В РФ появится нацсистема управления данными, которая избавит бизнес от отчетности

На инвестиционном форуме «Сочи-2018» Дмитрий Медведев призвал предельно оцифровать отношения государства и бизнеса, а также создать национальную систему управления данными на базе Росстата.

Нацсистема управления данными

В России появится национальная система управления данными на базе Росстата, которая поможет уменьшить для бизнеса нагрузку от предоставляемой им государству отчетности. Об этом премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил на инвестиционном форуме «Сочи-2018». Выступая на пленарном заседании, он также отметил, что новая система должна быть создана Минэком, которому для этого предстоит в ближайшее время подготовить приоритетный проект Правительства по данному вопросу.

Саму по себе отчетность Медведев считает одной из серьезных проблем для предпринимателей. Однако он уверен, что цифровизация поможет не только сократить объемы этой отчетности, но где-то и вовсе от нее отказаться, как это отчасти произошло в торговле после повсеместной установки онлайновых кассовых аппаратов, напрямую передающих данные в госорганы.

«Есть отчеты, которые дублируют друг друга, — отметил Медведев. — При этом получаемая информация зачастую просто не используется, а накапливается в бумажном виде». По убеждению главы правительства в системе сбора данных необходимо не просто избавиться от дублирования, а постепенно от сбора отчетности переходить к операциям с первичной информацией.

Цифровизация отношений с бизнесом

Цифровизация отношений бизнеса и государства, с точки зрения Медведева, должна происходить и по другим направлениям, что позволит улучшить в России так называемый деловой климат. В целом премьер-министр уверен в том, что по данному вопросу и так наблюдается позитивная динамика. Об это, например, свидетельствуют данные тематического международного рейтинга Doing Business, в котором наша страна с 2011 по 2017 гг. поднялась со 124 на 35 место. «Однако российский бизнес не всегда разделяет оптимизм этих оценок, и это понятно, — добавил Медведев. — Проблем по-прежнему много».

С его слов можно было заключить, что приоритетными с точки зрения цифровизации сферами он считает строительство, корпоративное управление и таможенное регулирование.

«У нас за последние годы накоплен неплохой опыт цифровизации отношений между гражданином и государством. Здесь мы продвинулись вперед, это очевидно, — уверен Медведев. — Благодаря сети многофункциональных центров, порталов услуг люди экономят время и силы. А бизнес пока вынужден работать во многом по-старому».

Премьер-министр считает, что это нужно исправить — «прежде всего на тех участках, где существует соблазн использовать властные отношения в своих интересах, — чтобы исключить всякую возможность надавить на предпринимателей».

19 февраля 2018 г.


Налогу на движимое имущество найдут альтернативу

Варианты замены налога на движимое имущество рассматриваются Минфином РФ, заявил в кулуарах Российского инвестиционного форума в Сочи министр финансов Антон Силуанов.

По словам министра, этот налог является слишком тяжелым для бизнеса, поэтому прорабатываются альтернативы - менее тяжелые для предпринимателей.

По подсчетам Минфина, общий объем поступлений от налога на движимое имущество в бюджеты регионов в 2018 году составит 58 млрд рублей.

Ранее замминистра финансов Илья Трунин заявил, что не считает налогообложение движимого имущества хорошим инструментом. По его словам, в большинстве стран с развитой налоговой системой такого налога не существует. Однако отменить налог пока невозможно, так как он дает определенный уровень доходов в бюджет, пояснил замминистра. Но регионы могут предоставлять соответствующую льготу для бизнеса.

16 февраля 2018 г.


Справки 2-НДФЛ за прошлый год можно сдавать как по новой, так и по предыдущей форме

ФНС сообщила, что в справку о доходах физлица по форме 2-НДФЛ внесены изменения, облегчающие налоговым агентам, то есть работодателям, заполнение документов.

Так, из новой формы исключили поле "Адрес места жительства в Российской Федерации". Зато в ней появились такие поля, как "Форма реорганизации (ликвидации) (код)" и "ИНН/КПП реорганизованной организации". Это позволит организации-правопреемнику представлять справки по форме 2-НДФЛ за реорганизованную организацию в налоговый орган по месту своего учета.

Налоговые агенты вправе представлять в налоговый орган справки по форме 2-НДФЛ за 2017 год как по "старой" форме – то есть без учета недавно внесенных изменений, так и по обновленной форме.

16 февраля 2018 г.


Названа приоритетная тематика обучения при повышении квалификации аудиторов в 2018 году

Минфин опубликовал на своем сайте информацию о приоритетной тематике обучения по программам повышения квалификации аудиторов, предусмотренного частью 9 статьи 11 закона «Об аудиторской деятельности», на 2018 год. Документ одобрен Советом по аудиторской деятельности 22 сентября 2017 года, протокол № 36.

Приоритетная тематика охватывает такие вопросы:

  • обеспечение качества аудита
  • практика применения МСА: формирование аудиторского заключения
  • практика применения МСА: расчеты аудиторского риска и выборки
  • практика применения МСА: аудиторские процедуры в отношении оценочных значений
  • практика применения МСА: информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление
  • практика применения МСА: аудиторские процедуры в отношении финансовых инструментов
  • практика применения МСА: организация и осуществление внутреннего контроля в аудиторской организации
  • практика применения МСА: проведение обзорной проверки
  • практика применения кодекса профессиональной этики аудиторов и правил независимости аудиторов и аудиторских организаций
  • противодействие отмыванию преступных доходов, коррупции, подкупу иностранных должностных лиц в ходе аудиторской деятельности.

16 февраля 2018 г.


Новые требования к номеру таможенной декларации в счете-фактуре можно не соблюдать

В письме от 18 января 2018 г. N 03-07-09/2213 Минфин дал разъяснения о заполнении графы 11 при реализации товаров, ранее ввезенных на территорию РФ.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 169 НК в счетах-фактурах, выставляемых при реализации товаров, должен быть указан номер таможенной декларации.

Правилами заполнения счета-фактуры (постановление 1137) в редакции постановления от 19 августа 2017 г. N 981, действующей с 1 октября 2017 года, установлено, что в графе 11 указывают регистрационный номер таможенной декларации (ранее – номер таможенной декларации). Данная графа заполняется в отношении товаров, страной происхождения которых не является РФ, либо в отношении товаров, выпущенных для внутреннего потребления в ОЭЗ в Калининградской области.

Вместе с тем, ошибки в счетах-фактурах, не мешающие идентифицировать продавца и покупателя, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.

Таким образом, указание в графе 11 счета-фактуры полного номера таможенной декларации либо регистрационного номера таможенной декларации не является основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.

15 февраля 2018 г.


Законопроект, запрещающий зачет старой налоговой переплаты в счет недоимки, принят в первом чтении

Зачесть можно будет только переплату, которой не больше трех лет. Сейчас ее "возраст" не ограничен.

Если проект станет законом, у организаций останутся следующие способы распорядиться старой переплатой:

  • ее можно попытаться включить в расходы как безнадежный долг. Правомерность этого варианта подтверждают суды. Например, ФАС Московского округа указывал, что налоговая переплата может быть признана безнадежным долгом, так как на нее распространяются все конституционные гарантии права собственности. Минфин с этим не согласен, поэтомуюрлицу, скорее всего, придется защищать свою позицию в суде;
  • если организация не знала о переплате, она может попробовать вернуть деньги через суд. Заявление нужно подать в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать, что заплатил больше.

Документ: Проект Федерального закона N 346805-7 (принят Госдумой в первом чтении 9 февраля 2018 года)

15 февраля 2018 г.


Совфед одобрил три законопроекта о новой волне «амнистии капиталов»

Совет Федерации одобрил на сегодняшнем заседании законопроекты, направленные на безопасную легализацию вывезенных ранее капиталов: № 377595-7 о внесении изменений в федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках" о продлении срока "амнистии капитала", № 377596-7 с поправками в НК о продлении предельных сроков безналоговой ликвидации контролируемых иностранных компаний (КИК) и № 377597-7 с поправками в УК.

Первая волна "амнистии" проводилась с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года в соответствии с законом от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ о добровольном декларировании. Физлица могли задекларировать свое имущество, активы (в том числе оформленные на номинальных владельцев), а также зарубежные счета и контролируемые иностранные компании. На декларацию распространялся режим налоговой тайны. Лиц, которые задекларировали свое имущество, а также в ряде случаев номинальных владельцев закон освободил от уголовной, административной и установленной НК ответственности по деяниям, связанным с приобретением этого имущества (в том числе по нарушениям валютного законодательства).

Законопроектом № 377595-7 устанавливается второй этап добровольного декларирования в срок с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года, при этом в полном объеме сохраняется объем гарантий как для тех, кто ранее уже декларировал свое имущество, так и для новых "амнистируемых". Новые декларанты получают возможность указать счета (вклады) в зарубежных банках, которые не только были открыты по состоянию на 1 января 2018 года, но также и закрыты на дату представления декларации (при условии, что такие закрытые счета были открыты до указанной даты).

Вторым законопроектом предусмотрено, что если уведомление о КИК представлено вместе с добровольной декларацией, оно не считается поданным с нарушением срока. Кроме того, в настоящее время пункт 2.1 статьи 45 НК освобождает декларантов от взыскания налога, который должен был быть уплачен при совершении амнистируемых операций. Это предлагается распространить на второй этап декларирования, за исключением налогов с прибыли и имущества КИК.

В пояснительно записке говорится, что действовавшие нормы НК предусматривали переходный период, в рамках которого в случае ликвидации КИК до 31 декабря 2017 года ее собственник в России освобождался от НДФЛ по ставке 13% в отношении имущества, получаемого от ликвидируемой КИК (освобождение от налога т.н. «ликвидационных дивидендов»). Это касалось любых получаемых при ликвидации активов КИК в виде имущества и имущественных прав, за исключением денежных средств. Также в случае выкупа активов контролирующим лицом у своей КИК и ее последующей ликвидации доходы такой КИК не подлежали обложению в РФ налогом на прибыль. Помимо этого, ликвидируемые до конца 2017 года КИК не признавались налоговыми резидентами РФ даже при наличии признаков фактического управления такими компаниями из РФ. Проектом предлагается продлить предельные сроки ликвидации КИК до 1 марта 2019 года.

В этой связи освобождаются от НДФЛ любые доходы в денежной и натуральной форме, которое получает физлицо при ликвидации КИК, в отношении которой является контролирующим лицом, если ликвидация завершена до 1 марта 2019 года.

Также устанавливается порядок определения расходов при расчете НДФЛ при реализации "амнистируемым" физлицом имущества, полученного им от номинального владельца, аналогичный порядку определения расходов при безналоговом получении имущества от ликвидируемой КИК.

До 1 марта 2019 года продлеваются сроки, в течение которых ликвидируемая КИК не признается налоговым резидентом РФ, а также в течение которых в доходы и расходы ликвидируемой КИК не включаются доходы и расходы от реализации активов контролирующему лицу такой КИК.

Третий законопроект вносит поправки в статью 76.1 Уголовного кодекса. Частью 3 этой статьи сейчас установлено освобождение от уголовной ответственности для декларантов первой волны амнистии капиталов, если результаты экономических (прежде всего, налоговых) преступлений этих лиц добровольно задекларированы. Данные гарантии распространяются на новую волну декларирования.

14 февраля 2018 г.


Налоговый агент должен подтвердить льготу иностранной фирмы, получающей доход

В письме от 22 декабря 2017 г. N ЕД-4-15/26170@ ФНС дала разъяснения налоговым агентам, выплачивающим доходы иностранным организациям с применением международных соглашений, в том числе о штрафах при неисполнении требования налогового органа, выставленного в ходе камералки, представить документы на льготу.

Пунктом 6 статьи 88 НК установлено, что при проведении камеральной проверки налоговики вправе требовать у налогоплательщика-организации или ИП представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать документы, подтверждающие право на льготы.

Согласно постановлениям кассации и надзора (тогда еще был ВАС) по делу N А56-73263/2012 истребование налоговым органом в ходе камеральной проверки у налогового агента, выплачивающего доход иностранной организации, документов, подтверждающих льготы, не противоречит НК, а обязанность налогового агента представить документы вытекает из совокупности положений статей 24, 310 и 312 НК. Кроме того, суды указали на правомерность привлечения налогового агента к ответственности за непредставление таких документов.

В постановлении пленума ВАС от 30.05.2014 N 33 не высказана позиция об отсутствии правовых оснований у налоговых органов по применению пункта 6 статьи 88 НК в отношении указанных налоговых агентов.

Также ФНС отдельно указала на наличие оснований для привлечения к ответственности при непредставлении упомянутых документов.

14 февраля 2018 г.


В 2018 году московские предприятия не будут уплачивать налог на движимое имущество

О продлении соответствующей льготы Мэр Москвы Сергей Собянин заявил на встрече с представителями столичных компаний такси и каршеринга. Об этом сообщается на официальном сайте Мэра Москвы.

Так, в течение 2018 года в Москве в полном объеме сохранится льгота по налогу на движимое имущество организаций. "В этом году мы его отменим полностью, и с помощью ассоциации, общественных организаций, предпринимателей, отработаем схему, которая бы действительно стимулировала обновление подвижного состава и оборудования в последующие годы. А в этом году просто обнулим этот налог", – подчеркнул Собянин.

Кроме того, в текущем году планируется выработать эффективный механизм предоставления льготы по налогу на движимое имущество организаций. Соответствующий законопроект должен быть рассмотрен на ближайшем заседании Президиума Правительства Москвы. После его обсуждения и доработки он поступит на рассмотрение депутатов Московской городской Думы.

Напомним, с 1 января 2018 года изменились условия налогообложения движимого имущества организаций (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ). Теперь решение об освобождении от уплаты налога на движимое имущество организаций принимают не федеральные, а региональные органы власти – они самостоятельно определяют время и объем сохранения льготы (ст. 381.1 НК РФ). При этом, если субъект РФ примет соответствующий закон, то на его территории будет применяться федеральная льгота. А если такое решение не будет принято, то движимое имущество организаций в 2018 году будет облагаться налогом по предельной ставке 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

Московские власти учли пожелания предпринимателей (в Правительство Москвы поступило свыше 20 официальных обращений от крупнейших бизнес-ассоциаций и отдельных предприятий столицы) и решили продлить действие льготы по налогу на движимое имущество организаций. Ожидается, что такая мера станет серьезным стимулом для обновления основных фондов предприятий.

13 февраля 2018 г.


Вступление в силу некоторых федеральных стандартов могут отложить

Новый вариант программы разработки и внедрения федеральных стандартов бухучета предусматривает вступление в силу с 1 января 2019 года только шести новых стандартов:

  1. События после отчетной даты;
  2. Учетная политика, оценочные значения и ошибки;
  3. Непроизведенные активы;
  4. Доходы;
  5. Отчет о движении денежных средств;
  6. Влияние изменений курсов иностранных валют.

С 2019 на 2020 год планируют перенести срок вступления стандартов "Выплаты персоналу" и "Нематериальные активы". Согласно проекту новой программы с 1 января 2020 года надо будет применять девять, а с 1 января 2021 года – восемь новых стандартов. Напомним, ныне действующая программа предусматривает полное завершение перехода на новые правила к 1 июля 2020 года.

13 февраля 2018 г.


Расходами в целях налогообложения прибыли организаций признаются любые затраты, соответствующие признакам расходов

Минфин России дал разъяснения по вопросам о порядке учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 января 2018 г. № 03-03-06/1/3759).

Отмечается, что расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Обоснованными расходами считаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными – затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ или с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены расходы, или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. "Таким образом, в состав расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций могут включаться любые затраты, в том числе не поименованные в ст. 264 НК РФ, при условии их соответствия положениям ст. 252 НК РФ", – подчеркивается в письме.

Кроме того, финансисты поясняют порядок признания расходов по стандартизации для целей налогообложения прибыли организации. Так, расходами по стандартизации признаются расходы:

  • на проведение работ по разработке национальных стандартов, включенных в программу разработки национальных стандартов, утвержденную национальным органом РФ по стандартизации;
  • расходы на проведение работ по разработке региональных стандартов при условии их утверждения национальным органом РФ по стандартизации, регистрации региональных стандартов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в установленном порядке (п. 5 ст. 264 НК РФ).

При этом расходы на проведение работ по разработке национальных и региональных стандартов организациями, осуществляющими их разработку в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика), не признаются расходами по стандартизации.

Отмечается, что расходы по стандартизации, осуществленные налогоплательщиком самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), признаются для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде, следующем за тем периодом, в котором стандарты были утверждены в качестве национальных стандартов или зарегистрированы в качестве региональных стандартов (п. 5.1 ст. 272 НК РФ).

13 февраля 2018 г.


Минэк уточнит нюансы порядка сдачи в статистику годовой бухгалтерской отчетности и АЗ

На общественное обсуждение вынесен проект порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением. Разработчик – Минэкономразвития.

Проект разработан в соответствии с требованиями статьи 18 закона о бухучете, согласно которой обязанные составлять указанную отчетность экономические субъекты, за исключением организаций госсектора и ЦБ, представляют по одному обязательному экземпляру отчетности в орган статистики. Если отчетность подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой АЗ, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

В проекте порядка оговаривается, что обязательный экземпляр годовой отчетности, а также АЗ могут быть представлены:

  • непосредственно в территориальные органы госстатистики;
  • в виде заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с форматами, действующими на отчетный период, информация о которых размещена на сайте Росстата.

Отчетность должна будет сопровождаться контактной информацией (номер контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии), позволяющей при необходимости органам госстатистики оперативно связаться с представителями экономического субъекта.

Также будет установлено, что если последний день срока сдачи отчетности и АЗ совпадает с выходным или нерабочим (праздничным) днем, то днем окончания срока представления считается следующий рабочий день.

Пересмотренную отчетность надо будет сдавать не позднее 3 рабочих дней после ее утверждения. При этом новое или измененное АЗ будет представляться вместе с пересмотренной отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой нового или измененного АЗ, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Кроме того, описывается, какая конкретно дата считается фактической датой представления отчетности в зависимости от способа ее направления в статистику.

12 февраля 2018 г.


Разработан новый порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности

Минэкономразвития России подготовило соответствующий проект приказа. Документ вынесен сегодня на общественное обсуждение и направлен на независимую антикоррупционную экспертизу.

Напомним, в настоящее время применяется Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, утв. приказом Росстата от 31 марта 2014 г. № 220. При этом с 22 августа 2017 года Минэкономразвития России, помимо прочего, уполномочено на осуществление координации и контроля деятельности подведомственного ему Росстата.

В случае одобрения приказа новый порядок, так же как и действующий, будет распространяться на лиц, обязанных представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в орган госстатистики. Как и сейчас, экономические субъекты будут представлять по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган госстатистики по месту госрегистрации. При этом если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, то наряду с экземпляром годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности также будет представляться аудиторское заключение о ней.

Не планируется менять и способы представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также аудиторского заключения – их можно будет направить в территориальные органы госстатистики непосредственно, либо в виде заказного почтового отправления с уведомлением о вручении, либо в электронном виде. Также не подвергнется корректировке норма об определении дня представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения.

При этом предполагается дополнительно прописать сроки представления в органы госстатистики пересмотренной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности – не позднее трех рабочих дней после ее утверждения. В свою очередь, новое или измененное аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в которую были внесены изменения, будет представляться вместе с пересмотренной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой нового или измененного аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

В новом порядке не будет нормы о правилах представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также аудиторского заключения в случаях несовпадения юридического адреса, установленного в учредительных документах, и фактического местонахождения экономического субъекта. Сейчас соответствующие правила установлены п. 3 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности.

До 15 февраля 2018 года проект приказа будет проходить независимую антикоррупционную экспертизу. Общественное обсуждение документа продлится до 23 февраля.

9 февраля 2018 г.


Росприроднадзор напомнил о сроках сдачи отчетности по экологическому сбору за 2017 год

Росприроднадзор напомнил, что лицам, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, не позднее 10 марта 2018 года необходимо подать соответствующую декларацию (информация Росприроднадзора "Плата за негативное воздействие на окружающую среду").

Декларация предоставляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Сформировать ее можно с помощью бесплатного программного обеспечения "Модуль природопользователя". Отправка декларации осуществляется через "Личный кабинет природопользователя" на сайте ведомства.

Подать декларацию на бумажном носителе можно лишь в следующих случаях:

  • годовой размер платы за предыдущий отчетный период составляет 25 тыс. руб. или меньше;
  • отсутствует техническая возможность подключения к сети "Интернет".

При подаче декларации на бумажном носителе в обязательном порядке предоставляется ее копия на электронном носителе.

А плательщикам экологического сбора Росприроднадзор напомнил, что они должны до 1 апреля 2018 года заполнить и представить (письмо Росприроднадзора от 17 января 2018 г. № ВС-06-02-32/721):

  • декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации;
  • отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.

До 15 апреля 2018 года им необходимо представить расчет суммы экологического сбора.

9 февраля 2018 г.


Уточнить документы на освобождение КИК от налога можно без уточнения уведомления

В письме от 29 января 2018 г. № ЕД-4-13/1547@ ФНС рассказала об освобождении от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании.

Для такого освобождения КИК, относящейся к одному из льготных видов, установленных подпунктами 1, 3 - 8 пункта 1 статьи 25.13-1 НК, контролирующее лицо представляет в налоговый орган по месту своего нахождения документы, подтверждающие соблюдение условий для такого освобождения.

НК не содержит требования по представлению документов, подтверждающих соблюдение условий для освобождения от налогообложения прибыли КИК, одновременно (совместно) с уведомлением о КИК.

Если в ранее представленных документах, подтверждающих освобождении от налогообложения прибыли КИК, обнаружена неполнота сведений, неточности либо ошибки, не приводящие к необходимости уточнения ранее представленного уведомления, то возможно представление указанных документов без уточненного уведомления.

Указанные документы подаются с сопроводительным письмом, в котором необходимо отразить сведения, позволяющие идентифицировать КИК, в отношении которой представляются уточненные документы:

  • номер КИК из соответствующего листа уведомления;
  • ее наименование в латинской транскрипции;
  • налоговый период, за который было представлено уведомление, содержащее сведения в отношении вышеуказанной КИК.

9 февраля 2018 г.


Аудиторов посчитают по-новому: на фоне сокращения участников рынка число СРО может вырасти

Количество саморегулируемых организаций (СРО) на рынке аудита в ближайшее время может увеличиться до трех. Этому будет способствовать решение экспертного советы Госдумы, единогласно одобрившего новые количественные требования к СРО. При сохранении прежних требований к организациям на фоне продолжающейся реформы их число могло сократиться до нуля. Теперь же как минимум еще две организации могут претендовать на статус СРО.

Во вторник поздно вечером состоялось заседание экспертного совета Госдумы по работе над проектом по реформе аудита, на котором было принято решение об изменении количественных требований к СРО. Каждая из них должна будет иметь не менее 26-процентной доли рынка либо по количеству аудиторских компаний, либо по объему их выручки, но не менее 25 компаний. По действующей редакции закона «Об аудиторской деятельности» СРО должны иметь не менее 2 тыс. членов-компаний или 10 тыс. аудиторов.

Нынешний регулятор отрасли Минфин до последнего времени проводил последовательную политику укрупнения саморегулируемых организаций. До 2017 года, когда закон требовал от СРО не менее 500 членов-компаний или же 700 аудиторов, на рынке работало пять СРО. С 2017 года, когда требования по членам СРО ужесточили, на рынке осталось две СРО, каждая с трудом набравшая нужное количество членов. При этом участники рынка обращались к Минфину с предложением перейти на критерий 26-процентной доли от рынка.

Предложение об установлении численности членов СРО в относительных показателях было высказано главой СРО ААС Ольгой Носовой, которая назвала эту меру необходимой в связи с сокращением рынка из-за реформы отрасли. Как ожидают участники рынка, количество аудиторов может сократиться в два раза, аудиторских организаций — на 50-60%. «Сейчас обе СРО балансируют на грани критериев численности, после сокращения рынка на нем может остаться всего одна СРО или вовсе ни одной»,— отметила госпожа Носова. Однако, по ее словам, монополия будет крайне невыгодна не только рынку, но и будущему регулятору ЦБ, «который даже при существенных нарушениях ее работы не сможет исключить СРО из реестра». Жестко против единой СРО высказались представитель Общественной палаты Галина Дзюба, а также глава экспертного совета депутат Госдумы Антон Гетта. В итоге большинство участников совета поддержали переход на относительные показатели. Согласилась с предложением и руководитель департамента корпоративных отношений ЦБ Елена Курицына. Представители Минфина не присутствовали на заседании экспертного совета.

В конце февраля состоится итоговое заседание экспертного совета, далее решение экспертов будет вынесено на комитет Госдумы по финансовым рынкам. При этом, по словам главы комитета Анатолия Аксакова, «Минфин, безусловно, даже в случае несогласия с решением членов экспертного совета не вправе наложить на него вето или иным образом воспрепятствовать прохождению проекта». На запрос “Ъ” в Минфине не ответили. Как ожидается, в марте законопроект будет рассматриваться во втором чтении.

Однако и до окончательного принятия проекта участники рынка уже оценивают, кто же станет третьей СРО. Претендентов два — это ассоциация АПР или новый игрок, которым могут стать объединившиеся вокруг ФБК компании. В АПР не отрицают, что могут в будущем стать еще одной СРО. «Надо понимать, что СРО может стать та организация, вокруг которой пожелает объединиться необходимое количество аудиторов»,— отметил председатель совета ассоциации АПР Владимир Гусаков. В ФБК весьма сдержанно прокомментировали возможность создания СРО. Ранее ФБК действительно выступала с подобной инициативой, но серьезно обсуждать вопрос сейчас, когда проект закона еще не принят, преждевременно, отметили в компании.

8 февраля 2018 г.


Минэк подумает над единой точкой сбора отчетов, сдаваемых в разные органы

"Российская газета" сообщает об инициативе МЭР, озвученной замминистра экономического развития Саввой Шиповым. Предлагается разобраться с разнообразной отчетностью, сдаваемой бизнесом в разные органы, выявив, где данные отчетов дублируются. Затем надо "унифицировать форматы и каналы, по которым они собираются".

В итоге предлагается уйти от нынешней ситуации, когда около 800 нормативно-правовых актов устанавливают требования к тысяче форм отчетности, а бизнес ежегодно представляет "49 миллиардов сведений". Все данные бизнес должен будет представлять один раз - посредством специального единого портала, а все органы власти, которым эти данные нужны, должны будут получать их из единой точки сбора.

7 февраля 2018 г.


Прокуратура признала лишними половину проверок бизнеса

Надзорное ведомство признало почти половину предложенных проверок предпринимателей безосновательными. Об этом заявил первый заместитель Генпрокурора Александр Буксман.

- Всего за девять лет формирования ежегодного сводного плана проведения проверок контролерами нам было предложено для внесения в план 8 млн 400 тысяч проверочных мероприятий, из которых почти половина, 4 миллиона, прокурорами отклонены и признаны безосновательными, - сказал Буксман.

Он также отметил, что по материалам прокурорских проверок в прошлом году возбуждено 129 уголовных дел за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. В целом за прошлый год прокурорами было выявлено около 170 тысяч нарушений закона в области контроля надзорной деятельности.

- Для пресечения этих нарушений внесено 33 тысячи представлений по инициативе прокуроров, к дисциплинарной ответственности привлечены 24 тысячи должностных лиц, к административной - 4200. В суд направлено 2200 исков в защиту предпринимателей, в том числе в тех случаях, когда надзорные протесты прокуроров безосновательно отклоняются, - отметил первый заместитель Генпрокурора. Александр Буксман отметил также, что принимаются законодательные меры по ограждению предпринимателей от чиновничьего произвола.

По его словам, подготовлен и внесен в Госдуму законопроект, который расширяет перечень проверок, которые обязательно должны согласовываться с прокуратурой. Это, по его словам, позволит оградить предпринимателей от необоснованного административного давления. В этом году план прокурорских проверок впервые сформирован с учетом риск-ориентированного подхода. Всего в этот реестр включено 350 тысяч проверок.

7 февраля 2018 г.


МЭР предложило тотальную ревизию требований к бизнесу

Минэкономразвития предлагает радикальный путь ревизии обязательных требований, соблюдение которых проверяют контрольно-надзорные ведомства: через три года запретить проверять требования, принятых до внедрения института оценки регулирующего воздействия (2010 год) и не перенесенных в более поздние акты, прошедшие такую оценку. Об этом рассказал замминистра экономического развития Савва Шипов на форуме по контролю и надзору в рамках Недели российского бизнеса, организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей.

Похожий механизм был применен для ревизии требований, установленных актами советского времени: с 1 июля прошлого года контролерам запретили их применять, если в течение переходного периода они не были перенесены в современное законодательство.

В качестве примера устаревших норм, принятых уже после распада Советского Союза, Савва Шипов привел требование о том, чтобы скотомогильники были оборудованы коновязью - оно установлено актом 1996 года. Минэкономразвития предлагает дополнить проект закона о контроле и надзоре, который рассматривает Госдума, нормой о неприменении требований, принятых без широкого обсуждения, после трехлетнего переходного периода. "Если требование актуально, то оно должно быть перенесено в новый акт, но только после оценки регулирующего воздействия, - сказал Шипов. - Нам кажется, что это позволит действительно переломить ситуацию, и мы будем такие поправки предлагать".

Бизнес поддержит такой подход, но он очень трудоемкий, ему будут оппонировать практически все министерства и ведомства, ответственные за контроль и надзор, и каждое будет отстаивать свой блок нормативных актов, сказал "РГ" президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. Глава РСПП Александр Шохин посетовал, что ревизия требований в ручном режиме (по предложениям бизнеса по конкретным актам) происходит слишком медленно, в связи с этим он предложил ускорить принятие системных мер.

6 февраля 2018 г.


Нельзя исправить первичку корректировочным документом по аналогии со счетом-фактурой

В письме от 12 января 2018 г. N СД-4-3/264 ФНС в ответ на запрос организации оценила, насколько правомерно вносить исправления в первичные документы самостоятельно разработанным способом и признавать расходы, подтвержденные такими документами.

В фирме было решено самостоятельно разработать способы внесения исправлений в первичку, аналогичные порядку внесения исправлений в счета-фактуры, предусмотренному постановлением 1137, путем составления новых экземпляров первичных документов.

Глава 25 НК считает подтверждением расходов использование документов, оформленных согласно требованиям законодательства РФ. Федеральным законом о бухучете установлены требования к оформлению исправлений в первичном документе и не предусмотрена замена ранее принятого к бухучету документа новым в случае обнаружения ошибок.

Составление корректировочной версии предусмотрено НК исключительно для документа, подверждающего вычет НДС.

Минфин недавно уточнял, что ошибки в первичке исправляются не ее заменой, а заверенной надписью.

6 февраля 2018 г.


Обновлены указания по заполнению статформы по основным сведениям о работе фирмы

Приказом от 30.01.2018 N 39 Росстат утвердил новые указания по заполнению формы N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации". Новые указания введены в действие начиная с отчета за 2017 год. Утратил силу аналогичный приказ от 9 декабря 2014 г. N 691.

По указанной форме перед статистичкой отчитываютмся все юрлица всех форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных и муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансовых и кредитных организаций). Некоммерческие организации представляют эту форму в случае производства товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам.

6 февраля 2018 г.



Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения. 

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты