На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три
Продавец пропустил срок принятия к вычету НДС по зданиям, возвращенным из-за расторжения договоров их купли-продажи. Он считал, что срок для вычета НДС – три года, поскольку возврат зданий оформлялся как «обратная реализация».
Налоговый орган решил, что произошел обычный возврат товара, для которого в п. 5 ст. 171 и п. 4 ст. 172 НК РФ установлены специальные правила вычета налога. Вычет НДС возможен не позднее одного года с момента возврата или отказа.
Все судебные инстанции поддержали налоговый орган. Верховный Суд РФ не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2020 г. № 310-ЭС19-27513).
16 марта 2020 г.
Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок
Переход на онлайн-кассы упорядочил осуществление расчетов, учет выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Налоговые органы получили возможность контролировать применение ККТ буквально в режиме реального времени. Но исключает ли это проверки на местах?
Разъяснено, что контроль и надзор за соблюдением организациями и ИП требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники имеют финансовую и налоговую составляющую, в связи с чем соответствующие проверки можно отнести к контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (письмо Федеральной налоговой службы от 28 февраля 2020 г. № АБ-18-20/222@). Эта позиция поддержана Генеральной прокуратурой РФ.
На данный вид контроля не распространяется Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Налоговые органы проводят проверки применения ККТ, а также оформления и (или) выдачи (направления) кассовых чеков, БСО и иных документов, подтверждающих факт расчета между организацией или ИП и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денег и (или) в безналичном порядке, – контрольные закупки.
При этом налоговые органы руководствуются Законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», а также Административным регламентом исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к ККТ..., который в настоящее время не отменен. На основании подп. 4 п. 7 Административного регламента специалисты инспекции имеют право, в частности, проводить проверки выдачи проверяемыми объектами кассовых чеков.
16 марта 2020 г.
Оспаривание начислений по выездной не мешает следователям получить материалы
Даже если исполнение решения ИФНС приостановлено судом. Это откладывает лишь процедуру взыскания, указали суды.
Налоговая в ходе выездной проверки доначислила фирме 153 млн рублей налогов, 46 млн в виде пеней и 756 тысяч – штрафов. Организация принялась это обжаловать, и, придя в суд, заявила ходатайство о приостановлении действия решения по проверке. Суд эту просьбу удовлетворил – принял обеспечительные меры.
Не дождавшись никаких вердиктов по существу – то есть, никаких судебных оценок того, имели ли место нарушения со стороны налогоплательщика – налоговики направили материалы проверки в областной следственный комитет. Это стало предметом нового иска (дело № А68-4450/2019).
В этой части истца ждало фиаско во всех инстанциях. Суды указали, что приостановление решения налоговой влечет лишь отсрочку взыскания ею доначисленных сумм. И никак не касается других действий ИФНС.
Существует соглашение о взаимодействии между ФНС и МВД, в том числе, оно предусматривает взаимный информационный обмен сведениями, представляющими интерес для этих ведомств и связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательством.
И раз налоговики решили, что нарушения имеют место – они обязаны выполнить свою задачу, передав информацию следователям. Препятствий для этого суды не увидели ни в том, что решение налоговой приостановлено судом, ни в том, что оно, по существу, еще обжалуется, и есть шанс отменить доначисления, признав отсутствие нарушений со стороны налогоплательщика.
Такие выводы судов поддержал и ВС (определение 310-ЭС19-27235), согласившись также и в том, что выдача всех секретов фирмы следователям никак не нарушает ее права, «поскольку не предрешает выводы следственных органов относительно вопроса о возбуждении уголовного дела и не возлагает на налогоплательщика каких-либо дополнительных обязанностей».
16 марта 2020 г.
ФНС России ответила на вопросы о применении упрощенного порядка представления отчетности по налогу на имущество
Опубликованы разъяснения ФНС России по типовым вопросам применения упрощенного порядка представления декларации по налогу на имущество организаций (так называемой единой декларации) (информация Федеральной налоговой службы от 20 февраля 2020 г.).
Налоговая служба напоминает, что упрощенный порядок вступил в силу с 2020 года. Если налогоплательщик стоит на учете в нескольких ИФНС субъекта РФ по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимости, облагаемых по среднегодовой стоимости, он вправе представлять декларацию в отношении всех таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору. Для этого надо уведомить УФНС России по субъекту РФ по установленной форме.
Если компания представила уведомление о порядке представления налоговой декларации по налогу на имущество не позднее 2 марта текущего года, то новый порядок может применяться ею в течение всего 2020 года. То есть и при представлении декларации за налоговый период 2019 года, которую нужно подать не позднее 30 марта, и для подачи декларации в течение 2020 года, если организация будет прекращена путем ликвидации или реорганизации.
При этом уведомление, представленное в 2020 году, не будет являться надлежащим основанием для представления налоговой декларации по упрощенному порядку в 2021 году. В соответствии с п. 1.1 ст. 386 Налогового кодекса такие уведомления должны представляться ежегодно до 1 марта.
Отмечается, что упрощенный порядок не применяется:
- если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты;
- если организация не стоит на учете в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей объектов недвижимости.
13 марта 2020 г.
В России могут разработать «цифровой» налог
Facebook и Google – одни из технологических компаний, для которых могут ввести специальное налогообложение. Это поможет отечественным IT-компаниям и защитит российский бюджет, считают эксперты.
В Центре стратегических разработок (ЦСР), который возглавляет помощник президента Максим Орешкин, считают, что России нужно поторопиться с разработкой отечественного налогообложения международных технологических корпораций.
Это поможет защитить бюджет и российские компании в конкурентной борьбе с технологическими гигантами, если странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не удастся договориться, считают эксперты ЦСР. «Нужно продолжать работать с ОЭСР, но параллельно прорабатывать российский налог с выручки от оказания цифровых услуг, связанных с российскими пользователями», – рекомендует руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян. Налог должен удерживаться и при опосредованном использовании данных российских пользователей. Например, при их продаже или таргетировании рекламы.
137 стран, присоединившихся к плану борьбы с размыванием налоговой базы (BEPS), решили обязать международные компании платить налоги с доходов от цифровых услуг в странах, где они получают прибыль, а не только по месту их регистрации. Но как именно это сделать, страны еще не решили и собираются разработать механизм к концу 2020 года.
Эксперты ЦСР опасаются, что страны могут не прийти к единому решению или предложения ОЭСР останутся рекомендациями для бизнеса, но тогда пострадают российский бюджет и компании, которым приходится платить налоги с оказываемых в России услуг.
Среди недостатков налога эксперты ЦСР отмечают риски двойного налогообложения, экономических санкций за введение одностороннего налога, рост неопределенности для международного бизнеса, которому придется подстраиваться под отличный от других российский налог.
13 марта 2020 г.
Как получить бухотчетность из базы ФНС: появились разъяснения и регламент
Сведения по конкретным фирмам можно будет получать с мая через интернет-сервис бесплатно, а абонентское обслуживание будет стоить 200 тысяч в год.
Вопрос доступа к бухотчетности, в том числе чужой, содержащейся в госресурсе, оброс двумя документами. Это административный регламент ФНС по предоставлению информации из ресурса (приказ ФНС от 25.11.2019 № ММВ-7-1/586@) и письмо ФНС на эту же тему, в котором регламент даже не упоминается (от 26.02.2020 № 07-04-07/13687).
Регламент вступит в силу 17 марта и касается он только частных лиц – физлиц, ИП и организаций. Они смогут получать информацию в виде абонентского обслуживания или же – по конкретному юрлицу. Второе будет возможно в электронном виде посредством интернет-сервиса, причем, получить можно будет не только саму отчетность, но и аудиторское заключение о ней, если она подлежит обязательному аудиту.
На подключение к абонентскому обслуживанию отводится 10 рабочих дней. Плата за абонемент взимается согласно принятому в прошлом году постановлению № 811 в размере 200 тысяч рублей в год. Отчетность одной фирмы через сервис можно будет получить в тот же день и бесплатно.
В письме ФНС сообщила, что сервис заработает лишь с мая. Госорганы же смогут получать сведения по межведомственному взаимодействию уже с апреля.
Поиск через сервис будет возможен по одному из признаков: полное или сокращенное наименование организации, ОГРН, ИНН, вид деятельности (ОКВЭД2), отчетный период. Конечно, не очень понятно, как один из двух последних признаков позволит реализовать запрос по конкретной фирме, но зато ФНС упомянула, что с информацией можно будет ознакомиться не только «с экрана», но и посредством скачивания, причем, как вариант – даже с электронной подписью налогового органа.
Также ФНС напомнила, что в ГИРБО (ресурс отчетности) будет включаться годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность (с АЗ, если оно обязательно) организаций за 2019 год и последующие отчетные периоды, в том числе – отчетность кредитных и некредитных финансовых организаций, представляемая в Банк России. В ГИРБО не включается последняя отчетность реорганизованных и ликвидируемых юрлиц.
12 марта 2020 г.
СМС от ФНС России и другие первоапрельские нововведения
С 1 апреля 2020 года начинают действовать изменения, внесенные в часть первую Налогового кодекса еще в сентябре прошлого года. Дополнения не касаются конкретных налогов, поэтому вступают в силу не с начала нового налогового периода, а по прошествии некоторого времени, необходимого для подготовки контролирующих органов и налогоплательщиков к этим изменениям (Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
Основные новшества, которые касаются в том числе организаций бюджетной сферы:
- Налоговые органы смогут информировать о задолженности посредством СМС, электронной почты и иными способами, но не чаще одного раза в квартал и при условии получения от налогоплательщиков письменного согласия на это.
- Установлен минимальный размер недоимки, пеней и штрафов для принятия решения об их взыскании, он составляет 3 тыс. руб.
- До 3 тыс. руб. повышен лимит задолженности организаций, позволяющий направлять требование о ее уплате в течение года. Сейчас пороговое значение – 500 рублей.
11 марта 2020 г.
Уточнен порядок исправления ошибок в бухотчетности
Скорректировано Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010). В частности, изменен порядок представления исправленной отчетности (приказ Минфина России от 7 февраля 2020 г. № 19н).
Сейчас действует правило, согласно которому если подписанная бухотчетность была представлена каким-либо иным пользователям (кроме акционеров АО, участников ООО, госорганов и т.п.), она подлежит замене на отчетность, в которой выявленная существенная ошибка исправлена (пересмотренная бухгалтерская отчетность). С 17 марта 2020 года в такой ситуации бухгалтерская отчетность, в которой выявленная существенная ошибка исправлена (исправленная бухгалтерская отчетность), подлежит повторному представлению этим пользователям.
11 марта 2020 г.
Внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
В Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), внесено дополнение, касающееся способов ведения бухгалтерского учета организацией, которая раскрывает составленную в соответствии с МСФО консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу.
С 17 марта 2020 года стандарты бухгалтерского учета, утвержденные такой организацией для применения ее дочерними обществами, могут устанавливать способы ведения бухучета, выбранные ею в соответствии с положениями абз. 2 п. 7 ПБУ 1/2008, то есть либо ФСБУ с учетом МСФО, либо только МСФО.
11 марта 2020 г.
Обновлены правила раскрытия консолидированной финансовой отчетности
Минфин России подготовил поправки в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». Согласно им устанавливается перечень сведений, который может не включатся в отчетность некоторыми организациями (постановление Правительства РФ от 5 марта 2020 г. № 232 «Об особенностях раскрытия консолидированной финансовой отчетности»).
Так, в раскрываемую консолидированную финансовую отчетность (финансовую отчетность организаций, не создающих определяемую в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности группу) можно не включать ряд сведений, подлежащих раскрытию в соответствии с МСФО. К ним, например, относится информация из специализированного перечня, которую могут не раскрывать эмитенты ценных бумаг (постановление Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. № 400) и кредитные организации (постановление Правительства РФ от 7 сентября 2019 г. № 1173).
Разрешение не включать вышеуказанную информацию в раскрываемую консолидированную финансовую отчетность распространяется на:
- организацию, в отношении которой действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством;
- организацию, раскрытие которой информации о лице, в отношении которого действуют меры ограничительного характера, приведет или может привести к введению мер ограничительного характера в отношении этой организации или иных лиц, в том числе к введению новых мер ограничительного характера в отношении лица, о котором организацией раскрывается информация;
- кредитной организацией, которая отнесена к категории уполномоченных банков;
- организацией, которой должно быть осуществлено раскрытие информации в отношении кредитной организации, отнесенной к категории уполномоченных банков;
- организацией, включенной в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
6 марта 2020 г.
ФНС России: принятие налоговыми органами документов не зависит от наличия или отсутствия на них печати
Налоговая служба в письме от 4 марта 2020 г. № КВ-4-14/3735@ напомнила своим территориальным органам о поправках, принятых в апреле 2015 года. Речь идет о принятии Федерального закона от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ», которым отменена обязанность хозяйственных обществ иметь печати. Начиная с 7 апреля 2015 года ООО и АО вправе решить вопрос о наличии у них печатей самостоятельно.
Учитывая указанные изменения, ФНС России подчеркнула, что документы, представляемые (направляемые) в налоговые органы, должны приниматься вне зависимости от наличия (отсутствия) на них печати. Об этом упоминалось и ранее – например, в письме ФНС России от 5 августа 2015 г. № БС-4-17/13706@.
Отметим, по общему правилу, изготовление и использование хозяйственными обществами печатей не требуется, равно как не нужны они и при регистрации юрлиц. В период технологического развития и общего курса на цифровизацию экономики тенденция неприменения печатей хозяйственных обществ вполне оправданна. Это обусловлено также тем, что ФНС России продолжает активно внедрять и развивать механизмы электронного документооборота.
6 марта 2020 г.
Предлагается ужесточить наказание за валютные правонарушения
Минфин России подготовил поправки в уголовное законодательство в части распространения наказания в виде конфискации имущества на ряд нарушений в области валютного законодательства. Речи идет об уклонении от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной или российской валюте (ст. 193 Уголовного кодекса) и совершении валютных операций по переводу денежных средств в иностранной и российской валюте на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ)1.
Предполагается, что нормы начнут применяться через полгода с момента подписания соответствующего документа. Установление такого отложенного срока будет способствовать установлению возможности применения наказания, адекватного совершенному преступлению.
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, предлагаемые нормы позволят обеспечить формирование в национальном российском законодательстве эффективного конфискационного режима, а также совершенствование правового регулирования в сфере международного сотрудничества по вопросам конфискации и возврата активов. Так, согласно Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. (статьи 11 и 13), на ее участников возлагается обязанность по обеспечению сотрудничества по исполнению постановлений о конфискации имущества по уголовным делам, принятию необходимых предварительных мер, таких как замораживание или арест имущества с целью предотвращения любых сделок, передачи или распоряжения имуществом, которое впоследствии может стать объектом запроса о конфискации или объектом удовлетворения этого запроса. Также и ратифицированный Россией Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 8 ноября 2001 г. (для РФ вступил в силу 1 января 2020 года) позволяет реализовать конфискацию имущества через институт реституции. Поэтому и возникла необходимость внесения изменений в российское уголовное законодательство, ведь в настоящее время конфискация применяется только в отношении преступлений, поименованных в подп. «а« п. 1 ст. 104.1 УК РФ (Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 183-ФЗ).
5 марта 2020 г.
Информация о зарубежных счетах и имуществе лиц, в отношении которых начата процедура банкротства, является налоговой тайной
Налоговая служба напомнила позицию о раскрытии информации, составляющей налоговую тайну (письмо ФНС России от 26 февраля 2020 г. № ВД-4-17/3243@).
Налоговым законодательством установлено, что все сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной (п. 9 ст. 84 Налогового кодекса). Исключение составляют только некоторые сведения, поименованные в п. 1 ст. 102 НК РФ. К ним, например, относятся общедоступные сведения, ИНН налогоплательщика и применяемый им специальный налоговый режим, среднесписочная численность работников, данные об уплаченных налогах, сведения о нарушении налогового законодательства и мерах ответственности за него и другие.
Вместе с тем, информация о зарубежных счетах лиц, в отношении которых инициировано банкротство не поименована в вышеуказанном списке, а значит относится к налоговой тайне.
Также установлено, что органы валютного контроля и их должностные лица обязаны соблюдать в соответствии с российским законодательством коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий (п. 8 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Поэтому, как указывает ФНС России, предоставлять сведения о зарубежных счетах и имуществе вышеуказанных лиц органы валютного контроля не вправе.
Аналогично налоговые органы не могут передавать такую информацию и арбитражным управляющим (письмо ФНС России от 11 октября 2019 г. № ОА-4-17/20985).
5 марта 2020 г.
Правительство РФ утвердило концепцию системы налогового мониторинга
На днях Председатель Правительства РФ подписал концепцию развития системы налогового мониторинга в России (распоряжение Правительства РФ от 21 февраля 2020 г. № 381-р).
Согласно этой концепции предусматривается существенное снижение порогов для добровольного участия компаний в данном виде налогового контроля, а также упрощение его процедур. Так, по новым правилам с 2022 года в налоговый мониторинг смогут войти организации, у которых объем годовых доходов составляет 1 млрд руб., активы – 1 млрд руб., совокупная сумма исчисленных за год налогов - 100 млн руб. При этом будут учитываться не только исчисленные компанией налоги, но и суммы НДФЛ и страховых взносов. По прогнозам экспертов число потенциальных участников налогового мониторинга может возрасти почти до четырех тысяч.
Помимо этого, концепцией предусматривается обязанность налоговой службы по ведению карты отраслевых рисков участников налогового мониторинга и формированию их риск-профилей. Кроме этого, налоговики будут также автоматически выявлять риски и уведомлять о них налогоплательщиков. Для того, чтобы из общего объема операций выявить те, которые содержат элементы риска, будет использоваться риск-ориентированный подход.
Вместе с проверяющими отслеживать ошибки и нарушения будут и специальные программы. На них предполагается возложить проверку полноты и целостности данных учета, восстановление хронологической последовательности отражения всех операций в учетной системе, а также проверку наличия подтверждающих первичных документов.
Предполагается, что такие меры смогут повысить точность проверок и прогнозирования налоговых поступлений. Что в свою очередь сделает систему налогового мониторинга более привлекательной для большего числа налогоплательщиков.
4 марта 2020 г.
ФНС России напомнила об основаниях для отказа в приеме обязательного экземпляра бухотчетности
С 1 января 2020 года обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности (и аудиторское заключение к ней) представляется в электронном виде в налоговые органы, а не в органы статистики. При этом ФНС России формирует и ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) (письмо Федеральной налоговой службы от 18 февраля 2020 г. № ВД-4-1/2844@).
В соответствии с приказом ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/569@ в процессе электронного документооборота по ТКС при направлении обязательного экземпляра БФО и аудиторского заключения о ней, в частности, направляются технологические электронные документы:
- подтверждение даты отправки электронного документа;
- квитанция о приеме БФО в электронной форме;
- уведомление об отказе в приеме БФО в электронной форме;
- извещение о получении электронного документа;
- уведомление об уточнении БФО в электронной форме;
- извещение о вводе сведений.
После получения организацией квитанции о приеме и извещения о вводе или уведомления об уточнении отчетность считается принятой и попадает в ГИР БО. Направление уведомления об уточнении не является основанием для отказа в приеме обязательного экземпляра БФО и аудиторского заключения о ней.
В письме перечислены основания для отказа в приеме обязательного экземпляра БФО. Их всего три:
- Неправильный электронный формат представления обязательного экземпляра БФО
- Отсутствие (несоответствие) усиленной квалифицированной электронной подписи
- Представление БФО в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этого обязательного экземпляра отчетности.
4 марта 2020 г.
Данная рассылка подготовлена группой компаний «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.