Как известно, статья 19 Закона о валютном регулировании говорит об одном из валютных ограничений – репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации. В самом Законе отсутствует определение термина «репатриация», но в обобщенном значении под ней понимается получение резидентом от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках валюты (иностранной или валюты РФ) в результате исполнения контрагентом-нерезидентом внешнеторгового договора или договора займа либо же возврат в РФ ранее уплаченных нерезиденту денежных средств по неисполненному внешнеторговому договору. Нарушение обязанности по репатриации денежных средств влечет административную и, при определенных обстоятельствах, уголовную ответственность. Тем самым государство препятствует оттоку капитала за рубеж.

Репатриация - получение резидентом на свои банковские счета валюты (в т.ч. валюты РФ) от нерезидента в результате исполнения последним внешнеторгового договора или договора займа или возврат в РФ ранее уплаченных нерезиденту денежных средств по неисполненному внешнеторговому договору.

Исполнение обязанности по репатриации валютной выручки: новые случаи

Статьей 19 Закона предусмотрен также ряд исключений из правила репатриации и перечислены случаи, при которых резиденты признаются исполнившими обязанность по репатриации валютной выручки. Теперь Закон дополнен новым случаем, позволяющим резидентам не зачислять денежные средства на свои счета в уполномоченных банках за переданные нерезидентам товары (работы, услуги, информацию и результаты интеллектуальной деятельности): в случае получения страхового возмещения по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом.

Получено страховое возмещение по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств – резидент может не зачислять денежные средства на свои счета.

Такое страховое возмещение (страховая выплата) должно быть получено от страховой организации на банковский счет в уполномоченном банке резидента или выгодоприобретателя. Однако для этого страховая организация должна быть резидентом и не должна быть включена в перечень страховых организаций, которые в целях исполнения обязанности резидента, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, не вправе страховать риски неисполнения нерезидентом обязательств по указанным выше экспортным внешнеторговым договорам (контрактам) с резидентом. Перечень формируется Центральным банком РФ и размещается на его официальном сайте, а основания для включения страховых организаций в такой Перечень теперь предусмотрены в ч. 4.5 ст. 19 Закона.

Одним из оснований, которое к тому же не связано с совершением страховой организацией-резидентом неправомерных действий, является осуществление ею страховой деятельности менее одного года со дня выдачи лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования.

Кроме того, экспортер-резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валюты при обеспечении им получения на свои счета в уполномоченных банках денежных средств от уполномоченного банка в качестве выплаты по банковской гарантии, выданной уполномоченным банком нерезиденту в пользу резидента в обеспечение исполнения обязательств, предусмотренных внешнеторговым договором, в сумме и сроки, которые предусмотрены таким внешнеторговым договором (ч. 4.8 ст. 19 Закона).

Расширение перечня разрешенных валютных операций и подтверждающих документов

В целях реализации вышеуказанных изменений в статью 19, в Законе также расширен перечень разрешенных между резидентами валютных операций. Так, положения ч. 1 ст. 9 Закона дополнены пунктами 32 и 33, которые предоставляют возможность резидентам как получать от страховых организаций-резидентов, не включенных Перечень ЦБ РФ, страховые возмещения (страховые выплаты) в иностранной валюте по договорам страхования, так и самим уплачивать таким страховым организациям страховые премии в иностранной валюте.

Закон дополняет и перечень документов, которые могут быть истребованы у резидентов и нерезидентов в целях осуществления валютного контроля в связи с введенными изменениями (п. 9 ч. 4 ст. 23 Закона). Перечень пополнен, в том числе, документами, которые подтверждают фиксацию сторонами внешнеторгового договора факта порчи, повреждения, утраты товара, его естественной убыли при транспортировке, а также документами, свидетельствующими о принятии и рассмотрении продавцом (поставщиком) претензии. Таким образом, резиденты могут обосновывать недополучение валютной выручки, в том числе, и этими документами.

Разъяснения ФНС

Федеральная налоговая служба в своем Письме от 26 февраля 2021 г. №ВД-4-17/2458@ «О направлении разъяснений» перечисляет и раскрывает содержание основных положений Федерального закона от 17.02.2021 №9-ФЗ, который и внес вышеуказанные изменения в Закон, вступившие в силу 28.02.2021, а также поручает своим управлениям по субъектам РФ довести данное Письмо до нижестоящих налоговых органов.

Кроме того, ФНС напоминает, что для целей ст. 19 Закона, в том числе для того, чтобы резидент мог воспользоваться нововведенными послаблениями в части репатриации денежных средств, определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) должно быть не менее 70 процентов (пп. «а» п. 15 Правил осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2011 N 964).

Можно резюмировать, что данные изменения в Закон смягчают требования валютного контроля для российских экспортеров в тех случаях, когда внешнеторговый договор (контракт) исполнен ненадлежащим образом или не исполнен и резидент получает на счет в уполномоченном банке выплаты от страховщика при наступлении страхового случая или от уполномоченного банка в качестве выплаты по банковской гарантии. Это, в свою очередь, влечет снижение административной нагрузки на российских экспортеров и развивает отношения с сфере страхования и обеспечения банковскими гарантиями, что уменьшает риск неполучения денег при реализации внешнеторговых договоров.

Также Закон допустил к страхованию рисков неисполнения обязательств по внешнеторговым договорам любые российские страховые организации, которые не включены в Перечень Центробанка, а не только АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР), как это было ранее. 



Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Klerk.ru

Автор материала
Ольга Яцало
Руководитель проектов практики Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты