Внесены изменения в КоАП - поправки касаются нарушений в сфере валютного законодательства

Федеральный закон от 30.03.2015 № 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях» внес измения в размер наказаний, касающихся нарушений в сфере валютного законодательства.

Теперь повторное правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 15.25 (кроме случаев повторного несоблюдения установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ с подтверждающими банковскими документами) влечет наложение штрафа:

12 000 – 15 000 рублей – на должностных лиц;

120 000 – 150 000 рублей – на юридических лиц.

За повторное несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ с подтверждающими банковскими документами будет введен штраф:

30 000 – 40 000 рублей – на должностных лиц;

400 000 – 600 000 – на юридических лиц.

Источник: rnk.ru, 01.04.2015 г.


Чтобы в ЕГРЮЛ не попали сведения о подставных фирмах

Федеральный закон от 30.03.2015 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Внесены изменения в некоторые законодательные акты по вопросам госрегистрации юрлиц и ИП.
Так, расширены права нотариусов. Они могут бесплатно получать сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в форме электронного документа.

Введен еще один нотариальный тариф (1000 руб.) - за представление материалов на госрегистрацию организаций и ИП. Урегулирована соответствующая процедура.

Уточнены правила установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия. Кроме того, определены требования к нотариально оформляемому документу.
В Законе об ООО решили пересмотреть положения об увеличении уставного капитала. Установлено, что принятие решения общего собрания участников общества и состав присутствовавших при этом членов подтверждаются нотариальным удостоверением.
Важно отметить следующие изменения в Закон о госрегистрации юрлиц и ИП. В Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности организаций теперь также вносятся запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о компании; сведения о том, что юрлицо решило изменить место нахождения. Закреплены положения о проверке достоверности данных, включаемых (включенных) в ЕГРЮЛ. К основаниям для отказа в регистрации отнесено в т. ч. несоблюдение порядка ликвидации или реорганизации юрлица.

В КоАП РФ обновлены две нормы. Первая предусматривает ответственность за непредставление (несвоевременное направление) или передачу недостоверных сведений о юрлице или ИП в регистрирующий орган. Взамен прописывается несвоевременное представление сведений. Вторая предусматривает ответственность за представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения. Взамен прописывается непредставление или представление недостоверных сведений.

При этом вводится норма об ответственности должностных лиц за повторное совершение последнего из упомянутых правонарушений. Санкция - дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. УК РФ предусматривает ответственность за образование (создание, реорганизацию) юрлица через подставных лиц. В силу поправок к нему приравняли представление в регистрирующий орган данных, повлекшее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах. Уточнено определение последних.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Источник: ИА ГАРАНТ, 02.04.2015 г.


Принят закон о неучете в доходах и расходах НДС, выделенного упрощенцем в счете-фактуре

Госдума приняла в третьем чтении и Совфед одобрил законопроект № 673716-6 о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса (в части уточнения порядка определения объекта налогообложения по ЕСХН и УСН).

Налогоплательщики, применяющие УСН, освобождены от уплаты НДС и не должны выставлять счета-фактуры с выделением НДС. Вместе с тем, как показывает практика, такие счета-фактуры выставляются. При этом вся сумма полученного НДС подлежит уплате в федеральный бюджет.

К тому же, указанные суммы НДС включаются в доходы от реализации и облагаются налогом при УСН, в результате чего возникает двойное налогообложение.

Законопроектом предлагается исключить из состава доходов, учитываемых при исчислении налога при УСН суммы НДС, предъявленные налогоплательщиками покупателям товаров, работ и услуг в связи с выставлением счетов-фактур.

Кроме того, в настоящее время не вправе применять упрощенную систему налогообложения, в частности, организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Упоминание представительств из этой нормы планируется исключить. Таким образом, наличие филиалов будет препятствовать применению УСН, а наличие представительств - нет.

Источник: Audit-it.ru, 02.04.2015 г.


Отказ от круглой печати

Совет Федерации поддержал проект, который отменяет обязанность компании использовать круглую печать.

Законопроект № 636191-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» поддержал Совет Федерации. Использование круглой печати компанией становится необязательным, кроме случаев, которые перечислены в законе.

Предполагается, что отказ от обязательства использовать круглую печать подтолкнет юридические лица использовать более прогрессивные элементы идентификации, в первую очередь электронную подпись, голографические печати и т.п.

Источник: rnk.ru, 02.04.2015 г.


Соцвычеты разрешат получать у работодателя: проект дополнен поправкам по КИК и принят

Госдума приняла в третьем чтении и направила в СФ правительственный законопроект № 667946-6 о внесении изменения в статью 219 Налогового кодекса.

Согласно проекту, налоговые вычеты в суммах, потраченных на лечение или обучение, физлица смогут получать, обращаясь до окончания года с заявлением к работодателю. Сейчас это делается только путем подачи налоговой декларации по НДФЛ в налоговый орган.

Для получения вычета у работодателя необходимо будет предъявить подтверждение права на вычет, выдаваемое налоговым органом в течение 30 календарных дней с даты обращения физлица к налоговикам. Так что в ИФНС физлицам все равно придется обращаться. Налог с учетом вычета будет удерживаться начиная с того месяца, в котором работник подал работодателю заявление в установленном порядке. Если после этого налоговый агент удержал НДФЛ без учета вычета, то должен вернуть налогоплательщику излишне удержанный налог.

Ко второму чтению в проект внесено некоторое количество поправок. К примеру, теперь оговаривается, что если по итогам налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у налогового агента, оказалась меньше суммы социальных вычетов, то налогоплательщик имеет право на их получение, подав декларацию в налоговый орган.

В силу это вступит с 2016 года.

По сравнению с существующим порядком новый даст физлицу выигрыш во времени - 3-НДФЛ подается по окончании года, а у работодателя вычет можно будет получить уже в том году, в котором расходы понесены.

Заодно в законопроект внесли поправки, касающиеся контролируемых иностранных компаний (КИК). В частности, установлены особенности представления уведомлений в 2015 году (до 15 июня), вносится также ряд уточнений.

Источник: Audit-it.ru, 31.03.2014 г.


ГД приняла в 1 чтении законопроект о запрете на увольнение молодых матерей

В первом чтении в Госдуме принят законопроект № 200036-5 о внесении изменений в Трудовой кодекс (о продлении срока срочного трудового договора, истекающего в период беременности женщины, до даты окончания отпуска по беременности и родам).

В случае принятия законопроекта первое предложение второго абзаца 261 статьи ТК будет выглядеть так:

В случае истечения срока действия срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении листка нетрудоспособности по беременности и родам – до окончания отпуска по беременности и родам.

На данный момент эта норма ограничивается требованием о продлении срочного трудового договора до окончания беременности.

Источник: Audit-it.ru, 26.03.2015 г


Определен порядок выдачи квалификационного аттестата, необходимого для получения лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами

Приказ Минстроя РФ от 05.12.2014 N 789/пр "Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена, порядка определения результатов квалификационного экзамена, Порядка выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, Порядка ведения реестра квалификационных аттестатов, Формы квалификационного аттестата, Перечня вопросов, предлагаемых лицу, претендующему на получение квалификационного аттестата, на квалификационном экзамене, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110"

Для получения такого аттестата необходимо пройти квалификационный экзамен, который проводится лицензионной комиссией, создаваемой субъектом РФ, с целью проверки знаний претендентами требований законодательства в области управления многоквартирными домами.

В целях регистрации для сдачи экзамена претендент направляет в лицензионную комиссию соответствующее заявление. Заявление может быть направлено в электронной форме.

Экзамен проводится в форме компьютерного тестирования, состоящего из 100 вопросов. Общее время для ответов на все вопросы - не более 120 минут. За каждый правильный ответ претендент получает 2 балла. Претендент, получивший по итогам менее 86% максимально возможного количества баллов, считается не сдавшим экзамен.

За сдачу экзамена плата с претендента не взимается. Количество попыток сдачи экзамена не ограничено.

График проведения квалификационных экзаменов утверждается решением лицензионной комиссии и размещается на сайте органа государственного жилищного надзора.

Квалификационный аттестат выдается региональным органом государственного жилищного надзора на основании заявления лица, сдавшего квалификационный экзамен.

Источник: Консультант +, 27.03.2015 г.


Опубликован сборник примерных форм аудиторских заключений

"Сборник примерных форм аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности (версия 1/2015)" (одобрен Советом по аудиторской деятельности Минфина России)

Формы предназначены для использования при проведении аудита (оказании аудиторских услуг) в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.

В сборнике представлены примерные формы аудиторских заключений, которые могут быть использованы с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства РФ:

  • с выражением немодифицированного мнения;
  • для случаев, когда на аудитора возлагается выполнение дополнительной работы;
  • с выражением модифицированного мнения;
  • содержащего привлекающую внимание часть.

Источник: Консультант +, 31.03.2015 г.


Для проверки правильности заполнения налоговой декларации по НДС опубликованы контрольные соотношения ее показателей

"Контрольные соотношения показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость" (установлено письмом ФНС России от 23.03.2015 N ГД-4-3/4550@)

Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость утверждена приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.

В налоговые инспекции направлены контрольные соотношения показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности, с помощью которых можно проверить, насколько достоверно заполнена налоговая декларация.

Источник: Консультант +, 27.03.2015 г.


ФНС: бумажные уточненки по НДС за прошлые периоды не считаются сданными

В письме от 20.03.2015 № ГД-4-3/4440@ ФНС напомнила, что согласно поправкам, внесенным федзаконом от 04.11.2014 N 347-ФЗ, декларация, представленная на бумажном носителе, не считается представленной, если НК предусмотрена обязанность представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме.

Это применяется в отношении налоговых деклараций, представленных после 1 января 2015 года, в том числе уточненных, считает ФНС. Налоговики не указали, касается ли это только уточненок за периоды с начала 2014 года. Судя по формулировке, ФНС относит это ко всем уточненкам.

Декларация по НДС на бумажном носителе представляется только налоговыми агентами, не являющимися налогоплательщиками НДС или являющимися налогоплательщиками НДС, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, также пишут чиновники.

Кстати, обязанность по представлению деклараций по НДС в электронном виде для определенных категорий налогоплательщиков существует с прошлого года. При этом уточненки за периоды, последним из которых является 4 квартал 2013 года, можно сдавать и на бумаге, независимо от того, когда понадобится их представить, ранее разъясняли фискалы в связи с появлением указанной обязанности. Единственная поправка на этот счет в НК, на которую ссылается ФНС сейчас, звучит так: "При представлении налоговой декларации на бумажном носителе в случае, если настоящим пунктом предусмотрена обязанность представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме, такая декларация не считается представленной". Но если (согласно прошлогодней логике ФНС) обязанность представления уточненных деклараций за прошлые (до 2014 года) периоды не установлена, то, следовательно, и запрет на прием таких уточненок на бумаге действовать сейчас не должен. Таким образом, сейчас (говоря о любых уточненках, сдаваемых в этом году) ФНС противоречит сама себе, а также буквальному толкованию норм НК.

Источник: Audit-it.ru, 02.04.2015 г.


Электронные счета-фактуры и их бумажные копии

Можно ли агенту предоставить бумажные копии принципалу, если документы были подписаны электронной подписью.

Минфин в письме от 05.03.2015 № 03-07-09/11604 разъяснил вопрос о порядке заверения предоставляемых принципалу копий счетов-фактур, полученных агентом в электронной форме при приобретении для принципала товаров (работ, услуг). Агент имеет право предоставить принципалу копии документов, которые он получил в электронной форме, на бумаге в виде заверенных агентом копий с отметкой, что документ подписан квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью).

Источник: rnk.ru, 03.04.2015 г.


Приобретаемое используется в операциях, облагаемых 0 и 18%: как заполнить книгу покупок

В письме от 02.03.2015 № 03-07-09/10695 Минфин напомнил, что подлежат вычетам суммы НДС при использовании приобретенных товаров (работ, услуг) для операций, облагаемых НДС, на основании счетов-фактур, после принятия на учет ТРУ при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 3 статьи 172 НК установлен особый порядок принятия к вычету этого налога в отношении операций, облагаемых НДС по нулевой ставке: вычет производится на момент определения налоговой базы.

Согласно постановлению 1137 при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации, если операции по реализации облагаются по различным налоговым ставкам, регистрация счета-фактуры в графе 16 книги покупок производится на сумму, на которую налогоплательщик имеет право на вычет и которая определяется с учетом положений пункта 10 статьи 165 НК.

Учитывая изложенное, в целях принятия к вычету НДС при использовании приобретенного для операций, облагаемых НДС по ставкам 0 и 18%, счет-фактура регистрируется в книге покупок в части суммы НДС, предъявляемой к вычету.

Источник: Audit-it.ru, 02.04.2015 г.


ФНС разъяснила нюансы уплаты налога на имущество

Инспекторы уточнили, какое количество дней считается полным месяцем для расчета налога на имущество при переходе права собственности.

В письме от 23.03.2015 № БС-4-11/4606 ведомство разъясняет ситуацию, когда компания получает в собственность объект недвижимости из списка указанного в ст. 378.2 НК РФ в течение налогового (отчетного) периода. Полным месяцем нужно считать любое количество дней, вне зависимости от порядка определения налоговой базы у предыдущего правообладателя.

Источник: rnk.ru, 03.04.2015 г.


Когда жилые дома, учитываемые в балансе как товары, не облагаются налогом на имущество

В письме от 04.03.2015 г. N 03-03-06/1/11187 Минфин рассказал об учете в целях налога на прибыль расходов на создание объектов инфраструктуры при строительстве многоквартирных домов в случае последующей реализации этих объектов по цене ниже их стоимости, а также о налогообложении налогом на имущество организаций таких объектов.

В случае реализации созданных объектов инфраструктуры налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой реализации на суммы расходов по созданию таких объектов при условии их соответствия критериям обоснованности и наличии документального подтверждения. При этом для целей НК цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.

Движимое и недвижимое имущество, не учитываемое на балансе в качестве основных средств не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 НК применяется с 1 января 2015 года - согласно ему, налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости облагаются жилые объекты, не учитываемые на балансе в качестве ОС.

В этой связи подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, в соответствии с законом субъекта РФ в рамках статьи 378.2 НК, учтенные в государственном кадастре объектов недвижимого имущества жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Если законом субъекта РФ не установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК, то жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции, не облагаются налогом на имущество организаций.

Источник: Audit-it.ru, 03.04.2015 г.


Как считать налог на землю, если кадастровую стоимость оспорили

Зависит от того, за какой период компании удалось оспорить кадастровую оценку.

В письме ФНС России от 27.03.2015 № БС-4-11/5013 ведомство поясняет следующее. Налог рассчитывается по кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января налогового периода. Если изменения по стоимости участка внесены в государственный кадастр (по решению суда, комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости участка или в результате перевода земель в другую категорию) в течение 2014 года на основании решения суда, то кадастровая стоимость будет базой для налога в следующем налоговом периоде, с 01 января 2015.

Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в 2015 году и решение комиссии или суда принято в 2015 году, то новая кадастровая стоимость должна применяться с 01 января 2015 года.

Источник: rnk.ru, 03.04.2015 г.


Утвердили. Форма-4 ФСС

20 марта Форму-4 ФСС утвердил Минюст. Отчитываться по новой форме нужно уже с I квартала 2015 года.

Приказ ФСС России от 26.02.2015 № 59 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения» зарегистрировали в Минюсте РФ.

Источник: rnk.ru, 27.03.2015 г.


ФСС РФ утверждены формы документов, используемых при зачете или возврате излишне уплаченных страховых взносов

Приказ ФСС РФ от 17.02.2015 N 49 "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования РФ"

Приказ содержит, в частности, формы акта сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам; заявлений о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм, а также принимаемых органом ФСС РФ решений.

В настоящее время применяются формы таких документов, утвержденные приказом Минтруда России от 04.12.2013 N 712н. Со дня признания утратившими силу соответствующих положений данного приказа вступят в действие новые формы документов.

Источник: Консультант +, 25.03.2015 г.


Инструкция советских времен о служебных командировках отменена

Совместным приказом Минфина и Минтруда от 15.12.2014 г. № 147н/1044 признана не действующей на территории РФ инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР».

Инструкцией, среди прочего, была установлена форма и необходимость оформления командировочного удостоверения. Поскольку подобные документы (родом из СССР) применяются в части, не противоречащей современному законодательству РФ, а унифицированные российские формы первичных учетных документов не обязательны к применению с 2013 года, к тому же, недавно упоминание КУ было просто убрано из 749 постановления, отмена советской инструкции означает, по-видимому, окончательный отказ от обязательности применения командировочных удостоверений.

Источник: Audit-it.ru, 27.03.2015 г.


Какой день считается датой правонарушения за просрочку перечисления НДФЛ с зарплат

В письме от 10.02.2015 г. N 03-02-07/1/5483 Минфин напомнил об обязанности налоговых агентов удержать НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить не позднее дня фактического получения в банке наличных на выплату дохода или дня перечисления дохода на счета физлиц.

За неисполнение указанной обязанности установлена ответственность, предусмотренная статьей 123 НК. Неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Минфин полагает, что датой совершения налогового правонарушения по статье 123 НК является день, когда налоговый агент должен был удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, но не исполнил эту обязанность.

Источник: Audit-it.ru, 26.03.2015 г.


Вводится в действие новая форма уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественный вычет по расходам на приобретение (строительство) жилья

Приказ ФНС России от 14.01.2015 N ММВ-7-11/3@ "Об утверждении формы уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ"

Имущественный вычет по расходам на новое строительство (приобретение) жилья и погашение процентов по целевому займу может быть предоставлен не только в налоговой инспекции по истечении налогового периода, но и при обращении налогоплательщика с письменным заявлением к работодателю при условии подтверждения данного права налоговым органом.

Новая форма уведомления, подтверждающего право налогоплательщика на имущественный вычет, заменит собой ранее действовавшую, утвержденную приказом ФНС России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@.

Источник: Консультант +, 02.04.2015 г.


Зачет и возврат излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов: новые формы решений, заявлений и сообщений

Приказ ФНС РФ от 03.03.2015 г. № ММВ-7-8/90@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов"

Установлены новые формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов.
Это формы решений о зачете и возврате названных сумм, сообщений о принятии указанных решений, заявлений о возврате (зачете).

Также установлена форма решения об отказе в зачете (возврате).

Кроме того, утверждена форма решения об отмене решения о зачете (возврате) суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, а также форма сообщения об отмене решения.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.03.2015 г. № 36602.

Источник: ИА ГАРАНТ, 02.04.2015 г.



Налоговики и суды взыскивают НДС с физлиц-не ИП, вменяя им ведение бизнеса

Физлица, не имеющие статуса ИП, реализующие или сдающие в аренду жилые или нежилые помещения, периодически попадают в поле зрения налоговиков. Несмотря на то, что эти физлица не являются предпринимателями, инспекции инициируют выездные проверки и доначисляют НДФЛ и НДС.

К примеру, по результатам выездной проверки по НДС физлица, который являлся собственником 3 жилых и 12 нежилых помещений, сдаваемых в аренду, инспекция доначислила НДС, пени и штраф. Суд первой инстанции признал решение недействительным, поскольку истец не был зарегистрирован в качестве ИП и не являлся плательщиком НДС.

Апелляция (определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.11.2014 № 33-17691/2014) отменила решение суда, указав на статью 19 НК, в соответствии с которой организации и физлица обязаны уплачивать налоги и сборы. При этом плательщиками НДС являются и ИП, а физлица, ведущие предпринимательскую деятельности без регистрации в качестве ИП, при неисполнении обязанностей, возложенных на них НК, не вправе ссылаться на то, что они не являются ИП (статья 23 ГК и статья 11 НК). Федеральным законом от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах РФ" инспекциям разрешено требовать от граждан устранения выявленных нарушений.

Проанализировав договоры аренды, суд установил, что они содержат условия о сроках, возможности пролонгации при отсутствии отказа от договоров, санкциях за их ненадлежащее исполнение, то есть в договорах учтены возможные риски предпринимательской деятельности. На основании показаний свидетелей установлено, что проверяемое лицо в течение длительного времени систематически получало прибыль от сдачи помещений в аренду.

Следовательно, по мнению суда, истец подпадает под статью 11 НК - подлежат применению нормы, применяемые к ИП, которые являются плательщиками НДС. Исходя из статьи 146 НК деятельность по сдаче помещений в аренду облагается НДС.

Как следует из определения Новосибирского областного суда от 14.10.2014 по другому делу - № 33-8775/2014 - по результатам выездной налоговой проверки инспекция установила, что физлицо систематически получало доходы от реализации недвижимого имущества, а также уступки прав требования по договорам участия в долевом строительстве. В результате доначислены НДФЛ, НДС, пени и штрафы.

Налогоплательщик обратился в суд, полагая, что его деятельность не является предпринимательской. Однако суды двух инстанций классифицировали его деятельность именно таковой, поскольку налогоплательщик не доказал использование спорного имущества в личных целях, а именно, для проживания семьи, родственников или улучшения жилищных условий, владел объектами непродолжительное время и не был в них зарегистрирован. Также суды указали на статьи 23 ГК и 11 НК, отметив, что ведение предпринимательской деятельности без образования юрлица не освобождает от уплаты налогов.

Арбитражные суды относятся к подобной деятельности физлиц также как к предпринимательской. Например, арбитражный суд рассматривал подобный спор после того, как ИФНС зарегистрировала физлицо как ИП, что произошло сразу после выездной проверки. Суд признал физлицо (не являвшееся в проверяемом периоде ИП) плательщиком в том числе и НДС, однако доначисление этого налога "снял" по причине наличия права на освобождение от НДС по статье 145 НК, а также освободил от штрафа.

"Один из основных критериев, по которому следует определять отношение доходных операций к предпринимательской деятельности, связан с "систематическим получением прибыли". Однако такое понятие в законе отсутствует, что способствует возникновению споров. Например, в налоговом периоде проданы два автомобиля, можно ли назвать получение дохода систематическим, или имела место их продажа в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью? В каждом конкретном случае правоприменительные органы квалифицируют это с учетом конкретных обстоятельств. Наибольший риск доначислений - при продаже имущества, сделки с которым подлежат госрегистрации (транспортных средств, недвижимости), поскольку у регистрирующих органов есть обязанность сообщать в налоговые органы о фактах регистрации. В других случаях физлицу можно порекомендовать для себя определить, можно ли связать получение дохода с личными целями, и в зависимости от результата принять решение, регистрироваться в качестве ИП или нет", - считает юрист налоговой практики, референт государственной гражданской службы РФ 3 класса Дмитрий Мануйлов. Напомним, что регистрация в качестве ИП могла бы позволить минимизировать налоги благодаря применению спецрежимов, или хотя бы получить освобождение от НДС по статье 145 НК (при выручке до 2 млн рублей за 3 месяца).

Источник: Audit-it.ru, 30.03.2015 г.


Отказ от деятельности, сдача бизнеса в аренду директору-ИП - признаки дробления

Между ООО «А» (применяющим ОСН), руководителем и учредителем которого являлся С., и ООО «О» был заключен договор простого товарищества, целью которого являлась эксплуатация кинотеатра совместными усилиями. Также ООО «А» и ИП С. (применяющий УСН) заключили договор аренды части этого же помещения, где арендатор – ИП занимался прокатом фильмов.

По результатам выездной проверки ООО «А» налоговики решили, что привлечением ИП компания применила схему «дробления» бизнеса с целью минимизации налоговых обязательств с помощью "упрощенца".

В ходе проверки налогоплательщик не дал пояснений относительно факта приобретения оборудования для показа кинофильмов, а также того, кому оно принадлежит. Кроме того, установлено, что ООО «А» выплачивало заработную плату директору – С. - денежными средствами, полученными по договорам займа от него же в качестве ИП. При этом фирма и предприниматель располагаются по одному и тому же адресу, имеют одного представителя, бухгалтера, расчетные счета открыты в одном банке.

Суды трех инстанций (дело № А47-9075/2013) признали решение инспекции правомерный, решив, что фактически деятельность по прокату фильмов вел истец. Суды учли, что расходы на реконструкцию и эксплуатацию кинотеатра нес именно истец и указали на остутствие обоснования деловой цели в отказе от ведения основного вида деятельности непосредственно самой компанией и сдаче в аренду помещений кинотеатра предпринимателю.

Судья ВС (309-КГ15-1507 от 27.03.2015) также отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Надо отметить, что не во всех случаях привлечения взаимозависимого "вспомогательного" лица на спецрежиме при ведении одного и того же бизнеса суды видят схему дробления, в отличие от налоговиков. По ряду дел (А12-8865/2014, А70-4269/2014, А46-16555/2013, А46-16555/2013) суды занимают сторону налогоплательщиков, признавая недействительными решения инспекции о доначислении налогов. Суды ссылаются на отсутствие доказательств передачи дохода от контрагентов истцам (фирмам на общем режиме) и отмечают, что законодательство не ограничивает количество создаваемых юрлиц с общими учредителями, также как и количество юрлиц, которые может возглавлять одно и то же физлицо. При этом совпадение учредителя либо руководителя между взаимодействующими юрлицами не всегда свидетельствует об отсутствии реальной предпринимательской деятельности.

Для того, чтобы "дробление" было доказано в суде, нужны веские основания, как, к примеру, в деле А40-114483/2013 - компания реализовала помещения ИП (мужу гендиректора), а затем сняла их же в аренду по ценам, существенно превышающим рыночные. Это привело к доначислениям по общей системе, включая налог на имущество. Еще в одном деле А75-2075/2013, компания на ЕНВД для сохранения права на спецрежим перевела сотрудников на те же должности в три взаимозависимые фирмы, использующие ее имущество. Однако ИФНС и суды не позволили получить экономию на налогах.

Источник: Audit-it.ru, 02.04.2015 г.


ВС указал, как исчисляется база по налогу на прибыль в случае недействительности сделок

По результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на прибыль за 2011 год инспекция доначислила налог, пени и штраф. В декларации отсутствовал объект налогообложения, однако из внешних источников инспекция получила информацию о хозяйственных операциях по реализации товара в 4 квартале 2011 года.

Компания обратилась в суд (дело № А40-69367/2013), указав, что эти сделки признаны недействительными, следовательно, отсутствует обязанность по уплате налога на прибыль. Фактическая реституция части товара произведена в 4 квартале 2013 года.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, разъяснив, что все совершенные налогоплательщиком в определенном налоговом или отчетном периоде хозяйственные операции по реализации товаров (работ, услуг), подтвержденные первичными документами, признаются выручкой налогоплательщика. При этом все последующие изменения стоимости или количества, в том числе в виде оспаривания сделки, подлежат учету как новые факты хозяйственной жизни в периоде их возникновения.

Значит, налогоплательщик имеет право отразить возврат реализованного ранее имущества или уменьшить налоговую базу только после фактической реституции.

Судья ВС ( 305-КГ15-965 от 26.03.2015) также отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Источник: Audit-it.ru, 01.04.2015 г.


Расшифровки строк бухгалтерской отчетности налоговики требовать не вправе

В ходе выездной проверки ИФНС выставила компании требование о предоставлении документов, в частности, расшифровок некоторых строк бухгалтерской отчетности.

Компания расшифровки не представила, что привело к привлечению к ответственности по статье 126 НК – за непредставление документов.

Суды первой и апелляционной инстанций (дело № А40-32972/2014) решили, что инспекция законно истребовала расшифровки.

Кассация отменила их решение, указав на пункт 1 статьи 31 НК, в соответствии с которым инспекция вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов.

При этом расшифровки строк форм бухгалтерской отчетности в соответствии с налоговым законодательством и законодательством о бухучете не относятся к первичным документам, регистрам бухгалтерского учета и не служат основанием для исчисления налогов.

В решении кассации (Ф05-17110/2014 от 09.02.2015) указано: «нормами ... законодательства о налогах и сборах не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган в установленный срок расшифровки строк форм бухгалтерской отчетности, перечисленные в требовании».

Следовательно, основания для привлечения компании к ответственности у инспекции отсутствовали.

Источник: Audit-it.ru, 27.03.2015 г.


Письма ФНС и Минфина теперь можно оспорить

Конституционный суд признал, что запрет на оспаривание ведомственных писем не соответствует Конституции РФ

Инициатором судебного заседания стала компания «Газпром нефть», представители которой сумели доказать следующее. Оспаривать письма ФНС и других ведомств нельзя, это сказано в Законе "О Верховном суде". При этом письма ФНС формально не носят статус нормативных актов, но, по сути, обладают таким статусом. Это признал суд. А значит, теперь Высшему суду придется рассматривать аналогичные жалобы на письма практически всех ведомств.

В решении суда сказано, что неконституционная норма препятствовала судебной защите заинтересованных лиц, при этом законодательство не устанавливает ни четкой компетенции, ни оснований, условий и процессуального порядка оспаривания разъяснений норм законов федеральными органами.

Также в решении сказано, что суд в дальнейшем будет рассматривать не все письма ведомств, а лишь те, которые оказывают общерегулирующее влияние. Если же разъяснения норм «не выходят за рамки адекватного истолкования» и «не влекут изменения правового регулирования налоговых отношений», заявителю могут отказать в проверке.

Источник: rnk.ru, 01.04.2015 г.


Налоговики требуют конкретные документы о третьем лице: когда можно их не давать

Инспекция направила ООО «А» требование о предоставлении конкретных документов по взаимоотношениям с ООО «С». Компания отказала в исполнении требования, сославшись на его незаконность и необоснованность. В результате инспекция привлекла ООО «А» к ответственности по статье 126 НК за непредставление документов.

Суды трех инстанций (дело № А97-2300/2014) признали решение инспекции недействительным.

В соответствии со статьей 93.1 НК налоговый орган в ходе проведения проверки вправе затребовать у третьих лиц документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, либо вне рамок налоговых проверок - информацию о конкретной сделке. При этом налоговый орган в требовании о предоставлении документов должен указать, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы или информация, и если это делается вне рамое проверки - указать сведения, позволяющие идентифицировать конкретную сделку.

В данном случае требование содержало формулировку «вне рамок проведения проверок», однако информация была запрошена не относительно конкретной сделки, а непосредственно в виде перечня конкретных документов по взаимоотношениям с контрагентом, которые могут быть истребованы только в рамках проверок.

Учитывая, что ссылки на мероприятие налогового контроля, в рамках которого возникла необходимость предоставления информации, в требование указано не было, суды (постановление кассации Ф04-16445/2015 от 27.03.2015) признали его не соответствующим статье 93.1 НК.

Источник: Audit-it.ru, 02.04.2015 г.


Банк России утвердил новые базовые тарифы по ОСАГО

Указание Банка России от 20.03.2015 N 3604-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

С 12 апреля 2015 года вступят в силу уточненные максимальные и минимальные размеры базовых ставок страховых тарифов по ОСАГО (конкретный размер базового страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства в пределах установленных значений).

Указанием Банка России в некоторых случаях снижена нижняя граница базового тарифа (например, для мотоциклов - с 1497 до 867 рублей, для ТС юрлиц категории "В" - с 2926 до 2573 рублей).

Для таких же ТС, принадлежащих физлицам, нижняя граница базового тарифа вырастет с 2440 до 3432 рублей.

Также значительно повышен тариф для ТС, используемых в качестве такси (теперь границы тарифа составят от 5138 до 6166 рублей, вместо 3654 - 3854 рубля). Повышение минимальных и максимальных размеров тарифа коснется, в том числе, троллейбусов и трамваев.

Одновременно изменяются коэффициенты страховых тарифов, применяемых в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (в частности, снижены коэффициенты для Магадана и Байконура).

Источник: Консультант +, 26.03.2015 г.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты