Меню Услуги и практики Кейсы Запрос
Клиенты и кейсы
Кейс
В кейсе мы расскажем, как комплексная диагностика бизнеса помогла выявить проблемы, влияющие на мотивацию персонала и, как следствие, на эффективность реализации проектов, и как предложенные специалистами Группы решения многократно повысили производительность.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Актуально

В нестабильных экономических условиях важно знать сильные и слабые стороны своей компании и уметь их грамотно использовать. Управленческие консультанты Группы рекомендуют провести комплексную бизнес-диагностику и разработать четкий план действий по поддержанию стабильной и эффективной работы Вашего бизнеса, а также создать основу для дальнейшего развития Вашей компании.

Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Свяжитесь с нами
Отправьте сообщение и наши менеджеры свяжутся с вами в самое короткое время
Аудиторско-консалтинговая группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
127015, г. Москва, ул. Вятская, д. 70
info@delprof.ru
+7 (495) 740-16-01
Клиенты и кейсы
Что вы ищете?
Главная Пресс-центр Новости законодательства
Мониторинг изменений в законодательстве от 31…

Мониторинг изменений в законодательстве от 31.12.2019

31 Декабря 2019

Расширен круг банков, имеющих право выдать банковскую гарантию для обеспечения обязанности по уплате налогов

Президент РФ подписал закон, предусматривающий поправки в налоговое законодательство в части порядка выдачи банковских гарантий (Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 470-ФЗ). Документ вступил в силу со дня его официального опубликования – с 28 декабря 2019 года.

Так, в частности устанавливается, что если банк был включен в план по предупреждению его банкротства и Банк России принял решение о гарантировании непрерывности деятельности этого банка, то банковскими гарантиями этого банка может обеспечиваться исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налога, даже если сам банк не будет соответствовать установленным законодательством требованиям (подп. 2 п. 3 ст. 74.1, подп. 3 п. 3 ст. 74.1 Налогового кодекса). Информация о включении банка в вышеуказанный план направляется в Минфин России в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Также устанавливается, что максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий устанавливаются на последнюю квартальную отчетную дату, предшествующую дате утверждения плана по предупреждению банкротства этого банка.

Вышеуказанные нормы будут распространяться и на банки, в отношении которых до ранее были утверждены планы участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства и приняты решения о гарантировании непрерывности деятельности таких банков в течение срока реализации указанных планов.

30 декабря 2019 г.

 

Обновлен перечень стран, с которыми ФНС России автоматически обменивается налоговой информацией

ФНС России утвердила новый перечень государств и территорий, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией (приказ Федеральной налоговой службы от 21 ноября 2019 г. № ММВ-7-17/582@). Новый перечень включает 77 стран и 12 территорий, с компетентными органами которых ФНС в автоматическом режиме обменивается финансовой информацией, полученной от российских организаций финансового рынка, об их клиентах, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Приказ вступает в силу 5 января 2020 года. Прежний перечень с того же дня утрачивает силу.

30 декабря 2019 г.

 

Утвержден новый формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) были утверждены нормы, согласно которым налогоплательщик государства-члена может применить нулевую ставку по НДС при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. При этом в налоговый орган нужно представить договор экспорта, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (утв. Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.), далее – Протокол) или перечень таких заявлений (форма утв. приказом ФНС России от 6 апреля 2015 г. № ММВ-7-15/139@), транспортные (товаросопроводительные) или иные документы, подтверждающие перемещение товара, а также иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС (п. 3, п. 4 Протокола).

ФНС России обновила формат представления вышеуказанного заявления в налоговые органы (приказ ФНС России от 13 декабря 2019 г. № ММВ-7-6/634@ «Об утверждении Формата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика»). Согласно документу, утвержденный формат будет применяться в отношении заявлений, представляемых в налоговый орган, начиная с 1 февраля 2020 года. С этого же времени утрачивает силу прежний формат (приказ ФНС России от 19 ноября 2014 г. № ММВ-7-6/590@).

Вместе с новым форматом утверждаются и правила контроля такого заявления при его приеме. Так, например, в заявлении проверяется правильность заполнения обязательных реквизитов и их разрядности по установленному формату. Указанный покупатель должен состоять на учете в налоговом органе, в который представляется заявление. Если подается корректирующее заявление (при увеличении цены товара) или заявления взамен ранее представленного, то в обязательном порядке в инспекцию ранее должно быть подано первичное заявление. При представлении заявления взамен ранее представленного должно указываться предыдущее зарегистрированное в налоговом органе заявление, независимо от результатов его проверки.

27 декабря 2019 г.

 

Разъяснен порядок заполнения налоговой декларации по транспортному налогу крупнейшими организациями

ФНС России опубликовал письмо, поясняющее некоторые особенности заполнения и сдачи налоговой декларации по транспортному налогу крупнейшими налогоплательщиками (письмо ФНС России от 20 декабря 2019 г. № БС-4-21/26265@).

Налоговым законодательством установлено, что если налогоплательщик относится к категории крупнейших, то налоговые декларации представляются в налоговый орган по месту постановки учета в качестве крупнейшего (п. 4 ст. 363.1 Налогового кодекса). Заполняются декларации в соответствии с утвержденным порядком (приказ ФНС России от 5 декабря 2016 г. № ММВ-7-21/668@).

При этом следует учесть ряд особенностей. Так, например, на титульном листе в строке «Представляется в налоговый орган (код)» указывается значение кода налогового органа, в котором крупнейший налогоплательщик поставлен на учет по месту нахождения принадлежащего ему транспортного средства. Далее на этом же листе в строке «по месту нахождения (учета) (код)» проставляется значение «213» в соответствии с местом учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Кроме того, при заполнении разделов налоговой декларации в верхней части каждой страницы указываются ИНН и КПП на основании уведомления о постановке на учет в налоговом органе организации в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Помимо этого, в разделе 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» и в разделе 2 «Расчет суммы налога по каждому транспортному средству» по строкам 020 «Код по ОКТМО» указывается код ОКТМО, по которому подлежит уплате сумма транспортного налога. При этом, как поясняет налоговая служба, раздел 2 налоговой декларации представляется по каждому ОКТМО, на территории которых зарегистрированы (или были зарегистрированы) в налоговом периоде на крупнейшего налогоплательщика транспортные средства.

Поэтому, если крупнейший налогоплательщик состоит на учете в нескольких инспекциях по месту нахождения принадлежащих ему транспортных средств, то он должен представлять декларации в тот налоговый орган, в котором он стоит на учете в качестве крупнейшего. Количество деклараций должно совпадать с количеством налоговых органов, на территории которых находятся (учтены) его транспортные средства.

Налоговая инспекция обращает внимание, что иных правил представления и обработки налоговых деклараций для крупнейших налогоплательщиков, как, например, представления единой (одной) налоговой декларации в отношении общей суммы налога по всем транспортным средствам, местом нахождения которых является территория субъекта РФ, законодательством не предусмотрено.

27 декабря 2019 г.

 

ФНС России скорректировала форматы фискальных документов

Поправки вносятся к приказу ФНС России от 21 марта 2017 г. № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию». Новый порядок будет применяться с 1 марта 2020 года (приказ ФНС России от 29 августа 2019 г. № ММВ-7-20/434@).

Так, обновлены таблицы с реквизитами, содержащиеся в кассовом чеке (БСО) и кассовом чеке коррекции, структурой данных реквизита «предмет расчета», значениями реквизита «данные агента» и других.

Помимо этого, устанавливаются некоторые ограничения и правила. Например, прописывается, что сумма НДС включается в печатную форму чека при расчете между организациями и (или) предпринимателями, но запрет на включение ее в иных случаях не установлен.

Реквизит «код товара» включается в состав кассового чека только при возврате ил продаже маркированного товара. В иных случаях он не проставляется. Формирование этого реквизита происходит в зависимости от того, какая информация будет в него включаться. Для этого разработана соответствующая таблица. В примечаниях к ней указано, что распознавание информации, содержащейся в штрих-коде товара, может осуществляться средствами, не входящими в состав ККТ, и отличными от установленных способами. При этом, полученный результат не должен противоречить прописанным результатам. Также в примечании приводятся несколько примеров формирования значения этого реквизита в зависимости от размера считанной позиции.

27 декабря 2019 г.

 

Встречная проверка: можно отказать инспекции осматривать помещения, которые контрагент не использует

Если в рамках проверки контрагента к вам пришли для осмотра помещений, имейте в виду, что полномочия контролеров ограничены. Если контрагент не использует ваши помещения, то осматривать их налоговики не вправе. Минфин согласился с такой позицией ВС РФ.

Напомним, ФНС тоже поддерживает этот подход.

Документы: Письмо Минфина России от 06.12.2019 N 03-02-07/1/95045

27 декабря 2019 г.

 

Минфин России напомнил о порядке представления бухотчетности за 2019 год

Минфин России подготовил разъяснения по порядку представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов (Информационное сообщение 25 декабря 2019 г. № ИС-учет-21). Документ размещен на официальном сайте министерства в подразделе «Законодательные и иные нормативные правовые акты» раздела «Бухучет и отчетность» рубрики «Деятельность».

Напомним, что порядок и форматы представления годовой отчетности утверждены приказом ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@ и приказом ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/569@. Оба документа вступают в силу с 1 января 2020 года.

Отчетность и аудиторское заключение представляются в государственный информационный ресурс (далее – ГИРБО) в виде электронных документов. Исключение сделано только для субъектов малого предпринимательства в отношении отчетности за 2019 год – они могут представить ее на бумаге. Но отчетность за 2020 год будет подаваться в электронном виде всеми без исключения.

Если отчетность подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение также направляется аудируемой организацией в ГИРБО. Представить его можно вместе с отчетностью либо позже, но тогда уже с сопроводительным письмом (его форма и формат утв. приказом ФНС России от 18 января 2017 г. № ММВ-7-6/16@).

Для представления бухотчетности и аудиторского заключения организация должна обеспечить формирование этих документов в виде электронном виде, шифрование при отправке и дешифрование при получении информации с использованием шифровальных средств, а также формирование усиленной квалифицированной электронной подписи при передаче информации и ее проверку при получении.

Получение документов налоговый орган подтверждает в течение одного рабочего дня, направляя отчитывающейся организации квитанцию о приеме, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью. Дата, указанная в такой квитанции, будет считаться датой получения документов.

Отказать в приеме отчетности налоговый орган может, если документы представлены не в установленных форматах, без усиленной квалифицированной электронной подписи или не в компетентную инспекцию. В этом случае отчитывающаяся организация получит уведомление об отказе.

26 декабря 2019 г.

 

ФНС России напомнила о порядке представления уведомления по налогу на имущество организаций

Налоговым законодательством предусмотрено право подать единую декларацию по всем объектам недвижимости, находящимся в собственности организации и расположенным на территории субъекта РФ (п. 1.1 ст. 386 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ). Такой порядок можно применить только к объектам недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость.

Для того, чтобы подавать единую декларацию в выбранную налоговую инспекцию, нужно направить соответствующее уведомление (форма утверждена приказом ФНС России от 19 июня 2019 г. № ММВ-7-21/311@). Сроки представления уведомления – до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором подается единая налоговая декларация.

Вместе с тем, налоговая служба напоминает, что вышеуказанный порядок не применяется в случае, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты (письмо ФНС России от 18 декабря 2019 г. № БС-4-21/26084@). Также, по мнению ФНС России, действие ограничения должно распространяться на налоговый период, в котором применяется вышеуказанный порядок представления налоговой декларации, а также на налоговый период, за который такая декларация представляется. Ведь такое ограничение касается условий представления уведомления и налоговой декларации по налогу за определенный налоговый период.

Также стоит отметить, что представление уведомления в налоговый орган является условием для последующей подачи налоговой декларации, а не уплаты налоговых платежей. При этом налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законодательством (п. 1 ст. 383 НК РФ).

25 декабря 2019 г.

 

Многим организациям предстоит перевод в другие налоговые инспекции

Это касается так называемых «основных» налогоплательщиков – ФНС утвердила приказом особенности для них.

ФНС утвердила особенности учета в налоговых органах организаций, не относящихся к крупнейшим налогоплательщикам и не участвующих в соглашениях о разделе продукции, то есть – не указанных в абзацах третьем и пятом пункта 1 статьи 83 НК.

Согласно норме, введенной прошлогодним законом 424-ФЗ, ФНС имеет право устанавливать для таких фирм особенности учета в зависимости от их налоговой нагрузки или показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Ранее ФНС планировала называть таких налогоплательщиков «основными» и предлагала установить для них такие критерии: если в один год из трех доходы составили от 2 до 10 млрд рублей включительно; среднесписочная численность превысила 25 человек; активы перевалили за 100 млн; объем поступления налогов (сборов, взносов) оказался в пределах от 75 млн до 1 млрд включительно.

Принятым же приказом предусмотрен ценз по доходам – от 2 млрд в год, по активам – от 50 млн, по численности (как и планировалось) от 25 человек, по поступлениям в бюджет – от 50 млн. Верхние границы не обозначены, так как тот, кто относится к крупнейшим, автоматически не считается «основным».

В расчет берется период в три года, предшествующий, как указано в приказе, «текущему» году. Достаточно, чтобы хотя бы один из названных показателей соответствовал указанным критериям (ранее по проекту планировалось, что все названные критерии должны соблюдаться одновременно).

«Основные» организации будут включаться в перечень, формируемый ФНС. Из перечня фирма не исключается в течение следующих двух лет, даже если соответствующий критерий у нее понизился.

Ставиться на учет такие организации будут в «уполномоченных» инспекциях. Организации, включенные в перечень, налоговики переведут в другую налоговую самостоятельно. Такие фирмы получат уведомления как о снятии с учета в «старой» инспекции, так и о постановке на учет в новой (приказ от 06.08.2019 № СА-7-14/399@).

Приказ вступит в силу 31 декабря.

Напомним, при доходах от 10 млрд налогоплательщик относится к категории крупнейших, подведомственных межрайонным ИФНС. Новые критерии отнесения к крупнейшим действуют с начала этого года. Осенью 2019 года корректировались критерии подведомственности для филиалов иностранных организаций, но для российских фирм ничего не изменилось.

25 декабря 2019 г.

 

Изменен порядок заполнения декларации по НДС

ФНС России опубликовала приказ, вносящий изменения в форму декларации по НДС, а также порядок ее заполнения и представления в налоговые органы (приказ ФНС России от 20 ноября 2019 г. № ММВ-7-3/579@). Новые правила вступают в силу по истечении двух месяцев со дня опубликования и применяется начиная с подачи декларации за I квартал 2020 г.

Нововведения связаны с особенностями отражения операций по реализации:

  • гражданских воздушных судов, зарегистрированных либо подлежащих регистрации в соответствующем реестре (подп. 15 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса);
  • работ и услуг по строительству вышеуказанных судов (подп. 15 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • авиадвигателей, запчастей и комплектующих для строительства, ремонта и модернизации в России гражданских воздушных судов (подп. 16 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • услуг по передаче судов, зарегистрированных в соответствующем реестре, по договорам аренды либо лизинга (подп. 17 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Так, в перечень кодов операций добавлено три новых кода, по которым будут отражать вышеуказанные операции.

Также устанавливается и порядок заполнения декларации в случае, когда воздушное судно не было зарегистрировано в соответствующем реестре по истечение установленного законодательством срока в 90 дней (п. 6 ст. 161 НК РФ). Так, в частности, прописывается, что раздел 2 декларации будет заполнять налоговым агентом – арендатором (лизингополучателем), получившим от арендодателя (лизингодателя) гражданское воздушное судно. Сделать это нужно будет отдельно по каждому гражданскому воздушному судну, находящемуся в его собственности.
Этот же раздел нужно будет заполнить и налоговому агенту-собственнику при исключении воздушного судна из реестра.

24 декабря 2019 г.

 

При покупке у банкрота теперь можно возместить НДС

Налоговым законодательством установлена норма, согласно которой операции по реализации имущества или имущественных прав должников, признанных в соответствии с российским законодательством несостоятельными (банкротами) не признаются объектом налогообложения по НДС (подп. 15 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса). Это означает, что при покупке продукции у банкрота организация-покупатель не имеет права получить налоговый вычет, ведь такая реализация не облагается НДС и налог не выделяется в счете-фактуре.

Налогоплательщик приобрел у организации-банкрота товары, и, в соответствии с выставленными счетами-фактурами с выделенным НДС, заявил налог к вычету. Однако, при проведении налоговой проверки инспекция вычет не подтвердила и доначислила покупателю НДС, а также штрафы и пеню, сославшись на нормы налогового законодательства. Не согласившись с решением проверяющих, организация обратилась в суд, но ни арбитражный суд, ни апелляционный не изменили решения налогового органа, постановив, что у банкрота не было оснований выделять в счетах-фактурах, выставленных покупателю, сумму НДС, а потому налогоплательщик тоже не вправе был принимать эту сумму к вычету.

Тем не менее, организация-покупатель обратилась в Арбитражный суд Центрального округа для обжалования ранее вынесенных решений. Суд вынес определение о приостановлении кассационного производства по делу и направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке конституционности вышеуказанной нормы.

Рассмотрев материалы дела КС РФ признал норму неконституционной в той мере, в какой неопределенность ее содержания ставит налогоплательщиков в неясные условия и позволяет неоднозначно решать вопрос о праве на налоговый вычет в отношении НДС, предъявленного банкротом покупателю (постановление КС РФ от 19 декабря 2019 г. № 41-П). Ведь неправильное толкование нормы заставляло налогоплательщиков-покупателей уплачивать налог дважды – при приобретении товаров у банкрота и при их дальнейшей продаже.

КС РФ также постановил, что до внесения необходимых поправок в законодательство, налоговые органы не вправе доначислять НДС покупателю, если он и конкурсный управляющий не знали о невозможности уплаты налога банкротом.

24 декабря 2019 г.

 

Смена адреса организации при больших доначислениях еще не основание принимать обеспечительные меры

Инспекция проверила компанию и выявила недоимку, а затем приняла обеспечительные меры. Решение об их принятии организация успешно обжаловала в суде. Три инстанции посчитали, что оснований для запрета на отчуждение имущества и для блокировки счета не было.

Проверяющие обосновали правомерность действий тем, что:

  • доначислена значительная сумма налогов;

  • основных средств на балансе организации нет;

  • у компании большая кредиторская задолженность;

  • налогоплательщик пытался сменить местонахождение, т.е. мигрировать в другой налоговый орган.

Все эти доводы суды отклонили. Они отметили: смена адреса не свидетельствует о том, что организация хочет прекратить налоговые обязательства. Суды также обратили внимание, что у компании имеются остатки, а значит, у нее есть активы на значительную сумму.

На практике суды и в других спорах приходили к выводу: смена организацией или ИП местонахождения еще не означает, что нужны обеспечительные меры (например, АС Западно-Сибирского и Поволжского округов). Однако в определенных обстоятельствах подобная миграция может быть аргументом против налогоплательщика. Например, АС Северо-Западного округа посчитал обеспечительные меры законными, когда компания не только сменила адрес, но и попыталась распродать имущество. АС Восточно-Сибирского округа обратил внимание на изменение места регистрации проверяемого и других лиц, которые, как считала инспекция, создали схему уклонения от уплаты налогов.

Документы: Постановление АС Поволжского округа от 05.12.2019 по делу N А12-16129/2019

24 декабря 2019 г.

 

С 2020 года меняется кое-что в «кадастровом» налоге с недвижимости организаций

Отменяется условие об обязательном учете объектов недвижимости на балансе организаций в качестве ОС ради «кадастрового» налога.

ФНС на своем сайте сообщила, что с 2020 года будут действовать новые правила налогообложения имущества организаций по кадастровой стоимости. Изменения предусмотрены законами от 25.09.2019 № 325-ФЗ и от 28.11.2019 № 379-ФЗ.

Так, прекращает действовать условие об обязательном учете объектов недвижимости на балансе организаций в качестве основных средств для их налогообложения исходя из кадастровой стоимости. При этом сохраняются иные условия:

  • о принадлежности объектов организации на праве собственности или хозяйственного ведения;
  • о наличии сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН;
  • о наличии соответствующего закона субъекта РФ и включении объекта в региональный «кадастровый» перечень.

К видам объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, дополнительно отнесены гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозпостройки, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС.

Чтобы перейти к исчислению налога на имущество организаций по кадастровой стоимости, субъект РФ должен принять соответствующий закон. Если кадастровая стоимость таких объектов не определена, то налог или суммы авансовых платежей по нему в текущем году исчисляются по среднегодовой стоимости.

Для земельных участков, которые перешли к организациям по наследству, земельный налог будет исчисляться со дня открытия наследства, как уже установлено для наследников-физлиц.

24 декабря 2019 г.

 

САД ужесточил правила независимости и дополнил сборник примерных АЗ

Учтены нововведения в международном кодексе этики и положения МСА.

19 декабря состоялось заочное заседание Совета по аудиторской деятельности, сообщает Минфин.

Одобрена новая редакция правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, в которой учтены нововведения в международном кодексе этики профессиональных бухгалтеров, относящиеся к независимости. Новшества направлены на усиление независимости при проведении аудита, обзорных проверок и иных заданий, обеспечивающих уверенность. СРО получили рекомендацию ввести новые правила в действие с 1 марта 2020 года.

Одобрена обновленная версия сборника примерных форм заключений, составленных в соответствии с Международными стандартами аудита. Внесен ряд уточнений, учитывающих МСА 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности». Кроме того, появились примерные формы заключений, составляемых при наличии событий или условий, которые могут вызвать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность, а также примерной формой отчета по результатам выполненных согласованных процедур.

Следующее заседание САД состоится в марте 2020 года.

23 декабря 2019 г.

 

При взаимозачетах между организациями и ИП касса не нужна

Под расчетами в ст. 1.1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее Закон № 54-ФЗ ККТ)  подразумевается в том числе предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 октября 2019 г. № 03-01-10/82064 Об особенностях применения контрольно-кассовой техники). С учетом норм гражданского законодательства взаимозачеты, отступное, новация и пр. в рамках исполнения обязательств по возмездным договорам купли-продажи товаров являются иным встречным предоставлением в целях Закона № 54-ФЗ.

При этом в соответствии с п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

На этом основании Минфин делает вывод, что при осуществлении зачета встречных требований между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями применение контрольно-кассовой техники не требуется.

23 декабря 2019 г.

 

Утверждены особенности учета налогоплательщиков в зависимости от объемов налоговых поступлений или показателей финансово-хозяйственной деятельности

ФНС России утвердила особенности учета в налоговых органах организаций, не являющихся крупнейшими или выполняющими соглашение о разделе продукции (приказ ФНС России от 6 августа 2019 г. № СА-7-14/399@). Такая обязанность налоговой службы закреплена п. 1 ст. 83 Налогового кодекса. 

Согласно утвержденным положениям, порядок учета применяется к категориям налогоплательщиков, имеющих по результатам хотя бы одного из трех календарных лет, непосредственно предшествующих текущему году, один из следующих показателей:

  • объем поступлений, налогов, сборов или страховых взносов в бюджет превышает 50 млн руб. (не включаются суммы возмещенного НДС и акцизов, а также налогов, уплаченных при перемещении товаров через таможню);
  • суммарный объем полученных доходов (по данным отчета о финансовых результатах) за календарный год по строкам 2110, 2310, 2320, 2340 превышает 2 млрд руб.;
  • среднесписочная численность работников за календарный год превышает 25 человек;
  • стоимость активов по состоянию на 31 декабря календарного года превышает 50 млн руб.

Организации, соответствующие установленным требованиям, включаются в специальный перечень, составляемый ФНС России. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется в соответствии с таким перечнем уполномоченным налоговым органом. В КПП первые четыре цифры будут являться кодом такого налогового органа, а пятый и шестой знаки – значение 24 – признак отнесения к таким налогоплательщикам.

Также прописывается порядок снятия с учета и передачи данных о таком налогоплательщике в случае изменения статуса, места нахождения, ликвидации, прекращения деятельности или исключения из перечня.

23 декабря 2019 г.

 

Уменьшать налоговую базу по НДС с предоплаты нельзя

Налогоплательщик заключил с организацией договор подряда. После перечисления денежных средств в счет выполнения работ, подрядчиком был исчислен с этих сумм НДС. Позже, по решению суда стоимость фактически выполненных работ была снижена, а не отработанный аванс был признан необоснованным обогащением. Эта сумма была взыскана в пользу подрядчика.

Посчитав, что взысканное неосновательное обогащение не является объектом налогообложения по НДС, подрядчик представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации за соответствующие периоды. Инспекция отказала в возврате спорной суммы, установив, что налогоплательщик не вернул установленные судом суммы заказчику и при этом уменьшил НДС с неотработанного аванса.

Налогоплательщик посчитал доводы инспекции необоснованными и обратился в суд. Тем не менее и суды трех инстанций не поддержали его позицию. По их мнению, операцию по взысканию с подрядчика денежных средств на основании решения суда следует квалифицировать как возврат покупателю предварительной оплаты. Вместе с тем основание, по которому было принято решение суда роли не играет: взыскание аванса или взыскание неосновательного обогащения. Суды разъяснили, что взысканию подлежит именно предварительная оплата, а значит аванс должен быть возвращен.

При этом нормами налогового законодательства предусматривается право для подрядчика на применение налогового вычета в размере суммы, которою он исчислил и уплатил в бюджет с уплаченного аванса за выполненные работы при расторжении договора в случае возврата таких платежей (п. 4 ст. 172 Налогового кодекса).

Однако в данном случае, как пояснили суды, расторжение договора подряда не является основанием для корректировки налоговой базы за тот период, когда с суммы полученного аванса был исчислен НДС.

Налогоплательщик обратился в Верховный Суд Российской Федерации, но получил отказал в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ (определение ВС РФ от 29 ноября 2019 г. № 308-ЭС19-23395).

20 декабря 2019 г.

 

Готовы форматы бухгалтерской отчетности для представления в «одно окно» в ФНС

Имеется описание форматов как для «обычной», так и для упрощенной отчетности.

ФНС утвердила форматы представления экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования госинформресурса бухотчетности (приказ от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@ вступит в силу с 1 января).

Имеется описание форматов как для «обычной», так и для упрощенной отчетности. Оговаривается, как в электронном виде направлять АЗ: в виде электронного документа в формате PDF. Если же аудиторское заключение подается после представления в налоговый орган самой отчетности, то нужно применить формат, утвержденный приказом ФНС от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@.

Напомним, что недавно налоговая служба разослала форматы для сдачи бухотчетности при ликвидации или реорганизации и обновила рекомендуемые машиночитаемые формы, которые малый бизнес за 2019 год сможет сдавать на бумаге согласно порядку сдачи отчетности, который был утвержден приказом примерно неделю назад.

20 декабря 2019 г.

 

Утверждена форма уведомления о выборе налогового органа для сдачи отчетности по НДФЛ

С 1 января 2020 года вступает в силу новая норма налогового законодательства, разрешающая налоговым агентам, имеющим несколько обособленных подразделений, находящихся в одном субъекте РФ, представлять отчетность по НДФЛ в налоговый орган учета одного из таких подразделений (п. 2 ст. 230 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ). Для того, чтобы применить такой упрощенный порядок, налоговый агент должен подать соответствующее уведомление в выбранный налоговый орган. Оно не подлежит изменению в течение налогового периода по налогу. Тем не менее представить его все же придется, если изменилось количество обособленных подразделений или произошли другие изменения, влияющие на порядок представления сведений о доходах физлиц за истекший налоговый период, суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет, а также расчета сумм налога, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

ФНС России утвердила форму такого уведомления, а также порядок ее заполнения и формат представления в налоговые органы (приказ ФНС России от 6 декабря 2019 г. № ММВ-7-11/622@).

В документе указывается код налогового органа, куда он представляется, полное наименование организации, ОКТМО, год, с которого начнется удержание и перечисление налога, а также КПП выбранной организации или обособленного подразделения и КПП других обособленных подразделений, расположенных на территории одного муниципального образования. Также указывается причина представления уведомления. Их может быть четыре:

  • принятием решения о переходе на уплату налога в бюджет субъекта РФ по месту нахождения организации либо одного обособленного подразделения (ответственного обособленного подразделения);
  • изменение количества обособленных подразделений;
  • отказ от перехода на уплату налога в бюджет субъекта РФ по месту нахождения организации либо одного обособленного подразделения
  • другие изменения, влияющие на порядок представления справок по форме 2–НДФЛ и расчета по форме 6–НДФЛ.

20 декабря 2019 г.

 

Аудиторы покидают РСА: подано заявление о ее несоответствии требованиям к СРО

По 13 февраля члены РСА еще могут оказывать весь спектр аудиторских и прочих услуг.

Минфин сообщил, что 13 декабря 2019 года в ведомство поступило заявление СРО РСА о несоответствии требованию к количеству членов СРО по состоянию на эту дату.

Если через два месяца РСА не представит в Минфин доказательство приведения своего статуса в соответствие, то сведения об этой некоммерческой организации будут исключены из госреестра СРО аудиторов.

В течение этих двух месяцев:

  1. сведения об РСА не могут быть исключены из реестра;
  2. РСА, ее органы управления и специализированные органы продолжают нести функции, обладать правами и обязанностями, установленными законами о СРО и об аудиторской деятельности;
  3. аудиторские организации, аудиторы, являющиеся членами РСА:
  • ведут аудиторскую деятельность (участвуют в ней), а именно: проводят аудит (в том числе обязательный), оказывают сопутствующие аудиту услуги и прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в том числе – прочие, указанные в части 7 статьи 1 закона «Об аудиторской деятельности»;
  • вправе вступать в члены иной СРО с учетом того, что по закону аудиторская организация, аудитор могут быть членами только одной СРО.

Изложенное необходимо иметь в виду аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудируемым лицам, иным лицам, заключающим договоры оказания аудиторских услуг, среди прочего, при заключении таких договоров, отметил Минфин.

Напомним, что еще совсем недавно у СРО РСА не было оснований для подачи указанного заявления. Значит, в свете последних решений аудиторы начинают активно покидать эту СРО.

20 декабря 2019 г.

 

Инспекция может отправить материалы проверки следователям, даже если суд принял обеспечительные меры

В ходе проверки налоговики доначислили организации значительную сумму налогов. Компания обратилась в суд, который по ее ходатайству принял обеспечительные меры и приостановил исполнение решения инспекции. Несмотря на это, проверяющие направили материалы следователям. Организация попыталась признать такие действия незаконными, но суд с ней не согласился.

АС Центрального округа не увидел нарушения прав налогоплательщика в передаче материалов. Ссылаясь на позицию ВАС РФ, суд указал: приостановление действия решения госоргана не означает, что оно признано недействительным.

Документ: Постановление АС Центрального округа от 28.11.2019 по делу N А68-4450/2019

20 декабря 2019 г.

 

Моментом, когда налогоплательщик узнал о факте переплаты налога, считается день его уплаты

Верховный Суд РФ подтвердил (Определение Верховного Суда РФ от 7 ноября 2019 г. № 301-ЭС19-20408), что организация утратила право на обращение с заявлением о возврате из бюджета переплаченной суммы налога по УСН по истечении трех лет (информация Федеральной налоговой службы от 13 декабря 2019 года).

ООО было создано при реорганизации другой компании (ООО-1). Новая организация применяла УСН с объектом налогообложения «доходы». В отношении реорганизованной компании была проведена выездная проверка. По ее итогам инспекция установила, что ООО-1 занижало доходы и получало необоснованную налоговую выгоду путем дробления бизнеса. Налоговый орган доначислил ему налоги по общей системе. Судебный акт по делу о дроблении бизнеса был вынесен в 2018 году. ООО-1 уплатило всю сумму доначисленного налога по общей системе.

За 2013 – 2015 годы ООО уплачивало налог по УСН. В 2018 году оно представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по УСН за указанный период, где отразило отсутствие доходов и снизило до нуля сумму налогов к уплате. Инспекция отказала ООО в возврате излишне уплаченного налога по УСН за 2013 и 2014 годы, так как налогоплательщик пропустил установленный НК РФ трехлетний срок для обращения с таким заявлением.

Налогоплательщик не согласился с этим решением и обратился в суд. Он посчитал, что моментом, когда ООО узнало о факте излишней уплаты налога, считается дата принятия судебного акта по делу о дроблении бизнеса. Следовательно, трехлетний срок для обращения с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога не был пропущен.

Суды трех инстанций отказали ООО и признали правомерными выводы инспекции. Суды указали, что налогоплательщик не доказал наличие объективных препятствий, которые помешали ему вернуть излишне уплаченный налог в установленный срок. При этом моментом, когда ООО узнало о факте излишней уплаты налога, не может считаться дата принятия судебного акта по делу о дроблении бизнеса. Суды отметили, что ООО достоверно знало об этом при уплате налога за 2013 и 2014 годы. Следовательно, трехлетний срок для обращения с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога по УСН за этот период пропущен.

Верховный Суд РФ отказал налогоплательщику в передаче кассационной жалобы для дальнейшего рассмотрения.

19 декабря 2019 г.

 

Налоговая служба разъяснила новые правила налогообложения недвижимости организаций

С нового года вступают в силу изменения в порядок налогообложения недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости (Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ, далее – Закон № 325-ФЗ, Федеральный закон от 28 ноября 2019 г. № 379-ФЗ). ФНС России на своем официальном сайте разместила памятку по этим поправкам.

Так, в частности, отменяется обязательное условие учета на балансе недвижимого имущества в качестве объекта основного средства по кадастровой стоимости для его налогообложения (п. 69 Закона № 325-ФЗ). Остальные условия, например, такие как принадлежность объекта организации на праве собственности или хозяйственного ведения, наличие сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН и установление законом субъекта РФ особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и включение торгово-офисных объектов в перечень, ежегодно формируемый уполномоченным органом исполнительной власти региона, сохраняются (ст. 378.2 Налогового кодекса)

Расширяется также и перечень объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость. Так, с 2020 года туда будут включены гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозпостройки, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

Как напоминает налоговая служба, для перехода к исчислению налога на имущество организаций по кадастровой стоимости должен быть издан соответствующий закон субъект ом РФ (п. 2 ст. 378.2 НК РФ). В случае, когда кадастровая стоимость таких объектов не определена, налог или суммы авансовых платежей по нему в текущем налоговом периоде следует исчислять по их среднегодовой стоимости.

Что касается расчета земельного налога для участков, перешедших к организациям по наследству, то исчисляться он будет со дня открытия наследства (п. 76 Закона № 325-ФЗ). Такая норма предусмотрена уже в отношении налога на имущество физлиц.

19 декабря 2019 г.


Утверждены форматы представления годовой бухотчетности в электронном виде

ФНС России опубликовала приказ, утверждающий форматы представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (приказ ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@)1. Приказ вступает в силу с 1 января 2020 года, поэтому применять его нужно будет уже в отношении отчетности за 2019 год.

Приказом устанавливаются форматы представления составленной годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней, а также упрощенной годовой бухгалтерской отчетности в электронном виде. Предусмотрены и особые правила направления аудиторского заключения. Представляется оно в виде электронного документа в формате PDF. Если же оно направляется в налоговый орган после представления бухгалтерской отчетности, то для него используются форматы документа, утвержденного приказом ФНС России от 18 января 2017 г. № ММВ-7-6/16@.

Напомним, что недавно налоговая служба опубликовала еще один приказ, устанавливающий порядок представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в налоговую инспекцию по месту нахождения организации (приказ ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/569@). Согласно этому документы все организации должны представить отчетность за 2019 год в электронном виде в территориальные налоговые органы. Исключение сделано только для субъектов малого предпринимательства – они могут отчитаться за 2019 год на бумаге.

19 декабря 2019 г.

 

Налоговая служба разъяснила порядок отражения в декларации по налогу на прибыль переноса убытков, полученных от КИК

ФНС России опубликовало письмо с пояснениями о порядке заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль в случае переноса на будущее убытков, полученных контролируемой иностранной компанией (КИК) в предыдущих налоговых периодах (письмо ФНС России от 9 декабря 2019 г. № СД-4-3/25106@).

Налоговым законодательством установлено, что в случае, если по данным финансовой отчетности КИК определен убыток, то он может быть перенесен на будущие периоды без ограничений и учтен при определении прибыли КИК (п. 7 ст. 309.1 Налогового кодекса). Перенести убыток не получится, если налогоплательщиком - контролирующим лицом не представлено уведомление о КИК за период, за который получен указанный убыток (п. 7.1 ст. 309.1 НК РФ). Также запрет на перенос убытка распространяется и на случай, когда налогоплательщик прекращает быть контролирующим лицом КИК.

Для расчета налога на прибыль по доходам КИК в налоговой декларации предусмотрен раздел Б1 Листа 09. Сумма убытка или части убытка, полученного КИК в прошлых налоговых периодах, уменьшающего налоговую базу за отчетный налоговый период (в рублях), отражается по строке 160 этого раздела. Стоит учесть, что если и в отчетном периоде КИК получила убыток, то в строке 160 указывается нулевое значение.

В соответствии с порядком заполнения декларации показатель в строке 160 переносится из строки 140 Приложения № 1 к Листу 09, заполненного в отношении данной КИК (п. 20.3.19 приказа ФНС России от 23 сентября 2019 г. № ММВ-7-3/475@). В этой строке указывается сумма убытка прошлых лет, полученного КИК, на которую налогоплательщик уменьшает налоговую базу текущего налогового периода, с учетом норм п. 2.1 ст. 283 НК РФ. Так, в отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года налоговая база по налогу на прибыль за текущий отчетный период не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%.

В то же время, как поясняет налоговая служба, налогоплательщик – контролирующее лицо, определяющее прибыль КИК по данным ее финансовой отчетности и при отсутствии оснований для утраты права на перенос убытка вправе отразить сумму полученного КИК убытка без ограничений. При этом данный показатель не может быть больше налоговой базы КИК текущего налогового периода (строка 130 Приложения №1 к Листу 09).

18 декабря 2019 г.

 

Налоговую льготу по имущественным правам на РИД предлагается установить бессрочно

В настоящее время в налоговом законодательстве действует норма, разрешающая организациям не учитывать для целей налога на прибыль доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав (подп. 3.6 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса). Федеральным законом, закрепившим соответствующий порядок предусмотрено, что данные положения применяются в отношении имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных с 1 января 2018 года по 31 декабря 2019 года включительно (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2017 г. № 166-ФЗ).

Поскольку данная преференция является значительным стимулирующим инструментом, позволяющим увеличить стоимость активов организации, а также вовлечь их в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, то был разработан законопроект, предлагающий разрешить применение данной нормы бессрочно.

Как указано в пояснительной записке к документу, несмотря на то, что действие льготы направлено на инновационное развитие, улучшение финансовых показателей, повышение доступности кредитных ресурсов, что особенного важно для субъектов малого и среднего предпринимательства, воспользоваться ею смогло менее 1% российских организаций.

Законодатель полагает, что снятие ограничения на сроки применения льготы позволит ускорить инновационное развитие, а также будет способствовать увеличению кредитования под залог имущественных прав на результаты интеллектуальной собственности по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

18 декабря 2019 г.

 

Налоговая служба напомнила об особенностях восстановления НДС после реорганизации

С 2020 года вступают в силу новые правила восстановления НДС после реорганизации компании (Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ). ФНС России на своем официальном сайте разместила информацию, разъясняющую порядок применения новых положений налогового законодательства.

Так, в ст. 170 Налогового кодекса добавится новый пункт, согласно которому при реорганизации суммы налога, принятые фирмой к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению правопреемником такой организации. Аналогичное правило распространяется и на налог, принятый к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Периоды, в которых правопреемник может восстановить суммы НДС, зависят от применяемого им режима налогообложения. Так, например, если он на общем режиме или перешел на спецрежим по отдельным видам деятельности с одновременным применением общего режима налогообложения по другим видам деятельности, то восстановить налог можно в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) были переданы или начинают использоваться для осуществления операций.

При переходе правопреемника на спецрежимы налог восстанавливается в том налоговом периоде, который предшествует переходу.

Если правопреемник вновь созданное юрлицо в результате реорганизации и переходит на спецрежим, то НДС восстанавливается в первом квартале, начиная с которого указанный правопреемник применяет ЕСН или ЕНВД.

При присоединении одного юрлица к другому и применении новообразованным правопреемником спецрежима восстанавливать налог нужно в первом квартале, следующем за кварталом, в котором запись о прекращении деятельности присоединенного юрлица внесена в ЕГРЮЛ.

Восстановление НДС производится на основании счетов-фактур, выставленных реорганизуемой компанией, и прилагаемых к передаточному акту или разделительному балансу. Если такие счета-фактуры отсутствуют у правопреемника, то основанием для восстановления налога будут являться бухгалтерские справки-расчеты.

17 декабря 2019 г.

 

 

Данная рассылка подготовлена группой компаний «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты
Запросить предложение
Задать вопрос
Запросить комментарий эксперта