Президент подписал закон, вносящий изменения в правила учета процентов в расходах

8 марта Президент РФ подписал федеральный закон от 08.03.2015 № 32-ФЗ. которым, в частности, внесены поправки в статью 269 НК. Закон уже прошел официальное опубликование на портале pravo.gov.ru.

При этом напомнил, что согласно предыдущим правкам, внесенным в эту статью федзаконом 420-ФЗ от 28.12.2013, который в данной части с 1 января 2015 года вступил в силу, для сделок, не относящихся к контролируемым, и для задолженностей, не признаваемых контролируемыми, ранее применявшиеся ограничения на учет процентов в расходах были сняты. При этом были установлены такие ограничения для контролируемых сделок, одной из сторон которой является банк (пункт 1.1), и для них были определены интервалы процентов, учитываемых в расходах и в доходах (пункт 1.2). По долговому обязательству в рублях интервал составляет 75-180% (на 2015 год), 75-125% (начиная с 2016 года) ставки рефинансирования ЦБ.

Согласно новым поправкам (по федзакону от 08.03.2015 № 32-ФЗ), во-первых, ограничения будут касаться любых контролируемых сделок (убрано "одной из сторон которой является банк"), указанных в пункте 2 статьи 105.14 (то есть тех, где обе стороны - российские резиденты).

По рублевым долговым обязательствам, возникшим в результате таких сделок, ограничение описано так: от 0 до 180 % (на 2015 год), от 75 до 125 % (начиная с 2016 года) ключевой ставки ЦБ.

При этом по долговому обязательству, оформленному в рублях и не указанному в предыдущем абзаце (то есть, вероятно, если одной стороной контролируемой сделки является иностранное лицо) интервал ставок составит от 75% ставки рефинансирования ЦБ до 180% ключевой ставки ЦБ (на 2015 год), от 75 до 125% (начиная с 2016 года) ключевой ставки ЦБ.

Кстати, обратим внимание, что впервые в налоговое законодательство введено использование ключевой ставки. В пункте 1.3 упоминание ставки рефинансирования также будет заменено понятием ключевой ставки. Все вышесказанное будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

Вносятся корректировки и в порядок применения второго пункта статьи 269 - о контролируемых задолженностях. Согласно закону 32-ФЗ, для таких долговых обязательств в валюте, возникших до 1 октября 2014 года, на период с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2015 года устанавливаются особенности учета в расходах процентов. Пересчитать величину контролируемой задолженности в рубли в этих целях можно будет по курсу, не превышающему курс, установленный ЦБ на 1 июля 2014 года. Для расчета величины сосбтвенного капитала также не будут учитываться курсовые разницы, возникшие с 1 июля 2014 года по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.

Законом устанавливается еще одно переходное положение - для учета в декабре 2014 года в расходах процентов по рублевым долгам. При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, в расходы в этот месяц можно будет принять величину процентов по соглашению сторон, но не выше ставки рефинансирования ЦБ, увеличенной в 3,5 раза. Это, судя по всему, будет касаться любых рублевых обязательств.

Источник: Audit-it.ru, 10.03.2015 г.


Порция "финансовых" поправок в Гражданский кодекс подписана Президентом РФ

Федеральный закон от 08.03.2015 № 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ" подписан и официально опубликован.

Из ряда статей ГК согласно принятому варианту проекта исчезнет упоминание "делового оборота" (в фразах "если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства и не вытекает из обычаев делового оборота").

В статью 206 "Исполнение обязанности по истечении срока исковой давности" вносится второй пункт, которым будет установлено, что если по истечении срока исковой давности должник или иное обязанное лицо признает в письменной форме свой долг, течение исковой давности начинается заново.

Статья 307 переименовывается в "Понятие обязательства" и расширяется. В ней будет указано, что "при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию". Вводится статья 307.1 "Применение общих положений об обязательствах".

Вводятся понятия "альтернативное обязательство", "факультативное обязательство" (должнику предоставляется соответственно выбор между действиями в погашение обязательства или право на замену обязательства) - в ГК появятся новые статьи 308.1 и 308.2, а также 320 и 320.1 по исполнению таких обязательств.

Также появятся новые статьи:

  • 308.3 "Защита прав кредитора по обязательству"
  • 309.1 "Соглашение кредиторов о порядке удовлетворения их требований к должнику"
  • 309.2 "Расходы по исполнению обязательства" (устанавливается, что если не предусмотрено иное, эти расходы несет должник)
  • 327.1 "Обусловленное исполнение обязательства" (исполнение обязательств может быть обусловлено совершением или несовершением одной из сторон определенных действий или наступлением каких-либо событий)
  • 393.1 "Возмещение убытков при прекращении договора" (в частности, если после досрочного прекращения договора одной из сторон пришлось переплатить по новому аналогичному договору, то эта сторона может потребовать возмещения разницы в цене).

Будет расширена статья 310 "Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства". В частности, будет добавлено, что "если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательскую деятельность, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне".

В статью 312 "Исполнение обязательства надлежащему лицу" будет включено, что если представитель кредитора действует на основании полномочия, содержащегося в документе, который совершен в простой письменной форме, должник вправе не исполнять обязательство данному представителю до получения подтверждения его полномочий от представляемого, в частности, до предъявления представителем доверенности, заверенной нотариально (за некоторыми исключениями). Вносятся поправки в ряд других статей, касающихся исполнения обязательств.

Новая статья 317.1 "Проценты по денежному обязательству" будет предусматривать, что если сторонами обязательсва являются коммерческие организации, кредитор имеет право на получение с должника процентов на сумму долга за период пользования денежными средствами. Если процент не установлен договором, то будет определяться ставкой рефинансирования Банка России. При этом условие обязательства, предусматривающее начисление процентов на проценты, является ничтожным (за исключение договоров банковского вклада или договоров, связанных с предпринимательской деятельностью).

Также вводится новая норма о том, что соглашением между кредитором и должником может быть предусмотрена обязанность должника исполнить обязательство по передаче денег или ценных бумаг путем внесения долга в депозит нотариуса (появится в статье 327 ГК).

Вносятся поправки также в ряд статей о поручительстве, о договоре, о проведении торгов.

Статья 368 "Понятие банковской гарантии" переименуется в "Понятие и форма независимой гарантии" и существенно расширится. Независимые гарантии могут выдаваться банками или иными кредитными организациями (банковские гарантии), а также другими коммерческими организациями. Устанавливается перечень сведений, которые должны быть указаны в гарантии, ряд других условий. Множество поправок вносится и в другие статьи о банковской (независимой) гарантии.

В ГК вводится понятие "обеспечительный платеж" (новый параграф в главе 23 ГК).

В статья 395 "Ответственность за неисполнение денежного обязательства" конкретизируется определениепроцентов за пользование чужими денежными средствами - исходя из опубликованных Банком России и имевших место в соответствующие периоды средних ставок банковского процента по вкладам физлиц. Проценты на проценты в этом случае также будет запрещено начислять.

Среди случаев недопустимости зачета (статья 411) будут указаны требования, по которым истек срок исковой давности.

Вводится возможность заключения "рамочного договора" (новая статья 429.1). Рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора. Кроме того, добавляемыми статьями 429.2-429.4 устанавливаются понятия опциона на заключение договора, опционного договора и договора с исполнением по требованию (абонентского договора).

Статья 431.1 "Недействительность договора" будет устанавливать, что положения ГК о недействительности сделок (параграф 2 главы 9) применяются к договорам. Сторона, принявшая от контрагента исполнение по договору, связанному с предпринимательской деятельностью, и при этом полностью или частично не исполнившая своего обязательства, не вправе требовать признания договора недействительным (за исключением некоторых случаев, а также когда предоставленное другой стороной исполнение связано с заведомо недобросовестными действиями этой стороны).

Еще одна новая статья 431.2 "Заверения об обстоятельствах" обяжет сторону, давшую недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения, возмещать другой стороне убытки или уплачивать неустойку. Сторона, заключившая договор под влиянием обмана или существенного заблуждения, вызванного недостоверными заверениями, данными другой стороной, вправе требовать отказ от договора или признания договора недействительным.

Ввести новые нормы в действие планируется с 1 июня 2015 года.

Источник: Audit-it.ru, 10.03.2015 г.


Поправки в законы об ООО, о госрегистрации юрлиц и ИП еще будут изменены

Рассматривая в третьем чтении, Госдума вернула к процедуре второго чтения законопроект № 613254-6"О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и ИП".

Это означает, что в законопроект еще будут вноситься изменения.

Напомним вкратце, что проект содержал поправки в основы законодательства РФ о нотариате, которые касаются в том числе и не только нотариусов (к примеру, устанавливалось обязательное заверение нотариусом решения об увеличении уставного капитала ООО, должна была быть разрешена госрегистрация юрлиц и ИП при участии нотариуса). Также проект уточнял вопрос уголовной ответственности за внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах, а также само понятие подставных лиц. Предполагалось внесение в ЕГРЮЛ сведений о том, что юрлицом принято решение об изменении места нахождения. Данные о недостоверности сведений о юрлице в ЕГРЮЛ предполагалось вносить как в ЕГРЮЛ, так и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц.

Источник: Audit-it.ru, 27.02.2015 г.


Госдума вводит штрафы за нарушение законодательства о персональных данных

Сумма штрафных санкций может составлять от 700 до 300 тыс. руб.

Госдума приняла в первом чтении правительственные поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), вводящие штрафные санкции за нарушение законодательства о персональных данных.

Законопроект дополняет КоАП новыми дифференцированными составами административных правонарушений в области персональных данных.

Так, оговаривается, что обработка персональных данных с нарушением требований законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан от 700 руб. до 2 тыс., на должностных лиц - от 3 тыс. до 8 тыс., на индивидуальных предпринимателей - от 10 тыс. до 25 тыс., на юридических лиц - от 15 тыс. до 50 тыс. руб.

При этом, если сведения обрабатывались без согласия конкретного человека, то санкции повышаются: для граждан они составят от 1 тыс. до 3 тыс., должностных лиц - от 5 тыс. до 15 тыс., индивидуальных предпринимателей - от 20 тыс. до 35 тыс., юрлиц - от 35 тыс. до 50 тыс. руб.

Незаконная обработка специальных категорий персональных данных, касающихся, в частности, "расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, а также сведений о судимости", будет караться штрафом от 3 тыс. до 5 тыс. руб. для граждан, от 10 тыс. до 25 тыс. руб. для чиновников, от 50 тыс. до 100 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и для юрлиц - от 150 тыс. до 300 тыс. руб.

Также в КоАП РФ вносятся поправки, касающиеся отдельных полномочий Роскомнадзора в области административного производства в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных.

Источник: ТАСС, audit-it.ru, 25.02.2015 г.


Для каких работодателей профстандарты могут стать обязательными к применению

Госдума в первом чтении приняла правительственный законопроект № 537948-6 о внесении изменений в статью 195.1 Трудового кодекса (в части законодательного закрепления обязательности применения профессиональных стандартов работодателями).

Как следует из проекта, не для всех работодателей профстандарты станут обязательными. Это коснется только следующих организаций:

  • в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления
  • госкорпораций, госкомпаний
  • хозяйственных обществ и иных организаций, в уставном капитале которых доля РФ, субъекта РФ, муниципального образования превышает 50%.

Источник: Audit-it.ru, 05.03.2015 г.


Отчетность в ПФР планируют сделать ежемесячной

На Едином портале размещения информации размещен проект закона от Минтруда. Помимо желания использовать СНИЛС более широко в качестве идентификатора в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, ведомство предлагает с 1 января 2016 года сдавать отчетность в ПФР не поквартально, а ежемесячно.

Минтруд ссылается на то, что субъектам РФ и муниципальным образованиям нужна актуальная информация, в частности, сведения о задолженности по страховым взносам, персональные данные застрахованных. Переход на СНИЛС как основной идентификатор должен упростить задачу. Кроме того, в законопроекте указано, что отчитываться в ПФР с 2016 года компании будут должны ежемесячно. В качестве обоснования проекта указан протокол совещания у председателя правительства от 18.02.2015 № ДМ-П12-14пр.

Законопроект пока обсуждается и отчетность нужно готовить ежеквартально.

Источник: rnk.ru, 05.03.2015 г.


Ключевая ставка вытесняет ставку рефинансирования

Минфин решил внести изменения в НК РФ. Ведомство хочет заменить в кодексе абсолютно все упоминания ставки рефинансирования.

Ставку рефинансирования хотят заменить на ключевую ставку ЦБ во всех статьях, где она упоминается. Минфин подготовил поправки в НК РФ. А это значит, что штрафы и пени бизнесу обойдутся дороже.

Недавно мы писали, что министр финансов Антон Силуанов поднимал эту тему на заседании расширенной коллегии ФНС. Изменения логичные и напрашивались давно. Не секрет, что многие компании сознательно затягивали уплату налогов, потому что штрафные санкции по ставке 8,25% были выгоднее, чем, например, проценты по банковскому кредиту, привлеченному для выплаты налогов.

Источник: rnk.ru, 04.03.2015 г.


Отсрочка по уплате пеней и штрафов для малого бизнеса

Дмитрий Медведев подписал Постановление, которое должно уменьшить финансовую нагрузку на малый и средний бизнес, участвующий в госзакупках.

Компании, которые участвуют в госзакупках, смогут получить отсрочку по уплате пеней и штрафов. В Постановлении от 05.03.2015 года №196 указано, что заказчики предоставляют такую отсрочку, если в 2015 году поставщик (подрядчик, исполнитель) в полном объеме завершил исполнение всех обязательств, предусмотренных контрактом (кроме гарантийных обязательств). Дополнительно определен дифференцированный механизм отсрочки уплаты неустоек или списания начисленных сумм в зависимости от общей суммы неуплаченных неустоек.

Списание неустоек распространяется на принятую к учету задолженность исполнителя независимо от срока ее возникновения. С учета списывается задолженность по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.

Источник: rnk.ru, 06.03.2015 г.


Эмитентам ценных бумаг: раскрываем информацию по новым правилам

Положение Банка России от 30.12.2014 г. № 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг"

Заново определен порядок раскрытия информации эмитентами ценных бумаг. Ранее такую процедуру утверждала ФСФР России.

Речь идет о раскрытии данных на этапах эмиссии, в форме проспекта ценных бумаг, сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента, ежеквартального отчета указанного лица и сообщений о его существенных фактах. Предусмотрены требования к порядку раскрытия эмитентами иных сведений об исполнении их обязательств и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.

Действие положения распространяется на всех эмитентов (в т. ч. иностранных, включая международные финансовые организации), ценные бумаги которых размещаются и (или) обращаются в нашей стране. Исключение - ЦБ РФ, а также эмитенты российских государственных и муниципальных ценных бумаг.

Положение содержит как общие условия раскрытия, так и специальные. Например, предусмотрены требования к проспекту ценных бумаг, особенности раскрытия информации эмитентами облигаций с ипотечным покрытием, эмитентами российских депозитарных расписок.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2015 г. № 35989.

Источник: ИА ГАРАНТ, 25.02.2015 г.


Конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, должна включать в себя перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса

Постановление Правительства РФ от 04.03.2015 N 191 "О внесении изменений в Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом"

Согласно изменениям, внесенным в Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75, конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, должна включать в себя, помимо прочего, перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, включая требования к объемам, качеству и периодичности каждой дополнительной работы и услуги.

Указанный перечень определяется организатором конкурса в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей, включая требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, определенные Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных, технических и иных параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования. При этом организатор конкурса самостоятельно определяет расчетную стоимость каждой дополнительной работы и услуги.

В случае если общая стоимость определенных участником конкурса дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса - суммированная стоимость по всем объектам конкурса, входящим в лот) превышает стоимость дополнительных работ и услуг, предлагаемую иными участниками конкурса, такой участник конкурса признается победителем конкурса.

Источник: Консультант +, 06.03.2015 г.


Из баланса и отчета о финрезультатах точно уберут поля для подписи главбуха

Единый портал сообщил об окончании общественного обсуждения проекта приказа «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету».

В формах бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах слова «Главный бухгалтер», «(подпись)», (расшифровка подписи)» будут исключены. Такое изменение вносится в приказ от 2 июля 2010 г. № 66н о формах бухотчетности.

В ходе общественного обсуждения было внесено предложение отказаться от данной поправки. Однако это предложение не принято разработчиком проекта (Минфином). Это обосновывается тем, что часть 3 статьи 7 закона о бухучете предусматривает возможность ведения бухучета не только главбухом, но и иным должностным лицом экономического субъекта (на которое соответствующая обязанность возложена руководителем). Также как вариант не исключено наличие договора на ведение бухучета. Кроме того, руководители определенных категорий субъектов вправе вести бухучет самостоятельно. В таких случаях подписи главбуха на отчетности быть не может, указал Минфин. К тому же, в силу норм закона о бухучете отчетность считается составленной после ее подписания руководителем. Требование о ее подписании главбухом не установлено законом.

Также вносятся поправки технического характера в ряд приказов Минфина, регламентирующих вопросы бухучета и отчетности, в том числе в ряд ПБУ и упомянутый приказ. Отчет о прибылях и убытках переименуют в отчет о финансовых результатах в соответствии с уже довольно давно вступившими в силу изменениями закона о бухучете.

В форме отчета о финансовых результатах в графе «Наименование показателя <2>» строка «Справочно» перекочует на позицию после строки «Совокупный финансовый результат периода <6>» (сейчас "справочная" строка находится после строки «Чистая прибыль (убыток)»).

«Отчет о целевом использовании полученных средств» будет называться «Отчетом о целевом использовании средств».

В «Упрощенных формах бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств» появится форма отчета о целевом использовании средств.

В ПБУ «События после отчетной даты» ПБУ 7/98 признается утратившим силу пункт 2 "Понятие событий после отчетной даты".

В связи с последними поправками, внесенными в закон о бухучете федзаконом от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ, изменившими состав субъектов, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, внесены соответствующие корректировки в следующие ПБУ:

  • «Доходы организации» ПБУ 9/99
  • «Расходы организации» ПБУ 10/99
  • «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99
  • «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02
  • «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02
  • «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02
  • «Информация о связанных сторонах» (ПБУ11/2008)
  • «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)
  • «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)
  • «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008)
  • «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010)
  • «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010).

Источник: Audit-it.ru, 24.02.2015 г.


«Личный кабинет» ФНС стал «шире»

ФНС дополнила «Личный кабинет налогоплательщика – юридического лица» новой возможностью.

Теперь сервисом могут пользоваться не только руководители (или лица, которые имеют право действовать без доверенности), но и представители юрлица по доверенности, которая наделяет его полными полномочиями действия в отношении организации. Важно, чтобы эту доверенность ранее предъявили в любой из инспекций ФНС России.

Источник: rnk.ru, 26.02.2015 г.


Новые проверки: ФНС будет собирать историю юрлиц-налогоплательщиков

Руководитель ФНС Михаил Мишустин рассказал о том, что с этого года ведомство будет использовать в своей работе технологии big data.

Анализ и сопоставление больших массивов информации из декларации по НДС поможет эффективнее видеть несостыковки по конкретным сделкам между контрагентами. Если в декларациях найдут расхождения, инспекторы потребуют их пояснить. Дополнительно до 1 мая 2015 года ФНС сформирует особые подразделения, которые при поддержке правоохранительных органов будут проводить камеральные проверки таких компаний. А все сомнительные операции будут попадать в налоговую историю налогоплательщика. По словам Мишустина, «компания, один раз проведя сомнительную операцию, оставляет след в системе, и восстановить репутацию ей будет крайне сложно».

Источник: rnk.ru, 24.02.2015 г.


Установлен порядок действий налоговиков при открытии уголовного дела следователем

Приказом от 16.02.2015 г. N ММВ-7-2/70@ ФНС утвердила Порядок рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса.

Такие сообщения следственные органы направляют в вышестоящие налоговые органы по отношению к тому налоговому органу, в котором на учете состоит подозреваемый налогоплательщик. Вышестоящие налоговики с помощью нижестоящих проверяют факт постановки его на учет, а также информацию о текущих или проводившихся по этому налогоплательщику налоговых проверках и их результатах. В итоге налоговики подготавливают свое заключение и направляют его следователям.

Напомним, что федеральный закон от 22.10.2014 N 308-ФЗ вернул следователям право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям. В этих целях следователям необходимо получить указанное заключение со стороны налоговиков, однако дело может быть открыто и без него.

В принятом Порядке описаны все необходимые в связи с этим действия нижестоящих и вышестоящих налоговых органов и сроки, отведенные на каждое действие.

Источник: Audit-it.ru, 02.03.2015 г.


ФНС и Минфин разъяснили, как заполнять декларацию по налогу на прибыль

С 1 января 2015 года доходы в виде дивидендов организаций составляет 13 процентов. Пока изменения в форму декларации по налогу на прибыль не внесены, ФНС и Минфин предлагают решение.

ФНС опубликовала письмо от 26.02.2015 № ГД-4-3/2964@, в котором раскрывает позицию Минфина (Письмо от 09.02.2015 № 03-03-10/5145) о порядке заполнения декларации по налогу на прибыль организаций, которая пока не учитывает изменение указанной налоговой ставки.

При заполнении Раздела А «Расчет налога с доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях, созданных на территории РФ)» Листа 03 нужно исходить из следующего. Дивиденды, которые распределяются российским организациям (указанным в пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ), а также дивиденды, с которых налог исчисляется по ставке 13%, отражаются по строкам 023 и 091 соответственно.

Если решение о распределении прибыли принято до 1 января 2015 года и дивиденды частично выплачены в 2014 году (по ставке 9%), то в декларации за отчетные периоды 2015 года:

  • Дивиденды, которые распределили российским компаниям и выплатили в 2014 году по ставке 9%, указываются по строке 022;
  • Дивиденды, которые распределили российским организациям и выплатили в 2015 году по ставке 13%, указываются по строке 023.

В строке 091 приводится общая сумма дивидендов, налог с которых удержан по ставкам 9% и 13%. Налог, исчисленный по этим ставкам, отражается по строке 100 общей суммой.

Источник: rnk.ru, 04.03.2015 г.


ФНС рассказала, как налоговым агентам отчитываться о доходах физлиц за 2014 год

В приложении к письму ФНС от 28.01.2015 г. N БС-4-11/1208@ содержится памятка для налоговых агентов по направлению по телекоммуникационным каналам связи справок по форме 2-НДФЛ за 2014 год.

Такие справки должны быть сданы не позднее 1 апреля 2015 года.

В отношении доходов от операций с ценными бумагами и дивидендов по акциям российских организаций налоговые агенты отражают сведения о доходах в приложении N 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль, сдать которую за 2014 год надо не позднее 28 марта 2015 года.

Указанные сведения по форме 2-НДФЛ представляются в отношении доходов сотрудников:

  • головной организации - в налоговый орган по месту учета головной организации;
  • обособленных подразделений - в налоговый орган по месту учета обособленного подразделения, в который производится перечисление НДФЛ с доходов сотрудников обособленных подразделений.

Представление сведений в отношении доходов сотрудников обособленных подразделений, а также перечисление НДФЛ в налоговый орган не по месту учета обособленного подразделения не допускается, отметила ФНС.

Организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, вправе сами выбрать способ представления сведений о доходах физлиц - сотрудников обособленных подразделений: представлять указанные сведения непосредственно в налоговый орган по месту нахождения такого обособленного подразделения либо в режиме "одного окна" в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

За непредставление налоговым агентом в срок справки 2-НДФЛ применяется ответственность, предусмотренная статьей 126 НК в размере 200 руб. за каждую непредставленную справку.

Также должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности согласно статье 19.4 КоАП в виде штрафа в размере от 2 000 до 4 000 рублей либо по статье 15.6 КоАП в размере от 300 до 500 рублей.

Источник: Audit-it.ru, 05.03.2015 г.


Переброшенные между юрлицами в течение 2013-14 годов ОС облагаются налогом с 2015-го

В письме от 16.01.2015 N 03-05-05-01/676 Минфин напомнил об изменениях в главе НК о налоге на имущество организаций, внесенных федзаконом № 366-ФЗ.

На основании п.п.8 п.4 ст.374 НК в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, не признавалось объектом налогообложения движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств.

В соответствии с п.п.8 п.4 ст.374 НК в новой редакции с 1 января 2015 года не признаются объектами налогообложения объекты основных средств, включенные в первую или вторую амортизационную группу. Это - вне зависимости от передачи (включая приобретение) данного имущества лицами, признаваемыми (не признаваемыми) взаимозависимыми, уточнило ведомство.

Вместе с тем, с 1 января 2015 года вступил в силу пункт 25 статьи 381 НК. Согласно ему в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, предусмотрено освобождение от уплаты налога, за исключением объектов, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юрлиц, а также переданных взаимозависимыми лицами.

Поэтому движимое имущество, относящееся к 3-10 амортизационным группам, учтенное в составе основных средств в результате приобретения у взаимозависимых лиц в течение 2013 - 2014 годов, признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с 1 января 2015 года.

Ранее аналогичные разъяснения давала ФНС.

Источник: Audit-it.ru, 02.03.2015 г.


Переименование АО в ПАО не лишит льготы по налогу на движимое имущество

В письме от 09.02.2015 № 03-05-05-01/5111 Минфин напомнил, что движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в результате реорганизации или ликвидации, приобретения у взаимозависимых лиц в течение 2013 - 2014 годов, признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с 1 января 2015 года.

Согласно поправкам, внесенным в ГК федеральным законом N 99-ФЗ, учредительные документы, а также наименования юрлиц, созданных до дня вступления в силу 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК при первом изменении учредительных документов таких юрлиц. При этом изменение наименования юрлица в связи с приведением его в такое соответствие не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юрлиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Кроме того, перерегистрация ранее созданных юрлиц (в том числе акционерных обществ) в связи с вступлением в силу изменений не требуется.

Таким образом, приведение учредительных документов, а также наименования юрлиц, созданных до дня вступления в силу федерального закона N 99-ФЗ, в соответствие с нормами главы 4 ГК не является реорганизацией (ликвидацией) юрлиц.

Источник: Audit-it.ru, 06.03.2015 г.


Отсчет возраста автомобиля начинается с года его выпуска

Компания просит разъяснить, как рассчитывается транспортный налог на машину 2009 выпуска стоимостью от 5 до 10 млн рублей и нужно ли использовать повышающий коэффициент 2, который указан в п. 2 ст. 362 НК РФ.

Минфин в письме от 23.01.2015 г. № 03-05-05-04/1817 дает пояснения, как рассчитывается возраст автомобиля для исчисления транспортного налога с учетом повышающего коэффициента, который зависит от средней стоимости и срока, прошедшего с даты выпуска автомобиля. Коэффициент нужно применять, если с года выпуска прошло не более 5 лет. Ключевую роль играет год выпуска, от которого начинается отсчет. К автомобилю 2009 года выпуска стоимостью от 5 до 10 млн рублей при расчете транспортного налога за 2014 год повышающий коэффициент не применяется.

Источник: rnk.ru, 05.03.2015 г.


Новая форма 4-ФСС отправлена на регистрацию в Минюст

Приказом от 26.02.2015 г. N 59 ФСС утвердил новую форму 4-ФСС. Приказ находится на регистрации в Минюсте, и в процессе может еще претерпеть изменения. Применять новую форму планируется начиная с отчетности за 1 квартал 2015 года.

Источник: Audit-it.ru, 04.03.2015 г.


По какой форме можно представить в ПФ уточненные сведения персучета

В письме от 28.01.2015 г. N П-30412-08/1847 ПФ рассказал о формах для представления сведений.

Так, за отчетные периоды по 2013 год включительно использовались формы сведений персучета, утвержденные постановлением правления ПФ от 31.07.2006 N 192п.

За отчетные периоды с 2014 года сведения представляются по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной постановлением правления ПФР от 16.01.2014 N 2п. Данная форма РСВ-1 совмещена со сведениями персучета.

В случае необходимости внесения исправлений в сведения, представленные в ПФ за отчетные периоды до 2013 года включительно, страхователь одновременно с формой РСВ-1 за текущий отчетный период должен представить уточненные сведения по "старым" формам, утвержденным постановлением N 192п.

Если необходимость в представлении уточненных сведений отсутствует, то начиная с первого отчетного периода 2014 года сведения представляются только по форме РСВ-1 ПФР.

Источник: Audit-it.ru, 03.03.2015 г.


При подаче электронной жалобы в ФСС РФ используется простая электронная подпись

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.10.2014 г. № 801н "Об утверждении Административного регламента предоставления ФСС РФ государственной услуги по рассмотрению жалоб, поданных плательщиками страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу"

Обновлена процедура рассмотрения в ФСС РФ жалоб плательщиков страховых взносов на решения и действия (бездействие) Фонда, его территориального органа и их должностных лиц.
Так, максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявителем жалобы лично сокращен с 30 до 15 минут.

При подаче жалобы в электронном виде используется простая электронная подпись.

Допускается применять усиленную квалифицированную подпись.

В рассмотрении жалобы может быть отказано в случае пропуска срока подачи жалобы без уважительных причин.

Детально прописан порядок обжалования решений, действий (бездействия) Фонда и его должностных лиц при рассмотрении жалобы.

Приведены актуальные адреса и телефоны территориальных органов Фонда.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.02.2015 г. № 36126.

Источник: ИА ГАРАНТ, 03.03.2015 г.


ВС: возвратность средств, полученных от бывшего учредителя - не обязательно признак займа

Опубликовано определение судьи ВС по делу А53-2672/2013.

ООО «С», владеющее более 50% долей в уставный капитал ООО «Д», 31 декабря 2008 года предоставило безвозмездно последнему 60 млн рублей для хозяйственных целей. В соответствии с п.п.11 п.1 ст.251 НК подобные доходы не учитываются при исчислении налога на прибыль, поскольку УК получающей стороны более чем на 50% состоит из капитала передающей стороны.

Однако в день перечисления и на следующий обе компании оформили решения о возврате перечисленных средств, и через месяц - 13 февраля 2009 года - указанные средства были возвращены ООО «С» со ссылкой на ту же норму.

По результатам выездной проверки ООО «С» ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, установив, что на момент перечисления ООО «С» уже не являлось владельцем 50% долей ООО «Д» - 15 и 30 января ООО «С» передало свои доли физлицу и самому ООО «Д».

Суд первой инстанции признал решение инспекции недействительным. Апелляция и окружный арбитражный суд отменили его решение, указав, что учетной политикой ООО «С» на 2009 год установлено, что датой получения внереализационных доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств является дата их поступления на расчетный счет налогоплательщика. Следовательно, основания для применения подпункта 11 пункта 1 статьи 251 НК отсутствуют.

Судья ВС (308-КГ14-7020 от 18.02.2015) согласился с их выводами и отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам. При этом он отклонил довод компании о том, что деньги были представлены «Д» на условиях возврата, в связи с чем спорные правоотношения являются беспроцентным займом, возврат которого не включается состав доходов в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 251 НК.

Источник: Audit-it.ru, 26.02.2015 г.


ВС: НК не запрещает налоговикам требовать документы у контрагентов 3-го звена

Опубликовано определение судьи ВС по делу А40-172004/2013.

Инспекция направила ООО «Г» запрос о предоставлении документов относительно деятельности ООО «К», в котором указано, что ООО «Г» является поставщиком ООО «Э» (цепочка поставок ООО «Г» - ООО «К» - ООО «Э»), в отношении которого проводится камеральная проверка. Компания сообщила, что не является контрагентом ООО «Э» и не располагает документами по взаимоотношениям с последним.

Инспекция назначила ООО «Г» штраф в размере 5 тысяч рублей за непредставление документов, утверждая, что в требовании прослеживается «цепочка взаимодействия» перечисленных лиц с ООО «Г», в частности, указано, что ООО «Г» является поставщиком 3-го звена для ООО «Э».

Суды первой инстанции, апелляция и окружной арбитражный суд признали решение инспекции законным, решив, что в требовании указана вся необходимая информация, позволяющая идентифицировать конкретную сделку.

Судья ВС (305-КГ14-7282 от 20.02.2015) согласился с выводами судов и отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам, отметив: «положения статей 82, 93, 93.1 и 89 Налогового кодекса не содержат оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена)».

Источник: Audit-it.ru, 26.02.2015 г.


ВС: незначительные нарушения в оформлении больничного - не повод для отказа в пособии

ВС высказал свою позицию по делу А27-5730/2014.

По результатам камеральной проверки ФСС отказал в зачете 330 тысяч рублей, сославшись на неправильно оформленные листки нетрудоспособности – наименование места работы больного вписано шариковой ручкой. При этом факт наступления страхового случая фонд не оспаривает.

Суды первой, апелляционной инстанций и окружной арбитражный суд признали решение фонда недействительным, указав на некорректность действий лечащего врача, а не компании.

Суды отметили, что фонд вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным больничным.

В определении судьи ВС от 17.02.15 № 34-КГ14-6897 указано: «нарушения в оформлении листков нетрудоспособности являются незначительными, допущены не самим обществом, а медицинским учреждением, кроме того, обществом представлены исправленные листки нетрудоспособности. Факт наступления утраты нетрудоспособности не оспаривается учреждением».

В передаче дела в коллегию по экономическим спорам фонду отказано.

Источник: Audit-it.ru, 03.03.2015 г.


ВС: дела о банкротстве физлиц должны рассматривать арбитражные суды

Суды общей юрисдикции могут не справиться с поставленной задачей.

На сегодняшнем заседании Пленума Верховного суда (ВС) планировалось рассмотреть поправки к Федеральному закону от 29.12.2014 № 476-ФЗ, предусматривающему правила признания физических лиц банкротами. Но в последний момент документ был исключен из повестки собрания.

Как пояснил секретарь пленума ВС Виктор Момотов причины такого решения, инициатива нуждается в доработке. Одновременно он добавил, что, по мнению ВС, делами о банкротстве физических лиц должны заниматься не суды общей юрисдикции, а арбитражные суды, учитывая имеющийся у них опыт рассмотрения подобных дел.

В то же время эксперты напоминают, что на стадии разработки законопроекта именно ВС требовал передать право рассматривать дела о банкротстве физических лиц судам общей юрисдикции, а теперь поменял свою позицию.

Как ранее рассказывал Петербургский правовой портал, инициировать процедуру банкротства россияне смогут уже с 1 июля 2015 года. Документ, дающий такую возможность гражданам с долгами на сумму более 500 тысяч рублей, обсуждался в ведомствах, а потом и в Госдуме порядка 8 лет. Однако в связи с ухудшающимся финансовым положением граждан по указанию президента в прошлом году его одобрили в кратчайшие сроки.

Согласно утвержденным правилам, для признания россиянина (в том числе ранее имевшего статус ИП и накопившего долги при осуществлении хозяйственной деятельности) банкротом он сам или его кредиторы должны обратиться в суд общей юрисдикции. Остальная процедура совпадает с той, что работает в отношении юридических лиц, включая реструктуризацию долгов и реализацию имущества гражданина. Если по долгам расплатиться все равно не получится, то объявленному банкротом россиянину следует готовиться к определенным ограничениям: ему запретят лично открывать счета, руководить компанией, а по решению суда - и выезжать за пределы страны.

Источник: Петербургский правовой портал, audit-it.ru, 04.03.2015 г.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты