Безнал и бездокументарные бумаги предложено считать имуществом в целях НК
Согласно поправкам в ГК, действующим с 1 октября, эти объекты стали имущественными правами.
В прошлом году был подправлен ГК – согласно новой редакции статьи 128 ГК безналичные деньги и бездокументарные ценные бумаги относятся к имущественным правам, тогда как раньше эти объекты относились к имуществу (закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ).
Это может вызвать изменения в налогообложении таких объектов, а также – путаницу и новые споры, опасаются депутаты Госдумы. В этой связи группа депутатов внесла в ГД законопроект № 903584-7, предусматривающий уточнение в статье 38 НК, согласно которому в налоговых целях безналичные деньги и бездокументарные ценные бумаги признаются имуществом.
Предлагается придать новой норме обратную силу – с 1 октября 2019 года. Именно с этой даты вступили в силу упомянутые поправки в ГК.
«Налоговые последствия операций с денежными средствами не могут зависеть от их формы (наличные или безналичные), равно как и налоговые последствия операций с ценными бумагами должны быть одинаковыми вне зависимости от того, имеют они документарную форму или нет», – пишут авторы в пояснительной записке.
Внесенный законопроект – альтернатива тому пути, по которому наиболее вероятно могут пойти власти – внесению в НК громоздких дополнений, посвященных налогообложению операций с упомянутыми объектами и, по сути, дублирующих правила налогообложения операций с имуществом.
2 марта 2020 г.
Вышел обзор решений КС за 4 квартал 2019-го: одно налоговое и три кадровых дела
КС выпустил обзор своей практики за 4 квартал прошлого года. Там он напомнил о споре, который уже успел обзавестись шлейфом – это постановление № 41-П от 19 декабря, в котором КС указал на возможность вычетов НДС по счету-фактуре, выставленному банкротом. После этого ФНС сочинила очередные признаки недобросовестности, которые такому вычету препятствуют, а Минфин разработал законопроект, устраняющий неясность – причем, путем наименьшего сопротивления – путем полного исключения продукции банкротов из-под налогообложения НДС.
Постановлением 34-П суд убрал лазейку для ликвидирующихся работодателей, желающих сэкономить на выходном пособии. Если все это происходит перед праздниками, и в расчет в целях пособия брать лишь рабочие дни, оно становится меньше. Это нарушает права работников, отметил КС. Пока что нет информации о грядущем воплощении этого решения в законодательном поле.
В 4 квартале КС также защитил работников от лишних неоплачиваемых завалов чужой работой. Изменение трудовой функции без согласия работника по общему правилу не допускается, сделал общий вывод КС, хотя спор касался частного и не очень распространенного случая (37-П).
При совмещении должностей оклад без надбавки должен быть не ниже МРОТ, указал КС в постановлении 40-П. В противном случае месячная зарплата «многостаночников» не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях. Это решение дополнило серию аналогичных: для работающих сверхурочно, для работников «северных» организаций.
2 марта 2020 г.
ФНС России разъяснила особенности налогообложения и бухучета лизингового имущества
Налоговым законодательством установлено, что объектами налогообложения по налогу для российских организаций признавалось движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (ст. 374 Налогового кодекса). С 1 января 2019 года в связи со вступлением в действие Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ движимое имущество исключено из объектов налогообложения по налогу.
Как поясняет налоговая служба, учет операций по договору лизинга организациями, не перешедшими на применение Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (утв. приказом Минфина России от 16 октября 2018 г. № 208н), осуществляется согласно Указаниям об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга (утв. приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. № 15). Напомним, что этот документ утрачивает силу с 1 января 2022 года, с того же момента федеральный стандарт становится обязательным к применению.
Согласно Указаниям стоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателю, учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». Если же по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то стоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателю, отражается по дебету счета 08 «Капитальные вложения», субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств по договору лизинга» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства». Затраты, связанные с получением лизингового имущества, и стоимость поступившего лизингового имущества списываются с кредита счета 08 «Капитальные вложения», субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств» в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства», субсчет «Арендованное имущество».
ФНС России напоминает, что согласно Положению по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 »Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н) если по конкретному вопросу ведения бухучета в федеральных стандартах не установлены способы его ведения, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных российским законодательством, федеральными или отраслевыми стандартами. При этом организация использует последовательно международные стандарты финансовой отчетности, положения федеральных или отраслевых стандартов бухучета по аналогичным или связанным вопросам и рекомендации в области бухучета (письмо ФНС России от 20 февраля 2020 г. № БС-4-21/2979@).
28 февраля 2020 г.
Что есть «дата привлечения средств по договору займа» для контролируемой сделки
Руководствуясь ГК, Минфин определил это как момент фактической передачи суммы кредита заемщику.
Ведомство рассмотрело вопрос о займе с фиксированной ставкой, признаваемом контролируемой сделкой, что предполагает специальные правила для учета процентов в расходах. Как разъяснил Минфин, при наличии в договоре займа условия о фиксированности и неизменности ставки по долговому обязательству применяется ключевая ставка ЦБ (ЛИБОР, EURIBOR, SHIBOR), действовавшая на дату привлечения средств. А для трактования понятия «дата привлечения денежных средств» следует обратиться к ГК, из которого следует, что момент заключения договора займа непосредственно связан с исполнением кредитором обязательств по договору займа, то есть с моментом фактической передачи займа (а не, например, заключения договора).
Таким образом, датой привлечения денежных средств по договорам с фиксированной ставкой, признаваемым контролируемыми сделками, будет момент фактической передачи денег (от 7 февраля 2020 г. № 03-03-06/2/7862).
Если же заем выдается частями, то каждый новый транш следует рассматривать как новое долговое обязательство, и применять ту ключевую ставку, которая действовала на дату получения средств по конкретному траншу.
28 февраля 2020 г.
Обновлен проект закона о включении неналоговых платежей в НК РФ
Законопроектом предлагается включить в Налоговый кодекс на федеральном уровне (доработанный текст проекта Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации»):
- утилизационный сбор (вместо экологического и утилизационного сборов);
- налог на операторов сети связи общего пользования (вместо обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторов сети связи общего пользования).
Также будет введен местный гостиничный сбор вместо действующего сейчас на территориях четырех субъектов РФ экспериментального курортного сбора.
Согласно пояснительной записке к проекту, новые федеральные налоги и сборы будут взиматься примерно на тех же условиях, что и действующие сейчас аналогичные платежи. Таким образом, фискальная нагрузка не увеличится, зато повысится собираемость платежей.
Принципиально новый подход предусмотрен только в отношении гостиничного сбора. В отличие от курортного, его будут платить не отдыхающие, а лица, оказывающие услуги по временному размещению. Причем облагаться сбором будет «использование объекта недвижимого имущества» для этой деятельности.
Кроме того, в качестве государственной пошлины в НК РФ предлагается включить ряд платежей, которые в настоящее время взимаются в виде неналоговых платежей за предоставление сведений (внесение изменений, просмотр сведений и т.п.) из государственных реестров (регистров).
В случае принятия закона он вступит в силу 1 января 2021 года.
27 февраля 2020 г.
Подготовлен порядок участия компетентного органа иностранного государства в налоговой проверке
ФНС России разработала порядок организации работы по обеспечению участия и условий участия компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге (приказ ФНС России от 25 ноября 2019 г. № ММВ-7-13/587@). В нем определяются правила рассмотрения соответствующего запроса компетентного органа, особенности направления информации, условия участия компетентного органа в налоговой проверке или налоговом мониторинге, а также основания принятия решения об отказе.
ФНС России может взаимодействовать с компетентным налоговым органом иностранного государства, направляя последнему письма, в том числе и электронные, сообщения по факсу, проводя встречи или иным образом. Выбор способа зависит от условий договора об избежании двойного налогообложения, заключенного с иностранным государством.
Согласно установленному порядку, налоговая служба принимает решение о рассмотрении или об отказе в рассмотрении полученного от компетентного органа запрос в течение пяти рабочих дней. Основанием для отказа могут служить такие причины, как несоответствие международному стандарту, несоблюдение принципа взаимности или недостаточность предоставленной информации. Если основания для отказа отсутствуют, то рассмотрение запроса по существу должно занимать не более 40 рабочих дней (в исключительных случаях срок может быть продлен).
Если принято решение об участии компетентного органа в налоговой проверке или налоговом мониторинге, то ФНС России сообщает ему следующие сведения:
- о налоговом органе и его контактных лицах, принявших решение о проведении налоговой проверки или налоговом мониторинге;
- времени и месте проведения проверки (мониторинга);
- об установленных налоговым законодательством порядке и условиях проведения проверки (мониторинге);
- об условиях участия компетентного органа в проверке (мониторинге).
Также устанавливается, что представили компетентного органа могут присутствовать при проведении мероприятий налогового контроля и получить доступ к документам (информации) полученным налоговым органом при осуществлении таких мероприятий. При этом обязательно соблюдение российского законодательства о гостайне.
27 февраля 2020 г.
Налоговая служба подготовила разъяснения по налогу на имущество организаций
ФНС России выпустило очередное письмо с разъяснениями по вопросу налогообложения имущества организаций и сдачи отчетности (письмо ФНС России от 18 февраля 2020 г. № БС-4-21/2829).
В соответствии с нормами налогового законодательства организации подают налоговую декларацию по налогу на имущество в инспекции по месту нахождения последнего (п. 1 ст. 386 Налогового кодекса). Если же имущество находится в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне или за пределами территории России, то отчетность представляется в налоговый орган по местонахождению самой организации.
Те же налогоплательщики, которые отнесены к крупнейшим, сдают декларацию в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших.
Если налогоплательщик владеет несколькими объектами недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, стоящими на учете в разных налоговых инспекциях, но в одном субъекте России, то он может подавать единую налоговую декларацию (п. 1.1 ст. 386 НК РФ). Направляется она в любой налоговый орган по месту постановки на учет одного из таких объектов недвижимости. При этом налогоплательщик должен уведомить выбранную инспекцию о таком порядке сдачи отчетности. Уведомление подается ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется упрощенный порядок представления налоговой декларации.
Налоговая служба обращает внимание, что воспользоваться вышеописанным упрощенным порядком представления отчетности не получится, если субъектом РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.
Более подробную информацию и ответы на вопросы о порядке налогообложения имущества организаций можно найти на специальной промостранице на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/imuchorg/ioorder/). Там содержатся все актуальные разъяснения, в том числе и по нововведениям, предусмотренными Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ и Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.
27 февраля 2020 г.
ВС РФ: кадастровая стоимость объектов недвижимости не должна включать в себя НДС
Общество обратилось в суд об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости без учета НДС (Определение Верховного Суда РФ от 5 февраля 2020 года № 5-КА19-66).
Судом первой инстанции организации было отказано. Устанавливая кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости с учетом НДС, определенной на основании заключения судебной оценочной экспертизы, суд исходил из того, что рыночная стоимость представляет собой наиболее вероятную цену, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Следовательно, в момент возможного совершения сделки по цене, равной рыночной стоимости, цена сделки всегда будет содержать НДС. При этом суд пришел к выводу, что уплата НДС и налога на имущество организаций не влечет двойного налогообложения, поскольку относится к различным периодам владения объектом: уплата налога на имущество осуществляется во время владения и эксплуатации объекта, а уплата НДС только в случае отчуждения объекта, когда налог на имущество уже не уплачивается.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с жалобой в апелляционную инстанцию Мосгорсуда. Судебная коллегия указала, что установление судом кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости с учетом НДС, противоречит законодательству об оценочной деятельности. В результате судом была назначена дополнительная экспертиза, и из кадастровой стоимости НДС был исключен.
Департамент городского имущества, Правительство г. Москвы обратились в суд с кассационной жалобой с просьбой отменить принятое апелляционное определение судебной коллегии, оставив в силе решение первой инстанции.
Отменив апелляционное определение, Верховный Суд РФ указал, что ни законодательство об оценочной деятельности, ни налоговое законодательство не предусматривает, что при определении рыночной стоимости объекта недвижимости для целей установления кадастровой стоимости НДС является ценообразующим фактором и увеличивает ее размер. В свою очередь, по общему правилу реализация нежилых помещений по рыночной стоимости может являться объектом налогообложения НДС, и в этом случае НДС подлежит определению по правилам главы 21 Налогового кодекса. Следовательно, определение рыночной стоимости с выделением в ее составе НДС противоречит нормам законодательства об оценочной деятельности. Дело направлено на новое рассмотрение.
26 февраля 2020 г.
Налоговая служба обновила форму уведомления о выявленных противоречиях при проверке деклараций по НДС
ФНС России внесла изменения свои рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок (опубликованы в письме ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705@). Поправки начали действовать уже с 17 февраля 2020 года (письмо ФНС России от 13 февраля 2020 г. № ЕА-4-15/2363@).
При проведении мероприятий налогового контроля проверяющими могут быть выявлены противоречия в налоговой декларации по НДС или несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа.
Если выявленные несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога, заявленной к возмещению, то налоговый орган к требованию о представлении пояснений прикладывает дополнительные формы (п. 3 ст. 88 Налогового кодекса). В одну из таких прилагаемых форм и было внесено изменение. Если ранее в ней указывалось, что применяться она могла только при проведении камеральных проверок, то теперь налоговые органы будут составлять ее при обнаружении несовпадений данных в декларации по НДС при проверке ее и в ходе иных мероприятий налогового контроля.
В обновленном приложении указываются сведения о выявленных несоответствиях, в том числе номер контрольного соотношения, формулировка нарушения (например, занижение суммы НДС, исчисленной к уплате в бюджет), ссылка на норму законодательства, контрольное соотношение и данные, указанные налогоплательщиком в декларации.
25 февраля 2020 г.
В требовании не указана ни проверка, ни сделка – бумаги налоговикам можно не давать
Суды отменили штраф за игнорирование требования, так как широкий спектр документов запрошен в связи с «иными мероприятиями налогового контроля».
Налоговая затребовала у ООО «М» счета-фактуры, товарные и товарно-транспортные накладные, платежные документы, договор и акты выполненных работ за третий квартал 2018 года (все документы – по взаимоотношениям с ООО «Б»). Если же ООО «М» товаров в адрес ООО «Б« не поставляло и услуг не оказывало, то должно было направить в налоговую письменные пояснения. В качестве основания в требовании указано «в связи с иными мероприятиями налогового контроля».
ООО «М» проявило индифферентное отношение к желаниям налоговиков. Последние не обрадовались и оштрафовали организацию на 5 тысяч рублей. Однако в суде оказалось, что налоговая не права (дело № А76-15894/2019).
Документы вне рамок проверок можно истребовать только по конкретной сделке. В данном же случае ИФНС, которая проверяла ООО «Б«, в своем поручении, направленном в инспекцию, в которой числилось ООО «М», не указала ни на факт проведения проверки, ни на конкретную сделку. Соответственно, требование, выставленное истцу, тоже не содержало этих сведений, а значит, проигнорировано было вполне законно.
Выяснилось, что на самом деле в отношении ООО «Б« проводилась камеральная проверка декларации по НДС за 3 квартал 2018 года. И, если бы налоговики в требовании этот факт не засекретили и не вписали бы «иные мероприятия», то тогда требование пришлось бы исполнить.
А так – суды трех инстанций отменили штраф (кассация Ф09-9127/2019).
Еще один повод байкотировать истребование документов – когда они не связаны ни с конкретным контрагентом, ни с налоговой проверкой в отношении самой фирмы. Это также подтверждено одним из судебных решений.
В то же время, известен случай, когда налоговики вне рамок каких-либо проверок запросили перечень определенных документов (с указанием номеров и дат), в том числе – без связи с конкретной сделкой, и суды отказались признавать такое требование незаконным.
21 февраля 2020 г.
О том, что и как могут потребовать налоговые органы – в исследовании аналитиков Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ: Налоговый контроль выходит за рамки
Предлагается уточнить список операций, не облагаемых НДС
Минфин России подготовил проект поправок в налоговое законодательство в части уточнения операций, не являющихся объектом обложения НДС при осуществлении хозяйственной деятельности должниками, признанными несостоятельными (банкротами)1. Проектом предполагается вступление в силу соответствующего закона по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу.
В настоящее время налоговым законодательством предусматривается освобождение от НДС только операций по реализации имущества или имущественных прав должников, признанных в соответствии с российским законодательством несостоятельными (банкротами) (подп. 15 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса). При этом возникает неопределенность в истолковании и применении вышеуказанной нормы в случае, когда должник, признанный несостоятельным (банкротом), продолжает осуществлять текущую хозяйственную деятельность, в процессе которой реализует произведенную им продукцию.
Такое неоднозначное толкование норм налогового законодательства было выявлено в ходе проверки конституционности нормы, по окончании которой Конституционным Судом Российской Федерации было вынесено решение о внесении изменений в налоговое законодательство (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. № 41-П «По делу о проверке конституционности подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Центрального округа»).
В связи с этим и был разработан законопроект, предлагающий дополнить спорную норму положениями, позволяющими освобождать налогоплательщиков от НДС при реализации товаров (работ, услуг), изготовленных или приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности, осуществляемой после признания должников несостоятельными (банкротами).
21 февраля 2020 г.
Покупка лицензии на ноу-хау освобождается от НДС
Российская компания приобрела у иностранной фирмы права на использование секретов производства (ноу-хау) для собственного производства. Ноу-хау состоят из двух частей - одна часть связана с технологическими процессами производства, другая часть - с особенностями изготовления оборудования, необходимого для производства по указанной технологии. Передача секретов производства осуществляется на основании лицензионного договора. После уплаты лицензионных платежей организации передается техническая документация. Помимо этого, иностранная компания-продавец оказывает услуги по обучению сотрудников налогоплательщика по работе с оборудованием, процессами, связанными с ноу-хау, стоимость которых отдельно выделена в соглашениях с правообладателями.
Как поясняет ФНС России, налоговым законодательством предусматривается обложение НДС передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, если покупатель (лицензиат) осуществляет деятельность на территории России (подп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса). При этом, если лицензионным договором предусматривается передача прав на использование, в том числе и секретов производства (ноу-хау), то такая операция освобождается от налогообложения (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Поскольку вышеуказанные правила распространяются и на налоговых агентов, то передача прав на использование секретов производства, включая секреты производства оборудования для производства товара, освобождается от НДС при наличии заключенного с иностранной организацией (лицензиаром) соответствующего лицензионного договора. Что касается лицензионных платежей, связанных с обучением персонала, то в отношении их освобождение не применяется.
Вместе с тем, налоговая служба особо подчеркивает, что освобождение от НДС не применяется, если сделка по приобретению прав на использование секретов производства (ноу-хау) совершена для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия (мнимая сделка) или с целью прикрыть другую сделку (притворная сделка) (письмо ФНС России от 11 февраля 2020 г. № СД-4-3/2174@).
19 февраля 2020 г.
Минфин России разъяснил особенности применения ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
Специалисты министерства напомнили (письмо Федеральной налоговой службы от 23 января 2020 г. № БС-4-21/926@ и письмо Минфина России от 21 января 2020 г. № 03-05-04-01/2993), что ФСБУ 25/2018 применяется организациями (арендодателями и арендаторами) начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год, но не запрещено использовать этот стандарт и до указанного срока.
В зависимости от срока перехода организации на ФСБУ 25/2018, а также от вида аренды (операционной или неоперационной (финансовой) аренды)), условий договора (срока аренды, перехода права собственности на предмет аренды и др.), предмет аренды может учитываться на балансе арендодателя и арендатора в качестве основных средств, инвестиционного имущества или в качестве права пользования активом, а также за балансом в качестве арендованных основных средств, а в отдельных случаях арендатор может не признавать предмет аренды в качестве права пользования активом.
Поэтому если облагаемый по среднегодовой стоимости объект недвижимости, полученный в аренду, учитывается на балансе арендатора в составе ОС, арендатор признается плательщиком по налогу на имущество в отношении этого объекта, а если объект, переданный в аренду, учитывается в составе основных средств на балансе арендодателя, то налогоплательщиком признается арендодатель.
В случаях, когда ФСБУ 25/2018 применяет лишь одна сторона договора аренды, могут иметь место ситуации, при которых переданные в аренду объекты и права пользования ими отражаются и у арендодателя, и у арендатора в составе ОС. В целях исключения двойного налогообложения объекта, который учтен арендодателем на балансе в составе ОС и, следовательно, учитывается арендодателем при исчислении налога на имущество организаций, стоимость такого объекта в состав базы по налогу на имущество арендатором не включается.
Отмечается также, что вне зависимости от правил бухучета арендуемых объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости, налог на имущество организаций уплачивается организацией, являющейся собственником или владельцем на праве хозведения этих объектов.
Разъяснен также порядок налогообложения объектов недвижимого имущества, принадлежащих иностранной организации, переданных в финансовую аренду (лизинг) российской организации.
18 февраля 2020 г.
РСА – больше не СРО. 20 мая те, кто не вступит в ААС, перестанут быть аудиторами
Минфин информирует, что 17 февраля 2020 года сведения о саморегулируемой организации аудиторов «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) исключены из госреестра СРО.
В этой связи ведомство разъяснило для пользователей аудиторских услуг, что по закону статус аудитора или аудиторской организации тесно связан с членством в СРО: только те, кто им обладает, могут называться аудиторами. Проводить аудит и оказывать сопутствующие услуги вправе лишь аудиторские организации, аудиторы.
Однако для тех, чья СРО убрана из реестра, закон оставляет 60 рабочих дней на продолжение аудиторской деятельности, даже если они не вступили в другую СРО. В данном случае этот период – с 18 февраля по 19 мая 2020 года включительно. С одним лишь ограничением – аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе заключать новые договоры. С 20 мая 2020 года сведения о тех, кто не вступит в другую СРО, исключаются из контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций.
Для членов РСА ведомство уточнило, что в течение этих 60 дней можно проводить аудит (в том числе обязательный), оказывать сопутствующие аудиту услуг, а также прочие, связанные с аудиторской деятельностью услуги, в том числе указанные в части 7 статьи 1 закона «Об аудиторской деятельности» (ведение бухучета, консультирование, юрпомощь и так далее). Указанная деятельность ведется в соответствии с договорами, заключенными до 17 февраля 2020 года.
Новые договоры нельзя заключать ни на аудиторские услуги – проведение аудита (в том числе обязательного), ни на сопутствующие аудиту услуги. Данное ограничение не распространяется на заключение договоров оказания прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.
20 мая 2020 года члены РСА, не вступившие в другую СРО, прекращают признаваться аудиторскими организациями, аудиторами и не вправе вести аудиторскую деятельность (участвовать в ней), то есть проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги, в том числе по договорам, заключенным до 17 февраля 2020 года.
В реестр сейчас включена лишь одна СРО аудиторов – Ассоциация «Содружество».
Для вступления в СРО в качестве аудиторской организации фирма должна подать в СРО, среди прочего:
- список своих работников-аудиторов, приложив выписки из реестра аудиторов, подтверждающие, что эти работники являются аудиторами;
- список членов коллегиального исполнительного органа с указанием тех из них, кто является аудитором;
- список учредителей (участников), являющихся аудиторами и аудиторскими организациями, с приложенными к нему выписками из того же реестра и документами, подтверждающими размеры долей.
Если организация по независящим от нее причинам не имеет возможности представить указанные выписки, то подтверждением того, что соответствующие лица являются аудиторами, может служить информация из контрольного экземпляра минфиновского реестра. Она есть на сайте Минфина www.minfin.ru в разделе «Аудиторская деятельность – Реестры аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов».
18 февраля 2020 г.
Данная рассылка подготовлена группой компаний «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.