Насколько высок или низок уровень цифровизация государственного управления в России?

Масштабная цифровизация государственного управления, начавшаяся еще в конце нулевых и набравшая обороты в 2016 году, пока не позволяет России занять сколько-нибудь значимые позиции в ведущих международных рейтингах. В индексе развития электронного правительства (E-government Development Index), который рассчитывается ООН, Россия находится на 36 месте, хоть и входит в число стран с «очень высоким» (более 0,75) уровнем цифровизации государственного управления. Из стран постсоветского пространства Россия уступает не только Эстонии и Литве, но и Казахстану.

С точки зрения вовлеченности российских граждан в процессы управления, обеспечения прозрачности и открытости данных Россия во многом даже ухудшила свои позиции и в рейтинге электронного участия (E-participation) занимает 27 место, в то время как в 2018 была на 23-м.

 

Что сдерживает процесс цифровизации в нашей стране?

Несмотря на довольно активные процессы цифровизации государственного управления в последние годы, позиции в рейтингах реагируют на происходящие изменения крайне незначительно, а часто даже негативно.

Проблема дальнейшего продвижения России в рейтинге заключается в том, что текущее развитие цифровизации государственного управления нацелено на расширение онлайн-сервисов, но уступает развитым странам по уровню доступности, открытости информации и превосходит по уровню ее противоречивости. Например, довольно часто информация, поступающая от министерств и ведомств, не согласовывается с данными того же Росстата, что снижает доверие к России со стороны авторитетных международных экспертных сообществ.

Кроме того, отмечается некоторая однобокость вектора цифровизации, нацеленного больше на выполнение фискальной функции государства, чем на любые другие. Налоговая выискивает неплательщиков, используя все более сложный инструментарий, не требующий даже проведения налоговых проверок. Но во многих других направлениях работы о цифровизации даже не задумывались.   

Положительно можно оценить действующий с 2009 года портал Госуслуг, хотя во многих странах есть сервисы, упрощающие отдельные процедуры, но подобного российскому нет ни в одной стране мира. Однако пока сервис еще развивается, и подавляющее большинство вопросов граждан решаются «по старинке», когда требуется обивать пороги госучреждений, чтобы получить социальные льготы, надбавку к пенсии, пособие и пр.



Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», журнал «Бизнес & Информационные технологии»

Автор материала
Армен Даниелян
Старший партнер. Директор по стратегическому развитию
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты