Меню Услуги и практики Кейсы Запрос
Актуально:
Планируется принять новые меры поддержки для промышленных предприятий, заключивших контракты в рамках механизма СПИК. О том, что такое СПИК, почему это сейчас актуально, какие можно получить преимущества и какие ограничения для компаний существуют сегодня – в обзоре Александра Силакова, Партнера практики Налогов и права Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Рейтинг
Рейтинговое агентство RAEX опубликовало 18-й ежегодный рейтинг крупнейших российских оценочных организаций по итогам 2021 года. Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» стабильно остается в ТОП-30 рэнкинга делового потенциала российских оценочных организаций.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Свяжитесь с нами
Отправьте сообщение и наши менеджеры свяжутся с вами в самое короткое время
Аудиторско-консалтинговая группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
127015, г. Москва, ул. Вятская, д. 70
info@delprof.ru
+7 (495) 740-16-01
Что вы ищете?
Главная Пресс-центр Публикации экспертов
СПИК 2.0: поддержка промышленных предприятий …

СПИК 2.0: поддержка промышленных предприятий и стимуляция импортозамещения

После введения антироссийских санкций возросла необходимость государственного участия в реализации инвестиционных проектов, ориентированных на импортозамещение и на выпуск продукции, востребованной на мировом рынке.

Государство (в лице Минпромторга или Минэнерго России) заключает специальные инвестиционные контракты (СПИК) с инвесторами, в которых определяются льготы, условия финансирования и реализации инвестиционных проектов.

СПИК 1.0

Механизм реализации СПИК 1.0 описан в Федеральном законе от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ», а правила заключения СПИК 1.0 закреплены в Постановлении Правительства РФ от 16 июля 2015 г. №708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (в редакции от 22.03.2022).

СПИК 1.0 применяется для инвестпроектов по созданию, модернизации и освоению производства промышленной продукции и до недавнего времени использовался западными международными концернами для создания производств в России. По схеме СПИК 1.0 были заключены контракты на реализацию проектов по выпуску автомобилей Mazda, Mercedes-Benz, Hyundai, Renault, производству комплектующих для Boeing, реализовать которые не позволили санкции, а инвесторы покинули российский рынок.

Всего с 2016 года было заключено 45 контрактов в формате СПИК 1.0, было привлечено инвестиции на сумму 350 млрд рублей, в том числе в нефтегазовом, энергетическом, в лесном и сельскохозяйственном машиностроении, фармацевтике, в химической промышленности и металлургии.

К числу мер господдержки, предлагаемых при заключении СПИК 1.0, относились:

  • налоговые льготы (по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам, а по некоторым проектам ставка налога на прибыль снижалась до 0%),
  • субсидии, предусмотренные контрактом,
  • возможность применения ускоренной амортизации,
  • упрощенная процедура получения статуса «Made in Russia»,
  • доступ к госзаказу.

СПИК 1.0 действовал до 10 лет и предусматривал объем инвестиций в проект не менее 750 млн руб. без НДС. После введения санкций стало возможным продлить срок реализации СПИК 1.0 до 12 лет для проектов, реализация которых усложнилась из-за санкций.

Администрации российских регионов, муниципальных образований также предоставляют гранты, осуществляют субсидирование, льготное финансирование стратегически важных региональных инвестиционных проектов заключая региональные СПИК, и предоставляют инвестиционные налоговые льготы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам, ставка которых может быть снижена до нуля, а также по налогу на прибыль до 13,5%, за счет снижения региональной составляющей.

Введение СПИК 2.0

Однако механизм СПИК 1.0 не отвечал требованиям импортозамещения и экспортоориентированности создаваемого производства. В августе 2019 года в него были внесены изменения, и появился СПИК 2.0, в соответствии с которым обязательным условием заключения СПИК является необходимость внедрения технологии серийного производства продукции из числа 26 приоритетных, из утвержденного правительством перечня.

В отличие от СПИК 1.0, который заключался со всеми, кто изъявит желание реализовать инвестпроект и выполнит требования, для участия в СПИК 2.0. необходимо пройти конкурсный отбор.

Сроки заключения СПИК 2.0 также увеличились, и для проектов с инвестициями менее 50 млрд руб. максимальный срок составляет 15 лет, а для более дорогих инвестпроектов – 20 лет.

Таким образом, СПИК 2.0 преследовал цель не просто запустить производство какой-либо промышленной продукции, а внедрить собственную или современную зарубежную технологию, которая бы позволила серийно выпускать продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. А в условиях санкций заключение СПИК 2.0 также должно позволить обеспечить необходимое импортозамещение.

Сравнение СПИК 1.0 и СПИК 2.0

Ключевые критерии

СПИК 1.0

СПИК 2.0

Инициатор

Инвестор

Инвестор, Российская Федерация, субъект Федерации (обязательно)

Механизм заключения

Заявительный порядок

Конкурсный отбор

Требуемый минимальный объем инвестиций

от 750 млн руб.

без ограничений

Направление финансирования

Создание новых или модернизация старых промышленных мощностей

Создание серийного производства продукции на основе одной из технологий, утвержденных Минпромторгом

Срок действия

≤ 10 лет

≤ 15 лет (с объемом инвестиций ≤ ₽50 млрд)

≤ 20 лет (с объемом инвестиций> ₽50 млрд)

Сложности заключения СПИК 2.0

Самой существенной проблемой работы формата СПИК была и остается сложность заключения контрактов. Много времени отнимает сбор большого числа документов и подготовка инвестпроекта по установленным требованиям. Необходимы месяцы на рассмотрение заявки и принятие решения межведомственной комиссией, требуется масса согласований условий самого контракта до его подписания.

Инвестор, уже работающий в ТОР или в одной из особых экономических зон, не сможет одновременно использовать льготы по СПИК с другими. Например, заключив СПИК, он должен утратить статус резидента ОЭЗ и возможность применения режима свободной таможенной зоны.

Механизм СПИК в условиях санкций нужно сделать максимально удобным и привлекательным для инвестора: увеличение доли государственного участия в проектах сможет остановить утечку капитала и способствовать росту производства и несырьевого экспорта.

Перечень льгот для промышленных предприятий в рамках СПИК 2.0

Меры поддержки

Предлагаемые льготы

Налоговые льготы

·       Возможность снижения до 0% налога на прибыль

·       Льготы по налогам на транспорт и имущество

·       Льготы по земельным налогам

Субсидиарные меры

Особые условия доступа к субсидиарным программам

Ускоренная амортизация

Исполнитель контракта получает право на применение условий ускоренной амортизации

Статус «Сделано в России»

Упрощенное получение статуса «Сделано в России» для своей продукции. Статус дает преимущественный доступ к закупкам госкомпаний, отраслевым и межотраслевым субсидиям.

Упрощенный доступ к госзаказу

Возможность получения статуса «Единственный поставщик» для ряда категорий государственных закупок.

Иные меры

Прочие меры стимулирования. Могут быть утверждены на региональном или муниципальном уровне в рамках обсуждения условий СПИК. Например, предоставление земельного участка из фонда региона или муниципального образования без проведения торгов и/или создание необходимой инфраструктуры.



Автор материала
Александр Силаков
Партнер практики Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты

Вам может быть интересно

Анализ инвестиционного договора для промышленного предприятия: как эксперты Группы помогли компании сохранить льготы
Привлечение инвестиций для модернизации производства

Другие публикации экспертов

Ольга Яцало
Руководитель проектов практики Налогов и права
СПИК – это инструмент промышленной политики, направленный на стимулирование инвестиций в промышленность России. Руководитель проектов практики Налогов и права Ольга Яцало подробно рассмотрела два существующих механизма СПИК, их преимущества, ключевые отличия и меры государственной поддержки инвесторов.
Дмитрий Трофимов
Руководитель отдела Оценки бизнеса практики Инвестиционного консалтинга и оценки
Порядка месяца остается до вступления в силу 6 новых стандартов оценки, которые заменили 3 стандарта, относящихся к общим вопросам оценочной деятельности, и 3 специальных стандарта. О нововведениях – в кратком обзоре Дмитрия Трофимова, Руководителя направления оценки бизнеса практики Инвестиционного консалтинга и оценки Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
Юлия Белогорцева
Партнер практики Инвестиционного консалтинга и оценки
С 13 сентября тарифы полиса будут изменены: коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий будет расширен на 26% вверх и вниз. Насколько действенна предложенная мера и как она повлияет на автовладельцев – в комментарии Юлии Белогорцевой, Партнера практики Инвестиционного консалтинга и оценки, для журнала «Эксперт».
Запросить предложение
Задать вопрос
Запросить комментарий эксперта