Могут ли при общем падении цен на энергетический уголь и снижении экспорта российского угля в страны АТР быть выгодны его поставки из восточных регионов в Китай, Индию и Южную Корею?

Из-за введенного с 10 августа 2022 года европейского эмбарго на импорт угля из РФ объемы российского экспорта по итогам прошлого года просели на 7,5%. Высокие цены прошлого года позволили нарастить экспорт угля в Китай на 11,2% до 59,5 млн т, и в Индию на 147,8% до 16,7 млн т. Компенсировать выпадающие из европейских рынков объемы российского экспорта угля могло бы обсуждаемое с прошлого года межправительственное соглашение с Китаем, предусматривающее поставки угля в объемах до 100 млн т. в год.

Возможность поставок угля на Восток через дальневосточные порты ограничена низкой пропускной способностью РЖД, поэтому немаловажную роль в экспорте угля стали играть морские порты европейской части России.

Однако длинное транспортное плечо влияет на рентабельность морских перевозок угля. Например, экспорт угля через северо-западные порты сохраняет рентабельность при средних ценах на энергетический уголь выше $140-$150 за тонну, через южные – выше $130-$140. Но в условиях падающих цен морской экспорт энергетического угля из портов европейской части России даже на уровне «нулевой» рентабельности позволяет предприятиям не сокращать добычу и персонал в ожидании сезонного роста цен.

Есть ли разница для РЖД, какой уголь перевозить: коксующийся или энергетический? Насколько это может изменить структуру экспорта, из-за ограничений Восточного полигона?

Конечно, РЖД выгоднее перевозить более высокомаржинальные грузы, и перевозка коксующегося угля была бы выгодней, но объем его производства в России составляет всего 75,3 млн т (данные 2022 г.). При этом две трети этого объема потребляется отечественными металлургами, владеющими большинством компаний, специализирующихся на добыче и переработке коксующегося угля. За первый квартал 2023 года экспорт коксующегося угля увеличился почти в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 17,9 млн т.

Однако заместить дешевеющий энергетический уголь дорожающим рекордными темпами коксующимся углем не получится из-за ограниченных объемов его добычи в России.

Падение цен на энергетический уголь, наблюдаемое с начала 2023 года и продолжающееся до сих пор, в значительной мере обусловлено высокими запасами угля на азиатских складах, а также сезонным снижением газовых котировок, ростом доли ВИЭ в энергобалансе Европы. В этой связи поставки энергетического угля из морских портов европейской части России в январе-феврале 2023 года оставались на низком уровне, активизировавшись лишь в марте. Всего за первые 4 месяца 2023 года объем поставок угля из российских портов составил 69,9 млн т. Увеличение поставок коксующегося угля позволил увеличить экспорт угля на 18,3% от показателя аналогичного периода прошлого года.

Улучшается ли логистика таких перевозок при поставках энергетического угля не в Китай, а в Индию?

Доставка угля в Китай осуществляется из дальневосточных портов, куда уголь поставляется преимущественно по железной дороге. Для морских поставок угля в Индию используется транспортный коридор «Север-Юг», соединяющий северо-западные порты России с Индией через Иран. Однако нехватка причалов, терминалов для перевалки угля, а также высокая загруженность маршрута увеличивают сроки доставки и стоимость транспортировки.

Улучшить логистику и снизить стоимость морской перевозки угля не только в Китай, но и в Индию могло бы использование Северного морского пути, экспериментальный рейс по доставке 30 тыс. т. угля из Кузбасса в Китай по нему планируют осуществить в этом году. Но для массовых поставок угля, особенно с применением крупнотоннажных судов, инфраструктура Северного морского пути пока не предназначена.

Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Российская Газета

Эксперты ГК "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" готовы оказать помощь по любым вопросам
Отправьте заявку на бесплатную консультацию. Наши специалисты свяжутся с вами.
Автор материала
Юлия Белогорцева
Партнер практики Инвестиционного консалтинга и оценки, Руководитель рабочей группы при Совете по Интеллектуальной собственности ТПП РФ
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты