После введения антироссийских санкций возросла необходимость государственного участия в реализации инвестиционных проектов, ориентированных на импортозамещение и на выпуск продукции, востребованной на мировом рынке.
Государство (в лице Минпромторга или Минэнерго России) заключает специальные инвестиционные контракты (СПИК) с инвесторами, в которых определяются льготы, условия финансирования и реализации инвестиционных проектов.
СПИК 1.0
Механизм реализации СПИК 1.0 описан в Федеральном законе от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ», а правила заключения СПИК 1.0 закреплены в Постановлении Правительства РФ от 16 июля 2015 г. №708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (в редакции от 22.03.2022).
СПИК 1.0 применяется для инвестпроектов по созданию, модернизации и освоению производства промышленной продукции и до недавнего времени использовался западными международными концернами для создания производств в России. По схеме СПИК 1.0 были заключены контракты на реализацию проектов по выпуску автомобилей Mazda, Mercedes-Benz, Hyundai, Renault, производству комплектующих для Boeing, реализовать которые не позволили санкции, а инвесторы покинули российский рынок.
Всего с 2016 года было заключено 45 контрактов в формате СПИК 1.0, было привлечено инвестиции на сумму 350 млрд рублей, в том числе в нефтегазовом, энергетическом, в лесном и сельскохозяйственном машиностроении, фармацевтике, в химической промышленности и металлургии.
К числу мер господдержки, предлагаемых при заключении СПИК 1.0, относились:
- налоговые льготы (по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам, а по некоторым проектам ставка налога на прибыль снижалась до 0%),
- субсидии, предусмотренные контрактом,
- возможность применения ускоренной амортизации,
- упрощенная процедура получения статуса «Made in Russia»,
- доступ к госзаказу.
СПИК 1.0 действовал до 10 лет и предусматривал объем инвестиций в проект не менее 750 млн руб. без НДС. После введения санкций стало возможным продлить срок реализации СПИК 1.0 до 12 лет для проектов, реализация которых усложнилась из-за санкций.
Администрации российских регионов, муниципальных образований также предоставляют гранты, осуществляют субсидирование, льготное финансирование стратегически важных региональных инвестиционных проектов заключая региональные СПИК, и предоставляют инвестиционные налоговые льготы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам, ставка которых может быть снижена до нуля, а также по налогу на прибыль до 13,5%, за счет снижения региональной составляющей.
Введение СПИК 2.0
Однако механизм СПИК 1.0 не отвечал требованиям импортозамещения и экспортоориентированности создаваемого производства. В августе 2019 года в него были внесены изменения, и появился СПИК 2.0, в соответствии с которым обязательным условием заключения СПИК является необходимость внедрения технологии серийного производства продукции из числа 26 приоритетных, из утвержденного правительством перечня.
В отличие от СПИК 1.0, который заключался со всеми, кто изъявит желание реализовать инвестпроект и выполнит требования, для участия в СПИК 2.0. необходимо пройти конкурсный отбор.
Сроки заключения СПИК 2.0 также увеличились, и для проектов с инвестициями менее 50 млрд руб. максимальный срок составляет 15 лет, а для более дорогих инвестпроектов – 20 лет.
Таким образом, СПИК 2.0 преследовал цель не просто запустить производство какой-либо промышленной продукции, а внедрить собственную или современную зарубежную технологию, которая бы позволила серийно выпускать продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. А в условиях санкций заключение СПИК 2.0 также должно позволить обеспечить необходимое импортозамещение.
Сравнение СПИК 1.0 и СПИК 2.0
Ключевые критерии |
СПИК 1.0 |
СПИК 2.0 |
Инициатор |
Инвестор |
Инвестор, Российская Федерация, субъект Федерации (обязательно) |
Механизм заключения |
Заявительный порядок |
Конкурсный отбор |
Требуемый минимальный объем инвестиций |
от 750 млн руб. |
без ограничений |
Направление финансирования |
Создание новых или модернизация старых промышленных мощностей |
Создание серийного производства продукции на основе одной из технологий, утвержденных Минпромторгом |
Срок действия |
≤ 10 лет |
≤ 15 лет (с объемом инвестиций ≤ ₽50 млрд) ≤ 20 лет (с объемом инвестиций> ₽50 млрд) |
Сложности заключения СПИК 2.0
Самой существенной проблемой работы формата СПИК была и остается сложность заключения контрактов. Много времени отнимает сбор большого числа документов и подготовка инвестпроекта по установленным требованиям. Необходимы месяцы на рассмотрение заявки и принятие решения межведомственной комиссией, требуется масса согласований условий самого контракта до его подписания.
Инвестор, уже работающий в ТОР или в одной из особых экономических зон, не сможет одновременно использовать льготы по СПИК с другими. Например, заключив СПИК, он должен утратить статус резидента ОЭЗ и возможность применения режима свободной таможенной зоны.
Механизм СПИК в условиях санкций нужно сделать максимально удобным и привлекательным для инвестора: увеличение доли государственного участия в проектах сможет остановить утечку капитала и способствовать росту производства и несырьевого экспорта.
Перечень льгот для промышленных предприятий в рамках СПИК 2.0
Меры поддержки |
Предлагаемые льготы |
Налоговые льготы |
Возможность снижения до 0% налога на прибыль Льготы по налогам на транспорт и имущество Льготы по земельным налогам |
Субсидиарные меры |
Особые условия доступа к субсидиарным программам |
Ускоренная амортизация |
Исполнитель контракта получает право на применение условий ускоренной амортизации |
Статус «Сделано в России» |
Упрощенное получение статуса «Сделано в России» для своей продукции. Статус дает преимущественный доступ к закупкам госкомпаний, отраслевым и межотраслевым субсидиям. |
Упрощенный доступ к госзаказу |
Возможность получения статуса «Единственный поставщик» для ряда категорий государственных закупок. |
Иные меры |
Прочие меры стимулирования. Могут быть утверждены на региональном или муниципальном уровне в рамках обсуждения условий СПИК. Например, предоставление земельного участка из фонда региона или муниципального образования без проведения торгов и/или создание необходимой инфраструктуры. |