Выявление альтернативных схем обналичивания денег через компании розничной торговли

По информации издания «Известия», Росфинмониторинг направил банкам письмо, согласно которому при выявлении альтернативных схем обналичивания денег через компании розничной торговли банки должны применять индивидуальный подход. А именно – учитывать специфику деятельности каждого конкретного клиента.
Газета обратилась в АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» с просьбой прокомментировать ситуацию. Своим мнением поделился Партнер, Директор по стратегическому развитию Группы Армен Даниелян:
Бизнес, построенный на обналичивании денег, всегда характеризовался высокой гибкостью и мобильностью. Для борьбы с обналичкой Банк России периодически «выявляет» используемые схемы и направляет рекомендации банкам по их пресечению, но схемы меняются, их участники – тоже. Пресечение одних схем, приводит к появлению других, не менее изощренных. Но характеристики для всех используемых схем остаются неизменными: во-первых, за подобной схемой всегда стоит фиктивная сделка во-вторых, наличный денежный оборот уходит в тень.
Требуя от банков «запрашивать у организации розничной торговли документы, являющиеся основанием для зачислений, обосновывающие экономический смысл и законные цели зачислений», регулятор пытается заставить банки выявлять фиктивные сделки. Но это обязанность правоохранительных и налоговых органов. Тем более, что большинство фирм, занимающихся обналичиванием, каждую сделку сопровождают всем необходимым пакетом фиктивных документов (договором, счетами-фактурами, накладными и актами выполненных работ). За что взымают с клиентов высокую комиссию до 11-13%. Поэтому подобные приемы ужесточения надзора не способны пресечь схемы обналичивания, они лишь ведут к удорожанию платы за нее и к появлению сложностей у добросовестных клиентов.
Однако все, что регулятор должен требовать от банков – это надлежащий контроль за соблюдением клиентами кассовой дисциплины. Простой вопрос: как часто банк проводит проверку соблюдения кассовой дисциплины у своих клиентов? Ответ: в лучшем случае – один раз в три года или не проводит вовсе, ссылаясь на отсутствие ресурсов. Но совершенно необязательно для этого расширять штат и учащать выездные проверки, ведь достаточно разработать форму для ежемесячного (ежеквартального) мониторинга движения наличных денег, которую должны предоставлять клиенты обслуживающему банку. А методология анализа этих форм уже позволит выявить фирмы, занимающиеся обналичиванием денег, и передавать сведения о них в финмониторинг для пресечения нарушения законодательства.
Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI), газета «Известия»