Меню Услуги и практики Кейсы Запрос
Клиенты и кейсы
Актуально
В условиях экономической нестабильности, когда необходимо искать пути снижения нагрузки на бизнес, специалисты практики Налогов и права рекомендуют провести налоговый аудит: комплексно выявить риски и оптимизировать налоговое бремя.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Актуально

Отчетность по МСФО в последние годы становится все более востребованной не только со стороны компаний, которых обязует это делать законодательство, но и среди тех, кто стремится продемонстрировать прозрачность ведения деятельности. Эксперты практики Аудита и МСФО предлагают профессиональную поддержку по подготовке отчетности в соответствии с международными стандартами.

Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Свяжитесь с нами
Отправьте сообщение и наши менеджеры свяжутся с вами в самое короткое время
Аудиторско-консалтинговая группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
127015, г. Москва, ул. Вятская, д. 70
info@delprof.ru
+7 (495) 740-16-01
Клиенты и кейсы
Что вы ищете?
Главная Пресс-центр Открытая аналитика
Цифровизация государства: обзор ИТ-компаний –…

Цифровизация государства: обзор ИТ-компаний – создателей информационной инфраструктуры в стране

Реформа государственного управления, стартовавшая в России в 2004 году, продолжается и в настоящее время, постоянно прирастая все новыми элементами. Современный этап развития государственного управления в России основывается на объединении трех важнейших аспектов в единую систему: современных концепций государственного управления, стратегического управления и цифровых технологий.

Применение информационных систем в России

В действующем законодательстве России дается официальное определение публичного управления в двух основных формах – государственном и муниципальном управлении.

Рис. 1. Структура государственного (публичного) управления в РФ

1.jpg

Таким образом, в условиях современной цифровизации государственного управления обеспечивается структурно-функциональная и электронно-информационная взаимосвязь между федеральным и региональным уровнями публичного управления.

По сути, цифровизация государственного управления – это автоматизация и информатизация деятельности государственных структур управления, процесс перехода на цифровые технологии, в основе которого лежит не только использование ИКТ, но и накопление и анализ больших данных в целях прогнозирования и оптимизации процессов, привлечения новых контрагентов и т.д.

В России для повышения эффективности государственного управления был разработан ряд программ и стратегий:

  • Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 гг.)»;
  • «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г.»;
  • «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации»;
  • Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 гг.)».
Официально начало «перехода» к цифровому правительству в отечественной практике государственного управления связывают с принятием «Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы», в соответствии с которой «с целью обеспечения условий для формирования в Российской Федерации общества знаний» предполагается обеспечить повышение эффективности государственного управления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с государственными органами за счет развития электронного правительства и перехода к цифровому управлению.

Следующий шаг – принятие национальной программы «Цифровая экономика РФ (2018 – 2024 гг.)» и разработка входящего в эту программу федерального проекта «Цифровое государственное управление». Сегодня создана инфраструктура электронного правительства с базовыми государственными информационными ресурсами, Единым порталом госуслуг, МФЦ, системой межведомственного электронного взаимодействия, единой информационной системой государственных и муниципальных закупок и пр.

В настоящее время на федеральном уровне реализуются следующие информационные системы:

Таблица 1. Информационные системы, используемые в государственном управлении в России

Функции государственных органов

ИС

Управление социально-экономическими процессами

  • Информационно-аналитическая система обеспечения мониторинга рынка труда и занятости населения в субъектах РФ.

  • АИС управления ведомственной и региональной Информатизацией Минкомсвязи России.

  • Реестр территориального размещения технических средств информационных систем.

  • ФГИС система учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых на базе государственного финансирования.

  • ФИС «Реестр федерального имущества».

  • Информационно-аналитическая система мониторинга параметров использования компонентов финансово-бюджетной системы РФ (КПЭ).

Управление территориями

  • ИАС «Мониторинг социально-экономического положения субъектов РФ».

  • ИАС «Мониторинг и прогнозирование ситуации в федеральном округе» (ИАС «ФО»).

  • ИС «Паспорт федерального округа и субъекта Российской Федерации»

Взаимодействие

  • Единая сеть обращения граждан.

  • Информационно-правовая система «Законодательство России».

  • ФГИС координации (ЕСКИ).

  • ИС Единый портал Государственных услуг.

  • ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

  • Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

  • Единая информационная система в сфере закупок. 8. ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».

  • Аналитическая информационная система поддержания согласования функций государственных структур управления на федеральном, макрорегиональном и региональном уровнях электронного администрирования.

  • ФИС Портал открытых данных РФ

Межведомственное взаимодействие в системе государственного управления

  • ИАС «Корпоративная система информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти».

  • Защищенная сеть видеосвязи органов государственной власти РФ.

  • Система межведомственного электронного документооборота (МЭДО.

  • ГосСОПКА.

  • ФГИС «Единая система межведомственного электронного взаимодействия».

  • ФГИС «Национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин».

  • ФГИС «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров».

  • Государственная автоматизированная информационная система (ГАС «Управления»).

  • Система удаленного финансового документооборота (СУФД).

  • Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

  • ФГИС: Автоматизированная информационная система «Единая проектная среда».

  • ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет».

  • Единый портал бюджетной системы РФ в структуре информационного обеспечения на базе ресурсов сети «Интернет». Единая информационно-аналитическая система сбора и свода отчетности Министерства финансов РФ.

Россия в мировых рейтингах инновационного и информационного развития

Несмотря на активный процесс цифровизации государственных органов, Россия не занимает ключевых позиций в международных рейтингах инновационного и информационного развития. В частности, положение России в мировых рейтингах за 2019–2020 гг. демонстрирует негативные, нисходящие тенденции.

В рейтинге глобальной конкурентоспособности стран мира (The IMD World Competitiveness Ranking) Россия опустилась на 5 позиций – с 45 места в 2019 г. на 50 место в 2020 г. В глобальном рейтинге ООН по развитию электронного правительства (EGDI) Россия расположилась на 36 месте, опустившись на 4 пункта с 2019 года. В рейтинге доступности интернета (The Inclusive Internet Index 2020) Россия находится на 26 месте.

В рейтинге самых инновационных стран мира «Глобальный инновационный индекс 2020» Россия потеряла одну строчку, заняв 47 место из 50. А в рейтинге цифровой трансформации стран Top-50 TSGI Digital Nations 2020 страна, как и в 2019 г., заняла 7 место.

Рис. 2. Позиции России в международных рейтингах инновационного и информационного развития
2.jpg
Источник: ВШЭ, 2020

Лидеры по цифровизации среди органов власти в России

В июле 2020 года президент России подписал указ, в котором цифровая трансформация была названа приоритетной задачей развития страны к 2030 году. Среди целевых показателей ее реализации – четырехкратное увеличение вложений в отечественные ИТ-решения по сравнению с показателем 2019 года, а также увеличение доли массовых социально-значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%.

По данным ФГИС КИ (Федеральной Государственной Информационной Системы Координации и Информатизации), в 2018 году ИТ расходы федерации составили 116,7 млрд руб., а в 2019 м увеличились до 137,3 млрд руб. Около половины, 60,4 млрд руб. и 56,1 млрд руб., пришлись на компьютерную технику, и еще не менее четверти, 28 млрд руб. и 43,2 млрд руб., на информационные системы в сфере предоставления госуслуг.

Рис. 3. Структура расходов органов власти на информационные системы в 2019 году (Оценка по методологии, утвержденной Минкомсвязью)
3.jpg
Источник: данные ФГИС КИ

Сумма 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных органах исполнительной власти России по итогам 2019 г. составила 148,08 млрд руб., превзойдя показатель 2018 г. более чем в два раза. По общей сумме контрактов продолжает доминировать Минкомсвязи, по числу тендеров – ФНС. Среди подрядчиков безоговорочное лидерство удерживает «Ростелеком», на который пришлась почти половина бюджетов первой сотни крупнейших тендеров (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Топ-10 крупнейших тендеров в сфере цифровизации в системе государственного управления России (2019 год)

Головной заказчик

Исполнитель

Вид тендера

Сумма контракта, млн руб.

Стартовая цена, млн руб.

Экономия, млн руб.

Предмет контракта

1

Минкомсвязи

85 торгов, 16 победителей

Аукционы

50 863,48

67 471,08

16 607,60

Подключению к сети передачи данных фельдшерских и образовательных организаций, госорганов, избирательных комиссий, пожарных частей, пунктов полиции, органов Росгвардии в 85 субъектах России

2

Минкомсвязи

Ростелеком

Закупка у единственного поставщика

11 987,08

11 987,08

0,0

Эксплуатация инфраструктуры электронного правительства

3

Минкомсвязи

Ростелеком

Закупка у единственного поставщика

6 308,60

6 308,60

0,0

Предоставление образовательным организациям и избирательным комиссиям доступа к системам «Госинформ» и Интернету, передача и защита данных, ограничение доступа к запрещенной и вредной информации, мониторинг и обеспечение безопасности связи

4

Минкомсвязи

Ростелеком

Закупка у единственного поставщика

4 172,58

4 172,58

0,0

Подключение к сети связи общего пользования объектов «Российской ТВ и радиовещательной сети» и средств связи для социально значимых объектов

5

МВД

Гознак (2)

Закупка у единственного поставщика

3 934,82

3 934,82

0,0

Поставка бланков загранпаспортов, содержащих на электронном носителе дополнительные биометрические персональные данные

6

Росреестр

Ростелеком

Закупка у единственного поставщика

3 380,0

3 380,0

0,0

Предоставление вычислительных и сетевых ресурсов ЦОДа для федеральной ГИС ведения Единого госреестра недвижимости

7

Генпрокуратура

Ростелеком (4)

Закупка у единственного поставщика

2 818,90

2 818,9

0,0

Поставка ИКТ-оборудования

8

Росреестр

Ростелеком (2)

Закупка у единственного поставщика

2 282,51

2 282,51

0,0

Сопровождение защищенной сети передачи данных федерального и регионального уровней

9

Минкомсвязи

Ростелеком (9)

Закупка у единственного поставщика

1 803,18

1 803,18

0,0

Развитие портала госуслуг

10

ФНС

АМДтехнологии

Аукцион

1 589,91

1 589,91

0,0

Завершение строительства второго здания технологической зоны ФЦОДа в Дубне, (2 этап)


Основным лидером по расходам на информационное обеспечение среди федеральных органов власти по итогам 2019 года является Минкомсвязь, заключившее контракты в сфере ИТ-проектов на сумму порядка 82,9 млрд руб. Следом за Минкомсвязью лидируют ФНС, заключившая контракты на сумму в 17,6 млрд руб., а также МВД России, общая сумма подписанных контрактов которого составила 10,3 млрд руб.

Исполнителем большинства ИТ-проектов выступает «Ростелеком». Являясь основным провайдером цифровых сервисов в России, данная компания заключила госконтракты на сумму 68 млрд руб., обеспечив выполнение государственного задания по цифровизации госсектора на 46% от общего объема контрактов в данной сфере.

Среди исполнителей также числятся компания «5 Джи Вайфай», которая заработала на заключенных с Минкомсвязью контрактах порядка 13 млрд руб., и АО «Гознак» - 5,6 млрд руб.
По данным Счетной палаты РФ за 2020 год, Росстат, ФНС и Казначейство России потратили самые большие суммы на разработку и внедрение ИТ-решений – порядка 22 млрд руб.

Развитие ИТ-систем в регионах

ИТ-расходы региональных органов власти за 2020 год составили 212 млрд руб., что на 31% больше в сравнении с 2019 годом. Основные ИТ-расходы в регионах пришлись на внедрение ЕГИС в систему здравоохранения. В первом полугодии 2021 года наметилась тенденция к сокращению как федеральных, так и региональных ИТ-расходов.

Рис. 4. Суммарные ИКТ-расходы регионов России, млрд руб.

4.jpg
Источник: Минцифры

Крупнейшие поставщики ИТ-решений для госсектора

По итогам 2019 г. совокупная выручка ТОП-50 поставщиков ИТ-решений в госсектор увеличилась на 25%.

Рис. 5. Выручка топ-50 поставщиков ИТ-решений для госсектора

5.jpg
Источник: Минцифры

Государство продолжает оставаться главным драйвером развития инфокоммуникационных технологий в России: в пятерке лидеров уже две государственные компании. Порог входа в рейтинг снижается второй год подряд из-за проблем крупных компаний. В 2020 году ведомственные ИТ-бюджеты сократились, однако существенного снижения спроса на ИТ-проекты пока не наблюдается.

Таблица 3. Крупнейшие поставщики ИТ-решений для госсектора, 2019 г.

№, 2019

№, 2018

Название компании

Город

Выручка от проектов в 2019 г., с НДС,
тыс. руб.

Выручка от проектов в 2018 г., с НДС,
тыс. руб.

Рост, %

Доля проектов в госсекторе в общей выручке 2019, %

Доля проектов в госсекторе в общей выручке 2018, %

Крупнейшие клиенты, 2019

1

1

Ростелеком

Москва

49 800 000

36 900 000

35,0%

100,0%

100,0%

Федеральные и региональные органы власти

2

2

Softline

Москва

12 395 059

11 268 235

10,0%

11,4%

11,9%

3

5

Ланит

Москва

9 401 524

7 664 719

22,7%

5,4%

4,7%

ФК, Минстрой, Минцифры, Минсельхоз, Минфин, Минтранспорт, Росстат, Правительство Москвы

4

4

Форс

Москва

8 100 000

7 796 000

3,9%

48,5%

н/д

ФНС, правительство Москвы, ЦБ РФ, Казначейство России

5

13

НИИ «Восход»

Москва

7 268 531

2 703 600

168,8%

99,0%

100,0%

6

7

ОТР

Москва

6 431 000

5 569 000

15,5%

86,2%

80,1%

7

6

Крок

Москва

5 980 595

5 893 200

1,5%

19,5%

19,0%

8

8

Ай-Теко

Москва

5 451 065

4 839 764

12,6%

15,0%

14,0%

9

Лига Цифровой Экономики

Москва

4 728 950

4 200,7

12,6

34,9%

н/д

Росимущество, Росгвардия, Росреестр, Минцифры, НСО, Минкомсвязь России, ДИТ Москвы, Счетная палата РФ, МВД России, Росприроднадзор, Минприроды, Министерство образования и науки РФ и др.

10

11

Код Безопасности

Москва

4 685 040

2 831 500

65,5%

72,0%

70,0%

Необходимо отметить, что основными профилями деятельности ИТ-компаний, поставляющих ИТ-решения органам государственной власти, являются системная интеграция, разработка и сопровождение ПО, ИТ-аутсорсинг, разработка ИИ и ИТ-инфраструктуры.

Таблица 4. Основные направления деятельности крупнейших ИТ-компаний, в госсекторе

Компания

Профиль деятельности

Ключевые отрасли

Ростелеком

Провайдер цифровых сервисов

Телеком, госсектор

Softline

Цифровая трансформация, кибербезопасность, облака, собственные разработки, управляемые сервисы и др.

Финансы, ритейл, госсектор, промышленность, телеком, др.

Ланит

Системная интеграция, дистрибуция, консалтинг, разработка, инженерные системы, ИТ-аутсорсинг, сервис, обучение, инновации и стартапы

н/д

Форс

Разработка, техподдержка, дистрибуция, интеграция, внедрение

Госсектор, финансовый сектор, ритейл

НИИ «Восход»

н/д

Госсектор, телеком, финансовый сектор

ОТР

Системная интеграция, ИТ- консалтинг, разработка и сопровождение ПО, разработка информационных систем, ИИ

Госсектор, финансы, разработка ПО

Крок

н/д

н/д

Ай-Теко

ИТ-инфраструктура, управление строительством и BIM, разработка ПО, ЦОДы, ИИ, стартапы

Финансы, ТЭК, телеком

Лига Цифровой Экономики

Разработка, внедрение, поддержка, консалтинг, аутсорсинг

Федеральные органы власти, банковский сектор, телеком

Код Безопасности

н/д

Госсектор, телеком, финансовый сектор

Прогнозы развития цифровизации в России

Можно ожидать существенного роста уровня цифровизации госорганов и активного перевода всех госуслуг в электронный вид к 2022–2025 годам.

В федеральных органах власти применение систем управления большими данными прогнозируется по следующим направлениям:

  • Повышение общего уровня безопасности. Силовые ведомства смогут создавать «карты преступности», а автоматическое распознавание номерных знаков поможет правоохранителям разыскивать угонщиков и нарушителей.
  • Оптимизация сбора обращений граждан и управления ими. Региональные и федеральные центры смогут использовать чат-ботов для расширения функций контакт-центров и оперативного взаимодействия с населением. Ведомства получат инструменты для анализа данных о населении, социологических опросов и сбора запросов на разработку услуг.
Обеспечение предстоящих в сентябре 2021 года выборов в Москве планируется осуществлять за счет дистанционного электронного голосования (ДЭГ) с использованием сервиса отложенного решения. Данный сервис предполагает возможность многократного голосования избирателя, изменения выбора и мнения. Однако по окончанию выборов система будет учитывать последний вариант выбора гражданина.

Рис. 6. Организация процесса голосования

6.jpg
Источник: ДИТ г. Москвы

Еще одним новшеством системы дистанционного электронного голосования на предстоящих выборах станет так называемая витрина поданных заявлений. На сайте столичной мэрии, в ходе предварительной записи на онлайн-выборы, будут выложены сведения обо всех заявках с указанием их действующего статуса: принято, отозвано, отклонено и т.д. С точки зрения представителя ДИТ, это поможет избавить организаторов выборов от обвинений в накрутках, использовании ботов и пр.

В настоящее время идет процесс проектирования системы казначейских платежей для Федерального Казначейства. Сегодня все операции с бюджетными средствами проходят через расчетные счета в ЦБ, поэтому Банк России вынужден заниматься несвойственными ему функциями. С внедрением системы казначейских платежей, у организаций появятся казначейские счета, администрированием которых будет заниматься ФК.

Рис. 7. Система казначейских платежей, запущенная в 2021 году
7.jpg
Источник: Федеральное казначейство, 2021

В Росводресурсах также активно идет процесс цифровой трансформации. Сегодня только одна из пяти госуслуг предоставляется полностью в электронном виде, нет возможности прикрепить дополнительные материалы и проконсультироваться онлайн, госуслуги оказываются медленно, а межведомственное взаимодействие осуществляется преимущественно в бумажном виде.

Ключевые госуслуги и функции Росводресурсов

Государственные услуги

Количество обращений (шт. в год)

Время оказания (раб. дн.)

Доля заявлений в электронном виде (2019)

Доля на ЕПГУ

Выдача разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте

4

30

0%

0%

Предоставление водных объектов в пользования на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона

1 373

45 / 60

6%

1%

Предоставление права пользования водными объектами на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование

1 630

30

5%

1%

Предоставление сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр

15 608

5

38%

20%

Утверждение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты

1 553

30 / 45

1%

1%


Государственные функции

1.       Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования

2.       Ведение государственного водного реестра

3.       Организация осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов

4.       Сбор и обработка информации о водохозяйственной обстановке, неблагоприятным и опасным явлениям, чрезвычайным ситуациям гидрологического характера

Источник: Росводресурсы, 2021

Ключевые цифровые тренды в России

По мнению большинства экспертов, один из важнейших ИТ-трендов для госзаказчиков в России – импортозамещение. Государственные организации обязаны довести до максимума долю отечественного софта. Очевидно, что это большой вызов как для разработчиков, так и для интеграторов. Корректно заменить иностранный софт на отечественный и обеспечить его бесперебойную работу в дальнейшем достаточно непросто. Так, роль интегратора значительно возрастает. Во многих ведущих компаниях, реализующих ИТ-проекты для госсектора, функционируют специальные департаменты, которые фокусируются только на импортозамещении, а специалисты отлично знают особенности и подводные камни этого процесса.

В последние годы такие компании много работают над созданием специализированных решений, востребованных государством. Яркий пример - «Умный город» - комплекс средств для управления городской инфраструктурой с целью улучшения качества жизни резидентов, построенный на технологиях Интернета вещей (IoT). Результаты проекта уже продемонстрировали жизнеспособность и востребованность и подтвердили компетенции вышерассмотренных ИТ-компаний по созданию таких решений.
Еще один востребованный тренд – аутсорсинг учетных функций госорганизаций. Это направление уже вышло за рамки пилотных проектов и реализуется в достаточно большом масштабе.

Проекты, связанные с защитой КИИ органов государственной власти – еще одно перспективное направление в развитии цифровизации госсектора. Критическая информационная инфраструктура (КИИ) – это системы, сети и другие ИТ-ресурсы, сбои в работе которых могут привести к серьезным последствиям, в том числе политического, социального и экологического характера. К таким информационным системам предъявляются обязательные требования по безопасности в соответствии с Федеральным законом №187. Несоблюдение предписаний закона влечет за собой наказание для руководителей компаний-субъектов КИИ, в том числе уголовную.

Среди отраслей, владеющих широким спектром объектов КИИ:

  • промышленность (оборонная, добывающая, химическая и др.);
  • энергетика;
  • здравоохранение;
  • транспорт;
  • банковская сфера.
Ведущие ИТ-компании в госсекторе накопили богатый опыт реализации проектов, связанных с критически важными информационными системами и сетями. Преимущество данных компаний – эскизное проектирование, результатом которого становится проект, не привязанный к конкретным вендорам.


Компании реализуют для заказчиков полный комплекс защитных мер по защите КИИ:

  • категорирование объектов КИИ;
  • проектирование и внедрение решений по их защите;
  • согласование работ по обеспечению требований 187-ФЗ с регулятором (ФСТЭК);
  • подключение к ГосСОПКе, единому комплексу территориально распределенных центров, которые обмениваются информацией о кибератаках.
Вас проконсультирует
Александра Шнипова
Заместитель руководителя практики Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты

Вам может быть интересно

Цифровая модернизация производственной компании: как специалистам удалось повысить эффективность управления
Сопровождение приобретения двух IT-компаний российской инвестиционной группой

Другие аналитические статьи

06 Сентября 2021
Сегодня водородная энергетика рассматривается как одно из ключевых направлений в рамках программ по декарбонизации и достижению углеродной нейтральности. Общий объем производства водорода в мире в настоящее время оценивается в 55-70 млн тонн, при совокупном среднегодовом темпе роста в 1,6%. Спрос на водород в России для производства аммиака и метанола в 2020 году составлял примерно 2,8 млн тонн и 700 тыс. тонн соответственно. Ожидается, что к 2030 году показатель составит совокупно 4,4 млн тонн. Подробнее о показателях мирового и отечественного рынков водородной энергетики, ключевых игроках и проектах, а также перспективах развития – в статье аналитиков Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
23 Августа 2021
Несырьевой экспорт – одно из приоритетных направлений экономической политики России. Так, несмотря на то что общий объем российского экспорта снизился в 2020 году на 20,5%, ННЭ продемонстрировал снижение лишь на 2,7%, а среднегодовые темпы прироста прогнозируются на уровне 6%. О товарах, которые отправляются на экспорт, основных странах-потребителях российской экспортной продукции, а также о ключевых игроках отечественного рынка ННЭ – в исследовании аналитиков Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
20 Июля 2021
Сегодня вопросы сохранения окружающей среды и охраны природы поднимаются все чаще как на национальном, так и на международном уровне. Достижение углеродной нейтральности, снижение выбросов парниковых газов – одни из самых обсуждаемых тем. Россия также находится в русле общемировых тенденций – так, в начале лета Госдума в первом чтении одобрила пакет поправок к КоАП, внесенный Минприроды России в части усиления мер ответственности за нарушения экологической безопасности. О развитии экологического законодательства, ущербе, наносимом природе, а также о штрафах и основных эко-проектах – в материалах аналитиков Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
Запросить предложение
Задать вопрос
Запросить комментарий эксперта