Суды подсказали вариант, как вернуть недавно всплывшую «древнюю» переплату
Важно, как сформулировать требования, обращаясь в суд после отказа ИФНС.
Организации пришлось пересчитать налог на прибыль за 2010-2016 годы по причинам, от налогоплательщика не зависящим (Минэнерго внезапно в конце 2017 года отозвало одну из своих «бумажек» приличной давности). Первые уточненки выявили недоимку, и фирма ее доплатила. Однако затем, примерно через полгода, налогоплательщик понял, что упустил кое-какие взаимосвязи в своем учете, и снова пересчитал 2011-2013 годы, сдал уточненки, по которым «вылезла» переплата. Все это происходило уже в 2018 году.
Поскольку переплата, как минимум, вышла за пределы пятилетки, налоговики отказали в возврате. В суде организация требовала отменить решение ИФНС (дело № А09-6204/2018).
Но это оказалось неудачной стратегией. Суды решили, что у налоговой были все основания для отказа. Восстановить срок давности, посчитав его с того момента, когда стало известно о новых обстоятельствах, можно, обратившись в суд.
Но фирма таким правом не воспользовалось – ее требования не включали ни возврата переплаты, ни восстановления срока, а содержали лишь жалобу на действия налоговиков, отметила кассация (Ф10-1665/2019). Если бы истец заявил другие требования, то ему, возможно, повезло бы.
8 июля 2019 г.
С 1 января этого года вступили в силу новые условия о контролируемости сделок
Сделки со «своими» иностранными фирмами контролируемы при доходах от 60 млн в год, напомнил Минфин.
Минфин напомнил, что законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ в нормы НК о контролируемых сделках, в частности, в статью 105.14, внесены изменения, уточняющие условия признания таковыми сделок между взаимозависимыми лицами.
Одно из изменений касается сделок, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи (то есть – с иностранными взаимозависимыми лицами и сделок, приравненных к контролируемым). Они признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним за год превышает 60 млн рублей.
Новые нормы применяются в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются с 1 января 2019 года, вне зависимости от даты заключения договора.
Кроме того, Минфин добавил, что контролируемая задолженность (проценты по которой учитываются в расходах в особом порядке) может возникать по долговым обязательствам любого вида перед иностранными взаимозависимыми лицами, их «материнскими» или «сестринскими» фирмами, при участии таких лиц в качестве поручителей или гарантов (письмо от 3 июня 2019 г. N 03-12-11/1/40113).
Напомним и о других изменениях по части контролируемости сделок, вступивших в силу с 1 января этого года. Отброшено условие признания внутрироссийских «взаимозависимых» сделок контролируемыми исключительно по сумме доходов – сделки при обороте от 1 млрд в год без особых условий налогообложения контролируемыми быть перестали. Остались критерии по особым условиям налогообложения одной из сторон сделок – все содержимое пункта 2 статьи 105.14 (в новой редакции), то есть сделки между российскими взаимозависимыми лицами с разными условиями налогообложения, включая сделки со спецрежимками, стало контролируемым при оборотах от 1 млрд рублей в год.
5 июля 2019 г.
В России скоро введут документ МСФО по определению существенности
Новый документ будет включать поправки к МСФО по учетной политике и финансовой отчетности.
В России введут документ МСФО «Определение существенности (поправки к МСФО (IAS) 1 и МСФО (IAS) 8), следует из проекта, вынесенного Минфином на обсуждение.
Напомним, IAS 1 называется «Представление финансовой отчетности», а IAS 8 – «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Соответственно, новый документ будет касаться вопросов существенности при составлении учетной политики и отчетности.
4 июля 2019 г.
Минэкономразвития утвердил порядок расчета индекса рынка недвижимости
Документ устанавливает порядок расчета индекса рынка недвижимости. Приказ начнет действовать с 1 января 2020 года.
В частности, правила расчета устанавливают, что:
1. Расчет индекса будет осуществляться по субъектам РФ отдельно:
- по видам объектов недвижимости;
- по категориям земель (для земельных участков);
- назначениям (для зданий и помещений).
2. Для расчета используются сведения об объектах недвижимости, в отношении которых в ЕГРН в течение года (со дня проведения последней кадастровой оценки до дня, в который рассчитывается индекс) ранее внесенная кадастровая стоимость изменена на стоимость, установленную в размере рыночной.
В случае применения индекса рынка недвижимости начиная с года, следующего за годом проведения последней государственной кадастровой оценки, для его расчета используются сведения за период, начиная с года расчета примененного индекса.
В документе содержится формула расчета индекса и установлен срок для расчета.
Источник: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.05.2019 № 302 «Об утверждении порядка расчета индекса рынка недвижимости».
4 июля 2019 г.
Росреестр рекомендует ознакомиться с предварительными результатами кадастровой оценки
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) напоминает, что владельцы недвижимости в регионах, где проводится государственная кадастровая оценка, могут ознакомиться с предварительными результатами оценки.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» функции по информированию населения о размещении в открытом доступе промежуточных отчетных документов по государственной кадастровой оценке, а также о порядке и сроках представления замечаний к ним возложены на орган власти субъекта Российской Федерации. Помимо сети Интернет соответствующая информация должна быть размещена на информационных щитах органа власти субъекта Российской Федерации и муниципалитетов, а также в печатных СМИ.
Информация о предварительных результатах кадастровой оценки размещается, кроме того, на сайте Росреестра в сервисе «Фонд данных государственной кадастровой оценки». Для поиска достаточно ввести лишь кадастровый номер объекта недвижимости.
По истечении срока подачи замечаний к промежуточным отчетным документам по государственной кадастровой оценке граждане не лишаются права на пересмотр кадастровой стоимости объектов недвижимости в досудебном порядке. По закону после утверждения результатов государственной кадастровой оценки они могут подать обращение об исправлении ошибок непосредственно в бюджетное учреждение, осуществившее определение кадастровой стоимости, или через МФЦ, а также получить в бюджетном учреждении разъяснения о порядке расчета кадастровой стоимости.
Исправление выявленных ошибок в результатах кадастровой оценки не влечет дополнительных расходов для граждан, а причиненные действиями бюджетного учреждения убытки подлежат возмещению в полном объеме.
4 июля 2019 г.
Увлеклись маркировкой: это предстоит парфюмерии и молочным продуктам
Пока - в виде эксперимента с добровольным участием производителей и ритейла.
Правительство решило поставить еще один опыт над российским бизнесом: провести эксперимент по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции. Он стартует уже с 15 июля 2019 года и продлится по 29 февраля 2020 года.
Маркировать придется продукты, выработанные из пастеризованного, ультрапастеризованного, стерилизованного, ультравысокотемпературно-обработанного молока, и молочные продукты, обработанные указанными способами (то есть стерилизованные и так далее), упакованные в потребительскую тару.
Цель маркировки – противодействие незаконному ввозу, производству и обороту молочки, в том числе контрафактной, а также повышение собираемости таможенных и налоговых платежей. По итогам эксперимента решат, есть ли смысл внедрять маркировку тотально.
Пока что производители и торговцы будут участвовать в эксперименте на добровольной основе, подав заявку (постановление от 29 июня 2019 г. N 836).
Примерно то же самое коснется духов и туалетной воды. Отличаются период проведения эксперимента (с 1 июля по 30 ноября этого года) и реквизиты постановления – от 26 июня 2019 г. N 814.
4 июля 2019 г.
Минфин России разъяснил, как программа АСК НДС-2 выявляет «фирмы-однодневки»
Разъяснено, как система АСК НДС-2 (программа автоматизированного контроля за НДС) используется для выявления нарушений в порядке уплаты НДС. Все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) попадают в общероссийскую базу. Программа сравнивает данные о каждой операции по цепочке движения товара (работы, услуги) в автоматическом режиме (письмо Минфина России от 15 апреля 2019 г. № 03-01-11/26624).
Система предполагает, что в случаях, когда налогоплательщик приобретает товары (работы, услуги) у контрагента и принимает НДС к вычету, он отражает этот НДС в книге покупок. Контрагент указывает эту же сумму НДС в книге продаж. Данные налогового учета у налогоплательщика и у контрагента по такой операции должны сходиться. Если есть расхождения у налогоплательщика и его контрагента, то они выявляются моментально при представлении деклараций в электронном виде. Причем такие расхождения видны по всей цепочке контрагентов – между налогоплательщиком и его поставщиком, поставщиком поставщика и т. д. Если в цепочке организаций присутствует «фирма-однодневка», которая уклоняется от полноценного отражения и уплаты НДС, она будет выявлена.
Кроме того, мерами по сокращению теневого сектора экономики являются новый порядок применения ККТ, в соответствии с которым данные о расчетах направляются в адрес налоговых органов в режиме реального времени, а также введение налога на профессиональный доход для физлиц (НПД, налог для самозанятых).
2 июля 2019 г.
Проверьте, вдруг вы должны были купить онлайн-ККТ, но забыли это сделать
ФНС на своем сайте рассказала, кто начал (как хотелось бы налоговой службе надеяться) применять ККТ с 1 июля.
ККТ появилась у тех, у кого ранее не было в ней нужды:
- ИП без наемных работников, торгующие через вендинговые автоматы;
- ИП без наемных работников на ЕНВД и ПСН, которые занимаются розничной торговлей;
- организации без наемных работников на общем режиме и УСН в сфере общепита;
- организации и ИП с наемными работниками на ЕНВД, оказывающие бытовые, ветеринарные услуги, услуги стоянок, услуги по ремонту, услуги по передаче во временное владение и другие;
ИП на ПСН с наемными работниками, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, услуги ремонта машин, компьютеров и техобслуживания, перевозки пассажиров, проката, производства молочной продукции и другие.
Кроме того, теперь онлайн-кассу обязаны применять организации и ИП при продаже в общественном транспорте билетов на проезд. Им разрешено использовать «облачные кассы» – в таких случаях пользователи кассы могут ограничиться демонстрацией QR-кода на любом гаджете без выдачи бумажного чека.
Также с 1 июля закончится действие отсрочки, позволяющей не применять кассу при зачете и возврате аванса.
В соответствии с законом от 06.06.2019 № 129-ФЗ отсрочку в применении ККТ до 1 июля 2021 года получили ИП без наемных работников, трудящиеся в сфере услуг или продающие товары собственного производства.
2 июля 2019 г.
Сделки с долговыми обязательствами могут быть признаны контролируемыми
Минфин России выпустил разъяснения по вопросу признания сделки с долговыми обязательствами контролируемой (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 июня 2019 г. № 03-12-11/1/40113).
Налоговым кодексом установлено, что сделка признается контролируемой, если она заключена между взаимозависимыми лицами, и сумма доходов по ней за календарный год составляет 60 млн руб. (п. 1, п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Такое правило распространяется на все сделки, доходы или расходы по которым учитываются для целей налогообложения с 1 января 2019 года. Дата заключения договора в этом случае значения не имеет (п. 11 ст. 1, п. 2, п. 6 ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ). При этом учитываются все полученные доходы по сделкам, заключенным с одним лицом в течение календарного года, с учетом порядка признания доходов (гл. 25 НК РФ). Налоговые органы также проверяют соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню.
Что же касается сделок, по которым возникли долговые обязательства, то доходом по ним признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки (п. 1 ст. 269 НК РФ). А значит, если в течение календарного года одна организация уплатила другой процентов на сумму более 60 млн руб., то сделки между ними будут считаться контролируемыми.
Также существует понятие контролируемой задолженности. Такой признается непогашенная задолженность налогоплательщика по его долговым обязательствам перед взаимозависимым иностранным лицом, если оно прямо или косвенно участвует в деятельности налогоплательщика или с взаимозависимыми лицами иностранной организации. Также это распространяется и на сделки, по которым вышеуказанные лица выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение этого долгового обязательства налогоплательщика (п. 2 ст. 269 НК РФ).
Напомним, что организации обязаны осуществлять подготовку и представление документации в целях налогового контроля, а также уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках (ст. 105.15, ст. 105.16 НК РФ).
1 июля 2019 г.
С 1 июля меняются правила вычетов НДС при «экспорте» услуг
С 1 июля 2019 года суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для оказания услуг (выполнения работ), местом реализации которых территория РФ не признается, можно будет принять к вычету. Однако это правило не будет распространяться на услуги, освобожденные от налогообложения на основании ст. 149 Налогового кодекса (Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ). По таким услугам входной НДС к вычету не принимается, а учитывается в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг).
Кроме того, уточнен порядок расчета пропорции облагаемых и не облагаемых НДС операций для вычета «входного» налога. В частности, для этих целей к операциям, подлежащим налогообложению, отнесены операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ не признается территория РФ (за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ).
Отметим, что указанные поправки ни в коей мере не означают, что работы (услуги), реализуемые за пределами РФ, теперь облагаются налогом. Они только дают возможность учесть входящий НДС по приобретениям, используемым для их оказания.
28 июня 2019 г.
Утверждена программа разработки федеральных стандартов бухучета
Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019-2021 годы. (приказ Минфина России от 5 июня 2019 г. № 83н)1. Также приказом признается утратившим силу более ранняя программа разработки стандартов на 2018-2020 годы.
В программе идет речь о 12 стандартах бухучета. По пяти из них уже разработаны проекты – «Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Незавершенные капитальные вложения», «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Предполагаемая дата вступления их в силу для обязательного применения – 2021 год. Еще два стандарта, которые тоже должны вступить в силу в этом году – «Некоммерческая деятельность» и «Бухгалтерская отчетность» – находятся в стадии разработки. Срок предоставления проекта по ним установлен на IV квартал 2019 года. В этом же периоде должен быть разработан стандарт «Доходы», однако применять его надо будет с 2022 года.
На 2022 год запланировано еще три стандарта – «Участие в зависимых организациях и совместная деятельность», «Финансовые инструменты» и «Долговые затраты». Начало разработки первого из них запланировано на III квартал 2019 года, а проект будет готов уже в начале 2020 года. В это же время начнется разработка второго стандарта – «Финансовые инструменты», проект которого будет подготовлен в III квартале 2020 года. После этого Минфин России приступит к разработке третьего стандарта – «Долговые затраты», проект по которому ожидается в начале 2021 года. Параллельно с этим стандартом будет идти разработка стандарта «Расходы», который будет обязательным к применению с 2023 года.
Помимо разработки новых стандартов Минфином России будут вноситься поправки и в уже действующие. Так, изменения затронут ПБУ 16-02 «Информация по превращаемой деятельности». Проект поправок по нему уже составлен и вступит в силу с начала 2020 года. К IV кварталу 2019 года будет разработан проект поправок в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» в части распространения некоторых положений на дочерние организации. Обязательными к применению нововведения будут начиная с 2021 года.
28 июня 2019 г.
Плата за годовой доступ к государственному ресурсу бухгалтерской отчетности составит 200 тыс. руб.
В своем постановлении Правительство РФ установило не только размер, но и порядок взимания платы за предоставление информации из ресурса бухгалтерской отчетности (постановление Правительства РФ от 25 июня 2019 г. № 811 «О случаях, размере и порядке взимания платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности»). Нижеуказанный порядок будет применяться с 1 января 2020 года.
Государственный информационный ресурс включает бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторские заключения о ней, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту. Согласно новым правилам организация, уплатив 200 тыс. руб., получает год электронного абонентского обслуживания одного рабочего места. Чтобы получить доступ к ресурсу, нужно заполнить соответствующий запрос. Именно с лица, подавшего его, и будет взиматься плата. Банковские реквизиты для перевода платежа будут опубликованы на официальном сайте ФНС России. Территориальный налоговый орган самостоятельно проверяет факт внесения платы с использованием Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. Если сведения о внесенной плате в информационной системе отсутствуют, считается, что платеж не прошел. Также, для подтверждения оплаты, налогоплательщик может предоставить документы в налоговый орган или МФЦ.
Что касается запросов о предоставлении информации по какому-то конкретному юрлицу, то она, как и раньше, будет предоставляться бесплатно (www.gks.ru/accounting_report).
Напомним, что с 2020 года обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности будет предоставляться не в органы статистики, а в территориальный налоговый орган. Освобождаются от такой обязанности только госорганизации, Банк России, религиозные организации, организации, предоставляющие отчетность в Банк России, и те, чья отчетность содержит сведения, отнесенные к гостайне.
28 июня 2019 г.
Предлагается создать национальную систему прослеживаемости товаров
Минфин России разработал проект федерального закона, вносящий изменения в Налоговый кодекс в части дополнения его новым разделом, касающимся прослеживаемости товаров. Законопроектом предусмотрено, что поправки в НК РФ вступят в силу с 1 января 2020 года, однако новые положения будут распространяться на правоотношения, возникшие с начала 2022 года.
Как указано в пояснительной записке к проекту закона, он направлен на реализацию российских обязательств по созданию национальной системы прослеживаемости ввозимых товаров, т. е. контроля за операциями, связанными с оборотом товаров.
Предполагается, что перечень таких товаров будет утверждаться Правительством РФ. Прослеживаемость товаров осуществляется на основании документов без нанесения на товар идентификационных знаков. Им будут присваиваться специальный регистрационный номер партии товара. При импорте такой номер будет формироваться продавцом из регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из нее или аналогичных показателей заявлений о выпуске товаров до подачи декларации. При продаже такого товара регистрационный номер включается налогоплательщиком в счет-фактуру (для плательщиков НДС) или документ об отгрузке товаров (для неплательщиков НДС).
Прекращается прослеживаемость товара в следующих случаях:
- исключен из утвержденного перечня;
- выбыл по причине, не связанной с реализацией (направлен в производство, захоронен, утилизирован или уничтожен, безвозвратно утрачен или конфискован);
- продан физлицу для личного потребления;
- экспортирован.
При продаже физлицам или утилизации товара организация должна будет составлять специализированный ежеквартальный отчет, представляемый в налоговый орган. Он составляется также и в случаях реализации товара продавцами, не уплачивающими НДС. Для плательщиков налога информация об операциях купли-продаже товара включается в квартальную декларацию по НДС.
Помимо вышеперечисленного, законопроектом предлагается прописать обязанности и меру ответственности налогоплательщиков, совершающих операции с таким товаром, а также порядок уведомления о перемещении товара и об имеющихся остатках.
27 июня 2019 г.
Нельзя прекратить амортизацию имущества, если оно временно не используется
Минфин напомнил, когда ОС исключаются из амортизируемых, а когда – нет.
Перечень основных средств, исключаемых из состава амортизируемого имущества, установлен пунктом 3 статьи 256 НК. Поводы такие: передача в безвозмездное пользование (кроме некоторых ситуаций), консервация, длительная модернизация. Упомянутая норма не предусматривает прекращения амортизации в случае отсутствия дохода от использования амортизируемого имущества в какой-либо промежуток времени.
Следовательно, произвольное исключение имущества из состава амортизируемого, в том числе по критерию временного неполучения дохода, НК не предусмотрено, указал Минфин (письмо от 06.06.19 № 03-03-06/2/41359).
25 июня 2019 г.
Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.