Впервые о необходимости разработки механизма импортозамещения в России заговорили на заре 2000-х гг., когда были созданы крупные государственные корпорации Роснано, Росатом, Ростех и нарастала необходимость разработки стратегии ведения государственной политики, нацеленной на замену импортных товаров аналогами собственного производства. Однако только начиная с 2014 года появляется перечень федеральных программ по государственной поддержке импортозамещения и ряд федеральных законов. В частности Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

Первая федеральная программа по государственной поддержке импортозамещения была утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №328 (ред. от 06.10.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Механизмы поддержки импортозамещения в 2022 году

Необходимо отметить, что в 2022 году подход к импортозамещению поменялся, что связано с февральскими событиями и введением санкций в отношении России. Так, если еще до марта при запуске проектов осуществлялась оценка их рентабельности, экономически нецелесообразные проекты не принимались к реализации, то с начала весны промышленный пакет направлений был расширен в силу необходимости выпуска отечественной продукции. Особенно это касается машиностроения, станкостроения, фармацевтики и медицины, где была велика доля импорта.

Начиная с весны 2022 года Государственная дума приняла внушительный перечень законопроектов, каждый из которых тем или иным образом направлен на стимулирование внутреннего рынка. К числу конкретных законодательных актов такого формата относятся:

  • Установление приоритета отечественного ПО, входящего в особый реестр, при госзакупках.
  • Необходимость приобретения российской продукции при организации конкурсных и аукционных процедур.
  • Полноформатный запрос на покупку иностранных товаров для определенных секторов промышленности.
  • Обязанность заказчиков закупать изделия, произведенные на территории РФ в установленных минимальных долях.
  • Внедрение упрощенной схемы взаимодействия с продуктами из сферы медицины и фармацевтики.

Субсидирование НИОКР

На субсидирование НИОКР в 2022 году было выделено 15 млрд руб., 6 млрд из которых – на технологии производства сжиженного природного газа, мало- и среднетоннажную химию. Государство сегодня заинтересовано в так называемых быстрых проектах НИОКР, реализация которых предусматривается в течение полугода-года, а на выходе – конкретный готовый технологический продукт, способный конкурировать с зарубежной продукцией. В текущем году с помощью данного инструмента было поддержано более сотни проектов.

Для того, чтобы получить субсидии на НИОКР, необходимо ориентироваться на перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. № 3143-р. Данный перечень на текущий день содержит более 750 видов современных технологий, предлагаемых для внедрения инвестору, и регулярно обновляется. Только за 2022 год данный перечень увеличился более, чем на 130 позиций.

Поддержка производства и реализации пилотных партий средств производства

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 №634 государством предоставляются субсидии на возмещение затрат на выпуск и реализацию пилотных партий средств производства. Субсидии предоставляются в целях преодоления трудностей производителей с финансированием, связанных с его высокой стоимостью и неблагоприятной конъюнктурой, а также с высокими затратами на создание новых производств и их развитие. Стоит отметить, что субсидии предоставляются в размере не более 50% от общего размера фактически понесенных затрат.

Размер субсидии составляет до 150 млн руб., за исключением турбин, экскаваторов, комбайнов и др., на которые сумма может достигать 300 млн руб. Ежегодно до 15 февраля 2023-2026 гг. в Минпромторг РФ необходимо представить отчет о достижении показателя, необходимого для достижения результата предоставляемой субсидии, и показателей результативности с приложением подтверждающих документов.

Промышленная ипотека

В сентябре 2022 года Правительством опубликован документ, в котором запущен механизм ипотеки на покупку производственной недвижимости (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2022 № 1570). Промышленная ипотека - это льготный кредит для покупки производственных площадей для быстрого запуска или расширения бизнеса. Приобретая готовую производственную площадку, бизнесу легче будет запуститься с «нуля». Заемщики кредитуются под следующие объекты недвижимости: здания, строения, сооружения либо части сооружений, приобретаемые для промышленного производства. На 2022-2025 годы на реализацию механизма заложено более 970 млн рублей.

В ноябре 2022 года предложено расширить механизм промышленной ипотеки, включив в него не только приобретение площадей, но и их строительство, капремонт и реконструкцию.

Стимулирование разработки конструкторской документации (КД)

Правительством РФ разработана и внедрена новая мера поддержки организаций в условиях санкций – программа стимулирования разработки российскими предприятиями конструкторской документации (КД) (Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 № 208). Ее основной целью является стимулирование разработки КД для серийного выпуска критически важных комплектующих. Ключевой оператор - АНО «Агентство по технологическому развитию». Максимальный размер гранта составляет 100 млн рублей, но не более 80% всего бюджета проекта.

СПИК: изменения в специнвестконтрактах

До конца 2023 года российские компании, внедряющие новые технологии в промышленное производство, смогут в два раза быстрее заключать с государством специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0). Соответствующее Постановление было принято Правительством РФ 20 сентября 2022 года №1660 «О внесении изменений в Правила заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов».

В апреле 2022 года минимально возможный срок процедуры заключения СПИК был сокращен до полутора месяцев. Такого сокращения удалось добиться благодаря пересмотру регламента части процедур.


Вас проконсультирует
Юлия Белогорцева
Партнер практики Инвестиционного консалтинга и оценки, Руководитель рабочей группы при Совете по Интеллектуальной собственности ТПП РФ
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты