Придется ли российским и петербургским строительным компаниям в ближайшем будущем столкнуться с дефицитом новой спецтехники и запчастей?

Санкции практически не сказались на обеспечении строительной отрасли России и Санкт-Петербурга материалами: производство большинства из них полностью локализовано в России, а утерянные зарубежные поставки могут быть замещены отечественными аналогами. Наиболее чувствительной к введенным антироссийским санкциям стал рынок строительной техники, где на долю зарубежных брендов приходится почти 83%.

За 2021 год в России было продано 39,3 тыс. единиц строительной техники (что составляет около 4% мирового рынка), в том числе 32,6 тыс. единиц – иностранной. В среднем около 45% строительной техники поставлялось в Россию из стран, присоединившихся к санкциям.

Наибольшие объемы продаж строительной техники приходятся на экскаваторы, которых в 2021 году было продано почти 7 тыс. единиц. Половина их экспорта в Россию осуществлялось из Кореи и Японии, тогда как на долю поставок из Евросоюза приходилось чуть более 15%. Доля погрузчиков в продажах строительной техники также высока и составляет 11,7%, при этом почти 40% импорта составляют погрузчики из Европы и США и еще 11% занимают поставки из Японии и Кореи.

Из-за санкций остановили производство иностранные бренды строительной техники, локализованные в России, в числе которых Komatsu (Ярославль), Caterpillar (г. Тосно Ленинградской области), выпускающие экскаваторы и карьерные самосвалы, John Deere (Домодедово), осуществляющий сборку грейдеров и экскаваторов-погрузчиков, а также производитель грузовых машин - завод Volvo (Калуга) и выпускающий экскаваторы завод Hitachi (Тверь).

Отечественные производители строительной техники не смогут заместить потерь от импорта, так как на их долю приходится всего 17% рынка. Кроме того, они во многом зависимы от поставок импортных комплектующих и сегодня активно ищут замену поставщикам из «недружественных» стран, что не позволит им в ближайшей перспективе существенно нарастить объемы производства.

У строительных компаний остается возможность закупать строительную технику в Китае, который сегодня формирует около 40% мирового рынка. Другим вариантом устранения дефицита техники и запасных частей станет легализованный в России параллельный импорт, который, однако, лишит покупателей техники гарантийного сервисного обслуживания.

Во время пандемии и нового «февральского витка» кризиса, по вашим наблюдениям, строительные компании начали больше ориентироваться на услуги лизинговых компаний?

Конечно, лизинг стал более популярен на фоне падения покупательского спроса, вызванного экономическим кризисом, возникшим из-за санкций и очередного витка ковидной пандемии. Однако основной причиной роста спроса на услуги лизинговых компаний при приобретении строительной техники стал укрепившийся рубль.

Лизинговые сделки в иностранной валюте стали малопопулярными. Строительным компаниям выгодно покупать иностранную технику через лизинговые компании за подешевевшие доллары и евро, а затем уплачивать лизинговые платежи в рублях.

Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», журнал «Бизнес дневник»

Автор материала
Ксения Архипова
Старший партнер. Исполнительный директор
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты