
Товарно-материальными ценностями (ТМЦ) признаются активы предприятий, которые потребляются или продаются в течение обычного операционного цикла, но не более 1 года. Это материалы, сырье, топливо и запчасти, инвентарь, спецодежда и инструменты, а также готовая продукция и товары для перепродажи.
Инвентаризация – процедура, которая позволяет контролировать наличие, состояние и оценку имущества, в том числе материальных ценностей и производственных запасов, принадлежащих или находящихся в распоряжении хозяйствующего субъекта. Предусматривает сверку фактического остатка активов с данными в регистрах бухгалтерского учета. Проводится самостоятельно или сторонней организацией, оказывающей такие услуги профессионально.
С помощью инвентаризации удается выявить возможные недостачи, убедиться в точности данных финансовой и бухгалтерской отчетности, обнаружить товарно-материальные ценности, которые не отражены в учете, или имущество в плохом состоянии.
Нормативно-правовое регулирование
-
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
-
Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
-
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
Данный нормативный акт прекращает свое действие с 01.04.25 в связи со вступлением в силу нового Федерального стандарта по бухгалтерскому учету. С этого момента правила проведения инвентаризации товарно-материальной ценностей будут регламентироваться ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация», утвержденным приказом Минфина России от 13.01.2023 N 4н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация».
-
Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
Когда проводится инвентаризация товарно-материальных ценностей?
В некоторых случаях инвентаризация является обязательной, например:
- перед составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- при смене работников, ответственных за сохранность материальных ценностей;
- при реорганизации или ликвидации предприятия;
- после пожара, стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации;
- при установлении фактов кражи, хищения или порчи соответствующих активов.
Правилами предусмотрено также проведение текущих инвентаризаций товарно-материальных ценностей. Цель – внутренний контроль за состоянием и наличием имущества. Для этого руководитель предприятия издает приказ и утверждает годовой график.
Правила проведения
Инвентаризацию материальных ценностей можно начинать только в присутствии соответствующих материально-ответственных лиц.
ТМЦ пересчитываются (измеряются, взвешиваются) поочередно, согласно порядку расположения в помещении, а при проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей в нескольких изолированных помещениях необходимо переходить от одного к другому последовательно с закрытием и опломбированием предыдущего.
Запасы, находящиеся в упаковках, пересчитываются по количеству, но с выборочным вскрытием и проверкой ТМЦ в натуре.
Если до завершения инвентаризации необходимо срочно оприходовать поступившие товарно-материальные ценности, материально-ответственное лицо производит оформление в присутствии инвентаризационной комиссии.
Какие документы составляются?
- Приказ о создании инвентаризационной комиссии.
- Расписки материально-ответственных лиц. Предоставляются до начала инвентаризации и подтверждают передачу первичных документов по вверенным товарно-материальным ценностям в комиссию или бухгалтерию, а также надлежащее оприходование и списание имущества.
- Инвентаризационные акты и описи, в том числе сличительные. Подготовкой занимается бухгалтерия предприятия, заполняются и подписываются — членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.
- Расчеты, пояснительные записки, техническая документация и другие сопроводительные документы. Прикладываются к полученным результатам инвентаризации материальных ценностей.
- Протокол заседания инвентаризационной комиссии. Содержит возможные способы устранения выявленных расхождений (излишков и недостач).
- Приказ руководителя предприятия об утверждении результатов.
Экономические субъекты могут заказать проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей в Группе «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ». Услуга оказывается командой опытных экспертов со знанием отраслевой и структурной специфики клиента, с учетом действующего законодательства и задач по управлению запасами.
Эксперты
Работает в Группе «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» с 2005 года. Мастер делового администрирования, эксперт в области управления проектами. Первое высшее образование получила в МГУ им. М.В. Ломоносова, закончив факультет психологии, являющийся одним из ведущих мировых центров в данной сфере. Внесла значимый вклад в проект по автоматизации и моделированию бизнес-процессов компании, действуя в составе рабочей группы. Активно участвует в реализации проектов департамента управленческого консалтинга.
С отличием окончила университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», является мастером делового администрирования, имеет диплом ACCA по Международной Финансовой Отчетности. Более 15 лет работает в сфере аудита и бухгалтерского учета, реализовала проекты для крупнейших игроков различных отраслей российской экономики.
Дарья внесла значительный вклад в разработку методологии и внутренних стандартов качества аудиторских услуг в Группе, наладила эффективную систему формирования проектных команд. Является членом Комитета по аудиту общественно значимых организаций (ОЗО) СРО Аудиторская Ассоциация «Содружество» и активно участвует в развитии аудиторского рынка в России.
Ольга окончила Орловский государственный аграрный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», является квалифицированным аудитором, имеет более 15 лет опыта работы в сфере аудита и бухгалтерского учета.
Среди ключевых компетенций – проведение аудита, разработка и написание внутренних локальных актов, формирование и внедрение внутренних стандартов в рамках системы контроля, контроль работы бухгалтерии, а также консультирование в различных областях, включая вопросы налогового планирования, сложные вопросы бухгалтерского учета и формирования отчетности.
Владимир имеет более чем 20-летний опыт в области стратегического консультирования и повышения операционной эффективности в международных и российских организациях. В том числе 8 лет работал на руководящих должностях. Сертифицированный руководитель проектов PMP, сертифицированный аналитик по альтернативным инвестициям CAIA. Закончил MBA по направлению финансы и менеджмент в Бизнес-школе Чикагского Университета.
Среди ключевых компетенций - разработка стратегий развития, сопровождение инвестиционных проектов, повышение операционной эффективности, постановка проектных офисов в компаниях различных отраслей.
Окончила Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Имеет опыт работы более 15 лет в сфере аудита и бухгалтерского учета.
Среди ключевых компетенций – проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, разработка и написание внутренних локальных актов, проведение форензика и Due diligence, проведение инвентаризаций на предприятиях различных отраслей российской экономики, постановка управленческого учета, а также консультирование по налоговому и бухгалтерскому учету.
Виктория окончила Московский Авиационный Институт по направлениям «Системы автоматизированного управления» и «Экономика». Эксперт-практик с опытом более 20 лет в области построения систем внутреннего контроля, систем управления рисками, корпоративного управления и организации работы служб внутреннего аудита.
Среди ключевых компетенций – проведение комплексного анализа процессов в компании, оценка экономической эффективности управления процессами, реинжиниринг, документирование и тестирование процессов, построение системы внутреннего контроля по методологии COSO ERM, а также организация мониторинга применения всех компонентов системы внутреннего контроля.
Олег окончил Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России по специальности «Бухгалтерский учет», Институт профессионального образования по специальности «Оценка бизнеса», а также Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова по специальности «Арбитражное управление». Имеет 5-летний опыт работы на должности ведущего бухгалтера, а также более 10 лет в оценочной деятельности.
Среди ключевых компетенций – оценка движимого и недвижимого имущества, подготовка отчетов в рамках проведения судебных экспертиз, анализ наилучшего варианта использования оцениваемых активов, а также разработка стратегий в области управления недвижимыми активами.
Павел имеет опыт работы в финансово-инвестиционном направлении – более 12 лет, в том числе на должности руководителя – 10 лет.
Среди ключевых компетенций – стратегическое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности компании, сопровождение реализации инвестиционных проектов: от этапов анализа, разработки концепции и стратегии до запуска и коммерческой реализации.
Свяжитесь с нами
© 2011 - 2025 Все права защищены.