Меню Услуги и практики Кейсы Запрос
Актуально:
Правительство России поддержало введение уголовной ответственности за незаконный оборот персональных данных, а штрафы за утечку могут составить до 500 млн рублей. Подробнее о новых инициативах – в консультации экспертов практики Кадрового консалтинга Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Решения экспертов:
Как специалисты проводили инвентаризацию промышленных объектов на Крайнем Севере для добывающей компании и разработали рекомендации для минимизации рисков в процессах приобретения, хранения и отпуска МПЗ
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Свяжитесь с нами
Отправьте сообщение и наши менеджеры свяжутся с вами в самое короткое время
Аудиторско-консалтинговая группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
127015, г. Москва, ул. Вятская, д. 70
info@delprof.ru
+7 (495) 740-16-01
Что вы ищете?
Главная Пресс-центр Публикации экспертов
Введение продуктовых карточек и сокращение на…

Введение продуктовых карточек и сокращение наценки: цены на продукты продолжают расти

Какой способ в российских условиях может стать эффективным?

Вопрос о введении продуктовых карточек для малоимущих периодически поднимается со времен «перестройки» плановой экономики в рыночную. В конце 80-х годов прошлого века в стране получили распространение продуктовые карточки, однако сдержать инфляцию талонная система не помогла и в начале 90-х исчезла.

Проблема обеспечения бедных слоев населения социально значимыми товарами не является сугубо российской. Во многих странах значительную роль в ее решении играют благотворительные организации, которые создают систему социальных магазинов, где по низким ценам реализуются пожертвованные вещи: в США, Канаде – charity shop, в Австралии и Новой Зеландии - op shop.

Наиболее эффективным в организации помощи малоимущим считается опыт Германии, где люди, живущие на социальном обеспечении, получают специальные карты, позволяющие им покупать по символическим ценам товары и продукты в сети социальных магазинов, организованных некоммерческой организацией Tafel. Магазины, супермаркеты, торговые посредники отдают организации продукты, которые сами не успевают или не могут продать.

В условиях российских реалий немецкая схема могла бы заработать после предоставления налоговых стимулов. Например, в части разрешения учитывать в составе расходов сумму благотворительных пожертвований имеющихся неликвидов.

Другая модель помощи малоимущим распространена на Среднем Востоке: когда правительства либо сами организуют сеть государственных магазинов ограничивая наценки (Кувейт), либо создают условия для низких цен на отдельные виды товаров, снижая НДС, таможенные пошлины, предлагая льготную аренду (Арабские Эмираты).

В России идея создания государственных магазинов была предложена в начале прошлого года, однако сразу была раскритикована и отвергнута правительством как якобы нарушающая гарантированные конституцией условия свободной рыночной конкуренции. Хотя система государственных магазинов социально значимых товаров по фиксированным низким ценам могла бы действительно помочь малоимущим слоям населения.

При установлении минимальной наценки российскими торговыми сетями не получится ли так, что в минусе окажутся производители?

Предложение ритейлеров ограничить величину наценки на социально значимые товары не сможет повысить их доступность для малообеспеченных россиян. Наблюдаемые в последние два года высокие темпы роста цен на металлы привели к удорожанию сельхозтехники. Точно так же резкое повышение цен на удобрения, рост процентных ставок по кредитам повысили себестоимость продукции растениеводства. Продуктовые ритейлеры являются последним звеном в этой цепочке, и ограничение величины торговой наценки не сможет компенсировать удорожание в предыдущих ее звеньях.

Убытки от снижения торговой наценки полностью ложатся на плечи ритейлеров. Однако, надо отметить, торговые сети не извлекают большой прибыли от продаж социально значимых товаров, и наценка на них всегда ниже, чем на другие: во-первых, такие товары имеют высокую оборачиваемость; во-вторых, они являются «якорными».

Например, в 2021 году уровень торговой наценки на социально значимые товары в ритейле составлял, по данным Росстата, в среднем 16,5%. Таким образом, снижение наценки до 10% вряд ли станет существенной поддержкой для малоимущих.



Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Агро XXI

Автор материала
Юлия Белогорцева
Партнер практики Инвестиционного консалтинга и оценки
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты

Вам может быть интересно

Аудит расчетов в связи со сменой главного бухгалтера в торговой компании
Аудит годовой финансовой отчетности по РСБУ сетевого ритейлера

Другие публикации экспертов

Дарья Перковская
Партнер по аудиту и консалтингу
Дарья Перковская, Партнер по аудиту и консалтингу Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» - о важности усиления контроля за запасами в современных реалиях, конкретных этапах отслеживания состояния запасов и о том, как определить производственные перспективы компании на основании данных мониторинга запасов в статье для журнала «Нефтегазовая вертикаль».
Александр Силаков
Партнер практики Налогов и права
По данным Минфина США, уже 75% российской нефти продается, минуя западные сервисы и услуги, и доля таких сделок растет. «Российская газета» узнала экспертное мнение Александра Силакова, Партнера практики Налогов и права, о возможности введении новых санкций и их потенциальном влиянии на международные отношения.
Дарья Перковская
Партнер по аудиту и консалтингу
5 февраля Запад ввел практически полное эмбарго на российский нефтяной экспорт. О том, как это отразится на топливной отрасли России, экспорте и финансовых поступлениях – в комментарии Дарьи Перковской, Партнера по аудиту и консалтингу, для издания «Коммерсантъ».
Запросить предложение
Задать вопрос
Запросить комментарий эксперта