стране есть два крупных предприятия, занимающихся сжиженным газом – «Ямал СПГ» и «Сахалин». В краткосрочной перспективе невозможно быстро нарастить темпы производства: в первом квартале 2022 года Россия уже увеличила поставку СПГ в Китай на 15% (до 1,4 млн тонн) и предприятия уже работают на пределе.

Химическая промышленность

За первый квартал 2022 года было отмечено увеличение объема производства в химической промышленности на 3,4% относительно первого квартала 2021 года, приводит данные Росстат. А за первое полугодие уже отмечается спад на 1,5%.

Рис. 6. Динамика производства химических веществ и химических продуктов, % 

Относительно аналогичного периода 2021 года

Относительно предыдущего месяца

Февраль

+7,5%

–0,1%

Март

–0,5%

+3,2%

Апрель

–6,1%

–10,2%

Май

–5,1%

+1,2%

Июнь

–7,7%

–4,1%

Источник: Росстат

В марте спад (на 0,5%) относительно марта 2021 года произошел из-за вводимых санкций, нарушения логистики и уменьшения объема экспорта. Одно из наибольших сокращений производства за полугодие наблюдалось в подотрасли калийных удобрений – на 23,3% (сократилось до 4,1 тонны) – которые должны были отправиться на экспорт. Спрос на удобрения в апреле текущего года понизился на 40,8% на внешнем рынке, а на внутреннем – увеличился на 24,5%.

Рис. 7. Динамика производства химической продукции по категориям за первое полугодие 2022, % относительно первого полугодия 2021

6.jpg
Источник: Росстат

Участники рынка утверждают, что у России хорошие перспективы развить собственное производство химической продукции и значительно снизить зависимость от зарубежных стран. По словам директора предприятия «Торговый дом «Химмед» Николая Цуркова, почти 80% сырья поставлялось из ЕС и США, а сейчас пришло время отечественных производителей. В России уже начали тестировать растворители высокой степени чистоты отечественного производства, планируется запустить производство щелочей и солей, которые будут использоваться в отрасли фармацевтики, выпуск сверхчистых кислот для микроэлектроники и бактерицидных УФ-ламп, в которых не используется ртуть, что делает их безопаснее в эксплуатации.

Отдельно стоит отметить ситуацию с нефтепереработкой: уровень добычи нефти продолжает расти (в июле показатель вырос на 2% (до 1,47 млн тонн) относительно предыдущего месяца), и дополнительные объемы нефти отправляют не на экспорт, а на внутренний рынок – на предприятия по нефтепереработке. Поэтому объем нефтепереработки в июле увеличился до 775,4 тысяч тонн в сутки, что на 4% выше показателей июня. При этом не совсем понятно, кто готов покупать нефтепродукты из России, так как в большинстве случаев у стран-импортеров есть свои заводы по переработке нефти и, следовательно, они заинтересованы в сырой продукции.

«Сибур» – крупный производитель и экспортер нефтехимической продукции – перенаправил поставки на азиатский рынок, в частности Турции и Китая, почти полностью прекратив поставки в Европу, хотя до этого около 23% всей продукции компании поставлялось в ЕС. В планах у «Сибура» нарастить экспорт полимеров во Вьетнам на 30% в текущем году, Китаю же компания планирует продавать на 40% больше жидких химических продуктов.

Так как перспективы развития экспорта нефтехимических продуктов не слишком велики, предприятиям отрасли стоит рассчитывать на внутренний рынок. Сдерживает развитие отрасли нефтехимии отсутствие роста спроса на продукцию такого типа. Для этого необходимо развитие целлюлозно-бумажной, мебельной строительной, обрабатывающей промышленности и машиностроения. Так, например, по данным «Восток капитал», спрос на полимеры в аэрокосмической отрасли, которые используются для термической защиты и создания легких материалов для транспортировки, растет последнее десятилетие. Также за последние пять лет увеличился объем строительства дорог с использованием СБС-полимеров, а инженерная пластмасса применяется в легком автомобилестроении, и на данный момент ее применение достигло отметки в 50%. Пандемийные годы дали толчок для использования полимеров: связано это с популяризацией онлайн-платформ по продажам и с высоким спросом на медицинскую продукцию.

Производство горюче-смазочных материалов в России было сильно импортозависимо. «Премиальные» сорта моторных масел в основном поставлялись из-за рубежа, а при изготовлении «стандартных» сортов применялись иностранные пакеты присадок. Дефицит масел мог возникнуть в связи с уходом с российского рынка компаний Shell, Castrol и Mobil. Но российские производители достаточно быстро приспособились и имеют отечественную альтернативу масел: уже несколько лет производится моторное масло бренда Taif Lubricants. Производство ТАИФ может выпускать масла и смазочные материалы с высоким содержанием полиальфаолефинов в промышленных объемах.

Проблема при производстве бензина связана с сокращением объемов экспорта мазута, хотя по итогам полугодия в России произвели 20,8 млн тонн бензина, что на 4,4% выше показателей первого полугодия 2021 года. В процессе переработки нефти конечным продуктом становится не только бензин и другие углеводороды, но и мазут, который Россия поставляла в Европу. И в связи с сокращением западного рынка сбыта, профицитные объемы мазута приходится хранить, так как в таких объемах этот материал не востребован на внутреннем рынке. Место для хранения заканчивалось. На данный момент России удалось частично восстановить экспорт мазута, но уже на Восток и в Африку: с апреля по июнь 2022 года Саудовская Аравия получила почти 650 тысяч тонн мазута, что в два раза больше предыдущих объемов поставок. Однако эти поставки ситуативны: импорт мазута необходим богатому нефтью Королевству для поддержания пикового спроса на электроэнергию в летний период и высвобождения объемов собственной нефти на экспорт. Остается большим вопросом, получится ли заместить выпадающие для российского экспорта полностью.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Экспорт необработанной древесины по итогам первого квартала 2022 года упал на 54% (до 1,4 млн м3), что связывают с запретом на экспорт круглого леса – необработанной древесины хвойных деревьев и ценных лиственных. Запрет вступил в силу с 1 января 2022 года. С потерей европейского рынка сбыта (после утверждения пятого пакета санкций ЕС) лесная промышленность сильно не пострадала, так как российский лесной экспорт и до санкций, в первую очередь, был ориентирован на азиатские дружественные страны, по словам директора Рослесинфорга Павел Чащин. С января по июнь 2022 года 70% объема поставок было отправлено в дружественные восточные страны: Китай и Узбекистан за это время нарастили объемы поставок на 13%. 30% экспорта было отправлено в Евросоюз, Японию, Сингапур, Южную Корею и США, которые также нарастили поставки на 4%.

В связи с пятым пакетом санкций, по которому запрещено поставлять продукцию лесопромышленного комплекса из России, сильно пострадали деревообрабатывающие предприятия, которые находятся вблизи от западной границы, в частности предприятия Северо-Западного Федерального округа. Так, предприятия Ленинградской области поставляли в страны Евросоюза 90-98% древесной продукции и теперь находятся в простое.

Однако за первые пять месяцев года увеличился экспорт пиломатериалов до 11,2 млн кубометров древесины, показав рост на 10%. Россия экспортирует брус, доски, фанкряж, балансовую древесину. Увеличение поставок связывают с сокращением поставок необработанной древесины, увеличение цен на пиломатериалы в мире, а также с тем, что главными импортерами являются страны, которые не накладывают санкции на Россию. Согласно прогнозам, Китай как главный импортер продукции лесной промышленности в мире увеличит еще поставки из России, а также Россия может наладить сотрудничество с рынками в Индии и Африке.


Вас проконсультирует
Олег Пахомов
Руководитель практики Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты

Вам может быть интересно

Подбор аналогов европейских запчастей для автомобильного сервиса
Разработка стратегии выхода на новые рынки сбыта в условиях санкций для машиностроительной компании

Другие аналитические статьи

25 ноября 2022
10 августа в силу вступило эмбарго на ввоз российского угля в Европу, о котором было сказано в пятом пакете санкций Евросоюза, опубликованном в апреле этого года. В связи с чем России необходимо было выйти на новые рынки сбыта и перенаправить значительную часть экспорта на Восток. Какие страны нарастили закупку российского угля и в каком объеме? С какими трудностями столкнулся рынок угольной промышленности и когда эти проблемы удастся решить? Подробнее – в исследовании специалистов Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
18 ноября 2022
Согласно экспертным оценкам, порядка 80-90% заквасочных культур в России составляет импорт, основной объем которого поступает в Россию из Дании, Словении, Италии, Франции и других стран. Исключение – производство кефира: здесь российская закваска обеспечивает запрос внутреннего рынка почти целиком. В настоящий момент рынок и локальное производство проходит трансформацию. Подробнее о новых тенденциях на молочных заквасок – в исследовании специалистов Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
07 ноября 2022
В условиях санкций и ухода из России крупнейших мировых производителей упаковки на российском рынке сложилась новая реальность, к которой предстоит адаптироваться как производителям упаковки, так и их клиентам. Подробнее о новых тенденциях на рынке упаковки – в исследовании специалистов Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
Запросить предложение
Задать вопрос
Запросить комментарий эксперта