Креативная индустрия: понятие и ключевые характеристики

Креативная индустрия включает те сферы бизнеса, в основе которых лежит творчество.

Кино и анимация

Театр

Музеи, библиотеки

Мода

Дизайн

Телевидение и радио

Реклама

Издательская деятельность

Архитектура

Фотография

Информационные технологии и мультимедиа

Музыка

Компьютерные игры


В России нет единого перечня видов деятельности, которые могла бы объединять креативная индустрия. На Югорском промышленно-инвестиционном форуме (ЮПИФ), состоявшемся в октябре 2021 года, был предложен перечень, который включает 20 сфер предпринимательства, в числе которых архитектура, кинопроизводство, компьютерные игры, детские игры и игрушки, гастрономия, мода, разработка программного обеспечения.

В предлагаемом Минкультуры варианте к категории креативного предпринимательства предлагается отнести компании, не менее половины затрат которых направлены в творчество, а также те, которые половину и более выручки формируют из доходов от реализации результатов творческой деятельности.

В мире этот сектор называют «оранжевой экономикой», имеющей огромный потенциал в обеспечении глобального экономического роста и социально-культурного развития. ООН объявила 2021 год Международным годом креативной экономики в интересах устойчивого развития. Креативная экономика стимулирует инновационную активность, обеспечивает рост уровня национального благосостояния и способствует культурному разнообразию.

Лидеры стран-участниц саммита G20 в Риме признали культуру и творческие индустрии движущими силами устойчивого развития и повышения экономической устойчивости, а министры культуры G20 рекомендовали включить культуру, культурное наследие и творческий сектор в стратегии восстановления после пандемии.


Общие тенденции развития креативной индустрии России

Глобальная креативная индустрия ежегодно генерирует 2 250 млрд долларов США, обеспечивает 30 млн рабочих мест и формирует 3% мирового ВВП. В развитых странах вклад креативных компаний в ВВП достигает 6-7%. При этом в данной сфере занято больше молодых людей (в возрасте 15–29 лет), чем в любом другом секторе, а женщины составляют почти половину.

Рис.1. Количество организаций в креативной индустрии РФ в 2021 году
1 рис.jpg
Источник: Расчетные данные

В 2021 году в России насчитывалось 165,3 тыс. компаний в сфере креативной индустрии. Преобладающую долю, 34,9%, формируют IT-компании, а в рекламе и PR ведут деятельность 20,9% организаций креативной индустрии. При этом количество действующих предприятий в этой сфере из года в год непрерывно сокращается: с 2016 года почти 27,4% компаний ушли из рекламы, на 8,3% снизилось число компаний в IT-секторе.

Рис. 2. Структура российского креативного рынка в 2021 года
2 рис.jpg
Источник: Росстат

Объем российского креативного рынка составил более 1 трлн рублей, из которых 37% приходится на деятельность, связанную с рекламой, 28,4% или более 300 млрд рублей обеспечивают доходы от реализации архитектурных проектов. Телевидение и радиовещание формирует 20,8% отечественного креативного рынка.


Влияние пандемии на культурные сферы России

Творческая деятельность, исполнительское искусство
Креативная индустрия вошла в число самых пострадавших от пандемии COVID-19: карантин и меры социального дистанцирования отрицательно повлияли на сегменты, зависящие от живой аудитории и трансграничных поездок - исполнительское искусство и театр. В России почти 70% работников культуры и творческой индустрии заявили о потере доходов в размере от 50 до 75%.

Рис. 3. Динамика доходов от реализации услуг в области исполнительского искусства
3 рис.jpg
Источник: Росстат, оценочные данные

Пандемия ускорила инновации в творческих отраслях, в том числе переход к потоковой передаче живых выступлений для таких секторов как театр и исполнительское искусство. Многие театры по всей России сократили число посетителей до 25% вместимости, что крайне отрицательно сказалось на их выручке: в 2021 году показатель снизился на 70% по сравнению с 2019 годом. Для сокращения убытков театры и творческие студии перенесли спектакли в режим онлайн с помощью новых платформ, предлагающих зрителям доступ к культурным мероприятиям.

Музеи и галереи
Рис. 4. Динамика доходов от реализации услуг музеев, зоопарков, ботанических садов и пр.
4 рис.jpg
Источник: Росстат, оценочные данные

Снижение доходов музеев в период пандемии составило 63%, и деятельность многих из них перешла в онлайн-формат. Например, «Музей космонавтики LIVE» стал новым видом музейного телевидения. Каждую неделю музей выходит в прямые эфиры, в которых гиды и экскурсоводы рассказывают об экспонатах. Кроме того, для соблюдения требований к сохранению социальной дистанции в музеях стали чаще проводиться индивидуальные экскурсии, которые раньше не пользовались особым спросом.

Киноиндустрия
Рис. 5. Динамика доходов от производства кино и видеофильмов
5 рис.jpg
Источник: Росстат, оценочные данные

Производство отечественных фильмов в период пандемии снизилось почти на 29,6%. В 2021 году Министерство культуры РФ профинансировало релиз 61 игрового фильма, неигровых – 196, включая 46 полнометражных, 16 научно-популярных фильмов, 99 анимационных и 19 сериалов. Пандемия привела к росту затрат на производство – перенос съемок, ограничения на съемочной площадке, тестирование съемочной группы и прочие факторы привели к росту бюджетов почти в 1,5 раза.

Государство субсидирует до 70% стоимости производства кинопродукции. В 2022 году Правительством будет выделено еще 11 млрд рублей, что поспособствует росту киноиндустрии и восстановлению до докризисного уровня. Несмотря на это, доля отечественного кино в российском прокате все еще остается довольно низкой: в 2019 году она составила 23,1%, в 2020 году была на уровне 47,9%, в 2021 году – 27,2%, а в 2022 году прогнозируется на уровне 21%.

В 2021 году объем кассовых сборов в кинотеатрах в премиальном сегменте повысился в 2,2 раза и составил 5,34 млрд рублей. Наиболее высокую динамику продемонстрировал сегмент 3D – за год он прибавил 297%, в то время как сегмент 2D увеличился только 71,7%. Однако отставание от показателя 2019 года все еще оставляет 59,8%.

Издательский бизнес
За время коронавирусной пандемии издательский рынок просел на 19,9% и составил 85,8 млрд рублей. Основное падение пришлось на издание печатных книг, объем реализации которых снизился на 26,6%. Выпуск журналов сократился на почти на треть, а издание газет на одну пятую. Такое сокращение производства связано на только с карантинными мерами, сколько с развитием онлайн продаж: количество загрузок аудио увеличилось на 37%.

Рис. 6. Динамика доходов от реализации продукции издательств
6 рис.jpg
Источник: Росстат, оценочные данные

В России выручка оффлайн-магазинов книг упала на 19% по сравнению с 2019 годом, тогда как продажи e-commerce и книжных клубов выросли на 24%. Помимо этого, среди книг, к которым обращались покупатели, набирают популярность аудиокниги в потоковом режиме. За период с 2019 года российский рынок аудиокниг увеличился вдвое.

Телевидение и радиовещание
Наиболее стабильную динамику демонстрирует телевидение и радиовещание. В период всплеска пандемии COVID-19 большинство радиостанций перевело рабочие процессы в дистанционный режим, и многие из них планирует сохранить его в будущем.

В условиях вынужденной самоизоляции большинство россиян оставалось дома, что обеспечило высокий спрос на телевизионный контент, поэтому, несмотря на разразившийся глобальный кризис, падение объемов реализации не превысило 2%.

Рынок платного ТВ в 2021 году составил 106,2 млрд руб. Однако в период пандемии существенно вырос спрос на услуги платных онлайн-видеосервисов (IVI, Кинопоиск, Okko, Megogo и др.) Постепенно этот сектор начинает составлять конкуренцию платному ТВ.


Совокупные показатели российского креативного рынка

Таблица 1. Динамика объемов реализации продукции и услуг российского креативного рынка в 2017-2021 гг., млн руб.

Виды деятельности

2017

2018

2019

2020

2021 (оценка)

Деятельность издательская

93 133

104 097

107 142

102 580

85 865

Производство программного обеспечения

13 111

11 901

Деятельность в сфере кино и видео

49 012

65 348

65 948

63 355

45 310

Деятельность в области телевизионного и радиовещания

201 718

244 486

225 328

234 156

221 023

Деятельность творческая в области искусства

4 708

10 781

9 716

3 631

2 907

Деятельность в области архитектуры

568 934

548 575

551 717

325 870

300 950

Деятельность рекламных агентств

261 591

340 383

370 867

279 565

392 995

Деятельность музеев
и прочих объектов культуры

1 310

1 354

1 433

1 888

1 374

Всего объем креативного рынка

1 180 406

1 315 024

1 332 151

1 124 155

1 062 325

Источник: Росстат, оценочные данные

Рынок рекламы, в отличие от всех других креативных рынков, восстановился одним из первых. Возобновление деловой активности, отмеченное еще в конце 2020 года, подстегнуло рост рекламного рынка, и, по итогам 2021 года, деятельность рекламных агентств принесла 392,9 млрд рублей выручки, что превысило докризисный уровень.

Деятельность в области архитектуры за время пандемии снизилась более чем на 45% из-за сокращения объемов нового строительства. Из-за падения покупательского спроса в 2020 году упал спрос на покупку жилья, что не могло не сказаться на реализации услуг архитекторов.

Таким образом, совокупный объем креативного рынка России составляет более 1 трлн рублей. Разразившийся в результате пандемии кризис отбросил рынок на уровень 2015-2016 гг.


Оценка перспективности внедрения налогового маневра для креативной индустрии

В связи с новым витком антироссийский санкций вопрос законной налоговой оптимизации и применения налоговых льгот для креативной индустрии становится крайне актуальным

Для вывода креативной индустрии из сложившейся кризисной ситуации Министерство культуры предложило ввести льготный режим отчислений от заработной платы во внебюджетные фонды и снижение нагрузки по налогу на прибыль для организаций креативного предпринимательства. Льготы планируется установить на уровне, аналогичном IT-индустрии. Таким образом, ставка налога на прибыль предположительно снизятся с 20% до 3%, а тарифы страховых взносов уменьшатся с 14% до 7,6%. Более того, предусматривается введение дополнительных льгот для инвесторов и спонсоров.

Указанные меры должны увеличить объем креативной экономики 2,6 раза и стимулировать рост доли занятых россиян с 4,6% до 15%.

Как показал анализ, креативная индустрия по-разному реагирует на кризис: одни сегменты нуждаются в поддержке из-за понесенных потерь, другие же сохранили финансовые показатели на докризисном уровне.

Таблица 2. Сумма налогов, уплаченная компаниями креативного сектора в 2018-2021 гг., млн руб.

Совокупная налоговая нагрузка

2018

2019

2020

2021

Деятельность издательская

5 569

5 389

5 765

4 579

Производство программного обеспечения

0

0

1 866

1 753

Деятельность в сфере кино и видео

5 123

5 526

4 967

3 634

Деятельность в области телевизионного

и радиовещания

34 668

19 243

48 541

32 011

Деятельность творческая в области искусства

296

209

103

75

Деятельность в области архитектуры

56 229

49 765

44 742

33 104

Деятельность рекламных агентств

23 214

14 649

25 037

19 768

Деятельность музеев и прочих объектов культуры

30

35

42

32

Всего уплачено налогов креативным рынком

125 130

94 817

131 063

94 956

Источник: расчетные данные

Согласно данным ФНС, средний уровень доходности от продаж услуг радио и телевидения составлял 9-10% до кризиса, а в 2020 году снизился до 7,5%, что свидетельствует о вполне комфортном для отрасли налоговом бремени.

Производство программного обеспечения фиксировало рентабельность продаж на уровне 5-5,5%. Введенные налоговые льготы снизили фискальную нагрузку на IT-компании, и в 2021 году рентабельность продаж, по нашим оценкам, составила 6,4%.

Так, при принятии решения о предоставлении представителям креативной индустрии налоговых льгот, следует принимать во внимание следующие факторы:

  1. Основной доход компании должна составлять выручка от реализации продуктов творческой деятельности. Предложенный критерий в 50% по выручке и затратам для включения компании в число пользователей налоговой льготы позволит существенному количеству компаний воспользоваться льготой. Этот критерий пришел на смену адресной помощи по ОКВЭДу, которая не раз подвергалась критике в период пандемии. Далеко не всегда представители креативной индустрии подпадают под формальные критерии из-за банального некорректного выбора ОКВЭД или в связи с отсутствием кода по их профилю.
  2. Льгота должна предоставляться наиболее пострадавшим представителям креативного сектора. Например, телевидение и радиовещание, хоть и имеют высокую налоговую нагрузку, обеспечивают необходимый прирост выручки и приемлемый уровень рентабельности. Налоговая нагрузка не должна мешать бизнесу развиваться, а льготы должны предоставляться тем, кто в них действительно нуждается – театрам, музеям, архитектурным бюро и прочим культурным организациям, уровень рентабельности продаж которых не превышает 3% в спокойные годы, а в кризис компании терпят убытки. В подобных случаях необходимы не только налоговые льготы, но и расширенные инструменты финансовой поддержки.
  3. Налоговая льгота должна предоставляться на достаточно длительный срок, чтобы ей могли воспользоваться не только действующие представители креативной индустрии, но и те, кто только решился создать свой бизнес.
Вас проконсультирует
Владимир Поклад
Руководитель практики Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты