На начало 2023 года, согласно данным Федерального дорожного агентства (Росавтодор), протяженность автомобильных дорог (с твердым покрытием и грунтовые) на территории Российской Федерации составила 567527,8 км, что на 472,17 км больше, чем годом ранее (на начало 2022 года протяженность составляла 567055,6 км). Несмотря на то, что в 2022 году рост суммарной длины автодорог РФ замедлился — для сравнения, в 2021 году в эксплуатацию было введено 1179,5 км автодорог — инфраструктурные дорожные работы активно продолжаются.

Рис. 1. Протяженность автомобильных дорог 2019-2023 гг. (на начало года), км

Протяженность автомобильных дорог 2019-2023 гг.

Источник: Росавтодор

Общие итоги по строительству и ремонту дорог в 2022 году

В рамках реализации федеральной адресной инвестиционной программы в 2022 году было введено в эксплуатацию 644 км автодорог. Как отмечает Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин, в 2022 году по сравнению с прошлым годом был увеличен уровень исполнения по федеральной адресной инвестиционной программе на 10%. Ожидается, что и в ближайшие годы удастся поддерживать аналогичный рост темпов исполнения.

На территории РФ работы по главным инфраструктурным проектам по дорожному строительству ведет Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). На реализацию проектов в 2022 году Росавтодор получил из федерального бюджета 1063,8 млрд рублей. Это, как сообщает руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, на 30,4% выше, чем объем финансирования годом ранее (то есть за 2021 год). В прошлом году из выделенных средств было потрачено 99,9% — 1062,8 млрд рублей. Оставшийся 0,1% средств перейдет в бюджет уже текущего года.

Напомним, что в России в настоящее время реализуется два национальных проекта в сфере дорожного строительства — «Безопасные качественные дороги» (2019 – 2030 гг.) и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года» (2018-2024 гг.). 

Рис 2. Структура нацпроекта «Безопасные качественные дороги»

Структура нацпроекта «Безопасные качественные дороги»

Источник: Национальные проекты России

В общей сложности при исполнении национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2022 году выполнялись дорожные работы на 6600 объектах, на 5900 из которых в прошлом году работы были завершены. Протяженность завершенных участков составила 16 800 км. Повышенное внимание уделялось участкам, которые ведут к социально значимым объектам. Поэтому в 2022 году удалось привести к нормативу и обновить:

  • 422 туристических маршрута суммарной длинной в 2100 км;

  • более 1000 дорожных объектов, которые детским досуговым и образовательными учреждениями, которые ведут к детским м досуговым и образовательным учреждениям, протяженностью 3200 км;

  • 181 участок, ведущих к физкультурно-оздоровительным центрам (725,2 км);

  • 726 автомобильных дорог, ведущих к медицинским учреждениям (3600 км).

Всего в рамках нацпроекта фактическая площадь укладки верхних слоев покрытия составила 135 млн м2. Стоит отметить, что на развитие региональных, местных дорог было выделено порядка 420 млрд рублей (из бюджетов всех уровней). А также в прошедшем году в план работ было добавлено свыше 430 мостов, которые находятся на региональной и местной дорожной сети. К концу 2022 года к нормативу было приведено около 30 тыс. пог. м, что почти вдвое превышает плановый результат —планировалось обновить 16,3 тыс. пог. м.

В рамках нацпроекта проводились работы по строительству и реконструкции федеральных трасс — на 229 км дорог Росавтодора и более 60 км платных дорог ГК «Автодор». На эти работы в 2022 году из федерального бюджета было направлено 300 млрд рублей. 

Рис 3. Протяженность федеральных трасс, построенных или реконструированных в 2022 году, в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», км

Протяженность федеральных трасс, построенных или реконструированных в 2022 году, в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», км

Источник: Минтранс РФ

За прошлый год были отремонтированы федеральные автомобильные дороги общей протяженностью в 5900 км. Причем 1300 км дорог подверглось капитальному ремонту. Как сообщает заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, в 2022 году был поставлен рекорд по объему уложенного асфальта при капитальном ремонте дорог — свыше 176 млн м2. К тому же на два года быстрее удалось достичь паспортный показатель национального проекта «Безопасные качественные дороги» — до нормативного состояния было доведено 50% региональных дорог.

По итогам 2022 года в рамках федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети», который входит в национальный проект «Безопасные качественные дороги»,  Росавтодор реализовал 21 проект по строительству и ремонту дорог, а также 11 проектов по обустройству дорог (по установке искусственного и стационарного электрического освещения, шумозащитных экранов, строительству пешеходных переходов, реконструкции укрепительных сооружений). Таким образом, за 2022 год Росавтодором было введено в эксплуатацию 231,9 км федеральных дорог. Так, были построены обходы Анапы в Краснодарском крае, I и II этапы обхода Саратова и обходы микрорайона Горьковского в Волгоградской области. Работы завершились и по некоторым проектам в Московском и Санкт-Петербургском транспортных узлах. В столице достроили транспортную развязку в разных уровнях в Мытищах на автомобильной дороге М-8 «Холмогоры», а в Ленинградском области завершили реконструкцию участка автомобильной дороги А-180 «Нарва».

Были проведены и работы, направленные на повышение безопасности движения: установка осевого ограждения (904 км) и светофоров (404 шт.), проведение линий искусственного освещения (1059 км), строительство пешеходных переходов (45 шт.). Сообщается, что эти меры поспособствовали сокращению случаев ДТП на федеральных дорогах на 7,2% в 2022 году, число пострадавших снизилось на 5,6 %, а погибших стало на 8,2% меньше. Работы проводились на таких участках федеральных трасс, как Р-22 «Каспий», Р-242 Пермь – Екатеринбург, А-157 Минеральные Воды (аэропорт) – Кисловодск, М-5 «Урал», А-180 «Нарва», М-8 «Холмогоры», Р-256 «Чуйский тракт». 

С целью повышения безопасности движения в 2022 году были проведены мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем в 42 регионах России в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Отмечается, что работы провели в 49 городских агломерациях, на что было выделено 7,35 млрд рублей. В целом, обновление и модернизация общественного транспорта является одной из ключевых социально значимых задач национального проекта ««Безопасные качественные дороги». Поэтому уже в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» за два года (с 2020 по 2022 гг.) в 19 агломераций было поставлено 1131 транспортное средство. В прошлом году также были заключены договоры на поступление 353 шт. подвижного состава общественного транспорта, но что из федерального бюджета пойдет 2,7 млрд рублей.  Так, в 2022 году 330 новых автобусов появилось в Нижегородской, Астраханской, Улан-Удэнской, Челябинской, Курской, Пермской и Сочинской агломерациях, а в Брянской и Новосибирской агломерациях поступило суммарно 23 новых троллейбуса.

Стоит еще отметить, что согласно государственной программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополь» в 2022 году в эксплуатацию были введены 6 участков региональных автодорог протяженностью 35,7 км. Введению в эксплуатацию новых участков дорог способствовала и госпрограмма «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»: благодаря субсидиям от Минтранса РФ в прошлом году ввели 65 автодорог (133,3 км). Также по итогам реализации федерального проекта «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения» в 2022 году ввели в эксплуатацию 6 463 км дорог. Это, в частности, такие крупные проекты, как I этап Северного обхода Лобни, 3-й участок обхода Екатеринбурга, участок 3-й очереди обхода Майкопа, Северный обход Калуги, мостовые переходы через реку Мильгувеем на автомобильной дороге Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь и через реку Шексну в Череповце. А по государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий» в сельской местности на территории России за прошлый год было введено в эксплуатацию 243,1 км автодорог.

Переносы сроков строительства и дефицит кадров

В июне 2022 года Правительство РФ разработало план дорожной деятельности на 2023-2027 гг. Основные задачи проекта — доведение до нормативного состояния 85% дорог в 105 агломерациях, 50% региональных дорог и более 85% автодорог опорной сети. 30 декабря 2022 года Правительством РФ был пересмотрен план по строительству автомобильных дорог на ближайшие пять лет. Тогда в Минтрансе корректировку плана дорожной деятельности на 2023-2027 годы объяснили учетом сокращения бюджета. Таким образом было решено сконцентрировать деньги на более экономически выгодных и необходимых для развития транспортной сети проектах. Общий объем финансирования, который включает в себя также средства региональных бюджетов, Фонда национального благосостояния и внебюджетных источников, превышает 13 трлн рублей. 5 трлн рублей выделены непосредственно из федерального бюджета. Ожидается, что благодаря выполнению плана удастся улучшить состояние более 100 тыс. км дорог по всей России.

В результате изменения дорожного плана часть работ была перенесена, а некоторые проекты лишились финансирования. Например, финансирование создания обхода Орехово-Зуево в Подмосковье сократилось в 13 раз — с 20,5 до 1,5 млрд рублей. К тому же перенеслись и сроки реализации проекта: если изначально планировалось начать строительные работы в 2025 году, то теперь проектирование обхода Орехово-Зуево начнется лишь в 2026 году.  Южный обход в Краснодаре также был лишен части финансирования (с 28,9 до 1,5 млрд рублей). Финансирования в 1,5 млрд рублей хватит лишь на этап проектирования дорожных объектов. До 4 млрд рублей сократился бюджет проектов трассы «Меридиан», ведущей от границы Белоруссии до границы Казахстана, а также Юго-Западной хорды по маршруту Екатеринбург—Самара—Краснодар.

Рис. 4. Изменение финансирования по плану дорожной деятельности на 2023-2027 гг., млрд рублей

Изменение финансирования по плану дорожной деятельности на 2023-2027 гг., млрд рублей

Источник: план дорожной деятельности на 2023-2027 гг., «Коммерсантъ»

По многим проектам были перенесены сроки реализации. Проектирование КАД-2 в Санкт-Петербурге (второй кольцевой дороги) сдвинуто с 2025 на 2027 год. Перенесены сроки реконструкции участков в Подмосковье М-1 и М-3: финансирование участка М-1 на 66-84-м км начнется не в этом году, а на два года позднее (в 2025), а 65-124-й км М-3 — в 2024 году. Стоит отметить, что для работ на участке трассы М-3 уже началась вырубка леса и дальнейшая подготовка территории. 

При этом стоимость объектов в обновленном документе увеличилась. Так, стоимость трассы М-12 повысилась на 100 млрд рублей (до 901 млрд рублей). Хотя на участок этой трассы Дюртюли—Ачит на пять лет будет выделено на 54,3 млрд меньше (223 вместо 277,3 млрд рублей).  Общая стоимость строительства трассы увеличилась из-за повышения цен на строительные материалы, уточняли в Минтрансе. А цена участка Дюртюли—Ачит сократилась за счет оптимизации проекта.

Дополнительное финансирование дорожно-строительных проектов

Однако некоторые проекты получили дополнительное финансирование. На строительство обхода Адлера, которое должно пройти за 2025-2026 гг., выделят на 20 млрд рублей больше (70 вместо 50 млрд рублей). В плане дорожной деятельности появилось и два новых объезда — Хасавюрта и Дербента. На первый будет выделено почти 24 млрд рублей, на второй проект — 51,2 млрд рублей. Считается, что данные обходы, которые являются частью международного транспортного коридора Север-Юг, поэтому необходимы для роста доступности транспортно-логических центров этого направления.

Согласно обновленному плану дорожной деятельности, финансирование региональных дорожных проектов из внебюджетных источников увеличилось на 102,2 млрд рублей — со 145,5 до 247,7 млрд рублей. В частности, значительная часть текущих строек в центральном регионе была сохранена. Продолжилось реконструкция М-8 на участке после Пушкино, Рублево-Успенского шоссе, строительство обходов поселков Октябрьский, Непецино, Ульянино. Также «Автодор» достроит развязку на ЦКАД у Малых Вязем. Работы начались в июне 2022 года, завершить проект планируется в 2024 году. Продолжились и работы на М-4, по итогам которых в июне 2023 года «Автодор» запустил обход Аксая, тем самым выполнив сроки реализации участка.

Стоит еще отметить, что в плане дорожной деятельности на 2023-2027 гг. было определено финансирование научных исследований и процесса цифровизации (3,8 млрд рублей) и содержания центрального аппарата Росавтодора и его региональных филиалов (76,5 млрд рублей). Общий же объем финансирования в 2023–2027 годах составит 13,2 трлн рублей.

Создание в июне 2022 года и позднее пересмотр плана по дорожным работам на 2023-2027 гг. способствовал активному запуску строительства дорожноинфраструктурных проектов в России. В связи с этим возрос спрос на строителей на рынке труда. Как отмечают в «Авито Работе», в апреле 2023 года спрос компаний на строителей увеличился почти в три раза в годовом сравнении. Спрос на рабочих и инженеров вырос в 2,2 раза, на водителей бульдозерных машин — в 2,4 раза, на водителей тракторов — почти в два раза (то есть на 86%). Причем отмечается, что спрос растет не только на опытных специалистов, но и рабочих с небольшим опытом.

Особенно высокий рост количества вакансий на специальность инженер показали города Казань и Уфа, где число вакансий увеличилось в 4 раза. Очевидно, что повышенный спрос на дорожных работников в этих регионах связан с работами на трассах М-12 (Москва — Нижний Новгород — Казань) и Казань — Екатеринбург и с другими работами в рамках плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Дополнительные предложения на рынке труда появляются, в частности, благодаря увеличению финансирования части дорожных проектов: на строительство автомобильных дорог коридора Европа—Западный Китай в 2022 году было потрачено 30 млрд рублей, а в текущем году планируется реализовать на 14,1 млрд больше — 44,1 млрд рублей. К тому же и в течение года возрастают расходы, а следовательно, и бюджетирование проектов. Так, за I квартал 2023 года в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» было реализовано 57,3 млрд рублей. Это на треть больше, чем за аналогичный период 2022 года.  

Недостаток квалифицированных специалистов в сфере дорожного строительства

Однако повышенный спрос к дорожным работникам связан и с дефицитом предложения на трудовом рынке. Недостаток квалифицированных специалистов в сфере дорожного строительства — долгоиграющая история и наблюдается не первый год. Объясняется это и более низкими зарплатами в сфере, что вынуждало специалистов идти работать в другие отрасли, например, в добывающую промышленность. И все это несмотря на постепенный рост средней зарплаты в строительной индустрии. По данным, которые приводит «Авито Работа», заплаты инженеров в апреле 2023 года в среднем составили 61 тыс. рублей, показав тем самым прирост на 16% по сравнению с уровнем заработной платы в апреле 2022 года. Уровень же инфляции с апреля по апрель достиг 12%, поэтому можно говорить о фактическом росте заплат.

О нехватке кадров в отрасли, а также о необходимости переподготовки и повышения профкомпетенций специалистов в июне этого года сообщал и Заместитель губернатора Новосибирской области Роман Теленчинов. Новосибирск является крупнейшим транспортным узлом России. И во всем Сибирском федеральном округе наблюдается повышение объемов грузоперевозок. Для развития региона и его транспортной сети необходимо повышать качество дорог. Отмечается, что в период активного кадрового найма в сжатые сроки господрядчики готовы повышать ставки окладов, чтобы привлечь квалифицированного специалиста. Также в ближайшие годы из-за оттока опытных работников и специалистов прогнозируется лишь усиление кадрового дефицита. 

Инфраструктурные дорожные работы за I полугодие и дальнейшие прогнозы по реализации дорожных проектов

Что касается уже выполненных работ за I полугодие 2023 года, то Росавтодор за шесть месяцев текущего года провел работы по строительству и реконструированию на участках федеральных автомобильных дорог общей протяженностью 43,8 км, а ремонтные работы (учитывая и капитальный ремонт) были проведены на 246,3 км дорог.

Рис. 5. Завершенные работы за I полугодие 2023 г., км дорог

Завершенные работы за I полугодие 2023 г., км дорог

Источник: Росавтодор  

За прошедшее полугодие кассовые расходы составили 355 млрд рублей. Напомним, что на весь год предусмотрено 801,5 млрд. Отмечается, что, по данным на конец июня 2023 года, перевыполнение графика финансирования, который утверждает Минтранс России, составило 11,7 млрд рублей.

Рис. 6. Самые затратные объекты в 2023 году по объему бюджетных ассигнований

Самые затратные объекты в 2023 году по объему бюджетных ассигнований

Источник: Федеральная адресная инвестиционная программа России, тыс. рублей

Согласно данным Федеральной адресной инвестиционной программы России, в 2023 году должны быть завершены дорожные проекты на некоторых участках таких трасс, как М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар – Новороссийск, М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа – Челябинск, М-7, А-106, А-181. Также должно быть реконструировано 9 мостов и мостовых переходов. По объему бюджетных ассигнований на 2023 год самыми затратными проектами являются инфраструктурные дорожные работы на трассах Р-228 в Саратовской области (более 7,6 млрд рублей), А-181 в Ленинградской области (4,593 млрд рублей), М-5 на участках в Башкортостане (свыше 4 млрд рублей). Ниже в таблице содержится список всех участков и объектов, работы по которым завершаться в 2023 году.

Таблица 1. Дорожные объекты ФАИП со сроков ввода в 2023 г. 

Объект

Бюджетные ассигнования на 2023 год (тыс. руб)

Освоено средств (за счет всех источников) (тыс. руб)

Профинансировано из федерального бюджета (тыс. руб)

Строительство транспортной развязки в разных уровнях на км 9 автомобильной дороги А-280, Ростовская область

467 298,0

371 506,0

371 506,0

Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-106 на участке подъезда к г. Одинцово, Московская область

520 414,5

12,6

12,6

Реконструкция автомобильной дороги А-135 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 на участке км 2+400 - км 7+000, Ростовская область (2 этап)

247 763,3

Реконструкция автомобильной дороги Р-254 на участке км 1072+000 – км 1077+000, Новосибирская область

700 000,0

82 209,4

82 209,4

Реконструкция автомобильной дороги Р-239, подъезд к аэропорту Казань на участке км 0+000 - км 6+400, Республика Татарстан

176 657,0

800,0

800,0

Реконструкция автомобильной дороги М-5 на участке км 215 – км 225, Оренбургская область

312 075,3

Реконструкция автомобильной дороги М-5 на участке км 1300+000 - км 1312+000, Республика Башкортостан

2 644 148,4

23 561,7

23 561,7

Реконструкция автомобильной дороги М-5 на участке км 1480+000 - км 1494+000, Республика Башкортостан

1 437 301,5

74 021,7

240 682,6

Строительство путепровода через железную дорогу на км 960 на автомобильной дороге М-5, Самарская область

161 885,6

Реконструкция автомобильной дороги М-7 на участке км 1310+910 - км 1321+500, Республика Башкортостан

854 732,8

45,3

60 838,3

Реконструкция автомобильной дороги М-7 на участке км 637+000 - км 643+000, Чувашская Республика

38 986,6

Реконструкция мостового перехода через реку Свияга на км 757 автомобильной дороги М-7, Республика Татарстан

966 518,7

571,0

569 260,0

Реконструкция автомобильной дороги М-7 на участке км 588+000 - км 601+000 в Чувашской Республике

151 560,4

Реконструкция автомобильной дороги Р-402 на участке км 10+630 - км 17+200, Тюменская область

299 163,3

7 491,9

7 491,9

Реконструкция автомобильной дороги Р-402, участок км 17+200 - км 28+730, Тюменская область

466 139,3

Реконструкция автомобильной дороги Р-402, участок км 28+730 - км 39+000, Тюменская область

1 177 550,4

Реконструкция моста через реку Фарс, подъезд к г. Майкоп, Краснодарский край

88 395,0

613,1

613,1

Реконструкция мостового перехода через р. Амга, Республика Саха (Якутия)

1 965 720,4

308,2

308,2

Реконструкция мостового перехода через р. Оротукан, Магаданская область

297 701,0

Реконструкция моста через р. Толбазиха, Республика Бурятия

50 000,0

Реконструкция моста через р. Клюевка, Республика Бурятия

224 858,0

Реконструкция моста через р. Бол. Осиновка, Республика Бурятия

509 699,0

Реконструкция путепровода на км 334+988 автомобильной дороги Р-258, Республика Бурятия

598 201,2

Реконструкция моста через р. Переменная, Республика Бурятия

98 926,2

Реконструкция моста через р. Бол. Ивановка, Республика Бурятия

660 063,6


Строительство автомобильной дороги А-121 на участке км 445 - км 469, Республика Карелия

1 056 517,2

196 297,1

196 297,1

Реконструкция автомобильной дороги Р-21 на участке км 51+500 - км 68+000, Ленинградская область

1 512 233,5

Реконструкция автомобильной дороги Р-21, подъезд к г. Мурманск на участке км 14+297 - км 19+027, Мурманская область

506 843,9

1 630,6

1 630,6

Реконструкция автомобильной дороги А-181 на участке км 65+000 - км 100+000, Ленинградская область

4 592 860,8

4 333 682,9

4 333 682,9

Строительство автомобильной дороги М-53 на участке км 1045+500 - км 1061+000 (обход г. Канска), Красноярский край

1 139 580,0

Реконструкция автомобильной дороги Р-255 на участке км 807+000 - км 812+000, Красноярский край

666 580,2

Строительство, реконструкция автомобильной дороги Р-297 на участке км 1471+176 –км 1474+176, Амурская область

2 195 346,8

416 867,9

416 867,9

Реконструкция автомобильной дороги Р-228 на участке км 291 - км 325, Саратовская область (III, IV этапы)

4 185 244,0

1 459,7

1 459,7

Реконструкция автомобильной дороги Р-228 на участке км 291 - км 325, Саратовская область (V, VI этапы)

3 498 228,0


Источник: ФАИП РФ

На данный момент отмечается, что многие показатели нацпроекта «Безопасные качественные дороги» уже достигнуты несмотря на то, что проект рассчитан до 2030 года. Развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры напрямую влияет на развитие экономики РФ, поэтому инфраструктурному развитию уделяют должное внимание и стараются решать существующие проблемы. Многие проекты вводятся в эксплуатацию раньше запланированного срока. Так, к концу 2023 года будет завершена работа на трассе М-12 Москва — Казань. За 2024 год же планируют продлить дорогу до Екатеринбурга. 

Для государственной компании «Автодор», которая, в частности, занимается строительством М-12, 2023 год может стать рекордным по объему ввода автомобильных дорог: к концу года компания может запустить 800 км трасс I технической категории. Стоит отметить, что возводятся не только сами дороги, но и инфраструктура для автомобилистов. Так, на трассе М-12 создаются АЗС и площадки для отдыха, мотели. По словам Председателя правления Госкомпании «Автодор» Вячеслава Петушенко, на участке трассы М-12 до Арзамаса, запуск которого планируется на начало сентября, запустят 14 АЗС на расстоянии друг от друга в 80–100 км.

Ожидается, что в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2023 году будет построено и реконструировано около 200 объектов, общая протяженность которых составит 400 м. Среди объектов находятся также мосты, транспортные развязки и путепроводы. В этом году активно возводят и реконструируют мосты. Среди таких объектов нацпроекта стоит выделить:

  • Мост через реку Свирь в Подпорожье (Ленинградская область). Длина сооружения — 727 м, ширина проезжей части — 7,5 м. Помимо самого моста возводятся и 2 км подъездных путей. Строительство началось три года назад. Несмотря на то, что изначально запуск планировался на 2026 год, проект будет реализован уже к концу этого года. В январе 2023 года было смонтировано искусственное освещение, весной начались работы по гидроизоляции мостовых плит. После запуска моста две части Подпорожья, исторически разделенные рекой, будут соединены постоянной переправой.

  • Мост через Яю в Зырянском районе (Томская область)

    На трассе Больше-Дорохово — Тегульдет возведут новый мост через реку Яю. Старый мост существовал с 1976 года, но с 2018 года он выдерживает транспорт весом до 15 т, так как введен реверсивный режим работы. Очевидно, что это затрудняет перемещение большегрузов по территории. По данным на март 2023 года, проект был готов на 42%: в частности, были смонтированы конструкции из металла на 4 пролетах. Протяженность объекта, включая подходы, составляет 1,8 км. Ожидается, что осенью 2023 года уже запустят автомобильное движение по постройке. 

  • Мост в районе пос. Высокогорский (Красноярский край)

    Строительство объекта началось в сентябре 2020 года. К весне 2023 года уже были возведены 11 опор и 10 пролетных строений — основной этап работ тогда завершился. Запустить мост планируют до конца 2023 года.  К концу лета ожидается, что дорожные работники закончат укладку асфальта и проведут наружное освещение. Длина объекта — 1,2 км, проезжая часть шириной в две полосы. После введения сооружения в эксплуатацию жители северных районах Красноярского края смогут отказаться от паромной и ледовой переправы по реке.

Также в рамках нацпроекта появилась еще одна важная текущая задача — развитие коридора Север — Юг. Этим летом уже были запущены западный обход Краснодара и обход Аксая на трассе М-4. В дальнейшем планируется активно работать над созданием обходов Астрахани, Дербента, Хасавюрта, Грозного.

Рис. 7. Стоимость объезда по обходу Аксая (по данным на 2023 год)

Рис. 7. Стоимость объезда по обходу Аксая

Источник: 161.RU 

Как сообщает Федеральное дорожное агентство, согласно Публичной декларации ключевых целей и приоритетных задач агентства, в планах на 2023 год: 

  1. Завершение строительства и реконструкционных работ на 225,8 км автомобильных дорог;

  2. Возведение линий электроосвещения протяженностью 500 км;

  3. Работы по капитальному ремонту, а также ремонту и содержанию 3178 км трасс.

Отмечается, что линии освещения будут прокладываться не только на местах строительства, но и при капитальном ремонте участков. По итогам выполнения всех перечисленных задач длина подведомственных автодорог к концу 2023 года составит 44,722 тыс. км.

Напомним, что этой весной началась реализация плана дорожной деятельности на 2023-2027 гг. План является ключевым документов, регулирующим строительные работы. Ожидается, что к 2027 году к нормативу приведут 85% опорной сети дорог: 72 тысячи км региональных и 64 тысячи км федеральных трасс, охватив все ключевые магистрали. За счет этого планируется повысить скорость передвижения по опорной сети, что, в свою очередь, станет драйвером для отечественной экономики.

За счет увеличения плотности транспортной сети и улучшения качества российских дорог удастся:

  • Уменьшить потери для экономики (2-3% ВВП);
  • Сократить число автоаварий: 40% аварий на территории РФ связано с изъянами улично-дорожной сети; 
  • Повысить транспортную мобильность населения, что, в частности, способствует росту деловой активности в стране; 
  • Дать новый толчок развития автосервисным услугам: за счет расширения транспортной сети россияне смогут чаще пользоваться личным транспортом, следовательно, увеличивается средний пробег автомобиля, от которого зависит объем услуг автосервиса;
  • Развивать транспортный туризм в России;
  • Создавать новые рабочие места; 
  • Сократить логистическое плечо доставки грузов грузов в Ленинградской области и других регионах;
  • Нарастить поставки на Восток, который является приоритетным направлением: для грузоперевозок планируют использовать транспортные коридоры Запад-Восток и Север-Юг.

Вас проконсультирует
Владимир Поклад
Руководитель практики Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты