Механизмы государственной поддержки импортозамещения: программы, субсидии и инструменты помощи промышленным компаниям

Впервые о необходимости разработки механизма импортозамещения в России заговорили на заре 2000-х гг., когда были созданы крупные государственные корпорации Роснано, Росатом, Ростех и нарастала необходимость разработки стратегии ведения государственной политики, нацеленной на замену импортных товаров аналогами собственного производства. Однако только начиная с 2014 года появляется перечень федеральных программ по государственной поддержке импортозамещения и ряд федеральных законов. В частности Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

Первая федеральная программа по государственной поддержке импортозамещения была утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №328 (ред. от 06.10.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Разработанная федеральная программа, по сути, определила ключевые цели импортозамещения:

  • формирование конкурентоспособного производства;
  • создание инноваций и методов использования передовой техники;
  • развитие индустрий, выпускающих инновационную продукцию.

При этом в документе четко установлен бюджет, который будет выделяться на реализацию намеченных планов: порядка 330 млрд рублей ежегодно. В период с 2015 по 2021 год в проекты по импортозамещению, по данным Комитета Совета Федерации по экономической политике, было вложено более 3 трлн руб., при этом прямое государственное финансирование составило свыше 500 млрд руб.

К слову, на данный момент порядка 1,5 тысячи проектов, представленных в регламенте, уже прошли через стадию официального запуска. В числе первых из них:

  • производства полного цикла по выпуску специальной обуви для работников медицинских отраслей;
  • фабрики, занимающиеся разработкой и доставкой до конечных B2B-потребителей конструкционных пластмасс;
  • компании, создающие сверхвысокочастотные переключатели для искусственных спутников Земли;
  • организации, подготавливающие детали к разнообразным самолетным двигателям (ПД-14 и так далее).

Особое внимание было уделено борьбе с продовольственным эмбарго. Уже сейчас страна перешла на полное самообеспечение, производя в полном объеме мясо, рыбу и зерно.

Механизмы поддержки импортозамещения в 2022 году

Необходимо отметить, что в 2022 году подход к импортозамещению поменялся, что связано с февральскими событиями и введением санкций в отношении России. Так, если еще до марта при запуске проектов осуществлялась оценка их рентабельности, экономически нецелесообразные проекты не принимались к реализации, то с начала весны промышленный пакет направлений был расширен в силу необходимости выпуска отечественной продукции. Особенно это касается машиностроения, станкостроения, фармацевтики и медицины, где была велика доля импорта.

Начиная с весны 2022 года Государственная дума приняла внушительный перечень законопроектов, каждый из которых тем или иным образом направлен на стимулирование внутреннего рынка. К числу конкретных законодательных актов такого формата относятся:

  • Установление приоритета отечественного ПО, входящего в особый реестр, при госзакупках.
  • Необходимость приобретения российской продукции при организации конкурсных и аукционных процедур.
  • Полноформатный запрос на покупку иностранных товаров для определенных секторов промышленности.
  • Обязанность заказчиков закупать изделия, произведенные на территории РФ в установленных минимальных долях.
  • Внедрение упрощенной схемы взаимодействия с продуктами из сферы медицины и фармацевтики.

В соответствии с Постановлением Правительства № 552 от 31.03.2022, в стране должны быть увеличены всевозможные гранты на создание отечественных аналогов комплектующих, которые ранее поставлялись исключительно из-за рубежа.

В настоящей статье коснемся некоторых наиболее универсальных и популярных сегодня механизмов господдержки.

Субсидирование НИОКР

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2019 г. № 1649 введены базовые инструменты поддержки НИОКР. Речь идет о выделении дополнительных средств (субсидий) для компенсации части затрат организаций на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям.

На такое субсидирование в 2022 году было выделено 15 млрд руб., 6 млрд из которых – на технологии производства сжиженного природного газа, мало- и среднетоннажную химию. Государство сегодня заинтересовано в так называемых быстрых проектах НИОКР, реализация которых предусматривается в течение полугода-года, а на выходе – конкретный готовый технологический продукт, способный конкурировать с зарубежной продукцией. В текущем году с помощью данного инструмента было поддержано более сотни проектов.

Для того, чтобы получить субсидии на НИОКР, необходимо ориентироваться на перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. № 3143-р. Данный перечень на текущий день содержит более 750 видов современных технологий, предлагаемых для внедрения инвестору, и регулярно обновляется. Только за 2022 год данный перечень увеличился более, чем на 130 позиций.

