Понятие «аудиторская тайна» закреплено в настоящее время в Статье 9 закона 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Такую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и/или составленные аудиторской организацией и ее работниками при оказании услуг, предусмотренных законом 307-ФЗ.

Кроме того, конфиденциальность является одним из основных принципов, на которых основывается профессиональная этика аудитора, и закрепленных Кодексом профессиональной этики.

На текущий момент п.4 статьи 82 НК РФ также предусмотрено, что при осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушении требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну.

Законопроект подразумевает исключение аудиторской тайны из п.4 статьи 82 НК РФ, а также включения в статьи 82 и 93 НК РФ положений, предусматривающих порядок обращения должностных лиц налогового органа к аудиторским организациям за документами (информацией), служащими основаниями для исчисления и уплаты налогов (сборов).

По сути это означает, что при не предоставлении налогоплательщиком налоговому органу в ходе проверки (иных мероприятий налогового контроля) каких-либо документов, налоговики будут вправе запросить эти документы у аудиторской организации, если она за проверяемый период:

  • проводила обязательный или инициативный аудит налогоплательщика
  • осуществляла постановку, восстановление или ведение учета (бухгалтерского или налогового), составление отчетности, бухгалтерское или налоговое консультирование
  • осуществляла управленческое консультирование, в том числе по вопросам реорганизации или приватизации.

Аудиторская организация должна будет предоставить запрашиваемые документы (информацию) налоговому органу, если она ими располагает. Напомним, что аудиту в силу его специфики присущи некоторые ограничения – например, выборочная проверка операций аудируемого лица. Кроме того, аудитор не обязан копировать все проверенные им документы клиента, кроме случаев, когда данные документы являются аудиторскими доказательствами существенного искажения бухгалтерской отчетности.

Для аудиторских организаций эти изменения абсолютно точно повлекут увеличение административных расходов на обработку таких запросов. Ведь глубина периода, за который налоговые органы могут сделать запрос, составляет минимум 3 года, а крупнейшие аудиторские компании проверяют и консультируют сотни, а то и тысячи клиентов ежегодно.

Определенные проблемы могут возникнуть в налоговом консалтинге – ведь такие услуги зачастую подразумевают проработку сделок клиента с целью правильно, но в минимально допустимых законодательством размерах, рассчитать и заплатить налоги. С учетом текущей редакции изменений в НК РФ конфиденциальность с информации, полученной от клиента в ходе налогового консалтинга, также снимается.

Заказчикам аудиторских и консалтинговых услуг важно понимать, что обращение к аудиторам со стороны налогового органа будет возможно не по первому желанию налоговиков, а только если документы (информация) не предоставлены самим налогоплательщиком.

Таким образом, в случае принятия поправок, бизнесу необходимо будет в чем-то менять формат общения с налоговыми органами, понимая, что они могут использовать при проверках еще один источник информации. В целом я не вижу риска большого оттока клиентов по аудиту и консалтингу в связи с этими поправками. Понятие конфиденциальности и аудиторской тайны не исключено из законодательства по аудиту, а остается одним из основных принципов работы аудиторов.


Источник: Пресс-центр «АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», журнал «Расчет»

Автор материала
Дарья Перковская
Партнер по аудиту и консалтингу
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты