Как распределить расходы по нескольким видам деятельности, требующим обособленного учета

В письме от 09.02.16 № 03-03-06/1/6641 Минфин указал, что если налогоплательщик, применяющий в налоговом учете метод начисления, несет расходы, относящиеся к нескольким видам деятельности, по которым ведется обособленный учет, их распределение происходит с учетом положений статьи 272 НК.

Пунктом 1 данной статьи установлено, что расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

При этом НК не установлена методика ведения раздельного учета доходов (расходов). Поэтому налогоплательщики могут вести раздельный учет в любом порядке, позволяющем разграничить доходы (расходы), полученные (понесенные) от одного вида деятельности (в частности, деятельности в рамках СЭЗ), и доходы (расходы) от другого.

Источник: Правовая система "Главбух" 04 мая 2016 г.


Обновлены контрольные соотношения для декларации по ЕНВД

Налоговики направили для использования в работе новую версию контрольных соотношений для показателей налоговой декларации по ЕНВД (письмо ФНС России от 13 апреля 2016 № СД-4-3/6476@ "О внесении изменений в контрольные соотношения показателей налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности").

Обновить контрольные соотношения понадобилось в связи с тем, что в форму декларации по ЕНВД были внесены изменения. Так, начиная с первого квартала 2016 года налогоплательщики должны применять налоговую декларацию с учетом поправок, которые были внесены приказом ФНС России от 22 декабря 2015 г. № ММВ-7-3/590@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 4 июля 2014 г. № ММВ-7-3/353@". В частности, полностью был скорректирован раздел 2 декларации "Расчет сумм ЕНВД по отдельным видам деятельности".

Контрольные соотношения адресованы налоговым инспекторам для проверки декларации, которые представляют плательщики. Но и сами организации и ИП могут использовать их для самостоятельного выявления ошибок при заполнении декларации.

Контрольные соотношения представлены в виде таблицы, где указаны раздел и строка декларации, а также формулировка возможного нарушения законодательства со ссылкой на конкретную норму НК РФ. Приводятся действия проверяющего при выявлении данных ошибок или несоответствий.

Налоговики приводят как внутридокументные контрольные соотношения, так и междокументные. Внутридокументные соотношения позволяют проверить соответствие определенных строк декларации. В междокументных соотношениях приводятся соответствия отдельных показателей декларации данным из других источников, например из ГИБДД (в отношении количества автотранспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, грузов), БТИ (в отношении площади зала, зала обслуживания, стоянки и т. д.) и другие.

Источник: ГАРАНТ.РУ 04 мая 2016 г.


Из-за подозрений о недостоверности документов ИФНС не вправе изъять системные блоки

В ходе выездной проверки за 2011-2013 года налоговая направила компании требование о представлении документов. Компания его выполнила, после чего ИФНС вынесла постановление о производстве выемки предметов и документов, сославшись на недостоверные сведения в представленных документах. Изъятию подлежала информация, хранящаяся на электронных носителях.

Полагая, что основания для производства выемки у инспекции отсутствовали, а сама выемка произведена с грубым нарушением требований НК, компания обратилась в суд (дело № А54-1021/2015).

Суды трех инстанций признали выемку незаконной, разъяснив, что инспекция вправе произвести выемку документов только при наличии достаточных оснований полагать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (пункт 14 статьи 89 НК). Выемка производится на основании мотивированного постановления (пункт 1 статьи 94 НК). Согласно статье 94 НК до начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве и предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их. Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки (пункт 5 статьи 94 НК).

Суды установили, что истребуемые документы компания представила в полном объеме и не препятствовала налоговому контролю. При этом информация на электронных носителях у компании не запрашивалась. К тому же была изъята информация за 2014 год, не относящаяся к предмету проверки.

Суды отклонили довод инспекции о несоответствии представленных компанией документов, касающихся взаимоотношений с фирмами-однодневками, требованиям, предъявляемым к первичным документам законом о бухучете (по мнению инспекции, документы содержат недостоверные сведения).

В решении кассации (Ф10-174/2016 от 01.03.2016) указано: «формальное указание на наличие оснований, предусмотренных ст. 94 НК РФ, без ссылки на конкретные обстоятельства, подтверждающие совершение обществом действий по сокрытию, исправлению, замене подлинных документов, не свидетельствует о том, что постановление инспекции является мотивированным, что нарушает требования, установленные ст. 94 НК РФ».

Источник: Audit-it.ru 04 мая 2016 г.


Налоговики пояснили, как отразить доход в натуральной форме в расчете 6-НДФЛ

Специалисты налогового ведомства дали разъяснения относительно того, как в расчете по форме 6-НДФЛ отразить операцию по выплате физлицу дохода в натуральной форме (письмо ФНС России от 28 марта 2016 г. № БС-4-11/5278@ "О порядке заполнения формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ)").

Так, в случае, если работнику, к примеру, 1 марта 2016 года выплачена зарплата в натуральной форме, то данная операция отражается в разделе 1 расчета 6-НДФЛ следующим образом. Сумму дохода нужно отразить по строке 020 "Сумма начисленного дохода", а сумму налога в строках 040 "Сумма исчисленного налога" и 080 "Сумма налога, не удержанная налоговым агентом". В разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ необходимо заполнить строки 100 – 140. Так, по строкам 100 "Дата фактического получения дохода" и 110 "Дата удержания налога" следует указать 1 марта 2016 года. По строке 120 "Срок перечисления налога" – 2 марта 2016 года. Соответствующий суммовой показатель, равный размеру дохода, проставляется по строке 130 "Сумма фактически полученного дохода". А по строке 140 "Сумма удержанного налога" указывается 0, поскольку налог удержан не был.

Напомним, что сегодня последний день, чтобы представить в срок расчет по форме 6-НДФЛ в налоговые органы. Сделать это нужно в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Распечатать форму 6-НДФЛ и представить ее на бумажном носителе вправе лишь налоговые агенты, доходы от которых в налоговом периоде получили до 25 физлиц. Недавно налоговики рассказали, как подготовить расчет на компьютере и какой шрифт использовать при печати.

Источник: ГАРАНТ.РУ 04 мая 2016 г.


Возможна дисквалификация директора, уклонившегося от субсидиарной ответственности

ФНС в распространенной информации сообщает, что в отношении должников, привлеченных к субсидиарной ответственности, начали применяться новые нормы КоАП.

Лица, привлеченные к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, в том числе за доведение его до банкротства, но не возместившие должнику или его кредиторам ущерб, причиненный своими действиями, могут быть дисквалифицированы. Дисквалификация означает лишение права замещать должности или заниматься предпринимательской, управленческой или иной профессиональной деятельностью.

Прецедентное решение вынесено 8 апреля 2016 г. арбитражным судом Пермского края по делу № А50-3686/2016 и вступило в законную силу. Руководитель должника, привлеченный к субсидиарной ответственности, не компенсировал кредиторам ущерб, причиненный своими действиями. Налоговым органом был составлен протокол об административном правонарушении. Арбитражный суд, рассмотрев указанный протокол, дисквалифицировал руководителя должника на один год.

Это первый в России судебный акт, который принят в соответствии с новым составом административного правонарушения. ФНС напомнила, что федеральным законом от 29.12.2015 № 391-ФЗ внесены изменения в КоАП - статья 14.13 дополнена частью 8, предусматривающей возможность дисквалификации арбитражным судом лица, не исполнившего вступивший в законную силу судебный акт о привлечении к субсидиарной ответственности.

Налоговые органы наделены полномочиями по составлению протоколов об указанном выше административном правонарушении. К ответственности за такое правонарушение привлекает арбитражный суд.

Источник: Audit-it.ru 29 апреля 2016 г.


Порядок ведения раздельного учета можно выбрать самостоятельно

Согласно Письму Минфина России от 09.02.2016 № 03-03-06/1/6641, в НК РФ не установлена методика ведения раздельного учета доходов и расходов. Организация вправе вести его в любом порядке. Главное - разграничивать доходы (расходы) по операциям, для которых предусмотрен обособленный учет при исчислении налога на прибыль.

К такому выводу Минфин приходил и ранее. В новом письме министерство рассматривает ситуацию, когда налогоплательщик одновременно работает в свободной экономической зоне и осуществляет иную деятельность. Можно предположить, что разъяснение распространяется и на другие случаи ведения раздельного учета.

Источник: Консультант+ 29 апреля 2016 г.


Декларация по НДФЛ в следующем году снова может поменяться

Налоговики начали подготовку приказа об утверждении новой формы налоговой декларации по НДФЛ (форма № 3-НДФЛ). Уведомление об этом размещено на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Как сообщается, нововведения требуются в связи с внесение изменений в гл. 23 НК РФ, регламентирующую порядок исчисления и уплаты НДФЛ. Их планируется учесть в новой форме налоговой декларации по НДФЛ и порядке ее заполнения. К примеру, речь идет о таких изменениях налогового законодательства, как:

  • увеличение размера стандартного налогового вычета на ребенка – инвалида;
  • установление особенностей определения налоговой базы по НДФЛ, учета убытков, исчисления и уплаты налога по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;
  • введение нюансов по налогообложения доходов физлиц, полученных от контролируемых иностранных компаний, в том числе, в случае их ликвидации.

Срок вступления в силу обновленной формы декларации запланирован на январь 2017 года.

В свою очередь напомним, что декларационная компания в этом году завершается в среду 4 мая 2016 года. Отчитаться за 2015 год в этот срок нужно по форме 3-НДФЛ, которая утверждена приказом ФНС России от 24 декабря 2014 № ММВ-7-11/671@. Сделать это должны те налогоплательщики, которые получили доходы, с которых не был удержан налог налоговым агентом, а также продали имущество, находящееся в собственности менее трех лет или получили выигрыш в лотерею, а также вели предпринимательскую деятельность (например, занимались репетиторством) и в ряде других случаях. Если же единственная цель физлица – получить вычет (к примеру, имущественный или социальный), то он вправе не соблюдать срок сдачи декларации, а может подать ее в любое время в течение года.

Источник: ГАРАНТ.РУ 29 апреля 2016 г.


Если фирма не выплачивала доход иностранным компаниям, ей проще заполнить отчетность

Федеральная налоговая служба в Письме от 13 апреля 2016 г. №СД-4-3/6435@ «О заполнении налогового расчета» информировала о порядке формирования Налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее – Налоговый расчет), форма и порядок заполнения утверждены Приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-3/115@ «Об утверждении формы налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, порядка ее заполнения, а также формата представления налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в электронной форме».

Согласно документу, налоговые агенты отражают суммы, которые были выплачены иностранным фирмам, и удержанный налог в специальном расчете. Если в последнем истекшем квартале (месяце) отчетного или налогового периода доход не выплачивался, раздел 3 включать в расчет не нужно.

Источник: Консультант+ 29 апреля 2016 г.


РФ присоединится к международному обмену налоговой информацией уже в мае

После публикации данных "панамского архива" и апрельского изменения позиций офшорных юрисдикций по вопросу раскрытия информации процесс интеграции России в "проект BEPS" — мер G20 и ОЭСР по взаимному раскрытию информации о налогоплательщиках — ускорился. По данным "Ъ", правительство сегодня на своем заседании поручит ФНС подписать соглашение о многостороннем обмене информацией, CRS MCAA. Это оставляет только два месяца для подачи спецдеклараций в рамках "офшорной амнистии", которую продлевать не будут. Данные о незадекларированных счетах станут доступны ФНС лишь в конце 2018 года, но проблемы с зарубежными деньгами российского происхождения, которые интересны налоговикам, появятся с 1 июля 2016 года.

Как стало известно "Ъ", в повестку дня заседания правительства от 28 апреля включен вопрос о присоединении России к "конвенции о сотрудничестве между компетентными органами" в части автоматического раскрытия финансовой информации — многостороннего договора об автоматическом стандартизированном обмене налоговыми органами различных стран информацией о налогоплательщиках (CRS MCAA). Напомним, проект автоматического обмена запущен G20 параллельно с проектом G20/ОЭСР по борьбе с размыванием налоговой базы (BEPS) несколько лет назад. Россия была одним из инициаторов "проекта BEPS", однако до последнего времени не было известно, в какое время и на каких условиях она решит присоединяться к MCAA.

Окончательное решение, видимо, вызвано изменением позиции офшорных юрисдикций, в том числе Британских Виргинских островов, по раскрытию информации о собственниках офшорных компаний — после публикации "панамских файлов" в марте 2016 года: после этого процесс раскрытия информации, в том числе о собственниках активов, может стать лавинообразным, и смысла ограничивать участие в этом процессе у России больше нет. 16 апреля генсек ОЭСР Хосе Анхель Гурриа на заседании G20 говорил о более чем 70 странах, которые взяли на себя обязательства по раскрытию фининформации партнерам (счета, их владельцы, типы фининститутов) в 2017 и 2018 годах, так называемых AEOI Commitments. Россия была названа в списке стран, готовых обмениваться данными о счетах и их владельцах с 2018 года, Панама и Бахрейн при этом упоминались как юрисдикции, отказывающиеся назвать сроки присоединения к CRS MCAA. С этого времени власти двух стран уже заявили, что примут стандарт, сейчас число будущих юрисдикций--участников обмена превышает 90.

По данным "Ъ" из источников в правительстве, вопрос о предоставлении права ФНС России подписать документы о присоединении к CRS MCAA будет рассматриваться Белым домом в закрытом режиме, докладывать вопрос будет глава Минфина Антон Силуанов. Собеседники "Ъ" в ФНС России категорически отрицают какую-либо связь между "панамским архивом" и решением по MCAA — по их словам, это плановая работа. По словам замминистра финансов Ильи Трунина, речь идет не об ускорении подписания необходимых соглашений, а наоборот, о ликвидации допущенного отставания. "Мы с этим серьезно затянули, ведь обещали сделать это еще в январе этого года — и потому выглядели не очень хорошо. Ведь мы, как члены G20, должны быть в первых рядах".

По данным "Ъ", само соглашение предполагается подписать достаточно быстро — до конца мая 2016 года. Это, в свою очередь, ставит в крайне неудобное положение собственников иностранных счетов, не определившихся с участием в "офшорной амнистии" — она продлена решением правительства до 1 июля. Де-факто у них остается два месяца на то, чтобы подать спецдекларацию или закрыть иностранные счета в юрисдикциях, обменивающихся отчетами в рамках CRS. После 1 июля это будет во многих случаях бессмысленно — хотя ФНС России получит данные отчета в конце 2018 года, изменить последствия владения налоговиками этими данными будет невозможно. Сведения могут быть использованы как для доначислений налогов, так и для судебного, в том числе уголовного, преследования.

Отметим, в октябре 2015 года ОЭСР опубликовала собственные трехуровневые стандарты отчетности, которым должны соответствовать более широкий тип отчетности — так называемые отчеты CbCR, а также стандарты по "мастер-файлам" и "локальным файлам" крупных международных корпораций, которые отчитываются по национальным законодательствам. 27 января 31 страна (в том числе Великобритания, Китай, Германия, Франция, Швейцария) подписали конвенцию MCAA и в части CbCR. Позиция России по обменам в рамках CbCR пока неизвестна. Также неизвестно, как будут работать так называемые вторичные механизмы в рамках многостороннего обмена — как в рамках CRS, так и в рамках CbCR. Известно лишь, что отдельные компании групп могут быть принудительно обязаны в некоторых юрисдикциях раскрывать информацию, которая в итоге может попасть в ФНС России. То, что это произойдет после зимы 2018 года, когда у ФНС появится информация об иностранных счетах, небольшое утешение.

Источник: Коммерсантъ 28 апреля 2016 г.


Готовы новые форматы счетов-фактур и гибридов, совмещающих счет-фактуру с первичкой

Приказом от 24 марта 2016 г. № ММВ-7-15/155@ ФНС утвердила электронные форматы счета-фактуры и документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру.

По 30 июня 2017 года налогоплательщики вправе создавать счета-фактуры в электронной форме как по формату, утвержденному приказом ФНС от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@, так и по новым форматам. С 1 июля 2017 года приказ ММВ-7-6/93@ утратит силу в части формата счета-фактуры, при этом останутся действующими форматы остальных утвержденных этим приказом документов.

Прием счетов-фактур, созданных до 1 июля 2017 года по "старому" формату, будет обеспечен до 31 декабря 2020 года.

Согласно описанию возможно оформление так называемого "счета-фактуры", который несет только функции документа об отгрузке. Его формат включает:

  • файл обмена для представления информации продавца, в том числе сведения передающей стороны об участвующих в сделке экономических субъектах, предмете сделки и иных ее существенных обстоятельствах;
  • файл обмена для представления дополнительной к информации продавца информации покупателя в виде сведений принимающей стороны в отношении оформляемой сделки.

Если по закону двустороннее оформление сделки не требуется, то такой файл может отсутствовать.

Эти файлы обмена подписываются созданной в соответствии с требованиями закона № 63-Ф3 электронной подписью лица, ответственного за оформление факта хозяйственной жизни со стороны, соответственно, передающего или принимающего субъекта.

Возможно также оформление счета-фактуры с функцией и счета-фактуры, и документа об отгрузке. Тогда в дополнение к информации, указанной в первом файле обмена, приводится информация, обязательная для счета-фактуры. Такой файл дополнительно подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного на подписание счетов-фактур. Также формируется второй файл обмена.

Третий вариант - формат "обычного" счета-фактуры состоит из одного файла обмена с информацией, обязательной для счетов-фактур, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного на подписание счетов-фактур.

Источник: Audit-it.ru 28 апреля 2016 г.


1 июля обновится перечень кодов для книг покупок и продаж

1 июля 2016 года вступает в силу Приказ ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@ «Об утверждении перечня кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, книге продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, а также кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур» (зарегистрирован в Минюсте России 20.04.2016 № 41876).

В соответствии с документом появится, например, код 18. Он предусмотрен для корректировочных счетов-фактур, составленных или полученных из-за уменьшения стоимости отгруженных товаров. Однако единые корректировочные счета-фактуры будут отражаться под кодом 01.

Источник: Консультант+ 28 апреля 2016 г.


Обновлены требования к форматам и способам подачи электронной бухотчетности учреждений

Казначейство России 20.04.2016 утвердило новую версию требований к форматам и способам передачи в электронном виде бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в Федеральное Казначейство (версия 7.0). Ее должны применять бюджетные и автономные учреждения при передаче годовой и квартальной отчетности за 2016 год. Одним из изменений можно назвать то, что добавлен «Отчет о движении денежных средств учреждения» (ф. 0503723).

Источник: ГАРАНТ.РУ 28 апреля 2016 г.


Работник принят на год – даже если оформленного договора нет, уволить в конце срока можно

Согласно Апелляционному определению Сахалинского областного суда от 03.03.2016 по делу № 33-540/2016, даже в случае отсутствия оформленного трудового договора работника, принятого на работу на год согласно приказу, можно уволить в конце срока.

Как указал суд, увольнение правомерно. Ознакомившись с приказом под подпись, сотрудник не возразил против срочного характера отношений и приступил к работе.

Действия сотрудника подтверждали, что он согласен на ограничение периода работы. Таким образом, срок был установлен по соглашению сторон. В судебной практике есть иной подход: если трудовой договор не оформлен или в нем нет условия о сроке, увольнение в связи с его истечением незаконно.

Источник: Консультант+ 27 апреля 2016 г.


Если списать основное средство и не восстановить НДС, возможен спор с инспекцией

В Письме от 14.04.2016 № 03-07-11/21297 Минфин России сообщил, что иногда компаниям необходимо ликвидировать основные средства, которые недоамортизированы. Например, так бывает, когда ремонт имущества после поломки потребует больших затрат. В этих ситуациях возникает закономерный вопрос: как быть с НДС?

Проверяющие, скорее всего, сочтут нарушением, если налог не будет восстановлен. В практике такие споры не редкость. Суды обычно встают на сторону налогоплательщика, ведь ликвидация объектов до того, как истечет срок их полезного использования, не включена в перечень случаев, когда нужно восстановить НДС. Такого же мнения придерживался и ВАС РФ.

Минфин не раз высказывался в пользу восстановления НДС. В новом письме он отметил, что если товары, работы, услуги не используются для облагаемых НДС операций, то нет оснований принять "входной" налог к вычету. Можно предположить, что позиция финансового ведомства не изменилась.

Тем не менее, с учетом судебной практики подобное дело, вероятнее всего, выиграет налогоплательщик.

Источник: Консультант+ 27 апреля 2016 г.


Определен перечень документов, которые нельзя требовать у юрлиц и ИП при проверках

1 июля 2016 года вступает в силу Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р, определяющее перечень документов, которые нельзя требовать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проверках.

Согласно документу, предпринимателям и юрлицам не придется представлять сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, кадастровые выписки об объектах недвижимости и др. Документы, указанные в перечне, можно получить в процессе межведомственного взаимодействия. Напомним, сам запрет требовать эти документы вступает в силу 1 июля 2016 года.

Источник: Консультант+ 27 апреля 2016 г.


Минфин напомнил о выводах ВС насчет ресурсов для инвентаризации при выездной проверке

Минфин подготовил обзор правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина.

Истец – организация – оспаривал норму положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, согласно которой налогоплательщик должен создать условия для проверки фактического наличия имущества. В частности, следует обеспечить проверяющих рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой (приказ Минфина от 10 марта 1999 г. N 20н/ГБ-3-04/39).

По мнению компании, эта норма приводит к дополнительным материальным затратам налогоплательщика в виде оплаты труда, приобретения средств измерений. При этом согласно НК обязанности налогоплательщиков могут устанавливаться только актами законодательства о налогах и сборах. НК соответствующие обязанности не предусмотрены.

ВС отказал истцу, указав на пункт 1 статьи 4 НК, которым предусмотрено право Минфина определять порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной налоговой проверке.

Суд пояснил, что налогоплательщик обязан обеспечить налоговый орган при проведении инвентаризации только той рабочей силой и тем оборудованием, которые имеются у него. "Оспариваемое положение не требует от налогоплательщика осуществления каких-либо дополнительных затрат на приобретение того оборудования, которого у него нет в наличии к моменту проведения налоговым органом инвентаризации, а также не содержит предписаний о найме дополнительной рабочей силы", - указал ВС.

Источник: Audit-it.ru 27 апреля 2016 г.


Компания подала РСВ-1 на день позже – суд может уменьшить штраф вдвое

Арбитражный суд Московского округа счел, что незначительность просрочки является обстоятельством, смягчающим ответственность. Соответствующее решение содержится в Постановлении АС Московского округа от 01.04.2016 по делу № А41-30902/2015. Напомним, с 2015 года в Законе о страховых взносах утратили силу положения об обстоятельствах, уменьшающих штраф. Однако КС РФ постановил, что эти поправки не соответствуют Конституции.

Источник: Консультант+ 27 апреля 2016 г.


«Входной» НДС со стоимости спецоценки заказчик может принять к вычету в общем порядке

Согласно Письму Минфина России от 04.04.2016 № 03-07-11/18789, «входной» НДС со стоимости спецоценки заказчик может принять к вычету в общем порядке. Правило действует и в случае, когда спецоценка частично оплачивается за счет взносов в ФСС. Напомним, чтобы принять "входной" НДС к вычету, важно соблюсти ряд условий. Работы, услуги должны быть приобретены для облагаемых операций и приняты к учету. Кроме того, нужно иметь счета-фактуры и первичку.

Источник: minfin.ru 27 апреля 2016 г.


Утверждены новые коды видов операций по НДС

Налоговое ведомство разработало и утвердило новые коды видов операций по НДС, которые необходимы для заполнения книги покупок и книги продаж, а также дополнительных листов к ним и для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (приказ ФНС России от 14 марта 2016 г. № ММВ-7-3/136@ "Об утверждении перечня кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, книге продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, а также кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур").

Новые коды отражаются в соответствующих графах журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также в книгах покупок и продаж. Приказ вступает в силу с 1 июля 2016 года. Соответственно, с этой же даты утрачивает силу приказ ФНС России от 14 февраля 2012 г. № ММВ-7-3/83@, которым утверждены коды видов операций по НДС, применяемые в настоящее время и необходимые для составления документов, используемых при расчетах по НДС.

Разработка новых кодов операций по НДС потребовалась в связи с внесением многочисленных изменений в налоговое законодательство, а также с тем, что начиная с отчетности за первый квартал 2015 года используется новая форма налоговой декларации по НДС, в которую подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика, а в некоторых случаях, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Так, в новом приказе, например, операция по отгрузке (передаче) или получению товаров (выполнению работ, оказанию услуг), имущественных прав на безвозмездной основе. как и прежде, имеет код 10. А вот операция по передаче имущественных прав в некоторых случаях (в частности, при приобретении денежного требования у третьих лиц, при уступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг)) с 1 июля 2016 года будет иметь код 14. Сейчас используется код 11.

Напомним, что налоговики рекомендовали до утверждения новых кодов видов операций использовать дополнительно коды, указанные в приложении к письму ФНС России от 22 января 2015 г. № ГД-4-3/794@.

Источник: ГАРАНТ.РУ 26 апреля 2016 г.


Запретят ликвидацию юрлиц во время таможенных проверок - готовится законопроект

Опубликовано уведомление о разработке законопроекта о внесении изменений в статью 20 федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» – планируется введение запрета на ликвидацию юридического лица во время таможенной проверки.

Текста пока не опубликовано. В описании говорится, что такая мера будет способствовать улучшению администрирования таможенных платежей и административных штрафов, наложенных таможенным органом (недопущению ликвидации должников перед таможней), а также позволит повысить эффективность работы с дебиторской задолженностью по указанным видам доходов бюджетной системы РФ.

Источник: Audit-it.ru 26 апреля 2016 г.


Проверить контрагента на добросовестность будет проще

20 апреля 2016 года в третьем чтении принят Проект Федерального закона № 911054-6, позволяющий сделать общедоступной часть информации о налогоплательщиках, которая сейчас признается налоговой тайной. Есть исключение – сведения, составляющие гостайну.

Предлагается размещать на сайте ФНС данные о среднесписочной численности работников, суммах доходов и расходов по бухотчетности и др. Сведения будут публиковаться за год, предшествующий размещению.

Изменения предполагают, что проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента налогоплательщикам станет проще. Сейчас, чтобы получить необходимую информацию, им, как правило, приходится прибегать к услугам специализированных коммерческих организаций и нести дополнительные затраты.

Источник: asozd.duma.gov.ru 26 апреля 2016 г.


НДС нужно восстановить, если часть расходов финансируется за счет бюджета

Организации были предоставлены из федерального бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат, необходимых для создания объектов инфраструктуры в рамках реализации инвестиционного проекта. Налоговики разъяснили, что в этом случае НДС, ранее предъявленный к вычету при приобретение за счет этих средств товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, подлежит восстановлению (Письмо ФНС России от 14 апреля 2016 г. № СД-4-3/6551@ "О рассмотрении обращения ООО").

Такой вывод основывается на положениях подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ. Там указано, что в случае, если субсидии из федерального бюджета выделяются на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС, а также на возмещение затрат по уплате этого налога при ввозе товаров на территорию России, суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению.

Специалисты налогового ведомства также разъяснили, что при получении налогоплательщиком частичной компенсации затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, НДС восстанавливается только в части полученных субсидий.

Восстановить суммы налога нужно в том налоговом периоде, в котором получены бюджетные субсидии. Отметим также, что восстановленный таким образом налог не включается в стоимость товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ).

Источник: ГАРАНТ.РУ 25 апреля 2016 г.


Взносы в Пенсионный фонд увеличат для некоторых работодателей

Страховые взносы в Пенсионный фонд России увеличат для тех работодателей, кто не будет улучшать условия труда на своих предприятиях. Об этом сказал министр труда и социальной защиты Максим Топилин на закрытии Всероссийской недели охраны труда.

В первую очередь это касается рабочих мест, признанных вредными, опасными или тяжелыми.

"Даже максимальный тариф, который платят работодатели с вредными условиями труда в пенсионный фонд, покрывает лишь 30 процентов расходов государства на выплату досрочных пенсий их работникам", - сказал глава Минтруда. А значит, надо искать баланс между интересами работников, работодателей и государства.

Штрафы за плохие условия труда снижать также не планируется. Работодатели часто жалуются, что штрафы большие, но они такими и должны быть, а может быть, даже и выше, потому что речь идет о жизни людей, отметил Максим Топилин.

Главная задача, которую ставит Минтруд, - это поиск экономических инструментов, которые, с одной стороны, будут заставлять, с другой стороны, стимулировать работодателя и работника улучшать условия труда.

"Наше ключевое направление - переход к нулевому травматизму, профилактика профессиональных заболеваний, - отметил министр. - Все финансовые инструменты должны быть переставлены с компенсационного механизма на превентивный. Мы должны выявлять профзаболевания, на ранних стадиях купировать их возможные последствия, дать работнику возможность пройти реабилитацию и выстраивать работу так, чтобы у него не было риска дальнейшего ухудшения здоровья".

Для этого ведомство разрабатывает проект госпрограммы "Безопасный труд".

Также, по словам министра, Россию ждут серьезные изменения трудового законодательства. "У нас есть огромное количество инструкций, действующих со времен царя Гороха, о части из них работодатели даже не знают", - признал он. Однако сложилась практика, когда инспектор по труду может оштрафовать работодателя за невыполнение такой инструкции, потому что формально ее неисполнение - нарушение трудового законодательства.

Между тем действительно важные инструкции будут сохранены и станут прозрачными.

Всю нормативно-законодательную базу разместят на специальном ресурсе в Интернете, чтобы работодатель четко знал, какими документами он должен руководствоваться в работе. Все лишнее аннулируют.

Источник: Российская газета 25 апреля 2016 г.


За необеспечение получать документы от ИФНС по сети налоговики смогут блокировать счета

Госдума приняла в третьем чтении правительственный законопроект № 688389-6 о внесении изменений в Налоговый кодекс в части совершенствования налогового администрирования. Данный законопроект внесен был еще в конце 2014 года, а в первом чтении был принят почти год назад - в мае 2015-го. Принятый в третьем чтении вариант кардинально видоизменен относительно принятого в первом.

Согласно первоначальной версии планировалось снизить порог перехода на обязательное представление налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме. Такую обязанность хотели установить для налогоплательщиков, численность работников которых превышает 50 человек (сейчас, напомним, согласно статье 80 НК этот порог составляет 100 человек). Эту поправку из законопроекта убрали, так что фирмы и ИП с численностью до 100 по-прежнему смогут выбирать между ТКС и "бумагой".

Новые формы и форматы налоговых деклараций, расчетов, поправки в них будут вступать в силу не ранее чем через два месяца после официального опубликования (сейчас по умолчанию действует общий срок для приказов и постановлений - 10 дней, а по первоначальной версии законопроекта планировалось дать налогоплательщикам на освоение новых форм один месяц). Новшество не будет касаться изменений, вносимых в формы счета-фактуры, книги продаж, других документов, применяемых в целях НДС. Авторы начальной версии проекта предлагали распространить новый порядок и на эти формы, но из итогового текста это убрано.

Принятая версия законопроекта запретит давать пояснения, которые затребованы налоговиками по итогам камералки по НДС, в бумажном виде. Запрет коснется налогоплательщиков, на которых возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме. Пояснения придется также давать по ТКС через оператора ЭДО, а "бумажные" пояснения налоговики будут игнорировать. Ответственность за непредставление электронных пояснений (или уточненки) будет той же, которая установлена за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений (по статье 126.1 НК – при однократном нарушении штраф 5000, при повторном в течение года – 20 тысяч рублей).

По налоговым льготам ИФНС сможет истребовать не только документы, но и пояснения, на представление которых налогоплательщикам будет отведено 5 дней.

В статью 93 НК, посвященную истребованию документов при проведении налоговой проверки, вносится требование о том, что представляемые налогоплательщиком документы должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми ФНС. Вводится возможность представлять сканы документов, изначально оформленных в бумажном виде, при этом скан должен соответствовать установленному ФНС формату.

Первоначальная версия законопроекта предусматривала продление срока, установленного для рассмотрения материалов проверки и вынесения решения по ним (статья 101 НК), на сроки проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, представления и получения проверяемым лицом (его представителем) справки по результатам проведения этих мероприятий и прилагаемых к ней материалов, а также подготовки и представления возражений по ним.

В итоговой версии проекта тоже имеются поправки в статью 101 НК, посвященную вынесению решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Однако выглядят они уже иначе. Среди прочего, оговаривается возможность принятия решения о допмероприятиях по итогам рассмотрения материалов проверки. Если оно будет принято, то итоги допмероприятий также рассматриваются руководителем ИФНС (его замом), после чего в течение 10 дней принимается решение по итогам проверки. Таким образом, сроки вынесения решения корректируются на сроки, необходимые для допмероприятий, при этом уточняется процедура.

Уточняется, что ознакомление с материалами проверки и допмероприятий может производиться путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. Устанавливаются сроки для ознакомления.

По результатам допмероприятий проверяемое лицо сможет представлять свои возражения в письменном виде в 10-дневный срок. Первоначальная версия проекта предусматривала возможность получения налогоплательщиком справки по допмероприятиям, из итоговой версии эти положения убраны.

Принятая в третьем чтении редакция законопроекта содержит также множество новых норм, которых вообще ни в каком виде не было в законопроекте при внесении. В частности, уточняются положения об использовании физлицами личного кабинета. Согласно действующей редакции, физлицо-пользователь ЛК не может получать бумаги от ИФНС по почте, пока не откажется от использования ЛК. Законопроект смягчает нормы НК в этой части – можно будет направить налоговикам уведомление с просьбой присылать документы по "обычной" почте, не отказываясь от использования ЛК.

Расширяются и уточняются обязанности лиц, которые должны сдавать декларации в электронном виде, обеспечить тем же путем прием документов от налоговиков. На это отводится 10 дней. Если указанная возможность не обеспечена, то у налоговиков появляется право заблокировать счет налогоплательщика (вносится дополнение в статью 76 НК). Оговаривается порядок действий, если документы от налоговиков будет получать уполномоченный представитель.

Вносятся изменения и дополнения в порядок обжалования решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе. В частности, приостановление исполнения обжалуемого акта станет возможным в случае представления налогоплательщиком банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить сумму налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.

Уточняется ряд норм о налоговом мониторинге, в частности, как пишет "Коммерсантъ", для налогоплательщиков, оформивших мониторинг, вводится возможность согласовывать планируемые сделки и операции с налоговыми органами (так называемый "рулинг").

Источник: Audit-it.ru 25 апреля 2016 г.


Если в платежке есть ИНН, в поле для уникального идентификатора начисления указывается "0"

Как сообщила ФНС России в Письме от 08.04.2016 № ЗН-4-1/6133@, кредитные организации стали требовать одновременно отражать ИНН и УИН в платежных поручениях на перечисление налогов, в результате чего обязательные платежи компаний несвоевременно поступили в бюджет. ФНС прояснила сложившуюся ситуацию.

С 28 марта действуют обновленные правила оформления платежных поручений. Одно из изменений касается ИП, нотариусов, адвокатов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и иных физлиц. При заполнении платежек они указывают либо ИНН, либо УИН. Как разъяснила ФНС, нельзя применять это правило ко всем налогоплательщикам. Однако требование кредитных организаций, согласно которому юрлица должны вносить в платежное поручение оба реквизита, нарушает установленный порядок.

Источник: Консультант+ 25 апреля 2016 г.


Метод цены последующей реализации не применяется для анализа "рыночности" цен услуг

В письме от 10 марта 2016 г. № 03-01-18/13135 Минфин рассказал о применении статьи 105.10 НК "Метод цены последующей реализации".

Этот метод является методом определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене. Для этого с рыночным интервалом валовой рентабельности сопоставляется валовая рентабельность, полученная лицом, совершившим анализируемую сделку, при последующей реализации (перепродаже) им товара, приобретенного им в этой анализируемой сделке (группе однородных сделок).

Метод цены последующей реализации используется для целей определения соответствия рыночному уровню цены сделки, предметом которой является реализация (перепродажа) товара. Минфин обратил внимание, что использование указанного метода при определении соответствия рыночному уровню цены сделки, предметом которой является оказание услуги, НК не предусмотрено.

Источник: Audit-it.ru 25 апреля 2016 г.


Разъяснено, как правильно заполнить платежку для регистрации юрлиц и ИП

В ФНС России напомнили, что для госрегистрации организации и ИП заявитель может обратиться с соответствующими документами как непосредственно в регистрирующий орган, так и в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) (п. 2-3 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). При этом функции по госрегистрации юрлиц и ИП выполняют территориальные налоговые органы. МФЦ же лишь принимает и передает в налоговые органы документы для осуществления такой регистрации.

В связи с этим учет поступившей в бюджет госпошлины, уплаченной за регистрацию, производится по месту совершения юридически значимых действий, за которые она уплачена, а именно по месту нахождения налогового органа. Иными словами, от того куда обращается заявитель, зависит порядок заполнения платежного поручения на уплату госпошлины. А конкретно это касается поля 104, где указывается КБК (письмо ФНС России от 19 апреля 2016 г. № ЗН-3-1/1729@ "О рассмотрении интернет-обращения").

Так, для уплаты госпошлины за госрегистрацию юрлица, физлиц в качестве ИП, изменений, вносимых в учредительные документы юрлица, за госрегистрацию ликвидации юрлица и другие юридически значимые действия предусмотрены два разных КБК. Если заявитель обращается в налоговый орган, то нужно указать КБК 182 1 08 07010 01 1000 110. В свою очередь, при обращении с документами в МФЦ указывают КБК 182 1 08 07010 01 8000 110. Это предусмотрено приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

Обращаем внимание, что, по мнению специалистов ФНС России, в регистрации может быть отказано, если КБК в платежке будет указан неверно (письмо ФНС России от 28 декабря 2015 г. № ГД-4-14/23109@).

А недавно налоговики также разъяснили, что неправомерно требование банков об указании одновременно ИНН и УИН в платежке на перечисление налоговых платежей. Изменения правил заполнения платежных поручений на перечисление налогов и сборов коснулись лишь таких категорий налогоплательщиков, как ИП, нотариусы, адвокаты, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и иных физлиц.

Источник: ГАРАНТ.РУ 25 апреля 2016 г.


На стадии конкурсного производства рано увольнять работников в связи с ликвидацией фирмы

Апелляционное определение Московского городского суда от 18.01.2016 по делу № 33-956/2016 говорит о том, что если в отношении признанной банкротом организации открыто конкурсное производство, это еще не значит, что ее деятельность прекращена. Работников нельзя уволить в связи с ликвидацией до тех пор, пока она не завершится. Такого подхода придерживаются большинство судов, в том числе ВС РФ.

Источник: Консультант+ 25 апреля 2016 г.


В ГД внесен законопроект о тайне валютных операций по офшорным активам

Депутаты ЛДПР Алексей Диденко, Антон Ищенко, Сергей Катасонов внесли в Госдуму законопроект, гарантирующий госбанками тайну совершения валютных операций по указанным в декларации офшорным активам. Поправки призваны усовершенствовать законодательство об амнистии капиталов, указывают авторы.

«Необходимо гарантировать полную государственную тайну счетов (вкладов), информация о которых содержится в декларации, — говорится в документе. — Для этого законопроектом устанавливается, что банки с преобладающей долей (вкладом) государства в уставном капитале, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну о совершении валютных операций и (или) открытии и (или) зачислении денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации».

«Иные государственные или негосударственные органы и организации не смогут получать доступ к этим сведениям. Таким образом, декларант будет в полной уверенности, что никто не сможет узнать сведения о возвращенных счетах», — пишут авторы.

Вместе с тем либерал-демократы предлагают продлить амнистию капиталов еще на год — до 30 июня 2017 года. Сейчас действие амнистии распространяется до 30 июня 2016 года.

Кроме того, авторы законопроекта предлагают установить гарантии непривлечения к ответственности независимо от фактического возврата задекларированного имущества в Россию. Как писало RNS, правительство подготовило аналогичную поправку к принятому в первом чтении законопроекту об амнистии капиталов. Его текущий вариант предусматривает освобождение от уголовной ответственности независимо от факта возврата в Россию задекларированного имущества, но за исключением нахождения активов на территории стран, включенных в список ФАТФ и государств, которые не обеспечивают обмен с Россией информацией для налогообложения.

Источник: RNS 22 апреля 2016 г.


Россия может подписать соглашение об обмене "налоговыми" данными уже в мае

Тема присоединения России к европейскому налоговому законодательству, предусматривающему обмен информацией о налогоплательщиках—резидентах более 150 стран и их бенефициарах, вплотную приблизилась к практической реализации. По информации "Ъ", перейти от слов к подписанию межстранового соглашения об обмене информацией Россия может уже в мае. Это должно повлечь принятие соответствующего законодательства и выпуск разъяснений для банков и других финорганизаций: что, как и кому передавать. Без этого готовиться к новому регулированию банки не могут, указывают участники рынка, призывая власти поторопиться.

О том, что официально оформить договор о присоединении к "европейской FATCA" Россия готовится уже в мае, "Ъ" сообщили три источника, близких к переговорному процессу. До сих пор российские власти говорили о соответствующих намерениях. Подписание межстранового соглашения (которое вводит централизованный автоматический обмен российских участников финрынка соответствующей информацией с властями других стран) — ключевой момент. Только после этого могут появиться соответствующие законодательные и регулирующие нормы, описывающие порядок обмена. По информации "Ъ", работу над соответствующим законопроектом, который регулирует внутреннюю методологию работы финансовых институтов России по обмену налоговой информацией со странами, присоединившимися к евро-Fatca — стандарту CRS (Common Reporting Standard получил такое неформальное название, так как идея зародилась в Европе.— "Ъ"), Минфин РФ уже начал. Как указывают источники "Ъ", имеется даже некий драфт. По их словам, в ближайшее время он будет разослан в соответствующие ведомства.

CRS — аналог американского налогового законодательства FATCA, предполагающего обмен налоговой информацией о резидентах США между финорганизациями разных стран и IRS (налоговой службой США), к которому российские банки и другие финансовые институты уже присоединились. Обязательство присоединиться к CRS в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Россия приняла еще в 2014 году. Сбор финорганизацией соответствующей информации о клиентах-нерезидентах должен начаться уже с 2017 года. Обмен — с 2018 года. Объектом пристального внимания в рамках CRS станут счета учета денежных средств и финансовых активов, любое участие в инвестиционной организации, договор накопительного страхования и т. п. В отчетность должны включаться персональные данные клиента, информация по доходам, платежам и остаткам на счетах, сведения о бенефициарах.

Тот факт, что в случае с CRS обмен информацией будет регламентироваться межстрановым соглашением,— ключевое отличие во внедрении в России евро- и просто FATCA. По FATCA из-за санкций и ухудшения геополитической обстановки договоренности о централизованном обмене информацией так и не были достигнуты. В результате финорганизации взаимодействуют с IRS напрямую, что создает немало сложностей. Если межстрановое соглашение по CRM не сорвется, то с учетом централизации этого обмена на ФНС на сей раз все будет гораздо проще. Именно у налоговиков будет аккумулироваться информация с рынка для обмена, они же и будут рассылать ее в соответствующие органы других стран, подключившихся к протоколу CRS (на текущий момент — почти 100 стран, будет 153).

Участники рынка с нетерпением ждут как заключения соглашения Россией по вступлению в CRS, так и нового законодательства и методических разъяснений. "Главное — успеть внести законопроект в весеннюю сессию, поскольку в осеннюю, скорее всего, депутатам будет не до этого из-за выборов",— волнуется один из собеседников "Ъ". Несмотря на наличие опыта работы по FATCA, для рынка оперативное появление нового законодательства и разъяснений критично важно. "Внедрение протокола CRS несколько отличается и потребует от банков и других финорганизаций создания новых механизмов и процессов по сбору и передаче данных,— говорит партнер PwC Legal CIS Максим Кандыба.— Если для FATCA каждый банк самостоятельно заключает договор с надзорным органом США и передает ему информацию напрямую, то для европейского аналога этой системы российские банки должны будут предоставлять информацию национальному регулятору, который потом уже будет перенаправлять ее. Для этих целей в России необходимо принять соответствующий закон, определяющий общие принципы, а потом еще дополнительные подзаконные акты, на основании которых российские банки смогли бы начать настройку механизмов работы по CRS". По его мнению, в случае промедления банкам будет сложно успеть настроить все процессы в срок. "Пора решать этот вопрос, времени осталось мало, нужны четкие ответы от ФНС",— подтверждает зампред правления Сбербанка Белла Златкис. "Мы готовы исполнять все, что идет от налоговых органов,— добавляет вице-президент ВТБ24 Игорь Венгеров.— Но хотелось бы иметь время для того, чтобы успеть настроить все бизнес-процессы".

Процесс этот довольно длительный по времени, указывают эксперты. "Перед тем как начать собирать информацию и классифицировать клиентов, организации финансового рынка должны настроить системы, производственные процессы, а среднее время внедрения новых IT-процессов — три месяца. И это надо учитывать. Для того чтобы все настроить, нужны методические рекомендации, и логично предположить, что их еще должен выпустить ЦБ, который является регулятором для всех российских финансовых институтов",— поясняет эксперт по FATCA, CRS и комплаенсу Дмитрий Чистов. С учетом того, что до 2017 года осталось всего 8 месяцев и часть из этого времени должна пойти на модификацию и обкатку банковских технологий, необходимо как можно скорее подписывать международное соглашение, принимать соответствующие нормативные акты и готовить методические рекомендации, резюмирует господин Чистов.

На запрос "Ъ" в Минфине, ФНС и ЦБ не ответили.

Источник: Коммерсантъ 22 апреля 2016 г.


Минфин готовит еще одну порцию новых редакций МСФО для РФ, а также IFRS 16 «Аренда»

Минфин опубликовал информацию о ходе признания МСФО в РФ.

Из сообщения следует, что после принятия в феврале этого года новых редакций МСФО, которые уже были ранее введены в действие в РФ, прошла экспертизу и опубликована на сайте Минфина новая редакция "Концептуальных основ" на русском языке.

Кроме того, до июня текущего года должны пройти экспертизу:

  • новые редакции текстов МСФО на русском языке, введенных в действие для применения на территории РФ, вступающих в силу для обязательного применения с 01.01.2016 или позднее;
  • МСФО (IFRS) 16 «Аренда»;
  • документ МСФО «Признание отложенных налоговых активов в отношении нереализованных убытков (поправки к МСФО (IAS) 12)»;
  • документ МСФО «Инициатива в сфере раскрытия информации (поправки к МСФО (IAS) 7)».

Источник: minfin.ru 22 апреля 2016 г.


Принят закон об исключениях из налоговой тайны. Данные о зарплатах останутся закрытыми

Госдума приняла во втором и третьем чтении законопроект № 911054-6, дополняющий статью 102 Налогового кодекса.

В настоящее время из режима налоговой тайны исключаются сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика. Предлагается указать, что указанное согласие на использование данных сведений любыми лицами по их усмотрению представляется в налоговый орган в отношении всех или части сведений по выбору налогоплательщика.

Ко второму чтению в законопроект был внесен ряд поправок, в основном - технического свойства, при этом из проекта убраны нормы о формах подачи согласия - лично или по ТКС.

Сейчас к налоговой тайне не относятся сведения о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. Предложено добавить, что открытыми, в том числе, будут данные о наличии и сумме недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Кроме того, из состава сведений, составляющих налоговую тайну, предложено исключить сведения о налогоплательщике – организации в части:

  • среднесписочной численности работников за предыдущий год. В начальной версии проекта предлагалось открыть и сведения о доходах работников, отраженных в расчетах о доходах физлиц за календарный год (скорее всего, в 6-НДФЛ), однако в итоге для сведений о доходах работников решили оставить режим налоговой тайны;
  • уплаченных в предыдущем календарном году сумм налогов (в первоначальной версии проекта было - в том числе, уплаченных налоговым агентом) и сборов (по конкретным налогам, сборам), без учета уплачиваемых на таможне. В итоговой версии проекта раскрываться указанные суммы будут без учета "ввозных" налогов и уплаченных налоговым агентом;
  • сумм доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика, составленной в соответствии с законом о бухучете, за предшествующий год.

Перечисленные сведения (включая данные о выявленных недоимках) в общедоступном виде предлагается публиковать на сайте ФНС. Ко второму чтению добавлено, что эти сведения не будут выдаваться по запросам, кроме случаев, когда это прямо установлено законодательством.

Напомним, что в пояснительной записке автор законопроекта указывал, что к бухгалтерской отчетности организации, даже не подлежащей обязательному опубликованию, полученной органами госстатистики, формально позволен открытый доступ, однако та же бухгалтерская отчетность, полученная налоговыми органами, подпадает под строгий режим хранения и ограничения доступа к ней. При этом имеющиеся в налоговых органах данные о субъектах предпринимательской деятельности крайне востребованы всеми участниками гражданского оборота. Налогоплательщики, обязанные проверять своих контрагентов, не имеют в настоящее время необходимого информационного ресурса, позволяющего им судить о реальности и добросовестности своих бизнес-партнеров, указал автор, однако вся необходимая информация имеется у налоговых органов в защищаемом от разглашения виде.

Источник: asozd.duma.gov.ru 21 апреля 2016 г.


Обязанность работодателя предлагать при сокращении вакансии не нарушает права сотрудников

Обязанность работодателя предлагать при сокращении вакансии не нарушает права сотрудников – к такому выводу вновь пришел КС РФ в Определении от 29.03.2016 № 467-О. Предложение вакансий – гарантия для работников, попавших под сокращение. Их конституционные права при этом не нарушаются. Однако заявитель считал, что на практике положения ТК РФ не обязывают работодателя предлагать все вакансии и допускают произвольный выбор.

Источник: Консультант+ 21 апреля 2016 г.


Знак рубля не котируется в целях указания в счете-фактуре и вычета НДС, намекает УФНС

В письме от 22.03.16 № 16-15/028574 УФНС России по г. Москве размышляло о счетах-фактурах и накладных, в которых вместо кода и наименования валюты («Российский рубль, код 643») отражено графическое изображение знака рубля - буква Р с горизонтальной чертой в нижней части. Это изображение было официально размещено на сайте ЦБ.

Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета. При этом законом о бухучете установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа, к которым относится величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения. Налогоплательщик самостоятельно определяет формы документов, подтверждающие факты хозяйственной жизни, и, соответственно, порядок их заполнения с учетом указанных требований закона о бухучете.

Порядок заполнения счета-фактуры установлен постановлением правительства 1137. В строке 7 «Валюта: наименование, код» указывается наименование валюты, которая является единой для всех перечисленных в счете-фактуре товаров (работ, услуг), имущественных прав, и ее цифровой код в соответствии с Общероссийским классификатором валют. К вычету НДС принимается, только если счет-фактура оформлен по правилам.

Прямо УФНС на вопросы, поставленные налогоплательщиком (автором запроса), не ответило. Но, по-видимому, из разъяснений налоговиков должно следовать, что знак рубля не допускается в счетах-фактурах и допускается в накладных.

Источник: Audit-it.ru 21 апреля 2016 г.


Долг в иностранной валюте включается в расходы на дату признания безнадежным

Как сообщил Минфин России в Письме от 25.03.2016 № 03-03-06/1/16801, при ликвидации должника датой, когда долг признается безнадежным, считается день внесения записи в ЕГРЮЛ. На эту дату задолженность в у. е. пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ. Возникшая курсовая разница относится к внереализационным доходам или расходам того периода, в котором списан долг.

Источник: Консультант+ 21 апреля 2016 г.


Финансисты разъяснили, когда можно применять нулевую ставку к выплаченным дивидендам

По общему правилу дивиденды, выплаченные российским организациям, облагаются налогом на прибыль по ставке 13% (подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ). Однако в некоторых случаях может применяться ставка 0% (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Специалисты главного финансового ведомства напомнили об условиях, которые должны быть соблюдены для применения нулевой ставки по таким доходам (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 7 апреля 2016 г. № 03-03-06/1/19746 "О применении налоговой ставки 0 процентов к доходам, полученным организацией в виде дивидендов, в том числе к дивидендам от дополнительно приобретенных долей, которые увеличивают долю владения общества в уставном капитале сверх установленного минимального значения").

Так, в НК РФ указано, что это возможно, когда на день принятия решения о выплате дивидендов организация, получающая дивиденды, владеет в течение не менее 365 календарных дней непрерывно вкладом (долей) в размере не менее 50% в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

По мнению чиновников, в случае если на день принятия решения о выплате дивидендов соблюдаются данное требование, то налоговая ставка в размере 0% применяется ко всем доходам, полученным организацией в виде дивидендов. Это относится и к дивидендам от дополнительно приобретенных долей, которые увеличивают долю владения общества в уставном капитале сверх установленного минимального значения.

Источник: ГАРАНТ.РУ 21 апреля 2016 г.


Минэкономразвития сообщило о средних ценах на углеводородное сырье за март

Минэкономразвития опубликовало Информацию о ценах на углеводородное сырье за март. Ведомство разместило на своем официальном сайте информацию о средних ценах на различные виды углеводородного сырья, добытого на новых морских месторождениях, за период с 1 по 31 марта 2016 года. Эти сведения нужны для расчета стоимости такого сырья при исчислении НДПИ.

Источник: economy.gov.ru 21 апреля 2016 г.


Отражение расходов в более позднем периоде может привести к штрафу и пени

В ходе выездной проверки за 2012 год ИФНС установила неправомерность учета в 2012 году расходов в сумме более 12 млн рублей, которые фактически были понесены в 2011 году. По результатам проверки инспекция доначислила налог на прибыль, пени и штраф.

Компания обратилась в суд (дело № А74-5113/2015), оспаривая начисление пеней и штрафа, поясняя, что неучет расходов в более раннем периоде (в 2011 году) привел к образованию излишне уплаченного налога в указанном налоговом периоде. По мнению компании, инспекция должна была самостоятельно зачесть возникшую переплату по налогу на прибыль за 2011 год в счет доначислений за 2012 год.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф02-1542/2016 от 08.04.2016) установили, что проверка проводилась за 2012 год, то есть 2011 год не входил в проверяемый период, и инспекция по результатам проверки не устанавливала налоговые обязательства по налогу на прибыль за 2011 год.

После составления акта проверки компания представила уточненную налоговую декларацию (корректировка № 3) по налогу на прибыль за 2011 год, однако на дату вынесения оспариваемого решения камеральная проверка данной декларации не была окончена. В лицевом счете компании спорная переплата отражена после окончания данной камералки. Таким образом, у инспекции отсутствовали основания для самостоятельного зачета переплаты на момент вынесения оспариваемого решения, поэтому компания правомерно привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК с доначислением пени.

Источник: Audit-it.ru 20 апреля 2016 г.


Учреждение может списывать разные виды материальных запасов различными методами

Минфин России в Письме от 25.03.2016 № 02-07-10/17036 сообщил, что выбытие материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Выбранный способ учреждение отражает в учетной политике. Применение для разных групп (видов) запасов различных методов списания не противоречит Инструкции № 157н.

Источник: Консультант+ 20 апреля 2016 г.


Медведев пообещал не повышать налоги до 2018 года

Выступая перед депутатами Государственной думы с отчетом, глава правительства Дмитрий Медведев заявил о намерении сохранить нынешний уровень налогообложения на ближайшие два года.

«Сегодня, когда цена на нефть упала, есть соблазн увеличить доходы бюджета за счет повышения налогов. Но наша позиция принципиально иная. Налоги увеличивать не планируем до 2018 года», — сказал Медведев и добавил, что «никому не нужно возвращение конвертных зарплат и увеличение оттока денег за рубеж» (цитата по ТАСС).

Кроме того, премьер пообещал, что правительство не будет компенсировать дефицит денег с помощью печатного станка. «Да, сейчас экономике не хватает денег. Но мы не будем допечатывать средства для недостающих доходов бюджета. Все понимают, что это просто бумага. Она только подстегнет инфляцию и обесценит доходы людей. Зарплаты и пенсии. Мы все это проходили в 1990-е годы», — сказал глава правительства.

Медведев также рассказал о решении не сокращать бюджет 2016 года до осени. «Нам удалось избежать корректировки бюджета 2016 года, хотя в начале года это казалось неизбежным. Поправки в бюджет в весеннюю сессию мы вносить не планируем», — сказал Медведев.

В субботу, 16 апреля, глава Минфина Антон Силуанов заявил, что ведомство подготовило поправки в бюджет 2016 года, предусматривающие сокращение его незащищенных статей на 10%. По словам министра, сроки внесения этих поправок в Думу должно определить правительство.

В сентябре 2016 года в России состоятся выборы депутатов Государственной думы VII созыва, в 2018 году в стране пройдут очередные выборы президента.

Источник: РБК 20 апреля 2016 г.


КС РФ: суд может оценить результаты камеральной и выездной проверок по-разному

Согласно Определению КС РФ от 10.03.2016 № 571-О, даже если решение по итогам камеральной проверки признано судом недействительным, это не мешает ему с учетом новых доказательств счесть правомерным решение по итогам выездной проверки по тому же эпизоду. Выездная проверка – углубленная форма налогового контроля.

Источник: Консультант+ 20 апреля 2016 г.


Медведев: прогрессивная шкала НДФЛ может быть введена в будущем в РФ

Выступая с отчетом в Госдуме, премьер-министр России сказал, что власти не хотят возвращаться к системе, когда зарплаты платятся в конвертах, однако, не исключают, что в будущем может быть поставлен вопрос о прогрессивной шкале налогообложения.

Власти РФ не хотят возврата "серых" зарплат, но в будущем вопрос о введении прогрессивной шкалы НДФЛ может быть поставлен, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме во вторник.

Премьер напомнил, что в 90-е годы и в начале 2000-х годов в России действовала прогрессивная система налогообложения доходов, при которой более высокие доходы граждан облагались по более высоким ставкам. "Давайте вспомним, сколько налогов платили, как платили, как зарплату выдавали большинству присутствующих", - сказал он.

"Мы не хотим возвращения к серой системе, когда зарплаты платятся в конвертах. Но, тем не менее, в будущих судьбах развития страны, в будущем дальнем, наверное, такой вопрос о прогрессивной шкале налогообложения тоже может быть поставлен. Потому что вечных систем налогообложения не бывает. Но нам нужно взвесить все плюсы и минусы", - заявил премьер.

Источник: РИА Новости 20 апреля 2016 г.


Если по должности полагаются льготы, нужно указать ее название как в профстандарте

Минтруд России в Информации от 05.04.2016 разъяснил, в каких случаях работодатели обязаны применять профстандарты. К примеру, это необходимо, когда ТК РФ или иной федеральный закон устанавливает компенсации, льготы либо ограничения для работ по определенной должности (профессии, специальности).

При приеме на такую работу необходимо, в частности, чтобы наименование должности и квалификационные требования совпадали с указанными в профстандартах или квалификационных справочниках. Когда должность есть и в справочнике, и в профстандарте, работодатель может выбрать, какой акт использовать. Не учесть ни один – значит нарушить трудовое законодательство.

Источник: Консультант+ 20 апреля 2016 г.


Федеральные стандарты бухучета будут разработаны в течение 2016-2018 годов

На портале проектов нормативных актов опубликован проект программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 годы.

В третьем и четвертом кварталах текущего года появятся проекты стандартов "Запасы", "Основные средства", "Нематериальные активы" (их разрабатывает Фонд "НРБУ "БМЦ"), "Документы и документооборот в бухгалтерском учете" (разработчик - Минфин), "Бухгалтерская отчетность" (разработчик - СРО НП МоАП). Перечисленные стандарты должны вступить в силу с 2018 года.

Годом позднее планируется ввести в действие стандарты "Доходы", "Расходы" (разработчик - НП "ИПБ России"), "Аренда", "Участие в зависимых организациях и совместная деятельность", "Реорганизация юридических лиц" (Минфин), "Финансовые активы и обязательства" (Фонд "НРБУ "БМЦ").

С 2020 года начнут применяться стандарты "Вознаграждения работникам", "План счетов бухгалтерского учета" (Минфин), "Некоммерческая деятельность" (Фонд "НРБУ "БМЦ").

Кроме того:

  • с 2017 года вступят в силу изменения в нормативные правовые акты по бухучету (в части введения упрощенных способов ведения бухучета для отдельных категорий экономических субъектов);
  • с 2018-го – в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации";
  • с 2019-го – в ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций";
  • с 2020-го – 13/2000 "Учет государственной помощи", 16/02 "Информация о прекращаемой деятельности".

Источник: regulation.gov.ru 20 апреля 2016 г.


Главный бухгалтер не должен подписывать бухотчетность, представляемую в органы статистики

Как пояснил Росстат в Письме от 07.04.2016 № 532/ОГ, бухотчетность, предоставляемую в органы статистики, подписывает в обязательном порядке только руководитель организации. Отметим, из сообщения Минфина можно сделать вывод, что бухотчетность целесообразно заверять еще и главному бухгалтеру, если это предусмотрено в учетной политике.

Источник: Консультант+ 20 апреля 2016 г.


О выплаченных иностранным компаниям доходах отчитаться можно и по старой, и по новой форме

ФНС России в письме от 11.04.2016 № СД-4-3/6253@ рекомендует налоговым агентам за I квартал представить расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов по новой форме (формату). Тем не менее, инспекция примет отчетность и по старой форме.

Приказ, утвердивший новую форму, вступил в силу 10 апреля. Он предусматривает, что расчет по новой форме подается за первый отчетный период 2016 года. Однако налоговая служба учла позицию ВАС РФ и пришла к выводу: применять новую форму нужно при составлении расчета за периоды, окончившиеся после 10 апреля. В связи с этим за I квартал можно отчитаться по старой форме (формату), но ФНС все же рекомендует использовать новую.

Напомним, за I квартал расчет о суммах, выплаченных иностранным фирмам, и удержанных налогах нужно подать не позднее 28 апреля.

Источник: Консультант+ 20 апреля 2016 г.


Уточнены полномочия ФНС, ФК и Минфина в связи с расформированием Росфиннадзора

Постановлением от 13.04.2016 № 300 правительство РФ внесло ряд поправок в свои подзаконные акты в связи с упразднением Росфиннадзора. В частности, уточнены полномочия ФНС, Минфина, ФК - соответствующие изменения и дополнения появились в положениях об этих структурах.

Увеличено разрешенное количество департаментов, заместителей руководителей ведомств. Указывается, что ФК теперь будет проводить внешний контроль качества работы аудиторских организаций, ФНС - следить за соблюдением валютного законодательства, а также принимать решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней (то есть, об отсрочках и рассрочках).

Источник: Audit-it.ru 19 апреля 2016 г.


ФНС рекомендует подавать декларацию по УСН за 2015 год по новой форме

ФНС России опубликовала Письмо от 12.04.2016 № СД-4-3/6389@, согласно которому Служба рекомендовала использовать новую форму при сдаче декларации по УСН за 2015 год.

Поскольку приказ, утвердивший новую форму, вступил в силу 10 апреля, его действие распространяется только на декларации за 2016 год. Такой вывод ФНС основан на позиции ВАС РФ.

При сдаче декларации по УСН за 2015 год используется старая форма. Однако ФНС рекомендует налогоплательщикам, которые еще не отчитались за прошлый год, воспользоваться обновленной формой. За этот период налоговые органы будут принимать декларацию по любой из двух форм.

Поскольку срок представления деклараций по УСН организациями уже прошел, информация будет полезна предпринимателям, для которых последний день сдачи с учетом переноса – 4 мая.

Источник: Консультант+ 19 апреля 2016 г.


ВС РФ: взаимозависимость сторон не основание для признания налоговой выгоды необоснованной

Согласно Определению ВС РФ от 11.04.2016 № 308-КГ15-16651, если отсутствуют обстоятельства, которые свидетельствуют о согласованных действиях взаимозависимых лиц в целях получения необоснованной налоговой выгоды, то их взаимозависимость сама по себе не является доказательством того, что такая выгода получена. Ранее к этому выводу приходил Пленум ВАС РФ.

Источник: Консультант+ 19 апреля 2016 г.


Налоговики рассказали, как отражать некоторые доходы в форме 6-НДФЛ

Все ближе отчет за I квартал по форме 6-НДФЛ для налоговых агентов. Напомним, последний день сдачи новой формы за этот отчетный период с учетом переноса – 4 мая 2016 года. В связи с этим возникает огромное множество вопросов, касающихся правил заполнения расчета. Так, недавно налоговики проинформировали, что сдавать 6-НДФЛ за I квартал не нужно, если в этот период не производилось выплат физлицам. Также специалисты ФНС России разъясняли, как отражать переходящие доходы, то есть те, что фактически были получены в одном квартале, а выплачены в другом.

На этот раз специалисты налогового ведомства уточнили, как отразить в расчете по форме 6-НДФЛ выплату зарплаты и удержание налога раньше конца месяца (письмо ФНС России от 24 марта 2016 г. № БС-4-11/5106 "О заполнении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ)").

Так, по мнению специалистов ФНС России, если зарплата за январь 2016 года сотруднику выплачена 25 января, то в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за I квартал 2016 года операция отражается следующим образом. По строке 100 "Дата фактического получения дохода" указывается 31 января 2016 года. Ведь датой фактического получения дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который был начислен доход. По строке 110 "Дата удержания налога" ставится дата 25 января, поскольку налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. А по строке 120 "Срок перечисления налога" нужно указать дату 26 января 2016 года, так как налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода. В свою очередь по строкам 130 и 140 проставляются соответствующие суммовые показатели.

Также налоговики отметили, как отражать доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами. В случае получения налогоплательщиком такого дохода, операция подлежит отражению по строкам 020, 080 раздела 1 и по строкам 100 – 140 раздела 2. При этом дата фактического получения дохода в виде матвыгоды от экономии на процентах определяется как последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства.

Налоговики в своем письме отметили, что если в отношении различных видов доходов, имеющих одну дату их фактического получения, имеются различные сроки перечисления НДФЛ, то строки 100 – 140 раздела 2 расчета по форме 6-НДФЛ заполняются по каждому сроку перечисления налога отдельно.

В письме налоговики также отметили, что в расчете по форме 6-НДФЛ не отражаются доходы, не подлежащие обложению НДФЛ. То есть те доходы, которые перечисленные в ст. 217 НК РФ.

В ведомстве сообщили, что для разъяснения конкретных ситуаций налоговый агент всегда может обратиться в налоговый орган по месту своего учета.

Источник: ГАРАНТ.РУ 19 апреля 2016 г.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты