Регулирование СПИК

Механизм реализации инвестиционных проектов на основе специальных инвестиционных контрактов (СПИКов) был введен в правовой оборот Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». С 13 августа 2019 г. вступили в силу нормы Закона о совершенствовании механизма СПИК (Федеральным закон от 02.08.2019 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации»), что позволило объявить о перезапуске концепции – так называемом СПИК 2.0.

Сегодня инвестиционный проект в рамках СПИКа должен соответствовать требованиям, установленным ФЗ «О промышленной политике» и Правилам заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2020 г. № 1048 (далее – Правила).

Льготы для СПИКов

По СПИК 1.0 инвестор вправе получить преференции, схожие с теми, что предусмотрены по СПИК 2.0: гарантии стабильности налоговых и регуляторных условий; налоговые льготы; упрощенное приобретение статуса «Сделано в России»; возможность применения ускоренной амортизации; особые условия аренды публичных земельных участков; отраслевые субсидии и пр. Однако есть и серьезные отличия в части процедуры заключения и сроков контракта.

Крупнейшие заключенные СПИК

На декабрь 2022 года на сайте Минпромторга России зарегистрировано всего 68 СПИК как первой, так второй модернизированной версии на сумму более 1 трлн руб. Представляется, что одной из причин такого небольшого количества СПИК как раз и является отсутствие региональных нормативных правовых актов, предусматривающих меры стимулирования СПИК, что служит поводом для обращения в суды прокуроров с исками о признании бездействия органов власти и об обязании принять акт, регулирующий СПИК (см., например, решение Центрального районного суда г. Тольятти от 24 октября 2018 г. по делу № 2Ф-4990/2018, решение Кировского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 15 мая 2019 г. по делу № 2А-119/2019, решение Донского городского суда Тульской области от 21 февраля 2019 г. по делу № 2Ф-214/2019 и др.).

Согласно данным публичного Реестра СПИК Минпромторга России, из 68 инвестиционных проектов самое большое количество приходится на автомобильную промышленность (16 проектов), затем следуют химическая промышленность (15 проектов), фармацевтика и медицина (11 проектов), машиностроение (9 проектов), металлургия и материалы (7 проектов), 5 проектов с/х машины, 3 проекта – станкостроение, на авиационную промышленность приходится только 2 проекта.


Вас проконсультирует
Александр Силаков
Партнер практики Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты