В июле 2020 года Президент России подписал указ, в котором цифровая трансформация была названа приоритетной задачей развития страны к 2030 году.
Россия в мировых рейтингах инновационного и информационного развития
Несмотря на активный процесс цифровизации государственных органов, Россия не занимает ключевых позиций в международных рейтингах инновационного и информационного развития. В частности, положение России в мировых рейтингах за 2019–2020 гг. демонстрирует негативные, нисходящие тенденции:
- The IMD World Competitiveness Ranking (рейтинг глобальной конкурентоспособности стран мира) – 50 место;
- Глобальный рейтинг ООН по развитию электронного правительства (EGDI) – 36 место;
- The Inclusive Internet Index 2020 (Рейтинг доступности интернета) – 26 место;
- Глобальный инновационный индекс 2020 – 47 место (из 50);
- Top-50 TSGI Digital Nations 2020 – 7 место.
Лидеры по цифровизации среди органов власти в России
Сумма 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных органах исполнительной власти России по итогам 2019 г. составила 148,08 млрд руб. Основными лидерами по расходам на информационное обеспечение среди федеральных органов власти являются Минкомсвязь, ФНС и МВД России.По данным Счетной палаты РФ за 2020 год, Росстат, ФНС и Казначейство России потратили самые большие суммы на разработку и внедрение ИТ-решений – порядка 22 млрд руб.
Среди подрядчиков безоговорочное лидерство удерживает «Ростелеком», на который пришлась почти половина бюджетов первой сотни крупнейших тендеров.
Ключевые ИТ-тренды в России
На данный момент эксперты выделяют три важнейших ИТ-тренда для госзаказчиков:
- импортозамещение;
- аутсорсинг учетных функций госорганизаций;
- защита критической информационной инфраструктуры (КИИ) органов государственной власти.
Прогнозы развития цифровизации в России
Эксперты прогнозируют существенный рост уровня цифровизации госорганов, активный перевод всех госуслуг в электронный вид к 2021-2025 годам.В федеральных органах власти применение систем управления большими данными прогнозируется по следующим направлениям:
- Повышение общего уровня безопасности;
- Оптимизация сбора обращений граждан и управления ими.