Машиностроение
Тенденции развития машиностроительной отрасли России
Развитие машиностроительной промышленности – один из главных факторов развития российской экономики и роста ВВП. После коллапса советской системы плановой экономики и трансформационного кризиса 90-х годов многие предприятия отрасли прошли значительную модернизацию, чему способствовали:
-
активный рост экономики
-
выход на российский рынок многих ведущих мировых производителей оборудования, инструментов, программного обеспечения
-
рост инвестиций в отрасль - как частных, так и государственных
За последние годы в России появилось много передовых производств, оснащенных современным оборудованием, а также применяющих передовые IT-решения в области управления производством, логистикой и мониторинга основных фондов.
Таким образом, на момент начала кризиса 2022 года и введения санкций индустрия подходила хоть и со значительно изношенными основными фондами, оставшимися еще с советского периода, относительно низкой эффективностью труда, но с перспективой развития и планами технологического перевооружения.
Главными драйверами этих изменений были:
- Государственные инвестиции в технологическое перевооружение предприятий, особенно предприятия, занятые исполнением государственного оборонного заказа
- Доступ к передовым технологиям для российских промышленных предприятий, активное участие мировых компаний в технологическом перевооружении
-
Локализация в России производств ведущих мировых производителей, а также открытие большого количества совместных предприятий повысили стандарты производства и управления в целом ряде отраслей промышленности, в частности в автомобилестроении и энергомашиностроении.
Влияние кризиса и санкций на машиностроение России
Экономический кризис 2022 года и санкции оказали значительное негативное влияние на российское машиностроение. И если для таких отраслей российской экономики как металлургия или экспорт полезных ископаемых основным вызовом стало выпадение экспортного объема поставок, то самым болезненным ударом для машиностроения является разрыв логистических цепочек и отсутствие иностранных комплектующих и средств производства.
Современное промышленное предприятие со сложными производственными процессами, оснащенное дорогостоящим высокопроизводительным оборудованием, не может эффективно функционировать в условиях изоляции. Так как оборудование требует своевременного и строго регламентированного обслуживания, обновления программного обеспечения, для отладки новых технологических процессов и задач требуется привлекать внешних специалистов.
Из-за ухода с российского рынка большого количества иностранных компаний участники рынка из самых разных отраслей промышленности столкнулись с нехваткой комплектующих и расходных материалов, а также с проблемами обслуживания своего парка оборудования:
-
Острее всего это ощущается в автомобилестроении, отрасли наиболее чувствительной к перебоям в логистике. Если поставки компонентов не возобновятся в полном докризисном объеме, то российские производители будут вынуждены пойти по пути радикального упрощения технологий и снижению качества продукции.
-
Большие проблемы испытывают и предприятия самолетостроения, как гражданского, так и оборонного назначения. Эта отрасль традиционно является одной из наиболее технологически сложных, с самыми жесткими стандартами и требованиями к качеству. И зависимость от иностранных комплектующих и технологий тут крайне высокая: например, у отечественных лайнеров Sukhoi Superjet и МС-21 доля иностранных комплектующих по разным оценкам составляет 60% и выше.
-
Предприятия ОПК, которые и были основной целью введения санкций против российской промышленности, являются менее зависимыми от сиюминутной конъюнктуры, поскольку специфика их хозяйственной деятельности предполагает создание значительных запасов расходников и комплектующих.
-
Сфере энергомашиностроения будет крайне проблемно восполнить уход с российского рынка крупных иностранных игроков, в частности Siemens и GE. Пока не очень понятно, получится ли при помощи отечественной продукции и продукции из других стран на должном уровне поставлять аналогичную продукцию на российский рынок.
На настоящий момент отечественное машиностроение пытается решать возникающие вызовы путем переориентации на технологическую продукцию из других стран. Например, технологическую продукцию ушедших из России западных компаний частично возможно заместить поставками из Китая, Кореи и других стран Азии.
Также участники рынка рассчитывают на параллельный импорт, легализованный сегодня в России. Однако следует понимать, что продукция серого импорта – это скорее продукт для потребления малыми и средними предприятиями с не очень сложными технологическими процессами. Крупным высокотехнологичным производителям крайне сложно находится в «серой зоне» из-за высоких финансовых рисков, которые они вынуждены нести, применяя продукцию или программное обеспечение без гарантированной сертификации, гарантий качества и лицензированного официального обслуживания.
Также исключительно важными для отрасли являются меры государственной поддержки и стимулирование импортозамещения. Отрасль машиностроения и ранее являлась приоритетной для государственной поддержки. Участники рынка ожидают, что и сейчас государство сможет создать необходимые стимулирующие механизмы, чтобы помочь машиностроителям пережить кризис.
Аудит и консалтинг машиностроительных предприятий
Аудит и консалтинг в машино- и приборостроении призван решить множество сложных задач, стоящих перед предприятиями данной отрасли:
-
Большое количество контрагентов, в том числе зарубежных, и высокая интегрированность этой отрасли в мировую индустрию
-
Сложные организационные структуры, наличие надпроизводственных объединений и строгое регулирование требуют от предприятий выработки четких схем взаимодействия со своими учредителями, акционерами, поставщиками, партнерами и покупателями.
-
Зависимости отрасли от импорта технологий в условиях текущего кризиса заметно усложняет процесс планирования производства, логистики и сбыта продукции.
Специалисты Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» осуществляют аудит и консультирование предприятий машино- и приборостроения по всем направлениям их деятельности, проводят финансовый и экономический анализ, тщательно изучают потребности клиентов во внедрении инновационных технологий, разрабатывают рекомендации по формированию финансовой, инвестиционной, кадровой политики, а также общей стратегии развития предприятий.
Большой опыт работы, глубокие знания производственной и управленческой специфики данных предприятий позволяют нам успешно решать текущие и стратегические задачи развития, стоящие перед нашими клиентами.
Знание специфики и существующих в отрасли проблем способствует выработке оптимальных решений для поставленных задач по совершенствованию системы управления бизнес-процессами на предприятии. Методология, используемая нами в отраслевом консалтинге, позволяет понять цели и задачи, стоящие перед клиентом, используя для этого мировой опыт в конкретной отрасли и профессиональный опыт наших экспертов.