Налоговики рассказали, как выявлять налоговые преступления

Они рассказали о признаках и обстоятельствах, свидетельствующих о совершении сокрытия денежных средств либо имущества организации или ИП, с которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ). Соответствующее письмо было разослано территориальным налоговым инспекциям (письмо ФНС России от 2 июня 2016 г. № ГД-4-8/9849@ «Об организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случаях выявления признаков налоговых преступлений»).

В письме чиновники отметили, что обстоятельствами, свидетельствующими о сокрытии денежных средств или имущества, могут быть, в частности:

  • использование наличных денежных средств в расчетах в момент приостановления операций по счетам из-за неуплаты налогов;
  • расчет с кредиторами путем дачи финансовых поручений дебиторам произвести оплату, минуя расчетные счета организации;
  • открытие новых расчетных счетов;
  • несдача денежной выручки в кассу;
  • совершение мнимых сделок с имуществом.

В документе поименованы и признаки, свидетельствующие о преступлении. Они могут быть, в частности, следующие:

  • хозяйственные операции по реализации товаров, работ или услуг осуществляются с существенной рассрочкой платежа, что приводит к образованию большого объема дебиторской задолженности;
  • темп роста расходов по бухгалтерской отчетности превышает темп их роста по налоговой декларации;
  • налогоплательщик заключает договоры, по которым денежные средства зачисляются на счета третьей компании;
  • в цепочке приобретения или реализации товаров, работ или услуг участвуют «фирмы-однодневки»;
  • заключение «формальных» («сомнительных») договоров с третьими лицами (к таким договорам могут быть отнесены договоры займа, договоры оказания услуг и т. д.)

В письме чиновники указали, что с целью сбора доказательственной базы, подтверждающей наличие признаков состава преступления, собранные материалы инспекции могут направлять в органы внутренних дел для проведения мероприятий оперативно-розыскной деятельности.

8 июля 2016 г.


В 2017 году изменятся сроки для представления отчетов по страховым платежам и персонифицированному учету

Сдавать их нужно будет не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом в налоговую инспекцию (п. 7 ст. 431 НК РФ). Отчетными периодами будут I квартал, полугодие, 9 месяцев, а расчетным периодом – календарный год (ст. 423 НК РФ). Такие изменения внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее– Закон № 243-ФЗ).

Это коснется отчетности, которую сейчас принимают ПФР и ФСС. Напомним, что в 2016 году расчет в ПФР в электронном виде нужно представить не позднее 20-го числа, в бумажном – не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом. В ФСС электронный отчет примут не позднее 25-го числа, бумажный – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В ПФР в 2017 году нужно будет сдавать сведения о страховых взносах и страховом стаже. Срок представления – не позднее 1 марта (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в новой редакции, далее – Закон № 27-ФЗ). Еще в ПФР нужно будет представлять сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. Ее нужно будет сдавать ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 2.3 ст. 11 Закона № 27-Ф в новой редакции). Такие изменения внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

В 2016 году форму СЗВ-М сдают раньше – не позднее 10-го числа следующего за отчетным.

Новые правила не коснутся взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. По ним по-прежнему нужно будет отчитываться в ФСС. Сроки также не изменятся. В электронном виде их нужно отправить не позднее 25-го числа, в бумажном – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

8 июля 2016 г.


Сведения, с которых снят режим налоговой тайны, ФНС опубликует в течение года

Согласно информации ФНС «О публикации открытых сведений о компаниях» до 1 июля 2017 года на сайте ФНС будут размещены сведения о компаниях, которые перестали составлять налоговую тайну. Изменения были внесены федеральным законом от 01.05.2016 N 134-ФЗ и вступили в силу 1 июня 2016 года.

В числе этих сведений - данные о среднесписочной численности работников организации за календарный год, о доходах и расходах компании, об уплаченных налогах и сборах, о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам. Исключение составят сведения, которые являются государственной тайной.

Данные будут размещаться в форме открытых данных на сайте ФНС. Доступ к этой информации будет бесплатным. Указанные сведения, подлежащие размещению, по запросам в общем случае не предоставляются.

Благодаря расширению перечня открытых сведений налогоплательщики получат дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента, считает ФНС.

По этому же поводу ЦБ выпустил информационное письмо от 27.06.2016 № ИН-014-12/44. Регулятор порекомендовал кредитным организациям использовать указанную информацию для выявления клиентов, совершающих подозрительные операции.

Речь идет об операциях, соответствующих признакам, перечисленным, в частности, в письме Банка России от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».

6 июля 2016 г.


Президент подписал три федеральных закона, вносящих поправки в законы об АО и об ООО

Федеральным законом от 03.07.2016 № 343-ФЗ внесены изменения в федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Оговаривается, что уставом может быть предусмотрена необходимость получения согласия совета директоров (наблюдательного совета) или общего собрания на совершение определенных сделок (в частности, при приобретении более 30% ПАО). Меняется определение крупных сделок для АО - теперь к ним относится еще и приобретение определенного количества акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции ПАО. Для ООО при определенных условиях крупной также будет считаться сделка по приобретению акций АО. Корректируются и нормы о сделках с заинтересованностью, как для АО, так и для ООО. В целях таких сделок вводится понятие контролирующих лиц. В частности, сделкой с заинтересованностью теперь считается также сделка заинтересованного лица, если оно, его родственники или подконтрольные лица являются контролирующими лицами выгодоприобретателя, посредника в сделке. Вносится множество других изменений.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 339-ФЗ, прошедший официальное опубликование, ввел в закон «Об акционерных обществах» новую статью 32.2, согласно которой акционеры на основании договора с АО имеют право в целях финансирования и поддержания его деятельности в любое время вносить в имущество АО безвозмездные вклады в денежной или иной форме, которые не увеличивают уставный капитал и не изменяют номинальную стоимость акций. Оговаривается, какие виды имущества могут быть внесены, а также, что к таким отношениям не применяются нормы ГК о договоре дарения. Указывается, что уставом непубличного АО может быть предусмотрена максимальная стоимость вкладов, право общего собрания обязать акционеров вносить вклады.

Также некоторое количество поправок в закон об АО внесено федеральным законом от 03.07.2016 № 338-ФЗ.

5 июля 2016 г.


Путин подписал поправки в НК в связи с передачей ФНС администрирования взносов

Подписан Президентом и официально опубликован федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Под страховыми взносами в НК будут пониматься все виды взносов, кроме взносов на соцстрах от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также кроме ОМС неработающего населения. Объектом обложения взносами в общем случае будут выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц «в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг». На взносы будут распространены многие налоговые нормы, включая, среди прочего, нормы о взыскании налогов (в том числе о «копеечных долгах»), о пенях, о штрафах (за неуплату, несдачу отчетности, непредставление налоговикам сведений), о возврате и зачете (при этом оговариваются некоторые тонкости зачетов и возвратов по взносам). Устанавливается, что если ФСС не принимает к зачету пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то налоговая будет выставлять требование об уплате взносов в течение 10 дней со дня получения решения ФСС.

В пункт 3 статьи 76 НК, устанавливающий право налоговиков «заморозить» счет при несдаче налоговой декларации (конкретно декларации, а не расчета), поправки не вносятся. С другой стороны, плательщиками взносов дополняется пункт 11 статьи 76, в котором указано, на кого распространяются все ее нормы. Уточнено, что нормы о блокировке счета касаются организаций и ИП, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации (расчеты по страховым взносам). Однако из-за отсутствия поправок в пункт 3 статьи 76 НК не совсем ясно, будет ли применяться приостановление операций по счетам плательщика взносов лишь в целях взыскания сумм взносов, или в остальных случаях тоже.

В НК появится раздел XI «Страховые взносы в РФ». Согласно ему плательщики взносов устанавливаются в полном соответствии с нынешним законом 212-ФЗ. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, а расчетным периодом - календарный год. При создании, ликвидации, реорганизации плательщика расчетные периоды будут учитываться по тем же принципам, что и налоговые (соответствующее дополнение вносится в статью 55 НК). Оговаривается, что с сумм вознаграждений в пользу физлица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, взносы не взимаются. Предельные базы будут устанавливаться как для ПФ, так и для ФСС. Устанавливается обязанность властей ежегодно индексировать базу по ФСС, а для базы по взносам в ПФ предусматриваются коэффициенты (те же, которые в настоящее время вписаны для 2017-2021 годов в закон 212-ФЗ). С 2022 года индексировать эту базу будет правительство «вручную». Конкретная исходная величина базы по ФСС (718 тысяч рублей на 2016 год), равно как и по ПФ, не упоминается.

Если имеют место вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, то база для исчисления взносов будет определяться как стоимость этих товаров (работ, услуг, имущества), исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 (то есть с учетом положений о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами). Перечень выплат, освобождаемых от взносов, не меняется, с единственным отличием - оговаривается, что в целях необложения взносами учитываются суточные, выплачиваемые командированным, «предусмотренные пунктом 3 статьи 217 НК». Тарифы взносов останутся действующие, в том числе дополнительные тарифы взносов по «вредным» работам. В том числе, 10% в ПФ сверх предельной базы будет уплачиваться только до конца 2018 года.

Остается оговорка относительно того, что все взносы ИП (включая 1% с превышения дохода над суммой 300 тысяч) будут относиться к фиксированным размерам. «Обобщающая» формулировка имеется в принятом законе, хотя начальная версия проекта, напомним, оставляла некоторый простор для дискуссий.

Уплачивать взносы надо будет до 15-го числа следующего календарного месяца (так же, как и сейчас). По-прежнему сумма взносов, подлежащая перечислению, будет исчисляться в рублях и копейках (в этой части не будут действовать налоговые нормы об округлении). Расчет по взносам (предположительно, единый для всех администрируемых ФНС взносов) будет сдаваться ежеквартально не позднее 30 числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, независимо от того, в какой форме расчет сдается - в электронной или бумажной.

Кроме того, принятый закон увеличивает лимиты по УСН: по остаточной стоимости основных средств для организаций - со 100 млн до 150 млн рублей. При этом в подпункт 16 пункта 3 статьи 346.12 НК по-прежнему не будут упоминаться ИП (напомним, что ранее у властей были планы уточнить норму в этой части). Критерий по сумме дохода для перехода на УСН повышен с 45 до 90 млн рублей за 9 месяцев, а критерий для применения УСН - с 60 до 120 млн рублей в год. При этом до конца 2020 года лимиты по доходам не будут подлежать ежегодной индексации.

Уточняется, что налоговая ставка по УСН 0% впервые зарегистрированных ИП, действующих в определенных сферах, субъектами РФ может быть установлена в случае выбора такими ИП как объекта «доходы», так и объекта «доходы минус расходы».

Закон вступит в силу с 1 января следующего года.

Пункт 2 статьи 431 НК будет действовать до 31 декабря 2018 года. Этим пунктом устанавливается, что сумма взносов на соцстрах в связи с временной нетрудоспособностью уменьшается плательщиками на сумму расходов на выплату страхового обеспечения.

4 июля 2016 г.


Налоговики вправе игнорировать некоторые запросы организаций и физических лиц о налоговом законодательстве

ФНС России разъяснила, что служба не обязана предоставлять информацию о налогообложении деятельности, не связанной с основной деятельностью того лица, которое задало вопрос (п. 1 письма Федеральной налоговой службы от 4 мая 2016 г. № ОА-4-17/7931 «О рассмотрении обращения ООО», далее – письмо № ОА-4-17/7931). В частности, налоговики указали, что имеют право не консультировать аудиторские и консалтинговые компании, занимающиеся оказанием услуг по информированию в сфере налогообложения, по вопросам финансово-хозяйственной деятельности их клиентов.

Свою позицию они мотивировали тем, что законодательством предусмотрено право налогоплательщиков получать от налоговиков бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях налогоплательщиков и налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения (п. 1 ст. 21 НК РФ).

Налоговики, в свою очередь, обязаны бесплатно предоставлять всю указанную информацию налогоплательщикам (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Если разобраться в понятии «налогоплательщик (плательщик сборов)», то им признается организация или физическое лицо, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ).

Таким образом, на налоговые органы возложена обязанность информировать только налогоплательщиков в каждом конкретном случае возникновения налоговых правоотношений (п. 1 письма № ОА-4-17/7931).

Все указанное относится и к налоговым агентам (п. 2 ст. 24 НК РФ).

В других случаях налоговики отвечать на запросы не обязаны.

Исключение может быть только в отношении вопросов, поступающих от средств массовой информации (СМИ). Их налоговики обязаны информировать на основании ст. 38 закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (п. 5 письма № ОА-4-17/7931).

30 июня 2016 г.


Совет по МСФО корректирует IFRS 3 и IFRS 11

Как и было обещано на днях, Совет по МСФО представляет свежий набор корректировок к стандартам МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса» и МСФО (IFRS) 11 «Совестная деятельность».

Разработчик прояснил определение бизнеса (теперь не должно возникнуть проблем с применением руководства, не позволяющего спутать бизнес просто с группой активов при применении стандарта IFRS 3) и порядок учета прошлых владений (если компания приобретает контроль/совместный контроль над тем же самым бизнесом).

Отмечается, что прояснение руководства по определению бизнеса в IFRS 3 отчасти базируется на результатах исследования – одного из тех, которые Совет проводит в отношении каждого уже использующегося на практике стандарта. При изучении учетной практики в случае со стандартом по объединению бизнеса оказалось, что пользователи в целом довольны его качеством, но некоторые проблемные области все же удалось обнаружить. С результатами проведенного «PIR» (от «post-implementation review») по IFRS 3 можно ознакомиться здесь, они были представлены в июне прошлого года.

Что касается измененного порядка учета прошлых долей участия в бизнесе, то он был разработан уже при участии Комитета по Интерпретациям МСФО.

Это предварительный вариант изменений, по которым комментарии будут приниматься до 31 октября этого года.

30 июня 2016 г.


ВС РФ: расходы на выплату «золотых парашютов» не уменьшают облагаемую прибыль

Такую позицию нижестоящих судов поддержал ВС РФ (Определение ВС РФ от 24 июня 2016 г. № 305-ЭС16-6929).

Суд рассмотрел жалобу ПАО «Э» (далее – Общество) на решения нижестоящих судов и не нашел причин для их пересмотра. Исходя из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку Общества по вопросам правильности исчисления налогов и сборов. По ее итогам был доначислен налог на прибыль организаций в значительном размере, штраф и пени. Причиной такого решения послужило неправомерное отнесение Обществом в состав затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, расходов на выплату руководящим работникам денежных компенсаций, не предусмотренных законодательством, при их увольнении по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Общество не согласилось и оспорило решение налоговиков, но суды не поддержали его позицию. Они указали, что спорные выплаты не соответствуют требованиям и критериям, установленным положениями ст. 252, ст. 255 НК РФ, не носят стимулирующего и поощрительного характера, непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и не имеют производственной направленности.

Кроме того, нижестоящими судебными инстанциями по этому делу было установлено, что Общество не учитывало данные выплаты как оплату за выполнение трудовых обязанностей, а относило их к прочим выплатам (постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 марта 2016 г. № Ф05-1318/16 по делу № А40-74105/2015).

29 июня 2016 г.


С 2017 года начнут действовать нормы об оценке профквалификации, включая поправки в НК

Совет Федерации сегодня планирует одобрить законопроект № 1029618-6 о независимой оценке квалификации, а с ним в пакете также поправки в НК (законопроект № 1029587-6) и в Трудовой кодекс (законопроект № 1029893-6).

При прохождении в Госдуме в законопроекты был внесен ряд поправок относительно первоначальных вариантов.

Независимой оценкой квалификации будет считаться процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными НПА, проведенная центром оценки квалификации. Экзамен на соответствие будет проводиться за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя. В случае сдачи профессионального экзамена соискателю в 30-дневный срок будет выдаваться свидетельство о квалификации, а в случае неудовлетворительного прохождения экзамена - заключение о прохождении экзамена, включающее рекомендации соискателю. Будут созданы национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям и национальное агентство развития квалификаций. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации будут вноситься национальным агентством развития квалификаций в реестр.

Закон об оценке профквалификации не будет применяться в отношении граждан, претендующих на замещение должностей госслужбы, и госслужащих.

Суммы оплаты работодателем (и другими лицами) за физлицо стоимости подтверждения квалификации будут освобождены от НДФЛ новым пунктом 21.1 статьи 217 НК. Если физлицо оплачивает процедуру самостоятельно, то сможет претендовать на социальный налоговый вычет. При этом общая сумма соцвычетов (кроме благотворительных, вычетов на обучение детей и на дорогостоящее лечение), включая новый вычет, не должна будет превышать установленный предел в 120 тысяч рублей в год.

Оплата оценки профквалификации организацией за физлицо будет относиться к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Согласно поправкам, которые вносятся в пункт 3 статьи 264 НК, это будет касаться лишь оплаты за работников, с которым уже заключен трудовой договор (не за соискателей должности). Указанные расходы разрешат учитывать также при УСН и ЕСХН.

Согласно поправкам в ТК предусматривается сохранение за работником места работы и средней зарплаты по основному месту работы при прохождении экзамена, оплата командировочных расходов, если экзамен проходит в другой местности. В ТК также будет оговорено, что если на оценку профквалификации направляет работодатель, то она проводится за счет его средств.

Как закон о профквалификациях, так и поправки в НК и ТК вступят в силу со следующего года.

29 июня 2016 г.


ФНС напомнила, за что начиная с 1 июля 2016 года налоговики могут заблокировать счет

В письме от 01.06.2016 № СА-4-7/9831 ФНС рассказала о применении положений федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, которым были внесены изменения в часть первую Налогового кодекса.

Данный закон вступил в силу 2 июля 2016 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки, установленные названным законом.

Новая редакция пункта 5 статьи 5 НК предусматривает распространение положений статьи 5 НК о действии актов налогового законодательства во времени на нормативные правовые акты о налогах и сборах правительства РФ. Кроме того, уточнены правила о вступлении в силу новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или изменений в действующие - не ранее чем по истечении двух месяцев со дня официального опубликования.

Физлица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, смогут получать от налоговиков документы на бумажном носителе, для чего надо направить уведомление в любой налоговый орган по своему выбору.

С 1 июля 2016 года вступают в силу изменения в редакцию статьи 23 НК. Если налогоплательщик обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 80 НК представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, то должен обеспечить получение документов от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Такой налогоплательщик обязан передавать налоговому органу по ТКС через оператора квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Указанная обязанность лица по получению документов считается исполненной при наличии договора с оператором ЭДО на оказание услуг по обеспечению ЭДО (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для ЭДО) с указанным налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и такого сертификата у представителя, которому предоставлены полномочия на получение документов от налогового органа. Налоговый орган должен иметь документы, подтверждающие полномочия указанного представителя. Такие документы должны быть представлены в налоговый орган лично или через представителя либо направлены в виде электронных образов документов через оператора ЭДО не позднее трех дней со дня предоставления указанных полномочий.

Также с 1 июля 2016 года вступают в силу изменения в статью 76 НК. Расширен перечень оснований для вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств - теперь к таким основаниям относится неисполнение организацией обязанности по обеспечению получения от налогового органа документов по ТКС через оператора ЭДО. Счет могут заблокировать в течение 10 дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения такой обязанности.

Пункт 3 статьи 88 НК дополняется абзацем, согласно которому налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме, в ходе камеральной проверки представляют пояснения также по ТКС через оператора ЭДО. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе они не будут считаться представленными.

За непредставление (несвоевременное представление) пояснений или уточненки с 1 января 2017 года будет применяться ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 129.1 НК.

Вносятся изменения в пункт 2 статьи 93 НК, согласно которым листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми ФНС. Кроме того, устанавливается возможность представления истребуемых документов, составленных на бумажном носителе, в налоговый орган в виде электронных образов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов).

28 июня 2016 г.


Минфин разъяснил, когда и как можно применять новые упрощенные способы ведения бухучета

Минфин выпустил информационное сообщение от 24.06.2016 № ИС-учет-3 «Об упрощении ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и рядом иных организаций».

Речь идет о приказе Минфина от 16.05.2016 № 64н, корректирующем ряд ПБУ для фирм, имеющих право вести бухучет упрощенно.

Изменения применяются не только к субъектам малого предпринимательства, но и к иным организациям, которые в соответствии со статьей 6 закона «О бухгалтерском учете» вправе применять упрощенные способы ведения бухучета.

Такие предприятия могут принимать приобретенные материально-производственные запасы к бухучету по цене поставщика (ранее - только по фактической себестоимости). При этом все иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов (вознаграждения, уплаченные посреднической организации, через которую приобретены запасы; затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования; затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях; суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением запасов; другие), включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

При применении данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета оприходование приобретенных материально-производственных запасов отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по цене поставщика. Другие затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов, отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» (по дебету других счетов учета затрат на производство - при использовании таких счетов) в корреспонденции со счетами учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда, др. в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Микропредприятие может включать стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления затрат (ранее - до фактического расходования такие объекты подлежали учету в качестве материально-производственных запасов).

При применении данного упрощенного способа стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» (по дебету других счетов учета затрат на производство - при использовании таких счетов) в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда, др. в полной сумме по мере приобретения сырья, материалов, товаров и осуществления других затрат на производство и подготовку к продаже продукции, товаров. Общая сумма затрат, учтенных на счете 20 (на других счетах учета затрат на производство - при использовании таких счетов), списывается в конце отчетного периода в дебет счета 99 «Прибыли или убытки» (в дебет счета 90 «Продажи» - при использовании такого счета). Данный упрощенный способ не предполагает формирование в бухучете микропредприятия и отражение в его бухгалтерской отчетности остатков материально-производственных запасов (сырья, материалов, покупных товаров, незавершенного производства, готовой продукции).

Таким упрощенным способом могут воспользоваться и другие определенные законом «О бухучете» организации, но только при условии, что характер деятельности организации не предполагает наличие существенных остатков материально-производственных запасов. При этом под существенными остатками материально-производственных запасов понимаются такие остатки, информация о наличии которых в бухгалтерской отчетности организации способна повлиять на решения пользователей такой отчетности.

Малое предприятие может включать расходы на приобретение материально-производственных запасов, предназначенных для управленческих нужд, в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления расходов (ранее - до фактического расходования подлежали учету в качестве материально-производственных запасов).

При применении данного способа расходы на приобретение материально-производственных запасов, предназначенных для управленческих нужд, отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» (по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» - при использовании такого счета) и кредиту счетов учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда, др. в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления расходов. Данный способ не предполагает формирование в бухучете и отражение в бухгалтерской отчетности остатка указанных материально-производственных запасов.

Подобные разъяснения даны также и по иным принятым приказом № 64н послаблениям, в том числе:

  • возможность не создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей;
  • оценка основных средств по цене поставщика;
  • упрощенный порядок начисления амортизации основных средств;
  • единовременное списание стоимости производственного и хозяйственного инвентаря;
  • упрощенный способ списания расходов на НИОКР;
  • упрощенное признание расходов на приобретение (создание) нематериальных активов.
Также разъяснено, что малое предприятие имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухучета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Отдельные упрощенные способы можно выбрать исходя из условий хозяйствования, величины организации и других факторов. При этом необходимо руководствоваться допущениями и требованиями к учетной политике, предусмотренными ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», в частности, требованиями полноты и рациональности. Кроме того, необходимо исходить из требования части 1 статьи 13 закона о бухучете, согласно которому бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Приказ № 64н вступил в силу 20 июня 2016 года. Решение о применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, предусмотренных приказом № 64н, принимается организацией самостоятельно; какие-либо обязательные требования по применению таких упрощенных способов не вводятся.

При принятии решения о начале применения упрощенного способа ведения бухучета (из числа предусмотренных приказом № 64н) следует исходить из того, что в соответствии с частью 7 статьи 8 закона о бухучете в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. В связи с этим организация вправе принять решение о применении каждого из предусмотренных приказом № 64н упрощенных способов ведения бухучета в отношении бухгалтерской отчетности как за 2016 год, так и за любой последующий год.

28 июня 2016 г.


Обновлены формы статотчетности об основных средствах и нефинансовых активах

Приказом от 15.06.2016 № 289 Росстат утвердил статистический инструментарий для организации федерального статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов.

Установлены новые формы:

  • № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» (годовая, вводится с отчета за 2016 год);
  • № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций» (годовая, вводится с отчета за 2016 год);
  • № 11 (сделка) «Сведения о сделках с основными фондами на вторичном рынке и сдаче их в аренду» (годовая, вводится с отчета за 2016 год).

Утрачивают силу существующие одноименные формы.

Для отчета за 2016 год также будут необходимы единовременные формы:

  • приложение к форме № 11 «Сведения о видовом составе введенных в действие основных фондов»;
  • приложение к форме № 11 (краткая) «Сведения о видовом составе введенных в действие основных фондов некоммерческих организаций».

28 июня 2016 г.


Доход в виде дебиторской задолженности, полученный участником при ликвидации хозяйственного общества, облагается НДФЛ

«О налогообложении доходов физических лиц», Далее – письмо № БС-4-11/11055@). Такой доход, по мнению налоговиков, можно считать доходом полученным в натуральной форме. Ведь в качестве последнего рассматриваются полученные налогоплательщиком от организаций и ИП товары (работы, услуги) и иное имущество (п. 1 ст. 211 НК РФ). Вместе с тем к доходам, полученным в натуральной форме, отнесены также приобретенные налогоплательщиком имущественные права, полностью или частично оплаченные за него организациями или ИП (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).

Поскольку, ст. 211 НК РФ не содержит исчерпывающего перечня доходов, относящихся к доходам в натуральной форме, то к такому их виду, по мнению налоговиков, могут быть отнесены и доходы в виде полученной при ликвидации организации дебиторской задолженности. Ведь они не относятся к доходам в денежной форме или в виде материальной выгоды, но отвечают определению дохода, данному в ст. 41 НК РФ, как экономической выгоды в денежной или натуральной форме.

По мнению ФНС России, датой фактического получения такого дохода нужно считать день передачи его в натуральной форме (подп. 2 п. 1 ст. 223 НК РФ, письмо № БС-4-11/11055@).

Нужно отметить, что указанные доходы можно уменьшить на сумму затрат на приобретение доли в уставном капитале (п. 2 ст. 220 НК РФ).

Отчитаться перед налоговой о таких доходах налогоплательщик должен самостоятельно, для этого нужно представить в налоговую инспекцию по месту жительства декларацию 3-НДФЛ в срок позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ).

28 июня 2016 г.


Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты