Налогоплательщики смогут уведомить инспекцию о подаче единой налоговой декларации по налогу на имущество организации

ФНС России уведомила о начале разработки проекта приказа «Об утверждении формы уведомления о порядке представления налоговых деклараций (расчетов) по налогу на имущество организаций». Форму уведомления необходимо разработать, так как с 2019 года налогоплательщикам налога на имущество организаций планируется предоставить право подавать единые налоговые декларации (расчеты) в выбранный налоговый орган в отношении всех объектов недвижимости головной организации и ее обособленных подразделений, если они состоят на учете в разных налоговых инспекциях на территории одного субъекта Федерации (ст. 386 Налогового кодекса, п. 1.6 Приказа ФНС России от 31 марта 2017 г. № ММВ-7-21/271@ «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения»). При этом налоговая база должна определяться по среднегодовой стоимости.

Также предполагается внести изменения в раздел 2.1 «Информация об объекте недвижимого имущества, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости» декларации и налогового расчета по авансовому платежу.

Кроме заполнения остаточной стоимости, кадастрового, условного или инвентарного номера планируется прописывать адрес объекта недвижимого имущества с указанием, например, кода субъекта Федерации, вида и наименования муниципального района, населенного пункта. Соответствующим проектом приказа ФНС России планируется изложить в новой редакции некоторые положения, содержащие форму, формат и порядок заполнения вышеупомянутой налоговой отчетности. В настоящее время документ находится на рассмотрении в Минюсте России.

22 октября 2018 г.

 

Как считать средний курс для целей перевода прибыли КИК в рубли, разъяснил Минфин

Минфин сообщил, что согласно нормам НК прибыль (убыток) контролируемой иностранной компании (КИК), выраженная в иностранной валюте, уменьшенная на величину дивидендов (распределенной прибыли), подлежит пересчету в рубли с применением среднего курса ЦБ за период, за который составляется отчетность.

ЦБ устанавливает официальные курсы ежедневно (по рабочим дням) или ежемесячно. Перечень иностранных валют, официальные курсы которых устанавливаются ежедневно, опубликован на сайте ЦБ www.cbr.ru.

Таким образом, по мнению Минфина, среднее значение курса валюты определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднее арифметическое значение курса за все дни в соответствующем периоде, за который составлена финансовая отчетность (письмо от 24 сентября 2018 г. N 03-04-05/68013).

22 октября 2018 г.

 

Разработана форма уведомления о невозможности представить документы по требованию

ФНС России опубликовала проект приказа, которым предполагается утвердить форму и формат уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) в электронной форме. При этом в случае принятия нового приказа действующий приказ ФНС России от 25 января 2017 г. № ММВ-7-2/34@ утратит силу. Согласно информации из сводного отчета, разработка документа связана с отсутствием уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) по причине их представления ранее в налоговый орган, как это предусмотрено в п. 5 ст. 93 Налогового кодекса.

В проекте приказа содержится форма уведомления, с помощью которой налогоплательщики смогут направить ответ на требование налоговой инспекции в случаях, если:

  • требуется продлить срок для представления документов. Например, если налоговики запрашивают слишком большой объем;
  • у налогоплательщика отсутствуют истребуемые документы. Например, они находятся у аудиторов или вовсе не составлялись;
  • документы были представлены в налоговый орган ранее.

Публичное обсуждение документа завершится 14 ноября.

19 октября 2018 г.

 

Разъяснено, какую дату считать моментом распределения дивидендов

Под «моментом распределения дивидендов» в контексте положений ст. 275 Налогового кодекса следует понимать дату принятия решения обществом о распределении (выплате) дивидендов. Такие разъяснения содержатся в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 октября 2018 г. № 03-03-06/1/72153. Ведомство указало, что в НК РФ не раскрывается данный термин. Однако верное определение даты, которая считается моментом распределения дивидендов, необходимо для расчета одного из показателя в целях определения суммы налога прибыль (п. 5 ст. 275 НК РФ).

Следовательно, в таком случае на основании ст. 11 НК РФ необходимо понимать смысл, заложенный гражданским законодательством. Ведомство отметило, что чистая прибыль (прибыль после налогообложения) подлежит распределению на основании решения общего собрания участников (акционеров) организации. При этом она может распределяться по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев и (или) по результатам финансового года (ст. 28 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 42 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Отметим, что при получении некоторыми налогоплательщиками дивидендов от долевого участия в других организациях, налог подлежит удержанию из дохода получателя налоговым агентом, то есть организацией, которая является источником его дохода (п. 3 ст. 275 НК РФ). При этом для расчета суммы налога, подлежащего удержанию, используется формула согласно п. 5 ст 275 НК РФ.

19 октября 2018 г.

 

Минфин России рассказал об использовании инвестиционного вычета, если на территории региона находится несколько подразделений юрлица

В случае наличия на территории субъекта Федерации нескольких обособленных подразделений юрлица, сумма налога на прибыль организаций, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта через ответственное обособленное подразделение налогоплательщика, может быть уменьшена на инвестиционный налоговый вычет текущего отчетного (налогового) периода. В том числе если приобретенные объекты основных средств эксплуатируются по месту нахождения только одного из обособленных подразделений, расположенных на территории субъекта РФ. Такое мнение финансисты высказали в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 октября 2018 г. № 03-03-06/1/70711. При этом право на применение инвестиционного налогового вычета устанавливается законом субъекта РФ (подп. 1 п. 6 ст. 286.1 Налогового кодекса).

Данный вычет может применяться к объектам основных средств, которые относятся к третьей-седьмой амортизационным группам, по месту нахождения юрлица и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений, к которым относятся указанные объекты (п. 4 ст. 286.1 НК РФ).

Ведомство отметило, что при наличии нескольких обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ налогоплательщик самостоятельно выбирает то подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации. Напомним, что в настоящее время налог на прибыль организации, исчисленный по ставке 17% зачисляется в бюджет субъекта, а по ставке 3% – в федеральный (п. 1 ст. 284 НК РФ).

При этом сумма налога к уплате в бюджет региона определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ).

19 октября 2018 г.

 

Занизив доход от продажи зданий, фирма уплатит налоги с кадастровой стоимости

Выездная проверка ЗАО налоговиками обнаружила, что фирма продала недвижимость по заведомо заниженным ценам. В качестве ориентира по ценам налоговая использовала не рыночные прецеденты, а кадастровую стоимость объектов и участков земли. В отдельных эпизодах цена оказалась заниженной в несколько десятков раз. Не удивительно, что покупатели в привлекших внимание налоговой сделках оказались взаимозависимыми с ЗАО. 

Несмотря на то, что две многомиллионные сделки спустя несколько лет были расторгнуты, налоговики по всем эпизодам доначислили фирме налог на прибыль и НДС, а также назначили соответствующие пени и штрафы. 

ЗАО оспорило решение налоговой в судебном порядке. Одним из аргументов заявителя было то, что контроль соответствия цен по «взаимозависимым» сделкам не может производиться при выездной проверке, а входит в компетенцию лишь ФНС России. Суд, в свою очередь, указал на то, что данные сделки не подпадают под данное правило, поскольку суммы сделок ниже порога, обозначенного в пункте 3 статьи 105.14 НК (о контролируемых сделках), и отказал истцу (дело № А44-9229/2017) в удовлетворении его требований.

Согласно решению суда, расторжение сделок также не является препятствием к доначислению налога на доход от них, поскольку с точки зрения исчисления налогооблагаемой базы это не является ошибкой: сделки совершены в 2014-2015 годах, а расторжение состоялось лишь в 2017.

Апелляционная и кассационная инстанции оставила решение арбитражного суда в силе. По факту получения необоснованной налоговой выгоды кассация отдельно отметила, что в действиях ЗАО по реализации взаимозависимыми лицам недвижимости по заниженным ценам «отсутствуют разумные экономические и иные причины, свидетельствующие о его намерениях получить экономический эффект».

Кассационная жалоба в ВС по данному делу отклонена определением от 19.09.2018 № 307-КГ18-14063.

19 октября 2018 г.

 

Налоговики тоже платят: когда от инспекции можно потребовать уплаты процентов

Налоговым законодательством предусмотрен ряд случаев, когда инспекция обязана начислить и уплатить налогоплательщику проценты. Однако, как показывает судебная практика, инспектора не спешат отдавать деньги из бюджета. Жалобы в вышестоящие налоговые органы не дают результата, и за справедливым решением налогоплательщики идут в суд. А там порой удается взыскать с инспекции большие суммы. Например, компании из Санкт-Петербурга удалось добиться уплаты процентов почти на 33 млн руб.

Мы обобщили нормы законодательства и судебную практику и выяснили, при каких нарушениях со стороны налоговиков можно потребовать компенсацию. Так, они должны выплатить проценты, когда нарушения связаны:      

  • с приостановкой операций по счету;

  • возвратом излишне уплаченного налога;

  • возвратом излишне взысканного налога;

  • направлением уведомления о симметричных корректировках по контролируемым сделкам;

  • возвратом НДС после камералки декларации, в которой сумма заявлена к возмещению;

  • возвратом НДС при возмещении налога в заявительном порядке;

  • возмещением акциза.

19 октября 2018 г.

 

Ставка НДС 20% должна быть указана в чеке при первом же расчете в 2019 году

ФНС призывает налогоплательщиков заблаговременно обновить онлайн-кассы.

Проект документа с уточненным форматом уже есть. Приказ планируют зарегистрировать в IV квартале текущего года. После этого надо будет обновить программу.

Обратите внимание, новая ставка должна быть указана в чеке или БСО при первом же расчете в 2019 году. Если вы сейчас получаете предоплату в счет отгрузок в будущем году, то в чеке должна быть действующая ставка. Документ: Письмо ФНС России от 03.10.2018 N ЕД-4-20/19309

19 октября 2018 г.

 

ФНС готовит почву для истребования клиентских документов с аудиторских фирм

ФНС разработала проект новой формы, по которой налогоплательщики смогут сообщить налоговикам, что не могут представть в срок истребуемые документы или информацию.

Новая форма такого уведомления разделена на три части, которые надо будет заполнять в зависимости от причины, по которой документы не могут быть представлены. Первая часть подразумевает самостоятельное указание причины, по которой бумаги невозможно выдать в срок, а также указание своего срока, к которому налогоплательщик сможет дать налоговикам желаемое.

Вторая часть заполняется, если документов у налогоплательщика вообще нет. При этом надо указать причину их отсутствия – документы никогда не поступали или не составлялись; утрачены; переданы аудиторской организации или индивидуальному аудитору (с указанием сведений об этих аудиторах). Это делается для того, чтобы затем налоговая могла истребовать документы у названных аудиторов согласно новым правилам, введенным этим летом.

Третий блок предусмотрен на случай, если бумаги ранее уже были предоставлены налоговому органу.

18 октября 2018 г.

 

Аудиторы покажут независимость: они готовы к новым требованиям теоретически

К 2019 году аудиторским компаниям придется обеспечить независимость аудита по новым критериям. Однако на практике реализовать новые требования весьма сложно. Например, ограниченное количество специалистов на рынке не позволяет обеспечить ротацию кадров по новым правилам. Усложняется ситуация и тем, что ЦБ и Минфин планируют внести осенью собственные поправки в закон «Об аудиторской деятельности», что может привести к новым изменениям в правилах игры.

Как сообщил «Ъ» глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков, депутаты намерены до конца года принять проект, вносящий изменения в закон «Об аудиторской деятельности» в части уточнения норм о независимости и профессиональной этике аудиторов. Вступить в силу проект должен уже в 2019 году, а значит, очень скоро рынку придется жить по новым правилам.

Большинство поправок рынок поддерживает. Например, более четкое определение понятия независимости аудиторской организации и аудитора. Это будет означать отсутствие связанности, основанной на фактически любой зависимости аудитора от аудируемого лица, его учредителей, акционеров, руководителей и должностных лиц. При этом проект устанавливает ограничения по критерию независимости как по непосредственно аудиторским услугам, так и при оказании сопутствующих услуг.

Среди отрицательных положений документа эксперты назвали ссылку на правила независимости аудиторов и аудиторской организаций, которые согласно проекту должны содержать основные требования к обеспечению независимости. Летом этого года правила были утверждены советом по аудиторской деятельности при Минфине. В частности, этот документ использует термин «угроза близкого знакомства», которая может возникнуть у рядового члена аудиторской группы в результате «длительного взаимодействия» с проверяемой компанией, с руководством проверяемой организации, с бухгалтерской отчетностью или документами аудируемого лица. Кроме того, при определении независимости аудитора необходимо также исключить и угрозу личной заинтересованности, которая может заключаться в опасении потерять долгосрочного клиента. Для нивелирования этих и других рисков утраты независимости документ устанавливает период невовлечения для аудиторов в аудиторские проверки. Так, для руководителя задания, в течение семи лет проверявшего одного и того же игрока, этот период должен быть не меньше пяти лет (последовательно), для ответственных за проверку — три года, для других ключевых лиц проверки — два года суммарно.

По словам участников рынка, подобные требования хороши в теории, однако на практике реализация более чем затруднительна. Дело в том, что в большинстве аудиторских компаний подобной ротации нет — многие аудиторы годами ведут одного и того же клиента.

И оперативно обеспечить смену кадров будет непросто, особенно специализирующимся на банковском аудите. По словам заместителя главы ФБК Алексея Терехова, само по себе требование о ротации команды вытекает из международных стандартов аудита и без нее обойтись нельзя. В то же время, отметил эксперт, этим риском можно управлять: можно включать в команду новых людей, можно переподчинить другому партнеру, можно менять аудиторов не спустя семь лет, а через два года и вновь возвращать на проект. «То есть можно уклониться от риска, но мы пошли по пути запрета, и это неверно, так как, по сути, достигшие «пенсионного опыта» в работе с клиентом аудиторы, контролеры качества и руководители проверок будут выбывать из аудита»,— резюмировал он. При этом, по словам заместителя главы «Финэкспертизы» Натальи Борзовой, наблюдается некая разбалансированность идеи — Банк России неоднократно говорит о необходимости допускать до аудита кредитных организаций исключительно профессионалов, однако специалистов по банковскому аудиту на рынке явно недостаточно для обеспечения необходимой ротации к 2019 году.

В таких условиях многим аудиторским компаниям к 2019 году придется найти новые кадры и, видимо, расстаться с частью старых сотрудников. Или же банкам придется чаще менять аудиторов. Однако правила игры могут неожиданно измениться вновь, причем опять же с 2019 года. Сейчас ЦБ и Минфин работают над собственными поправками в закон «Об аудиторской деятельности», который должен быть внесен в Госдуму в осеннюю сессию. И если ЦБ все же возьмет на себя не только надзор за аудиторами, работающими на финансовых рынках, но и общее регулирование, то правила игры могут вновь измениться.

18 октября 2018 г.

 

Минфин России напомнил, какие сведения об организации можно свободно получить у налоговых органов

Сведения о среднесписочной численности работников не составляют налоговую тайну и размещаются в форме открытых данных на сайте ФНС России. Такие сведения по запросам не предоставляются (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 августа 2018 г. № 03-02-08/59311).

Также налоговые органы не обязаны сообщать третьим лицам сведения о принятии решений о проведении налоговых проверок.

Напомним, что не только информацию о среднесписочной численности, но и другие открытые данные о налогоплательщиках можно найти на сайте ФНС России. Сейчас также доступны сведения о:

  • суммах налогов и сборов, уплаченных организациями;
  • суммах доходов и расходов организаций по данным бухгалтерской отчетности за 2017 год;
  • спецрежимах и участии в КГН на 31 декабря 2017 года.

17 октября 2018 г.

 

Международные холдинговые компании: ФНС предложила форму сведений об их контролирующих лицах

Налоговики подготовили проект формы, по которой международные компании должны будут подавать сведения о контролирующих лицах.

Бланк состоит из титульного листа, листа А (включает три раздела), листа Б, листа В, листа Г (содержит четыре раздела).

В разделы листа А нужно будет вносить сведения о контролирующих лицах, например: название иностранной организации, код государства, где она зарегистрирована, адрес (если есть).

На листе Б надо будет указать основания, по которым лицо признается контролирующим. Среди них - доли прямого, косвенного и смешанного участия.

На листе В предлагают раскрывать порядок участия контролирующего лица, если оно участвует в международной компании косвенно.

Лист Г предназначен для сведений об участниках исходя из последовательности их косвенного участия (название, регистрационный номер, адрес).

По проекту форму можно будет представить или на бумаге, или в электронном виде по ТКС. В последнем случае ее нужно будет заверить усиленной электронной подписью.

Приказ должен вступить в силу уже в декабре.

Документы: Проект приказа ФНС России (публичное обсуждение завершается 31 октября 2018 года)

17 октября 2018 г.


Решение по выездной налоговой проверке не может пересматриваться на основании рекомендаций ФНС России по их проведению

Налогоплательщик не вправе требовать проведения повторной выездной налоговой проверки в случае изменения позиции налоговых органов при рассмотрении дел о получении налоговой выгоды (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 октября 2018 г. № Ф04-3350/2018 по делу А75-15088/2017).

Общество обратилось в суд, так как налоговый орган отказался пересмотреть принятое по результатам выездной проверки решение о привлечении общества к налоговой ответственности за неполную уплату налогов. Юрлицо посчитало, что данное решение подлежит пересмотру в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. По мнению организации, к таковым относится измененная позиция при рассмотрении дел о получении налоговой выгоды, которая содержится в одном из разъяснительных писем ФНС России и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2017 год. Согласно этим документам, сбор доказательной базы не может осуществляться формально. Кроме того, налоговики и ВС РФ уточнили, что проверяющим необходимо исследовать и доказать недобросовестность действий налогоплательщика по выбору контрагента и обстоятельства, которые бы свидетельствовали о невыполнении обязательств контрагентам.

Суд кассационной инстанции согласился с нижестоящими судами в том, что Налоговый кодекс не предусматривает пересмотра по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу решения налогового, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки. Кроме того, основания, порядок проведения повторной выездной проверки и ее сроки ограничены законом (п. 10 ст. 89 НК РФ).

По итогам судебного разбирательства решение ссуда апелляционной инстанции оставлено без изменения, а кассационная жалоба налогоплательщика – без удовлетворения.

17 октября 2018 г.

 

Обязанность по уплате налогов через неплатежеспособный банк могут признать неисполненной

Верховный Суд Российской Федерации признал действия налогоплательщика при перечислении налоговых платежей через «проблемный» банк недобросовестными и неисполненными (определение ВС РФ от 19 сентября 2018 г. № 305-КГ18-14224). Хотя налогоплательщик настаивал на том, что при перечислении денежных средств в бюджет общество действовало добросовестно и свою обязанность по уплате налога исполнило, при этом не знало и не могло знать о неплатежеспособности банка.

Однако суды пришли к противоположному выводу, так как на основании собранных доказательств установлено, что общество было осведомлено о невозможности кредитного учреждения обеспечить перечисление налогов в бюджет. А именно, организация предъявляла в банк платежные поручения и намеревалась перечислить налог на прибыль, НДС в большем размере, чем заявляло в налоговых декларациях и расчете по НДФЛ. При этом до того, как платежи начали учитываться в очереди распоряжения, юрлицо уплачивало налоги через ПАО «Сбербанк России». В дальнейшем у банка, услугами которого налогоплательщик пользовался изначально, была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, а списанные денежные средства со счета общества в бюджет не поступили.

Кроме того, юрлицо, по мнению суда первой инстанции, не представило доказательств того, что добросовестно заблуждалось при оформлении спорных платежных поручений, и его действия не являются злоупотреблением правом на уплату налогов. Перечисленные суммы не были отозваны обществом для уплаты налогов в других банках, где у него были открыты счета. Таким образом, суды согласились с позицией налогового органа в том, что целью платежей было получение налоговой выгоды путем формального осуществления платежей налогов через «проблемный» банк.

По итогам судебного разбирательства ВС РФ отказал в передаче заявления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

16 октября 2018 г.



Налогоплательщик может вернуть излишне уплаченный налог, даже если уточненная декларация сдана после уплаты налога на основании выездной проверки

При выявлении ошибок в определении суммы расходов, уменьшающих налогооблагаемые доходы, налогоплательщик вправе представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль организации и вернуть налог, ранее уплаченный в бюджет по результатам выездной налоговой проверки. При этом подтверждение правомерности доначисленных сумм судом не имеет значения (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 сентября 2018 г. № Ф02-4260/18 по делу № А78-14587/2016).

В рассматриваемом деле после уплаты доначисленных сумм по налогу на прибыль организации и вступления в силу решения cуда, налогоплательщик представил уточненную декларацию, что привело к уменьшению исчисленного по результатам выездной проверки налога на прибыль и образованию убытка. Юрлицо пояснило, что увеличение расходов обусловлено неполным отражением расходов в декларации по налогу на прибыль в части затрат на приобретение и использование строительных материалов при производстве работ.

Ошибка заключалась в том, что закупленные стройматериалы списаны на затраты в количественном выражении полностью, однако в суммовом выражении не в полном объеме. Общество сумело доказать факт совершения им ошибки, который привел к неправильному учету расходов для целей налогообложения прибыли. Суды поддержали налогоплательщика в том, что ранее уплаченный налог подлежит возврату на основании ст. 78 Налогового кодекса.

По итогам судебного разбирательства суд кассационной инстанции оставил решение суда апелляционной инстанции и постановление суда первой инстанции без изменения, а кассационную жалобу налогового органа – без удовлетворения.

16 октября 2018 г.

 

Налоговики рассказали о наиболее часто встречающихся ошибках при заполнении декларации по НДС

Управление ФНС России по Приморскому краю определила ряд основных и наиболее часто встречающихся технических ошибок, которые совершают налогоплательщики при заполнении налоговой декларации по НДС. Также ведомство рассказало о возможных способах их устранения. Соответствующая информация опубликована на официальном сайте ФНС России.

В частности, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации налогоплательщики неверно указывают код вида операции и номер декларации на товары. При этом необходимо указывать код вида операций – 20 и номер таможенной декларации в соответствующих графах книги покупок.

Кроме того, в книге продаж часто проставляется код 26 по операциям с контрагентами, являющимися плательщиками НДС. Отметим, что данный код указывается при реализации товаров, услуг, работ, имущественных прав физлицам и не может использоваться при реализации плательщику НДС (письмо ФНС России от 8 июня 2015 г. № ГД-4-3/9935@). Этот код применяется для регистрации в книге продаж выданного физлицу, например, первичного учетного документа – БСО (п. 18 перечня кодов видов операций, утв. приказом ФНС России от 14 марта 2016 г. № ММВ-7-3/136@). Вместо ошибочного следует указать верный код – 01.

Также при восстановлении суммы НДС по ранее принятым к вычету авансам налогоплательщики неверно проставляют номера и даты счетов-фактур. Авансовый счет-фактуру нужно восстановить при зачете аванса в счет оплаты поступивших товаров или при возврате аванса в случае расторжения договора (подп. 3 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса).

При частичном принятии НДС к вычету, налогоплательщики неправильно указывают стоимость покупки. Налоговое ведомство указало, что стоимость покупки остается неизменной и должна соответствовать стоимости по счету-фактуре.

Как пояснило налоговое ведомство, исправить вышеуказанные ошибки можно подачей уточненной налоговой декларации. Также налогоплательщики вправе представить формализованный ответ с внесенными исправлениями.

Напомним, что перечень кодов операций утвержден приказом ФНС России от 14 марта 2016 г. № ММВ-7-3/136@.

16 октября 2018 г.

 

Возобновилась работа чиновников над федстандартом бухучета основных средств

Минфин опубликовал два протокола совета по федеральным стандартам бухучета. Во-первых, надо отметить, что совет без замечаний принял проект стандарта бухучета аренды, о последней доработанной версии которого недавно рассказывалось. Организации должны будут применять этот стандарт, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год.

Во-вторых, наконец всплыл проект федстандарта бухучета ОС, и по нему у членов совета были ремарки. Пока не утвержден отдельный стандарт для учета животных и растений, предложено ввести такие объекты в сферу действия стандарта по ОС. Совет счел также нужным дополнить стандарт положениями о порядке учета затрат на восстановление и улучшение ОС, согласовав такой порядок с порядком учета незавершенных капитальных вложений. Нецелесообразным признано исключение концессий из сферы действия стандарта бухучета ОС.

Кроме того, совет не поддержал:

  • установление специальных правил переоценки в отношении биологических активов;
  • установление дополнительных критериев, при соблюдении которых организация вправе не применять стандарт, нормативными правовыми актами ЦБ (помимо отраслевых стандартов);
  • включение в стандарт специальных положений, увязывающих расчет ликвидационной стоимости объекта ОС с оценкой обязательств по его ликвидации;
  • включение в стандарт специальных положений о порядке бухучета доходов и расходов, связанных с выбытием ОС, при их признании в разные отчетные периоды.

Напомним, что проект стандарта «Основные средства» еще в конце 2016 года получил отрицательное заключение, после этого новостей о нем слышно не было.

Рассматривался также стандарт бухучета «Незавершенные капитальные вложения». По нему тоже высказан ряд замечаний. По обоим стандартам (которые по плану должны вступить в силу с 2020 года) с учетом обсуждения утверждены заключения экспертизы.

Кроме того, состоялось предварительное рассмотрение изменений в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (протоколы от 20.09.2018 № 28, от 11.09.2018 № 27).

15 октября 2018 г.

 

ИФНС вправе интересоваться сделками, не проводя проверок и не указывая причин

Налоговая выставила ООО требование представить в инспекцию ряд счетов и актов, а также информацию по сделкам с третьим лицом. В этот момент никаких проверок данного ООО не проводилось, и вся информация касалась отношений налогоплательщика с одним из его контрагентов. В требовании не было сказано, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля истребуются все эти документы. ООО сочло, что требование направлено вне рамок каких-либо проверок, а потому – неправомерно, и, не добившись его отмены в УФНС, обратилось в арбитраж.

Суд первой инстанции (дело № А42-7751/2017) с доводами ООО не согласился: пункт 2 статьи 93.1 НК (истребование документов у третьих лиц) не накладывает на налоговиков обязанности сообщать адресату, для какой конкретно цели требуются бумаги. Инспекция реализовала свои законные полномочия, а направленное в адрес заявителя требование соответствует нормам приказа ФНС об утверждении форм таких запросов: в них должны содержаться лишь сведения, позволяющие идентифицировать истребуемые документы. Апелляционная инстанция поддержала данное решение.

В кассационной жалобе ООО представило суть дела так: «налоговый орган истребует документы и информацию, не проводя никаких мероприятий налогового контроля». Окружной не поддержал столь категоричное заявление, пояснив, что мероприятия налогового контроля проводятся как в ходе проведения проверок и при рассмотрении их материалов в качестве допмероприятий (мероприятия, связанные с проверками), так и вне рамок проверок в отдельных предусмотренных НК случаях. Мол, если проверки ни налогоплательщика, ни его контрагентов в данный момент не проводится, то это вовсе не значит, что инспекция сидит сложа руки.

При истребовании документов «указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации)». Однако это условие обязательным, по сути, не является, поскольку, по мнению суда, отсутствие указания на конкретное мероприятие является недостатком, который «носит формальный характер и не пресекает полномочия налогового органа».

Кассационный суд вынес решение в пользу налоговиков — таким образом, истребуя документы, налоговая имеет возможность не отчитываться перед налогоплательщиком, для какой цели ей понадобились бумаги. Не удовлетворившись этим решением, налогоплательщик обратился в ВС, однако жалоба была отклонена (определение от 19.09.2018 № 307-КГ18-14038).

12 октября 2018 г.


Минфин России рассказал, при каких условиях налогоплательщик вправе учесть в расходах налоги и сборы, уплаченные на территории иностранного государства

Уплаченные на территории иностранного государства налоги, по которым Налоговый кодекс напрямую предусматривает порядок устранения двойного налогообложения путем зачета налога при уплате соответствующего налога в Российской Федерации, учету в составе расходов при расчете налога на прибыль организаций не подлежат (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 сентября 2018 г. № 03-03-06/1/64126). Например, в случае уплаты за пределами России по законодательству другого государства налога на имущество в отношении объектов, принадлежащих российскому юрлицу, засчитываются при уплате налога в РФ в отношении указанного имущества (п. 1 ст. 386.1 НК РФ). При этом сумма засчитанного налога не может превышать сумму налога, подлежащего уплате в РФ (п. 3 ст. 311 НК РФ).

Однако финансисты отметили, что в прочих случаях суммы налогов и сборов, уплаченные на территории иностранного государства, могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Ведомство указало, что в ст. 270 НК РФ содержится закрытый перечень расходов, которые не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль организаций. В данной статье нет прямого указания на то, что налоги и сборы, уплаченные на территории иностранного государства, не могут приниматься налогоплательщиком в качестве расходов.

Напомним, что по общему правилу расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 октября 2018 г. № 03-03-06/1/70719).

11 октября 2018 г.

 

Изменения в аудиторский закон в части правил независимости внесены в Госдуму

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий поправки в закон об аудиторской деятельности, посвященные правилам независимости и кодексу профессиональной этики (N 560573-7). Источник – правительство.

Об этих поправках говорилось еще год назад, однако к моменту внесения в Госдуму многие формулировки в очередной раз изменились.

В целом – по-прежнему предлагается исключить из названия статьи 7 закона «Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов» упоминание кодекса профэтики и удалить посвященные ему части 3 и 4 указанной статьи. Статью 8 «Независимость аудиторских организаций, аудиторов» предлагается изложить в новой редакции. Сюда по замыслу авторов должен перекочевать кодекс профессиональной этики, в том числе его включат в название статьи.

В этой статье будут приведены определения независимости, правил независимости, кодекса этики, контролирующего лица, подконтрольного лица, а также родственников (это в данном случае родители, братья, сестры, дети, супруги, родители супругов и дети супругов). Согласно проекту независимость – отсутствие между лицами отношений связанности, основанной на имущественной, родственной или иной зависимости.

Перечни случаев, при которых запрещено проведение аудита или участие в аудите (теперь это будут отдельные перечни), выглядят менее запутанно, чем действующие. Оба перечня дополняются новым пунктом – «такое ограничение установлено иными федеральными законами», а список запретов для аудиторских организаций (ИА) дополняется также случаем, когда аудиторская организация, ее руководитель или иное должностное лицо (индивидуальный аудитор), родственники руководителя или ИА владеют финансовыми инструментами аудируемого лица из числа ОЗХС.

Уточняется, что аудиторская услуга не может быть оказана дочерним фирмам, филиалам и представительствам тех аудируемых лиц, которые входят в определенные пункты списка «запрещенных».

Нормы о конфликте интересов и об оплате останутся почти неизменными.

В статье 8 будет также оговариваться, что:

  • правила независимости и кодекс этики аудиторов разрабатываются на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (IFAC)
  • СРО принимает одобренные советом по аудиторской деятельности правила независимости и кодекс этики
  • СРО вправе включить в данные документы дополнительные требования.

10 октября 2018 г.


В декларацию по НДС планируется внести изменения

ФНС России опубликовала проект приказа, которым планируется актуализировать форму налоговой декларации по НДС в связи с принятием ряда законов. Для этих целей планируется внести поправки в некоторые приложения приказа ФНС России от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (далее – Приказ ФНС России).

В частности, в необходимых разделах декларации планируется указать ставку НДС 20%, которая будет применяться при исчислении НДС в отношении отгрузок с 1 января 2019 года. Например, сумму НДС, исчисленного по новой ставке, нужно будет указывать в разделе 9 «Сведения из книги продаж». Также с 1 января 2019 года исключается обязанность по исчислению НДС налоговым агентом, приобретающим электронные услуги у иностранных лиц, однако с 1 января 2018 года на налогового агента при реализации лома возложена обязанность по исчислению НДС. Соответствующие поправки будут внесены в приложение № 2 Приказа ФНС России.

Кроме того, введена система Tax Free (подп. 2.11 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса). В связи с этим в отношении услуги по компенсации сумм НДС физлицам – гражданам иностранного государства по ставке 0%, планируется добавить код операций 1011431.

Предусмотрены новые необлагаемые НДС операции. Например, по операциям реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования, предусмотрен код операции 1011201.

Таким образом, налогоплательщики смогут исполнить надлежащим образом обязанности по исчислению и уплате НДС.

10 октября 2018 г.

 

 

Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

 

 

 

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты