С 1 марта 2022 года в соответствии с изменениями, внесенными 170-ФЗ от 11.06.2021 г. плановые проверки соблюдения законодательства о применении ККТ больше не проводятся, и теперь налоговые органы могут проводить только внеплановые проверки.

То есть, если раньше владелец ККТ получал уведомление о предстоящей проверке, то теперь его не будут уведомлять даже о том, что проверка в его отношении уже назначена. Зачастую о факте проверки владелец ККТ может узнать только, когда она уже будет закончена и он получит акт с фиксацией выявленного нарушения.

Объявленное Правительством в целях поддержки бизнеса продление моратория на проведение плановых проверок субъектов МСБ, не распространяется на налоговые контрольные мероприятия (Письмо Минфина от 15.06.2022 № 03-02-07/56732) и тем более не затрагивает владельцев ККТ. И хотя в 2022 году количество проверок соблюдения законодательства о ККТ существенно сократится, в покое владельцев ККТ налоговая инспекция не оставит.

Постановление Правительства №336 от 10.03.2022, казалось бы, ограничивает проведение проверок соблюдения законодательства о применении ККТ, устанавливая обязательное согласование таких действий ФНС с органами прокуратуры. Но на практике, необходимость такого согласования не является препятствием для проведения массовых проверок в отношении владельцев ККТ.

Суть данного постановления заключается в снижении административного давления и создании максимально благоприятных условий для ведения бизнеса, работающего в условиях кризиса. Любая проверка бизнеса со стороны надзорных органов должна проводиться только в крайних случаях, когда существует реальная угроза жизни и здоровью граждан, обороне и безопасности государства, возникновения ЧС. Поэтому прокуратура не просто согласовывает проведение проверки, она должна являться ее инициатором. А это было упущено упомянутым постановлением.

У налоговых органов имеется широкий набор инструментов дистанционного контроля за деятельностью налогоплательщиков, они могут в онлайн-режиме отслеживать полноту фиксации выручки через ККТ через оператора фискальных данных (ОФД), а результаты анализа позволяют выявить возможные нарушения и служить основанием для назначения внеплановой проверки. И только тогда территориальный орган ФНС (руководитель или его заместитель) может принять мотивированное решение о проведении внеплановой проверки в отношении конкретного владельца ККТ и выступить ее инициатором. Но и в этом случае проведение проверки требует согласования с прокуратурой, которая должна подтвердить наличие мотивов для ее назначения.

К сожалению, этот механизм не получил детального отражения в нормативных документах, и налоговые органы используют образовавшийся пробел в законодательстве для проведения массовых проверок владельцев ККТ.

Кроме того, 170-ФЗ от 11.06.2021 г. ввел, так называемое, «выездное обследование», которое может проводиться по заданию надзорных органов и активно используется ФНС вместо проверок. Решение о проведении выездного обследования не принимается, что дает возможность налоговым органам проводить выездные контрольные мероприятия без согласования с органами прокуратуры. Владельцу ККТ следует знать, что выездное обследование не допускает взаимодействия проверяющих с контролируемым лицом, поэтому налоговые инспекторы в ходе его проведения не могут запрашивать какие-либо документы для проверки.

После введения ограничений на проведение проверок соблюдения законодательства о ККТ налоговые службы перенесли свою активность на рынки, ярмарки и другие подобные мероприятия. Законопроект, который обяжет всех торговцев (кроме сельхозпроизводителей, работающих на ЕСХН) использовать ККТ пока прошел только первое чтение в Государственной думе и еще не принят. Но тем не менее применение ККТ обязательно при торговле непродовольственными товарами в расположенных в этих местах магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках, открытых прилавках и пр.

Даже если налоговые инспекторы не будут проверять самих торговцев на рынках и ярмарках, никто не запрещает им обратиться за информацией о них к управляющей компании, которая предоставляет им торговые места. Налоговые инспекторы осуществляют выездное обследование рынка в целом, проводят «инвентаризацию торговых пространств», в ходе которой могут быть выделены арендаторы-продавцы непродовольственных товаров, не имеющие ККТ. Точно также без взаимодействия с владельцами ККТ налоговые органы проводят «наблюдение» за соблюдением обязательных требований. Однако в случае выездного обследования и наблюдения, даже при выявлении нарушений, санкции к нарушителям налоговые органы применить не могут, хотя могут получить основания для проведения выездной внеплановой проверки.

Таким образом, несмотря на кризис, налоговый контроль соблюдения законодательства о применении ККТ в отношении розничных продавцов усилился и будет продолжать ужесточаться, что в перспективе может привести к уходу индивидуальных продавцов с рынков и росту несанкционированной торговли.

Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Автор материала
Александр Силаков
Партнер практики Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты