Налоговики скорректируют форму 3-НДФЛ
ФНС России уточнила, что декларация по форме 3-НДФЛ будет изменена (проект приказа ФНС России «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 24.12.2014 № ММВ-7-11/671@») в связи с новшествами в законодательстве, которые уже вступили в силу. Напомним, они касаются формирования индивидуального инвестиционного счета физлица, а также введения в действие новых кодов ОКВЭД (Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», приказ Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»).
Перечень вносимых правок велик, однако можно выделить основные моменты. Во-первых, изменения может претерпеть п. 1.3 Листа Е1 «Расчет стандартных и социальных налоговых вычетов». Если сейчас он выглядит как «Количество месяцев, по итогам которых общая сумма дохода, полученного с начала года, не превысила 280 000.00 руб.», то в случае одобрения поправок последняя сумма будет заменена на «350 000.00 руб.».
Во-вторых, в наименовании Листа И «Расчет налогооблагаемого дохода от участия в инвестиционных товариществах» слова «налогооблагаемого дохода» предполагается заменить словами «налогооблагаемой базы по доходам». В наименовании п. 3 этого листа вместо слов «финансовыми инструментами срочных сделок» будет стоять «производными финансовыми инструментами».
А п. 5.2 Порядка заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) (далее – Порядок) в случае принятия проекта приказа ФНС России будет дополнен словами «В зависимости от вида доходов, отражаемых в Декларации, в поле показателя 002 проставляется соответствующий признак: при отражении доходов от долевого участия в организации в виде дивидендов в данном поле проставляется 1, при отражении доходов в виде сумм прибыли контролируемых иностранных компаний проставляется признак 2, при отражении иных доходов – 3. При этом расчеты налоговой базы, а также суммы налога, подлежащей уплате (доплате) в бюджет или возврату из бюджета, в отношении доходов от долевого участия в организации в виде дивидендов, а также в отношении доходов в виде сумм прибыли контролируемых иностранных компаний производятся на отдельном листе».
Кроме того, п. 5.11 Порядка будет дополнен словами «в строке 091 – сумму торгового сбора, уплаченную в налоговом периоде, подлежащую зачету в соответствии с положениями пункта 5 статьи 225 Кодекса. При этом значение показателя строки 091 не может превышать значение показателя строки 070».
И наконец, по тексту Порядка слова «финансовыми инструментами срочных сделок в соответствии со статьями 2141, 2143, 2144 Кодекса» могут быть заменены словами «производными финансовыми инструментами, в том числе, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, в соответствии со статьями 2141, 2143, 2144, 2149 Кодекса».
Напомним, что декларацию 3-НДФЛ должны подавать любые физические лица, получившие доход, если он не был удержан налоговым агентом. Речь идет о частнопрактикующих нотариусах, адвокатах, ИП, а также любых физлицах. К примеру, гражданин, получивший доход от продажи машины или сдачи в аренду жилья, должен заполнить 3-НДФЛ и заплатить 13% в бюджет. Все вышеперечисленные налогоплательщики декларацию подают не ежеквартально, как юрлица, а один раз в год – не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Уплатить налог в бюджет им необходимо не позднее 15 июля (п. 1-6 ст. 227, п. 1 ст. 229 НК РФ).
02 сентября 2016 г.
МРОТ планируется увеличить до 8,8 тыс. рублей с 1 января 2017 года
«У нас заложен уже новый МРОТ в бюджете, планируется, что с 1 января 2017 года он будет увеличен до 8,8 тысячи рублей», – заявила вице-премьер правительства РФ.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) планируется увеличить с 7,5 тыс. рублей до 8,8 тыс. рублей с 1 января 2017 года. Об этом заявила сегодня в интервью ТАСС вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец.
«У нас заложен уже новый МРОТ в бюджете, планируется, что с 1 января 2017 года он будет увеличен до 8,8 тысячи рублей», – сказала Голодец.
Она заявила о необходимости поэтапного доведения МРОТ до величины прожиточного минимума. Последний раз МРОТ повышался 1 июля 2016 года до 7,5 тыс. рублей.
02 сентября 2016 г.
Налоговики разработают требования к системе внутреннего контроля
ФНС России сообщила на своем официальном сайте о подготовке приказа, который должен утвердить требования к организации системы внутреннего контроля для целей проведения налогового мониторинга. В документе планируется прописать требования к раскрытию информации, оценке эффективности системы внутреннего контроля (СВК) и мероприятиям по ее совершенствованию.
Ведомство отмечает, что в настоящее время участники налогового мониторинга самостоятельно контролируют бухгалтерский и налоговый учет. Вместе с тем, модернизация СВК с учетом требований налоговиков позволит сократить количество документов, запрашиваемых инспекторами в рамках налогового мониторинга.
Напомним, что с 1 января 2013 года все предприятия должны осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций, а те из них, которые проходят ежегодный аудит – еще и вести внутренний контроль бухучета и отчетности (ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Таким образом, с 2013 года Минфин России ввел понятие «системы внутреннего контроля» на предприятии, но не уточнил, в чем она конкретно заключается. И лишь в 2016 году появилась конкретика в части налоговой отчетности.
Так, 3 августа 2016 года вступил в действие новый порядок проведения налогового мониторинга, который определил, что под СВК понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации (п. 7 ст. 105.26 НК РФ). Здесь же следовало пояснение, что СВК должна соответствовать требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Как раз эти требования и разрабатывает в настоящее время ФНС России.
Отметим, что механизм налогового мониторинга в текущей редакции заключается в проверке налоговой инспекцией налогоплательщика в течение года. Инициатором мониторинга является налогоплательщик. Налоговики в этом случае в процессе проверки запрашивают необходимые документы и формируют мотивированное мнение с перечислением ошибок в исчислении и уплате налогов. Организация должна эти нарушения устранить, но вправе и оспорить (п. 7-8 ст. 105.30 НК РФ). Подать заявление на налоговый мониторинг могут только крупные компании, совершающие не менее 300 млн руб. отчислений по ряду налогов в год, с годовым объемом доходов не менее 3 млрд руб. и совокупной стоимостью активов не менее 3 млрд руб. (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).
Взамен крупные налогоплательщики получают некоторые бонусы от ФНС России. В частности, при представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый период, в котором проводился налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за некоторым исключением (п. 1.1 ст. 88 НК РФ). Кроме того, налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, в котором проводится налоговый мониторинг, также за исключением ряда случаев (п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Наконец, налогоплательщики получают право проконсультироваться с налоговой инспекцией по поводу налоговых последствий совершенной или планируемой сделки (п. 5 ст. 105.30 НК РФ).
01 сентября 2016 г.
Налоговики имеют право штрафовать за любые арифметические, грамматические и иные ошибки в отчетности по НДФЛ
ФНС России уточнила, каким образом должны поступать территориальные инспекции ведомства в части контроля за налоговыми агентами при администрировании НДФЛ (Письмо ФНС России от 9 августа 2016 г. № ГД-4-11/14515 «О налоговой ответственности налоговых агентов»). Так, за любые ошибки в декларации и справке о доходах (формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ) компанию могут оштрафовать на 500 руб., а за несвоевременную подачу декларации – на 1 тыс. руб. за каждый месяц просрочки.
Это связано с тем, что НК РФ не содержит определения понятия «недостоверные сведения», поэтому любые не соответствующие действительности данные по этим формам могут быть признаны недостоверными. Санкции предусмотрены для налоговых агентов в случае ошибок в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков - физических лиц (ИНН физического лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные), которые могут повлечь невозможность реализации в полном объеме прав физических лиц, а также прав и обязанностей налоговых органов в части администрирования налога. Фактически речь идет о том, что любые ошибки, в том числе арифметические и грамматические в персональных данных налогоплательщика, кодах доходов и вычетов, суммовых и других показателях, допущенные налоговым агентом при заполнении декларации, могут привести к штрафам.
Вместе с тем, ведомство подчеркнуло: если предоставление недостоверной информации не привело к неисчислению и (или) неполному исчислению налога, а также к неблагоприятным последствиям для бюджета либо нарушению прав физических лиц, налоговым органам при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение следует учитывать это в качестве смягчающего обстоятельства. Напомним, их перечень открыт (п. 1 ст. 112 НК РФ).
Налоговая служба пояснила также, что моментом обнаружения налогового правонарушения в случае непредставления в установленный срок расчета по форме 6-НДФЛ будет являться дата фактического представления декларации (лично или через представителя), дата ее отправки почтовым отправлением либо дата отправки, зафиксированная при подаче в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Следовательно, подчеркнули в ФНС России, при обнаружении факта совершения правонарушения налоговые органы в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должны составить акт вне зависимости от сроков завершения камеральной налоговой проверки по представленному расчету (ст. 101.4 НК РФ).
К примеру, налогоплательщик представил расчет по форме 6-НДФЛ за I квартал 2016 года 5 июля 2016 года, хотя должен был 4 мая 2016 года. Налоговики в данном случае оштрафуют компанию на 2 тыс. руб., так как просрочка составила два месяца.
В другом примере ФНС России поясняет, что, если компания представит декларацию 25 июля 2016 года, то штраф составит уже 3 тыс. руб., так как после 5 июля будет считаться третий месяц просрочки (два полных и один неполный).
Срок исковой давности по такого рода налоговым правонарушениям составляет три года со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение (п. 1 ст. 113 НК РФ).
01 сентября 2016 г.
СМИ: Минфин предлагает повысить налоги, однако правительство пока не утвердило это
По информации Ведомостей, Минфин предложил правительству повысить все основные налоги, включая НДФЛ. Однако «пока его идеи отвергнуты».
Повышение налогов, мобилизация доходов и исчерпание суверенных фондов за три года – такой бюджетный прогноз подготовил Минфин к совещанию у первого зампреда правительства Игоря Шувалова, рассказали изданию семь федеральных чиновников. По прогнозам ведомства, благодаря таким мерам в бюджет за ближайшие три года будет дополнительно собрано почти 2,5 трлн руб. Уже в следующем году можно получить дополнительно 670 млрд руб., а в 2019 г. – почти 1 трлн. Минфин предлагает собрать эти деньги с нефтяников, «Газпрома», табачников, ввести акциз на напитки с добавлением сахара и НДС на интернет-торговлю и взять больше дивидендов с госкомпаний.
Необходимо снижать дефицит бюджета, а сокращать расходы государство не может - принято решение зафиксировать их на три года. Из-за этого при планируемых доходах дефицит увеличится в полтора раза относительно целевого.
При этом повышение на 1 процентный пункт каждого из ключевых налогов – на прибыль, имущество организаций, НДС, НДФЛ и страховых взносов – могло бы принести бюджету от 170 млрд до 324 млрд руб.
Оцениваются и другие варианты. Так, прогрессивная шкала НДФЛ создаст риски ухода в тень и искажения ситуации на рынке труда, полагает Минфин. Альтернативное предложение – поднять единую ставку НДФЛ до 15-16% и ввести необлагаемый минимум. Повышение налога на прибыль чревато увеличением нагрузки на капитал, снижением привлекательности инвестиций и туманной перспективой роста экономики. Негативно скажется на ней и повышение налога на имущество организаций, пишет газета.
Опять предлагается взимать страховые взносы со всех доходов (без действующего ныне ограничения в 796 тысяч рублей в год по взносам в ПФ и 670 тысяч - по взносам в ФСС) по единым ставкам (сейчас сверх предельного годового дохода действует пониженная ставка взносов в ПФ). В качестве компенсации на совещании предлагалось понизить общую ставку до 29% в 2018 г., а с 2019 г. – до 28%, рассказали два чиновника.
В качестве альтернативы Минфин предлагает маневр – снижение взносов в обмен на повышение НДС. Это так называемая фискальная девальвация, идея которой изложена в исследованиях Еврокомиссии, МВФ и ЕЦБ как способ стимулировать чистый экспорт в странах единого монетарного союза: снижение издержек на труд повышает конкурентоспособность экспортеров, которые не платят НДС, – нагрузка переносится на импортеров. Идея Минфина снизить страховые взносы до 20% с одновременным повышением НДС до 24% обсуждалась еще летом, напомнил изданию один чиновник. Однако такой вариант может повысить инфляцию, а как следствие – и расходы бюджета.
31 августа 2016 г.
ПФР устранил противоречие порядка представления формы ДСВ-3 с законодательством
ПФР заново утвердил ряд документов отчетности работодателей по пенсионным взносам. Формы документов остались прежними, однако в подзаконном акте расширился список организаций, которым необходимо предоставлять отчетность в электронной форме (постановление ПФР от 9 июня 2016 г. № 482п «Об утверждении формы «Реестр застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя», Порядка представления реестра застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя, а также Формата представления реестра застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя, в электронной форме (формат данных)»).
Это было сделано согласно новшествам, вступившим в силу еще 1 января 2015 года. В соответствии с ними все работодатели, имеющие среднесписочную численность сотрудников за прошедший календарный год свыше 25 человек, должны подавать отчетность в ПФР в электронном виде (п. 7 ст. 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»). Получилось, что новые нормы уже работали, а в формах отчетности ПФР была по-прежнему указана цифра «100» (и менее) – как среднесписочное количество работников за предыдущий календарный год, при которой организации имеют право передавать отчетность в бумажном виде.
Новым постановлением ПФР отменил старое постановление с утвержденными формами отчетности и утвердил эти же формы, но уже со ссылкой на закон о дополнительных страховых взносах.
В частности, заново были приняты форма ДСВ-3 «Реестр застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя», а также Порядок и Формат представления реестра.
Напомним, что 1 января 2009 года вступил в силу порядок перечисления в ПФР дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии и взносов работодателя. Взносы данного вида зачисляются на отдельный счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства России в подразделении Банка России для учета операций со средствами бюджета ПФР.
Перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя осуществляется работодателем отдельными платежами и оформляется отдельными платежными поручениями. Работодатель одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию должен сформировать реестры застрахованных лиц (форма ДСВ-3). Они формируются отдельно в отношении сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию самого работника и в отношении сумм взносов работодателя. Реестры застрахованных лиц должны предоставляться работодателем в территориальный орган ПФР непосредственно либо через многофункциональный центр не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачивались взносы работодателя (в случае их уплаты) (ч. 2-6 ст. 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»).
31 августа 2016 г.
ВС: не надо хранить копии трудовых книжек уволенных работников для подтверждения стажа
Опубликовано определение судьи ВС по делу А66-3360/2015.
По результатам выездной проверки ФСС не принял к зачету расходы на выплату страхового обеспечения, указав на отсутствие документов, подтверждающих страховой стаж для назначения пособия по временной нетрудоспособности (трудовых книжек работников, уволенных к моменту проверки). Фонд аргументировал свой подход тем, что размер пособия зависит от страхового стажа.
Суд первой инстанции признал решение фонда законным. Апелляция отменила его решение, указав на наличие больничных листков и документов о выплате пособий, как документов, достаточных для подтверждения расходов. Сведения о продолжительности трудового стажа определены компанией на основании трудовых книжек, однако на момент проверки эти лица были уволены, поэтому их трудовые книжки отсутствовали. Окружной арбитражный суд поддержал выводы апелляции, разъяснив, что работодатель не обязан вести учет движения трудовых книжек и вкладышей в них.
Судья ВС (307-КГ16-8836 от 01.08.2016) оставил решение апелляции и окружного арбитражного суда в силе, отметив: «дополнительные документы, необходимые для проведения проверки, фонд не истребовал; нарушений в порядке подсчета страхового стажа данных работников фонд не установил; нормами законодательства о труде и об обязательном страховании не установлена обязанность работодателя изготавливать и сохранять копии трудовых книжек уволенных работников». В передаче дела в коллегию по экономическим спорам фонду отказано.
31 августа 2016 г.
Суды сочли прогул законным, поскольку работнику своевременно не предоставлен отпуск
М. работал в компании по трудовому договору с 26 мая 2014 года и был уволен за прогул, совершенный 12 мая 2015 года.
М. обратился в суд (апелляционное определение по делу 33-402/2016 от 24 февраля 2016 года) с иском о восстановлении на работе, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Кроме того, истец просил уволить его с занимаемой должности по части 3 статьи 77 ТК РФ - по собственному желанию, выдав дубликат трудовой книжки, не содержащий записи об увольнении за прогул.
М. пояснил, что у него было два рабочих места: склад и мастерская, которые находились по разным адресам. 12 мая 2015 года он находился в мастерской и помогал вновь принятому работнику. Непосредственно свои трудовые обязанности в этот день не исполнял, так как работодатель в нарушение трудового законодательства отказывался предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск, не обеспечивал периодическое прохождение медицинских осмотров, не оплачивал работу в выходные и праздничные дни, не выплатил премию за апрель 2015 года, часть зарплаты выдавал «в конвертах».
Представитель работодателя пояснил, что М. в течение всего рабочего дня находился вне пределов рабочего места – на стоянке возле склада транспортного отдела, в связи с чем и был уволен за прогул. В предоставлении отпуска истцу отказано со ссылкой на производственную необходимость и график отпусков, в соответствии с которым отпуск может быть представлен только с 20 мая 2015 года.
Суды двух инстанций удовлетворили требования истца, учитывая, что в трудовом договоре истца условие о конкретном месте его работы отсутствует. Конкретное место работы истца определялось распоряжением непосредственного руководителя, полученным при даче производственных заданий. Приказом директора от 27 апреля 2015 года М. было определено рабочее место в офисе, однако истец с этим приказом ознакомиться отказался. Свой отказ от исполнения трудовых обязанностей на складе истец мотивировал тем, что нарушено его право отдых: поданные им 30 марта и 20 апреля заявления о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска работодателем фактически проигнорированы.
За совершение дисциплинарного проступка работодатель вправе привлечь работника к ответственности в виде замечания, выговора или увольнения (статья 192 ТК). При этом при наложении взыскания учитывается тяжесть совершенного проступка.
Однако согласно статье 122 ТК отпуск должен быть ежегодным, а право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у работодателя. «Анализ данной нормы права свидетельствует об обязанности работодателя обеспечить работнику право на отдых до истечения времени окончания первого отработанного года, то есть, как максимум в 12 рабочий месяц», - говорится в апелляционном определении. То есть право истца на отдых должно было быть реализовано не позднее 26 апреля 2015 года, на чем и настаивал М.
Согласно пункту 39 постановления пленума ВС от 17 марта 2004 г. № 2 не является прогулом использование работником дней отдыха, если работодатель в нарушение предусмотренной законом обязанности отказал в их предоставлении, и время использования работником таких дней не зависело от усмотрения работодателя. По мнению судов, в данном случае истец допустил нарушение трудовой дисциплины, за которое мог быть наказан работодателем в рамках действующего трудового законодательства.
30 августа 2016 г.
С 1 сентября для открытия счета в банке не понадобится свидетельство о госрегистрации
С 1 сентября 2016 года вступит в силу федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 191-ФЗ, которым вносятся изменения в «антиотмывочный» и «банковский» законы.
Открытие банковских счетов юрлиц и ИП будет возможно лишь при наличии сведений (а не при предъявлении свидетельств) о госрегистрации физлиц в качестве ИП, о госрегистрации юрлиц, об аккредитации филиалов (представительств) иностранных юрлиц, о постановке на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в ЕГРИП, ЕГРЮЛ и госреестре аккредитованных филиалов и представительств иностранных юрлиц.
Таким образом, предъявлять свидетельства о госрегистрации при открытии счета не понадобится.
Кроме того, кредитная организация будет вправе открыть банковский счет юрлицу без личного присутствия его представителя-физлица, имеющего право без доверенности действовать от имени этого юрлица, если данный представитель находится на обслуживании данного банка, и в отношении этого физлица обновляется информация. В указанном случае для идентификации представителя юрлица кредитная организация вправе использовать документы и сведения, полученные при его идентификации как клиента-физлица и обновлении информации о нем.
30 августа 2016 г.
Уплату страховых взносов за 2016 год, производимую в 2017 году, необходимо будет осуществить в ФНС России
В ФСС России уточнили, каким образом должен поступать страхователь в период 2016 и 2017 годов в связи с тем, что с 1 января следующего года функция администрирования страховых взносов будет передана от страхового фонда налоговикам (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ, Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ). В частности, уплата страховых взносов, в том числе за декабрь, осуществляемая до 31 декабря 2016 года включительно, идет в ФСС России, после – в ФНС России (Информация ФСС России от 25 августа 2016 г. «Взаимодействие страхователя с ФСС РФ и ФНС России по правоотношениям, возникшим до 31 декабря и с 1 января 2017 года»).
Отчетность по страховым взносам за 2016 год, подаваемая до 1 января 2017 года, необходимо предоставить в ФСС России в порядке, действующем на сегодняшний день. Так, форма 4-ФСС подается ежеквартально: на бумажном носителе не позднее 20-го числа, в электронном виде – не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», ч. 2.1 ст. 4.8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).
Также в ФСС России вплоть до 31 декабря 2016 года следует направлять:
- заявление на возврат переплаты страховых взносов, перечисленных и поступивших в счет уплаты по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- заявление на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- сверка расчетов по исполненным обязательствам.
В то же время, с 1 января следующего года налоговое ведомство будет не только получать на свой счет перечисляемые страховые взносы, но и проводить камеральные и выездные проверки, а также разбираться с прошлогодними недоимками и принимать жалобы страхователя на решения ФСС России, принятые до 2017 года.
Отметим, что начиная со следующего года изменятся и сроки подачи отчетности по страховым взносам. Форму расчетов можно будет подать до 30-го числа месяца, следующего за расчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Также как и при подаче отчета в ФСС России, если среднесписочная численность сотрудников предприятия превышает 25 человек, то документ необходимо будет отправить в налоговую инспекцию в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 10 ст. 431 НК РФ). Если численность наемных работников равно и менее 25 человек, то отчет можно подать на бумажном носителе.
Форма расчета и порядок заполнения отчетности будут утверждены ФНС России по согласованию с Минфином России. Причем документ может стать единым для всех социальных фондов – ФСС России, ПФР России и ФОМС России.
30 августа 2016 г.
Как считать «кадастровый» налог в случае раздела объекта недвижимости до 2016 года и после
В письме от 7 июля 2016 г. № БС-4-11/12195@ ФНС напомнила, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на «кадастровые» объекты недвижимости, налог (авансовые платежи) в отношении данных объектов исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в периоде.
Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ было установлено, что, если право собственности возникло до 15-го числа месяца включительно или прекратилось после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности произошло после 15-го числа или прекращение – до 15-го числа включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента.
В пункте 10 статьи 4 закона № 396-ФЗ прямо указано, в частности, что данные положения применяются к правоотношениям по исчислению и уплате налога за налоговые периоды начиная с 2016 года. Они не могут иметь обратной силы, в связи с чем на правоотношения, возникшие до 1 января 2016 года, не распространяются.
Если объект недвижимости образован в результате раздела объекта или иного действия с объектами недвижимости, включенными в региональный перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, то указанный вновь образованный объект при условии соответствия его критериям, предусмотренным данной статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет.
Если включенный в перечень на 2015 год объект был разделен на 10 объектов в апреле 2015 года, то апрель 2015 года (месяц возникновения (прекращения) права) учитывается (включается) при расчете коэффициента как по разделенному, так и по вновь образованным «кадастровым» объектам.
30 августа 2016 г.
В каком случае не надо заверения нотариусом решения об увеличении уставного капитала
В ходе рассмотрения Федеральной налоговой службой жалоб в сфере госрегистрации часто возникают спорные ситуации, связанные с внесением изменений в учредительные документы юрлица, пишет ФНС на своем сайте.
По закону при увеличении уставного капитала ООО обязано представить для госрегистрации изменений нотариально заверенное решение об увеличении своего уставного капитала.
Однако уставный капитал может увеличиться благодаря вкладам других обществ, которые присоединяются в результате реорганизации. В этом случае предоставлять заверенное решение об увеличении уставного капитала не нужно.
К такому выводу ФНС пришла по итогам рассмотрения конкретной жалобы на действия инспекции.
30 августа 2016 г.
В отчетном периоде нельзя исправить несвоевременный учет сомнительной задолженности
Компания была создана в 2006 году в результате реорганизации ОАО. В 2011-2012 годах компания учла в расходах сумму резерва сомнительных долгов, представив в подтверждение приказы о списании дебиторской задолженности, реестры на ее списание, выписки из разделительного баланса с приложением списка организаций-дебиторов, суммы дебиторки по которым списаны в проверяемом периоде, акты инвентаризации задолженности (в электронном виде), решения и определения арбитражных судов о признании должников банкротами, выписки из ЕГРЮЛ о ликвидации организаций-должников, акты сверки расчетов, договоры, карточки и анализ счетов бухучета.
По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, указав на неправомерное списание за счет резерва задолженности, срок исковой давности по которой возник в более ранние периоды, и основания для списания которой возникли до создания и регистрации налогоплательщика. Инспекция указала также, что первичные бухгалтерские документы (счета-фактуры, товарные накладные, счета на оплату) не представлены, а на основании представленных документов невозможно определить срок возникновения задолженности.
Компания оспорила решение инспекции в суде (дело № А32-11087/2015), указывая на абзац 3 пункта 1 статьи 54 НК – при невозможности определения периода совершения ошибок налогоплательщик вправе откорректировать налоговую базу отчетного периода. При этом компания не оспаривает, что с 2006 по 2010 годы не списала всю выявленную дебиторку, отвечающую признакам безнадежности, что объясняется отсутствием необходимых для списания документов.
Суды (постановление кассации Ф08-5848/2016 от 23.08.2016) признали законным решение инспекции, пояснив, что установленная данной нормой возможность корректировки налогоплательщиком своих обязательств является исключением, позволяющим учесть расходы в ином порядке, чем это предусмотрено статьей 272 НК. В данном случае компания проводила ежегодную инвентаризацию задолженности, однако приказы о формировании резерва по сомнительны долгам изданы не были. При этом налогоплательщик не отрицает наличие у него возможности четко определить период совершения ошибки и размер расходов, не учтенных в составе расходов по каждому предыдущему налоговому периоду.
29 августа 2016 г.
Бесполезно представлять в суд восстановленные документы по ликвидированным контрагентам
По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании НДС, налог на прибыль, пени и штрафы, указав на отсутствие документов, подтверждающих расходы, и счетов-фактур. Проверка проводилась на основании документов, частично представленных налогоплательщиком, материалов встречных проверок и копий первичных документов, полученных в МВД (ранее изъятых у компании). На неоднократные требования инспекции о представлении всех документов компания не отреагировала, запрашиваемые документы не представила, несмотря на предоставление времени (проведение налоговой проверки приостанавливалось), представители компании от дачи показаний отказывались. Допрошенный представитель компании отказался сообщить, где находится часть первичных документов, не изъятая следственным управлением МВД. Кроме того, в ходе проведения проверки компания препятствовала проверке: изменила место своего нахождения, сменила состав учредителей. Инспекция исчислила налоговые обязательства компании расчетным путем.
Компания оспорила решение инспекции в суде, представив восстановленные счета-фактуры, товарные накладные, товарно-транспортные накладные (частично), доверенности на получение ТМЦ.
Суды трех инстанций (дело № А32-38682/2012) отказали в удовлетворении требований, указав на отсутствие уважительных причин для непредставления этих документов инспекции. Кроме того, компания документально не подтвердила проведение мероприятий по восстановлению документов, запросы, адресованные контрагентам, с подтверждением факта их вручения адресатам, не представлены. Ряд контрагентов прекратили свою деятельность путем реорганизации либо исключены из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией, то есть документы не могли быть восстановлены указанными фирмами и, по мнению судов (постановление кассации Ф08-5037/2016 от 19.08.2016), являются недостоверными.
29 августа 2016 г.
Минфин: при уплате госпошлины через банковские терминалы комиссия взиматься не должна
В письме от 14 июля 2016 г. № 03-05-06-03/41266 Минфин напомнил: банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на списание налога за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством.
При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается (пункт 2 статьи 60 НК).
Правила, установленные статьей 60 НК, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов и распространяются на перечисление в бюджетную систему сборов, пеней и штрафов (пункт 5 статьи 60 НК).
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физлиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, либо уплата которого обусловлена ведением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности (пункт 2 статьи 8 НК).
На основании пункта 1 статьи 333.17 НК плательщиками госпошлины признаются организации и физлица в случае, если они обращаются в госорганы за совершением юридически значимых действий.
Таким образом, взимание с плательщиков госпошлины комиссионного сбора за исполнение поручений по ее перечислению в бюджетную систему через банковские терминалы является неправомерным.
29 августа 2016 г.
Налоговики скорректируют форму декларации по ЕНВД
ФНС России разъяснила, какие изменения готовятся в декларацию по ЕНВД в связи с тем, что с 1 января 2017 года сумма налога за прошедший квартал будет уменьшаться на сумму уплаченных в этот период взносов в государственные внебюджетные фонды, вне зависимости от осуществления выплат работникам (Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 178-ФЗ). Тогда как в настоящее время сумма ЕНВД может быть уменьшена на размер взносов только в том случае, если работники в налоговый период получили вознаграждения (подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ).
Так, планируется внести следующие новации. Во-первых, в приложении № 1 «Налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности» раздела 3 «Расчет суммы единого налога на вмененный доход за налоговый период» штрих-код «02913018» будет заменен на «02914015», штрих-код «02913025» – на «02914022», штрих-код «02913032» – на «02914039», штрих-код «02913049» – на «02914046».
Во-вторых, в Приложении № 2 «Формат представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в электронной форме» в п. 2 раздела I «Общие положения» и в табл. 4.1 в строке «Версия формата» цифры «5.06» поменяются на «5.07». В п. 3 раздела II «Описание файла обмена» абзацы 14 и 15 будут изменены на «Имя файла, содержащего XML схему файла обмена, должно иметь следующий вид: NO_ENVD_1_029_00_05_07_xx , где хх – формат тире номер версии схемы».
В свою очередь, в Приложении № 3 «Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности» п. 6.1 будет дополнен подп. 6 «значение показателя по строке 040 определяется как разность значений показателей по кодам строк 010 и (020 + 030). В этом случае значение показателя по строке 040 не может быть меньше, чем 50 процентов от суммы исчисленного единого налога (строка 010)». Пункт 6.2. «При представлении декларации организацией или индивидуальным предпринимателем, производящими выплаты и иные вознаграждения работникам, занятым в сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог (при значении показателя по строке 005, равном «1»), значение показателя по строке 040 определяется как разность значений показателей по кодам строк 010 и 020. В этом случае значение показателя по строке 040 не может быть меньше, чем 50 процентов от суммы исчисленного единого налога (строка 010)» при этом будет удален.
Соответствующие новшества отражены в проекте нормативного акта налоговиков (проект приказа ФНС России от 18 августа 2016 г. «О внесении изменений в приказ ФНС России от 04.07.2014 № ММВ-7-3/353@ «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, порядка её заполнения, а также формата представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в электронной форме»).
26 августа 2016 г.
ФСС: действие нормы об уменьшении взносов на пособия ограничено периодом до конца 2018 года
ФСС выпустил «информацию» о федеральных законах, изменяющих с 1 января 2017 года действующий порядок администрирования страховых взносов в ФСС. Речь идет о законах 243-ФЗ и 250-ФЗ.
В НК вводится новая глава 34 «Страховые взносы», напоминает ФСС. Среди прочего, установлены порядок и сроки уплаты взносов, а именно отдельными платежными поручениями по каждому виду страхования, на соответствующие КБК, открытые с 1 января 2017 года налоговому органу.
Действие пункта 2 статьи 431 НК, в соответствии с которым плательщики вправе сумму взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) уменьшить на сумму расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду соцстрахования, ограничено до 31 декабря 2018 года включительно. Таким образом, в регионах РФ, не перешедших на «прямые выплаты» страхового обеспечения по ВНиМ, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31.12.2018 включительно.
Функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов с 01.01.2017 передаются налоговому органу.
При этом за ФСС сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ. Данные расходы, заявленные страхователем в расчете по взносам, представленном в налоговый орган, будет проверять территориальный орган ФСС в порядке, установленном законом 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», на основании сведений, поступивших из налогового органа в ФСС.
За ФСС сохранено право проводить проверки:
- камеральные проверки правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения;
- камеральные проверки расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, отраженных в расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы;
- выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом. Указанные проверки будут проводиться территориальными органами ФСС с 1.01.2017 в порядке, аналогичном порядку, установленному законом № 125-ФЗ.
Копии решений о выделении средств на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в рамках межведомственного обмена информацией будут направляться территориальным органом ФСС в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанных решений.
Кроме того, в закон № 125-ФЗ внесены изменения и дополнения в части администрирования ФСС взносов на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (НС).
Согласно переходным положениям за внебюджетными фондами, в том числе за ФСС, сохраняется обязанность по:
- контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года
- принятию решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года
- исполнению обязанности по приему расчетов (уточненных расчетов) по взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года.
Кроме того, на территориальные органы ФСС возлагается обязанность по передаче налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года.
26 августа 2016 г.
Российский налоговый агент не удержал налог при выплате дохода инофирме - может заплатить сам
В письме 10 августа 2016 г. № СД-4-3/14590@ ФНС рассмотрела ситуацию, когда российская организация выплачивала иностранной доход без удержания сумм налога на прибыль. Впоследствии указанные суммы налога были исчислены и уплачены российской организацией в бюджет за счет собственных средств.
Российская компания признается налоговым агентом. Лицом, на которое возложена обязанность по уплате налога, является налогоплательщик. Но если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом.
Таким образом, налоговый агент перечисляет в бюджет сумму налога, обязанность по уплате которой лежит на налогоплательщике.
Вместе с тем, указанное разделение обязанностей налогоплательщика и налогового агента не препятствует возможности взыскания с налогового агента сумм налога, не удержанного налоговым агентом при выплате денежных средств иностранному лицу. Ведь иностранное лицо не учтено в российских налоговых органах, и нет возможности его налогового администрирования. Следовательно, в случае неудержания налога при выплате денежных средств иностранному лицу с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени, начисляемые до момента исполнения обязанности по уплате налога.
Данный вывод содержится в пункте 2 постановления пленума ВАС от 30.07.2013 № 57. ФНС в свое время разъясняла налоговикам данное постановление письмом от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.
В рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для взыскания налоговыми органами с иностранной компании в бюджетную систему РФ налога на прибыль, не удержанного налоговым агентом.
25 августа 2016 г.
Готовятся изменения формата описи документов, направляемых в ФНС России
Налоговое ведомство разъяснило, какие очередные новации ожидают налогоплательщиков в связи с постепенным переходом службы на электронный документооборот (письмо ФНС России от 29 июля 2016 г. № АС-4-15/13968 «О рассмотрении обращения»). В настоящее время идет работа по внесению изменений в формат описи документов, направляемых в налоговый орган по ТКС. В частности, элемент «Код документа» расширится за счет таких значений, как:
- 2937–Документ о передаче товара при торговых операциях;
- 2939–Документ о передаче результатов работ (об оказании услуг);
- 2441–Счет-фактура и документ о передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, включающий в себя счет-фактуру;
- 2943–Корректировочный счет-фактура и документ об изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, включающий в себя корректировочный счет-фактуру.
Кроме того, налоговики планируют добавить возможность подписи вышеперечисленных документов двумя и более лицами. Так, при выборе счета-фактуры с функцией счета-фактуры и документа об отгрузке товаров элемент «Область полномочий» таблицы 5.28 «Сведения о лице, подписывающем файл обмена счета-фактуры (информации Продавца) в электронной форме (Подписант)» будет возможно «5» или «6» значений. Фактически под документом можно будет поставить до шести подписей.
Напомним, к настоящему времени уже изменен формат нескольких документов, отражающих первичный учет в сфере реализации товаров. Так, в конце прошлого года налоговики утвердили новые электронные счета-фактуры при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) в электронной форме (приказ ФНС России от 30 ноября 2015 г. № ММВ-7-10/551, приказ ФНС России от 24 марта 2016 г. № ММВ-7-15/155@). Прежний формат счета-фактуры утратит силу с 1 июля 2017 года. При этом в период с 7 мая 2016 года по 30 июня 2017 года плательщики НДС вправе создавать электронные счета-фактуры как по новому формату, так и по старому. Электронные счета-фактуры, созданные до 1 июля 2017 года, будут приниматься налоговыми органами до конца 2020 года.
А весной изменения претерпели электронные корректировочные счета-фактуры и документ об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающий в себя корректировочный счет-фактуру. Здесь старый формат разрешается использовать также до 1 июля 2017 года. При этом до конца 2020 года будут приниматься электронные документы любого формата, созданные до 1 июля 2017 года. (приказ ФНС России от 13 апреля 2016 г. № ММВ-7-15/189@).
Отметим, что сегодня в соответствии с налоговым законодательством налогоплательщик вправе выбрать пять способов для отправки документов в налоговую инспекцию. Он может сделать это лично, через представителя, отправив их по почте заказным письмом, по системе ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 7 ст. 80, п. 2 ст. 93 НК РФ).
25 августа 2016 г.
Из-за нового ОКОФ изменятся сроки полезного использования некоторых основных средств
УФНС по Республике Карелия напоминает, что с 2017 года будет действовать новый классификатор основных средств.
С 1 января 2017 года компании будут определять сроки амортизации в налоговом учете исходя из нового классификатора основных средств. Изменения в действующую классификацию внесены постановлением правительства от 07.07.2016 № 640.
Все основные средства в классификации разбиты по кодам из Общероссийского классификатора основных фондов. Сейчас классификация соответствует старому ОКОФ ОК 013-94 (утвержден постановлением Госстандарта от 26.12.1994 № 359). С 2017 года его заменит новый классификатор ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденный приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.
В новой классификации изменились не только коды. Некоторые основные средства в старой классификации были в одной амортизационной группе, а теперь они включены в другую. Из-за этого изменился срок полезного использования активов.
Компаниям не нужно пересчитывать норму амортизации, если по новой классификации основное средство оказалось в другой амортизационной группе, и у него изменился срок полезного использования. Для старых объектов сроки остаются прежними. При этом по объектам, которые компания введет в эксплуатацию с 1 января 2017 года, надо ориентироваться на новые сроки службы.
Приказом Росстандарта от 21.04.2016 № 458 утверждена сравнительная таблица старых и новых кодов ОКОФ.
Код из Общероссийского классификатора основных фондов есть в инвентарных карточках ОС-6. Но этот реквизит в первичных учетных документах не обязателен (статья 9 закона о бухучете). Поэтому, если компания использует типовую форму карточки, то может не исправлять старые коды ОКОФ на новые.
25 августа 2016 г.
Применять нулевую ставку по УСН и ПСН могут столичные предприниматели, зарегистрированные после 25 марта 2015 года
ФНС России разъяснила порядок реализации новых правил, которые установили нулевую ставку для бизнесменов Москвы, использующих УСН или ПСН. Напомним, что указанные правила были приняты в марте 2015 года (Закон г. Москвы от 18 марта 2015 г. № 10 «Об установлении ставок налога для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения»). По ним большинство видов предпринимательской деятельности, лежащей в сфере малого бизнеса столицы, освобождается от уплаты налогов в первые два налоговых периода с момента регистрации предпринимателя.
Налоговики подчеркнули, что бизнесмены, зарегистрированные до 25 марта 2015 года, не могут применять нулевую ставку. Она распространяется только на предпринимателей, начавших свое дело после вступления в силу соответствующего закона города Москвы.
Напомним также, что срок налоговых каникул составляет не два календарных года, а два налоговых периода с момента регистрации ИП (абз. 2 п. 3 ст. 346.50 НК РФ). ФНС России пояснила: если, к примеру, предприниматель начал применять нулевую ставку с 1 марта 2016 года, то он может пользоваться льготой в течение 2016-2017 годов при условии непрерывности деятельности, облагаемой по данной ставке.
Для ИП на УСН нулевая ставка распространяется на 25 видов деятельности, среди которых производство пищевых продуктов, текстильное производство, пошив одежды, обуви и меховых изделий, выпуск машин и оборудования, иной техники (за исключением военного назначения). Сюда же попадает оказание медицинских, образовательных услуг, спортивная деятельность и т. д.
Предприниматель, выбравший ПСН, при открытии бизнеса может не платить налоги в течение двух налоговых периодов, если он занимается ремонтом одежды и обуви, мебели, оказывает репетиторские или экскурсионные услуги, а также занимается переводом с иностранных языков и т. д. Всего предусмотрено 17 видов деятельности, которые можно осуществлять, не опасаясь налоговых проверок и иных действий со стороны ФНС РФ.
Для применения нулевой ставки необходимо подать заявление в налоговую инспекцию о начале работы в сфере, подпадающей под налоговые каникулы.
24 августа 2016 г.
АСВ хочет разделить с ЦБ полномочия по санации банков
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) видит себя в новой схеме санации банков, предложенной ЦБ РФ в конце июня: госкорпорация предлагает взять на себя полномочия по созданию управляющей компании, которая должна отвечать за фонд консолидации банков. Об этом сообщает 23 августа газета Ведомости.
АСВ до последнего времени курировало все проекты санации российских банков. Однако в июне глава Центробанка Эльвира Набиуллина объявила, что ЦБ возьмет в свои руки процесс финансового оздоровления банков: АСВ не будет участововать в новых санациях, но продолжит вести уже действующие проекты.
Напомним, что ЦБ планирует создать специальный фонд консолидации банковского сектора, который будет входить в капитал санируемых банков. Оперативное управление банком будет осуществлять специально учрежденная управляющая компания. Идея регулятора состоит в том, что восстановление устойчивости проблемных банков будет проходить под контролем ЦБ, затем кредитные организации в удовлетворительном финансовом состоянии будут продаваться на рынке. Новации от ЦБ требует изменений в закон, проект которых регулятор уже направил в Минфин и Минэкономразвития.
АСВ подготовило свой ответ на законопроект ЦБ. По мнению госкорпорации, прямое вложение в уставный капитал единовременно создаст значительные убытки. АСВ считает, что на каждый рубль, вложенный в капитал санируемого банка, ЦБ при его продаже будет терять 20-40 копеек, говорится в документе. Иначе регулятору придется долго управлять этим банком, развивать его и постоянно докапитализировать, что нарушит принцип независимости при принятии решений. Возникает и конфликт интересов, полагает агентство: нарушается принцип независимости при принятии решения о санации банка. ЦБ будет в одном лице совмещать функции регулятора, органа банковского надзора и санатора, это в корне нарушает мировую практику.
Госкорпорация предлагает скорректировать предложенный ЦБ вариант и разделить полномочия. «Регулятор создаст фонд и будет выступать его финансовым донором, а агентство учредит управляющую компанию. Фонд может быть создан без образования юридического лица и стать собственностью ЦБ, однако тогда регулятор будет титульным собственником акций санируемых банков, а это затруднит не зависимое от регулятора управление санируемыми банками. Кроме того, по некоторым обязательствам таких банков ЦБ будет нести субсидиарную ответственность», – пишет издание.
Если же фонд будет создан как юридическое лицо и будет собственником его имущества, то все функции управления станет выполнять управляющая компания, а у фонда не будет никаких работников. Этот вариант устраняет все недостатки, считает АСВ. По мнению агентства, у управляющей компании будет наблюдательный совет, во многом похожий на тот, что есть сейчас у АСВ: представители ЦБ (большинство), АСВ и Минфина. Это позволит избежать риска конфликта интересов, полагает госкорпорация.
В АСВ также считают, что финансирование фонда возможно не только за счет средств ЦБ, но и за счет взносов банков – как регулярных и не привязанных к конкретной ситуации, так и собираемых после конкретной санации.
Заметим, что в настоящее время профильные ведомства изучают подготовленный Центробанком законопроект. По словам замминистра экономического развития РФ Николая Подгузова, Минэкономразвития и Минфин концептуально поддержали предложения регулятора, но необходимо обсудить детали.
23 августа 2016 г.
Транспортные средства, произведенные после 1 января 2013 года, могут освободить от налога на имущество организаций
Кабмин внес в Госдуму законопроект, в случае принятия которого юридические лица не будут платить налог на имущество в отношении некоторых транспортных средств. Речь идет о технике, выпущенной после 1 января 2013 года. Напомним, что дата производства определяется на основании технического паспорта автомобиля или иной техники (п. 29 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств).
По мнению Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, такая мера позволит поддержать транспортную отрасль за счет более активного обновления автопарков.
Изменения могут быть внесены в п. 25 ст. 381 НК РФ, которая регламентирует льготы по налогу на имущество. В настоящее время они не распространяются на поставленные на учет транспортные средства после реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также после передачи и приобретения имущества между взаимозависимыми лицами (п. 2 ст. 105.1 НК РФ). В случае принятия документа данные категории активов также подпадут под отмену уплаты налога на имущество. Единственным условием применения льготы станет факт производства транспортной техники после 1 января 2013 года.
Правительство надеется, что Госдума примет документ в осеннюю сессию, и новые налоговые правила вступят в действие уже с 1 января 2017 года.
23 августа 2016 г.
ФНС России запустила новый сервис, позволяющий предпринимателям получить данные об иностранных контрагентах
Новый электронный сервис «Реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП)» размещен на официальном сайте налоговой службы.
В частности, можно выяснить не только полное наименование филиала или представительства иностранной компании и адрес регистрации, но также дату присвоения госномера записи об аккредитации или дату прекращения аккредитации филиала. В результатах поиска можно будет увидеть 18 характеристик иностранной компании, в том числе имя генерального директора и численность персонала (Состав сведений, подлежащих размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). Для получения информации в поле поиска необходимо ввести один из трех параметров: госномер записи об аккредитации, ИНН/КПП или наименование филиала либо представительства иностранной организации.
Налоговики гарантируют бесплатный доступ к данным сервиса, однако законом предусмотрены также платные услуги для получения расширенных сведений. Если заинтересованное лицо, к примеру, хочет получить информацию о контактных данных иностранного представительства и его банковских реквизитах, необходимо запросить выписку или справку. Обращение можно направить либо на бумажном носителе, либо через сайт ФНС России или Единый портал госуслуг с приложением квитанции об оплате. Срок подготовки документов ведомством не должен превышать пяти рабочих дней с момента получения запроса. Стоимость услуги – 200 руб. (постановление Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. № 1491 «Об установлении размера платы за предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, в виде выписки из реестра о конкретных филиале, представительстве иностранного юридического лица или справки об отсутствии запрашиваемой информации»).
Всего новый реестр ФНС России содержит 29 параметров, характеризующих иностранные компании.
Налоговики разработали РАФП в соответствии с законом об иностранных инвестициях, который устанавливает полномочие федерального органа исполнительной власти, утверждаемого правительством, (в данном случае налоговой службы) определять состав сведений, содержащихся в реестре, и порядок его ведения (п. 11 ст. 21 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).
23 августа 2016 г.
Росстат обновил ряд форм для отчетности предприятий и ИП о параметрах деятельности
Приказом от 11 августа 2016 г. № 414 Росстат утвердил множество обновленных форм статистического наблюдения, среди которых:
годовые с отчета за 2016 год:
- № 1-натура-БМ «Сведения о производстве, отгрузке продукции и балансе производственных мощностей»
- № 23-Н «Сведения о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии»
- № 4-ТЭР «Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов»
- № МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия»
- № 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя»
- № МП (микро)-натура «Сведения о производстве продукции микропредприятием»;
месячные с отчета за январь 2017 года:
- № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»
- № ПМ-пром «Сведения о производстве продукции малым предприятием»
- № 1-ИП (мес) «Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем»;
квартальные с отчета за январь – март 2017 года:
- № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»
- № П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации».
Соответствующие действующие формы утрачивают силу.
23 августа 2016 г.
ВС РФ признал отсутствие склада по адресу в транспортной накладной подделкой документов
ВС РФ встал на сторону налоговой инспекции в споре по поводу отмены возмещения НДС в отсутствие доказательств реальности экспортных поставок (Определение ВС РФ от 20 июля 2016 г. №305-КГ 16-4155).
Судебное разбирательство между налоговой инспекцией и ООО «Э» возникло в 2014 году, когда компания через суд потребовала увеличить размер возмещаемого из бюджета НДС, который после камеральной проверки снизился на 43 млн руб. Арбитражный суд г. Москвы в 2015 году поддержал хозяйствующее лицо и обязал ФНС России доначислить размер возврата налога на требуемую сумму (решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 2015 г. по делу № А40-87379/2014).
Представители инспекции не согласились с таким решением, сославшись на фиктивность документов, подтверждающих реальность осуществления экспортных поставок энергооборудования в Узбекистан. Дело в том, что указанные в документах компании-контрагенты не осуществляли хранение и перевозку товаров, несмотря на имеющиеся товарно-транспортные накладные и акты о приеме/выдаче товаров со склада. Налоговики оспорили решение суда в апелляционной инстанции, и на этом этапе судьи встали на их сторону (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2015 г. № 09АП-41203/15).
Впрочем, компания решила отстаивать свою позицию до конца и подала кассационную жалобу. Окружной кассационный суд Москвы в январе 2016 года согласился с доводами хозяйствующего субъекта и отменил решение апелляции, так как не нашел достаточных доказательств недобросовестности ООО и намеренного совершения им правонарушения ради получения налоговой выгоды. Представленные налогоплательщиком документы заполнены верно и соответствуют данным отчетности контрагентов, посчитали в суде. А доводами налогового органа об отсутствии у партнеров склада по адресу, указанному в транспортной накладной, можно пренебречь, так как их компания меняла юридический адрес и осуществляла свою деятельность не по месту «прописки». В итоге решение суда первой инстанции было признано верным, а ООО «Э» – имеющей право на получение 43 млн руб. из бюджета (постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 января 2016 г. № Ф05-19443/15 по делу № А40-87379/2014).
Представители налоговой инспекции также решили бороться за свою правоту до конца и обратились в ВС РФ. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ признала обоснованным решение апелляционной инстанции по данному делу. Доводы о фиктивности представленных налогоплательщиком документов ВС РФ посчитал доказанными на основании того, что транспортные накладные отражают перевозки товара, которые физически не могли быть выполнены вследствие удаленности мест отгрузки и получения. Кроме того, в них указан адрес склада, который фактически отсутствует. ВС РФ также указал на нарушение процессуальных норм, а именно на то, что кассационный суд не может переоценивать доказательства апелляции.
23 августа 2016 г.
Если НДФЛ уплатить по месту нахождения организации, а не подразделения, пеней не будет
В письме от 07.04.2015 № БС-4-11/5717@ ФНС рассказала о правомерности начисления пеней, если НДФЛ был уплачен не по месту нахождения обособленного подразделения организации, а по месту нахождения головной организации.
Пунктом 7 статьи 226 НК установлено, что налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Головная организация должна перечислять сумму налога, удержанного с зарплаты и иных доходов физлиц, полученных за работу в обособленном подразделении, по месту нахождения такого подразделения.
Вместе с тем, в случае уплаты НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации речь не идет о нарушении сроков уплаты налога.
Статья 75 НК не содержит положений, предусматривающих зависимость начисления пеней от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней.
Согласно судебной практике подобное нарушение не влечет за собой начисление пеней. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.03.2011 по делу № А56-94715/2009 суд указал, что поскольку сумма налога перечислена по местонахождению головной организации полностью, повторная уплата налога налоговым агентом за счет собственных средств по месту учета обособленного подразделения противоречит пункту 9 статьи 226 НК. Начисление пеней возможно только в случае, если у налогоплательщика имеется фактическая задолженность перед бюджетом. Начисление пеней в данном случае неправомерно.
В постановлении ФАС Московского округа от 08.10.2008 по делу № А40-48736/07-114-270 суд указал следующее: перечисление налога, удержанного с работников обособленного подразделения по месту нахождения головной организации не является основанием к начислению пеней, поскольку данный налог является федеральным, и направление части средств в один муниципальный бюджет вместо другого свидетельствует лишь о нарушении порядка его уплаты.
Также в постановлении ФАС Московского округа от 17.01.2011 по делу № А40-4800/10-115-55 суд установил, что налог за обособленное подразделение был перечислен по месту нахождения головной организации. И указал, что, поскольку налог поступил в бюджет своевременно и в полном объеме, пени не начисляются. ФНС привела еще несколько постановлений, содержащих аналогичную позицию. Правда, все они от 2007 и 2008 годов.
Два года назад похожее мнение высказывал и Минфин. Сама ФНС ранее также придерживалась данной позиции. Добавим, что это отвечает мнению президиума ВАС, выраженному в постановлении по делу А06-9384/2011: пени не начисляются, если НДФЛ обособленного подразделения уплачен с неверным ОКАТО.
23 августа 2016 г.
Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.