«Потенциально, согласно статистике, вы должны получать столько…Ах, получили меньше? Добро пожаловать в зону особого внимания!»

На данный момент иной информации, кроме того, что система «Налоговый потенциал» разрабатывается и ее планируют ввести в действие в 2022 году, нет. Как нет и конкретики, в частности относительно показателей, которые будут учитываться для оценки рентабельности деятельности налогоплательщика, и иных особенностей применения данной системы. Однако уже сейчас это нововведение можно оценить двояко.


Во-первых, как указывает ФНС, эта система должна определить налоговую нагрузку для каждого конкретного налогоплательщика, в чем должны помочь более 50 показателей. Сразу возникает вопрос – как эти показатели будут работать в условиях меняющегося рынка? На какой момент будет рассчитываться «нормальная» налоговая нагрузка? Согласитесь, будет странно, если система рассчитает потенциальные налоги в хорошей экономической ситуации, а компания попросту не достигнет такой суммы (по различным причинам). А на горизонте уже маячат фискалы «с повышенным вниманием». В отсутствие какой-либо информации о конкретных регламентах работы этой программы, процессах и иных данных, применяемых для расчета, об этом нововведении можно судить пока в не самом позитивном ключе.

И вот почему. Второе, на что стоит обратить внимание – это заявление чиновника о том, что отклонения от «нормального» уровня рентабельности» не будет однозначно говорить о недоплате налогов компанией, однако такие организации попадут в зону повышенного внимания. Вероятно, стоит полагать, что «отклонения от нормального уровня рентабельности» не показывают, что как-то изменилась рыночная обстановка, вследствие чего компании из определенного сектора экономики могут не доплатить потенциально рассчитанные суммы в бюджет, что потребует дополнительных экономических мер со стороны госорганов. Они лишь «однозначно не свидетельствуют о недоплате налога», что не отрицает возможности налогового доказательства факта неуплаты вкупе с другими доказательствами.

И здесь сразу возникает другой вопрос – если есть другие доказательства (а они должны быть, если у налогового органа возникло обоснованное подозрение, что налог не был уплачен в полном объеме), то для чего нужна дополнительная система повышения внимания налоговых органов? Насколько этот показатель «нормальной рентабельности» стабилен, особенно в условиях нынешней экономики, насколько гибки показатели, входящие в состав программы?

Напомним, что КС РФ неоднократно высказывал позицию, что налоговые органы не должны оценивать экономическую целесообразность, порядок и условия финансово-хозяйственной деятельности. Налогоплательщик вправе единолично и самостоятельно оценивать ее эффективность и целесообразность.

Главный вопрос – что означает «повышенное внимание»? Объективно понятно, что речь идет об увеличении шанса проведения налоговой проверки. Но сразу хочется уточнить, чего этим хотят добиться налоговые органы? Подвести экономическую деятельность под «палочную систему», где в отсутствие результата налогоплательщика достанут проверками, найдут виноватого и заставят доплатить налог? Иная цель для оценки рентабельности деятельности предпринимателей со стороны налоговых органов пока видится слабо.

Подводя итог, складывается ощущение, что ФНС ищет новый инструментарий, позволяющий расширить возможности для привлечения к ответственности за неуплату налогов. Теперь для этого будет применяться достаточно размытый показатель «нормальной рентабельности», однако в отсутствие какой-то конкретики со стороны ФНС объективно оценить данную систему не представляется возможным.

Мы будем следить за обновлениями информации о новой системе «Налоговый потенциал».

Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
Автор материала
Герман Ковешников
Консультант по правовым вопросам практики Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты