Трехлетний срок для вычета НДС не может быть увеличен на дни представления декларации

В ходе камеральной налоговой проверки инспекторы установили, что юрлицо неправомерно заявило к вычету НДС в связи с представлением уточненной декларации за пределами трехлетнего срока, в течение которого предусмотрено право налогоплательщика на вычет. Верховный суд Российской Федерации согласился с судами кассационной и апелляционной инстанций в том, что датой возникновения обязанности по уплате налога, размер которого определяется с учетом заявленных налоговых вычетов, является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации (определение ВС РФ от 4 сентября 2018 г. № 308-КГ18-12631).

При этом в рассматриваемом деле все условия для предъявления НДС к вычету были соблюдены налогоплательщиком во II квартале 2013 года. По работам, выполненным и оприходованным во II квартале 2013 года, НДС к вычету по счетам-фактурам ранее не заявлялся. Следовательно, право юрлица на налоговый вычет возникло в указанном периоде и было начато 30 июня 2013 года, а окончено 30 июня 2016 года. Таким образом, право на вычет могло быть реализовано не позднее 30 июня 2016 года.

Такое же правило применяется и при возмещении НДС (п. 1.1 ст. 172, п. 2 ст. 173 Налогового кодекса). Однако данные вычеты были заявлены в декларации по НДС за II квартал 2016 года, которая представлена 25 июля 2016 года. Так как в конкретном случае декларация была представлена после вышеуказанной даты, у общества отсутствовало право на применение вычета по спорным счетам-фактурам. Трехлетний срок не продлевается на 25 дней, предусмотренных для предоставления налоговой декларации (п. 5 ст. 174 НК РФ).

В итоге ВС РФ отказал юрлицу в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

24 сентября 2018


Если вместо пояснений подать уточненку, заплатив недоимку, штрафа не будет

ФНС еще раз разъяснила, следует ли бояться затребования налоговиками пояснений к декларации, и какие последствия влечет подача уточненки после такого затребования.

По общему правилу, штраф не положен, если уточненка подается после истечения срока уплаты налога, но налогоплательщик до уточненки уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени и при этом еще не узнал об обнаружении ошибок налоговиками либо о назначении выездной проверки.

Недавно ФНС сообщала, что о названном обнаружении налоговым органом ошибок не свидетельствует истребование до составления акта проверки пояснений по:

  • выявленным ошибкам в декларации;
  • по противоречиям между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • по выявленным несоответствиям сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа.

В этой связи, в случае представления налогоплательщиком уточненки после направления в его адрес указанного требования при условии, что до подачи уточненки уплачен недостающий налог и пени, указанный налогоплательщик не привлекается к ответственности (письмо от 20.08.18 № АС-4-15/16075).

21 сентября 2018


Налоговая не ответит, есть ли у нее данные о численности чьих-то работников

Какими сведения не может делиться налоговая по запросам со стороны – на эту тему Минфин выпустил письмо. Информация о фирмах, которая с недавнего времени перестала относиться к налоговой тайне, размещается на сайте ФНС в виде наборов открытых данных. Такие сведения, подлежащие размещению, по запросам не предоставляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, указал Минфин.

В том числе, налоговики не обязаны отвечать, имеются ли у них открытые данные по той или иной фирме. Несмотря на то что сведения о среднесписочной численности в общем случае не составляют налоговую тайну, есть в налоговых органах такие сведения или их нет, можно понять по размещаемой на сайте ФНС информации. В частности, налоговые органы не должны представлять по запросам информацию о наличии или об отсутствии у них сведений о среднесписочной численности работников организаций.

Также ведомство указало, что у налоговых органов отсутствует обязанность сообщать третьим лицам сведения о принятии решения провести выездную проверку того или иного налогоплательщика (письмо от 21.08.18 № 03-02-08/59311).

21 сентября 2018


Слова «город», «улица» в счете-фактуре можно сократить, а номер офиса – не указывать

Минфин разъяснил, влияет ли на перспективу вычета указание в счете-фактуре адреса покупателя с сокращениями слов «город», «улица», а также в иной последовательности, чем предусмотрено ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Этому вопросу посвящено письмо от 17.08.18 № 03-07-14/58351, а вскоре ведомство выпустило еще одно письмо почти на ту же тему – от 30 августа 2018 г. N 03-07-14/61854. Тут рассмотрен вопрос о вычете по счету-фактуре, в котором указан неполный адрес покупателя, например, не прописан номер офиса, литер, номер помещения.

Несмотря на то, что теперь адреса в счетах-фактурах должны соответствовать ЕГРЮЛ или ЕГРИП, ведомство стандартно указало, что ошибки, не вводящие в заблуждение при попытке идентифицировать продавца или покупателя, вычету не мешают.

Так что оба варианта неточностей в указании адреса не препятствуют получению вычета по такому счету-фактуре.

21 сентября 2018


Суд: сами рассчитали, заплатили, сами и следите - инспекция не обязана сообщать о переплате

ВС РФ отказался пересматривать вывод судов о трехлетнем сроке на возврат переплаты. Компания заплатила НДС, а потом скорректировала отчетность, и налога оказалось меньше. Именно дату подачи уточненки суды посчитали началом трехлетнего срока. Тот факт, что инспекция специально не уведомляла налогоплательщика о переплате, значения не имеет. Тем более оказалось, что прошлое руководство компании о переплате знало.

Организация попыталась вернуть переплату, используя и другой аргумент. Когда еще не закончился трехлетний срок, она перечислила налог в бюджет в середине квартала, указав в назначении платежа еще не законченный налоговый период. Когда же пришел срок уплаты налога, она посчитала, что инспекция должна была засчитывать переплату в хронологическом порядке: сначала ту старую, о которой и спор, и только потом совсем новую.

Однако инспекция, которую поддержали кассация и ВС РФ, старую переплату не тронула. В назначении нового платежа был четко указан налог и период, а значит, перевести эти деньги на другой платеж налоговая не могла.

Документ: Определение ВС РФ от 30.08.2018 N 307-КГ18-12491

21 сентября 2018


Подтвердить факт оказания услуг для целей валютного контроля можно счетом (инвойсом)

Даны рекомендации по вопросу представления резидентами подтверждающих документов в уполномоченные банки по поставленным в них на учет контрактам (методические рекомендации Банка России от 12 сентября 2018 г. № 22-МР).

Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле« установлено, что для подтверждения фактов (например, выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и РИД, в том числе исключительных прав на них) у резидентов могут быть истребованы только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота. По общему правилу, составление отдельных документов специально для целей валютного контроля не требуется.

Так, при экспорте услуг в области информационных технологий исходя из условий заключаемых в этой сфере контрактов, правил бухучета и обычаев типовые документы, подтверждающие факт оказания резидентом нерезиденту услуги, например, акт об оказанных услугах, акт сдачи-приемки и т. п., не оформляются. Поэтому в данном случае документом, подтверждающим факт оказания услуг для целей валютного контроля, может являться счет (например, инвойс, счет-оферта и т. п.).

Уполномоченным банкам рекомендовано принимать такой счет в качестве документа, подтверждающего факт оказания услуг, выполнения работ, передачи информации и РИД, включая исключительные права на них. Если такой счет уже был представлен в уполномоченный банк ранее, то его повторное направление одновременно со справкой о подтверждающих документах не требуется.

20 сентября 2018


Налоговики не обязаны сообщать о наличии переплаты налога

Неуведомление налогоплательщика об имеющейся переплате по налогу не свидетельствует о несоблюдении налоговыми органами положений п. 3 ст. 78 Налогового кодекса. Данный факт также не может быть основанием для изменения начала течения срока на возврат излишне перечисленного в бюджет налога (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2018 г. № 307-КГ18-12491). По мнению налоговиков, инспекция не обязана самостоятельно проводить зачет имеющихся сумм переплаты в хронологическом порядке без учета указания в платежных документах назначения платежей и при отсутствии иного волеизъявления налогоплательщика на распоряжение переплаченной суммы.

В рассматриваемом деле общество подало уточненную налоговую декларацию по НДС (номер корректировки 1) с суммой налога, исчисленной к уменьшению, в связи с чем и образовалась переплата. ВС РФ поддержал налоговую инспекцию в споре, когда действия налогоплательщика по возврату излишне уплаченного налога были признаны несвоевременными, так как юрлицо пропустило установленный трехлетний срок для возврата налога (п. 7 ст. 78 Налогового кодекса).

Суд отметил, что в связи с возложением обязанности по самостоятельному исчислению и уплате налога на налогоплательщика, юрлицо должно было знать о переплате. Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что после подачи уточненной декларации неоднократно проводилась сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, оформленная соответствующими актами. По результатам рассмотрения дела ВС РФ отказал юрлицу в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Напомним, что налоговая инспекция может зачесть или вернуть налог после рассмотрения соответствующего заявления налогоплательщика, по результатам рассмотрения которого будет сообщено (п. 7-9 ст. 78 НК РФ).

19 сентября 2018


КС против досрочного применения статьи 54.1 НК о защите от нарушений контрагента

Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 163-ФЗ часть первая НК была дополнена статьей 54.1, согласно которой налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу при отсутствии искажений, при исполнении контрагентом своих обязательств, и если сделка не направлена на неуплату налога.

В этом случае подписание документов неустановленным лицом или нарушение контрагентом требований НК основанием для признания выгоды необоснованной не является. Норма вступила в силу 19 августа 2017 года и может применяться к камеральным проверкам после вступления в силу закона и выездным проверкам, решения о назначении которых вынесены также после вступления в силу закона.

Компания обратилась в КС, оспаривая порядок вступления в силу закона 163-ФЗ. Основанием послужил отказ судов в применении статьи 54.1 НК «задним числом». Компания считает, что оспариваемое законоположение не соответствует статьям 19 (часть 1) и 54 (часть 2) Конституции, поскольку исключает возможность придания обратной силы закону, улучшающему положение налогоплательщика.

КС (определение КС от 17.07.2018 N 1717-О ) отказал в принятии жалобы к рассмотрению, разъяснив, что законодатель учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы. Такое регулирование не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы налогоплательщиков.

19 сентября 2018


Контроль цен на соответствие рыночным: налоговики ищут варианты делать это

ООО «А» приобретало у ООО «Г» и «П» кровельные материалы и комплектующие для дальнейшей реализации своим покупателям.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, НДС, пени и штраф, сославшись на отклонение цен по сделкам от рыночных. В рамках дополнительных мероприятий контроля с привлечением специалиста была рассчитана среднерыночная стоимость приобретенной продукции, выявлены отклонения, в основном, в сторону увеличения цен, что позволило фирме завысить расходы и вычеты.

Взаимозависимость компаний не установлена, однако контрагенты зарегистрированы незадолго до совершения сделок и введены в цепочку поставок искусственно, что было доказано налоговиками в судах.

Суды двух инстанций (дело № А40-105759/2017) поддержали вывод инспекции о завышении цен по сделкам. Кассация отменила это решение, сославшись на позицию КС, изложенную в определении № 1749-О от 29 сентября 2016 года о том, в каких качествах привлекаются специалисты и эксперты налоговиками в ходе проверки.

Статья 95 НК предусматривает возможность проведения экспертизы для разъяснения возникающих вопросов. При этом специалист, в отличие от эксперта, привлекается преимущественно для оказания технической помощи в проведении конкретных действий (фотографирование, отбор образцов для экспертизы). «Данное правовое регулирование … не предусматривает возможности проведения экспертизы специалистом, привлеченным налоговым органом», – пояснила кассация (Ф05-12985/2018 от 24.08.2018). Суд признал незаконным решение налоговой, поскольку оно основано на недопустимом доказательстве.

Напомним, ранее суды неоднократно высказывались против определения ИФНС рыночных цен по «взаимозависимым» сделкам, относя это к компетенции ФНС России. Однако в данном случае налоговая не настаивала на взаимозависимости, и не исключено, что благодаря этому налоговикам удалось бы использовать рыночные цены, если бы не «косяк« с источником их определения. Так что, возможно, еще один «костыль» для налогоплательщика в подобных делах – доказать свою взаимозависимость с контрагентом.

19 сентября 2018


Разъяснен порядок уплаты НДС при оказании электронных услуг иностранными юрлицами после 1 января

После 1 января 2019 года при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория России, у российских юрлиц и ИП не будет обязанности по исчислению и уплате НДС в отношении указанных услуг. При этом факт постановки на учет иностранной организации в налоговой органе не имеет значения. Такие разъяснения содержатся в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 сентября 2018 г. № 03-07-08/62624.

Финансисты отметили, что положения п. 9 ст. 174.2 Налогового кодекса утрачивают силу с 1 января 2019 года. При этом с указанной даты иностранные организации должны будут встать на учет в налоговой инспекции и самостоятельно уплачивать НДС при оказании услуг в электронной форме на территории РФ (п. 7 ст. 1, ч. 5 ст. 9, подп. «б» п. 17 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Добавим, что в настоящее время иностранные организации могут оказывать услуги для российского заказчика на территории Российской Федерации в электронной форме без регистрации. В том числе это возможно на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров. Однако исчисление и уплата НДС в бюджет производится российскими юрлицами и ИП, которые выступают в качестве налоговых агентов по НДС (п. 9 ст. 174.2 НК РФ).

Напомним, что перечень вышеупомянутых услуг содержится в п. 1 ст. 174.2 НК РФ. К ним относятся, например, услуги хостинга, оказание рекламных услуг в сети «Интернет», предоставление доменных имен.

19 сентября 2018


Минфин России рассказал о требованиях, которые необходимо учитывать при разделении расходов на прямые и косвенные

Налогоплательщик должен обоснованно выбирать расходы, формирующие в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции. Это означает, что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. При этом отдельные затраты, связанные с производством и реализацией товаров (услуг, работ), можно отнести в состав косвенных расходов. Но только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели. Финансисты сделали такой вывод по результатам анализа ст. 252, ст. 318 и ст. 319 Налогового кодекса (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 сентября 2018 г. № 03-03-06/1/63428).

Ведомство отметило, что суммы косвенных расходов на производство и реализацию в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода, в котором они осуществлены с учетом требований норм НК РФ, например, п. 1 ст. 272 НК РФ. В то время как прямые расходы относятся к текущему отчетному (налоговому) периоду лишь по мере реализации товаров, услуг и работ, в стоимости которых они учтены.

Финансисты указали, что перечень прямых расходов является открытым и определяется в учетной политике для целей налогообложения самостоятельно, как правило, главным бухгалтером. Они должны быть связаны с производством товаров, оказанием услуг, выполнением работ. К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных (ст. 265, п. 1 ст. 318 НК РФ).

Напомним, что по общему правилу расходы должны быть экономически оправданы, подтверждены документально и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

14 сентября 2018


Казначейство России обобщило ошибки, из-за которых платежи попадают в невыясненные

При уплате налогов (сборов) в бюджетную систему РФ большое значение имеет правильность заполнения платежных поручений. Если они оформлены с ошибками, то денежные средства налогоплательщиков зачисляются органами казначейства в разряд «невыясненных« (письмо Федерального казначейства от 3 августа 2018 г. № 07-05-04/16453).

Федеральное казначейство обобщило наиболее распространенные ошибки, из-за которых платежи чаще всего попадают в невыясненные. К ним, в частности, относятся:

  • отсутствие или некорректное указание в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя значения «ИНН» и «КПП» администратора доходов бюджета;
  • отсутствие или некорректное указание в реквизите «104» расчетного документа кода бюджетной классификации доходов;
  • отсутствие или некорректное указание в реквизите «105» расчетного документа кода ОКТМО.

Сообщается, что в случае необходимости возврата или уточнения платежей в бюджет, плательщику необходимо обращаться к администратору доходов бюджета с письменным заявлением.

14 сентября 2018


Росфинмониторинг напомнил о мерах противодействия легализации преступных доходов при оказании бухгалтерских услуг

На лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, распространяются отдельные требования законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов (ст. 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Речь идет о случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенные операции:

  • сделки с недвижимостью;
  • управление имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими;
  • купля-продажа организаций (письмо Росфинмониторинга от 29 августа 2018 г. № 04-00-07/17775).

При наличии оснований полагать, что названные сделки или операции осуществляются или могут быть осуществлены в преступных целях, лица, оказывающие такие услуги, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган. Сообщается, что для этого им нужно зарегистрироваться в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга.

12 сентября 2018


Руководитель ФНС России Михаил Мишустин сообщил о снижении количества выездных проверок

Руководитель ФНС России Михаил Мишустин выступил на сессии «Модернизация налогового администрирования как фактор инвестиционной привлекательности Дальнего Востока» в рамках Восточного экономического форума, на котором он рассказал о направлениях и результатах работы налоговых органов. Соответствующая информация опубликована на сайте ФНС России.

В своем выступлении руководитель ФНС России указал на важность административного климата для инвесторов. По его словам, для того, чтобы работа предпринимателей с налоговиками не воспринималась как часть административного давления, взят курс на минимизацию взаимодействия с налогоплательщиком. Однако если оно неизбежно, то должно быть по возможности бесконтактным, удобным и быстрым.

Глава налогового ведомства отметил, что в настоящее время налоговые инспекторы проводят проверки каждого четвертого налогоплательщика из тысячи. Налоговые органы применяют в контрольной работе риск-ориентированный подход, который основывается на разделении налогоплательщиков на добросовестных и недобросовестных по факторам риска.

Таким образом, если налогоплательщик является добросовестным, то шансы попасть под проверку отсутствуют. Однако если будут выявлены явные налоговые риски, инспекторы начнут работу с такими юрлицом или ИП. Кроме того, ФНС России проводит последовательную политику по сокращению количества проверок. По словам главы налогового ведомства, инспекция принимает решение о проведении выездной проверке только в крайнем случае, когда другие механизмы не работают. Для подтверждения этого Михаил Мишустин привел следующую статистику: за последний год число проверок по России сократилось на 11%, а на Дальнем Востоке – на 22%. При этом, в частности, на Дальнем Востоке за прошлый год проведено 900 проверок, а за первое полугодие 2018 года – всего 300.

Также Михаил Мишустин отметил, что налоговый разрыв по НДС в России составляет 0,9% и является самым низким в мире. Это создает условия для работы инвесторов, которые могут быть уверены в отсутствии конкуренции с фирмами, использующими схемы уклонения от налогообложения.

12 сентября 2018


ЦБ напомнил, какие данные о клиентах организации финрынка должны слить в ФНС

В информационном письме от 31.08.2018 N ИН-014-12/58 ЦБ сообщил о необходимости представления организациями финансового рынка (ОФР), то есть кредитными и некредитными финансовыми организациями, в ФНС определенной информации.

Такие организации должны делиться с ФНС России финансовой информацией о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, в отношении которых выявлено, что они являются налоговыми резидентами иностранных государств (территорий), а также иной информацией, относящейся к заключенному между клиентом и ОФР договору.

Срок представления указанной информации истек 31 июля 2018 года. Если ОФР не исполнила названную обязанность, рекомендуется представить ее в ФНС в возможно короткие сроки.

11 сентября 2018



Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты