Налоговые «каникулы» предлагается распространить на НДС и НДФЛ

Агентство стратегических инициатив (АСИ) предложило распространить режим каникул на НДФЛ и НДС, а также поменять порядок оценки пострадавших от коронавируса отраслей.

Как передаёт ФАН, письмо с соответствующими предложениями подготовлено и отправлено на имя экс-премьера, зампреда Совета безопасности России и председателя «Единой России» Дмитрия Медведева.

По мнению авторов инициативы, налоговые каникулы — отмену начислений и уплаты — необходимо вводить не только для субъектов малого и среднего бизнеса, но и для всех пострадавших от коронавируса отраслей, а также распространить на НДС и НДФЛ.

«Необходимо принять решение о распространении мер фискальной поддержки в связи с распространением коронавирусной инфекции на все субъекты МСП и пострадавшие отрасли. В кратчайшие сроки необходимо проработать отмену начисления налогов по отдельным наиболее пострадавшим от кризиса отраслям, так как по объективным причинам их деятельность не может осуществляться», — говорится в тексте письма.

17 апреля 2020 г.

 

Налоговая служба ответила на вопросы о мерах поддержки собственников имущества

ФНС России на вопросы о различных мерах поддержки, предусмотренные для организаций и предпринимателей, уплачивающих налог на имущество (письмо ФНС России от 14 апреля 2020 г. № БС-4-21/6203@).

Так, для организаций малого и среднего бизнеса, работающих в наиболее пострадавших отраслях продляются сроки уплаты авансовых платежей по транспортному и земельному налогу, а также налогу на имущество организаций за I квартал 2020 года - до 30 октября 2020 (включительно), а за II квартал 2020 года - до 30 декабря 2020 (включительно) (постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409, далее - Постановление № 409). Напомним, что перечень отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434.

Вместе с тем, как указывает налоговая служба, в Постановление № 409 готовятся поправки в части организации уплаты вышеуказанными налогоплательщиками авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу за I и II кварталы 2020 года. Так, планируется предусмотреть производить уплату равными частями в размере 1/12 суммы авансового платежа ежемесячно не позднее 20 числа начиная с месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата для уплаты авансового платежа с учетом продления.
Для плательщиков налога на имущество организаций продлен и срок представления декларации за 2019 год до 30 июня 2020 года (Постановление № 409). Такие же меры поддержки рекомендуется применять и к тем собственникам-арендодателям, которые предоставили своим арендаторам отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества (постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 439).

Также, субъекты РФ могут самостоятельно издавать нормативные акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление сроков уплаты транспортного налога, налога на имущество организаций и земельного налога (авансовых платежей по налогам), если Правительство РФ не продлило их или не установило более ранние сроки уплаты (п. 4 ст. 4 Налогового кодекса).

В законодательные (представительные) органы субъектов РФ и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, как поясняет налоговая служба, можно обратиться с просьбой об издании нормативных актов о продлении сроков уплаты транспортного налога и налога на имущество организаций в 2020 году для налогоплательщиков, не осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики.

О продлении сроков по уплате авансовых платежей по земельному налогу для организаций целесообразнее обратиться в представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы городов федерального значения), а также высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.

Но стоит учесть, что вышеуказанные органы власти не наделены полномочиями вводить дополнительные льготы по транспортному, земельному налогам, а также налогу на имущество организаций. Установление налоговых льгот по этим налогам может осуществляться посредством изменения НК РФ, издания законов субъектов РФ (в части транспортного налога, налога на имущество организаций и в городах федерального значения - земельного налога) или нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (в части земельного налога).

Также, как поясняет налоговая служба, даже если в настоящее время транспортное средство не используется в предпринимательской деятельности, налог за него придется уплатить в полном объеме. Ведь в соответствии с нормами налогового законодательства уплата налога не зависит от фактического использования объекта налогообложения. А введение дополнительных налоговых льгот по налогу возможно только посредством принятия закона субъекта РФ.

Для получения налоговых льгот по налогу на имущество организаций нужно вместе с налоговой декларацией за налоговый период 2020 года представить и документы, позволяющие подтвердить право на ее применение с учетом установленных условий ее действия. По транспортному и земельному налогам достаточно только заявления о предоставлении налоговой льготы.

16 апреля 2020 г.

 

Уточнен порядок исчисления налоговых сроков в нерабочие дни

Налоговая служба выпустила письмо об особенностях осуществления налогового контроля в нерабочие дни с 30 марта по 30 апреля 2020 года (установлены указом Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206, указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239).

Налоговым законодательством установлено, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса).

При этом, как сообщает налоговая служба, для обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, течение сроков проведения камеральных проверок (п. 2 ст. 88 НК РФ), возмещения налогов и акцизов налогоплательщикам, включая заявительный порядок возмещения, (ст. 176, ст. 176.1, ст. 203.1, п. 4 ст. 203 НК РФ) производится без учета нерабочих дней предусмотренных Указами (письмо ФНС России от 10 апреля 2020 г. № ЕА-4-15/6101@).

Вместе с тем, если налоговой инспекцией по результатам камеральной проверки будут выявлены нарушения, то течение процедурных сроков по вручению актов камеральных проверок, представлению возражений на такие акты, рассмотрению дела о налоговом правонарушении, проведению дополнительных мероприятий налогового контроля, составлению дополнения к акту налоговой проверки, их вручению, представлению возражений на такие дополнения и принятию соответствующих решений будет рассчитываться с первого рабочего дня, следующего за нерабочими.

15 апреля 2020 г.

 

Продлены сроки сдачи 4-ФСС за I квартал и подтверждения основного вида деятельности

В целях обеспечения единообразного подхода к представлению страхователями отчетности по взносам на обязательное социальное страхование (пенсионное, медицинское, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и с учетом п. 3 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», п. 3 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2006 г. № 55 «Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами», ст. 193 Гражданского кодекса продлеваются сроки:

  • представления расчетов 4-ФСС по начисленным и уплаченным страховым взносам (по «травматизму») за I квартал 2020 года – до 15 мая 2020 года;
  • представления страхователями документов для подтверждения основного вида экономической деятельности – до 6 мая 2020 года.

Обратите внимание, что эти даты для сдачи отчетности установлены независимо от способа ее представления: на бумаге или в форме электронного документа, а также для всех страхователей, независимо от того, являлся для них официально рабочим период с 30 марта по 30 апреля 2020 года или нет (письмо Фонда социального страхования РФ от 13 апреля 2020 г. № 02-09-11/06-06-8452).

15 апреля 2020 г.

 

Проверить возможность получения отсрочки по налогам можно в специальном сервисе на сайте ФНС России

Налоговая служба на своем официальном сайте запустила сервис, позволяющий налогоплательщикам определить, распространяются ли на них правила предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов, авансовых платежей и страховых взносов (утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409). Чтобы проверить возможность получения такой меры поддержки нужно ввести всего лишь дин реквизит - ИНН или ОГРН. Если налогоплательщик может претендовать на рассрочку налога, то в ответе будут даны ссылки на заявление и на обязательство соблюдения условий отсрочки.

Напомним, что рассрочка (отсрочка) по уплате налогов, страховых взносов и авансовых платежей предоставляется организациям и предпринимателям, осуществляющим деятельность в отраслях, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции (полный перечень отраслей утвержден постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434).

Также для получения рассрочки необходимо выполнение одного из следующих условий. Например, у организации снизились доходы (или доходы от реализации продукции, или доходы от реализации товаров по операциям, облагаемым по нулевой ставке НДС) более, чем на 10%. Или же налогоплательщик получил убыток за отчетные периоды 2020 года при условии, что за 2019 год убытка не было. В зависимости от процента снижения доходов будет рассчитываться и максимальный срок предоставления отсрочки (рассрочки).

Кроме того, на сайте налоговой службы есть специальный раздел с полным перечнем мер поддержки бизнеса - «Коронавирус: меры поддержки бизнеса».

15 апреля 2020 г.

 

Фирма пустила в оборот «грязные» деньги – заплатит в 4 раза больше: законопроект

Росфинмониторинг придумал новую меру борьбы с использованием денег, добытых преступным путем.

На общественное обсуждение вынесены два законопроекта: первый – с поправками в антиотмывочный закон, второй – с изменениями в КоАП.

Первый ограничивается лаконичной констатацией: если в интересах юрлица проводятся сделки или финансовые операции с деньгами или иным имуществом, полученными преступным путем, к юрлицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Второй вводит в КоАП новую статью 15.27.3 «Совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем». Если такой расклад был известен физлицу, совершающему сделку (присутствует слово «заведомо»), то у фирмы отберут трехкратный размер суммы операции, но не меньше 1 млн рублей, да еще и конфискуют само преступное имущество. Упомянутым физлицом может быть директор, должностное лицо органов фирмы или бенефициарный владелец.

Альтернатива – приостановление деятельности на месяц тоже с конфискацией.

На то, чтобы вывести из оборота преступные доходы, организациям отведут полгода после подписания законов.

15 апреля 2020 г.

 

ФНС России подготовила новый обзор судебной практики по спорам о госрегистрации юридических лиц и ИП

Выпущен первый в текущем году обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов (письмо Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2020 г. № КВ-4-14/6053@). В нем приведена практика по делам об оспаривании решений об отказе в государственной регистрации юрлиц и ИП, решений о госрегистрации, а также об оспаривании иных решений и действий (бездействия) регистрирующих органов.

В Обзоре отмечается, в частности, следующее:

  • сообщение в регистрирующий орган о прекращении полномочий физлица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО, должно быть связано с наступлением факта прекращения у данного лица таких полномочий. То есть заявление по форме № Р14001 необходимо представлять в регистрирующий орган тогда, когда полномочия указанного физического лица уже прекращены. При этом заявителем может выступать только новый руководитель юрлица;
  • недоказанность регистрирующим органом недостоверности, содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в отношении организации, является основанием для признания незаконными записей о недостоверности соответствующих сведений;
  • регистрирующий орган, обратившийся в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве ИП в принудительном порядке, должен доказать соразмерность данной меры допущенному предпринимателем нарушению, которое должно быть по своему характеру несовместимым с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • исключение из ЕГРЮЛ организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддержания связи, не допускается.

14 апреля 2020 г.

 

ФНС России дала рекомендации по применению антикризисных мер для владельцев налогооблагаемого имущества

Налоговая служба на своем официальном сайте опубликовала рекомендации по применению антикризисных мер поддержки для владельцев налогооблагаемого имущества.

Законодательством было разрешено субъектам РФ издавать нормативные акты, продлевающие в 2020 году установленные в регионах сроки уплаты транспортного налога, налога на имущество организаций и земельного налога, а также авансовых платежей по ним (Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ). Воспользоваться таким правом субъекты смогут в случае, если Правительство РФ централизованно не продлит вышеуказанные сроки или не предусмотрит более ранние сроки уплаты этих налогов (авансовых платежей).

Также налоговая служба дала рекомендации по определению категорий налогоплательщиков, для которых могут продлеваться сроки уплаты имущественных налогов (авансовых платежей). Например, в них могут входить те, кто осуществляет деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики (письмо ФНС России от 1 апреля 2020 г. № БС-4-21/5526@).

Кроме того, были даны рекомендации и Правительства РФ региональным и муниципальным органам власти поддерживать собственников-арендодателей объектов недвижимости, которые предоставили отсрочку по арендной плате арендаторам (организациям и ИП), работающим в отраслях, наиболее пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции. Так, в частности на таких арендодателей могут быть распространены меры поддержки, касающиеся уплаты налогов по данным объектам недвижимости за период, на который предоставлена отсрочка (постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 439).

Со своей стороны и ФНС России разработала рекомендации о мерах поддержки арендодателям. Так, в отношении их предлагается установить налоговые льготы для уплаты налогов с арендованных объектов взамен на снижение арендной платы и предоставления отсрочки (письмо ФНС России от 9 апреля 2020 г. № БС-4-21/5994@). При этом предлагается учитывать ряд факторов.

Так, льгота может представляться, если собственник предоставил отсрочку арендной платы, договор аренды был заключен до введения режима повышенной готовности и не закончился до его отмены, арендатор является организацией или предпринимателем, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших отраслях, и объектом аренды не является жилое помещение.

Налоговая льгота должна быть установлена в отношении налогового периода 2020 года с 1 числа месяца, в котором принято решение о введении режима повышенной готовности, и до окончания месяца, в котором действие указанного решения отменено.

14 апреля 2020 г.

 

НДС и акцизы возместят вовремя, а срок на возражения по камералкам течет с 6 мая

ФНС разъяснила некоторые нюансы проведения камеральных проверок в нерабочие дни.

ФНС пообещала, что не будет затягивать камеральные проверки деклараций, по которым требуется возмещение НДС и акцизов – эти проверки будут проводиться без учета нерабочих дней. Сроки, установленные на сам процесс возмещения, тоже не сдвигаются, в том числе – при заявительном порядке возмещения. Так что возвращенный налог может поступить на счет в любой день из «президентских отгулов».

Вместе с тем, с учетом нерабочих дней исчисляются и течь начинают с ближайшего первого рабочего дня процедурные сроки по:

  • вручению актов камеральных проверок;

  • представлению возражений на такие акты;

  • рассмотрению дела о налоговом правонарушении;

  • проведению допмероприятий;

  • составлению дополнения к акту проверки;

  • его вручению;

  • представлению возражений на дополнение;

  • принятию соответствующих решений.

То есть, все эти сроки начинают исчисляться с 6 мая.

При этом ФНС опирается на изменения, внесенные федзаконом 102-ФЗ – теперь налоговые сроки сдвигаются не только на нерабочие праздничные и выходные дни, но и на просто нерабочие (письмо от 10.04.2020 № ЕА-4-15/6101@).

Аналогичные сроки по выездным проверкам начинают течь с 1 июня, до этого же числа ФНС советует отменить допросы, осмотры, вызовы в налоговый орган и все остальное «контактное», что разрешено при некоторых камеральных проверках, например, декларации по НДС.

14 апреля 2020 г.

 

Расходы на покупку масок могут разрешить учитывать для целей налога на прибыль

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий внесение изменений в налоговое законодательство в части расширения перечня расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Предполагается, что закон вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Так, Законодатель предлагает включить в расходы при исчислении налога на прибыль организаций, не связанных с производством и (или) реализацией товаров, работ (услуг) следующие виды затрат на приобретение:

  • средств индивидуальной защиты;
  • тест-систем для диагностики новой коронавирусной инфекции;
  • медицинского оборудования для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции (в том числе, признаваемого амортизируемым имуществом).

Перечень таких средств, тест-систем и оборудования будет устанавливаться Правительством РФ.

Предполагается, что такие меры помогут налогоплательщикам снизить издержки, обусловленные борьбой с распространением новой коронавирусной инфекции. Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, принятие и реализация вышеуказанных изменений будет способствовать обеспечению населения необходимыми средствами защиты и профилактики в условия распространения новой коронавирусной инфекции.

13 апреля 2020 г.

 

Минфин России разъяснил порядок применения стандарта бухучета «Запасы»

Для определения основных требований к формированию в бухучете информации о запасах организации был разработан стандарт бухучета ФСБУ 5/2019 «Запасы» (утв. приказом Минфина России от 15 ноября 2019 г. № 180н). В связи с принятие этого стандарта утратят свою силу с 1 января 2021 года ряд методических указаний по бухучету мпз и специнструмента.

Минфин России рассказал об основных новациях нового стандарта, а также о порядке действия переходных положений (информационное сообщение Минфина России от 10 апреля 2020 г. № ИС-учет-27).

Так, по новым правилам, для целей бухучета запасы будут определяться как активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла, либо используемые не более одного года. Применяться стандарт будет и в отношении незавершенного производства. При этом из области применения исключены матценности, полученные НКО для безвозмездной передачи гражданам или юрлицам. Организация может самостоятельно решить - применять ли стандарт в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд.

Также в стандарте устанавливаются условия, одновременное соблюдение которых необходимо для признания запасов в бухучете. Например, затраты, понесенные с приобретением или созданием запасов в дальнейшем должны обеспечить получение экономической выгоды. А также сумма таких затрат должна быть определена.Стандартом также предусматривается возможность последующего изменения единиц учета запасов.

Внесены изменения и в порядок определения фактической себестоимости различного вида запасов, например, приобретенных на условиях отсрочки (рассрочки) платежа, по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, полученных безвозмездно, а также остающихся от выбытия внеоборотных активов.

Кроме того, в стандарте устанавливаются общие правила формирования фактической себестоимости незавершенного производства. Например, в нее не включается сверхнормативный расход сырья, материалов, энергии, труда, потери от простоев, брака, нарушений трудовой и технологической дисциплины, и иные затраты, возникшие в связи с ненадлежащей организацией производственного процесса.

Также в ФСБУ 5/2019 предусмотрены упрощенные способы ведения бухучета запасов для организаций, которые вправе применять такие способы. Например, проведение оценки запасов на отчетную дату по фактической себестоимости, признание затрат на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, расходами периода, в котором были понесены.

Применять стандарт организации обязаны будут начиная с отчетности за 2021 год, однако компании могут принять решение и о досрочном начале применения стандарта. Микропредприятия могут не применять стандарт, а затраты, которые в соответствии с ним должны были бы включаться в стоимость запасов, признавать расходами периода, в котором были понесены.

Стандартом предусматриваются и переходные положения. Так, последствия изменения учетной политики в связи с началом использования стандарта могут отражаться либо перспективно, либо ретроспективно. Выбранный способ раскрывается в первой бухотчетности, составленной с применением ФСБУ 5/2019.

13 апреля 2020 г.

 

Установлены особые сроки представления консолидированной финансовой отчетности в 2020 году

Консолидированная финансовая отчетность, в соответствии с нормами законодательства, представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации, а также в ряде случаев Банку России (кредитными, страховыми и клиринговыми организациями, негосударственными пенсионными фондами и их управляющими компаниями, управляющими компаниями инвестиционных и паевых инвестиционных фондов).

На 2020 год, в связи со сложившейся экономической ситуацией, внесены изменения в сроки представления консолидированной финансовой отчетности (Федеральный закон от 7 апреля 2020 г. № 115-ФЗ). Минфин России в информационном сообщении разъяснил какие особые сроки установлены (информационное сообщение Минфина России от 9 апреля 2020 г. № ИС-учет-26).

Так, годовая консолидированная финансовая отчетность за 2019 г. представляется не позднее 180 дней после 31 декабря 2019 г. (общий срок – не позднее 120 дней). Промежуточную отчетность за 2020 г. нужно представить не позднее 150 дней после окончания отчетного периода, за который она составлена (общий срок – не позднее 60 дней).

Помимо этого, если последний день срока выпадет на признаваемый в соответствии с законодательством выходным или нерабочим праздничным днем, то срок перенесется на ближайший после него рабочий день.

Кроме того, устанавливаются и особые сроки раскрытия отчетности в 2020 году. Так, годовая отчетность за 2019 г. раскрывается не позднее 210 дней после 31 декабря 2019 г. (общий срок – не позднее 150 дней). Те же организации, которые должны раскрывать и промежуточную отчетность (кредитные организации и определенные иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальные списки) должны раскрыть промежуточную отчетность за 2020 г. в срок не позднее 180 дней после окончания отчетного периода, за который она составлена (общий срок – не позднее 90 дней).

Внесены изменения и в сроки проведения аудита консолидированной отчетности в 2020 году. Так, проверку годовой отчетности за 2019 год нужно закончить не позднее 207 дней после 31 декабря 2019 г. (общий срок – не позднее 117), а промежуточной отчетности за 2020 г. – не позднее 177 дней после даты окончания отчетного периода (общий срок – не позднее 57).

Установлены особые сроки утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в 2020 г. Поскольку она утверждается на годовом общем собрании акционеров или очередном общем собрании участников ООО, сроки проведения которых также перенесены, то утвердить отчетность нужно не позднее чем через девять месяцев после окончания отчетного года, т .е. не позднее 30 сентября 2020 г. (общий срок: для годового общего собрания акционеров – не позднее 30 июня года, следующего за отчетным; для очередного общего собрания участников ООО – не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным).

10 апреля 2020 г.

 

В 2020 году надзорные проверки возможны только по «опасным» основаниям

Или – если проверка нужна самому субъекту. Все будет делаться дистанционно, за исключением редких случаев.

Кабмин установил, как в 2020 году будут проводиться надзорные проверки. В частности, юрлицам и ИП из реестра малого и среднего предпринимательства, некоммерческим организациям с численностью работников до 200 человек (кроме партий и иностранных агентов) грозят только внеплановые проверки и только по таким поводам:

  • факты или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций, если проверка согласована органами прокуратуры;

  • в целях проверки исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений, угрожающих жизни и здоровью граждан (тоже нужно согласование прокуратурой);

  • на основании поручения президента или правительства РФ с указанием конкретного юрлица и (или) ИП, требования прокурора в рамках надзора за исполнением законов по поступившим материалам и обращениям;

  • если обладатель лицензии (или какого-то другого разрешения) или претендент на нее (него) сам просит проверку, чтобы получить или продлить лицензию, разрешение;

  • если предыдущая проверка приостановила действие лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер, и его надо восстановить.

В отношении остальных (крупных фирм и ИП) могут проводиться как внеплановые проверки по перечисленным основаниям, так и плановые, но только – если деятельность или производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо к 1 классу опасности, а также – при наличии режима постоянного госконтроля (надзора).

Это распространяется не только на виды контроля (надзора), регулируемые законом «О защите прав юрлиц и ИП» 294-ФЗ, но и на многие другие. Налогового и валютного контроля сказанное не касается.

Постановление вступит в силу 14 апреля, а «почистить» планы проверок надзорные органы должны будут в течение 7 рабочих дней после этого. Вместе с тем, новшество касается и проверок, которые не были назначены или были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля – их надо отменить или экстренно завершить.

Причем, перечисленные проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением отдельных случаев – когда выезд должностных лиц согласован органами прокуратуры, предусмотрен поручением президента или правительства РФ, требованием прокурора.

По таможенным проверкам установлены отдельные правила (постановление от 3 апреля 2020 г. № 438).

10 апреля 2020 г.


Для компаний, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, утвержден упрощенный механизм отсрочки по уплате налогов и взносов

Правительство РФ утвердило перечень отраслей, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции (постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434). Согласно принятым мерам по обеспечению устойчивого развития экономики (постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409), для малого и среднего бизнеса, задействованного в этих отраслях, предусматривается автоматический перенос уплаты ряда налогов и взносов, а также возможность получения отсрочки по налогам. За рассрочкой налогов могут обратиться и крупнейшие налогоплательщики, осуществляющие деятельность в пострадавших отраслях (информация ФНС России от 9 апреля 2020 г.).

Согласно упрощенным правилам получения отсрочки, предоставляется она тем компаниям и предприятий, у которых выполняется одно из следующих условий:

  • доходы снизились более, чем на 10% (или доходы от операций, облагаемых по нулевой ставке НДС, более, чем на 10%);
  • за отчетные периоды 2020 года получен убыток при том, что за 2019 год убытка не было.

Для того, чтобы получить отсрочку по налогам нужно подать соответствующее заявление. Его рекомендуемая форма размещена на официальном сайте ФНС России в разделе «Меры поддержки бизнеса». Подать заявление нужно 1 декабря 2020 года. Вместе с обязательством соблюдения отсрочки оно подается в налоговую инспекцию по месту нахождения компании или по месту жительства предпринимателя. Крупнейшие налогоплательщики направляют заявление в межрегиональную (межрайонную) инспекцию по месту постановки на учет.

Те налогоплательщики, которые претендуют на рассрочку более полугода, к заявлению должны приложить и предполагаемый график погашения долга, а также информацию об обеспечении (залоге, поручительстве или банковской гарантии). Указывается, что решения по заявлениям об отсрочке будут приниматься в оперативном порядке.

Напомним, что согласно правилам, принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному виду экономической деятельности на 1 марта 2020 года в отношении компаний по данным ЕГРЮЛ и предпринимателей – по ЕГРИП.

9 апреля 2020 г.


Будут приняты дополнительные меры поддержки бизнеса

Владимир Путин на сегодняшней встрече с губернаторами поручил принять ряд новых мер поддержки бизнеса в сложившейся непростой экономической ситуации.

Так, были приняты меры поддержки в виде отсрочки уплаты налогов, а также снижении в два раза размера соцвзносов для организаций малого и среднего бизнеса.

В качестве дополнительной, экстренной меры предлагается распространить на все организации малого и среднего бизнеса, осуществляющие деятельность в наиболее пострадавших отраслях, отсрочку по уплате страховых взносов в социальные фонды на шесть месяцев. Аналогичное послабление уже было сделано для микропредприятий (постановление Правительства от 2 апреля 2020 г. № 409).

Также, для тех организаций, для которых предусмотрена отсрочка по уплате налогов на полгода, следует предусмотреть возможность поэтапной уплаты накопившегося долга. Президент РФ поручил разработать механизм реструктуризации задолженность, позволяющий гасить ее поэтапно, ежемесячно, равными долями в течение не менее года после окончания отсрочки.

Кроме того, Правительство РФ совместно с Банком России в ближайшее время должно подготовить программу дополнительной поддержки бизнеса, которая поможет компаниям максимально сохранять занятость, доходы сотрудников. Так, предлагается оказывать помощь в первую очередь тем компаниям, которые сохраняют занятость. Если же граждане остались без работы, то именно им напрямую будет оказываться помощь.

8 апреля 2020 г.

 

Срок представления обязательного экземпляра бухотчетности за 2019 год перенесен на 6 мая

Минфин России совместно с налоговой службой разъяснил порядок переноса сроков представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (письмо Минфина России и ФНС России от 7 апреля 2020 г. № 07-04-07/27289 / ВД-4-1/5878@).

В связи с тем, что Президентом было принято решение об установлении нерабочих дней с 4 апреля по 30 апреля 2020 года (Указ Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239), переносится и день окончания срока представления обязательного экземпляра бухотчетности в налоговый орган в 2020 г. Он устанавливается на первый нерабочий день, следующий за 31 марта, - 6 мая 2020 года.

При этом, налоговая служба обращает внимание, что продление срока представления налогоплательщиками годовой отчетности на три месяца (постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409) распространяется только на те организации, которые не представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информресурс бухотчетности (ГИРБО) (подп. 5.1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса). К ним, в частности, относятся организации, отчетность которых содержит сведения, отнесенные к гостайне. Для них последний день представления обязательного экземпляра отчетности является 30 июня 2020 года.

Вместе с тем, как особо подчеркивает налоговая служба, продления срока представления отчетности в данном случае не влечет за собой продление срока представления годовой отчетности в орган госстатистики. Последний день сдачи туда отчетности будет 6 мая 2020 года - первый рабочий день, следующий за 31 марта 2020 года.

8 апреля 2020 г.

 

Минфин России рассказал, как вести аудиторскую деятельность в сложившейся эпидемиологической ситуации

На официальном сайте Минфина России размещено письмо, поясняющее порядок осуществления аудиторской деятельности в условиях сложной эпидемиологической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (письмо Минфина России от 7 апреля 2020 г. № 07-02-09/27403).

Министерство указывает, что новые разъяснения даны в дополнение более ранним, приведенным в информационном сообщении № ИС-аудит-32 «Влияние эпидемиологической ситуации на организацию и оказание аудиторских услуг». Оно размещено на официальном сайте Минфина России в разделе «Аудиторская деятельность - Общая информация» рубрики «Деятельность».

В дополнение к вышеуказанному сообщению, Министерство указывает на необходимость учитывать ряд обстоятельств при составлении аудиторских заключений. Так, например, необходимо соблюдать требования применимых Международных стандартов аудита. На территории Российской Федерации они вводятся в действие приказом Минфина России от 9 января 2019 года № 2н.

Также рекомендуется использовать Сборник примерных форм заключений, составленных в соответствии с международными стандартами аудита (версия 4/2019). Его можно найти на официальном сайте Минфина России в разделе «Аудиторская деятельность - Стандарты и правила аудита – Разъяснения и рекомендации».

Помимо этого Комиссией по регулированию аудиторской деятельности была разработана специальная форма аудиторского заключения, которое составляется в отношении годовой бухгалтерской отчетности при наличии существенной неопределенности по поводу способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Форма этого заключения приложена к письму.

Минфин России напоминает, что примерные формы аудиторских заключений используются с учетом конкретных обстоятельств аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица, фактов и условий его финансово-хозяйственной деятельности и состояния российского законодательства.

8 апреля 2020 г.

 

Налоговая служба до 30 апреля будет арестовывать счета только в исключительных случаях

До 30 апреля 2020 года приостанавливается применение мер взыскания задолженности и соответствующих обеспечительных мер, установленных налоговым законодательством (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239). Распространяется это на всех налогоплательщиков - юрлиц и предпринимателей.

При этом, налоговая служба поясняет, что в особых, исключительных случаях все же могут применяться меры взыскания. Например, в случае, когда будет установлено, что должник не относится к налогоплательщикам, наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (перечень сфер деятельности установлен Правительством РФ от 3 апреля 2020 г. № 434), и непринятие мер взыскания задолженности может повлечь сокрытие активов и (или) возможность совершения иных действий, препятствующих взысканию. В этой ситуации по согласованию с руководителем вышестоящего налогового органа могут быть арестованы счета и имущество налогоплательщика (письмо ФНС России от 3 апреля 2020 г. № ЕД-20-8/37@).

6 апреля 2020 г.

 

Минфин России опубликовал информацию о ходе признания МСФО для применения в России

Минфин России на своем официальном сайте разместил информацию о ходе признания МСФО и их разъяснений для применения на территории России. Так, в настоящее время введено в действие 22 международных стандарта. Среди них «Определение бизнеса (Поправки к МСФО (IFRS) 3)», «Определение существенности (Поправки к МСФО (IAS) 1 и (IAS) 8)» и «Редакционные исправления в МСФО», которые были введены в прошлом году.

В этом году ожидается принятие двух стандартов: МСФО «Реформа базовой процентной ставки (Поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39 и МСФО (IFRS) 7)» и МСФО «Классификация обязательств как краткосрочных или долгосрочных (Поправки к МСФО (IAS) 1)». По первому стандарту уже подготовлен приказ о введении его действие на территории России. В настоящее время он проходит согласование в Банке России. Второй стандарт сейчас еще на стадии экспертизы в фонде «НСФО».

На официальном сайте Минфина России также можно найти не только введены в действие стандарты, но и другую полезную информацию. Например, сведения о практике применения некоторых стандартов, заключения по результатам прохождения экспертизы тех или иных стандартов, а также обучающие материалы по МСФО. Кроме того, есть раздел, посвященной работе Межведомственной рабочей группы по применению МСФО в России. В нем публикуется план работы группы, перечень вопросов по которым группой обобщен соответствующий опыт, вопросы применения тех или иных стандартов и прочее.

6 апреля 2020 г.

 

Введен мораторий на возбуждение уголовных дел о банкротстве наиболее пострадавших налогоплательщиков

Правительство РФ ввело мораторий на возбуждение дел о банкротстве в отношении ряда налогоплательщиков, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции (постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 428). Срок введения моратория - полгода со дня официального опубликования документа.

Мораторий будет распространяться на те организации, основной вид деятельности которых внесен в соответствующий перечень сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. При этом такой вид деятельности должен быть указан в качестве основного в сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 г. Полный перечень видов деятельности, пострадавших от распространения инфекции, можно найти на официальном сайте ФНС России.

Также дела о банкротстве не будут возбуждаться в отношении системообразующих организаций (их перечень утверждается Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики), стратегических предприятий и акционерных обществ (перечень утвержден Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009), а также стратегических организаций и федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой госполитики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации (перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2009 г. № 1226-р).

На официальном сайте налоговой службы создан специальный сервис, позволяющий налогоплательщикам проверить, относятся ли они к тем, в отношении которых введен мораторий на возбуждения дел о банкротстве.

6 апреля 2020 г.

 

Доработаны контрольные соотношения для проверки представляемой бухотчетности

ФНС России опубликовало письмо с доработанными контрольными соотношениями, применяемыми при проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности (письмо ФНС России от 10 марта 2020 г. № ВД-4-1/4134@ «О формировании государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности»).

Как указывает налоговая служба, контрольные соотношения были доработаны с учетом возможности округления показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, связанной с переводом показателей из рублей в тысячи рублей в диапазоне +/- 4.

Также налоговая служба указывает, что для отчетности за 2019 год не применяется контрольное соотношение по КНД 0710099 № 12 и № 13, которые проверяют правильность заполнения строк 2400 «Чистая прибыль (убыток)» и 2500 «Совокупный финансовый результат периода» отчета о финансовых результатах (ОКУД 0710002).

Напомним, что полный перечень контрольных сообщений был опубликован ранее, в письме ФНС России от 31 июля 2019 г. № БА-4-1/15052@. Там приведены соотношения для проверки бухотчетности (форма КНД 070099) и упрощенной бухотчетности (форма по КНД 0710096). Так, в таблицах приведены соотношения для организаций, представляющих отчет о финансовых результатах, об изменении капитала, о движении денежных средств и о целевом использовании средств.

2 апреля 2020 г.

 

Уточнены понятия крупного и особо крупного размера при нарушении валютного и налогового законодательства

Президент РФ подписал закон, предусматривающий поправки в уголовное законодательство в части признания уголовно наказуемыми деяниями ряд некоторые нарушения валютного законодательства (Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 73-ФЗ, далее - Закон № 73-ФЗ).

Так, при нарушении требований о зачислении или возврате денежных средств в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в его банке, расположенном за территорией России, предусматривается уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от пяти лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без него (ч. 2 ст. 193 Уголовного кодекса). Однако такая мера наказания будет применяться только при условии, что виновное лицо ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное деяние. Вместе с тем, Законом № 73-ФЗ значительно увеличивается и определение деяния совершенного в крупном и особо крупном размере. Так, если ранее к крупному размеру относились суммы в девять млн руб., то сейчас этот порог увеличен до 150 млн руб. Под особо крупным размером понимаются суммы в 150 млн руб. (ранее 40 млн руб.).

Помимо этого, Законом № 73-ФЗ вносятся изменения в порядок исчисления крупного и особо крупного размера неуплаченных налогов и иных обязательных платежей. Теперь под крупным размером будет пониматься сумма в 2 700 тыс. руб., а под особо крупным - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 13 500 тыс. руб.

Еще один подписанный Президентом РФ закон предусматривает за нарушения валютного законодательства административную ответственность (Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 72-ФЗ). Так за невыполнение обязанностей по репатриации валютной выручки, по обеспечению получения на свои счета российской валюты по внешнеторговым контрактам, для которых валютным законодательством предусматривается оформление паспорта сделки, если сумма зачисленных с нарушением установленного срока либо незачисленных денежных средств по однократно либо неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает 100 млн руб. влечет наложение административного штрафа. Аналогичный порядок применяется и при невыполнении обязанностей по репатриации валютной выручки по возврату в Россию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ (не полученные в РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. При этом штраф налагается только в том случае, если за вышеуказанные действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

1 апреля 2020 г.

 

Установлена административная ответственность за непредставление в срок сведений о трудовой деятельности

Президент РФ подписал закон, предусматривающий административную ответственность за нарушение сроков предоставления сведений о трудовой деятельности сотрудников (Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 90-ФЗ). Законом устанавливается, что новые нормы вступят в силу с 1 января 2021 года.

Так, если работодатель забудет направить данные о трудовой деятельности своих сотрудников в ПФР или представит неполные или недостоверные сведения, то по новым правилам за такое деяние предусматривается административная ответственность. Она устанавливается в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Напомним, законом о персучете в системе ОПС установлены следующие сроки представления сведений о трудовой деятельности сотрудников:

  • с 1 января 2020 года - не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в сотрудник был принят на работу, переведен на другую постоянную работу и уволен. Если таких случаев не было, то сведения о трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя на такое зарегистрированное лицо представляются не позднее 15 февраля 2021 года;

  • с 1 января 2021 года - при переводе на другую постоянную работу не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место перевод на другую постоянную работу. При приеме на работу и увольнении - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (п. 2.4 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ).

1 апреля 2020 г.

 


Данная рассылка подготовлена группой компаний «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты