Длительность спора может сыграть на руку инспекции - суд восстановил срок взыскания
Компания спорила с налоговиками два с половиной года: и в отношении решения по проверке, и по решениям о взыскании за счет денег и имущества. Дважды суд принимал обеспечительные меры в виде приостановления исполнения решения инспекции. Когда же спор завершился, налоговики пропустили шестимесячный срок взыскания недоимки через суд. Компания попыталась признать задолженность безнадежной. Проверяющие обратились со встречным требованием о взыскании.
Суд первой инстанции поддержал налогоплательщика: инспекция пропустила срок. Однако апелляция и кассация заняли другую позицию и восстановили пропущенный срок. Суды приняли во внимание длительность споров, а также принятие обеспечительных мер.
В результате организации не только не списали задолженность перед бюджетом, но и присудили уплатить госпошлину в размере 200 тыс. руб. Возможно, не последнюю роль в этом сыграло поведение компании: она не платила по требованиям под разными предлогами, в том числе формальными процессуальными (например, неснятие обеспечительных мер после решения суда по доначислениям).
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 24.12.2019 по делу N А81-2583/2019
20 января 2020 г.
ФНС России разъяснила, когда возможно уменьшение пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей
Налоговым законодательством установлено, что если налогоплательщик применяет УСН, выбрав в качестве объекта налогообложения доходы, то по итогам каждого отчетного периода он исчисляет сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов. Те, в свою очередь, рассчитываются нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей (п. 3 ст. 346.2 Налогового кодекса). Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период (п. 5 ст. 346.12 НК РФ).
Если уплатить авансовые платежи позже установленного срока (25 числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом), то на несвоевременно уплаченную сумму будут начисляться пени (п. 7 ст. 346.12, п. 3 ст. 58 НК РФ).
При этом Высший Арбитражный Суда РФ разъяснял, что порядок исчисления указанных пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли они в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, отражающей реальные финансовые результаты налогоплательщика (постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).
Поэтому, если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то пени, начисленные за неуплату таких авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.
Как поясняет ФНС России, такую позицию судов можно применять и в отношении авансовых платежей по УСН, если по итогам налогового периода сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период (исчисленная сумма налога, уменьшенная на уплаченную сумму страховых взносов и торгового сбора), оказалась меньше суммы авансовых платежей по налогу, подлежавших уплате в течение налогового периода (письмо ФНС России от 13 января 2020 г. № СД-4-3/101@).
20 января 2020 г.
Заполняем Уведомление о контролируемых иностранных компаниях по-новому
С 2016 года были поданы первые уведомления о так называемых КИК – контролируемых иностранных компаниях. Еще в 2014 году обязанность декларировать нераспределенную прибыль иностранной компании была установлена поправками в Налоговый кодекс (Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ; далее – Закон № 376-ФЗ). А это значит, что прошло больше 3 лет с появления обязательства у физических и юридических лиц уведомлять налоговый орган о своем участии в иностранных организациях и о самих контролируемых иностранных организациях. За столь долгое существование данного обязательства тяжело говорить положительно как об удобстве самого порядка подачи данного уведомления, так и о форме уведомления, предоставленной Минфином России (Приказ ФНС России от 13 декабря 2016 г. № ММВ-7-13/679@).
Каждый, кто подавал форму Уведомления о КИК, сталкивался с рядом вопросов по их заполнению, на которые не могли ответить даже сотрудники налоговой службы, принимающие эти самые уведомления. Приходилось разбираться с мануалом Приказа ФНС России от 13 декабря 2016 г. № ММВ-7-13/679@ «Об утверждении формы и порядка заполнения формы уведомления о контролируемых иностранных компаниях, а также формата и порядка представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме», который все же не отвечал на все вопросы, возникающие у заполняющего форму лица. Сама форма имела неиндуктивные формулировки, множество так называемых «кодов», а ее структурирование и оформление оставляли желать лучшего, что доказывалось практическим пользованием данной формой. На наш взгляд, основная проблема была и в самой форме Уведомления.
Но с 1 января 2020 года Уведомление о контролируемых иностранных компаниях необходимо представлять по новой форме. Приказом ФНС России от 26 августа 2019 г. № ММВ-7-13/422@ обновлены сами порядки заполнения и представления указанной формы, а также введено множество улучшений в само Уведомление.
Первое, о чем стоит сказать, так это об основных изменениях. Так, с 2020 года заполнению подлежат только те листы уведомления, в отношении которых имеются основания для их заполнения, в то время как в старой форме необходимо было оформить все страницы уведомления. Напоминаем, всего в новой форме 10 страниц. Также сокращен объем сведений, представляемых в отношении контролируемой иностранной компании, например теперь нет необходимости указывать место жительства физического лица, контролирующего иностранную компанию. Ну, и, конечно же, изменены порядок и сроки подачи уведомления, которые теперь прописаны в Приложении № 4 к приказу Федеральной налоговой службы от 5 июня 2019 г. № ММВ-7-3/279@.
Однозначно можно сказать, что теперь подача Уведомления станет более гибкой и не привязанной к определенной дате, как это было ранее каждый год (например, в 2018 году Уведомление о КИК нужно подавать не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором контролирующее лицо признало доход в виде прибыли КИК, который облагался НДФЛ или налогом на прибыль (п. 2 ст. 25.14 НК РФ).
20 января 2020 г.
Крупный и особо крупный размер при налоговых преступлениях зафиксируют
Путин предложил упразднить возможность отнести к преступлению «экономию» меньших сумм при определенном проценте неуплаты. Кроме того, руководителей юрлиц перестанут судить как организаторов преступного сообщества.
Президент РФ внес в Госдуму законопроект с рядом поправок в УК, касающихся экономических преступлений – в сфере репатриации валютной выручки и уплаты налогов (№ 871811-7). Мы уже сообщали подробности о том, как предлагается трансформировать наказания за нарушения при репатриации, теперь же расскажем, что поменяется в налоговой сфере.
Крупный и еще крупнее
В основном, меняются лишь критерии отнесения к тем или иным преступлениям.
Для целей статьи 198, которой установлена ответственность за неуплату налогов физлица, в настоящее время крупный размер – более 900 тысяч рублей за три года, если доля неуплаченных налогов, сборов, взносов превышает 10% от того, что надо было заплатить, либо – от 2,7 млн рублей. Особо крупный размер – 4,5 млн за три года, если доля «сэкономленных» налогов превышает 20%, либо – более 13,5 млн.
По законопроекту крупным размером будет от 2,7 млн, особо крупным – от 13,5 млн. То есть упраздняется возможность отнести к соответствующему преступлению меньшие суммы при определенном проценте неуплаты.
По аналогичному принципу предлагается подправить и статьи 199, 199.1, 199.3, 199.4:
- уклонение от налогов, взносов организации
- неисполнение обязанностей налогового агента
- уклонение физлица от взносов на «несчастное» соцстрахование
- неуплата таких взносов с организации.
По статьям 199, 199.1 сейчас крупный размер – более 5 млн рублей за три года при доле неуплаты от 25%, либо – от 15 млн. Особо крупный – более 15 млн при неуплате от 50%, либо от 45 млн. Согласно законопроекту крупный – от 15 млн, особо крупный – от 45 млн.
По «несчастным» соцвзносам физлица крупным останется 1,8 млн, особо крупным – 9 млн, по взносам фирм – крупным после принятия нового закона будет 6 млн рублей, особо крупным – 30 млн.
«Оступившаяся» фирма – еще не мафия
Планируется снабдить новым примечанием статью 210 УК «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)". Как следует из пояснительной записки, в судебно-следственной практике есть тенденция, когда по этой статье могут «повязать» учредителей, руководителей и сотрудников «обычных» организаций. Это служит дополнительной квалификацией деяний таких лиц (если они совершили экономические преступления), что приводит к ужесточению наказания, вплоть до лишения свободы на 20 лет.
Вместе с тем, преступное сообщество – это не просто фирма, уклонившаяся, например, от налогов. Это более сложная структура, не брезгующая в том числе тяжкими и особо тяжкими преступлениями.
Так что, чтобы избежать такого «довеска» к экономическим преступлениям обычных предпринимателей, в статье 210 предлагается оговорить, что учредители, руководители и работники организации, зарегистрированной в качестве юрлица, ее структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по этой статье только в силу структуры организации и совершения какого-либо преступления в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Исключение – если организация или ее подразделение были заведомо созданы для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.
17 января 2020 г.
Минфин планирует подправить ПБУ об исправлении ошибок, но не существенно
Понятие «пересмотренная» отчетность упраздняется, вместо него будет применяться слово «исправленная».
В ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» планируется внести поправки – проект находится на общественном обсуждении.
В пункте 7 ПБУ о том, как быть в случае выявления существенной ошибки предшествующего отчетного года после даты подписания отчетности, корректируется второе предложение – о действиях, если отчетность уже представлена пользователям. Сейчас такая отчетность подлежит замене на исправленную, а по проекту – вместо замены оговаривается необходимость повторного представления.
17 января 2020 г.
Заявления о льготах по транспортному и земельному налогам организаций: нюансы
С налогового периода 2020 года для организаций действует заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам (информация Федеральной налоговой службы от 30 декабря 2019 г. «С 2020 года вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам организаций»).
Срок подачи заявления о льготе определяется по усмотрению организации, относящейся к льготным категориям плательщиков.
По транспортным средствам и земельным участкам, которые не являются объектами налогообложения, заявление о льготе подавать не нужно.
Заявление можно направить в любой налоговый орган. Если документы, подтверждающие право компании на льготу, в инспекции отсутствуют, то она сама запросит сведения у органов и иных лиц по информации, указанной в заявлении.
17 января 2020 г.
На возмещенный акциз нельзя одновременно начислить и пени, и проценты
Налоговая инспекция провела проверку декларации организации по акцизам и выявила некорректно рассчитанные суммы акциза и налоговый вычет (п. 27 ст. 200 Налогового кодекса). По результатам проверки ему был доначислен акциз и пени, также налогоплательщику было предложено вернуть в бюджет излишне зачтенную сумму акциза и уплатить начисленные на нее проценты (п. 14 ст. 203.1 НК РФ).
Не согласившись с решением проверяющих, организация обратилась в налоговую службу с жалобой. Она указала, что при излишнем возмещении акциза из бюджета в заявительном порядке на излишне возмещенные суммы начисляются только проценты, но не пени.
ФНС России рассмотрев материалы проверки пришла к выводу, что одновременное начисление пеней и процентов неправомерно. Налоговым законодательством установлено, что на подлежащие возврату суммы акциза начисляются проценты, начиная со дня фактического получения налогоплательщиком средств или принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению. А значит, такие проценты носят компенсационный характер аналогичный начислению пени (ст. 75 НК РФ). Следовательно, если одновременно начислить и пеню, и проценты, то это приведет к двойной компенсации потерь бюджета. Кроме того, законодательство не предусматривает начисление пени на сумму данного вида акциза (ст. 203.1 НК РФ).
Исходя из этого, ФНС России признала решение нижестоящего налогового органа необоснованным в части начисления пени.
17 января 2020 г.
Разъяснены пределы раскрытия сведений о несформированных источниках для принятия к вычету НДС
Налоговая служба разработала систему открытого информирования о налогоплательщиках, имеющих по данным «АСК НДС-2» несформированный источник по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету НДС. Сведения, содержащиеся в этой системе, являются налоговой тайной и становятся общедоступными только с согласия их обладателя – налогоплательщика. Разъяснен порядок его формирования (письмо Федеральной налоговой службы от 12 декабря 2019 г. № ЕД-4-2/25672@ «О пределах раскрытия территориальными налоговыми органами информации на основании данных налогоплательщиками согласий на признание сведений, составляющих налоговую тайну общедоступными, с кодом «1100», «1400», кейс «TG о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС»).
При этом сведения о хозяйственных связях между налогоплательщиками, данные из налоговых деклараций и иная информация, содержащая сведения коммерческой или налоговой тайны, не подлежит раскрытию третьим лицам. Общедоступными являются только сведения о факте наличия либо урегулирования или не урегулирования несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС.
16 января 2020 г.
Уточнен порядок заполнения декларации по налогу на прибыль
ФНС России опубликовала письмо, разъясняющее некоторые особенности заполнения декларации по на логу на прибыль (письмо ФНС России от 31 декабря 2019 г. № СД-4-3/27381@).
Так, при заполнении Приложения 1 к Листу 09 (Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу по налогу с доходов в виде прибыли КИК) значения всех строк следует указывать в рублях. Как ранее пояснял Минфин России, для уменьшения прибыли КИК на величину убытков прошлых лет такие убытки подлежат пересчету в рубли в следующем порядке:
- убытки КИК, полученные за финансовый год, завершившийся в 2018 году, и за последующие финансовые годы, для целей переноса на будущие периоды подлежат пересчету в рубли в порядке, установленном п. 2 ст. 309.1 Налогового кодекса;
- совокупная величина остатка накопленных убытков прошлых лет, полученных КИК и не перенесенных на будущее, сформированная по состоянию на последнее число финансового года, завершившегося до 2018 года, подлежит пересчету в рубли по курсу, установленному Банком России на 31 декабря 2017 года, и тем самым формирует входящее сальдо накопленных убытков прошлых лет, выраженное в рублях, для последующего учета при определении прибыли КИК (письмо Минфина России от 21 ноября 2019 г. № 03-12-11/2/90241).
В связи с этим ФНС России указывает, что при заполнении декларации абз. 2 п. 20.6.6 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль организаций (утв. приказом ФНС России от 23 сентября 2019 г. № ММВ-7-3/475@, далее – Порядок заполнения декларации) следует читать: «При заполнении Приложения № 1 к Листу 09 с кодом «1» показатель по строке 130 равен показателю строки 150 Раздела Б1 Листа 09 или показателю строки 170 Раздела Б2 Листа 09 (в зависимости от способа определения прибыли контролируемой иностранной компании)».
Также налоговая служба обращает внимание, что оговорка о том, что значение показателя строки 170 Раздела Б2 Листа 09 указывается без знака минус («-») является технической ошибкой (абз. 2 п. 20.4.21 Порядка заполнения декларации). Т. е., если при определении прибыли (убытка) КИК получен убыток, то соответствующую сумму следует указывать со знаком минус («-»).
Кроме того, при заполнении строки 110 Раздела Б3 Листа 09 не нужно повторно умножать величину прибыли КИК, соответствующую доле участия контролирующего лица, на средний курс иностранной валюты к рублю. Ведь согласно алгоритму определения прибыли КИК, указанному в Разделе Б3 Листа 09 по строке 100 отражается подлежащая учету величина прибыли (убытка) КИК, уже пересчитанная в рубли (п. 20.5.23 Порядка заполнения декларации).
Еще одна опечатка, выявленная налоговой службой касается порядка заполнения общей суммы корректировки прибыли (убытка) КИК (в валюте), в случае если прибыль (убыток) КИК определяется в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 309.1 НК РФ, в части операций с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами. Так, в абз. 6 п. 20.5.17 Порядка заполнения декларации указано, что «если итоговое значение показателя по строке 040 отрицательное, то оно указывается со знаком минус («-»)». Вместо этого должна быть указана строка 060.
16 января 2020 г.
Росреестр подготовил законопроект о совершенствовании кадастровой оценки
Специалисты Росреестра подготовили проект закона о совершенствовании государственной кадастровой оценки. Об этом в интервью «Российской газете» рассказала руководитель Росреестра, заместитель министра экономического развития Виктория Абрамченко.
Она напомнила, что о необходимости подготовки такого документа говорил президент в своем.
«Действующая практика массовой оценки показала, что результаты кадастровой оценки существенно отличались от рыночной стоимости. Причем не в меньшую сторону. Устранить такие перекосы и призван наш законопроект», - сообщила глава Росреестра.
«Поправки направлены на урегулирование нескольких нерешенных вопросов. Первое - дать правообладателям реальную возможность повлиять на оценку до ее принятия. Второе - дать регионам инструменты по исправлению старых ошибок. Третье - повысить ответственность за результаты оценки и повысить скорость и качество исправления возможных ошибок. Четвертое - применять исправленную кадастровую стоимость взамен исправляемой согласно принципу «любая ошибка - в пользу правообладателя». Пятое - перейти к единому прогнозируемому циклу кадастровой оценки во всех регионах нашей страны. И, наконец, шестое - переформатировать комиссии по рассмотрению споров о кадастровой оценке таким образом, чтобы механизм внесудебного установления рыночной стоимости стал реально доступным и справедливым по отношению ко всем правообладателям», - рассказала Абрамченко.
15 января 2020 г.
Обновлены формы уведомлений о зарубежных счетах – пока в виде рекомендуемых
ФНС учла, что теперь физлица должны отчитываться не только о банковских счетах.
ФНС предложила рекомендуемые формы уведомлений о зарубежных счетах, которые должны подавать в налоговую физлица-резиденты РФ.
Что не так со старыми формами? Дело в том, что теперь уведомлять надо не только о банковских счетах, но и о счетах, открытых в небанковских организациях финансового рынка за границей. Соответствующие изменения внесены были в прошлом году законом от 02.08.2019 № 265-ФЗ.
Это изменение, вступившее в силу с 1 января, теперь учтено налоговой службой в формах уведомлений, и до тех пор, пока новые формы не утвердят официальным приказом, надо использовать рекомендуемые. Это формы таких уведомлений:
- об открытии, закрытии счетов (вкладов), открытых в банках и (или) иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ
- об изменении реквизитов таких счетов
- о наличии счета в банке за пределами РФ, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось (письмо от 26.12.2019 № ГД-4-14/26943@).
15 января 2020 г.
Уточнена классификация основных средств по амортизационным группам
Внесены изменения в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы. А именно, уточнен перечень сооружений для горнодобывающей промышленности, включаемых в 7 амортизационную группу (постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1924 «О внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы»).
Постановление вступило в силу 8 января 2020 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
15 января 2020 г.
Налоговая служба рассказала, как подать уведомление об изменении порядка уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль
Налоговым законодательством установлено, что организация по итогам каждого отчетного периода исчисляет сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Уплачивается сумма такого ежемесячного авансового платежа в течение отчетного периода (п. 2 ст. 286 Налогового кодекса).
Однако, налогоплательщик может и изменить порядок исчисления авансовых платежей. Так, при расчете может учитываться фактически полученная прибыль налогоплательщика, исчисляемая нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.
При переходе на такой порядок расчета авансов организация должна уведомить налоговую инспекцию. Сделать это нужно не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. Как напоминает ФНС России, уведомление нужно представлять и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода (письмо ФНС России от 26 декабря 2019 г. № СД-4-3/26866@).
Особой формы для вышеуказанного уведомления не предусмотрено, поэтому налогоплательщик составляет его в произвольном виде и представляет в налоговый орган на бумажном носителе. Инспекция регистрирует их в системе электронного документооборота.
При изменении порядка исчисления и уплаты авансовых платежей есть небольшие нюансы по заполнению подраздела 1.2 Раздела 1 налоговой декларации (п. 4.8.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утв. приказом ФНС России от 23 сентября 2019 г. № ММВ-7-3/475@). Так, при переходе с общего порядка уплаты налога на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли в декларацию за девять месяцев нужно включить одну страницу подраздела 1.2 Раздела 1 с кодом «24» (четвертый квартал) по реквизиту «Квартал, на который исчислены ежемесячные авансовые платежи (код)". При обратном переходе заполняется подраздел 1.2 Раздела 1 декларации с указанием по реквизиту «Квартал, на который исчислены ежемесячные авансовые платежи (код)" кода «21» (первый квартал).
14 января 2020 г.
Минфин поставил точку в вопросе применения ККТ при взаимозачетах
В случае зачета встречных требований между юрлицами применение контрольно-кассовой техники не требуется, разъяснил Минфин.
Минфин пояснил, что в соответствии с 54-ФЗ ККТ не применяется при расчетах в безналичном порядке между юрлицами, за исключением расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением. Из чего следует, что в случае зачета встречных требований между организациями и (или) ИП касса не нужна (письмо от 25 октября 2019 г. № 03-01-10/82064).
Напомним, вопрос возник в сентябре этого года из-за разъяснений УФНС Москвы, согласно которым взаимозачет по договору купли-продажи надо проводить через ККТ. Минфин опроверг позицию московских налоговиков, и пояснил что ККТ при зачете взаимных требований не применяется, вскоре эту точку зрения поддержали и представители ФНС.
14 января 2020 г.
ФНС России обновила перечень стран, с которыми осуществляется обмен финансовый информацией в автоматическом режиме
Так, в него добавлены Панама, Израиль, Доминика, Гана, а исключены – Великобритания, Остров Мэн, Гернси, Джерси и Литва (информация Федеральной налоговой службы от 30 декабря 2019 г. «Обновлен перечень юрисдикций, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией») (Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Эти изменения необходимо учитывать в связи с поправками, внесенными в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Так, с 1 января 2020 года российским резидентам разрешается зачислять без ограничения денежные средства, полученные от нерезидентов, напрямую в иностранные банки. Главное условие – банк должен находиться на территории государства – члена ЕАЭС или иностранного государства, которое осуществляет автоматический обмен финансовой информацией с Россией.
Эти льготы не распространяются на россиян, владеющих финансовыми активами в исключенных юрисдикциях. Они по-прежнему обязаны ежегодно направлять отчет в налоговые органы о движении денежных средств по своим счетам в странах, которые отсутствуют в утвержденном перечне.
13 января 2020 г.
Росстат по-новому указал, как надо заполнять отчетность об основных фондах
В части перечня субъектов, сдающих формы N 11 и N 11 (краткая), ничего не изменилось.
Росстат утвердил новые указания по заполнению статформ N 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» и N 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций».
Указания вводятся в действие с отчета за 2019 год (приказ от 29.11.2019 № 717). Утратили силу прежние указания, принятые в 2017 году, и, соответственно, изменения, внесенные в них годом позднее.
Форму N 11 должны сдавать все юрлица, независимо от вида деятельности, формы собственности и организационно-правовой формы, кроме некоммерческих организаций, субъектов малого предпринимательства, в том числе относящихся к ним организаций потребкооперации.
Остальные представители потребкооперации отчитываются по этой форме, если получают прибыль (например, потребительские общества и их союзы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы). Если же их деятельность имеет затратный характер, то надо сдавать отчеты по форме N 11 (краткая). Это касается, например, садоводческих кооперативов, дачных, жилищных, жилищно-строительных кооперативов.
Организации на УСН заполняют и представляют форму N 11 на общих основаниях. В части перечня субъектов, сдающих эти формы, ничего не изменилось.
13 января 2020 г.
Некоторым упрощенцам могут разрешить не подавать налоговую декларацию
В Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий ряд изменений в налоговое законодательство в рамках федерального проекта по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности. Предполагается, что поправки вступят в силу уже с 1 июля 2020 года.
Документом предлагается исключить обязанность по представлению налоговой декларации для некоторых категорий налогоплательщиков, применяющих УСН. Речь идет о тех налогоплательщиках, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы. Вместо сдачи отчетности они могут перейти на исчисление налога (авансовых платежей по налогу) налоговым органом. Для это нужно будет направить соответствующее уведомления о таком переходе в инспекцию. Согласно законопроекту подать уведомление можно будет через личный кабинет налогоплательщика в электронной форме.
Еще одним условием для применения льготного порядка налогоплательщик должен при осуществлении расчетов с покупателями применять кассовую технику. Ведь именно на основании поступивших в налоговую инспекцию сведений об осуществленных расчетах, зафиксированных ККТ, и будет исчисляться сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет. Учет доходов, полученных от операций, по которым применение ККТ не обязательно, осуществляется по выбору налогоплательщика – с использованием кассовой техники или личного кабинета. В последнем случае учет может вестись по каждому расчету с покупателем (клиентом) или по сводному расчету за налоговый (отчетный) период (не позднее 9 числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором получены такие доходы).
Информацию о сумме подлежащего уплате в бюджет налога (авансовых платежей) налогоплательщик сможет получить в личном кабинете по итогам налогового (отчетного) периода. Туда налоговая инспекция будет направлять соответствующее уведомление.
10 января 2020 г.
Рекомендована новая форма уведомлений об обособленном подразделении, через которое уплачивается налог на прибыль
Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений в одном субъекте РФ, то он должен уведомить инспекцию о выборе того из них, через которое будет уплачиваться налог на прибыль в бюджет субъекта РФ. Сделать это необходимо до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду (второй абзац п. 2 ст. 288 Налогового кодекса) (письмо Федеральной налоговой службы от 26 декабря 2019 г. № СД-4-3/26867@ «О рекомендуемых форме и формате уведомления об изменении порядка уплаты налога на прибыль организаций»).
ФНС Российской Федерации обновила форму, формат и порядки заполнения и представления уведомлений. Новая форма является рекомендуемой, поэтому если вы сообщили в налоговый орган о выбранном обособленном подразделении на 2020 год по старой форме, ничего менять не нужно.
10 января 2020 г.
Минфин России подготовил памятку по случаям проведения обязательного аудита бухотчетности за 2019 год
На официальном сайте Минфина России размещен перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год. Этот и другие документы по вопросам проведения аудита можно найти в подразделе «Общая информация» раздела «Аудиторская деятельность» рубрики «Деятельность».
Случаи проверки того или иного вида отчетности зависят от организационно-правовой формы юрлица и осуществляемого вида деятельности. Также значение имеет, сдает ли организация консолидированную отчетность или имеет определенные финансовые показатели. От вышеуказанных критериев зависит и то, кто вправе проводить аудит. Так, например, годовую бухотчетность и консолидированную отчетность организации, являющейся акционерным обществом, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, вправе проверять только аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 года (подп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ).
Индивидуальные аудиторы могут проверять фонды (кроме государственных внебюджетных фондов, международных фондов), бюро кредитных историй, общества взаимного страхования, профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, депозитариев и других), клиринговые организации, операторов лотереи, организаторов азартных игр и других.
Обязательный аудит проводится и в отношении годовой бухгалтерской отчетности организаций, чей объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). Исключение из этого правила составляют только госорганы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, сельскохозкооперативы и их союзы.
10 января 2020 г.
ФСБ будет делиться с налоговой результатами прослушки и другими находками
На портале общественных обсуждений размещен проект совместного приказа ФНС и ФСБ о том, как вторая будет делиться с первой результатами своей оперативно-розыскной деятельности.
Предоставлять налоговикам информацию о нарушителях ФСБ сможет как по собственной инициативе, так и по мотивированному запросу налоговых органов. Второй вариант будет возможен при наличии у ИФНС подозрений насчет уголовных преступлений в налоговой сфере, а также в сферах банкротства и госрегистрации юрлиц и ИП.
Самостоятельно ФСБ будут передавать информацию, если сочтут, что она может оказаться полезной в борьбе за наполнение бюджета. Так что, если у кого-то есть привычка обсуждать дела по телефону или в мессенджерах – пора избавляться.
При необходимости данные, предоставляемые ФСБ налоговикам, будут рассекречиваться – если они как-то связаны с гостайной. Налоговые органы должны будут отчитываться перед ФСБ об использовании полученных сведений.
Обратного информационного потока – от ФНС в ФСБ – данный проект не предусматривает.
9 января 2020 г.
Президиум ВС РФ разъяснил особенности применения законодательства о хозяйственных обществах
Предваряя Обзор, Верховный суд РФ напомнил, что за последние несколько лет в законодательство о хозяйственных обществах внесены масштабные изменения. Некоторые из нововведений уже разъяснены в постановлениях Пленума ВС РФ (в частности, в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» , постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» и др.) (обзор судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25 декабря 2019 г.)).
Как отмечает ВС РФ, в целом суды правильно применяют законодательство о хозяйственных обществах. В то же время при изучении практики выявлены и различные правовые подходы судов к разрешению отдельных вопросов, связанных с управлением и участием в хозяйственных обществах, что влечет ошибки при рассмотрении конкретных дел.
В целях устранения противоречивых подходов при рассмотрении сходных дел Президиум ВС РФ обобщил практику применения судами общей юрисдикции и арбитражными судами законодательства РФ о хозяйственных обществах.
В Обзор включена 21 правовая позиция ВС РФ, среди которых отметим следующие выводы:
- решение общего собрания участников ООО, в соответствии с которым в отношении решений общества будет применяться альтернативный способ подтверждения, требует нотариального удостоверения;
- требование о нотариальном удостоверении, установленное подп. 3 п. 3 ст. 67.1 Гражданского кодекса, распространяется и на решение единственного участника;
- опубликование учредительного документа юридического лица, в том числе в сети Интернет, само по себе не создает презумпцию знания контрагентом его содержания;
- закон не устанавливает ограничений на исключение из ООО его участника, обладающего более чем 50% долей в уставном капитале общества;
- достаточным основанием для довлетворения требования об исключении участника из состава участников общества выступает причинение существенного ущерба обществу. Возможность исключения участника не зависит от того, могут ли быть последствия действий (бездействия) участника устранены без лишения нарушителя возможности участвовать в управлении обществом.
- лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, вправе не выполнять указания, содержащиеся в решениях общего собрания акционеров, если это принесет вред интересам общества. Ссылка единоличного исполнительного органа на то, что он исполнял решение общего собрания, не освобождает его от ответственности за убытки, причиненные обществу;
- сделка общества может быть признана недействительной по иску участника и в том случае, когда она хотя и не причиняет убытков обществу, тем не менее не является разумно необходимой для хозяйствующего субъекта, совершена в интересах только части участников и причиняет неоправданный вред остальным участникам общества, которые не выразили согласие на совершение соответствующей сделки;
- для признания крупной сделки недействительной не требуется доказывать наличие ущерба обществу в результате совершения такой сделки, поскольку достаточно того, что сделка являлась крупной, не была одобрена и другая сторона знала или заведомо должна была знать об этих обстоятельствах.
6 января 2020 г.
Данная рассылка подготовлена группой компаний «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.