В соответствии с п.5 и 16 Постановления Правительства РФ от 12 декабря 2019 г. № 1649 максимальный срок предоставления субсидии составляет 3 года, а заявленный объем реализации инновационной продукции в денежном выражении за весь срок реализации проекта должен составлять не менее 5 размеров запрашиваемой субсидии. Таким образом, минимальный срок реализации проекта – это период, по результатам которого совокупный объем реализации инновационной продукции составит не менее 5 размеров суммы субсидии.

Согласно вышеуказанному постановлению, субсидии предоставляются на компенсацию части затрат в размере до 70% на НИОКР, но не более предельного размера субсидии, устанавливаемого Минпромторгом дополнительно. Это могут быть расходы на:

  • оплату труда работников;
  • подготовку и закупку исследовательского, испытательного, контрольно-измерительного и вспомогательного оборудования и комплектующих к нему;
  • накладные расходы (не более 100% суммы расходов на оплату труда работников, непосредственно занятых реализацией проекта);
  • оплату работ (услуг) организаций, привлекаемых для выполнения научно-исследовательских работ;
  • аренду необходимых для выполнения научно-исследовательских работ зданий, сооружений, технологического оборудования и оснастки;
  • содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других объектов основных средств, непосредственно связанных с выполнением научно-исследовательских работ;
  • государственную регистрацию в Российской Федерации результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках выполнения научно-исследовательских работ;
  • производство опытной партии продукции и ее тестирование, сертификацию и (или) регистрацию, а также на испытание;
  • приобретение изделий сравнения.

По итогам завершения инновационного проекта и выполнения плана мероприятий организация, с которой заключено соглашение о предоставлении субсидии, не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения выполнения плана мероприятий представляет в Минпромторг отчет о достижении результата предоставления субсидии. В случае непредставления организацией отчета об исполнении плана мероприятий более 6 месяцев после дня завершения выполнения плана мероприятий указанное соглашение расторгается в одностороннем порядке Минпромторгом с требованием к организации о возврате предоставленной организации суммы субсидии с уплатой штрафа.

Постановление Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 931 определен также механизм государственной поддержки - компенсация части затрат в целях создания новой конкурентоспособной промышленной продукции, связанных с НИОКР, для внешних рынков.

Таблица 1. Ключевые моменты Постановление Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 931


Компенсация части затрат, связанных с видом деятельности

Проведение НИОКР в целях создания новой продукции

Омологация существующей продукции

Распределение лимитов бюджетных обязательств

70%

30%

Размер субсидии

70% затрат на 36 мес. по одному проекту не более 900 млн рублей

70% затрат на 36 мес. по одному проекту не более 200 млн рублей

Обязательство по осуществлению экспорта продукта, в отношении которого получена субсидия

В 12 раз превышающего сумму субсидии в течение 6 лет с даты соглашения

В 10 раз превышающего сумму субсидии в течение 6 лет с даты соглашения

Расчет значения показателя по экспорту продукта, в отношении которого получена субсидия

Начиная со второго года, следующего за годом заключения соглашения, увеличение экспортной выручки на сумму, превышающую размер полученной субсидии не менее чем в 2 раза

Начиная с года, следующего за годом заключения соглашения, увеличение экспортной выручки на сумму, превышающую размер полученной субсидии не менее чем в 2 раза

Дополнительные обязательства

Получение охраняемых РИД


Поддержка производства и реализации пилотных партий средств производства

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 №634 государством предоставляются субсидии на возмещение затрат на выпуск и реализацию пилотных партий средств производства. Субсидии предоставляются в целях преодоления трудностей производителей с финансированием, связанных с его высокой стоимостью и неблагоприятной конъюнктурой, а также с высокими затратами на создание новых производств и их развитие. Стоит отметить, что субсидии предоставляются в размере не более 50% от общего размера фактически понесенных затрат, включая затраты на:

  • сырье, материалы и комплектующие
  • изготовление или приобретение оснастки (не более 20% субсидии)
  • оплату труда работников
  • приобретение расходного инструмента (не более 10% субсидии)
  • топливо и электроэнергию для технологических операций (не более 5% субсидии)
  • логистику, поставку пилотной партии (не более 10% субсидии)

Размер субсидии составляет до 150 млн руб., за исключением турбин, экскаваторов, комбайнов и др., на которые сумма может достигать 300 млн руб. Ежегодно до 15 февраля 2023-2026 гг. в Минпромторг РФ необходимо представить отчет о достижении показателя, необходимого для достижения результата предоставляемой субсидии, и показателей результативности с приложением подтверждающих документов.

Пилотной признается партия при следующих ограничениях:
  • Ограничения по объему: не более 15 штук при себестоимости единицы от 1 до 10 млн рублей, не более 10 – от 10 до 25 млн, не более 5 – от 25 млн.
  • Ограничения по ОКПД2

Таблица 2. Ограничения по себестоимости и объему пилотных партий на основе ОКПД2

ОКПД2

Себестоимость / объем

20.59.56 для катализаторов каталитического крекинга и катализаторов для процессов Клауса и Сульфрен

не менее 200 тонн и не более 1500 тонн

20.41.20 для веществ органических поверхностно-активных (ПАВ)

не менее 200 тонн и не более 1500 тонн

20.59.59 Продукты разные химические, не включенные в другие группировки

не менее 10 тонн и не более 500 тонн

Иные катализаторы

не менее 10 тонн и не более 100 тонн

27.31.12 Волокна оптические и жгуты волоконно-оптические; кабели волоконно-оптические, кроме составленных из волокон с индивидуальными оболочками

27.32.13 Проводники электрические прочие на напряжение не более 1 кВ

27.32.14 Проводники электрические прочие на напряжение более 1 кВ

не менее 1000 метров и не более 100000 метров

25.73.4 Инструменты рабочие сменные для станков или для ручного инструмента (с механическим приводом или без него)

25.73.60.120 Инструменты для бурения скальных пород или грунтов

28.24.11.000 Инструменты ручные электрические

не менее 100 единиц и не более 10000 единиц при себестоимости партии не менее 2 млн. рублей

26.1 Компоненты электронные и платы

26.20 Компьютеры и периферийное оборудование

26.30 Оборудование коммуникационное

26.40 Техника бытовая электронная

26.51 Оборудование для измерения, испытаний и навигации

28.23.1 Машины пишущие, устройства для обработки текста, калькуляторы и счетные машины

27.90 Оборудование электрическое прочее

28.99.20 Оборудование и аппаратура, исключительно или в основном используемые для производства полупроводниковых слитков или пластин, полупроводниковых устройств, электронных интегральных микросхем или плоскопанельных дисплеев

28.99.5 Части оборудования и аппаратуры, исключительно или в основном используемой для производства полупроводниковых слитков или пластин, полупроводниковых устройств, электронных интегральных микросхем или плоскопанельных дисплеев; части прочего оборудования специального назначения

с субпозициями

не менее 5 единиц и не более 1000 единиц при себестоимости партии не менее 25 млн. рублей и не более 300 млн. рублей

28.99.39.190 Оборудование специального назначения прочее, не включенное в другие группировки (в части переводников буровой колонны)

не менее 5 единиц и не более 20 единиц при себестоимости партии не менее 1,5 млн. рублей

25.29.12.190 Емкости металлические для сжатых или сжиженных газов прочие, не включенные в другие группировки

не менее 500 куб. метров и не более 20000 куб. метров при себестоимости партии не менее 2 млн. рублей


Определение пилотных партий для субсидирования проводится межведомственной комиссией, создаваемой Минпромторгом РФ, на основе конкурсного отбора.

Для получения субсидии организация должна одновременно выполнять несколько условий:

  • Договор (или предварительный договор) с потребителем о реализации пилотной партии заключен в течение 12 месяцев до дня подачи заявки на участие в отборе
  • Договор содержит обязательства по осуществлению поставки пилотной партии в течение 1,5 лет по истечении года, в котором заключено соглашение о предоставлении субсидии, или не позднее 31 декабря года, следующего за годом заключения соглашения.
  • Отсутствие аффилированности между поставщиком и потребителем.

Промышленная ипотека

В сентябре 2022 года Правительством опубликован документ, в котором запущен механизм ипотеки на покупку производственной недвижимости (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2022 № 1570). Промышленная ипотека - это льготный кредит для покупки производственных площадей для быстрого запуска или расширения бизнеса. Приобретая готовую производственную площадку, бизнесу легче будет запуститься с «нуля». Заемщики кредитуются под следующие объекты недвижимости: здания, строения, сооружения либо части сооружений, приобретаемые для промышленного производства. На 2022-2025 годы на реализацию механизма заложено более 970 млн рублей.

В ноябре 2022 года предложено расширить механизм промышленной ипотеки, включив в него не только приобретение площадей, но и их строительство, капремонт и реконструкцию.

Программой предусмотрены две льготные процентные ставки:

  • 3% годовых - действует для технологических компаний;
  • 5% годовых - действует для иных компаний.

Максимальный размер кредита составит 500 млн рублей. По расчетам Правительства РФ, в среднем, эта сумма позволит приобрести 10 тыс. кв. м промышленной недвижимости. Срок кредитования будет составлять не более 7 лет.

Еще одним условием для получения кредита является использование заемщиком не меньше, чем 50% площади купленной недвижимости под производство. Это условие должно выполняться в период действия кредитного договора с даты, не позже, чем через 3 года с момента его заключения.

Для реализации программы Минпромторгом определены 16 банков. В этот перечень вошли: ДОМ.РФ, Альфа-банк, ВТБ, Россельхозбанк, Росбанк, Сбербанк, «Кубань кредит», Транскапиталбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк, «Ак Барс», «Аверс», «Центр-инвест», «ФК Открытие», Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства и Новикомбанк. С начала действия промышленной ипотеки эти банки уже отобрали свыше 500 потенциальных заемщиков с портфелем в 70 миллиардов рублей.

Однако есть и ограничения на применения механизма льготной промышленной ипотеки. Так, ей не могут воспользоваться:

  • предприятия, занимающиеся добычей и продажей сырой нефти и природного газа;
  • производители и продавцы жидкого топлива, табачных изделий и алкоголя.

Стимулирование разработки конструкторской документации (КД)

Правительством РФ разработана и внедрена новая мера поддержки организаций в условиях санкций – программа стимулирования разработки российскими предприятиями конструкторской документации (КД) (Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 № 208). Ее основной целью является стимулирование разработки КД для серийного выпуска критически важных комплектующих. Ключевой оператор - АНО «Агентство по технологическому развитию».

Максимальный размер гранта составляет 100 млн рублей, но не более 80% всего бюджета проекта. Грант может быть израсходован:

  • на оплату труда работников, участвующих в разработке документации (до 70% суммы гранта)
  • на приобретение оборудования и запасных частей, изготовление опытных образов (до 50% суммы гранта)
  • на привлечение подрядных организаций (до 30% суммы гранта)
  • на производство опытной партии, тестирование, сертификацию и испытание (до 70% от суммы гранта)
  • и др.

Максимальный срок разработки КД – 2 года. В рамках программы предусмотрены также показатели результативности гранта: превышение объема выручки, полученной по КД, над объемом оказанной поддержки в 2 раза за 4 года с даты окончания работ по разработке КД.

СПИК: изменения в специнвестконтрактах

До конца 2023 года российские компании, внедряющие новые технологии в промышленное производство, смогут в два раза быстрее заключать с государством специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0). Соответствующее Постановление было принято Правительством РФ 20 сентября 2022 года №1660 «О внесении изменений в Правила заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов».

В апреле 2022 года минимально возможный срок процедуры заключения СПИК был сокращен до полутора месяцев. Такого сокращения удалось добиться благодаря пересмотру регламента части процедур:

Процедура

Сроки до конца 2023 года

Сроки до апреля 2022

Рассмотрение предложения компании-инвестора о заключении СПИК 2.0

5 рабочих дней

10 рабочих дней

Разработка документации конкурсного отбора

10 календарных дней

30-45 календарных дней

Подача заявки на участие в конкурсном отборе

Сразу после размещения извещения

Через 30 дней после размещения конкурсной документации

В декабре 2022 года стало также известно, что в Госдуму внесут проект изменений об обнулении налога на прибыль для участников специальных инвестиционных контрактов первого типа (СПИК 1.0).


Задачи заместить в ближайшее время все импортные материалы, изделия и комплектующие в принципе не стоит, именно поэтому определяются критически важные проекты. Одновременно у госорганов есть понимание, что многие из отобранных проектов будут как минимум на первом этапе убыточными, однако необходимо оценивать конкурентоспособность производимой продукции в перспективе, в том числе на мировом рынке, уже сейчас: не только с точки зрения стоимости, но и удобства и комплектации.


Вас проконсультирует
Дарья Перковская
Партнер по аудиту и консалтингу
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты