Пандемия коронавирусной инфекции ощутимо повлияла на экономику и повлекла рост убытков для множества организаций по всей стране. В результате часть предприятий была вынуждена прекратить деятельность, часть – решила использовать внутренние резервы для поддержания своего бизнеса, а некоторые просто ушли в «тень».
С 1 июля налоговые органы возобновили проведение текущих, а также назначение новых выездных проверок. В связи с этим специалисты Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» хотели бы напомнить о важности проверки Ваших контрагентов перед заключением сделок и дать несколько рекомендаций.
Сделки с фирмами-однодневками являются одним из критериев для назначения выездной налоговой проверки (п. 12 Приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@). Сотрудники ФНС России на постоянной основе проводят анализ налогоплательщиков на предмет наличия в их деятельности «сомнительных» сделок и запрашивают комплект документов, подтверждающих проявление должной осмотрительности.
Сама по себе проверка контрагента и сбор документов решают сразу несколько задач:
-
снижение риска Вашей организации получить товары (услуги) ненадлежащего качества либо риска неполучения товара (услуги) или оплаты за реализуемый товар при заключении сделок с проблемными контрагентами, снижение риска невозможности взыскания ущерба с проблемного контрагента;
-
укрепление доводов о правомерности понесенных расходов и принятия к вычету сумм НДС по сделкам с Вашим контрагентом в случае возникновения споров с налоговой инспекцией.
Отметим, что Налоговый кодекс РФ не содержит указаний на то, как именно может быть доказано проявление должной осмотрительности. Специалисты Минфина России в письмах от 06.07.2009 № 03-02-07/1-340 и от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177 в качестве мер, свидетельствующих о проявлении осмотрительности при выборе контрагента отмечают:
-
получение от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
-
проверка факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц;
-
получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента;
- использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.
Ограничиваться вышеизложенным перечнем мероприятий, на наш взгляд, не стоит. Рекомендуем перед заключением сделок самостоятельно проанализировать любую имеющуюся в открытом доступе информацию о контрагенте:
-
провести проверку на предмет судебных споров в картотеке арбитражных дел;
-
провести проверку сведений о задолженности с помощью сайта ФССР России;
-
проверить сведения о задолженности с помощью сервиса ФНС России;
-
проверить сведения с помощью сервиса «прозрачный бизнес»;
-
изучить сайт контрагента и сохранить распечатки с сайта;
- при возможности рекомендуем проверить контрагента в специальных сервисах, таких как СПАРК, Контур.Фокус, СБИС, Seldon.Basis.
Все полученные документы, включая электронные письма, рекомендуем распечатать и хранить в виде досье в качестве доказательства, если у налоговых инспекторов возникнут сомнения в отношении Ваших сделок с определенным контрагентом.
Для дополнительной консультации со специалистами, пожалуйста, заполните форму справа.
Подробнее о комплексе услуг Сопровождение налоговых проверок