Льгота по налогу на имущество: класс энергоэффективности для нежилых зданий не устанавливается

Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что законодательством РФ не установлены правила определения классов энергетической эффективности нежилых зданий. Поэтому к ним льгота по налогу на имущество организаций не применяется (информация ФНС России от 10 мая 2018 г.).

Налогоплательщик в декларации заявил по торгово-административному зданию льготу, предусмотренную п. 21 ст. 381 Налогового кодекса. Согласно этой норме для освобождения от налогообложения объект недвижимости должен быть вновь введенным, а также иметь высокий класс энергоэффективности, который можно определить согласно законодательству РФ. Эта льгота позволяет не платить налог на имущество организаций в течение трех лет со дня постановки его на учет (письмо ФНС России от 24 апреля 2018 г. № БС-4-21/7840@)

Инспекция указала, что применять данную льготу к нежилым зданиям неправомерно. Законодательством класс энергетической эффективности установлен для многоквартирных домов, но не для торгово-административных зданий. Налогоплательщик, оспорил решение инспекции, ссылаясь на наличие у здания энергетического паспорта с высоким классом его энергоэффективности. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали его. Кассация отменила решения нижестоящих судов, указав, что применение энергетических паспортов для доказательства соответствия условиям льготы неправомерно, так как критерии для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий отсутствуют.

ВС РФ отказал налогоплательщику в передаче кассационной жалобы для рассмотрения на судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам.

21 мая 2018 г.


Вычет «ввозного» НДС: получать у таможенников бумажную копию декларации не нужно

ФНС напомнила, что принять НДС к вычету можно и без бумажной копии электронной таможенной декларации, выданной непосредственно таможенниками. Никаких препятствий для этого нет. Ведомство уже высказывало такое мнение.

Если налоговики потребуют копию декларации, распечатайте ее из личного кабинета участника ВЭД. Минфин разрешает вычет «ввозного» НДС по распечатке. Документ: Письмо ФНС России от 24.04.2018 N ЕД-4-15/7800

21 мая 2018 г.


Определен формат странового отчета международной группы компаний

19 мая вступил в силу соответствующий приказ ФНС России от 6 марта 2018 г. № ММВ-7-17/123@. Документом утвержден формат странового отчета международной группы компаний по государствам (территориям), налоговыми резидентами которых являются участники международной группы компаний (далее – Отчет), а также порядок его заполнения и представления в электронной форме.

Так, утвержденный приказом формат описывает требования к XML файлам (файлу обмена) передачи Отчета в электронной форме. Он содержит описание файла обмена (включая имя файла, параметры первой строки файла и его логическую модель в виде диаграммы структуры файла).

Помимо этого, установлены особенности заполнения Отчета в электронной форме. Например, оговорено, что в случае, если Отчет предусматривает использование элементов в стоимостном выражении, такие элементы должны заполняться в полных единицах валюты, в которой материнская компания международной группы компаний составляет консолидированную финансовую отчетность.

Приказ содержит и требования к составу Отчета – он должен включать общие сведения об Отчете, сведения об участнике международной группы, представившем Отчет, а также сведения о деятельности участников такой группы в государствах (территориях). Конкретизированы правила заполнения каждого раздела.

Следует отметить, что приказом закреплено право налогоплательщика представить в налоговый орган уточненный Отчет в случае обнаружения им в ранее представленном в налоговый орган Отчете неполноты сведений, неточностей или ошибок в заполнении.

Также в приказе прописана процедура представления Отчета. Отчет, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется в ФНС России через налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Он представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи по утвержденному формату.

18 мая 2018 г.


НДС можно принять к вычету, даже если контрагент выставил счет-фактуру, нарушив пятидневный срок

Минфин напомнил, что в счетах-фактурах могут быть некритичные ошибки. Именно к таким недочетам ведомство и относит нарушение срока выставления документа. Вычет по счету-фактуре с этой ошибкой принимать безопасно.

Министерство уже высказывало такое мнение. ФАС Поволжского округа приходил к аналогичному выводу. Документ: Письмо Минфина России от 25.04.2018 N 03-07-09/28071

18 мая 2018 г.


Минфин России разъяснил, когда нужно перечислять в бюджет НДФЛ при выплате работнику отпускных

Данный вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 марта 2018 г. № 03-04-06/19804 «Об особенностях исчисления, удержания и перечисления НДФЛ».

Согласно абз. 2 п. 6 ст. 226 Налогового кодекса при выплате налогоплательщику пособия по временной нетрудоспособности, включая пособие по уходу за больным ребенком, а также в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором физлицу выплатили такие доходы. Значит, налоговый агент обязан исчислить и удержать налог с отпускных в день выплаты, а уплатить в бюджет не позднее последнего числа месяца, в котором физлицу перечислили такие выплаты. Аналогичную позицию Минфин России изложил ранее в письме Департамена налоговой и таможенно-тарифной политики от 3 октября 2017 г. № 03-04-06/64400 @ «О перечислении в бюджет НДФЛ».

Такой же порядок применяют, если дата выплаты отпускных одному из работников совпадает с датой выплаты зарплаты по локальному нормативному акту, например, в начале месяца. Если последний день месяца приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то перечислить в бюджет удержанный НДФЛ нужно не позднее ближайшего следующего рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Напомним, НК РФ возлагает на работодателя обязанность по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ, если налогоплательщик получает доход, облагаемый этим налогом. То есть организация или ИП должны исполнить обязанность налогового агента (п. 1 ст. 226 НК РФ). Датой фактического получения дохода в виде отпускных признается дата их выплаты наличными или дата перечисления на банковскую карту сотрудника (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога при фактической выплате доходов налогоплательщику. НДФЛ не удерживают, если доход не подлежит налогообложению или физлицо платит налог самостоятельно (ст. 217, п. 1 ст. 228 НК РФ).

По общему правилу налог уплачивают в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. При этом уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

18 мая 2018 г.


Внесены изменения в формы бухгалтерской отчетности организаций

Внесены поправки в приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», согласно которым (приказ Минфина России от 6 марта 2018 г. № 41н):

  • действие приказа теперь не распространяет на организации госсектора (ранее – на государственные (муниципальные) учреждения));
  • отчет о целевом использовании средств (форма по ОКУД 0710006) больше не является приложением к бухгалтерскому балансу (форма по ОКУД 0710001)и отчету о финансовых результатах. Он стал самостоятельной формой бухотчетности для НКО (как это и установлено п. 2 ст. 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») и может иметь собственные приложения (пояснения). Форма отчета о целевом использовании средств перед графой «Наименование показателя» дополнена графой «Пояснения», в которой указывается номер соответствующего пояснения. При этом информация о доходах и расходах, движении денежных средств раскрывается с учетом существенности применительно к составу показателей отчета о финансовых результатах и отчета о движении денежных средств соответственно;
  • организации при составлении бухгалтерской отчетности используют формы, утвержденные Приказом № 66н, если иные формы не установлены федеральными или отраслевыми стандартами бухгалтерского учета.

18 мая 2018 г.


ФНС России утвердила перечень документов и информации, которые операторы фискальных данных должны предоставлять налоговикам при проведении проверок

Приказ ФНС России от 25 января 2018 г. № ММВ-7-20/44@ «Об утверждении перечня информации и (или)документов, порядка, формы и формата их предоставления оператором фискальных данных налоговым органам при проведении ими контроля и надзора» прошел регистрацию в Минюсте России.

Согласно приложению № 1 к Приказу операторы фискальных данных будут предоставлять следующие документы и информацию при проведении налоговыми органами контроля и надзора:

  • фискальные документы, в том числе в электронной форме;
  • информацию из базы фискальных данных оператора;
  • информацию об обезличенных фискальных данных, которые оператор обработал в статистических или исследовательских целях;
  • информацию о регистрации ККТ и (или) о снятии ККТ с регистрационного учета, если указанные действия осуществлялись пользователем ККТ через оператора фискальных данных;
  • информацию о расторжении или изменении договора на обработку фискальных данных, заключенном между оператором и пользователем ККТ.

Также операторы фискальных данных обязаны предоставить другие сведения, если их сформировала ККТ или технические средства оператора фискальных данных. Срок для подачи документов и (или) информации – 3 рабочих дня с даты получения запроса налоговиков. Ранее в п. 15 Порядка ведения кабинета контрольно-кассовой техники ведомство утвердило документы, информацию и сведения, которые представляются оператором фискальных данных через кабинет КТТ в электронной форме.

Отметим, что приведенную форму в новом Приказе предоставления информации заполняют в том случае, если оператор направляет документы и (или) информацию на бумажном носителе или через кабинет ККТ. Применение свободной формы не предусмотрено. Если информацию и (или) документы направляют на бумажном носителе, они заверяются подписью уполномоченного лица и печатью организации при наличии. Вручить пакет документов можно должностному лицу налогового органа или направить заказным письмом с уведомлением о вручении.

Документы и информацию также можно подать в электронной форме в формате файла, указанном в запросе. В этом случае они подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица оператора. Когда у оператора нет возможности предоставить оригиналы требуемых документов, необходимо направить их заверенные копии.

Инспекторы запрашивают документы и информацию в рамках действия нового порядка применения ККТ. В соответствии с ними организация должна заключить договор с оператором фискальных данных до того, как подаст заявление на регистрацию или перерегистрацию ККТ (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ). C 1 июля 2017 года продавец обязан не только выдать покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе, но и направить электронный фискальный документ по желанию клиента в его адрес. Также пользователь ККТ в соответствии с новым порядком применения ККТ обязан обеспечить передачу фискальных данных о совершенной покупке через оператора фискальных данных в налоговую инспекцию (п. 2 ст. 1.2, абз. 3 п. 2 ст. 4.5 Закона № 54-ФЗ, п. 3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

Приказ вступает в силу с 26 мая 2018 года.

17 мая 2018 г.


Основные средства в резерве не исключаются из состава амортизируемого имущества

В письме от 12.04.18 № 03-03-06/1/24220 Минфин рассказал об учете в целях налога на прибыль стоимости основных средств, переведенных на консервацию, а также находящихся в резерве.

В пункте 3 статьи 256 НК указан перечень оснований, по которым ОС могут быть исключены из состава амортизируемого имущества в целях главы 25 НК. В частности, это основные средства, переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев.

Исключение из состава амортизируемого имущества для целей главы 25 НК основных средств, находящихся в резерве, не предусмотрено.

Суммы начисленной амортизации включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией. При этом расходы должны соответствовать требованиям, установленным статьей 252 НК.

17 мая 2018 г.


Как исправляются ошибки в расчете кадастровой стоимости недвижимости?

Утвержден порядок рассмотрения обращений об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 19 февраля 2018 г. № 73 (зарегистрирован в Минюсте России 8 мая 2018 года)).

Для исправления ошибки обращаться следует в региональное учреждение, которое составило отчет об итогах государственной кадастровой оценки или определило кадастровую стоимость. Обращение можно подать непосредственно в учреждение, направить по почте, передать через МФЦ или Единый портал госуслуг.

После принятия к рассмотрению обращения учреждение обязано проверить расчет кадастровой стоимости объекта недвижимости. В случае выявления системных ошибок учреждение направляет уведомление правообладателям объектов недвижимости, в отношении кадастровой стоимости которых обнаружены такие ошибки, при наличии у учреждения информации о данных правообладателях, до даты исправления ошибок.

Пересчет кадастровой стоимости в связи с принятием решения учреждения об исправлении допущенных ошибок осуществляется в течение 60 дней с даты поступления обращения об исправлении ошибок, обращения о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости.

17 мая 2018 г.


Пеней по налогу не будет, если переплата превышает недоимку

Сообщается, что по итогам каждого отчетного периода налог на прибыль организаций исчисляется исходя из прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода. Порядок исчисления налога не зависит от изменения места нахождения организации и изменения места учета организации в налоговом органе (письмо Минфина России от 15 марта 2018 г. № 03-02-07/1/16043).

При наличии суммы излишне уплаченного налога на прибыль за предыдущий отчетный период эта сумма учитывается в счет исполнения обязательств за последующий отчетный период. Если сумма переплаты налога за предыдущий отчетный период равна или более суммы, подлежащей уплате за последующий отчетный период, оснований для начисления пеней за этот последующий отчетный период не имеется.

16 мая 2018 г.


Минфин России объяснил, в чем выгода от повышения зарплаты работникам

Разъяснено, что на сегодняшний день ставка налога на прибыль организаций составляет 20%. При этом такого количества льгот и преференций как до 2002 года гл. 25 Налогового кодекса не содержит. Вместе с тем, перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, открыт и позволяет учитывать любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, в том числе и расходы на оплату труда, в отличие от положений ранее действовавшего Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций», где перечень расходов был ограничен (письмо Минфина России от 30 марта 2018 г. № 03-03-07/20439).

Таким образом, увеличение оплаты труда влечет снижение налоговой базы по налогу на прибыль организаций и, соответственно, уменьшение самого налога.

16 мая 2018 г.


Выездную проверку можно предвидеть: ФНС привела новые данные по отраслям

ФНС актуализировала показатели для самостоятельной оценки налогоплательщиками рисков «попасть» на выездную проверку. Как всегда в это время года, обновлены значения среднеотраслевых показателей налоговой нагрузки, рентабельности продаж и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности – все данные приведены за 2017 год. Информация размещена в разделе «Налогообложение в РФ» - «Контрольная работа» – «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» на сайте ФНС.

Напомним, что налогоплательщик может самостоятельно оценить шансы визита налоговиков. Критерии – сравнение своей налоговой нагрузки со средним ее уровнем по отрасли (виду экономической деятельности), а также – показателей рентабельности фирмы по данным бухучета с уровнем рентабельности для данной сферы, сведения о которой публикует ФНС по данным статистики.

Спокойнее могут себя чувствовать предприятия в тех сферах, где отраслевые рентабельность и налоговая нагрузка по сравнению с прошлым годом снизились: если эти показатели упали также и в какой-то конкретной компании, то на отраслевом уровне она все равно может выглядеть неплохо и тогда не попадет в поле зрения налоговиков. Зато если среднеотраслевой показатель повысился, то компания, у которой он понизился или остался прежним, больше рискует нарваться на проверку, чем фирма, не выходящая за пределы отраслевого тренда.

За прошлый год налоговая нагрузка повысилась почти везде. Возможно, это связано с тем, что теперь в ней учитываются также страховые взносы. Перечень отраслей теперь (после введения новых классификаторов) отличается от приводившегося в прошлогодних таблицах, так что сравнивать как налоговую нагрузку, так и рентабельность с прошлогодними данными в общем порядке было бы некорректно. Однако представители каждой конкретной отрасли могут проанализировать цифры, зная свою специфику, в том числе, сравнить не только состояние отрасли с прошлогодним, но и свои данные с актуальными отраслевыми.

16 мая 2018 г.


Актуализированы показатели для самостоятельной оценки налоговых рисков

В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок обновились показатели для самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками. Актуализированы показатели рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, а также налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2017 год. Обновление значений происходит ежегодно (Информация ФНС России от 11 мая 2018 г. «Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах» (за 2017 г.), «Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году»).

Информация размещена на сайте ФНС России в разделе «Налогообложение в Российской Федерации» – «Контрольная работа» – «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок».

Самостоятельная оценка рисков налогоплательщиком и уточнение налоговых обязательств позволяет снизить риск совершения налоговых правонарушений и избежать выездной налоговой проверки.

15 мая 2018 г.


Банк России впервые публикует оценку объемов и структуры сомнительных операций

Оценка подготовлена на основе данных Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России о выявленных фактах проведения кредитными организациями и их клиентами сомнительных операций (информация Банка России от 3 мая 2018 г.).

Планируется, что подобная информация будет регулярно обновляться в целях улучшения информационного обеспечения поднадзорных организаций.

Кроме того, для повышения эффективности коммуникаций регулятор намерен использовать новый формат взаимодействия с кредитными организациями и регулярно проводить встречи с руководителями банков, курирующими подразделения финансового мониторинга, с целью обсуждения практик выявления и пресечения сомнительных операций в банковском и других секторах экономики. На встречах планируется информировать представителей кредитных организаций о новых схемах сомнительных операций и поведенческих моделях их клиентов, а также предоставлять рекомендации по противодействию сомнительным операциям.

15 мая 2018 г.


Утверждена программа разработки федеральных стандартов бухучета на 2018-2020 годы

Принят соответствующий приказ Минфина России от 18 апреля 2018 г. № 83н.

Документом предусмотрена разработка 14 проектов федеральных стандартов бухучета, в числе которых – стандарты «Запасы», «Нематериальные активы», «Аренда», «Основные средства», «Незавершенные капитальные вложения», «Дебиторская и кредиторская задолженность (включая долговые затраты)», «Документы и документооборот в бухучете», «Доходы», «Некоммерческая деятельность», «Бухгалтерская отчетность», «Участие в зависимых организациях и совместная деятельность», а также «Расходы», «Финансовые инструменты» и «Добыча полезных ископаемых». Указанные наименования стандартов являются рабочими и могут корректироваться в процессе утверждения стандартов.

Согласно приказу, федеральный стандарт бухучета «Запасы» предполагается ввести в действие для обязательного применения уже с 2019 года. В 2020 году могут вступить в силу такие стандарты, как «Нематериальные активы», «Основные средства», «Дебиторская и кредиторская задолженность (включая долговые затраты) « и т. д. А в 2021 году – стандарты «Некоммерческая деятельность», «Бухгалтерская отчетность», «Участие в зависимых организациях и совместная деятельность». В свою очередь, стандарты «Аренда», «Доходы», «Расходы» и некоторые другие станут обязательными для применения только в 2022 году.

Кроме того, документом предусмотрена разработка изменений в федеральные стандарты бухучета ПБУ 18/02 »Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», ПБУ 13/2000 »Учет государственной помощи» и ПБУ 16/02 »Информация по прекращаемой деятельности».

Также определены предполагаемые даты вступления стандартов и изменений в силу для обязательного применения. Установлены ответственные исполнители (разработчики проектов стандартов).

Новая программа согласована с Банком России. При этом старая программа разработки федеральных стандартов бухучета (на 2017-2019 годы) признана утратившей силу.

Напомним, программа разработки федеральных стандартов ежегодно уточняется в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности международным стандартам, уровню развития науки и практики бухучета (ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Отметим, ранее приказом Минфина России от 28 февраля 2018 г. № 36н была утверждена Программа разработки федеральных стандартов бухучета для организаций госсектора на 2018-2020 годы.

14 мая 2018 г.


Освобождение от налога прибыли КИК можно не подтверждать документами повторно

В письме от 10.04.2018 г. N ЕД-4-13/6807@ напомнила, что для освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании по основаниям, установленным подпунктами 1, 3-8 пункта 1 статьи 25.13-1 НК, контролирующее лицо представляет в налоговый орган документы, подтверждающие соблюдение условий для такого освобождения.

Указанные выше документы представляются в срок, установленный для полачи уведомления о КИК. Уведомление подается не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК.

Таким образом, документы, подтверждающие освобождение от налогообложения прибыли КИК представляются в отношении налогового периода, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК. При этом указанные документы должны быть действительны в период, за который определяется прибыль КИК.

По мнению ФНС, если документы, подтверждающие освобождение, были представлены ранее в отношении предыдущих налоговых периодов, контролирующее лицо вправе не представлять вновь указанные документы. Вместе с тем, представленные ранее документы должны быть действительны в отношении периода, за который определяется прибыль, признаваемая в налоговом периоде, за который заявлено освобождение.

В этом случае контролирующему лицу необходимо представить совместно с уведомлением о КИК за соответствующий налоговый период пояснительную записку, в которой будут указаны ранее представленные документы, подтверждающие освобождение от налогообложения, а также налоговый период, за который указанные документы представлялись.

14 мая 2018 г.


ЦБ предложил сохранить валютные ограничения для российских «офшоров»

В Банке России опасаются, что предоставление таких льгот привлечет в создаваемые САР «недобросовестных субъектов хозяйственной деятельности». Ранее с предложением снять ограничения для резидентов САР выступало Минэкономразвития.

Банк России выступил против отмены валютных ограничений для компаний, зарегистрированных в специальных административных районах (САР), сообщает «Интерфакс» со ссылкой на письмо ЦБ в Минфин. Ранее с идеей предоставления льготы резидентам САР (возможность создания таких территорий со «специальным режимом и признаками офшора» рассматривается правительством в качестве меры поддержки попавших под санкции компаний) выступило Минэкономразвития.

В ЦБ полагают, что предлагаемое МЭР исключение зарегистрированных в САР компаний из числа валютных резидентов России, которое даст им возможность без ограничений вести расчеты в иностранной валюте и сделки с валютными ценностями, нарушит единство системы валютного регулирования и контроля.

Вдобавок, по мнению ЦБ, предоставление такой льготы резидентам САР может привести к концентрации в них «недобросовестных субъектов хозяйственной деятельности».

«Недобросовестные субъекты хозяйственной деятельности, зарегистрированные на территории РФ, в целях незаконного вывода денежных средств из РФ будут в массовом порядке перерегистрироваться в САР с использованием их преимущества», — говорится в письме ЦБ.

В начале апреля «Ведомости» сообщили, что правительство рассматривает возможность создания на острове Октябрьский в Калининграде и на острове Русский близ Владивостока особых территорий со «специальным режимом и признаками офшора». Неназванные федеральные чиновники сообщили изданию, что в правительстве обсуждается возможность отмены для резидентов этих территории валютных ограничений и предоставлений некоторых других льгот.

С предложением о создании аналогичной зоны в Крыму выступил и глава региона Сергей Аксенов.

14 мая 2018 г.


Минфин: влияет ли на налог на имущество отличие срока полезного использования в налоговом и бухучете

Даже если в бухучете вы определяете срок полезного использования основных средств не как в налоговом учете, не платите налог на имущество по объектам из первой и второй амортизационных групп. Ничего страшного, что Классификацию основных средств вы используете только в налоговом учете. Документ: Письмо Минфина России от 19.04.2018 N 03-05-05-01/26390

14 мая 2018 г.


ФНС России будет получать от Банка России дополнительную информацию из отчетности финансовых организаций

Подписано соответствующее Дополнение к Соглашению об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 29 июня 2010 г. № 01-15/3182/ММВ-27-2/5@ (далее – Соглашение). Документ вступил в силу со дня его подписания (7 мая 2018 года). Об этом сообщается на официальном сайте ФНС России.

Дополнением расширен перечень информации, передаваемой Банком России в ФНС России (в этот перечень включено семь новых позиций и исключена одна старая). Таким образом, теперь мегарегулятор на постоянной основе будет предоставлять налоговой службе информацию из 49 форм отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций, включая:

  • страховые и клиринговые организации;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевые инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды;
  • ломбарды.

Кроме того, теперь в числе сведений, передаваемых Банком России налоговой службе, –сведения о кредитных организациях, предоставляющих банковские гарантии для обеспечения уплаты налогов в соответствии со ст. 74.1 Налогового кодекса. Такая информация необходима для определения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих гарантий, выданных одним банком.

Все сведения будут передаваться в электронной форме в установленные сроки (преимущественно – не позднее 30 календарных дней с момента окончания предельного из предусмотренных для определенных категорий отчитывающихся субъектов по форме сроков представления в Банк России соответствующей отчетности). Также определена периодичность представления данных:

  • по мере поступления информации (это касается отчетности кредитных и некредитных организаций, страховых компаний, акционерных инвестиционных фондов и т.д.);
  • ежеквартально (в отношении отчетности ломбардов);
  • ежемесячно (в части сведений о кредитных организациях, включенных в перечень банков, отвечающих требованиям ст. 74.1 НК РФ).

В свою очередь, поскольку формы отчетности 0409116 кредитных организаций неактуальны с 1 апреля 2018 года, а формы отчетности 0420308 и 0420311 клиринговых организаций – с 1 января текущего года, то данные по этим формам отчетности будут предоставляться только за периоды до указанных дат.

Дополнительные сведения пригодятся налоговикам для контрольно-аналитической работы в отношении указанных компаний, в том числе при оценке рисков совершения ими налоговых правонарушений.

Напомним, ранее Банк России предоставлял ФНС России только отчетность кредитных организаций по формам 0409101 »Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации» (месячная) и 0409102 »Отчет о прибылях и убытках кредитной организации» (квартальная), а также иную отчетность кредитных организаций при наличии согласия банка на раскрытие такой информации (п. 9 приложения 2 к Соглашению).

11 мая 2018 г.


Штрафы в сфере бухотчетности организаций госсектора отделят от общих бухгалтерских

В конце апреля правительство внесло в Госдуму законопроект № 455237-7, предполагающий изменения в отдельные статьи КоАП.

Из-под действия статьи 15.11 КоАП «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» проектом выводятся организации госсектора. Оговаривается, что к таковым относятся организации, указанные в пункте 9 статьи 3 закона о бухучете (государственные, муниципальные учреждения, госорганы, органы местного самоуправления, органы внебюджетных фондов), а также госкорпорации в части исполнения ими функций распорядителя, получателя, администратора бюджетных средств.

При этом предлагается изложить в новой редакции статью 15.15.6 о штрафах для должностнях лиц за нарушения в составлении отчетности организациями госсектора. Согласно законопроекту эта статья будет касаться не только бюджетной отчетности (как сейчас), но и бухгалтерской (финансовой) отчетности названных структур. Состав нарушения будет дифференцирован:

  • непредставление отчетности (в том числе бухгалтерской) или представление с опозданием. Здесь ответственность остается такой же, как сейчас предусмотрена статьей 15.15.6 по всему нынешнему составу – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • незначительное искажение, в том числе, в бухотчетности показателей, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате (штраф 1-5 тысяч)
  • значительное искажение тех же показателей (штраф 10-30 тысяч);
  • грубое искажение (штраф 30-50 тысяч);
  • нарушение порядка составления (формирования) и представления отчетности (в том числе, бухгалтерской), кроме названных выше случаев (штраф 10 тысяч рублей)

Вводится также повышенная ответственность за повторные нарушения, оговаривается, какие искажения относятся к незначительным, существенным и грубым, а также устанавливается основание для «амнистии» – уточненка, доплата налога, уплата пеней и исправление ошибки (такое же сейчас присутствует в упомянутой выше статье 15.11 КоАП).

11 мая 2018 г.


С 14 мая усилен контроль за валютными операциями

Три главных изменения:

  • компаниям придется сообщать банкам точные, а не максимальные сроки поступления выручки или товаров по внешнеторговым сделкам;
  • у банков станет больше причин заблокировать операции;
  • по ряду нарушений штраф грозит не только организациям, но и должностным лицам. Если нарушение повторится, виновные могут потерять работу на три года.

Документ: Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ (действует с 14 мая 2018 года)

11 мая 2018 г.


Минфин России разъяснил особенности исправления ошибок в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций

Финансисты отмечают, что налогоплательщики налога на прибыль организаций вправе произвести перерасчет налоговой базы за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам. Это возможно в случаях, когда допущенные ошибки или искажения привели к излишней уплате налога (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 апреля 2018 г. № 03-03-06/2/29295).

К такому выводу эксперты Минфина России пришли, проанализировав соответствующие нормы Налогового кодекса. Так, по общему правилу, налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухучета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (п. 1 ст. 54 НК РФ).

При этом допускается осуществление перерасчета налоговой базы и суммы налога при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам. Такой перерасчет производится в текущем налоговом (отчетном) периоде за период, в котором были допущены ошибки или искажения (абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ).

В свою очередь, абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ определены два случая перерасчета налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения):

  • при невозможности определения периода совершения ошибок (искажений);
  • когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Напомним, в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога, в том числе вследствие перерасчета налоговой базы, повлекшей излишнюю уплату налога, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

8 мая 2018 г.


Утвержден порядок ведения перечней актов с обязательными требованиями, соблюдение которых оценивается в ходе налогового контроля

Принят соответствующий приказ ФНС России от 24 апреля 2018 г. № СА-7-2/234@. Им определены правила ведения перечней правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении ФНС России государственного контроля (надзора) (далее – Перечни актов).

Речь идет о перечнях, содержащих такие нормативные правовые акты, как:

  • международные договоры РФ;
  • акты органов Евразийского экономического союза;
  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
  • законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • иные документы, обязательность соблюдения которых установлена законодательством РФ, в том числе документы методического характера (если их положения до такой степени уточняют содержание установленных НПА обязательных требований, что приобретают самостоятельное правовое значение), а также обладающие нормативными свойствами акты федеральных органов исполнительной власти с разъяснениями законодательства.

Ведение Перечней актов осуществляется ответственными структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России. При этом предусмотрено проведение мониторинга Перечней актов (в том числе изменений правовых актов), по результатам которого структурными подразделениями центрального аппарата и территориальными органами ФНС России могут быть подготовлены предложения о внесении изменений в Перечни актов в части исключения из них или включения отдельных правовых актов. Конкретизирован порядок направления таких предложений.

Установлено, что Перечни актов, их тексты, а также информационные материалы и разъяснения, связанные с применением Перечней актов, подлежат размещению на официальном сайте ФНС России. При этом ответственные структурные подразделения центрального аппарата налоговой службы должны поддерживать эти перечни и тексты актов в актуальном состоянии.

Наконец, определен порядок рассмотрения обращений, связанных с содержанием, ведением и применением Перечней актов и ведения их учета структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России. Такое рассмотрение осуществляется в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

8 мая 2018 г.


Скорректированы требования к банкам для принятия банковских гарантий в целях обеспечения уплаты налогов

Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2018 г. № 539 изложен в новой редакции п. 1 постановления Правительства РФ от 24 июля 2017 г. № 874, определяющий максимальную сумму одной банковской гарантии и максимальную сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, включенным в утвержденный кабмином перечень, для принятия банковских гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов.

Отметим, недавно Правительство РФ уже корректировало требования, предъявляемые к банкам, для принятия их гарантий в целях обеспечения уплаты налогов. В частности, был введен дополнительный критерий – наличие конкретного кредитного рейтинга, присвоенного банку по национальной рейтинговой шкале кредитным рейтинговым агентством. Изменения вступили в силу с 3 мая текущего года.

Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2018 г. № 539 отменен такой критерий, как величина собственных средств (капитала) банка. Теперь при решении вопроса о принятии банковских гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов будут учитываться участие банка в системе страхования вкладов физлиц, нахождение под контролем Банка России или Российской Федерации, а также наличие кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале.

Так, для банка, не являющегося участником системы обязательного страхования вкладов физлиц, не находящегося под прямым или косвенным контролем Банка России или РФ и не имеющего кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале, максимальная сумма одной банковской гарантии для принятия ее налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов установлена в размере 0,01% величины собственных средств (капитала) банка, а максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, – в размере 0,1% величины собственных средств (капитала) банка.

В свою очередь, для банка – участника системы обязательного страхования вкладов физлиц, не находящегося под прямым или косвенным контролем Банка России или РФ и не имеющего кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале, указанные суммы не должны превышать 0,1% и 1% величины собственных средств (капитала) банка соответственно. А при наличии у такого банка кредитного рейтинга на уровне не ниже «BBB-(RU)» и (или) «ruBBB-», присвоенных по национальной рейтинговой шкале для РФ, – 2% и 10% величины собственных средств (капитала) банка соответственно.

Если же банк является участником системы обязательного страхования вкладов физлиц и находится под прямым или косвенным контролем Банка России или РФ и (или) имеет кредитный рейтинг на уровне не ниже «А-(RU)» и (или) «ruА-», то максимальная сумма одной банковской гарантии установлена на уровне 5%, а предельная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, – 20% величины собственных средств (капитала) банка.

Аналогичные суммы банковских гарантий будут применяться в отношении банковских гарантий, обеспечивающих исполнение обязанности по уплате сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.

Напомним, согласно ст. 74.1 Налогового кодекса в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных НК РФ, обязанность по уплате налога может быть обеспечена банковской гарантией. В силу последней банк обязывается перед налоговыми органами в полном объеме исполнить обязанность налогоплательщика по уплате налога, если последний не уплатит его в установленный срок, и соответствующих пеней в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства уплатить денежную сумму по представленному налоговым органом в письменной или электронной форме требованию об уплате этой суммы.

8 мая 2018 г.



Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты