Меню Услуги и практики Кейсы Запрос
Меры поддержки 2022
Эксперты Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» непрерывно следят за изменениями в законодательстве и введением новых мер антикризисной поддержки, которыми может воспользоваться российский бизнес и граждане в условиях жестких санкций. Мы собрали все меры в удобную таблицу с интерактивным поиском. Оставайтесь в курсе самых актуальных нововведений!
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Мероприятия Группы
Как грамотно структурировать лицензионные платежи? Что может привлечь внимание налоговой? Как быть с отчислениями за рубеж в новой реальности? Какие платежи могут заинтересовать ФТC? 8 июня на бесплатном вебинаре Александр Силаков, Партнер практики Налогов и права Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФЛЬ», расскажет о грамотном структурировании лицензионных платежей и легальных способах оптимизации налоговой нагрузки.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Свяжитесь с нами
Отправьте сообщение и наши менеджеры свяжутся с вами в самое короткое время
Аудиторско-консалтинговая группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
127015, г. Москва, ул. Вятская, д. 70
info@delprof.ru
+7 (495) 740-16-01
Что вы ищете?
Главная Пресс-центр Открытая аналитика
Цифровизация государства: обзор ИТ-компаний –…

Цифровизация государства: обзор ИТ-компаний – создателей информационной инфраструктуры в стране

Реформа государственного управления, стартовавшая в России в 2004 году, продолжается и в настоящее время, постоянно прирастая все новыми элементами. Современный этап развития государственного управления в России основывается на объединении трех важнейших аспектов в единую систему: современных концепций государственного управления, стратегического управления и цифровых технологий.

Применение информационных систем в России

В действующем законодательстве России дается официальное определение публичного управления в двух основных формах – государственном и муниципальном управлении.

Рис. 1. Структура государственного (публичного) управления в РФ

1.jpg

Таким образом, в условиях современной цифровизации государственного управления обеспечивается структурно-функциональная и электронно-информационная взаимосвязь между федеральным и региональным уровнями публичного управления.

По сути, цифровизация государственного управления – это автоматизация и информатизация деятельности государственных структур управления, процесс перехода на цифровые технологии, в основе которого лежит не только использование ИКТ, но и накопление и анализ больших данных в целях прогнозирования и оптимизации процессов, привлечения новых контрагентов и т.д.

В России для повышения эффективности государственного управления был разработан ряд программ и стратегий:

  • Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 гг.)»;
  • «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г.»;
  • «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации»;
  • Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 гг.)».
Официально начало «перехода» к цифровому правительству в отечественной практике государственного управления связывают с принятием «Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы», в соответствии с которой «с целью обеспечения условий для формирования в Российской Федерации общества знаний» предполагается обеспечить повышение эффективности государственного управления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с государственными органами за счет развития электронного правительства и перехода к цифровому управлению.

Следующий шаг – принятие национальной программы «Цифровая экономика РФ (2018 – 2024 гг.)» и разработка входящего в эту программу федерального проекта «Цифровое государственное управление». Сегодня создана инфраструктура электронного правительства с базовыми государственными информационными ресурсами, Единым порталом госуслуг, МФЦ, системой межведомственного электронного взаимодействия, единой информационной системой государственных и муниципальных закупок и пр.

В настоящее время на федеральном уровне реализуются следующие информационные системы:

Таблица 1. Информационные системы, используемые в государственном управлении в России

Функции государственных органов

ИС

Управление социально-экономическими процессами

  • Информационно-аналитическая система обеспечения мониторинга рынка труда и занятости населения в субъектах РФ.

  • АИС управления ведомственной и региональной Информатизацией Минкомсвязи России.

  • Реестр территориального размещения технических средств информационных систем.

  • ФГИС система учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых на базе государственного финансирования.

  • ФИС «Реестр федерального имущества».

  • Информационно-аналитическая система мониторинга параметров использования компонентов финансово-бюджетной системы РФ (КПЭ).

Управление территориями

  • ИАС «Мониторинг социально-экономического положения субъектов РФ».

  • ИАС «Мониторинг и прогнозирование ситуации в федеральном округе» (ИАС «ФО»).

  • ИС «Паспорт федерального округа и субъекта Российской Федерации»

Взаимодействие

  • Единая сеть обращения граждан.

  • Информационно-правовая система «Законодательство России».

  • ФГИС координации (ЕСКИ).

  • ИС Единый портал Государственных услуг.

  • ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

  • Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

  • Единая информационная система в сфере закупок. 8. ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».

  • Аналитическая информационная система поддержания согласования функций государственных структур управления на федеральном, макрорегиональном и региональном уровнях электронного администрирования.

  • ФИС Портал открытых данных РФ

Межведомственное взаимодействие в системе государственного управления

  • ИАС «Корпоративная система информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти».

  • Защищенная сеть видеосвязи органов государственной власти РФ.

  • Система межведомственного электронного документооборота (МЭДО.

  • ГосСОПКА.

  • ФГИС «Единая система межведомственного электронного взаимодействия».

  • ФГИС «Национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин».

  • ФГИС «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров».

  • Государственная автоматизированная информационная система (ГАС «Управления»).

  • Система удаленного финансового документооборота (СУФД).

  • Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

  • ФГИС: Автоматизированная информационная система «Единая проектная среда».

  • ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет».

  • Единый портал бюджетной системы РФ в структуре информационного обеспечения на базе ресурсов сети «Интернет». Единая информационно-аналитическая система сбора и свода отчетности Министерства финансов РФ.

Россия в мировых рейтингах инновационного и информационного развития

Несмотря на активный процесс цифровизации государственных органов, Россия не занимает ключевых позиций в международных рейтингах инновационного и информационного развития. В частности, положение России в мировых рейтингах за 2019–2020 гг. демонстрирует негативные, нисходящие тенденции.

В рейтинге глобальной конкурентоспособности стран мира (The IMD World Competitiveness Ranking) Россия опустилась на 5 позиций – с 45 места в 2019 г. на 50 место в 2020 г. В глобальном рейтинге ООН по развитию электронного правительства (EGDI) Россия расположилась на 36 месте, опустившись на 4 пункта с 2019 года. В рейтинге доступности интернета (The Inclusive Internet Index 2020) Россия находится на 26 месте.

В рейтинге самых инновационных стран мира «Глобальный инновационный индекс 2020» Россия потеряла одну строчку, заняв 47 место из 50. А в рейтинге цифровой трансформации стран Top-50 TSGI Digital Nations 2020 страна, как и в 2019 г., заняла 7 место.

Рис. 2. Позиции России в международных рейтингах инновационного и информационного развития
2.jpg
Источник: ВШЭ, 2020

Лидеры по цифровизации среди органов власти в России

В июле 2020 года президент России подписал указ, в котором цифровая трансформация была названа приоритетной задачей развития страны к 2030 году. Среди целевых показателей ее реализации – четырехкратное увеличение вложений в отечественные ИТ-решения по сравнению с показателем 2019 года, а также увеличение доли массовых социально-значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%.

По данным ФГИС КИ (Федеральной Государственной Информационной Системы Координации и Информатизации), в 2018 году ИТ расходы федерации составили 116,7 млрд руб., а в 2019 м увеличились до 137,3 млрд руб. Около половины, 60,4 млрд руб. и 56,1 млрд руб., пришлись на компьютерную технику, и еще не менее четверти, 28 млрд руб. и 43,2 млрд руб., на информационные системы в сфере предоставления госуслуг.

Рис. 3. Структура расходов органов власти на информационные системы в 2019 году (Оценка по методологии, утвержденной Минкомсвязью)
3.jpg
Источник: данные ФГИС КИ

Сумма 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных органах исполнительной власти России по итогам 2019 г. составила 148,08 млрд руб., превзойдя показатель 2018 г. более чем в два раза. По общей сумме контрактов продолжает доминировать Минкомсвязи, по числу тендеров – ФНС. Среди подрядчиков безоговорочное лидерство удерживает «Ростелеком», на который пришлась почти половина бюджетов первой сотни крупнейших тендеров (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Топ-10 крупнейших тендеров в сфере цифровизации в системе государственного управления России (2019 год)

Головной заказчик

Исполнитель

Вид тендера

Сумма контракта, млн руб.

Стартовая цена, млн руб.

Экономия, млн руб.

Предмет контракта

1

Минкомсвязи

85 торгов, 16 победителей

Аукционы

50 863,48

67 471,08

16 607,60

Подключению к сети передачи данных фельдшерских и образовательных организаций, госорганов, избирательных комиссий, пожарных частей, пунктов полиции, органов Росгвардии в 85 субъектах России

2

Минкомсвязи

Ростелеком

Закупка у единственного поставщика

11 987,08

11 987,08

0,0

Эксплуатация инфраструктуры электронного правительства

3

Минкомсвязи

Ростелеком

Закупка у единственного поставщика

6 308,60

6 308,60

0,0

Предоставление образовательным организациям и избирательным комиссиям доступа к системам «Госинформ» и Интернету, передача и защита данных, ограничение доступа к запрещенной и вредной информации, мониторинг и обеспечение безопасности связи

4

Минкомсвязи

Ростелеком

Закупка у единственного поставщика

4 172,58

4 172,58

0,0

Подключение к сети связи общего пользования объектов «Российской ТВ и радиовещательной сети» и средств связи для социально значимых объектов

5

МВД

Гознак (2)

Закупка у единственного поставщика

3 934,82

3 934,82

0,0

Поставка бланков загранпаспортов, содержащих на электронном носителе дополнительные биометрические персональные данные

6

Росреестр

Ростелеком

Закупка у единственного поставщика

3 380,0

3 380,0

0,0

Предоставление вычислительных и сетевых ресурсов ЦОДа для федеральной ГИС ведения Единого госреестра недвижимости

7

Генпрокуратура

Ростелеком (4)

Закупка у единственного поставщика

2 818,90

2 818,9

0,0

Поставка ИКТ-оборудования

8

Росреестр

Ростелеком (2)

Закупка у единственного поставщика

2 282,51

2 282,51

0,0

Сопровождение защищенной сети передачи данных федерального и регионального уровней

9

Минкомсвязи

Ростелеком (9)

Закупка у единственного поставщика

1 803,18

1 803,18

0,0

Развитие портала госуслуг

10

ФНС

АМДтехнологии

Аукцион

1 589,91

1 589,91

0,0

Завершение строительства второго здания технологической зоны ФЦОДа в Дубне, (2 этап)


Основным лидером по расходам на информационное обеспечение среди федеральных органов власти по итогам 2019 года является Минкомсвязь, заключившее контракты в сфере ИТ-проектов на сумму порядка 82,9 млрд руб. Следом за Минкомсвязью лидируют ФНС, заключившая контракты на сумму в 17,6 млрд руб., а также МВД России, общая сумма подписанных контрактов которого составила 10,3 млрд руб.

Исполнителем большинства ИТ-проектов выступает «Ростелеком». Являясь основным провайдером цифровых сервисов в России, данная компания заключила госконтракты на сумму 68 млрд руб., обеспечив выполнение государственного задания по цифровизации госсектора на 46% от общего объема контрактов в данной сфере.

Среди исполнителей также числятся компания «5 Джи Вайфай», которая заработала на заключенных с Минкомсвязью контрактах порядка 13 млрд руб., и АО «Гознак» - 5,6 млрд руб.
По данным Счетной палаты РФ за 2020 год, Росстат, ФНС и Казначейство России потратили самые большие суммы на разработку и внедрение ИТ-решений – порядка 22 млрд руб.

Развитие ИТ-систем в регионах

ИТ-расходы региональных органов власти за 2020 год составили 212 млрд руб., что на 31% больше в сравнении с 2019 годом. Основные ИТ-расходы в регионах пришлись на внедрение ЕГИС в систему здравоохранения. В первом полугодии 2021 года наметилась тенденция к сокращению как федеральных, так и региональных ИТ-расходов.

Рис. 4. Суммарные ИКТ-расходы регионов России, млрд руб.

4.jpg
Источник: Минцифры

Крупнейшие поставщики ИТ-решений для госсектора

По итогам 2019 г. совокупная выручка ТОП-50 поставщиков ИТ-решений в госсектор увеличилась на 25%.

Рис. 5. Выручка топ-50 поставщиков ИТ-решений для госсектора

5.jpg
Источник: Минцифры

Государство продолжает оставаться главным драйвером развития инфокоммуникационных технологий в России: в пятерке лидеров уже две государственные компании. Порог входа в рейтинг снижается второй год подряд из-за проблем крупных компаний. В 2020 году ведомственные ИТ-бюджеты сократились, однако существенного снижения спроса на ИТ-проекты пока не наблюдается.

Таблица 3. Крупнейшие поставщики ИТ-решений для госсектора, 2019 г.

№, 2019

№, 2018

Название компании

Город

Выручка от проектов в 2019 г., с НДС,
тыс. руб.

Выручка от проектов в 2018 г., с НДС,
тыс. руб.

Рост, %

Доля проектов в госсекторе в общей выручке 2019, %

Доля проектов в госсекторе в общей выручке 2018, %

Крупнейшие клиенты, 2019

1

1

Ростелеком

Москва

49 800 000

36 900 000

35,0%

100,0%

100,0%

Федеральные и региональные органы власти

2

2

Softline

Москва

12 395 059

11 268 235

10,0%

11,4%

11,9%

3

5

Ланит

Москва

9 401 524

7 664 719

22,7%

5,4%

4,7%

ФК, Минстрой, Минцифры, Минсельхоз, Минфин, Минтранспорт, Росстат, Правительство Москвы

4

4

Форс

Москва

8 100 000

7 796 000

3,9%

48,5%

н/д

ФНС, правительство Москвы, ЦБ РФ, Казначейство России

5

13

НИИ «Восход»

Москва

7 268 531

2 703 600

168,8%

99,0%

100,0%

6

7

ОТР

Москва

6 431 000

5 569 000

15,5%

86,2%

80,1%

7

6

Крок

Москва

5 980 595

5 893 200

1,5%

19,5%

19,0%

8

8

Ай-Теко

Москва

5 451 065

4 839 764

12,6%

15,0%

14,0%

9

Лига Цифровой Экономики

Москва

4 728 950

4 200,7

12,6

34,9%

н/д

Росимущество, Росгвардия, Росреестр, Минцифры, НСО, Минкомсвязь России, ДИТ Москвы, Счетная палата РФ, МВД России, Росприроднадзор, Минприроды, Министерство образования и науки РФ и др.

10

11

Код Безопасности

Москва

4 685 040

2 831 500

65,5%

72,0%

70,0%

Необходимо отметить, что основными профилями деятельности ИТ-компаний, поставляющих ИТ-решения органам государственной власти, являются системная интеграция, разработка и сопровождение ПО, ИТ-аутсорсинг, разработка ИИ и ИТ-инфраструктуры.

Таблица 4. Основные направления деятельности крупнейших ИТ-компаний, в госсекторе

Компания

Профиль деятельности

Ключевые отрасли

Ростелеком

Провайдер цифровых сервисов

Телеком, госсектор

Softline

Цифровая трансформация, кибербезопасность, облака, собственные разработки, управляемые сервисы и др.

Финансы, ритейл, госсектор, промышленность, телеком, др.

Ланит

Системная интеграция, дистрибуция, консалтинг, разработка, инженерные системы, ИТ-аутсорсинг, сервис, обучение, инновации и стартапы

н/д

Форс

Разработка, техподдержка, дистрибуция, интеграция, внедрение

Госсектор, финансовый сектор, ритейл

НИИ «Восход»

н/д

Госсектор, телеком, финансовый сектор

ОТР

Системная интеграция, ИТ- консалтинг, разработка и сопровождение ПО, разработка информационных систем, ИИ

Госсектор, финансы, разработка ПО

Крок

н/д

н/д

Ай-Теко

ИТ-инфраструктура, управление строительством и BIM, разработка ПО, ЦОДы, ИИ, стартапы

Финансы, ТЭК, телеком

Лига Цифровой Экономики

Разработка, внедрение, поддержка, консалтинг, аутсорсинг

Федеральные органы власти, банковский сектор, телеком

Код Безопасности

н/д

Госсектор, телеком, финансовый сектор

Прогнозы развития цифровизации в России

Можно ожидать существенного роста уровня цифровизации госорганов и активного перевода всех госуслуг в электронный вид к 2022–2025 годам.

В федеральных органах власти применение систем управления большими данными прогнозируется по следующим направлениям:

  • Повышение общего уровня безопасности. Силовые ведомства смогут создавать «карты преступности», а автоматическое распознавание номерных знаков поможет правоохранителям разыскивать угонщиков и нарушителей.
  • Оптимизация сбора обращений граждан и управления ими. Региональные и федеральные центры смогут использовать чат-ботов для расширения функций контакт-центров и оперативного взаимодействия с населением. Ведомства получат инструменты для анализа данных о населении, социологических опросов и сбора запросов на разработку услуг.
Обеспечение предстоящих в сентябре 2021 года выборов в Москве планируется осуществлять за счет дистанционного электронного голосования (ДЭГ) с использованием сервиса отложенного решения. Данный сервис предполагает возможность многократного голосования избирателя, изменения выбора и мнения. Однако по окончанию выборов система будет учитывать последний вариант выбора гражданина.

Рис. 6. Организация процесса голосования

6.jpg
Источник: ДИТ г. Москвы

Еще одним новшеством системы дистанционного электронного голосования на предстоящих выборах станет так называемая витрина поданных заявлений. На сайте столичной мэрии, в ходе предварительной записи на онлайн-выборы, будут выложены сведения обо всех заявках с указанием их действующего статуса: принято, отозвано, отклонено и т.д. С точки зрения представителя ДИТ, это поможет избавить организаторов выборов от обвинений в накрутках, использовании ботов и пр.

В настоящее время идет процесс проектирования системы казначейских платежей для Федерального Казначейства. Сегодня все операции с бюджетными средствами проходят через расчетные счета в ЦБ, поэтому Банк России вынужден заниматься несвойственными ему функциями. С внедрением системы казначейских платежей, у организаций появятся казначейские счета, администрированием которых будет заниматься ФК.

Рис. 7. Система казначейских платежей, запущенная в 2021 году
7.jpg
Источник: Федеральное казначейство, 2021

В Росводресурсах также активно идет процесс цифровой трансформации. Сегодня только одна из пяти госуслуг предоставляется полностью в электронном виде, нет возможности прикрепить дополнительные материалы и проконсультироваться онлайн, госуслуги оказываются медленно, а межведомственное взаимодействие осуществляется преимущественно в бумажном виде.

Ключевые госуслуги и функции Росводресурсов

Государственные услуги

Количество обращений (шт. в год)

Время оказания (раб. дн.)

Доля заявлений в электронном виде (2019)

Доля на ЕПГУ

Выдача разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте

4

30

0%

0%

Предоставление водных объектов в пользования на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона

1 373

45 / 60

6%

1%

Предоставление права пользования водными объектами на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование

1 630

30

5%

1%

Предоставление сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр

15 608

5

38%

20%

Утверждение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты

1 553

30 / 45

1%

1%


Государственные функции

1.       Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования

2.       Ведение государственного водного реестра

3.       Организация осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов

4.       Сбор и обработка информации о водохозяйственной обстановке, неблагоприятным и опасным явлениям, чрезвычайным ситуациям гидрологического характера

Источник: Росводресурсы, 2021

Ключевые цифровые тренды в России

По мнению большинства экспертов, один из важнейших ИТ-трендов для госзаказчиков в России – импортозамещение. Государственные организации обязаны довести до максимума долю отечественного софта. Очевидно, что это большой вызов как для разработчиков, так и для интеграторов. Корректно заменить иностранный софт на отечественный и обеспечить его бесперебойную работу в дальнейшем достаточно непросто. Так, роль интегратора значительно возрастает. Во многих ведущих компаниях, реализующих ИТ-проекты для госсектора, функционируют специальные департаменты, которые фокусируются только на импортозамещении, а специалисты отлично знают особенности и подводные камни этого процесса.

В последние годы такие компании много работают над созданием специализированных решений, востребованных государством. Яркий пример - «Умный город» - комплекс средств для управления городской инфраструктурой с целью улучшения качества жизни резидентов, построенный на технологиях Интернета вещей (IoT). Результаты проекта уже продемонстрировали жизнеспособность и востребованность и подтвердили компетенции вышерассмотренных ИТ-компаний по созданию таких решений.
Еще один востребованный тренд – аутсорсинг учетных функций госорганизаций. Это направление уже вышло за рамки пилотных проектов и реализуется в достаточно большом масштабе.

Проекты, связанные с защитой КИИ органов государственной власти – еще одно перспективное направление в развитии цифровизации госсектора. Критическая информационная инфраструктура (КИИ) – это системы, сети и другие ИТ-ресурсы, сбои в работе которых могут привести к серьезным последствиям, в том числе политического, социального и экологического характера. К таким информационным системам предъявляются обязательные требования по безопасности в соответствии с Федеральным законом №187. Несоблюдение предписаний закона влечет за собой наказание для руководителей компаний-субъектов КИИ, в том числе уголовную.

Среди отраслей, владеющих широким спектром объектов КИИ:

  • промышленность (оборонная, добывающая, химическая и др.);
  • энергетика;
  • здравоохранение;
  • транспорт;
  • банковская сфера.
Ведущие ИТ-компании в госсекторе накопили богатый опыт реализации проектов, связанных с критически важными информационными системами и сетями. Преимущество данных компаний – эскизное проектирование, результатом которого становится проект, не привязанный к конкретным вендорам.


Компании реализуют для заказчиков полный комплекс защитных мер по защите КИИ:

  • категорирование объектов КИИ;
  • проектирование и внедрение решений по их защите;
  • согласование работ по обеспечению требований 187-ФЗ с регулятором (ФСТЭК);
  • подключение к ГосСОПКе, единому комплексу территориально распределенных центров, которые обмениваются информацией о кибератаках.
Вас проконсультирует
Александра Шнипова
Заместитель руководителя практики Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты

Вам может быть интересно

Цифровая модернизация производственной компании: как специалистам удалось повысить эффективность управления
Сопровождение приобретения двух IT-компаний российской инвестиционной группой

Другие аналитические статьи

12 Мая 2022
Как существовал рынок fashion-товаров (одежда, обувь и аксессуары) в 2021 году и какие изменения претерпел рынок после санкций 2022 года и массовой приостановки деятельности зарубежных брендов в России? Какие иностранные компании могут прийти на российский рынок и что могут предложить отечественные ритейлеры одежды и обуви? Ответы на эти и другие вопросы – в исследовании аналитиков Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
05 Мая 2022
Интеллектуальная собственность является связующим звеном между инновациями и конкурентоспособностью компании. По итогам 2021 года Россия заняла 11-е место в рейтинге стран по количеству патентов на изобретения. За 2019-2021 гг. объем НМА на балансе компаний вырос в 1,3 раза, а инвестиции в объекты интеллектуальной собственности выросли почти в 2 раза. В России действуют различные инструменты стимулирования развития НИОКР. Аналитики Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» представляют обзор российского рынка интеллектуальной собственности.
02 Мая 2022
Геополитические события 2022 года оказали существенное влияние на рынок энергоресурсов. Ожидается, что кризис повлечет обвал нефтяного спроса из-за потерь в российском экспорте. Снижение мирового значения оценивается примерно в 0,8 млн баррелей в сутки. Новые реалии заставили ряд стран искать альтернативные источники поставок и задействовать имеющиеся резервы. Для России привязка рыночного курса валют и опора государственного бюджета на «нефтяную иглу» сыграла на пользу рублю. Эксперты Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» представляют обзор текущей ситуации на рынке энергоресурсов и прогнозы развития мирового энергетического кризиса.
Запросить предложение
Задать вопрос
Запросить комментарий эксперта