Рубрика комментарии. Новый пакет поддержки малого и среднего бизнеса
10 Июня 2021
Кризисные явления, вызванные пандемией коронавируса, существенно усложнили условия для работы малых и средних предприятий, количество которых по данным из Единого реестра субъектов МСП сократилось на 3,9% (с 5,9 млн до 5,68 млн). При этом больше всего ушло с рынка микропредприятий, число которых за прошлый год снизилось на 6,5%. Эта цифра не учитывает тех, кто хотел организовать свой бизнес, но не смог этого сделать по причине разразившегося кризиса.
Больше всего в прошедшем году пострадала розничная продажа одежды и обуви, туристический, гостиничный и ресторанный бизнес, а также сфера спорта и развлечений, продажи в которых упали более чем на треть.
В период кризиса были развернуты существенные меры поддержки для субъектов МСП из наиболее пострадавших от пандемии отраслей, в том числе кредитование под 2%, правительственные субсидии на выплату заработных плат в размере МРОТ и др., но в этом году их действие уже заканчивается.
Обсуждаемый новый пакет мер поддержки МСП включает обнуление НДС для отельеров и рестораторов, повышение квот по госзакупкам, а также денежное субсидирование начинающих предпринимателей в форме выдачи сертификатов на сумму 100 тысяч рублей и пр. Однако суммы, которые будут затрачены на реализацию этих программ неспособны восстановить активность МСП до докризисного уровня и тем более не смогут обеспечить достижение установленного к 2024 году ориентира по обеспечению доли МСП в ВВП страны на уровне 32,5%.
В целом, предлагаемые меры господдержки вписываются в ранее использовавшиеся алгоритмы и по-прежнему носят точечный характер. Однако итоги предыдущих пяти лет показывают, что предоставленными льготами смогли воспользоваться менее 1% субъектов МСП. Поэтому точечные меры локально хотя и эффективны, но не могут обеспечить динамичного развития малого и среднего бизнеса в целом.
Отмена ЕНВД и переход малого бизнеса на УСН (на патентную систему смогли перейти только индивидуальные предприниматели) увеличил налоговую нагрузку для многих. А необходимость адаптироваться к работе в условиях пандемии повысила их расходы. Государство имеет широкие возможности для нефинансового стимулирования МСП, но использует их крайне неохотно.
Больше всего в прошедшем году пострадала розничная продажа одежды и обуви, туристический, гостиничный и ресторанный бизнес, а также сфера спорта и развлечений, продажи в которых упали более чем на треть.
В период кризиса были развернуты существенные меры поддержки для субъектов МСП из наиболее пострадавших от пандемии отраслей, в том числе кредитование под 2%, правительственные субсидии на выплату заработных плат в размере МРОТ и др., но в этом году их действие уже заканчивается.
Обсуждаемый новый пакет мер поддержки МСП включает обнуление НДС для отельеров и рестораторов, повышение квот по госзакупкам, а также денежное субсидирование начинающих предпринимателей в форме выдачи сертификатов на сумму 100 тысяч рублей и пр. Однако суммы, которые будут затрачены на реализацию этих программ неспособны восстановить активность МСП до докризисного уровня и тем более не смогут обеспечить достижение установленного к 2024 году ориентира по обеспечению доли МСП в ВВП страны на уровне 32,5%.
В целом, предлагаемые меры господдержки вписываются в ранее использовавшиеся алгоритмы и по-прежнему носят точечный характер. Однако итоги предыдущих пяти лет показывают, что предоставленными льготами смогли воспользоваться менее 1% субъектов МСП. Поэтому точечные меры локально хотя и эффективны, но не могут обеспечить динамичного развития малого и среднего бизнеса в целом.
Отмена ЕНВД и переход малого бизнеса на УСН (на патентную систему смогли перейти только индивидуальные предприниматели) увеличил налоговую нагрузку для многих. А необходимость адаптироваться к работе в условиях пандемии повысила их расходы. Государство имеет широкие возможности для нефинансового стимулирования МСП, но использует их крайне неохотно.
Автор материала
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Вам может быть интересно
Другие публикации экспертов
Закон о легализации параллельного импорта уже одобрен Государственной думой в третьем чтении. Теперь ввозить некоторые товары в страну можно без разрешения правообладателя. О том, как государство поддерживает импорт – в комментарии Ольги Яцало, Руководителя проектов практики Налогов и права.
Беспрецедентная экономическая ситуация, вызванная жесткими антироссийскими санкциями, сделала необходимым введение столь же беспрецедентных мер поддержки. Общий объем выделенных Правительством РФ средств, включая смягчение налоговой нагрузки, в 2022 году может приблизиться к отметке в 8 трлн рублей. О том, какие меры уже введены и действуют – в комментарии Василия Никитина, руководителя проектов практики Налогов и права.
Новые повышенные тарифы на перевозку грузов, которые были одобрены в рамках коллегии ФАС, начнут действовать с июня текущего года. Однако они не коснутся внутренних перевозок продовольствия, стройматериалов и импортных потребительских товаров. Юлия Белогорцева, Партнер практики Инвестиционного консалтинга и оценки – о том, как повышение может отразиться на объеме продаж и цене продукции, для портала Агро XXI.