Как считать начало и конец трехмесячного срока в целях освобождения от НДС

В письме от 01.08.18 № 03-07-14/54111Минфин рассказал, как считать срок в целях освобождения от НДС при доходе до 2 млн за три месяца.

Согласно пункту 1 статьи 145 НК организации и ИП имеют право на освобождение от НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Статьей 6.1 НК установлено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Таким образом, вышеуказанный трехмесячный срок истекает в последний день календарного месяца, предшествующего месяцу, начиная с которого организации и ИП используют право на освобождение от НДС.

Для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных ИП в данный трехмесячный срок включается месяц, в котором зарегистрированы фирма или ИП.

27 августа 2018 г.


С заблокированного налоговиками счета можно добровольно уплатить налоги

В письме от 09.08.18 № 03-02-07/1/56093Минфин указал, что НК не предусмотрено освобождение от уплаты пеней и штрафов в зависимости от финансово-хозяйственного состояния налогоплательщиков.

Если налоговый орган направил требование об уплате налога, пеней или штрафа, но оно не исполнено, то может быть принято решение о блокировке счета. Это означает прекращение банком расходных операций по счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке.

Однако приостановление операций не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также на операции по списанию средств в счет уплаты налоговых платежей.

Так что блокировка счета налогоплательщика-организации не препятствует получению организацией на этот счет денежных средств, а также списаниям денег в счет уплаты налогов, пеней и штрафов.

24 августа 2018 г.


Суды все чаще привлекают бизнесменов к субсидиарной ответственности

Федеральная налоговая служба (ФНС) сообщила, что с начала 2018 года главы компаний самостоятельно погасили долги на сумму около 20 млрд руб., чтобы избежать банкротства. Это связано с ужесточением ответственности реальных бенефициаров, а также самой процедуры банкротства.

Как сообщают «Ведомости», за весь 2017 год такие должники заплатили 35 млрд руб., а показатели предыдущих лет (8 млрд руб. в 2015 и 25,3 млрд руб. в 2016 год) показывают положительную динамику. Теперь все большее количество должников пытается избежать процедуры банкротства и выбрать вместо этого путь финансового оздоровления.

Растет также число урегулирований с помощью мирового соглашения. В ФНС уверены, что развитая субсидиарная ответственность хорошо мотивирует к финансовому оздоровлению, так как при угрозе полного возврата ущерба реальным бенефициарам, контролируемые банкротства исчезнут. Во втором квартале 2018 года суды удовлетворили 381 иск, связанный с субсидиарной ответственностью на сумму 37,3 млрд руб. За этот же период было подано 1291 подобных исков.

Как отмечают эксперты, что нередко налоговая параллельно с такими требованиями возбуждает уголовное дело о причинении ущерба бюджету, после чего доказать вину бизнесмена в банкротстве проще, однако нередко ответчиками становятся те, кто на решения, связанные с преднамеренным банкротством, повлиять не мог. Однако специалисты сходятся в том, что количество случаев с привлечением к субсидиарной ответственности будет расти.

23 августа 2018 г.


ФНС планирует скорректировать отчетность по налогу на имущество

Изменения расчета авансового платежа и декларации понадобились из-за того, что с 2019 года движимое имущество не будет облагаться налогом. Расскажем об отличиях предложенных форм от действующих.

В основном изменения в документах технические. Хотят уточнить, что в отчетность нужно вносить сведения только о недвижимости. Также поменяют штрих-коды. Но есть и существенные правки. Рассмотрим их:

  • в разделе 2 декларации не нужно будет заполнять строку 270. Сейчас в нее вносят остаточную стоимость всех учтенных на балансе основных средств на 31 декабря, за некоторым исключением. Эту строку хотят убрать;
  • раздел 2.1 планируют дополнить сведениями об адресе недвижимости. Его нужно будет вносить только по той недвижимости, у которой нет кадастрового или условного номера, но есть инвентарный номер;
  • в раздел 3 хотят внести новую строку 095 - коэффициент Ки. Этот показатель нужен, если в течение налогового периода из-за изменения качественных или количественных характеристик объекта (например, изменилась площадь) меняется кадастровая стоимость. Обратите внимание, что существующий коэффициент К (строка 090) хотят переименовать в Кв;
  • правопреемники, заполняя отчетность за реорганизованную организацию, должны будут вносить в поле «по месту нахождения (учета)» вместо кода 215 код 281. Код 215 удалят.

Аналогичные поправки планируют и для расчета авансового платежа.

Документ: Проект приказа ФНС России

Публичное обсуждение завершается 30 августа 2018 года

23 августа 2018 г. 


ФНС России рассказала, в каких периодах можно учитывать безнадежный долг в целях налога на прибыль

Суммы безнадежных долгов учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. Налогоплательщик может отразить такой долг в текущем периоде во внереализационных расходах, только если нельзя определить в каком именно периоде долг стал безнадежным (подп. 2 п. 2 ст. 265, абз. 2 п. 1 ст. 272 Налогового кодекса). Соответствующая информация опубликована сегодня на официальном сайте ФНС России.

В данном случае налоговое ведомство рассмотрело ситуацию, когда налогоплательщик неправомерно учел в расходах по налогу на прибыль текущего периода неуплаченную контрагентом задолженность. При этом срок ее взыскания истек в предыдущих налоговых периодах. Следовательно, если известен срок исковой давности, и он истек, то сумму безнадежного долга нельзя учесть в произвольно выбранном периоде.

Отметим, что безнадежными долгами признаются, например, те долги перед налогоплательщиком, в отношении которых истек срок исковой давности, в том числе и не покрытые за счет создаваемого резерва по сомнительным долгам, или в связи с ликвидацией контрагента (п. 2 ст. 266 НК РФ). При этом срок исковой давности составляет три года и по общему правилу исчисляется со дня, когда лицо узнало, или должно было узнать о том, что его право нарушено (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса). Таким образом, если известен срок исковой давности, то дата обнаружения задолженности не имеет значения.

Напомним, что налогоплательщик вправе списать в расходы и сумму НДС, уплаченную за товары (работы, услуги) при признании долга безнадежным (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 октября 2008 г. № 03-03-06/1/596 «О списании дебиторской задолженности в случае ликвидации должника для целей налогообложения прибыли»).

23 августа 2018 г.


Минфин России рассказал об учете в целях налога на прибыль расходов на приобретение объектов, к которым применен ИНВ

Расходы на приобретение основных средств, в отношении которых налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В том числе и расходы в виде разницы между максимальным размером инвестиционного налогового вычета, установленного абз. 1 п. 2 ст. 286.1 Налогового кодекса, и размером инвестиционного налогового вычета, установленного законом субъекта Федерации (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 августа 2018 г. № 03-03-06/1/57690).

Финансисты указали, что расходы на приобретение, достройку, создание, дооборудование, техническое перевооружение, модернизацию, реконструкцию объектов основных средств, в отношении которых налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 5.1 ст. 270 НК РФ). Финансисты отметили, что объекты основных средств не подлежат амортизации в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет вышеуказанных расходов, если налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета (абз. 2 п. 7 ст. 286.1 НК РФ).

Ведомство отметило, что субъект РФ вправе установить размер инвестиционного налогового вычета на уровне ниже 90% от суммы расходов текущего налогового (отчетного) периода на приобретение основных средств и (или) на их модернизацию. Таким образом, с учетом требований законов субъектов РФ размер вычета может составлять меньше максимально возможного. Однако по мнению Минфина России, расходы на покупку таких объектов нельзя учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Напомним, что последующий отказ от ИНВ не позволит начислять амортизацию в общеустановленном порядке.

22 августа 2018 г.


Заметно возрастут штрафы при неподчинении органу валютного контроля

Вместе с тем, предлагается некоторая либерализация штрафов за некоторые нарушения валютного законодательства, в основном, для физлиц.

Минфин представил общественности проект поправок в КоАП. Правило о замене впервые совершенного правонарушения на предупреждение предлагается распространить на физлиц-нарушителей валютного законодательства (соответствующее дополнение вносится в статью 4.1.1 КоАП).

В саму «валютную» статью 15.25 КоАП также планируется внести изменения. Сейчас за незаконные валютные операции (часть 1 названной статьи) установлены штрафы для граждан, ИП и юрлиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной операции; для должностных лиц - 20-30 тысяч рублей.

Названные пределы предлагается снизить для граждан - штрафы будут составлять от одной пятой до двух пятых размера суммы незаконной валютной операции.

В части 4 статьи 15.25 подкорректируют состав, в том числе, его дополнят невыполнением резидентом обязанности по получению исполнения обязательства нерезидента в иной форме в соответствии с обычаями делового оборота и условиями внешнеторговых договоров (контрактов) и (или) договоров займа. Это поправка, которая корреспондирует планируемым изменениям в закон о валютном регулировании. Напомним, в случае их принятия рубли от нерезидентов можно будет получать на счет в зарубежном банке, кроме того, разрешат новации обязательств нерезидентов в рублях.

Если иностранная валюта от нерезидента поступила сначала на зарубежный счет, а только потом на счет в российском уполномоченном банке, то штрафа не будет, если в Россию деньги переведены в течение 30 дней.

Вместе с тем, введут штрафы за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля (в статье 19.5 КоАП появятся новые пункты 34 и 34.1). Таким образом, в этой сфере не будет действовать установленный сейчас общий штраф за «неподчинение» (300-500 рублей для граждан, 1-2 тыс или дисквалификация до трех лет для должностных лиц, 10-20 тысяч для юрлиц). Вместо этого по новым нормам граждан будут штрафовать на суммы 1-1,5 тыс, должностных лиц - 5-10 тысяч (без варианта дисквалификации), ИП - 20-30 тысяч, юрлиц - 50-100 тысяч.

Вводятся также еще более существенные штрафы за повторное неподчинение органу валютного контроля, например, для юрлиц - 400-600 тысяч, для граждан - 20 тысяч, для должностных лиц - 30-40 тысяч или дисквалификация до трех лет, ИП - 40-50 тысяч.

21 августа 2018 г.


Налогоплательщик не должен возмещать судебные расходы в споре с инспекцией, если в суде участвовал представитель вышестоящего налогового органа

Налогоплательщик не должен возмещать судебные расходы налоговой инспекции, если в судебном разбирательстве участвовал представитель Управления ФНС России (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 27 июля 2018 по делу № А19-13398/2016). В частности, инспекторы настаивали на возмещении расходов по проезду и проживанию представителя. По мнению налоговой инспекции, участие сотрудников вышестоящего налогового органа в суде определено централизованным характером системы налоговых органов, а их финансирование осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, главным распорядителем и получателем которых является ФНС России.

Суд указал, что инспекция, как участник дела, вправе требовать возмещения понесенных издержек (п. 1-2 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса). При этом издержки состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела (ст. 101 АПК РФ). К судебным издержкам относятся, в частности, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь, в том числе представителей (ст. 106 АПК РФ).

Суд отметил, что на распределение судебных расходов не влияет обстоятельство нахождения инспекции и управления в единой централизованной системе контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Судьи считают, что буквальное толкование норм АПК РФ устанавливает распределение судебных расходов между сторонами по делу, а участие представителя не изменяет круг лиц, привлеченных к участию в деле. Более того, доверенность, выданная инспекцией сотруднику управления, не свидетельствует о том, что расходы понесла именно инспекция. Таким образом, расходы по направлению представителя осуществлены не инспекцией, а управлением.

Следовательно, основания для возмещения налогоплательщиком налоговой инспекции судебных расходов отсутствуют.

20 августа 2018 г.


При изменении стоимости услуг (работ), приобретаемых у иностранного контрагента, корректировочный счет-фактура не составляется

При изменении стоимости работ, услуг, приобретаемых у иностранного контрагента, место реализации которых признается территория РФ, корректировочные счета-фактуры не составляются (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 августа 2018 г. № 03-07-08/56034 «О составлении счетов-фактур налоговыми агентами, приобретающими у иностранных лиц услуги, местом реализации которых в целях применения НДС признается территория РФ, при изменении цены услуги»). То есть положения абз. 3 п. 3 ст. 168 Налогового кодекса, предусматривающие выставление корректировочного счета-фактуры, например, при изменении тарифа или объема выполненных работ, оказанных услуг, в данном случае не применяются.

При этом, если изменение цены услуг или работ происходит в сторону уменьшения, то излишне уплаченная сумма НДС подлежит возврату налоговому агенту. Порядок возврата прописан в ст. 78 НК РФ. Если же цена работ или услуг увеличивается, то налоговый агент должен перечислить НДС в бюджет и составить счет-фактуру на сумму увеличения стоимости приобретаемых услуг (работ).

Финансисты указали, что по общему правилу при приобретении у иностранного контрагента услуг (работ), местом реализации которых признается территория России для целей применения НДС, налоговый агент уплачивает этот налог одновременно с перечислением денежных средств иностранному контрагенту, который реализует услуги, работы (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Напомним, что место реализации работ (услуг) определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ.

20 августа 2018 г.


ФНС России сообщила о разработке новой формы требования об уплате налога

ФНС России уведомила о разработке формы требования, которое будет направляться в адрес местной администрации, почты России или многофункциональный центр в случае неперечисления денежных средств физлиц в бюджет. Налоговое ведомство указало, что необходимые изменения будут внесены в Приказ ФНС России от 13 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/179@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам». Изменения в указанный приказ вносятся с целью применения налоговыми органами новых положений Налогового кодекса, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования» (далее – Федеральный закон 232-ФЗ).

Согласно подп. «б» п. 4 ст. 1 Федерального закона 232-ФЗ, ст. 58 НК РФ будет дополнена пунктом, устанавливающим порядок направления требования о перечислении налога в бюджет в местную администрацию, почту России или МФЦ. Подробнее об изменениях мы писали в нашей новости.

Кроме того, в соответствии с опубликованным уведомлением, внесение изменений обусловлено тем, что c 30 августа налоговики смогут приостановить операции по расчетному счету из-за несвоевременной сдачи расчета по страховым взносам (п. 7 ст. 1 Федерального закона 232-ФЗ). Таким образом, новое основание для приостановления операций по счетам налогоплательщика должно быть указано в решении о приостановлении операций по счетам.

Публичное обсуждение завершится 30 августа. Планируется, что приказ вступит в силу в декабре этого года.

20 августа 2018 г.


Минфин России рассказал, когда имущество не признается амортизируемым

В случаях, когда имущество не используется в основной деятельности, а предназначено для реализации, то есть является товаром, такое имущество для целей налогообложения прибыли не признается амортизируемым. Однако не предназначенное для продажи имущество, переданное в аренду, которое соответствует требованиям Налогового кодекса для признания его амортизируемым и не используется в основной деятельности, но приносит доход, амортизируется в общеустановленном порядке (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 июля 2018 г. № 03-03-06/2/48148 «О налоговом учете имущества, предназначенного для продажи, и имущества временно не используемого в основной деятельности и сдаваемого в аренду и о расчете удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества»). Таким образом, арендодатель продолжает начислять амортизацию по основному средству после передачи его арендатору, а также платит налог на имущество, облагаемое этим налогом.

Финансисты указали, что товаром является любое имущество, которое реализуется или предназначено для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Ведомство отметило, что к амортизируемому имуществу относится то, которое находится на праве собственности у налогоплательщика, используется для извлечения дохода. При этом срок полезного использования должен превышать 12 месяцев, а первоначальная стоимость составлять более 100 тыс. руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Стоимость такого имущества погашается путем начисления амортизации.

17 августа 2018 г.


Полученный при инвентаризации резерв по сомнительным долгам корректируется дважды

В письме от 27 июня 2018 г. N 03-03-06/2/44160 Минфин напомнил об особенности исчисления суммы резерва по сомнительным долгам. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Сумма резерва определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. При этом сумма создаваемого резерва, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10% от выручки за указанный период. При исчислении резерва по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин - 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период.

Сумма исчисленного резерва сравнивается с его остатком, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. Если сумма исчисленного резерва меньше остатка, разница включается в состав внереализационных доходов в текущем отчетном (налоговом) периоде. Если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем остаток резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница учитывается во внереализационных расходах в текущем периоде.

Экономический смысл создания резерва по сомнительным долгам заключается в предоставлении налогоплательщику возможности учесть в расходах дебиторку, которая учитывается в доходах и оценивается как сомнительная, то есть с высоким риском неплатежа. При этом размер сомнительной задолженности, учитываемой при исчислении резерва, ставится в зависимость от срока возникновения сомнительной задолженности.

17 августа 2018 г.


Доходы от криптовалют учитываются при налогообложении прибыли

Специалисты Минфина России пока не могут точно указать, по каким правилам учитываются при налогообложении прибыли доходы, связанные с обращением криптовалют, поскольку правовой статус криптовалюты и токенов, а также деятельности по генерированию таких активов, на территории РФ не определен (письмо Минфина России от 14 июня 2018 г. № 03-03-06/1/40729).

Вместе с тем отмечается, что логика положений главы 25 Налогового кодекса подразумевает налогообложение всех доходов, полученных налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение прибыли, за исключением поименованных в ст. 251 НК РФ. Следовательно, любой доход, полученный организацией в рамках деятельности, направленной на получение дохода (коммерческой деятельности), подлежит учету при налогообложении прибыли.

Напомним, что в отношении НДФЛ Минфин России пришел к выводу, что доходы от продажи криптовалют можно уменьшать на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с их приобретением, то есть учитывать аналогично операциям с имуществом.

17 августа 2018 г.


Проверяя контрагента фирмы, налоговики могут запросить данные о ее бывшем работнике

В письме от 2 августа 2018 г. № ЕД-4-2/14951@ ФНС ответила на запрос организации насчет законности действий налоговой, которая в порядке статьи 93.1 НК (в рамках проверки другого налогоплательщика) затребовала документы, касающиеся физлица.

Должностные лица организации считают, что истребованы документы без указания реквизитов, позволяющих идентифицировать конкретное физлицо. ФНС считает это несерьезным, поскольку это физлицо все же идентифицировано - им является конкретный бывший работник организации.

Также ФНС не считает подобающим такое основание для отказа, как отсутствие взаимоотношений этого работника с тем или иным контрагентом. Это только предположение, по мнению ФНС.

Согласно статье 7 закона «О персональных данных» лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. НК, который позволяет делать это, относится к федеральному законодательству.

Статья 93.1 НК не предусматривает каких-либо ограничений по объему и составу истребованных налоговым органом необходимых для проверки документов.

В силу пункта 2 статьи 126 НК непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК, со сведениями о плательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет штраф с организации или ИП в размере 10 тысяч рублей, с физлица - в размере 1 тысячи рублей.

НК не устанавливает случаи, когда требование не исполняется до получения от налоговиков разъяснений, а также не предусматривает освобождение от налоговой ответственности в связи с указанными обстоятельствами.

Так что налоговый орган вправе в случае обоснованной необходимости указывать в требовании документы, которые, по мнению налоговиков, необходимы для выездной проверки.

16 августа 2018 г.


Какие нарушения налоговиков не могут повлечь отмену решения по выездной проверке

«Существенным нарушением процедуры, которое отменяет решение налогового органа, является ситуация, когда инспекция не обеспечила налогоплательщику возможность представить объяснения по результатам налоговой проверки или участвовать в рассмотрении материалов по ней», - сообщила замначальника управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Елена Тарасова.

Не считается нарушением, если лицу не предоставляются документы, полученные по проверке от него же, либо данные из которых подробно изложены в акте проверки, а налогоплательщик неоднократно знакомился со всеми ее материалами.

Налоговые органы должны надлежащим образом известить проверяемое лиуо о дате и времени рассмотрения материалов проверки. Если извещение было направлено по почте в надлежащий срок и по адресу регистрации компании или месту жительства физлица, последние считаются надлежащим образом извещенными. Даже если такое заказное письмо не было получено на дату рассмотрения, нарушения процедуры не будет, поскольку риск получения или не получения корреспонденции в таких случаях лежит исключительно на проверяемых лицах.

Елена Тарасова также обратила внимание на ситуации, когда налогоплательщики не согласны с использованием в качестве доказательств документов, полученных инспекцией уже после срока проведения проверки или допмероприятий налогового контроля. Она сообщила, что ВС поддержал налоговую, при проверке использовавшую документы, полученные после проверки. Причина - мероприятия по их получению были проведены в срок. При этом налогоплательщик был с этими документами ознакомлен и представил свою письменную позицию.

16 августа 2018 г.


Покупаем электронные услуги у иностранной компании: условия вычета НДС с 2019 года

С 1 января 2019 года обязанность по исчислению НДС будет возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем – физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Сейчас иностранные поставщики электронных услуг платят НДС сами только при оказании услуг физлицам (письмо Минфина России от 2 июля 2018 г. № 03-07-08/45522).

В письме сообщается, что Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ ст. 171 Налогового кодекса дополнена п. 2.1, на основании которого после 1 января 2019 года вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении электронных услуг у иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах, при наличии:

  • договора и (или) расчетного документа с выделением суммы НДС и указанием ИНН и КПП иностранной организации,
  • документов на перечисление оплаты, включая сумму НДС, иностранной организации.

Отметим, что наличие счета-фактуры, выставленного иностранной организацией, оказывающей услуги в электронной форме, для применения налогового вычета будет не обязательно (п. 3.2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом должны соблюдаться иные необходимые для вычета требования.

16 августа 2018 г.


Актуализированы форма и формат уведомления о контролируемых сделках

14 августа на официальном интернет-портале правовой информации опубликован приказ, утверждающий новую форму уведомления о контролируемых сделках (приказ ФНС России от 7 мая 2018 № ММВ-7-13/249@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме, порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, а также порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и признании утратившим силу приказа ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524@») (далее – Приказ). Кроме того, этот документ утверждает формат представления уведомления, правила его заполнения и порядок сдачи в электронном виде. Однако срок представления уведомления не изменился и направляется также не позднее 20 мая года, следующим за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Уведомление состоит из титульного листа и следующих разделов: 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)», 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)», 2 «Сведения об организации - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)», 3 «Сведения о физическом лице - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)». Значительных изменений в документе нет.

Разработка и принятие приказа обусловлена необходимостью приведения формы и формата уведомления о контролируемых сделках, а также порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках в соответствие с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс. А именно, расширен перечень оснований для признания внутрироссийских сделок контролируемыми, в связи с чем в справочник «Код основания отнесения сделки к контролируемой» добавлено 5 новых кодов (приложение № 1 к Приказу). Таким образом, ФНС России актуализировала форму и формат уведомления о контролируемых сделках, что позволит налогоплательщикам в полной мере исполнить обязанность по предоставлению сведений о контролируемых сделках.

Отметим, что новая форма и формат уведомления применяется только к тем сделкам, по которым обязанность уведомления наступила после вступления в силу вышеуказанного приказа.

Приказ вступит в силу 25 августа.

15 августа 2018 г.


ФНС России рассказала об изменениях в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства

В единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Реестр МСП) добавили новые сведения. На данный момент в нем размещена информация о хозяйственных обществах и хозяйственных партнерствах в сфере легкой промышленности, у которых среднесписочная численность сотрудников за предыдущий календарный год составила от 250 до 1 тыс. человек. Соответствующая информация была опубликована сегодня на официальном сайте журнала «Налоговая политика и практика», учредителем которого является ФНС России.

Как указало налоговое ведомство, вышеупомянутые хозяйственные общества и партнерства могут самостоятельно внести в Реестр МСП дополнительные сведения, которые помогут находить потенциальных заказчиков, так как в них может содержаться информация о своей продукции, об участии в программах партнерства, опыте исполнения контрактов. Также можно указать контактную информацию, например, адрес электронной почты, телефон, сайт.

На текущий момент в Реестре МСП насчитывается более 5,9 млн малых и средних предприятий. Из них 5,6 млн – это микропредприятия, 255 тыс. – малые предприятия, 19 тыс. – средние предприятия. Статус субъекта малого и среднего предпринимательства присваивается автоматически при внесении сведений в данный реестр. А также не требуется предоставлять дополнительные документы и подтверждение статуса.

Напомним, что ведение Реестра МСП осуществляет ФНС России. Дата создания реестра – 1 августа 2016 года (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

14 августа 2018 г.


Бумажные лицензии для бизнеса полностью упразднят

Министерство экономического развития внесло на рассмотрение в Правительство пакет законопроектов, направленных на полное упразднение процедуры предоставления в бумажном виде лицензий на право выполнения работ или оказания услуг для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Вместо бумажного документа предлагается вносить запись о предоставлении лицензии в соответствующий реестр. Информация в реестре лицензий будет открытой и общедоступной. В период адаптации к новым правилам лицензии можно будет получить как в бумажном виде, так и в электронном, подчеркивают в МЭР.

По задумке министерства, выписки из реестров лицензий в электронном виде будут предоставлять бесплатно.

Законопроекты направлены на внедрение так называемой «реестровой модели» предоставления государственных услуг, при которой юридически значимым результатом оказания услуги является внесение изменений в соответствующий информационный ресурс.

Как пояснил замглавы Минэкономразвития Савва Шипов, переход на реестровую модель поможет повысить скорость предоставления услуги и сократить госрасходы.

Законопроекты будут рассмотрены на заседании Правительства, а в случае одобрения кабмина их внесут в Госдуму.

14 августа 2018 г.


Разъяснено, как заполняются два раздела 2 декларации по налогу на имущество организации

Организация должна заполнить два раздела 2 декларации по налогу на имущество организации при смене своего местонахождения, если на новом месте ставки по этому налогу отличаются (письмо ФНС России от 7 августа 2018 г. № ПА-4-21/15298@ «О налоге на имущество организаций»).

Налоговое ведомство отметило, что раздел 2 декларации заполняется отдельно, в частности, по имуществу, которое облагается разными налоговыми ставками (5.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организации, утв. приказом ФНС России от 31 марта 2017 г. № ММВ-7-21/271@). Например, организации встала на учет по новому местонахождению 25 сентября 2015 года, где применяются другие налоговые ставки в отношении имущества, учитываемого на балансе. Следовательно, в одном разделе 2 декларации будет исчисляться среднегодовая стоимость имущества с учетом остаточной стоимости по состоянию на даты с 1 января по 1 сентября 2015 года и налог к уплате по старому местонахождению.

В другом разделе 2 декларации при исчислении среднегодовой стоимости нужно учесть остаточную стоимость имущества по состоянию на даты с 1 октября по 31 декабря 2015 года и рассчитать налог на имущество с учетом той ставки, которая применяется по новому местонахождению организации.

ФНС России указала, что исчисление налога, авансовых платежей и представление форм налоговой отчетности по налогу в отношении движимого имущества производится по месту постановки его на баланс. То есть по местонахождению организации или обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс.

14 августа 2018 г.


ФНС России рассказала, кто должен выдавать кассовый чек по агентскому договору

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, ККТ должна применяться принципалом, так как права и обязанности возникают непосредственно у последнего. Но если сделку заключает агент с третьим лицом от своего имени, но за счет принципала, то в такой ситуации ККТ обязан применить агент, так как в такой сделке именно он приобретает права и обязанности (Письмо ФНС России от 9 августа 2018 г. № АС-4-20/15481@ «О представлении позиции по обращению АО»).

Налоговое ведомство отметило, что по агентскому договору агент обязан совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени и за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса). ККТ применяется тем лицом, которое осуществляет расчеты с клиентом, покупателем, за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети «Интернет» (п. 1 ст. 4.3 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации») (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ). При этом расчетом признается как прием, так и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок и т. д. Также под расчетом понимается, например, прием и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты, авансов (п. 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ).

Следовательно, если сделка совершается по агентскому договору, то кассовый чек или БСО должен выдать тот пользователь ККТ, у которого возникают права и обязанности согласно ГК РФ.

14 августа 2018 г.


Определены особенности налогообложения международных холдинговых компаний

В связи с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях» утверждены поправки в Налоговый кодекс (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 294-ФЗ).

В частности, определены условия получения международной компанией статуса международной холдинговой компании (МХК), а также условия, при которых международная компания утрачивает такой статус. Утверждены требования, касающиеся сообщения в налоговые органы сведений о контролирующих лицах такой международной компании.

Для целей налогообложения МХК приравниваются к российским организациям. В части налога на прибыль для них предусмотрены налоговые преимущества:

  • не признаются доходами в целях исчисления налога на прибыль доходы МХК в виде прибыли КИК, в отношении которых холдинговая компания признается контролирующим лицом, подлежащие учету при определении налоговой базы МХК за налоговые периоды, заканчивающиеся до 1 января 2029 года;
  • при соблюдении ряда условий к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских и (или) иностранных организаций, а также акций российских и (или) иностранных организаций, применяется ставка 0%;
  • в отношении доходов, полученных МХК в виде дивидендов, установлена налоговая ставка в размере 0%, и ставка 5% по доходам, полученным иностранными лицами в виде дивидендов по акциям (долям) МХК, которые на дату выплаты дивидендов являются публичными компаниями;
  • определены особенности формирования стоимости имущества (имущественных прав) международными компаниями и иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами РФ.

Поправки действуют с 3 августа 2018 года, за исключением касающихся налога на прибыль, которые вступают в силу с 1 января 2019 года.

14 августа 2018 г.


Возможно, в России появится экологический налог

Минфин России опубликовал для публичного обсуждения проект Федерального закона «О внесении изменений части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Данным документом предполагается включить в НК РФ новый экологический налог, который заменит действующую в настоящее время плату за негативное воздействие на окружающую среду. По мнению Минфина России, указанная плата обладает признаками налога и может быть включена в НК РФ.

Ведомство отметило, что экологический налог по сути представляет собой действующие платежи за сбросы, захоронение отходов, выбросы загрязняющих веществ и другие. Плательщиками нового налога планируется признавать организации, ИП, физлиц, которые осуществляют хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. А налоговой базой могут признать массу выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух, водные объекты, массу образованных отходов производства и потребления. Налоговым периодом по указанному налогу будет установлен календарный год. При этом сумму исчисленного налога за налоговый период налогоплательщики будут вправе уменьшить на фактически произведенные расходы по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Финансисты отметили, что анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему РФ показал низкую эффективность взимания этого платежа. Кроме того, способы обеспечения исполнения обязанности по уплате фактически отсутствуют, а взыскание неуплаченных платежей происходит только в судебном порядке. Введение экологического налога, как ожидается, улучшит качество администрирования, и за счет этого увеличатся поступления в бюджет РФ.

Предполагается, что экологический налог будет применяться с 1 января 2020 года.

14 августа 2018 г.


Очередная партия обновленных форм от Росстата по труду и зарплате

В 2019 году следует сдать следующие формы:

  • N 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» - годовая за 2018 год;
  • N 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» - месячная с отчета по состоянию на 1 февраля 2019 года;
  • N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» - месячная с отчета за январь 2019 года;
  • N П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников» - квартальная с отчета за I квартал 2019 года.

Обновленные формы мало чем отличаются от прежних. Они содержат небольшие техправки. Например, в порядке заполнения формы N П-4 «предыдущий год» заменен на »2017 год». Аналогичные правки предусмотрели для формы N П-4 (НЗ).

Впрочем, несколько важных изменений в отчетах и порядках их заполнения все же есть. Рассмотрим их.

Форма N 1-Т (условия труда)

Самое важное - перенесен срок подачи. Теперь это не 19 января, а 21 января.

В порядке заполнения формы определено, что организации, не работающие часть отчетного периода, должны представлять форму на общих основаниях. Они указывают, с какого времени не работают.

Форма N 3-Ф

В указаниях по заполнению формы предусмотрели: когда ОП из другого субъекта закрыто, сведения о просрочке должны быть отражены по месту его нахождения в период образования задолженности по зарплате.

Организации, временно не работающие, но функционировавшие в течение части периода, форму представляют на общих основаниях. При этом они указывают, с какого времени не работают.

Документы: Приказ Росстата от 06.08.2018 N 485

14 августа 2018 г. 


ФНС: нельзя самовольно установить, что объект - движимое ОС, чтобы не платить налог

В целях использования льготы по налогу на имущество определять вид объектов (движимое или недвижимое) необходимо на основании норм ГК РФ. Служба указала, что организация сама не вправе, в том числе на заседании комиссии, произвольно относить объект к тому либо иному виду.

Чтобы имущество признать недвижимостью, должна быть запись об объекте в ЕГРН. При отсутствии записи, но наличии оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность его перемещения без ущерба его назначению, имущество также является недвижимым.

Таким основаниями могут быть, например:

  • документы технического учета или технической инвентаризации;
  • разрешения на строительство или ввод в эксплуатацию;
  • проектная документация на создание объекта или о его характеристиках.

14 августа 2018 г.



Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты