Данные о недоимках и налоговых правонарушениях юрлиц доступны теперь всем

На сайте ФНС опубликованы открытые данные о недоимках, которые образовались до конца прошлого года и не были уплачены до 1 октября текущего, и налоговых правонарушениях. Это третий этап размещения информации, ранее относившейся к налоговой тайне. По-прежнему все идет по плану.

Напомним, 1 августа появились сведения о среднесписочной численности работников юрлиц, 1 октября – о спецрежимах. о суммах налогов, уплаченных организациями, и сведения о суммах их доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности за 2017 год.

Открытыми данными уже воспользовались 166 тысяч пользователей, сообщает ФНС.

Размещение сведений, ранее составлявших налоговую тайну, стало возможным благодаря поправкам, внесенным законом от 1 мая 2016 года № 134-ФЗ в статью 102 НК.

3 декабря 2018 г.

 

Разработана альтернативная налоговая политика для России

Она подготовлена в рамках деятельности подгруппы по налоговой политике и налогово-бюджетной политике межведомственной рабочей группы по разработке «дорожной карты» по обеспечению устойчивого экономического роста несырьевого сектора экономики России. Соответствующая информация размещена на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Напомним, межведомственная рабочая группа осуществляет свою деятельность по поручению Президента РФ с конца мая 2018 года.

Участники группы отмечают, что в настоящее время высокая налоговая нагрузка препятствует развитию конкурентоспособной экономики. «В России невыгодно производить: общие издержки компаний растут – рентабельность падает. В результате высокой фискальной и административной нагрузки растет теневая экономика и офшорный сектор», – подчеркивают эксперты.

В связи с этим предлагается реализовать в России двухэтапную альтернативную налоговую политику. Первый этап (2019-2020 гг.) предполагает переход налоговой политики от краткосрочных фискальных целей к целям стимулирования стабильного экономического роста. Второй этап (2021-2024 гг.) связан с тонкой настройкой налоговой системы, направленной на устранение диспропорций и эффективное перераспределение ресурсов с целью обеспечения устойчивого роста экономики.

В качестве ключевых мер рассматриваются обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы и проработка концепции налоговой политики, направленной на стимулирование экономического роста. При этом выделено несколько приоритетных секторов экономики:

  • «Экономика простых вещей» (потребительские товары, легкая промышленность, мебельная промышленность и т. д.);
  • Индустрия гостеприимства (предприятия туристической отрасли, рестораны и др.);
  • Жилищное строительство, ЖКХ и развитие инфраструктуры;
  • АПК, зеленые биотехнологии, сельхозмашиностроение;
  • Компании из сектора цифровой экономики;
  • Предприятия и проекты по углублению переработки природных ресурсов;
  • Производство медоборудования, фармацевтика, белые биотехнологии, медучреждения;
  • Транспортное и автомобилестроение, логистические и транспортные компании;
  • Станко- и приборостроение, энергетическое машиностроение.

По оценкам экспертов, совокупный вклад по всем источникам роста может дать дополнительный прирост ВВП 5% в год (из расчета: 1% экономического роста – 300 млрд руб. доходов бюджета).

Еще одной темой для дискуссии в рамках заседания стал вопрос налоговой политики в нефтяном секторе. Отмечалось, что после балансировки системы налоговым маневром реальная цена на моторное топливо на внутреннем рынке не будет повышаться (номинальный рост цен будет соответствовать параметрам инфляции). Однако, с другой стороны, ограничение внутренних цен будет сопровождаться издержками, связанными с ущемлением рыночных механизмов балансировки спроса и предложения. То есть налоговый маневр может привести к формированию разноуровневой ценовой динамики и искажению структуры затрат по всей экономике.

Проект «дорожной карты», включающей в том числе и меры по указанным вопросам, планируется внести в кабмин в феврале 2019 года.

3 декабря 2018 г.

 

При получении прошлогодних актов в новом году расходы можно учесть в новом

В ходе выездной проверки за 2013-2015 годы ИФНС обнаружила, что АО учло в 2013 году расходы на маркетинговые услуги, фактически оказанные в 2012 году (за пределами проверяемого периода). Посчитав это неправомерным, налоговая доначислила фирме налог на прибыль в сумме 58 тысяч рублей, плюс пени и штраф. Фирма с решением не согласилась.

Суды трёх инстанций (дело № А40-243116/2017) удовлетворили требования налогоплательщика. Налоговая пыталась доказать, что работы были выполнены и приняты в 2012 году, следовательно, отнесение затрат на 2013-й является нарушением. В частности, инспекция пыталась убедить суд в том, что на одном из актов проставлена входящая дата «18.09.2012». Однако при тщательном рассмотрении документа оказалось, что надпись является лишь отметкой о реквизитах доверенности, на основании которой акт он был подписан. АО представило убедительные доказательства того, что акты о выполнении работ, датированные декабрём 2012 года, фирма получила по почте от своих контрагентов уже в 2013 году.

По мнению судов, для учёта спорных расходов фирма могла либо подать уточнённую декларацию, в результате чего образовалась бы переплата по налогу на прибыль на начало 2013 года, либо учесть расходы в текущем периоде (абзац 3 пункта 1 статьи 54 НК). Налоговая настаивала на первом варианте, однако к моменту принятия ею решения трёхлетний срок для зачёта переплаты уже истёк — таким образом, инспекция пыталась заведомо лишить налогоплательщика права использовать переплату. 

Одним из аргументов, сыгравшим роль в принятии судами решения в пользу фирмы, стало то, что налоговая не предприняла попыток досудебного урегулирования спора. Вопрос о датах фактического получения актов впервые был поднят АО в письменных возражениях на акт проверки, однако инспекция не стала истребовать документы от контрагентов фирмы, чтобы установить даты. 

Кассация в окружном суде оставила решение в силе (постановление от 02.11.2018 № Ф05-18088/2018). 

30 ноября 2018 г.

 

Жестокие кары готовятся за несдачу в ИФНС бухотчетности и АЗ по новым правилам

Планируется внесение изменений в КоАП в части установления ответственности за непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней. Проект вынесен на общественное обсуждение.

Это связано с изменением порядка сдачи отчетности – соответствующие законы вчера подписаны президентом РФ. Напомним, отчетность за 2019 год большинство организаций впервые будут сдавать только в налоговую, которая начнет формировать государственный информационный ресурс такой отчетности.

В КоАП появится новая статья 15.11.1 – о непредставлении в налоговый орган такой отчетности и АЗ по ней (если она подлежит обязательному аудиту) в целях формирования названного ресурса.

Запоздалое (с нарушением сроков) представление отчетности, не подлежащей обязательному аудиту, или ее представление в неполном составе и иные нарушения порядка ее представления будут приводить к штрафу для должностных лиц в размере 50-70 тысяч рублей, для юрлиц – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Такие же нарушения в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, будут стоить должностному лицу 80-100 тысяч рублей, юрлицу – 300-500 тысяч.

Если «неаудируемая» отчетность не сдана в налоговый орган до 31 декабря года, следующего за годом, за который она составлена, штраф возрастет для должностных лиц до пределов 80-100 тысяч рублей, для юрлиц – 200-300 тысяч рублей.

То же самое в отношении подлежащей обязательному аудиту отчетности грозит должностным лицам потерей 100-200 тысяч рублей, на юрлицам – 500-700 тысяч рублей.

29 ноября 2018 г.

 

Финансисты напомнили о возможности обжаловать принятое по результатам налоговой проверки решение

Соответствующие пояснения приведены в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 ноября 2018 г. № 03-02-08/78690.

Эксперты Минфина России отмечают, что осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов является одной из ключевых обязанностей налоговых органов (подп. 2 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса). При ее исполнении должностные лица налоговых инспекций должны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами (п. 1 ст. 33 НК РФ).

По мнению финансистов, при проведении налоговых проверок налоговые органы обязаны всесторонне оценивать совокупность фактов и обстоятельств, установленных в ходе такой проверки, учитывая обстоятельства возможности (невозможности) определения действительных налоговых обязательств проверяемого лица. Они могут доначислить проверяемому неуплаченные и не отраженные в декларациях суммы налогов, но при этом не вправе по результатам налоговых проверок определять суммы налогов и сборов, не соответствующие действительным налоговым обязательствам за проверяемые налоговые периоды.

В случае вынесения налоговиками решения, с которым не согласен проверяемый, последний может обжаловать его в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. При этом допускается обжалование как самих актов налоговых органов, так и действий или бездействия их должностных лиц.

Порядок обжалования урегулирован главой 19 НК РФ. В частности, п. 2 ст. 139 НК РФ устанавливает срок подачи жалобы на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке. Соответствующая жалоба может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

29 ноября 2018 г.

 

Подписан закон об упрощении порядка представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» устанавливает обязанность экономического субъекта представлять обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности (и аудиторского заключения, если оно требуется) только в налоговый орган по месту его нахождения. При этом начиная с 2020 года, по общему правилу, бухотчетность будет представляться в электронной форме.

Такие поправки, в частности, нацелены на формирование государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности. Последний представляет собой совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту. На формирование и ведение такого ресурса уполномочена ФНС России.

В документе перечисляются субъекты, освобожденные от обязанности представления обязательного экземпляра отчетности в ресурс. В их числе:

  • организации госсектора;
  • Банк России;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Банк России;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к гостайне;
  • организации в случаях, установленных Правительством РФ.

Последние две категории субъектов должны будут сдавать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы госстатистики.

По новым правилам представлять обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности необходимо в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи. Что касается общих требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, то, если законодательством или договором предусмотрено ее представление на бумаге, то изготовить на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа, экономические субъекты должны будут за свой счет. Сроки представления отчетности не изменятся.

Заинтересованным лицам будет обеспечен доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе. Но за ее предоставление придется заплатить (случаи, размер и порядок взимания платы установит кабмин). Бесплатно информацией будут пользоваться только госорганы, органы местного самоуправления и Банк России.

Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования (28 ноября), но отдельные его нормы начнут действовать с 1 января 2020 года.

Сопутствующие изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Корректировки вступят в силу с 1 января 2020 года.

29 ноября 2018 г.

 

Массовый адрес контрагента может стать поводом для «звоночка» аудитора в РФМ

Росфинмониторинг совместно с Минфином и Федеральным казначейством сочинил методические рекомендации аудиторам относительно клиентских рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ОД/ФТ).

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 7.1 закона N 115-ФЗ аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица связаны с ОД/ФТ, обязаны уведомить об этом РФМ. Ведомство разъяснило, что такое «основания полагать» – это профессиональное суждение аудитора в отношении операций аудируемого лица, а также его деятельности в целом с точки зрения рисков отмывания.

Указанное суждение формируется, в частности, исходя из:

  • отраслевой принадлежности аудируемого лица;
  • специфики сектора экономики, в котором работает аудируемое лицо;
  • иных особенностей деятельности аудируемого лица;
  • результатов национальной оценки рисков ОД/ФТ (по этому пункту рекомендован в помощь сайт РФМ www.fedsfm.ru);
  • имеющихся типологий ОД/ФТ (аудитор может почерпнуть информацию из своего личного кабинета сайте РФМ, с сайтов международных организаций, занимающихся вопросами противодействия ОД/ФТ, из иных доступных источников);
  • имеющихся у аудитора аудиторских доказательств.

При рассмотрении операций должны учитываться риски отмывания:

  • страновые риски;
  • риски, связанные с деятельностью аудируемого лица и его контрагентов (клиентские риски). Сюда отнесены такие варианты: структура собственности аудируемого лица представляется необычной или излишне сложной; клиент (контрагент) аудируемого лица зарегистрирован по массовому адресу или действует менее года; необъяснимые изменения в собственности аудируемого лица или неоднократные изменения его организационно-правовой формы, а также ряд других «подозрительных» признаков;
  • риски, связанные с конкретными продуктами, услугами, операциями, каналами поставок аудируемого лица (операционные риски).

Аудитор может выделять дополнительные группы рисков.

В конце методички ведомство напомнило, что основная задача аудитора – это, все-таки, анализ отчетности, а не предотвращение отмывания. Поэтому нельзя ожидать от аудитора выявления всех факторов несоблюдения аудируемым лицом требований ПОД/ФТ, или – что аудитор будет придавать действиям клиента «отмывочную» квалификацию.

Также РФМ напомнил о порядке его уведомления аудиторами об имеющихся у них подозрениях (информационное письмо от 23.11.2018 N 56).

29 ноября 2018 г.

 

Кабмин дал ход повсеместному проведению контрольных закупок с 1 декабря

Правительство РФ утвердило правила организации и проведения контрольной закупки при проведении отдельных видов госконтроля (надзора). Постановление от 21.11.2018 N 1398 вступит в силу 1 декабря.

Контрольные закупки будут проводиться в тех же случаях, когда и внеплановые выездные проверки надзорных органов – то есть, по основаниям, указанным в части 2 статьи 10 закона о защите прав юрлиц и ИП в ходе госконтроля. Если с проверяемой сфере применяется риск-ориентированный подход, то контрольная закупка может быть назначена по результатам оценки индикаторов риска.

Контрольная закупка может быть произведена в том числе и дистанционным способом – например, через интернет.

О том, что покупка была контрольной, проверяемое лицо, как водится, узнает только по факту ее совершения. После этого надо будет вернуть должностному лицу деньги (кроме случая, когда товар нужен для исследований), а представитель госоргана возвращает товар, кроме случаев ареста или изъятия товара, или, опять же, необходимости исследований.

Результаты работы или услуги, в отношении которых была проведена контрольная закупка (если это возможно по их характеру), будут возвращаться работнику (представителю) юрлица, ИП.

Напомним, что федзаконом от 3 июля 2016 года № 277-ФЗ, которым вносилось множество поправок в закон 294-ФЗ, с 1 января 2017 года ведена в действие новая статья 16.1, разрешившая контрольные закупки в целях проверки соблюдения обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Этой же статьей предусмотрено, что кабмин устанавливает правила в отношении контрольных закупок. До сих пор таких правил не было, теперь же контрольные закупки смогут широко проводиться на законных основаниях.

26 ноября 2018 г.

 

Появился текст законопроекта о внесении в НК поправок об эконалоге и утильсборе

В том числе, власти уже изобрели особенности администрирования этих налогов, в частности, прописали роль органов природнадзора. При камералках по эконалогу налоговикам разрешат осмотр территорий и помещений налогоплательщика.

Минфин подготовился к внесению в НК глав об экологическом налоге и об утилизационном сборе. Проект поправок вынесен на общественное обсуждение.

Об этом проекте заявлялось в начале октября – тогда стало ясно, что власти хотят расширить НК за счет неналоговых платежей в начале 2019 года. Однако, видимо, этот план далек от реального воплощения: не успеют. В тексте вновь опубликованного законопроекта заявлена дата вступления в силу – 1 января 2020 года.

Летом этого года Минфин уже публиковал будущую главу НК об экологическом налоге. Теперь добавлена новая глава – об утилизационном сборе, что логично, потому его и так администрируют налоговики.

В целом очертания параметров экологического налога остаются теми же, которые озвучивались, однако имеется и некоторое количество незначительных изменений. По-прежнему квартальные платежи предлагается вносить по 1/4 платы за предыдущий год, тогда как в параллель, напомним, прорабатываются альтернативные способы расчета квартальной платы, при этом предполагается внесение поправок в действующее законодательство о плате, в том числе, в закон об охране окружающей среды. Этот законопроект находится в Госдуме, однако первое чтение еще не прошел.

Ставки экологического налога по-прежнему планируется установить на 2020 год, а затем ежегодно индексировать в соответствии с ростом потребительсикх цен.

Принцип уплаты утилизационного сбора в отношении транспортных средств останется тем же – при импорте, производстве или приобретении ТС у лица, этот сбор не платившего. Попадет в эту же главу НК и утилизационный сбор с других товаров и упаковки. Ставки установят без привязки к какому-либо году.

Вносятся изменения и в первую часть НК – прописываются полномочия органов, уполномоченных по контролю и надзору в области охраны окружающей среды (в той же статье НК, в которой перечислены полномочия следственных органов). Росприроднадзор будет участвовать в камеральных и выездных проверках по запросу налоговиков, а также сообщать налоговикам касающуюся их информацию. Органы природнадзора будут нести ту же ответственность, что и следственные органы (например, в случае причинения налогоплательщикам убытков неправомерными действиями).

При камералках по эконалогу разрешат доступ налоговикам в помещение проверяемого лица, а также осмотр территорий, помещений и так далее (сейчас это возможно при выездных проверках и при камералках по НДС).

26 ноября 2018 г.


Разъяснено, можно ли разрешить новым категориям налогоплательщиков применять пониженную ставку по налогу на прибыль

В случае принятия после 3 сентября 2018 года закона субъекта Российской Федерации, положениями которого предусматривается расширение категорий налогоплательщиков, имеющих право на применение пониженных ставок налога на прибыль организаций в части подлежащего зачислению в бюджет субъекта Федерации, то такие положения не подлежат применению налогоплательщиками с 1 января 2019 года. Соответствующие разъяснения содержатся в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 ноября 2018 г. № 03-03-05/82511 с учетом принятого Госдумой в третьем чтении закона1.

Добавим, что указанным документом планируется изложить в новой редакции абз. 5 п. 1 ст. 284 Налогового кодекса. А именно, пониженные ставки по налогу на прибыль организации, которые приняты до 3 сентября – дня вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 302-ФЗ) планируется разрешить применять до даты окончания их срока действия, но не позднее 1 января 2023 года.

При этом пониженные ставки по налогу могут быть увеличены на налоговые периоды 2019-2022 годов. Добавим, что в настоящее время Законом № 302-ФЗ предусмотрен запрет на применение пониженных ставок с 1 января 2019 года, которые установлены начиная с 1 января 2018 года. Таким образом, даже в случае принятия нового закона, положения п. 1 ст. 284 НК РФ не будут предусматривать возможность расширения категории налогоплательщиков, которые могли бы применять пониженные ставки. Кроме того, срок действия ранее установленной пониженной ставки по налогу на прибыль не может быть продлен.

23 ноября 2018 г.


Минфин России напомнил о статусе своих писем

Минфин России в очередной раз напомнил, что издаваемые им письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами. Они имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налоговым органам, плательщикам налогов, сборов и страховых взносов, налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от разъяснений (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 октября 2018 г. № 03-06-06-01/74418).

Нормативные правовые акты Минфина России чаще всего издаются в виде приказов или ином установленном федеральным законодательством виде в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Ранее ведомство уже давало подробные разъяснения по этому вопросу. В тексте большинства писем Минфина России также содержится информация об их статусе (письмо Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138).

23 ноября 2018 г.


ФНС России рассказала, какие льготы по имущественным налогам появятся в следующем году

ФНС России сообщает о принятии Федеральных законов, устанавливающих с 2019 года новые льготы по имущественным налогам (Федеральный закон от 30 октября 2018 г. № 378-ФЗ и № 373-ФЗ).

  1. К перечню лиц, освобождаемых от уплаты налога на имущество организаций, отнесены фонды, управляющие компании и их дочерние общества, признанные таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об ИНТЦ). Кроме того, организации, получившие статус участника проекта, освобождаются от уплаты налога в отношении имущества, учитываемого на балансе и расположенного на территории ИНТЦ, в течение 10 лет начиная с месяца, следующего за месяцем его постановки на учет.
  2. Также с 2019 года организации, признаваемые фондами в соответствии с Законом об ИНТЦ, освобождены от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, входящих в состав территории таких центров.

23 ноября 2018 г.

 

Действие установленной пониженной ставки по налогу на прибыль не может быть продлено

Минфин России считает, что установленная субъектом РФ пониженная ставка по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков не может быть пролонгирована, так как продление ставки не считается ее установлением. Соответствующее мнение финансисты высказали в письме от 16 ноября 2018 г. № 03-03-05/83098. Финансовое ведомство указало, что в случае, если пониженная ставка по налогу на прибыль организаций, зачисляемая в бюджет субъекта Федерации, была установлена его законом до 1 января 2018 года, то она применяется до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года.

Также Минфин России отметил, что с 1 января 2019 года вступают в силу поправки в п. 1 ст. 284 Налогового кодекса, согласно которым законодательные органы субъектов Федерации с указанной даты по общему правилу не вправе устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта (п. 15 ст. 2 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»; далее – Закон № 302-ФЗ).

Таким образом, пониженные ставки по налогу на прибыль, установленные субъектом с января 2018 года, в 2019 году применяться не будут. А те, что установили до 1 января 2018 года, будут действовать до окончания предусмотренного срока, но не позднее 1 января 2023 года. Добавим, что продление срока действия пониженной ставки по налогу на прибыль организаций не предусмотрено Законом № 302-ФЗ.

Напомним, что выплата действительной стоимости доли организации при выходе из состава его участников не является дивидендом.

23 ноября 2018 г.

 

ФНС России дала рекомендации по представлению налоговой отчетности по налогу на имущество организаций за 2019 год

ФНС России рассказала о некоторых особенностях подачи отчетности по налогу на имущество организаций с налогового периода 2019 года (письмо ФНС России от 21 ноября 2018 г. № БС-4-21/22551@ «О рекомендациях по вопросам представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций, начиная с налогового периода 2019 года»). В частности, налоговое ведомство указало, что код представления налоговой отчетности 281 применяется в случае подачи отчетности по месту нахождения недвижимого имущества в пределах территории субъекта Федерации, то есть по месту постановки на учет налогоплательщика в качестве собственника (владельца) имущества либо в налоговый орган по месту нахождения недвижимого объекта, в котором налогоплательщик состоит на учете по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.

Также ФНС России разъяснила, когда может применяться код 214. Например, он указывается, если российская организация не является крупнейшим налогоплательщиком, не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения объекта недвижимого имущества в качестве собственника (владельца) указанного объекта либо по иным основаниям, предусмотренным НК РФ).

Кроме того, ФНС России рассказала, что налогоплательщики, состоящие на учете в нескольких налоговых органах на территории одного региона, по своему усмотрению смогут выбрать налоговую инспекцию, в которую они будут подавать единую налоговую декларацию. Но только если на территории того или иного субъекта Федерации не установлены нормативы отчислений в местные бюджеты. Таким образом отчетность смогут направить те юрлица, чьи объекты облагаются налогом по среднегодовой стоимости имущества на территории одного субъекта Федерации. Для применения описанного порядка налогоплательщик должен однократно уведомить налоговую инспекцию до начала первого отчетного периода.

22 ноября 2018 г.


Вводится в действие новый документ МСФО

Вводится в действие на территории нашей страны еще один документ МСФО – Поправки к ссылкам на «Концептуальные основы» в стандартах МСФО. Документ устанавливает принципы, лежащие в основе подготовки и представления финансовой отчетности для внешних пользователей (приказ Минфина России от 30 октября 2018 г. № 220н).

Поправки можно добровольно применять со дня их официального опубликования. Сроки для обязательного применения определены в документе.

22 ноября 2018 г.


ФНС России рассказала, что нужно учесть в случае вынесения решений комиссией об изменении кадастровой стоимости земли

В случае применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости необходимо убедиться в наличии предусмотренных Налоговым кодексом оснований для ее применения, в том числе установить:

  • факт вынесения решения комиссии;
  • значение и период применения кадастровой стоимости.

Кроме того, необходимо обратить внимание на возможность исполнения самого решения комиссии. То есть оно не должно быть пересмотрено в судебном порядке. Такое мнение высказала ФНС России в письме от 18 сентября 2018 г. № БС-4-21/18181@ «О рассмотрении обращения». ФНС России напомнила, что постановления федеральных судов, судебные акты по административным делам являются обязательными для органов госвласти и подлежат исполнению.

Налоговое ведомство отметило, что решение комиссии является самостоятельным источником сведений о кадастровой стоимости при расчете земельного налога в случае установления кадастровой стоимости указанным решением. Согласно п. 15 ст. 378.2 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в случае исправления ошибок учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с налогового периода, в котором применялась неверная кадастровая стоимость. Налоговая служба указала, что неважен вид допущенной ошибки: технической, кадастровой или другой.

Напомним, что с 1 января 2019 года вступает в силу закон, изменяющий порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости.

22 ноября 2018 г.

 

Отменена за ненадобностью инструкция по сокращению сроков камералок по НДС

ФНС отменила свое письмо о сокращении сроков камералок по НДС. Напомним, письмо было оформлено прошлым летом и содержало алгоритм более быстрой проверки декларации по НДС, чем установленный на тот момент НК трехмесячный срок. Первый фильтр срабатывал через 10 дней после срока сдачи деклараций. Отчетность тех, кто по своей благонадежности проходил первичный отсев, начинала проверяться на дату истечения двух месяцев после сдачи декларации.

Теперь же срок камералки по НДС сокращен до двух месяцев для всех, и упомянутый алгоритм больше не нужен (письмо от 7 ноября 2018 г. N ММВ-20-15/146).

22 ноября 2018 г.

 

Повторная выездная проверка и ответственность за персучет - ВС обобщил практику

Президиум ВС РФ 14 ноября 2018 года утвердил третий в этом году обзор практики. Мы расскажем о делах, которые касаются проверок налоговиков и ПФР. Напомним, что, по мнению ВС РФ, суды не могут игнорировать выводы, включенные в обзор, так как это нарушает нормы процессуального права.

Повторная выездная проверка должна быть проведена в разумный срок после подачи уточненки

Налоговики в связи с подачей обществом в 2013 году уточненных деклараций по налогу на прибыль за 2010 год назначили повторную проверку в июне 2015 года (спустя 1 год и 10 месяцев после получения уточненок). Общество посчитало, что его права нарушены и обратилось в суд. Суды трех инстанций поддержали проверяющих. Трехлетний срок на подачу уточненок не распространяется, поэтому и проверять в рамках выездных проверок такие декларации можно.

Однако судебная коллегия ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение. По ее мнению, повторная выездная проверка может проводиться не в любое время, а с учетом разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненки.

Оценивая, разумен ли срок назначения повторной выездной проверки, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • существование у налоговиков возможности своевременно выявить обстоятельства деятельности налогоплательщика, которые указывают на необоснованность изменений в исчислении налога в уточненке;

  • способность налогоплательщика при проведении повторной проверки обеспечить защиту своих прав по истечении четырехлетнего срока хранения документов;

  • наличие или отсутствие в действиях налогоплательщика признаков противодействия налоговому контролю (например, представление проверяющим недостоверных документов или неполного их комплекта).

Документ: Определение ВС РФ от 16.03.2018 N 305-КГ17-19973

Увеличение законом срока представления сведений в ПФР имеет обратную силу, поэтому решение о назначении штрафа за пропуск срока, вынесенное до вступления в силу изменений, не подлежит исполнению

Общество представило СЗВ-М за сентябрь 2016 года 12 октября 2016 года. ПФР наложил штраф, поскольку на тот момент срок представления сведений был установлен не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. С 1 января 2017 года этот срок был перенесен на 15-е число. Ссылаясь на указанное, страхователь просил в суде отменить решение. Суды трех инстанций признали его незаконным. Судебная коллегия ВС РФ решения судов изменила, дополнив резолютивную часть. Она посчитала, что решение должно быть не признано недействительным, а признано не подлежащим исполнению. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, следует применять новый закон. Другими словами, закон имеет обратную силу.

Документ: Определение ВС РФ от 15.05.2018 N 306-КГ17-22270

22 ноября 2018 г.

 

ФНС России разработала рекомендованную форму уведомления о ранее представленных документах в налоговый орган

ФНС России разработала рекомендуемую форму уведомления, которое налогоплательщик может направить налоговой инспекции в случае повторного истребования налоговиками ранее представленных документов. Форма уведомления содержится в приложении к письму ФНС России от 7 ноября 2018 г. № ЕД-4-15/21688@ «О направлении рекомендуемых форм». Она может использоваться до утверждения ранее разработанной формы.

Налоговое ведомство указало, что в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс направление вышеупомянутого уведомления предусмотрено в случаях, прописанных в п. 5 ст. 93, п. 10 ст. 165, п. 13 ст. 198 НК РФ (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Кроме того, в направленном письме содержится форма решения о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС, которое принимает налоговый орган в случае выявления нарушений НК РФ в ходе проверки. Однако налоговики не уведомят об этом налогоплательщика.

Также в письме имеется форма дополнения к акту налоговой проверки, которое, как и сам акт, состоит их трех частей: вводной, описательной и итоговой. Напомним, что дополнение составляется в случае проведения дополнительный мероприятий налогового контроля. При этом в нем не допускается указывать на нарушения НК РФ, которые ранее не отражены в акте проверки.

21 ноября 2018 г.


Ожидаются многочисленные поправки в Налоговый кодекс

15 ноября Госдума в третьем чтении приняла изменения в Налоговый кодекс. Так, поправки, вносимые в ч. 1 НК РФ, предусматривают:

  • расширение перечня случаев, когда лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации. Изменения затронут порядок признания фактическим получателем дохода, порядок налогообложения при ликвидации организации;
  • ограничение суммы пеней, начисленных на недоимку, размером этой недоимки;
  • наделение ФНС России полномочиями определять особенности учета в налоговых органах организаций (за некоторыми исключениями) в зависимости от объема поступления налогов (сборов, страховых взносов) и (или) показателей ФХД (включая суммарный объем полученных доходов, ССЧ работников, стоимость активов).

Внесены изменения и в порядок исчисления конкретных налогов.

В отношении НДС скорректированы нормы об освобождении от налогообложения услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию; услуг по техническому управлению морскими судами и судами смешанного (река – море) плавания, оказываемых иностранным лицам; уточнен порядок определения налоговой базы по НДС при реализации СШЖ, лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов, а также макулатуры; скорректированы правила вычета и восстановления НДС при получении субсидий или бюджетных инвестиций.

В целях НДФЛ доход, полученный при выходе из российской или иностранной организации либо при ее ликвидации и превышающий расходы на приобретение акций (долей, паев) ликвидируемой организации, приравнен к дивидендам. Кроме того, скорректированы правила получения имущественного налогового вычета (ст. 220 НК РФ).

Изменения касаются и налога на прибыль. В частности, уточнены правила применения пониженных ставок, установленных регионами, а также нулевой ставки по дивидендам. Скорректированы некоторые положения о налогообложении прибыли иностранных организаций и о налоговом резидентстве РФ.

21 ноября 2018 г.

 

С 2020 года бухотчетность станет преимущественно электронной

Госдумой принят пакет законопроектов, упрощающих с 2020 года порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в госорганы.

По общему правилу обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением о ней нужно будет представлять в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта. В органы статистики бухотчетность больше сдавать не потребуется.

ФНС России будет формировать и вести государственный информационный ресурс бухотчетности и обеспечивать доступ к нему для иных госорганов и заинтересованных лиц, в том числе для органов статистики.

Предусматривается полный переход на представление бухотчетности в электронной форме. ФНС России утвердит форматы ее представления (включая аудиторское заключение) в виде электронных документов, порядок их представления, а также правила пользования госинформресурсом.

Соответствующие поправки вносятся и в Налоговый кодекс.

Предполагается, что через Интернет надо будет сдавать бухотчетность уже за 2019 год. Исключение – субъекты малого предпринимательства, которые за следующий год смогут отчитаться как в электронном виде, так и на бумаге.

21 ноября 2018 г.


Убытки от незаконной блокировки счетов можно взыскать с ФНС России через суд

Организация вовремя заплатила авансовый платеж по налогу, однако в налоговую службу информация от УФК поступила с опозданием. ИФНС начислила пени и выставила обществу требование, а после неуплаты пеней – заблокировала счета. Из-за этого налогоплательщик не смог внести средства на депозиты под проценты. Общество подало иск о взыскании с Российской Федерации в лице ФНС России более 1,9 млн руб. убытков (в сумме неполученной выгоды).

При исследовании материалов дела судами установлено, что в результате неправомерных действий налоговых органов или их должностных лиц у общества возникли убытки в виде неполученной выгоды в виде процентов, которые оно могло бы получить от размещения в банках депозитов в период блокировки счетов. Представленный обществом расчет суммы убытков (1 955 258 руб.) судами проверен и признан верным (постановление АС Уральского округа от 19 октября 2018 г. № Ф09-6763/18).

В силу п. 1 ст. 15, п.1-2 ст. 1064 Гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежат возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. На основании п. 1 ст. 35, п. 2 ст. 103 Налогового кодекса налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученные доходы).

Суды решили удовлетворить требования налогоплательщика в полном объеме.

20 ноября 2018 г.



Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

 

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты