Ежегодный ввод автомобильных дорог с твердым покрытием в России составляет 2–2,5 тыс. км. В том числе дорог высших технических категорий – 200-300 км. Несмотря на то, что объемы дорожного строительства в целом сильно отстают от задач территориального развития и увеличения связности национальной территории, дорожная отрасль остается одним из ключевых драйверов экономики, особенно в период кризиса.

Ключевые сложности дорожной отрасли

Потребность в модернизации и новациях дорожной отрасли России, в частности через реализацию инфраструктурных проектов, обусловлена сегодня рядом проблемных аспектов:

Качество автодорожной сети

Качество (уровень сетевого развития и эксплуатационные показатели) сети автомобильных дорог России кардинально отстает не только от развитых стран, но и стран БРИКС и стран Восточной Европы. По данным специалистов ВШЭ, страна терпит ущерб по всем «дорожным приоритетам»:

  • связность национальной территории;
  • ареал эффективного градостроительного освоения;
  • инфраструктура для грузовых перевозок;
  • среда обитания миллионов автомобилизированных домохозяйств.
Государственные расходы на дорожное строительство

Расходы консолидированного бюджета на дорожную деятельность составляют 2% от ВВП, а вклад частных инвестиций статистически незначим.

Рис.1. Расходы консолидированного бюджета на дорожное хозяйство

рис1.jpg

Источник: Федеральное казначейство 

Рис.2. Сумма заключенных контрактов и договоров в сфере дорожного хозяйства, млрд руб.

рис2.jpg
Источник: ЕИС Закупки

По данным ЕИС более 50% торгов в сфере дорожной деятельности не состоялись по причине единственного участника закупки, что, с одной стороны, может свидетельствовать о низком уровне конкуренции и непривлекательных условиях государственных контрактов, а с другой – являться следствием недобросовестной конкуренции при проведении торгов на заключение государственных контрактов в сфере дорожной деятельности.

По данным опросов, больше всего компании озабочены:

  • заниженной стоимостью материалов проектно-сметной документации по сравнению с рыночной;
  • фактами несоответствия технического задания фактическим потребностям Заказчика;
  • фактами не передачи Заказчиком площадки для выполнения работ.

Около 60% компаний столкнулись в период 2014–2021 гг. с повторной экспертизой при проведении строительно-монтажных работ, из них 83% считают, что повторная экспертиза проектно-сметной документации отразилась самым негативным образом на финансовых показателях компании.

Рис.3. Сложности исполнения контрактов в 2014-2021 гг. по данным опросов

рис3.jpg

Источник: Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК)

Несоответствие объемов строительства дорог задачам территориального развития

Ежегодный ввод автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 2–2,5 тыс. км. В том числе дорог высших технических категорий – 200-300 км. Объемы дорожного строительства в целом не соответствуют задачам территориального развития и увеличения связности национальной территории. Объемы дорожного строительства в сегменте дорог высших технических категорий (10–15% от суммарного ввода) откладывают формирование скоростного автодорожного каркаса страны на неопределенную перспективу.

Рис.4. Ввод в действие автомобильных дорог с твердым покрытием, тыс. км

рис4.jpg

Источник: Росстат

В обозначенных условиях отставание российской дорожной отрасли консервируется, догоняющее развитие дорожной сети не происходит. Вывод очевиден: необходимо ускорять темпы дорожного строительства и формировать лучшие отечественные практики.

Экономическое развитие за счет дорожного строительства

Курирующий дорожное строительство заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин в своих выступлениях не раз подчеркивал, что реализация инфраструктурных проектов способствует преодолению постпандемийных последствий в экономике и что именно инфраструктурное строительство может стать тем локомотивом, который потянет за собой рост во всех отраслях.

Действительно, необходимо учитывать, что дорожное строительство - драйвер спроса на строительные материалы, продукцию машиностроения и нефтепереработки.

Рис.5. Взаимосвязь дорожного строительства с другими производственными отраслями

рис5.jpg

Источник: Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК)

Специалисты НАИК выделяют следующие ключевые факторы влияния дорожно-строительных компаний на социально-экономическое развитие:

  • Прямые эффекты от осуществления дорожной деятельности оцениваются в 2 трлн рублей, косвенные эффекты от осуществления дорожной деятельности составляют 1,1 трлн рублей (спрос в других отраслях).
  • В сфере строительства автомобильных дорог и железнодорожных путей занято более 350 тысяч человек.
  • С учетом мультипликатора в смежных отраслях занято еще около 490 тысяч человек.
  • Объем кредитов по виду деятельности «строительство инженерных сооружений» составляет 1% от общего объема банковских кредитов.

Эффекты в сопряженных отраслях - прямое отражение состояния рынка дорожных работ: рост рынка дорожных работ усиливает позитивные тенденции к развитию смежных отраслей, его стагнация (банкротство дорожно-строительных компаний) окажет значительный негативный эффект на развитие машиностроения, нефтепереработки, промышленности строительных материалов и, соответственно, реального сектора экономики в целом.

Государственная поддержка развития строительства дорог

В настоящее время действуют два национальных плана в сфере дорожного строительства:

Нацпроект «Безопасные качественные дороги»

В 2021 году утвержден обновленный паспорт национального проекта «Безопасные качественные дороги». Ранее он назывался «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Документ приведен в соответствие с Указом Президента России от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Таблица 1. Структура нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (2019 – 2030 гг.)

Федеральные проекты в составе нацпроекта

Финансовое обеспечение

1

ФП «Федеральная и местная дорожная сеть»

Дорожная сеть

2 357 351 268, 04

2

ФП «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»

ОМРДХ

101 711 515,89

3

ФП «Безопасность дорожного движения»

Безопасность дорожного движения

52 074 664,20

4

ФП «Автомобильные дороги Минобороны России»

Автомобильные дороги Минобороны России

5 600 000,00

5

ФП «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях»

Пассажирский транспорт

106 879 800,00

6

ФП «Развитие федеральной магистральной сети»

Развитие федеральной магистральной сети

1 100 627 564,80

Итого

3 724 244 812,93

Источник: Минтранс

В 2021 году по нацпроекту комплексно обновили порядка 16,5 тыс. км дорог в 84 субъектах страны. В программу федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» 2021 года вошло более 6 тыс. объектов. В 2021 году более 66% всех контрактов по нацпроекту предусматривали использование современных технологий. В 2021 году доля контрактов, заключенных на принципах жизненного цикла, составила 31,2%.

В целях повышения уровня экономической связанности территорий страны с 2021 года в обновленную структуру нацпроекта включен новый федеральный проект - «Развитие федеральной магистральной сети». В программу его работ на 2021 год вошли 250 км федеральных трасс. До 2024 года планируется осуществить строительство и реконструкцию участков автодорог федерального значения общей протяженностью 1 810,6 км, из них Росавтодором - 1 440,5 км, ГК «Автодор» - 370,1 км.

Нацпроект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года»

План утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р.

Рис. 6. Структура Нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года»

рис6.jpg

Источник: Правительство России

Рис. 7. План модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года

рис7.jpg

Источник: ГК «Автодор»

Реализацией ключевых инфраструктурных проектов в сфере дорожного строительства занимается Федеральное дорожное агентство (далее – Росавтодор). В составе Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» Росавтодором осуществляется реализация входящих в состав Национального проекта «Безопасные качественные дороги» федеральных проектов.

Рис. 8. Ассигнования из федерального бюджета на финансирование в 2021 году основных структурных элементов Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», млрд. рублей

рис8.jpg

Источник: Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального дорожного агентства за 2021 год

Сегодня в числе приоритетных задач, которые стоят перед дорожной отраслью – реализация проектов, снимающих инфраструктурные ограничения для регионов. Это автомобильные обходы крупных городов, магистрали между областными центрами, подходы к федеральным трассам, ликвидация одноуровневых пересечений.

Рис. 9. Ключевые показатели дорожной отрасли РФ по итогам 2021 года

рис9.jpg

Источник: Росавтодор

Таблица 2. 25 инвестиционных проектов в сфере транспортной инфраструктуры, реализуемых в России

Название проекта

Инициатор проекта/Инвестор

Регион

Стадия

Сроки реализации

Объем инвестиций (млрд руб.)

1

Строительство скоростной автомобильной трассы Москва — Казань

ГК «Автодор»

Москва, Московская область, Владимирская область, Нижегородская область, Чувашия, Татарстан

Строительство

2021-2024

639

2

Строительство и развитие порта Усть-Луга

Правительство РФ, «Газпром», «Новотранс», «Еврохим»

Ленинградская область

Строительство

1996-2025

630

3

Строительство скоростной автомобильной трассы Казань — Екатеринбург

Федеральное дорожное агентство, ГК «Автодор»

Татарстан, Башкортостан, Свердловская область, Пермский край

Проектирование

2021-2024

493

4

Строительство Центральной кольцевой автодороги

Правительство РФ

Московская область

Строительство

2014-2021

341

4

Строительство глубоководного морского порта Индига

AEON

Ненецкий автономный округ

Проектирование

2018-2028

258

5

Строительство глубоководного незамерзающего сухогрузного района морского порта Тамань

Правительство РФ

Краснодарский край

Строительство

2006- н/д

183

6

Строительство обхода города Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу

ГК «Автодор», правительство Самарской области, КК «Обход Тольятти»

Самарская область

Строительство

2019-2024

121

7

Строительство мостового перехода через реку Лену в районе Якутска (11 км)

Правительство Республики Саха (Якутия), Национальная инфраструктурная компания

Республика Саха (Якутия)

Подготовка к строительству

2018-2026

83,2

8

Строительство моста через р. Обь из г. Лабытнанги в г. Салехард

Правительство РФ, правительство ЯНАО

ЯНАО

Проектирование

2018- н/д

80

9

Реконструкция аэропорта Домодедово

ООО «Домодедово констракшн менеджмент»

Москва

Строительство

2016-2022

47,1

10

Строительство угольного терминала «Лавна» в морском порту Мурманск

Правительство РФ, ГТЛК

Мурманская область

Строительство

2017-н/д

47

11

Строительство морского порта Суходол с угольным перегрузочным комплексом мощностью перевалки до 20 млн тонн в год

Сибирский деловой союз

Приморский край

Строительство

2013-2021

42

12

Модернизация морского порта Шахтерск с увеличением мощности перевалки до 20 млн тонн угля в год

Восточная горнорудная компания

Сахалинская область

Строительство

2017-2025

40

13

Строительство и поставка комплекса средств автоматизации аэродромного командно-диспетчерского пункта Шереметьевского центра обслуживания воздушного движения

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

Москва

Проектирование

2019-н/д

37,3

14

Строительство угольного терминала мощностью до 24 млн тонн

«Колмар груп»

Хабаровский край

Строительство

2018-2023

37

15

Строительство универсального портового перегрузочного комплекса навалочных и генеральных грузов «Славянка» (пропускная способность порта — до 70 млн тонн в год)

АО «Международный морской перегрузочный терминал»

Приморский край

Подготовка к строительству

2016-2024

36

16

Строительство автомобильной дороги Северный обход (28,8 км)

ГК «Автодор»

Пермский край

Проектирование

2019-2024

35,9

17

Строительство аэропорта на космодроме Восточный

«Роскосмос»

Амурская область

Проектирование

2023-2029

35,4

18

Участок транспортного узла на пересечении с Витебским проспектом до автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-118 «Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга»

ФКУ «Упрдор «Северо-Запад»

Ленинградская область

Строительство

2018-2021

30,3

19

Объекты железнодорожной инфраструктуры федеральной собственности, обеспечивающие подход к транспортному переходу через Керченский пролив

ОАО «Российские железные дороги»

Краснодарский край

Проектирование

2017-н.д.

29,3

20

Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой транспортной развязки в районе ТПУ «Столбово»

Правительство г. Москвы

Москва

Строительство

2018-н/д

27,6

21

Строительство аэровокзального комплекса и объектов служебно-технической территории аэропорта (увеличение пропускной способности с 14 тыс. до 27 тыс. пассажиров в сутки)

АО «Международный аэропорт Краснодар»

Краснодарский край

Проектирование

2020-2023

25

22

Строительство терминала по перегрузке СУГ (грузооборот — свыше 500 тыс. тонн в год)

АО «Корпорация развития Дальнего Востока»

Хабаровский край

Подготовка к строительству

2016-2022

24,3

23

Строительство морского терминала по перевалке угля грузооборотом до 15 млн тонн в год в порту Высоцк

«Лукойл»

Ленинградская область

н/д

2019-2023

24,3

24

Реконструкция аэровокзального комплекса международного аэропорта

«Новапорт Холдинг»

Новосибирская область

Подготовка к строительству

2019-2025

20

25

Увеличение мощности терминала по перевалке угля до 40 млн тонн в год в порту Ванино

Сибирская угольная энергетическая компания

Хабаровский край

Подготовка к строительству

2017-2024

12

Источник: Журнал "Вестник"

Крупнейшие реализованные инфраструктурные проекты в РФ

Кроме того, по данным Министерства транспорта, в период с 2016 по 2021 гг. было реализовано более 100 ключевых инфраструктурных проектов в сфере дорожного строительства в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (2018 – 2024 гг.), наиболее крупными из которых являются:

  • Открыта Центральная кольцевая автомобильная дорога – самый масштабный проект дорожной инфраструктуры Московского региона. Аварийность на МКАД снизилась на 15 %. Пересекает 13 федеральных автодорог. Построено 225 искусственных сооружений (55 мостов, 144 путепровода, 7 экодуков, 19 пешеходных переходов) и 18 транспортных развязок. Протяженность - 336,5 км.
  • Обновляется городской пассажирский транспорт в агломерациях. 412 транспортных средств - 305 автобусов и 107 троллейбусов направят в 13 городских агломераций. Это Екатеринбургская, Красноярская, Казанская, Воронежская, Новосибирская, Омская, Самарско-Тольяттинская, Пермская, Череповецкая, Нижегородская, Ивановская, Кемеровская и Саратовская агломерации.
  • Построена Репинская развязка в Химках Московской области. Общая площадь построенной транспортной развязки – порядка 40 тыс. кв. м. Протяженность основного хода – 0,8 км с путепроводом длиной 158 м. От 2 до 5 полос движения с расчетной скоростью 70 км/ч, устроены пешеходные зоны, светофоры, установлено наружное освещение и архитектурная подсветка. Также проведена реконструкция улиц Дружбы, 9 Мая и Репина.
  • Открыта трасса «Таврида». Автомобильная дорога «Таврида» сократила время в пути между Керчью и Севастополем до 3 часов. Раньше на это уходил весь день. Техническая категория - IВ, скорость движения - 90 км/ч. Пропускная способность - 40 тыс. автомобилей в сутки.
  • Открыт новый автомобильный пункт пропуска через государственную границу РФ «Дубки» в Калининградской области. Самый большой в стране по количеству полос движения транспорта, их там 49. Пропускная способность - 4 тыс. транспортных средств и 15,5 тыс. человек в сутки. В пункте пропуска использованы новейшие технологии, установлено самое современное оборудование.
  • Завершено строительство обхода Вологды. Современная 4-полосная дорога выводит из центральной части города потоки транспорта, следующего транзитом через Вологду в направлении Ярославля, Архангельска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга. Дорожники возвели мост через реку Шограш и 3 путепровода, а на пересечении с южным направлением автодороги М-8 «Холмогоры» - транспортную развязку. Установили барьерные ограждения, нанесли 13 тыс. кв. м разметки из термопластика, установили более 300 дорожных знаков, смонтировали более 9 км линий наружного освещения.
  • Строительство Большого Казанского кольца в Республике Татарстан. Первый участок Большого Казанского кольца получил название «Магистраль 100-летия ТАССР». Он положил начало двухкилометровой дорожной «перемычке» от улицы Булатова до Тихорецкой. Промышленную зону Казани с жилой частью города связал кратчайший путь.
  • Открыт Западный обход Иванова. Новая дорога связала федеральную трассу Р-132 «Золотое кольцо» с существующим участком Западного обхода и позволила пустить транзитный транспорт в обход областного центра. На объекте установлено 7 тыс. м барьерных ограждений, 5 комплексов фиксации нарушений ПДД, 12 камер видеонаблюдения. Интеллектуальная система управляет освещением. Протяженность участка – 2,8 км.
  • Завершены работы на автодороге «Кобяй» в Республике Саха (Якутия). Новая трасса обеспечит круглогодичный проезд между Кобяйским и Горным районами, а также откроет доступ из села Кобяй к федеральной дороге «Вилюй». Дорога позволит местным жителям не зависеть от сезонных факторов. Она будет способствовать экономическому росту региона: в районе дороги располагаются месторождения бурого и каменного угля, золота и серебра, свинца и цинка, а также других полезных ископаемых.
  • Открыта автодорога М-11 «Нева» Москва – Санкт-Петербург. Первая автомобильная дорога, построенная с нуля в новейшей истории России. Проходит по территориям Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. Соответствует высшей технической категории с 4 полосами для движения. Возведено 337 искусственных сооружений и 30 транспортных развязок. Безопасность на дороге обеспечивается работой аварийных комиссаров. Общая протяженность - 669 км.
  • Построен Крымский мост. Стройка века №1 в России состоит из автомобильной трассы и железнодорожной части. Дорога для машин 4-полосная, разрешенная скорость до 90 км/ч. Способен пропускать до 100 поездов в сутки, их скорость движения - 120 км/ч.
  • Завершена вторая очередь обхода Гудермеса на трассе Р-217 «Кавказ». Участок автодороги построен на территории Курчалоевского района Чеченской Республики в соответствии с параметрами I категории, с разделением встречных потоков. Общая протяженность участка составляет почти 12 км. Дорожники возвели транспортную развязку по типу «клеверный лист», в нее вошел путепровод протяженностью 85 м. Еще один, длиной 56 м, устроен для сельскохозяйственных нужд. В рамках второй очереди построен металлический мост длиной 110 м через реку Мичик.
  • Реконструирована федеральная трасса Р-351 Екатеринбург – Тюмень. Участок длиной 19 км возле Камышлова стал 4-полосным. Пропускная способность увеличена более чем в 3 раза: с 6 до 19 тыс. автомобилей в сутки. Разделение транспортных потоков барьерным ограждением поможет водителям избежать лобовых столкновений. Федеральная трасса Р-351 Екатеринбург – Тюмень соединяет столицы двух субъектов Российской Федерации и входит в состав европейского транспортного маршрута Е22.
  • Построена развязка на Кубани. Транспортная развязка на трассе А-290 Новороссийск – Керчь в Краснодарском крае. Верхний слой выполнен из ЩМА-20 - асфальтобетона, обладающего свойствами «самозалечивания» трещин и мелких дефектов.
  • Развитие дорожной сети Дальнего Востока. За 5 лет (2013–2017) на главных транспортных артериях Дальневосточного федерального округа дорожниками построено, отремонтировано и реконструировано более 1 000 км трассы Р-297 «Амур», 817 км трассы А-360«Лена», 679 км трассы Р-504 «Колыма», 438 км трассы А-370 «Уссури», 405 км на трассе А-331 «Вилюй».
  • В Московском регионе 170 км новых участков на ЦКАД открыли еще в конце 2020 года. Скоростная магистраль проходит по территории Подмосковья и Новой Москвы в 50 км от МКАД в обход крупных населенных пунктов и соединяет основные шоссе Московского региона.
  • Начало строительства трассы М-12. Трасса М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань» будет построена на территории Московской, Владимирской и Нижегородской областей, республик Чувашия и Татарстан. Строительство разделено на 8 этапов. По поручению президента Российской Федерации Владимира Путина трасса будет продлена от Казани до Екатеринбурга, для чего дорожники построят один новый участок трассы и выполнят масштабную реконструкцию существующих федеральных дорог. Строительство трассы по плану будет завершено в 2024 году.

Магистраль станет частью международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай». В период с 2019 – 2024 гг. из федерального бюджета выделено на реализацию проекта порядка 655 057,82 млн рублей. В конце июня 2022 года на эти цели было направлено 28 млрд рублей. Распоряжением Правительства РФ от 6 августа 2022 года №2169-р на создание федеральной трассы М-12 выделено ещё 50 млрд рублей, что позволит обеспечить опережающее строительство этой дороги. Она обеспечит скоростное автосообщение между Московской, Владимирской, Нижегородской, Свердловской областями, республиками Татарстан, Башкортостан и Чувашия, тем самым придав их экономике дополнительный импульс к развитию. М-12 станет частью перспективного маршрута в Западный Китай, будет способствовать расширению торговых каналов со странами Азии, повышению надёжности и скорости поставок товаров.

Рис. 10. ЦКАД: самый крупный проект дорожной инфраструктуры в Московском регионе

рис10.jpg

Источник: данные АО «Мосинжпроект»

К слову, в российской столице ежегодно реконструируется и строится около 100 км дорог. Это позволяет Москве входить в тройку лидеров по темпу прироста протяженности дорог наряду с Пекином и Нью-Йорком. 2021 год не стал исключением: в Москве построено почти 125 км дорог, 25 мостов, тоннелей и эстакад, а также 23 пешеходных перехода. В ближайшие три года запланировано не менее интенсивное дорожное строительство. Завершится создание системы, состоящей из хордовых магистралей – Северо-Восточной, Северо-Западной, Юго-Восточной хорд и Южной рокады. Продолжится строительство путепроводов, тоннелей, эстакад, автомобильных и пешеходных мостов через Москву-реку и реконструкция развязок на пересечении МКАД с вылетными магистралями.

Кроме того, перед столичным Стройкомплексом поставлена задача соорудить дублирующие трассы для шести городских магистралей. Эти дороги позволят создать новые радиальные направления между округами Москвы и обеспечат дополнительные транспортные связи.

Государственная система «Платон»

Стоит также сказать о государственном проекте взимания платы «Платон», который создан в целях обеспечения соблюдения установленного действующим законодательством порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

За 5 лет работы госсистемы «Платон» дорожный фонд России пополнился почти на 130 млрд рублей. За счет дополнительного финансирования от «Платона» были построены и отремонтированы более 2 000 км проблемных дорог в 40 городах и регионах, 700 км федеральных трасс на выбранных грузоперевозчиками участках 10 автодорог и 31 мост в 20 субъектах РФ.

Кроме того, обеспечено финансирование ремонта 24 аварийных и строительство 7 новых мостов. Все поступления с 2020-го по 2022 годы от «Платона» Росавтодор направляет на капитальный ремонт свыше 100 мостовых сооружений и 600 км загруженных федеральных трасс.

Преодоление кризиса дорожно-строительной отрасли

Несмотря на реализацию инфраструктурных проектов в дорожной отрасли, стоит отметить кризисную ситуацию в сегменте. Проведенный данными специалистами анализ бухгалтерской и управленческой отчетности 200 наиболее крупных российских дорожно-строительных компаний выявляет высокую вероятность массовых банкротств в отрасли: стандартная модель прогнозирования банкротства показывает, что 94 из них находятся в зоне неопределенности. С проблемой потери финансовой устойчивости сталкиваются, в том числе, крупнейшие компании с годовым оборотом от 4 млрд рублей, имеющие уникальные компетенции в строительстве дорог высших технических категорий и внеклассных мостов.

Ключевыми причинами сложившихся проблем являются:

  • системные дефекты нормативно-правовой базы, регламентирующей государственные контракты на дорожно-мостовое строительство;
  • системные дефекты ценообразования, индуцирующие растущую вилку вежду номинальными (предусмотренными в ПСД) и реальными ценами на дорожно-строительные материалы, программирующие убытки строительных компаний (покрытие ряда затрат за счет сметной прибыли);
  • недостатки системы финансирования, приводящие к непредсказуемости расходов бюджетов, направляемых в дорожное хозяйство, и генерирующих разрыв в требуемом и выделяемом объеме средств.

Рис. 11. Рентабельность продаж по чистой прибыли 200 крупнейших предприятий дорожного строительства: фактические значения и оптимистический прогноз на 2022–2025 гг., %

рис11.jpg

Источник: Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК)

Специалисты НАИК разработали предложения по решению проблемы выхода отрасли дорожного строительства на траекторию устойчивого развития:

  1. Определить перечень особых обстоятельств, при возникновении которых обязательно внесение изменений в цену государственного контракта в случае фиксации факта роста цен на одну или несколько ценообразующих позиций, который приведет к увеличению общей стоимости строительства более чем на 10% (ФЗ-44). Создание компенсационного фонда.
  2. Предусмотреть долгосрочный характер обеспечения финансирования строительства автомобильных дорог – не менее 10–15 лет на основе разработки долгосрочной программы дорожного строительства, позволяющей крупным компаниям планировать основную деятельность за пределами бюджетной трёхлетки. Формировать окончательную стоимость строительства на основе проектной документации.
  3. Конкурс проектов для ГЧП и концессия: публичная сторона задает основные технические параметры будущего объекта, объемы государственного финансирования и предоставляет частной стороне возможность предложить лучшие условия на основе оптимальных проектных решений с учетом эксплуатационной стадии
  4. Обязанность включения в ССР затрат на банковские гарантии, страхование, оплату процентов за пользование кредитами, займами, банковское сопровождение. Доведение регулятором до участников инвестиционно-строительной отрасли текущего ориентировочного размера процентных ставок по страхованию и банковским гарантиям для проектов транспортной инфраструктуры.
  5. На конкурсе заполнять претендентам контрактную ведомость объемов работ посредством проставления единичных расценок. Технологические карты к сметным нормам. Формирования отечественного аналога «Internet-Based Preliminary Highway Construction Cost Estimating Database».
  6. Разграничение и законодательное закрепление функционала двух стадий проектирования «проектная документация» и «рабочая документация»: инженерно-технические и иные решения (изменения), не затрагивающие параметры объекта капитального строительства (конкретизировать понятие), учитываются в рабочей документации (повторной экспертизе не подлежат), рабочая документация конкретизирует раздел проектной документации «Проект организации строительства».
  7. Исключить требование о предоставлении банковской гарантии обеспечения исполнения контракта в случае казначейского сопровождения расходования авансовых средств. Установить обязательной выплату аванса в размере до 50% от общей стоимости контракта на расчётный счёт подрядчика для контрактов, в отношении исполнения которых представлена банковская гарантия.


Вас проконсультирует
Владимир Поклад
Директор департамента Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты