Судостроительная отрасль является одной из базовых в структуре ВВП, на нее приходится до 1% при уровне добавленной стоимости до 30%. Кроме того, она обеспечивает занятость на одного своего сотрудника примерно 4-5 человек из смежных областей, т. е. ее поддержка положительно сказывается на развитии металлургии, электроники, приборостроения и как собственной, так и международной транспортной системы морского и речного судоходства, на которые приходится по разным оценкам от 70 до 90 % общего объема грузоперевозок.

По данным, представленным Российским морским регистром судоходства (РС) и Российским классификационным обществом (РКО, ранее Российский Речной Регистр), в 2022 году на российских верфях велось строительство 367 судов (из которых под техническим наблюдением РС - ​225 единиц, РКО - ​142 судна и плавучих объекта). За прошлый год отечественные верфи передали заказчикам 117 судов, в том числе 35 морских судов (РС) и 82 плавучих объекта, из которых 31 самоходное судно для внутренних водных путей (РКО). К слову, в 2021 году в постройке находилось 406 судов (145 речных и 261 морское). За 2021 год на российских верфях было построено и передано заказчикам 89 судов, из которых 50 - ​внутреннего водного плавания и 39 - ​под класс РС.

Влияние санкций на отрасль

В 2022 г. против крупнейших судостроительных предприятий были введены санкции, что привело к изменению систем управления компаний, смене руководства, а также к переразмещению судостроительных заказов на другие предприятия. В начале 2023 года в «Объединенной судостроительной корпорации» были инициированы корпоративные мероприятия, включающие передачу функций единоличных исполнительных органов в управляющую компанию.

Российские верфи в 2022 году сократили количество сданных кораблей и судов примерно на 20%, но при этом их суммарный тоннаж вырос более чем наполовину.

Для постройки судна требуются материалы и комплектующие, оборудование, в частности: навигационные системы, двигатели высокой мощности и процессоры, валолинии, валогенераторы, которые поставляли в основном иностранные производители, такие, как Wärtsilä, MAN, Mitsubishi и Yanmar. В условиях динамично развивающейся глобализации, Россия благополучно пользовалась преимуществами последней и закупала до 95% всех комплектующих за рубежом. По оценке Минпромторга, доля импортного оборудования в отечественном судостроении сейчас составляет около 70%. Причем все технологически сложные изделия, такие как двигатели, силовые установки, системы навигации и связи, большая часть палубной и крановой техники, а также спецоборудование, ввозятся из-за рубежа. Оставшиеся 30% - это корпус и несложные металлоконструкции российского производства.

В марте 2022 года страны Евросоюза ввели блокирующие санкции против крупнейших судостроительных предприятий России.  За год работы отрасли в режиме санкций стало очевидно, что ключевой проблемой для судостроительных и судоремонтных предприятий является их обеспечение судовым комплектующим оборудованием (СКО). Наиболее остро проблематика будет ощущаться в отношении судовых дизельных двигателей, элементов пропульсивных (винторулевые колонки) и судовых (водоподготовка, обработка сточных вод и прочие) систем, а также якорношвартового оборудования. Ожидается нехватка высокомощных двигателей.

Ввиду высокой доли импорта в отечественном гражданском судостроении значительная доля российских судов традиционно ремонтировалась за границей. В условиях действующих ограничений большинство европейских верфей (Литва, Польша, Эстония, Норвегия и др.) отказались работать с российскими контрагентами, а судоремонтные предприятия Индонезии и Турции повысили свои расценки; существенно затруднен доступ к запасным частям. Особенно остро эта проблема ощущается в рыбопромысловом сегменте – до февраля 2022 г. на территории РФ осуществлялся ремонт не более 15% судов соответствующего назначения, – и это создает риски для обеспечения продовольствием.

Меры государственной поддержки судостроения

Ответные действия на ограничения со стороны ЕС были предприняты достаточно быстро, поскольку отечественные верфи при поддержке государства искали способы преодоления импортозависимости еще до событий февраля и в 2022 г. активно приступили к реализации соответствующих мероприятий. Руководством страны в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики была поставлена задача реализации потенциала судостроительной отрасли. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 г. № 2553-р была утверждена Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года (далее - Стратегия), в рамках которой были разработаны и продолжают разрабатываться планы по достижению независимости отрасли от импорта. 

Благодаря санкционному режиму, отрасль получила значительную поддержку от государства и новый вектор развития.

Введение санкционного режима способствует быстрому развитию судостроительной отрасли по многим аспектам. Ввиду зависимости от импортного оборудования и комплектующих государство выделило существенные средства для обеспечения их отечественного производства. Также намечены цели и этапы реализации программ по обновлению рыбопромыслового и рекреационного флота. В сжатые сроки построены суда нового типа с использованием местных комплектующих. Благодаря сложившейся геополитической обстановке, судостроительная отрасль получила огромную помощь от государства для обеспечения снижения ее зависимости от внешних факторов и развития для удовлетворения внутреннего спроса.


Вас проконсультирует
Владимир Поклад
Директор департамента Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты