В счет налога на прибыль можно зачесть иностранный налог, аналогичный налогу на прибыль

В письме от 14 января 2016 г. № 03-08-13/679 Минфин напомнил, что доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами.

При наличии обособленных подразделений за пределами территории РФ налог (авансовые платежи) уплачиваются организацией по месту своего нахождения.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами РФ: для налогов, уплаченных самой организацией, – заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных налоговыми агентами, – подтверждения налогового агента.

Сумма налога, подлежащего зачету, отражается по строке 240 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.

При определении, подлежат ли налоги, уплаченные за рубежом, зачету в России или нет, следует исходить из того, что зачет может быть предоставлен только по тем налогам, уплаченным в иностранном государстве, которые аналогичны налогу на прибыль организации в РФ. Это может проясниться из законодательного акта иностранного государства, которым налог был установлен, и названия налога.

В целях зачета надо включить доходы, полученные за пределами РФ (уменьшенные на соответствующие суммы расходов), в налоговую базу при уплате налога на прибыль в РФ, представить вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами РФ (форма по КНД 1151024), и оригинал подтверждающего документа.

Источник: Audit-it.ru 15 февраля 2016 г.


Через неделю ГД примет в первом чтении уголовную ответственность за неуплату взносов

Профильный комитет предлагает Госдуме принять в первом чтении пакет из двух законопроектов: № 927133-6 и № 927406-6, направленных на введение уголовной ответственности за неуплату страховых взносов. Оба были внесены правительством в ноябре прошлого года, а рассмотрение в первом чтении назначено на 19 февраля.

Законопроектом № 927133-6 вносятся изменения в УК и УПК. Уголовный кодекс будет дополнен статьями 199.3 и 199.4. Первая предназначена для страхователей-физлиц, уклоняющихся от уплаты взносов путем занижения базы по ним, заведомо неправильного их исчисления, непредставления расчета или подачи расчета с недостоверными сведениями.

Если недоплата совершается в крупном размере, штраф по УК для физлица-работодателя составит до 200 тысяч рублей или до величины двухлетнего дохода осужденного. Как вариант, ему может грозить до 360 часов исправительных работ. За особо крупный размер неуплаченных взносов штрафы в полтора раза выше, а принудительные работы могут быть назначены на срок до года, вводится также альтернатива в виде лишения свободы на тот же срок. Крупный размер в данном случае от 600 тысяч рублей за три года (если на неуплаченные взносы приходится более 10% взносов, подлежащих уплате) или от 1,8 млн. Особо крупный – свыше 3 млн за тот же срок (при доле неуплаты свыше 20%) или от 9 млн.

Согласно проекту статьи 199.4 УК за то же деяние в отношении взносов с организации виновное лицо получит штраф от 100 до 300 тысяч или в размере зарплаты (иного дохода) за период от 1 до 2 лет. Возможны будут также принудительные работы до года с лишением права на деятельность (должность) на срок до трех лет (или без такового), или лишение свободы до года. Это – за недоимку по взносам в крупном размере, который составит от 2 млн за 3 года (при доле неуплаты свыше 10%) или от 6 млн. То же деяние в особо крупном размере или совершенное группой лиц по сговору грозит штрафом 300-500 тысяч или в размере дохода за 1-3 года, или принудительными работами до 4 лет с возможным лишением права на должность, или камерой на срок до 4 лет с дисквалификацией на срок до 3 лет или без таковой. Особо крупный размер - свыше 10 млн за 3 года (при доле неуплаты свыше 20%) или от 30 млн.

При совершении преступления впервые и уплате всех вносов и штрафов, установленных 212-ФЗ и 125-ФЗ, уголовной ответственности можно будет избежать по обеим статьям.

Статья 199.2, которая сейчас называется "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов", будет касаться также и сокрытия источников уплаты взносов. Сроки принудительных работ и возможного лишения свободы по данной статье снизят с 5 лет до трех, остальные параметры наказания останутся теми же.

Законопроект № 927406-6 устанавливает порядок взаимодействия фондов со следственными органами, вводит в законы 125-ФЗ и 212-ФЗ указание на возможность привлечения к уголовной ответственности.

Также поправками в 212-ФЗ устанавливается, что по запросу фондов органы внутренних дел могут участвовать вместе с фондами в проводимых ими выездных проверках. Решение фонда о направлении материалов в следственные органы будет доводиться до сведения плательщика взносов не позднее 6 дней с момента вынесения. В случае направления указанного решения по почте заказным письмом оно будет считаться полученным по истечении 6 дней.

Источник: Audit-it.ru 12 февраля 2016 г.


НДС с необлагаемых операций уплачивается – входящий налог можно принять к вычету

В письме от 10 декабря 2015 г. № 03-07-14/72142 Минфин ответил на вопрос о последствиях для налогоплательщика, не отказавшего от льготы по НДС в отношении не облагаемых НДС операций, однако уплачивает с них НДС по ставке 18% и принимает входящий налог к вычету.

При решении данного вопроса возможно руководствоваться пунктом 6 постановления пленума ВАС от 30 мая 2014 г. № 33.

В данном пункте постановления говорится следующее. В силу подпункта 2 пункта 5 статьи 173 НК налог подлежит уплате в бюджет, если при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю был выставлен счет-фактура с выделением суммы налога.

При применении этой нормы во взаимосвязи с другими положениями главы 21 НК необходимо учитывать, что при таких обстоятельствах обязанность уплатить налог возлагается на лицо, являющееся налогоплательщиком, в связи с чем это лицо вправе применить и налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для указанных операций. Одновременно налогоплательщик обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль (НДФЛ), если сумма налога, предъявляемая к вычету, ранее была учтена им при исчислении названных налогов как часть стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Источник: Audit-it.ru 12 февраля 2016 г.


Добыча ископаемых взаимозависимым подрядчиком может не признаваться контролируемой сделкой

В Письме от 15.01.2016 № 03-01-18/1018 Минфин России сообщил, что в случае, если оказываются услуги или выполняются работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых, сделка не считается контролируемой. При этом заказчик должен использовать добытое сырье для собственных технологических нужд.

По мнению Минфина, данная сделка может признаваться контролируемой по другим основаниям. Аналогичный подход ведомство применяет к услугам, связанным с переработкой полезного ископаемого.

Напомним: когда сторона сделки между взаимозависимыми лицами платит НДПИ, сделка признается контролируемой при соблюдении ряда условий. Местом жительства, регистрации или налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей должна быть Россия. Необходимо, чтобы ставка НДПИ была выражена в процентах, а предметом сделки являлось добытое полезное ископаемое, также облагаемое налогом по процентной ставке. Сумма доходов по сделкам за календарный год должна превысить 60 млн руб.

Источник: КонсультантПлюс 12 февраля 2016 г.


Оплата организацией штрафа за работника облагается НДФЛ

Минфин России разъяснил, что если административный штраф, наложенный на работника как на должностное лицо, оплатила его организация-работодатель, то сумма штрафа для физлица является доходом, облагаемым НДФЛ (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 января 2016 г. № 03-04-05/1660).

Министерство объясняет это тем, что согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. И хотя оплата штрафа за работника в главе 23 НК РФ прямо не упомянута, Минфин России со ссылкой на ст. 41 НК РФ считает, в этой ситуации работник получает доход, то есть экономическую выгоду, которую можно оценить.

Вероятно, оплаченный за работника штраф следует считать доходом в натуральной форме по аналогии с оплатой за него работ, услуг. Поэтому работодатель в качестве налогового агента должен удержать этот налог из любых денежных выплат работнику и перечислить в бюджет, а если это невозможно – сообщить в налоговую службу.

Источник: ГАРАНТ.РУ 11 февраля 2016 г.


На счете-фактуре стоит факсимиле - НДС к вычету принять нельзя

Согласно Определению ВС РФ от 22.01.2016 № 307-КГ15-18124, Верховный Суд отказался пересматривать вывод кассации, которая утверждала: счет-фактура с факсимильной подписью не соответствует требованиям НК РФ. Суд сослался на аналогичную позицию ВАС РФ. Минфин и большинство судов придерживаются этого же подхода.

ВС РФ уже отказывал в пересмотре подобных дел.

Источник: КонсультантПлюс 11 февраля 2016 г.


СФ одобрил изменения в НК в части определения контролируемой задолженности

Совет Федерации вчера одобрил законопроект № 724609-6 о внесении изменений в статью 269 НК в части определения понятия контролируемой задолженности.

Проект предполагает, что задолженность может быть признана контролируемой в следующих случаях:

  • кредитор-иностранное лицо прямо или косвенно участвует в российской организации-заемщике, признаваемой взаимозависимой с кредитором согласно НК. В настоящее время для признания задолженности контролируемой необходимо, чтобы доля участия иностранного лица в российском заемщике превышала 20%. Данное условие из текста статьи 269 в редакции законопроекта убрано;
  • кредитор является взаимозависимым лицом иностранного лица, которое имеет долю участия в организации-заемщике. При этом задолженность не будет считаться контролируемой, если возникла перед российским лицом, которое признается взаимозависимым с иностранным, но при этом не имеет непогашенной задолженности по сопоставимым долговым обязательствам перед данным иностранным лицом;
  • долговое обязательство выдано под гарантию (поручительство) иностранного лица, которое является взаимозависимым с организацией-заемщиком. При этом если кредитор – банк, и он не взаимозависим ни с российским заемщиком, ни с поручителями, и если иностранное лицо не гасило долг (в том числе в части процентов), то задолженность не будет считаться контролируемой. Аналогичное уточнение к ныне действующим нормам о контролируемой задолженности вводится на период с 1 января по 31 декабря 2016 года.

Оговаривается, что при изменении коэффициента капитализации в последующем отчетном периоде или по итогам налогового периода по сравнению с предыдущими отчетными периодами предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, по контролируемой задолженности за предыдущий отчетный период изменению не подлежит.

Не будет признаваться контролируемой задолженность, если долговое обязательство российской организации возникло в связи с размещением иностранными организациями обращающихся облигаций при наличии у России договора об ИДН с соответствующим иностранным государством (это один из случаев, когда при выплате процентного дохода налог не удерживается российским налоговым агентом).

Будет установлено, что суд может признать контролируемой непогашенную задолженность налогоплательщика – российской организации по долговым обязательствам, если будет установлено, что конечной целью выплат по ним являются выплаты иностранным учредителям или "сестринским" организациям.

Поправки вступят в силу не ранее 1 января 2017 года

Источник: Audit-it.ru 11 февраля 2016 г.


Зачесть иностранный налог можно, только если он аналогичен налогу на прибыль

Согласно Письму Минфина России от 14.01.2016 № 03-08-13/67, из названия иностранного налога и из закона, который его устанавливает, должно следовать, что по существу этот налог аналогичен российскому налогу на прибыль.

Напомним: российская компания, которая перечислила налоги за рубежом, может зачесть их при уплате налога на прибыль в РФ. Для этого необходимо предоставить документы, подтверждающие уплату налогов за границей. Кроме того, в базу по налогу на прибыль нужно включить доходы, полученные в иностранном государстве и уменьшенные на сумму соответствующих расходов.

Источник: КонсультантПлюс 10 февраля 2016 г.


Реквизит 110 можно будет не заполнять в любых платежках с 28 марта

28 марта 2016 года вступит в силу указание ЦБ от 06.11.15 № 3844-У, которым внесены изменения в положение Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств". Согласно указанию в платежных поручениях, инкассовых поручениях, платежных требованиях "значение реквизита 110 не указывается".

По пока еще действующему порядку в реквизитах 101 – 110 указывается информация в соответствии с требованиями нормативных правовых актов. Новое указание ЦБ оставляет это требование лишь для реквизитов 101 – 109. В соответствующем примечании о платежах в бюджет также удалено упоминание реквизита 110. Банки при приеме к исполнению распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему должны будут обеспечивать контроль наличия значений, количества и допустимости символов в значениях реквизитов 22, 60, 61, 101 – 109 с учетом требований НПА, принятых Минфином по согласованию с ЦБ.

Напомним, что приказом Минфина № 126н от 30 октября 2014 г. был изменен состав реквизитов платежных поручений на перечисление средств в бюджет. В частности, из распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей, администрируемых налоговыми, а также таможенными органами, был удален реквизит 110. Для налоговых платежей этот реквизит ранее заполнялся значениями "ПЕ" – уплата пени или "ПЦ" – уплата процентов. В таможенных платежках в данном реквизите до выхода упомянутого приказа указывалось "ШТ" – уплата штрафа; "ЗД" – уплата в счет погашения задолженности; "ПЕ" – уплата пени. В остальных случаях реквизит 110 заполнялся нулями. Со вступлением в силу приказа Минфина его заполнять при перечислении налоговых и таможенных платежей не надо. Однако ЦБ в связи с этим ранее разъяснял, что в распоряжениях на перевод средств в бюджеты, составляемых после вступления в силу приказа 126н, если реквизит 101 имеет значение, то в реквизите 110 указывается "0".

Источник: Audit-it.ru 10 февраля 2016 г.


Если командированный не подтвердит курс валюты, можно использовать курс ЦБ

В письме от 21.01.16 № 03-03-06/1/2059 Минфин указал, что в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса при направлении работника в служебную командировку работодатель должен компенсировать его фактические расходы, а именно сумму в рублях, которую он потратил для приобретения израсходованного количества валюты на территории иностранного государства.

Командировочные расходы в этом случае следует определять исходя из истраченной суммы согласно первичным документам на приобретение валюты. Курс обмена определяется по справке о покупке командированным лицом иностранной валюты. При этом в силу подпункта 5 пункта 7 статьи 272 НК датой осуществления командировочных расходов признается дата утверждения авансового отчета.

В случае если командированный сотрудник не может подтвердить курс конвертации рублей в иностранную валюту в связи с отсутствием первичного документа по обмену, по мнению Минфина, сумму расходов в валюте можно сопоставить с подотчетной суммой в рублях, выданной в авансе по официальному курсу, установленному ЦБ на дату выдачи.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 10 статьи 272 НК в случае перечисления аванса, задатка на оплату расходов в валюте такие расходы пересчитываются по официальному курсу, установленному ЦБ на дату перечисления аванса, задатка (в части, приходящейся на аванс, задаток), то в ситуации, когда сотрудник не может подтвердить курс конвертации рублей в иностранную валюту в связи с отсутствием первичного документа по обмену, пересчет суммы в иностранной валюте производится по официальному курсу, установленному ЦБ на дату выдачи подотчетных сумм.

Такие же разъяснения Минфин давал и в прошлом году.

Источник: Audit-it.ru 10 февраля 2016 г.


Минфин: первичный документ с ошибкой заменить нельзя

В Письме 22.01.2016 № 07-01-09/2235 Минфин России разъяснил, что Закон о бухучете не содержит положений о замене "первички". По мнению ведомства, единственным способом устранить ошибку является исправление документа. Суды не так категоричны. Например, ФАС Московского округа отмечал, что можно заменить первичный документ на новый с теми же реквизитами.

Если компания решит руководствоваться разъяснением Минфина, ей нужно учитывать следующее. Исправление должен заверить тот, кто составил первичный документ. При этом нужно указать дату корректировки, а также фамилию и инициалы либо иные идентифицирующие данные.

Правила исправления "первички", представленной на электронном или бумажном носителе, организация может установить в учетной политике.

Источник: КонсультантПлюс 10 февраля 2016 г.


Минфин России разъяснил порядок учета курсовых разниц от продажи валюты при УСН

У налогоплательщика, применяющего УСН и продающего иностранную валюту по курсу выше установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту, образуется положительная курсовая разница, которая должна учитываться в доходах (письмо Минфина России от 11 декабря 2015 г. № 03-11-06/2/72886). В то же время при продаже иностранной валюты по курсу ниже установленного Банком России отрицательная курсовая разница в расходы в целях налогообложения не включается, так как расходы в виде отрицательной разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи иностранной валюты от официального курса, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту, в ст. 346.16 НК РФ не включены.

Источник: ГАРАНТ.РУ 10 февраля 2016 г.


Минэкономики доработает законопроект о кадастровой стоимости

Совет по кодификации гражданского законодательства при президенте обсудил проект Минэкономики, предполагающий передачу государственной кадастровой оценки недвижимости от независимых оценщиков пока не созданной сети специализированных бюджетных учреждений. Несмотря на высказанные к проекту замечания, эксперты готовы поддержать эту инициативу. Однако сами участники полагают, что введение нового института не решит существующих проблем, а бизнес и население фактически потеряют возможность оспаривать результаты оценки.

Совет по кодификации гражданского законодательства при президенте РФ вчера обсудил проект закона "О государственной кадастровой оценке" с его разработчиками из Минэкономики. Напомним, исходя из кадастровой стоимости недвижимости, сейчас начинает рассчитываться база для ее обложения налогом на имущество физических и юридических лиц. С 2015 года это актуально для 28 регионов России, с 2016 года – еще для 21 региона.

С 2012 года государственной кадастровой оценкой недвижимости занимаются привлекаемые по конкурсу независимые оценщики, подотчетные саморегулируемым организациям (СРО). Однако законопроект Минэкономики предполагает, что с 1 января 2018 года эту процедуру будут проводить уже не оценщики, а сеть государственных бюджетных учреждений, которую еще предстоит создать. Как сообщили в Минэкономики, проект был внесен в правительство в декабре прошлого года и в Госдуму пока не поступал.

Вчера на совете Минэкономики еще раз объяснило необходимость перемен. Прежде всего, отметила представитель Минэкономики Надежда Бабичева, сейчас кадастровую оценку часто оспаривают – в территориальных комиссиях при Росреестре и в судах. По данным Росреестра, в 2014 году зафиксированы 4,8 тыс. судебных споров, в 2015-м – 7,5 тыс. (то есть на треть больше). По итогам таких споров стоимость недвижимости в среднем снижалась на 40-70 %. Кроме того, местным чиновникам сейчас не хватает накопленной информации о порядке и методиках ценообразования. Оценщика при этом, по ее словам, нельзя при необходимости привлечь к ответственности (институт СРО, по всей видимости, Минэкономики не воспринимает всерьез). "Отсутствует лицо, которое несет ответственность за некачественную оценку",– заявила представитель Минэкономики.

Эти проблемы в законопроекте предлагается исправить передачей бюджетным учреждениям возможности рассматривать обращения об исправлении ошибок и опечаток (по результатам они смогут корректировать кадастровую стоимость). "Речь не идет о переделе рынка,– отметила Надежда Бабичева.– Государственную кадастровую оценку производит небольшое число оценочных компаний". Это, по ее словам, не способно сильно повлиять на оценочный бизнес в целом.

Претензии совета по кодификации, которые огласил Виктор Сенчищев из президентского Исследовательского центра частного права, касались недостаточной конкретизации положений проекта. Например, по тексту непонятно, является ли обязательной передача полномочий оценщиков бюджетным учреждениям. Замечания пообещала учесть при доработке представитель Минэкономики. Глава совета Вениамин Яковлев по итогам заседания дал понять, что заключение экспертов, скорее всего, будет положительным.

Представители бизнеса, впрочем, не согласны с необходимостью так резко менять госрегулирование. Как полагает президент СРО оценщиков "Экспертный совет" Алексей Каминский, введение института государственных кадастровых оценщиков не решит существующих проблем, при этом бизнес и население фактически лишатся возможности оспаривать результаты оценки.

Источник: Коммерсантъ 10 февраля 2016 г.


Налог за текущий период уплачен полностью - зачет "прошлой" переплаты невозможен

24 марта 2014 года компания (налоговый агент) обратилась в инспекцию с заявлением о возврате переплаты по НДС. Инспекция отказала, сославшись на пропуск трехлетнего срока – налог был оплачен платежным поручением от 13 января 2011 года.

Компания пыталась оспорить решение инспекции в суде (дело № А40-60581/2015), сославшись на платежные поручения от 20 апреля, 22 декабря 2011 года. Компания пояснила, что переплата образовалась в июле 2010 года в результате ошибочного перечисления налога. В сентябре 2010 года компания направила в инспекцию заявление о зачете задолженности в счет текущих платежей. По мнению компании, инспекция была обязана сделать зачет, но эту обязанность не исполнила, в связи с чем все суммы НДС, которые были уплачены компанией для избежания возникновения задолженности (текущие платежи компания уплачивала), и рисков начисления пеней и штрафов, следует считать переплатой.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, установив, что платежи по перечисленным компанией поручениям произведены в счет исполнения текущих обязательств по НДС. При этом наличие переплаты определяется исходя из налоговых деклараций и платежных поручений: в случае превышения сумм, указанных в платежных поручениях, над суммами, указанными в налоговых декларациях к уплате за конкретный налоговый период.

Зачет в счет предстоящих платежей производится инспекцией (как при наличии заявления о зачете, так и при его отсутствии) только, если налог не будет уплачен налогоплательщиком в установленный срок при наличии переплаты. В данном случае при наличии переплаты компания продолжала уплачивать НДС путем перечисления денежных средств, то есть исключила возможность проведения инспекцией зачета.

В решении кассации (Ф05-18975/2015 от 18.01.2016) указано: "НК РФ не предусмотрено, что зачет как форма уплаты налога в счет предстоящих платежей за данный конкретный налоговый период должен быть произведен несмотря на то, что налогоплательщик производит уплату налога в форме перечисления денежных средств за этот же конкретный налоговый период".

Источник: Audit-it.ru 09 февраля 2016 г.


При применении "правила 5%" учитываются не только прямые, но и косвенные расходы

Во 2 квартале 2013 года компания занималась реализацией консультационных услуг (облагаемые НДС операции) и получала проценты по ранее выданным займам (необлагаемые НДС операции в силу подпункта 15 пункта 3 статьи 149 НК). Доходы, полученные от операций по предоставлению займов, не включались в налоговую базу при исчислении НДС.

Входящий НДС по косвенным расходам (аренда и охрана офиса, приобретение канцелярских товаров, консультационные услуги, хозяйственные расходы) в размере 216 млн рублей компания не распределяла согласно "правилу 5%", установленному пунктом 4 статьи 170 НК, на налог, подлежащий вычету (пропорционально доле облагаемых операций), и налог, подлежащий отнесению в состав расходов (пропорционально доле необлагаемых операций). Распределялся НДС только по прямым расходам.

В ходе камеральной проверки декларации по НДС инспекция установила неверное определение пропорции и произвела расчет подлежащего вычету НДС.

Суды трех инстанций (дело № А40-168860/2014) признали решение инспекции законным, установив, что доход компании от основного вида деятельности (консультирования) составил 1,7 млн рублей, а от операций по предоставлению займов 59 млн рублей.

Суды разъяснили, что согласно пункту 4 статьи 170 НК налогоплательщик вправе заявить к вычету налог в отношении операций, подлежащих налогообложению. При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет налога по облагаемым и необлагаемым операциям. Он освобождается от этой обязанности, если доля совокупных расходов по необлагаемым операциям не превышает 5% общей величины расходов. В этом случае все суммы налога подлежат вычету. Для расчета пропорции налогоплательщик должен определить сумму расходов, относящихся к необлагаемым операциям, учитывая при этом как прямые, так и косвенные (общехозяйственные) расходы.

В данном случае, отнеся на необлагаемые расходы только прямые, налогоплательщик неправомерно завысил сумму НДС в вычету.

Суды (постановление кассации Ф05-19101/2015 от 21.01.2016) также учли, что компания получает большую часть выручки от необлагаемой НДС деятельности по представленным займам (более 96%); доход от остальной, называемой налогоплательщиком «основной деятельностью» составляет менее 4%, при этом, налогоплательщик имеет постоянный убыток, не уплачивая фактически налог на прибыль и возмещая НДС. Применяемая налогоплательщиком методика позволяет относить 99,9% «входного» налога на 4% облагаемых операций и 0,1% - на 96% необлагаемых операций, что не соответствует действительному экономическому смыслу деятельности компании.

Источник: Audit-it.ru 09 февраля 2016 г.


Минфин предлагает вдвое снизить вычет по НДПИ на нефть

Минфин предлагает вдвое снизить вычет по НДПИ на нефть до $7,5 за баррель, система налогообложения в РФ при текущих ценах нефти работает в пользу нефтяников, а не бюджета, заявил министр финансов РФ Антон Cилуанов.

"При нынешних цен на нефть система налогообложения нефтянки – как раз в пользу нефтяников, а не в пользу бюджета", – сказал Силуанов журналистам.

Он пояснил, что в настоящее время при расчете НДПИ на нефть установлен вычет на 15 долларов за баррель, который, по словам Силуанова, формировался как издержки при добыче барреля нефти. "Он формировался в условиях высоких цен на нефть", – сказал Силуанов.

"Сейчас издержки значительно ниже – в два раза, 7,5 доллара за баррель. Потому что рублевая цена не изменилась, а долларовая сократилась. Поэтому по логике вещей сейчас нужно их НДПИ этот вычет корректировать. По нашим оценкам примерно в два раза", – сказал он.

По словам министра, Минфин в течение 2016 года намерен проработать с Минэнерго вопроса о совершенствовании налогообложения нефтянки.

В течение года Минфин намерен определиться с системой налогообложения нефтяной отрасли в целом. "У нас есть очень много режимов налогообложения, которые касаются предоставления льгот на начальной стадии, льгот на конечной стадии – когда уже выработано месторождение. Все это предусматривается отдельным механизмом предоставления льгот. Либо его сохранять, либо делать единую систему налога на добавочный доход", – сказал Силуанов.

Каким будет окончательное решение, по его мнению, говорить рано. "Мы над этим работаем, думаю, в течение этого года согласуем", – добавил он.

Источник: РИА Новости 09 февраля 2016 г.


Обновлены контрольные соотношения для расчета по форме 6-НДФЛ

Письмом от 20 января 2016 г. № БС-4-11/591@ ФНС направила новые контрольные соотношения показателей формы расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ).

Ранее соотношения по 6-НДФЛ уже направлялись другим письмом ФНС, которое теперь заменено на новое.

В таблице соотношений по-прежнему отражено, что за непредставление налоговым агентом в установленный срок данного расчета в налоговый орган по месту учета может последовать штраф по пункту 1.2 статьи 126 НК – 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета. Не изменилось также такое соотношение: если сумма начисленного налога меньше, чем сумма налоговых вычетов, то завышена последняя, и налоговики должны будут направить письменное уведомление с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. При неисполнении требования составляется акт проверки.

Источник: Audit-it.ru 09 февраля 2016 г.


Обновлены указания по заполнению статотчета о показателях малого предприятия

Приказом от 29.01.2016 №33 Росстат утвердил указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".

Указания вводятся в действие с отчета за январь – март 2016 года. При этом утрачивает силу аналогичный приказ от 30 декабря 2014 г. №739.

Форму № ПМ представляют юрлица, являющиеся малыми предприятиями в соответствии со статьей 4 федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Малые предприятия, применяющие УСН, предоставляют форму № ПМ на общих основаниях.

ИП и микропредприятия форму № ПМ не сдают.

В форму № ПМ включаются сведения в целом по юрлицу – по всем его филиалам и структурным подразделениям независимо от их местонахождения.

Юрлицо сдает форму в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения. В случае, когда юрлицо не ведет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического ведения деятельности.

Источник: Audit-it.ru 09 февраля 2016 г.


Можно самостоятельно разработать способы внесения исправлений в первичные документы

В письме от 22.01.2016 № 07-01-09/2235 Минфин указал, что законом о бухучете не предусмотрена замена ранее принятого к бухучету первичного учетного документа новым документом в случае обнаружения ошибок.

С учетом ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" организация вправе самостоятельно разработать способы внесения исправлений в первичные учетные документы, составленные на бумажном носителе и в виде электронного документа, исходя из требований, установленных законом "О бухгалтерском учете", нормативными правовыми актами по бухучету, и принимая во внимание особенности документооборота.

При разработке таких способов, по мнению ведомства, допустимо ориентироваться, среди прочего, на действующие нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные вопросы (например, на правила заполнения счета-фактуры, утвержденные постановлением правительства от 26 декабря 2011 г. № 1137).

Источник: Audit-it.ru 09 февраля 2016 г.


Введение в РФ новых редакций документов МСФО прошло регистрацию в Минюсте

Приказом от 28 декабря 2015 г. № 217н Минфин ввел в действие на территории РФ новые редакции 66 документов МСФО. Приказ прошел регистрацию в Минюсте 2 февраля.

Документ разработан в целях признания для применения в РФ новой редакции текстов МСФО, ранее введенных в действие на территории РФ, и объединяет положения о действии в РФ документов МСФО - 40 МСФО и 26 разъяснений.

Это:

  • МСФО (IАS) 1 «Представление финансовой отчетности»
  • МСФО (IАS) 2 «Запасы»
  • МСФО (IАS) 7 «Отчет о движении денежных средств»
  • МСФО (IАS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»
  • МСФО (IАS) 10 «События после отчетного периода»
  • МСФО (IАS) 11 «Договоры на строительство»
  • МСФО (IАS) 12 «Налоги на прибыль»
  • МСФО (IАS) 16 «Основные средства»
  • МСФО (IАS) 17 «Аренда»
  • МСФО (IАS) 18 «Выручка»
  • МСФО (IАS) 19 «Вознаграждения работникам»
  • МСФО (IАS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»
  • МСФО (IАS) 21 «Влияние изменений валютных курсов»
  • МСФО (IАS) 23 «Затраты по заимствованиям»
  • МСФО (IАS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»
  • МСФО (IАS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным программам»
  • МСФО (IАS) 27 «Отдельная финансовая отчетность»
  • МСФО (IАS) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия»
  • МСФО (IАS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»
  • МСФО (IАS) 32 «Финансовые инструменты: представление»
  • МСФО (IАS) 33 «Прибыль на акцию»
  • МСФО (IАS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»
  • МСФО (IАS) 36 «Обесценение активов»
  • МСФО (IАS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
  • МСФО (IАS) 38 «Нематериальные активы»
  • МСФО (IАS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»
  • МСФО (IАS) 40 «Инвестиционная недвижимость»
  • МСФО (IАS) 41 «Сельское хозяйство»
  • МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности»
  • МСФО (IFRS) 2 «Выплаты на основе акций»
  • МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов»
  • МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования»
  • МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»
  • МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»
  • МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»
  • МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»
  • МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность»
  • МСФО (IFRS) 11 «Совместное предпринимательство»
  • МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других организациях»
  • МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости»
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 1 «Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению окружающей среды и иных аналогичных обязательствах»
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 2 «Доли участников в кооперативных организациях и аналогичные инструменты»
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 4 «Определение наличия в соглашении признаков аренды»
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 5 «Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, восстановления окружающей среды и экологической реабилитации»
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 6 «Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке – отработанное электрическое и электронное оборудование»
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 7 «Применение метода пересчета, предусмотренного МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 9 «Повторный анализ встроенных производных инструментов»
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 10 «Промежуточная финансовая отчетность и обесценение»
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 12 «Концессионные соглашения о предоставлении услуг»
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 13 «Программы лояльности покупателей»
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 14 «МСФО (IAS) 19 – Предельная величина актива программы с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь»
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 15 «Соглашения на строительство объектов недвижимости»
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 16 «Хеджирование чистой инвестиции в иностранное подразделение»
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 17 «Распределение не денежных активов собственникам»
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 18 «Передача активов покупателями»
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 19 «Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами»
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 20 «Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения»
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 21 «Обязательные платежи»
  • Разъяснение ПКР (SIC) 7 «Введение евро»
  • Разъяснение ПКР (SIC) 10 «Государственная помощь – отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью»
  • Разъяснение ПКР (SIC) 15 «Операционная аренда стимулы»
  • Разъяснение ПКР (SIC) 25 «Налоги на прибыль – изменения налогового статуса организации или ее акционеров»
  • Разъяснение ПКР (SIC) 27 «Определение сущности операций, имеющих юридическую форму аренды»
  • Разъяснение ПКР (SIC) 29 «Концессионные соглашения о предоставлении услуг: раскрытие информации»
  • Разъяснение ПКР (SIC) 31 «Выручка – бартерные сделки, включающие рекламные услуги»
  • Разъяснение ПКР (SIC) 32 «Нематериальные активы – затраты на веб-сайт»
Утрачивают силу приказы:
  • от 25 ноября 2011 г. № 160н (которым в свое время были введены в действие 37 МСФО и 26 разъяснений),
  • от 18 июля 2012 г. № 106н (которым вводились 8 МСФО),
  • от 31 октября 2012 г. № 143н (еще одно разъяснение, а также некоторые поправки и ежегодные усовершенствования),
  • от 7 мая 2013 г. № 50н (поправки к МСФО (IFRS) 10, МСФО (IFRS) 12 и МСФО (IAS) 27),
  • от 24 декабря 2013 г. № 135н (разъяснение и поправки),
  • подпункты 2 и 3 пункта 1 приказа от 17 декабря 2014 г. № 151н (о введении в действие МСФО "Пенсионные программы с установленными выплатами: Взносы работников (Поправки к МСФО (IAS) 19)" и МСФО "Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2010 - 2012 гг.").

Источник: Audit-it.ru 09 февраля 2016 г.


Налоговую задолженность налогоплательщика могут взыскать с его взаимозависимого лица

Письмом от 18 ноября 2015 г. № СА-4-7/20176@ ФНС разослала налоговикам для использования в работе определение ВС от 02.11.2015 N 305-КГ15-13737 по делу № А40-153792/2014.

По результатам выездной проверки ЗАО инспекция доначислила НДФЛ, пени и штраф на сумму 85 млн рублей. В суде решение обжаловано не было. Инспекция вынесла решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогового агента. Ввиду отсутствия денежных средств на счетах ЗАО инспекция пыталась взыскать задолженность за счет имущества фирмы, было возбуждено исполнительное производство, которое было приостановлено в связи с возбуждением дела о банкротстве ЗАО и последующим банкротством.

Инспекция обнаружила, что с целью уклонения от уплаты налогов учредитель ЗАО воспользовался иным юрлицом – ООО с тем же названием, фактическим адресом, контактными телефонами, информационным сайтом, видами деятельности, но с другой организационно-правовой формой и постановкой на учет в другом налоговом органе. Инспекция обратилась в суд с иском о взыскании задолженности ЗАО с ООО.

Суды трех инстанций удовлетворили требования инспекции, признав, что на момент обращения налогового органа в суд все меры принудительного взыскания задолженности инспекцией были исчерпаны. Суды указали на пункт 2 статьи 45 НК, которая предусматривает взыскание задолженности налогоплательщика (ЗАО) с зависимого лица (ООО), получившего от должника весь бизнес, включая основные средства и рабочий персонал, все права и обязанности, вытекающие из договоров, заключенных должником, а также выручку за реализованные должником работы (услуги).

Суды учли, что ООО создано незадолго до перевода на него бизнеса должника. Также принято во внимание наличие одного учредителя, решившего после получения информации о планируемой проверке перевести в ООО сотрудников и активы. Суды решили, что перевод активов, персонала, действующих договоров от ЗАО в ООО не имело разумной деловой цели, а было направлено исключительно на уклонение от уплаты в бюджет НДФЛ.

Судья ВС отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Источник: Audit-it.ru 05 февраля 2016 г.


Информация ПФ РФ О введении новой формы отчетности по персонифицированному учету с 1 апреля 2016 года

Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов РФ, внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 1 апреля 2016 года вводится для страхователей новая форма отчетности в ПФР.

Страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договора гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

  • Страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • Фамилию, имя, отчество;
  • Идентификационный номер налогоплательщика.

С учетом выходных (праздничных) дней первую отчетность необходимо представить не позднее 11 мая 2016 года.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Источник: КонсультантПлюс 05 февраля 2016 г.


Регистры бухучета и односторонние акты сверки не подтверждают безнадежный долг

Компания учла в расходах задолженность, признав ее безнадежной, на основании регистров бухгалтерского учета и актов сверок, подписанных в одностороннем порядке.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, указав на отсутствие документов, подтверждающих период возникновения задолженности.

Компания пыталась оспорить решение в суде (дело А11-3787/2014), указав, что инспекция проводила проверку за период возникновения задолженности, что, по мнению компании, является подтверждением достоверности возникновения задолженности.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, разъяснив, что истечение срока исковой давности является одним из оснований отнесения дебиторской задолженности в состав внереализационных расходов как долга, нереального к взысканию. При этом, именно налогоплательщик обязан доказать первичными документами факт и размер понесенных расходов.

В решении кассации (Ф01-4818/2015 от 30.11.2015) указано: «регистры бухгалтерского учета и акты сверки, подписанные одной стороной в отсутствие первичных документов, не являются доказательствами безнадежности списанных налогоплательщиком долгов».

Источник: Audit-it.ru 05 февраля 2016 г.


О применении в 2016 году налогового вычета с учетом повышающих коэффициентов по акцизам на прямогонный бензин

Речь идет об операциях, совершенных в 2014-2015 годах.

С 1 января 2015 года сумма акциза, начисленная при совершении таких операций, подлежит вычету с применением повышающего коэффициента в случае использования полученного (оприходованного) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии, отвечающей установленным требованиям.

Сообщено, что суммы акцизов, начисленные:

  • при получении прямогонного бензина в 2014 году, подлежат вычетам с коэффициентом 1,37 с 1 января по 31 декабря 2015 года;
  • при получении прямогонного бензина в 2015 году, подлежат вычетам с коэффициентом 1,6 с 1 января по 31 декабря 2016 года.

Вопрос: О применении в 2016 г. вычета по акцизам на прямогонный бензин, в отношении которого операции, признаваемые объектом налогообложения, совершены в 2014-2015 гг.

Ответ: Согласно Письму Министерства финансов РФ от 20 января 2016 г. № 03-07-06/1648, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения в 2016 году налогового вычета по акцизам на прямогонный бензин, в отношении которого операции, признаваемые объектом налогообложения акцизами, совершены в 2014-2015 гг., и сообщает.

Согласно подпункту 21 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, признается объектом налогообложения акцизами. При этом получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собственность.

Как установлено пунктом 15 статьи 200 Кодекса в редакции, действующей с 1 января 2015 года, сумма акциза, начисленная при совершении указанной операции, подлежит вычету с применением повышающего коэффициента в случае использования полученного (оприходованного) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии, отвечающей требованиям, установленным в абзаце втором пункта 15 статьи 200 Кодекса.

В соответствии с пунктом 15 статьи 201 Кодекса указанные вычеты производятся при представлении документов, подтверждающих факт использования полученного (оприходованного) прямогонного бензина для производства указанной продукции нефтехимии (как самим налогоплательщиком, так и организацией, оказывающей ему услуги по производству продукции нефтехимии на давальческих условиях).

Учитывая изложенное, суммы акцизов, начисленные при получении прямогонного бензина в 2014 году налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, подлежат вычетам с коэффициентом 1,37 с 1 января по 31 декабря 2015 года при соблюдении условий, установленных пунктом 15 статьи 200 Кодекса, а суммы акцизов, начисленные при получении прямогонного бензина в 2015 году налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, подлежат вычетам с коэффициентом 1,6 с 1 января по 31 декабря 2016 года при соблюдении условий, установленных пунктом 15 статьи 200 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Источник: КонсультантПлюс 04 февраля 2016 г.


Разъяснено, как признавать расходы, если командированный работник не смог подтвердить курс покупки валюты

Финансисты дали разъяснения по поводу того, как правильно учесть расходы на приобретение командированным работником иностранной валюты при расчете налога на прибыль (письмо Минфина России от 21 января 2016 г. № 03-03-06/1/2059).

По общему правилу командировочные расходы следует определять исходя из истраченной работником суммы на приобретение валюты, подтвержденной первичными документами. Таким документом, который подтверждает курс обмена, является справка о покупке валюты. При этом датой осуществления командировочных расходов признается дата утверждения авансового отчета, напомнили финансисты (подп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В том же случае, когда командированный работник не может предъявить такой первичный документ, пересчитать суммы расходов в иностранной валюте нужно по официальному курсу Банка России на дату выдачи подотчетных сумм, считают специалисты Минфина России. Такой вывод они сделали на основании п. 10 ст. 272 НК РФ. Так сказано, что в случае перечисления аванса, задатка на оплату расходов в валюте такие затраты пересчитываются по официальному курсу Банка России на дату перечисления аванса, задатка.

Источник: ГАРАНТ.РУ 04 февраля 2016 г.


Льгота по налогу на имущество не пропадет, если взаимозависимое лицо монтирует объект

В письме от 11.11.15 № 03-05-05-01/64856 Минфин напомнил, что с 1 января 2015 года освобождаются от налога на имущество организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС, кроме объектов, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юрлиц; передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами.

Налоговая база в общем случае определяется как среднегодовая стоимость имущества по его остаточной стоимости, сформированной в бухучете.

Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» единицей бухучета основных средств является инвентарный объект (пункт 6 ПБУ 6/01).

Согласно Плану счетов бухучета, утвержденному приказом Минфина от 31.10.2001 № 94н, затраты организации на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухучету в качестве основных средств, в том числе стоимость переданного в монтаж оборудования и затраты по его монтажу, учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Сформированная (с учетом затрат на приобретение, монтаж оборудования и др.) первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства».

Указанная налоговая льгота применяется в отношении принятого к учету в состав основных средств с 1 января 2013 года движимого имущества, требующего монтажа и приобретенного у лица, не признаваемого взаимозависимым, вне зависимости от того, каким лицом (взаимозависимым или невзаимозависимым) производился монтаж оборудования и у какого лица приобретались комплектующие изделия и материалы.

Источник: Audit-it.ru 04 февраля 2016 г.


В третьем чтении принят закон с поправками по контролируемым иностранным компаниям

Госдума приняла в третьем чтении и направила в Совфед законопроект № 953192-6 о внесении изменений в НК в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) и доходов иностранных организаций.

В определение лиц, имеющих фактическое право на доходы, вводится понятие иностранной структуры без образования юрлица.

Уточняются определения дохода в критериях отнесения иностранной компании (в том числе холдинговой, субхолдинговой) к активной.

Увеличивается срок на подачу уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юрлица) с одного месяца до трех с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации. Устанавливается порядок, по которому отчитывается об участии лицо, не бывшее налоговым резидентом РФ, но ставшее им по итогам года.

Корректируется состав сведений, указываемых в уведомлениях о контролируемых иностранных компаниях и об участии в иностранных организациях.

Удлиняется срок, в течение которого следует подать уведомление о КИК по требованию налогового органа (если уведомление не подано самостоятельно).

В статье 105.2 НК указывается порядок определения доли прямого участия в организации, если акции (доли в уставном (складочном) капитале (фонде)) организации входят в состав активов инвестиционного фонда или НПФ. Кроме того, доли участия по описанному в настоящее время в данной статьей алгоритму будут определяться не только для организаций, но и для других лиц. Вносятся изменения в третий этап определения доли косвенного участия.

В целях НДФЛ не будет признаваться получением дохода или возникновением права на распоряжение доходом получение прав контроля в отношении иностранной структуры без образования юрлица или иностранного юрлица, для которого в соответствии с его личным законом не предусмотрено участие в капитале, если такие права получены в результате их передачи между лицами, являющимися членами одной семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ.

Не будет считаться налогооблагаемым НДФЛ доходом матвыгода от приобретения ценных бумаг у КИК налогоплательщиком, признаваемым ее контролирующим лицом, а также его российским взаимозависимым лицом, если доходы такой КИК от реализации указанных ценных бумаг и расходы в виде цены приобретения ценных бумаг исключаются из прибыли (убытка) согласно пункту 10 статьи 309.1 НК.

Устанавливаются некоторые условия для освобождения от НДФЛ, а также от налога на прибыль доходов контролирующего лица в виде дивидендов, полученных от контролируемой им иностранной компании в результате распределения ее прибыли.

Вносится множество других поправок. Часть их них будет распространяться «задним числом» на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

Источник: Audit-it.ru 03 февраля 2016 г.


После модернизации основного средства можно увеличить срок его полезного использования

Специалисты финансового ведомства разъяснили порядок увеличения срока полезного использования основного средства после проведенной модернизации объекта (письмо Минфина России от 11 января 2016 г. № 03-03-06/40).

Финансисты напомнили, что у налогоплательщика, действительно, есть право увеличить срок полезного использования актива после даты ввода его в эксплуатацию, если после работ по модернизации этот срок стал больше (п. 1 ст. 258 НК РФ). Однако такое увеличение может быть осуществлено только в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено основное средство. Иными словами, перевод объекта из амортизационной группы, в которую он был включен на дату ввода в эксплуатацию, в другую амортизационную группу, не предусмотрен.

Кроме того, финансисты отмечают, если после модернизации объекта налогоплательщик не воспользовался правом увеличения срока полезного использования, то следует продолжать начислять амортизацию по норме, определенной первоначально при введении основного средства в эксплуатацию.

Аналогичные правила в налоговом учета применимы и при проведении работ по реконструкции и технического перевооружения основного средства. При этом обращаем внимание, что важно отличать работы по модернизации и реконструкции объекта, по результатам которых может быть увеличена первоначальная стоимость актива и срок его полезного использования, от работ по обычному ремонту основного средства. Так, модернизация, достройка, дооборудование актива направлено на изменение технологического или служебного назначения основного средства. В результате таких работ объект приобретает новые качества, например способность к работе с повышенными нагрузками. Реконструкция в свою очередь, связана с переустройством объекта. Это, например, замена устаревших и (или) изношенных деталей оборудования на новые более функциональные и производительные.

Источник: ГАРАНТ.РУ 03 февраля 2016 г.


6-НДФЛ за первый квартал 2016 года следует сдать не позднее 4 мая 2016

В письме от 21.12.2015 № БС-4-11/22387@ ФНС напомнила, что налоговые агенты, начиная с отчетного периода 1 квартала 2016 года, обязаны ежеквартально представлять в налоговые органы по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ.

При этом расчет по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2016 года должен быть представлен в налоговый орган не позднее 4 мая 2016 года.

Источник: Audit-it.ru 02 февраля 2016 г.


Увеличение до 2 лет срока давности по валютным нарушениям принято в первом чтении

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 925087-6, ранее внесенный правительством, содержащий поправки в статью 4.5 КоАП (в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования).

Согласно законопроекту данный срок давности будет увеличен до двух лет.

В пояснительной записке говорится об объективной сложности выявить факт совершения правонарушения и привлечь нарушителя к административной ответственности в течение установленного срока давности.

В частности, это связано с:

  • необходимостью соблюдения предусмотренной КоАП процедуры обязательного извещения привлекаемого лица и невозможностью принятия решения в его отсутствие без доказательств его надлежащего извещения (большинство привлекаемых к административной ответственности организаций за невозврат валютной выручки в Россию отсутствуют по заявленному месту регистрации);
  • злоупотреблением резидентами своим правом на заявление ходатайств об отложении рассмотрения дел об административных правонарушениях по тем или другим причинам;
  • необходимостью проверки органами и агентами валютного контроля информации о наличии признаков нарушений, поступающей от кредитных организаций.

В связи с существованием ТС для фиксации доказательств зачастую требуются значительные временные затраты для получения заключений органов государственной власти Республики Казахстан и Республики Беларусь. Средний срок получения документов и информации из госорганов стран – членов ТС может доходить до полугода.

Как следствие, от таможенных органов в Росфиннадзор поступают на рассмотрение протоколы с истекающим сроком давности привлечения резидентов к ответственности по состоянию на дату поступления, что не позволяет Росфиннадзору полноценно подготовить дела к рассмотрению в установленные сроки.

Источник: Audit-it.ru 01 февраля 2016 г.


Реорганизация и смена директора – не повод заблокировать счет фирмы после проверки

По результатам выездной поверки ИФНС доначислила компании налоги, пени и штрафы и вынесла решение о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам в банке. В качестве основания инспекция указала на процедуру реорганизации фирмы в форме преобразования, смену генерального директора, существенное снижение коммерческой активности и объемов финансово-хозяйственной деятельности, уменьшение сумм налога, исчисленных к уплате в бюджет, превышение кредиторской задолженности над дебиторской.

Компания оспорила решение инспекции в суде (дело № А57-12212/2015).

Суды трех инстанций удовлетворили требование компании, пояснив, что вышеуказанные обстоятельства не свидетельствует о затруднительности или невозможности исполнения решения инспекции. Само по себе замедление хозяйственной деятельности компании также не может являться основанием для принятия налоговым органом обеспечительных мер.

Суды (постановление кассации Ф06-4659/2015 от 26.01.2016) установили, что у компании имелись значительные оборотные и внеоборотные активы, а также то, что она является крупным хозяйствующим субъектом в своей сфере деятельности.

Источник: Audit-it.ru 01 февраля 2016 г.


В порядок заполнения РСВ-1 внесут изменения, которые понадобятся с отчета за 1 квартал

ПФ опубликовал проект изменений, которые будут внесены в порядок заполнения РСВ-1 начиная с отчета за 1 квартал 2016 года.

При заполнении расчета наряду с действующим классификатором видов экономической деятельности разрешат применять новый ОК 029-2014 (КДЕС ред.2).

Перечень льготируемых видов деятельности на УСН превратится в таблицу, в которой будут указаны коды ОКВЭД не только по ОК 029-2001 (как сейчас), но и по новому классификатору.

Порядок заполнения раздела о перерасчетах дополнится указанием на то, что суммы перерасчета отражаются в графах 6-14 раздела 4 расчета с указанием в графах 4 – 5 периодов, за которые производится перерасчет. Строки, содержащиеся в разделе 4 расчета за предшествующий отчетный период, должны будут присутствовать в разделе 4 расчета за текущий отчетный (расчетный) период. Суммы перерасчета, произведенного в текущем отчетном (расчетном) периоде за предыдущие отчетные (расчетные) периоды будут указываться дополнительными строками в разделе 4 расчета. Если перерасчет за один и тот же период производится неоднократно, то результаты каждого перерасчета включаются в раздел 4 расчета отдельными строками, суммирование значений перерасчета, произведенных за один и тот же период в разные отчетные периоды расчетного периода, не допускается, – это также будет добавлено в порядок заполнения.

Вносится ряд изменений в приложение №2 «Классификатор параметров, используемых при заполнении персонифицированных сведений», в основном, в коды для временно проживающих работников.

Источник: Audit-it.ru 01 февраля 2016 г.


В декларации нужно указывать новые коды для азовской и каспийской нефти

Согласно Письму ФНС России от 31.12.2015 № СД-4-3/23380@, если участки недр полностью или частично расположены в Азовском море, начиная с отчетности за январь, количество добытой на них нефти отражается в разд. 2 декларации с указанием кода «2009» или «4009», если в Каспийском море – вносится код «2010» или «4010».

ФНС дала такие рекомендации, поскольку с 1 января изменились условия, при которых НДПИ в отношении каспийской нефти рассчитывается с применением нулевого коэффициента, характеризующего регион добычи (Ккан). До 2016 года эти условия не зависели от того, в каком море добыта нефть – Каспийском или Азовском. Соответственно, если декларация, в том числе уточненная, подается за периоды 2015 года, количество азовской и каспийской нефти нужно отразить под кодом «2004» или «4004», как и было ранее.

Отметим, что изменения в порядок заполнения декларации по НДПИ пока не внесены.

Источник: КонсультантПлюс 01 февраля 2016 г.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты