Регулирование СПИК

Механизм реализации инвестиционных проектов на основе специальных инвестиционных контрактов (СПИКов) был введен в правовой оборот Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». С 13 августа 2019 г. вступили в силу нормы Закона о совершенствовании механизма СПИК (Федеральным закон от 02.08.2019 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации»), что позволило объявить о перезапуске концепции – так называемом СПИК 2.0.

Сегодня инвестиционный проект в рамках СПИКа должен соответствовать требованиям, установленным ФЗ «О промышленной политике» и Правилам заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2020 г. № 1048 (далее – Правила).

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) — это инструмент промышленной политики, направленный на стимулирование инвестиций в промышленное производство в России. Инвестор заключает соглашение с государством, в котором фиксируются обязательства инвестора реализовать инвестиционный проект, а также обязательства государства обеспечить стабильность условий ведения бизнеса и предоставить меры господдержки. Цель – реализация промышленных проектов на территории РФ, которые предусматривают внедрение современных технологий, позволяющих осуществлять производство продукции, конкурентоспособной на мировом уровне.

Оператором СПИК является фонд развития промышленности (ФРП). Фонд создан в 2014 году по инициативе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации путем преобразования Федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития». Помимо СПИК, фонд предоставляет целевые займы по ставке 1% и 3% годовых сроком до 7 лет в объеме от 5 млн. до 2 млрд. рублей, а также совместно финансирует проекты, которым требуются займы до 100 млн. рублей, с региональными фондами развития промышленности (РФРП) в соотношении 70% (федеральные средства) на 30% (средства регионов).

Механизмы реализации СПИК

Механизм реализации СПИКов представлен в двух вариантах:

  1. Механизм СПИК 1.0 применяется для инвестиционных проектов по созданию либо модернизации и (или) освоению производства промышленной продукции.
  2. Механизм СПИК 2.0 применяется для инвестиционных проектов по внедрению или разработке и внедрению современной технологии из утвержденного перечня в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе этой технологии.

СПИК 1.0 – модель заключения СПИК, которая действовала до вступления в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 290-ФЗ в части регулирования специальных инвестиционных контрактов. Позднее активно начала действовать обновленная модель заключения – СПИК 2.0.

Однако 14 марта 2022 г. вступил в силу закон, который возрождает механизм СПИК 1.0 для новых инвестиционных проектов, а также позволяет продлить сроки уже заключенных контрактов в связи с иностранными санкциями (Федеральный закон от 14.03.2022 № 57-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов»).

Поправки разработаны Правительством в составе пакета антикризисных мер. В развитие указанного закона Правительство также уточнило правила заключения СПИК 1.0 (Постановление Правительства РФ от 22.03.2022 № 437 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 708»). Обновленные правила начали действовать с 1 апреля 2022 г.

Льготы для СПИКов

По СПИК 1.0 инвестор вправе получить преференции, схожие с теми, что предусмотрены по СПИК 2.0: гарантии стабильности налоговых и регуляторных условий; налоговые льготы; упрощенное приобретение статуса «Сделано в России»; возможность применения ускоренной амортизации; особые условия аренды публичных земельных участков; отраслевые субсидии и пр. Однако есть и отличия – приводим их в таблице.

Таблица 1. Отличия СПИК 2.0 от СПИК 1.0

Критерий

СПИК 1.0

СПИК 2.0

Цель инвестора

Создать либо модернизировать или освоить производство промышленной продукции

Создать серийное производство промышленной продукции на основе современной технологии

Объем инвестиций

750 млн руб. (без НДС)

Требования не установлены

Участники

Инвестор, привлеченное лицо, или:


  • РФ;

  • РФ с субъектом РФ и муниципальным образованием

Инвестор, а также совместно: РФ, субъект РФ и муниципальное образование

Процедура заключения контракта

Заявительный порядок

Конкурсный отбор, с предварительным согласованием места производства продукции

Региональное законодательство

Требования не установлены

На уровне субъекта РФ должны быть регламентированы меры стимулирования и порядок их применения

Гарантии стабильности

Для применения стабильности условий хозяйственной деятельности необходимо специальное указание в законе.

По общему правилу, гарантии не распространяются на региональные запреты и ограничения

Гарантии стабильности в отношении регуляторных требований запретов применяются в силу прямого указания закона

Предельный объем господдержки

Требования не установлены

Поддержка прекращается, если объем расходов и недополученных доходов бюджетов всех уровней на меры поддержки превысит 50 % от запланированных капитальных вложений в проект

Срок контракта

До 10 лет

  • До 15 лет: если инвестиции не превышают 50 млрд руб. (без НДС).

  • До 20 лет: при объеме инвестиций свыше 50 млрд руб. (без НДС)

Источник: по данным Минпромторга

К слову, СПИК 1.0 был направлены преимущественно на стимулирование капитальных вложений. В соответствии с Федеральным законом от 02.08.2019 № 290-ФЗ заключение СПИК 1.0 было прекращено, однако взамен вводился СПИК 2.0. Этот вид СПИК был направлен не столько на поощрение вложений в основные средства, сколько на внедрение современных технологий производства, которые конкурентоспособны на мировом уровне. В связи с этим в рамках СПИК 2.0 пороговая сумма вложений не используется, вместо чего было введено обязательное требование о внедрении технологии производства из перечня, специально утверждаемого Правительством РФ.

В пояснительной записке к Закону № 57-ФЗ обращается внимание, что введение ограничительных мер со стороны иностранных государств требует дополнительных средств поддержки инвесторов. В связи с этим теперь можно будет заключать как СПИК 1.0, который стимулирует капитальные вложения, так и СПИК 2.0, требующий применение передовых нематериальных активов в промышленном производстве.

Также Федеральный закон № 57-ФЗ продлевает уже действующие СПИК 1.0 на 2 года. Эти поправки направлены на смягчение негативных последствий антироссийских санкций для инвесторов. Характерно, что на данный момент налоговое законодательство не содержит актуальных мер поддержки для новых СПИК 1.0. Имеющиеся льготы по налогу на прибыль, в том числе и на уровне субъектов РФ, предусмотренные в статье 284.9 НК РФ, основаны на модели СПИК 2.0. С учетом того, что региональные льготы по налогу на прибыль прекращают действовать с 01.01.2023, нынешний состав инструментов поддержки СПИК 1.0 представляется незавершенным.

Заключение СПИК возможно только в том случае, когда технология, внедрение которой планируется в результате реализации СПИК, включена в перечень современных технологий. Данный перечень на текущий день содержит более 600 видов современных технологий, предлагаемых для внедрения инвестору, и регулярно обновляется. Только за 2022 год данный перечень увеличился более, чем на 130 позиций.

Процесс заключения СПИК

Весь процесс работы по СПИК (включение технологии в перечень современных технологий, заключение СПИК, контроль обязательств) осуществляется через Государственную информационную систему промышленности – ГИСП: подача заявлений в Перечень современных технологий, его актуализация, участие в конкурсном отборе и заключение СПИК 2.0, внесение изменений в СПИК 2.0, расторжение СПИК 2.0, ведение реестра СПИК, осуществление контроля за выполнением обязательств инвестора по СПИК 2.0.

Условия заключения инвестиционного проекта в рамках СПИКов следующие:

  • технология, на основе которой планируется осуществление производства промышленной продукции, должна быть включена в перечень современных технологий;
  • проект должен соответствовать требованиям, установленным ФЗ «О промышленной политике» и Правилам;
  • минимальный объем инвестиций отсутствует, однако объем капитальных вложений, запланированных в ходе выполнения СПИК, не должен быть менее совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов бюджетной системы РФ, образующихся в связи с применением мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в отношении проекта СПИК. При этом расчет совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов бюджетной системы РФ производится в соответствии с методикой, приведенной в приложении № 4 к Правилам;
  • СПИК может быть заключен при условии, если на дату его заключения в нормативном правовом акте субъекта РФ, являющегося стороной СПИК, определены меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемые к инвестору, заключившему СПИК, и порядок их применения.

Рис. 1. Процедура заключения СПИК 2.0

1.png

Источник: Минпромторг

Для заключения СПИК 2.0 инвестор принимает участие в конкурсе, в рамках которого необходимо подготовить и подать пакет документов, в частности:

  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • план-график инвестиций;
  • документы, подтверждающие возможность привлечения инвестиций;
  • план-график выполнения производственных и технологических операций;
  • сведения о согласовании места производства с субъектом РФ и муниципальным образованием.

Победителем в конкурсе может быть признан один или несколько участников на основании следующих критериев:

  • Срок внедрения современной технологии, который определяется как период с момента заключения СПИК до момента производства первой партии промышленной продукции на основе этой технологии.
  • Объем промышленной продукции, произведенной в течение срока действия СПИК.
  • Технологический уровень локализации производства промышленной продукции с применением современной технологии.

Стоит учитывать, что победитель конкурса должен соответствовать ряду формальных критериев. При этом несоответствие может стать причиной отклонения заявки, даже если все прочие требования выполнены. Одним из таких критериев является отсутствие задолженности по налогам, что, по нашей практике, довольно часто упускают из виду. Таким образом, предварительная проверка налогового учета непосредственно перед принятием решения о подачи заявки на конкурс позволит нивелировать этот риск.

Сроки заключения СПИК 2.0

До конца 2023 года в отношении специнвестконтрактов действует ускоренный порядок заключения, вступивший в силу с апреля 2022 года. Минимально возможный срок процедура сокращен всего до полутора месяцев, хотя ранее мог насчитывать более трех.

Таблица 2. Сроки заключения СПИК 2.0 после изменений

Процедура

С апреля 2022 года до конца 2023 года

До апреля 2022 года

Рассмотрение предложения компании-инвестора о заключении СПИК 2.0

5 рабочих дней

10 рабочих дней

Разработка документации конкурсного отбора

10 календарных дней

30-45 календарных дней

Подача заявки на участие в конкурсном отборе

Сразу после размещения извещения

Через 30 дней после размещения конкурсной документации


Федеральные и региональные меры поддержки СПИК

Меры поддержки установлены как на федеральном, так и региональном уровнях.

К федеральным мерам стимулирования СПИК следует отнести:

1. Льготу по налогу на прибыль (ст.284 НК РФ)
    • возможность снижения ставки налога на прибыль до 0% в федеральной части;
    • пониженная ставка применяется либо ко всей налогооблагаемой базе, если доходы от реализации продукции в рамках СПИК не менее 90% всех доходов инвестора, либо к налоговой базе от деятельности в рамках СПИК при условии ведения раздельного учета.
2. Неухудшение налоговых условий (ст.5 НК РФ)
  • действует в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок или изменения условий их предоставления;
  • действует до наступления наиболее ранней из дат:
  • до даты окончания срока действия СПИК;
  • до даты окончания сроков действия установленных льгот.
3. Ускоренная амортизация (чт.259.3 НК РФ)
  • применение ускоренной амортизации (с коэффициентом не выше 2) в отношении основных средств, произведенных в рамках СПИК и включенных в 1-7 амортизационные группы;
  • инвестор, являющийся производителем амортизируемого основного средства в рамках СПИК, имеет право выдавать свидетельства покупателям своей продукции для применения ими ускоренной амортизации.

Условия получения свидетельства:

  • амортизируемое средство является промышленной продукцией, указанной в контракте;
  • амортизируемое средство произведено в период действия СПИК.
4. Субсидиарные меры
  • предусмотрены упрощенные процедуры участия в отраслевых субсидиарных программах;
  • субсидии могут предоставляться на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств (т.е. более чем на 1 год) (ст. 78 БК РФ);

Субсидии для участников СПИК предусмотрены в рамках следующих постановлений Правительства РФ:

  • №145, №146 от 10 февраля 2018 г. (специальное машиностроение)
  • №1432 от 27 декабря 2012 г. (сельскохозяйственная техника).
5. Статус «Сделано в России»
  • ускоренная и упрощенная процедура получения статуса продукции, произведенной в России: подтверждение статуса «Сделано в России» возможно с даты заключения СПИК, при этом инвестор обязуется поэтапно (в течение 3-х лет) выполнить технологические и производственные операции, предусмотренные законодательством по локализации (ПП РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» / Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 30.10.2015).
6. Статус «Единственный поставщик» (ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
  • объем инвестиций более 3 млрд руб.;
  • страной происхождения товара считается РФ;
  • производство товара осуществляется юридическим лицом.

Государственный (муниципальный) заказчик вправе заключать контракты на поставку промышленной продукции с инвестором, получившим статус единственного поставщика.

Рис. 2. Региональные и муниципальные меры стимулирования

2.png

Источник: ФРП

Расширение перечня льгот для СПИК

В 2022 году Минпромторг РФ предложил расширить льготы для организаций, заключивших специальные инвестиционные контракты модернизированной версии 2.0, включив в том числе следующие:

  • Обнуление ставки налога на прибыль от реализации проекта по импортозамещению и снижение страховых взносов для работников до 7,6% на семь лет.
  • Введение гарантий долгосрочных закупок импортозамещающей продукции.
  • Стимулирование спроса. Возмещение покупателям до 50% затрат на приобретение пилотных партий продукции промышленных кластеров, в том числе за счет субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат на ее покупку.
  • Введение моратория на налоговые проверки в течение одного года.
  • Разработка нового механизма льготного кредитования предприятий обрабатывающей промышленности: займы на проекты по производству критически важной продукции по ставке 90% от ключевой ставки, остальную часть процентов правительство будет субсидировать банкам со сроком кредита не более 10 лет.
  • Кроме того, заключившие СПИК компании с 1 января 2023 года смогут перейти на Налоговый мониторинг без ограничений по стоимости активов (сейчас должно выполняться условие по совокупной стоимости активов – более 1 млрд).

Крупнейшие заключенные СПИК

На декабрь 2022 года на сайте Минпромторга России зарегистрировано всего 68 СПИК как первой, так второй модернизированной версии на сумму более 1 трлн руб. Представляется, что одной из причин такого небольшого количества СПИК как раз и является отсутствие региональных нормативных правовых актов, предусматривающих меры стимулирования СПИК, что служит поводом для обращения в суды прокуроров с исками о признании бездействия органов власти и об обязании принять акт, регулирующий СПИК (см., например, решение Центрального районного суда г. Тольятти от 24 октября 2018 г. по делу № 2Ф-4990/2018, решение Кировского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 15 мая 2019 г. по делу № 2А-119/2019, решение Донского городского суда Тульской области от 21 февраля 2019 г. по делу № 2Ф-214/2019 и др.).

Согласно данным публичного Реестра СПИК Минпромторга России, из 68 инвестиционных проектов самое большое количество приходится на автомобильную промышленность (16 проектов), затем следуют химическая промышленность (15 проектов), фармацевтика и медицина (11 проектов), машиностроение (9 проектов), металлургия и материалы (7 проектов), 5 проектов с/х машины, 3 проекта – станкостроение, на авиационную промышленность приходится только 2 проекта.

Рис. 3. Отраслевое распределение СПИК, %

3.png

Источник: по данным ГИСП Минпромторг России

Наиболее крупные инвестиционные контракты на сумму 50 млрд руб. и более в период 2019-2021 гг. заключили

  • ПАО «Уралкалий» (планируемый объем инвестиций не менее 117 млрд руб.)
  • ООО «ЕВРОХИМ СЕВЕРО-ЗАПАД-2» (119 млрд руб.), ООО «ЭКОЛАНТ» (101 млрд руб.)
  • АО «Верхнекамская Калийная Компания» (87 млрд руб.)
  • ООО «ЕвроХим - Усольский калийный комбинат» (72 млрд руб.)
  • ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп РУС» (61 млрд руб.)
  • ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» (57 млрд руб.).
СПИК в машиностроении

Отечественный рынок машиностроения и автомобилестроения зависит от иностранных комплектующих – эта доля растет с каждым годом. Многие компании начали процесс импортозамещения, но делают локализацию самых простых компонентов: стекла, пластика и металла. Более сложные элементы (узловые соединения, части двигателей и комплектующие) заказывают из-за рубежа. Компаниям выгодна такая тактика: можно отчитаться об импортозамещении в одной из ключевых отраслей и получать субсидии на научно-исследовательскую деятельность.

Например, российский двигатель ЯМЗ-650 был разработан совместно с австрийской компанией AVL List GmbH, блоки цилиндров, коленвалы, турбокомпрессоры и часть других составляющих – прибыли из Германии. Двигатель Evotech был создан совместно с инженерами южнокорейской компании Tenergy на Ульяновском моторном заводе. Гидрокомпенсаторы двигателя и форсунки поставили компании из США – Eaton и Delphi соответственно.

Чего не хватает для полного импортозамещения в данной отрасли:

  • подъемно-транспортного оборудования;
  • машин и станков для добывающей промышленности;
  • оборудования для металлургической промышленности;
  • производственных линий и оборудования для выпуска автомобилей;
  • узловых компонентов, запчастей и элементов двигателей для сельхозмашин;
  • технологического оборудования для легкой промышленности (ткацких станков);
  • компонентов и оборудования для производства в сфере роботостроения.

В автомобильной промышленности в конце ноября 2022 года заключен первый специальный инвестиционный контракт версии 2.0 (СПИК 2.0) с ульяновским производителем автобусов ООО «СИМАЗ». Документ подписан между Минпромторгом России, ООО «СИМАЗ» и Ульяновской областью. СПИК заключен с целью реализации инвестиционного проекта по разработке и внедрению современной технологии использования сжиженного природного газа или сжиженного и компримированного природного газа в качестве моторного топлива при производстве низкопольных автобусов и (или) грузовых автомобилей. Контракт будет действовать до конца 2031 года. Он позволит создать 581 рабочее место. За это время ООО «СИМАЗ» должен произвести и реализовать 5640 низкопольных автобусов, произведённых по современным технологиям. Впервые заключение СПИК полностью реализовано на цифровой платформе государственной информационной системы промышленности (ГИСП) – от стадии подачи заявки до стадии подписания сторонами.

В октябре 2022 года ГК «Волгабас», Минпромторг и Правительство Волгоградской области подписали СПИК, определяющий производство в течение 9,5 лет более 4000 низкопольных автобусов, которые будут использовать в качестве топлива сжиженный и компримированный природный газ. Проект оценивается в 986 млн. рублей.

В Калининградской области осуществляется строительство заводов для выпуска электрокаров. Автомобилестроительный завод «Автотор» сосредоточен на создании новых заводов по производству электромобилей и их ключевых компонентов в рамках действующего СПИК между Минпромторгом России, Правительством Калининградской области и «Автотором». Строительные работы планируется завершить до конца года, после чего начнутся работы по оснащению производства необходимым оборудованием и запуску пилотного производства. Объем инвестиций на реализацию заявленных планов с учетом действующих инвестиционных обязательств составит не менее 32 млрд рублей.

Инвестпроекты по локализации электромобилей и компонентов (электродвигателей, батарей, систем управления) направлены прежде всего на внедрение транспорта на альтернативных видах топлива и выпуск высоколокализованной конкурентоспособной продукции российского производства. Важность этих проектов в реализации стратегических задач по развитию отечественного автомобилестроения. В производстве электромобилей «Автотор» планирует использовать как продукцию заводов по выпуску локализованных автокомпонентов, которые создаются на новой производственной площадке, так и продукцию других российских поставщиков, с которыми у предприятия уже налажено долгосрочное сотрудничество.

Следует отметить, что все работающие в России автоконцерны платят утилизационный сбор на выпускаемые и ввозимые в страну автомобили. Базовая ставка утильсбора на легковой автомобиль в России равна 20 000 рублям, на грузовой - 150 000 рублям. Правительство, со своей стороны, компенсирует концернам размер уплаченного сбора через субсидии, размер которых зависит от локализации продукции. В марте правительство согласилось с предложением Минпромторга поддержать российских автопроизводителей и перенести уплату сбора за первые три квартала на декабрь 2022 года. Компании, попавшие под санкции Запада, также могут уплатить в декабре утильсбор за четвертый квартал года.

Весной 2022 года Минпромторг распространил отсрочку от уплаты утилизационного сбора на всех крупнейших автопроизводителей, заключивших в России специальные инвестиционные контракты. По новым условиям мера поддержки распространится на всех крупнейших автопроизводителей, заключивших с министерством СПИК в сфере производства транспортных средств. Ранее отсрочка была предоставлена автоконцернам, средняя численность персонала которых в 2021 году превышала 5000 человек. Таковых автопроизводителей в России было не более пяти. А СПИК на сегодня заключены практически со всеми крупнейшими компаниями, осуществляющими в стране производство колесных транспортных средств. новые критерии позволят обеспечить автопроизводителей, производство которых локализовано в России, оборотными средствами в условиях вызовов и угроз российской экономики.

СПИК в фармацевтике и медицине

Китай производит до 85% сырья и промежуточных компонентов для создания конечных продуктов – в зависимость от фармацевтической отрасли КНР попали многие страны, в том числе Россия, Индия и США. Для значительной части российских препаратов нужны реагенты, производство которых очень мало либо заморожено - фармбизнесу гораздо легче купить сырье у Китая, так как азиатские партнеры предлагают цены до 50 раз ниже, чем европейские поставщики. Даже Индия, которая считается мировым центром производства недорогих лекарств, импортирует сырье из Китая - до 85%. Передовые страны в области фармпромышленности - Германия, Франция и Израиль - производят менее 40% препаратов в режиме полного цикла. Импортозамещение сдерживает отсутствие современных медицинских приборов и аппаратов для изготовления лекарств.

По состоянию на декабрь 2022 года СПИК в фарминдустрии уже заключили AstraZeneca, Sanofi, «Герофарм», «Биокад», «НоваМедика», Octapharma и «Фармимэкс». Планируют заключать СПИК «Верофарм» (принадлежит Abbott), «Генериум», «Активный компонент».

В области фармацевтики первым российским заключенным Минпромторгом в 2017 году специальным инвестиционным контрактом стал контракт, заключенный с фармацевтической компанией «Герофарм». «Герофарм» является национальным производителем биотехнологических препаратов и занимается выпуском лекарственных средств по полному циклу, инвестирует в технологическое развитие и создание современной фармацевтической инфраструктуры. Предметом заключенного СПИК стало создание в России полного цикла производства жизненно необходимых лекарственных препаратов, в том числе препаратов инсулина и его аналогов.

Производство лекарственных препаратов не может быть осуществлено без фармацевтических субстанций, которое в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» является лекарственным средством в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения и предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов, а также определяет их эффективность. Организация производства фармацевтических субстанций более чем 70 наименований станет возможной после реализации подписанного в октябре 2020 года специального инвестиционного контракта с АО «Активный Компонент». Размер планируемых инвестиций должен составить более 2,7 млрд рублей. СПИК направлен на расширение номенклатуры фармацевтических субстанций для производства лекарственных препаратов и, соответственно, снижения зависимости от поставок субстанций из Китая и Индии.

В ноябре 2022 года заявку на СПИК по производству радиофармпрепаратов в Минпромторг подал НИФХИ им. Л.Я. Карпова (входит в структуры «Русатом Хэлскеа» госкорпорации «Росатом»). Объем инвестиций в проект может составить до 9 млрд рублей.

Первый СПИК в медпроме в начале 2019 года подписали Минпромторг, правительство Нижегородской области и российско-китайская компания «Снабполимер Медицина». Проект предполагает производство безопасных одноразовых шприцев с инженерной защитой от повторного применения. Проектом предусматривается инвестирование не менее 3 млрд рублей вложений со стороны инвестора до 2027 года, а также создание более 500 новых рабочих мест. Однако он находится под угрозой расторжения.

Тем не менее, не всегда заключенные специальные инвестиционные контракты реализуются в полном объеме, иногда встречаются ситуации, когда фармацевтическая компания идет на расторжение СПИКа, это зачастую связывают с нестабильной экономической ситуацией. Так, в 2018 году российская фармацевтическая компания «НоваМедика», Минпромторг и Калужская область заключили специальный инвестиционный контракт. Реализация инвестиционного проекта должна была позволить увеличить доступность для российских пациентов современных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов. Согласно заключенному контракту, должно было начато производство 24 стерильных инъекционных препаратов, относящихся к жизненно важным, по лицензии компании Pfizer. Однако строительство завода в Калужской области «НоваМедика» решила приостановить и расторгнуть специальный инвестиционный контракт. В итоге, СПИК был расторгнут, и, в связи с тем, что преференциями и льготами «НоваМедика» не воспользовалась, финансовых претензий у Минпромторга не возникло.

СПИК в химической промышленности

В России недостаточное количество предприятий химической промышленности. Удельный вес отрасли в ВВП страны очень низкий - 1,1%, тогда как в Китае аналогичный показатель - 8,9%, в Японии - 8,7%, в Германии - 6,9%. Объем химпроизводства в денежном выражении в 2021 году в Китае составил 1,198 трлн долларов, в США - 530 млрд долл., в России не превысил 60 млрд долл. Также отечественные предприятия отрасли специализируются на крупнотоннажной химии. По подсчетам аналитиков НИУ ВШЭ, более 60% продукции - базовые химические вещества, 41% из них - минеральные удобрения. В странах с ведущими экономиками мира развивают малотоннажную химию, которую используют в высокотехнологических отраслях. Таким образом, можно получать продукты с высокой добавленной стоимостью. Несмотря на то, что спрос на продукты малотоннажной химии растет, импортозамещение в 2022 году сдерживает ряд факторов: малое количество предприятий, которые производят исходное сырье; дефицит высокотехнологичного оборудования и технологий изготовления; высокие цены на отечественный продукт по сравнению с импортными аналогами.

Летом 2019 года власти Пермского края, Минпромторг РФ и компания «Уралкалий» подписали два специнвестконтракта о создании в регионе Половодовского комплекса добычи руды и строительстве нового рудника на Соликамском калийном рудоуправлении (СКРУ-2). Общий объем инвестиций в проекты составит более 155 млрд рублей. «Уралкалий» планирует реализовать два новых проекта по увеличению производства калийных удобрений в Пермском крае - СКРУ-2 и Половодовский калийный комбинат. Общий объем инвестиций составит более 155 млрд рублей. Запустить новое производство на СКРУ-2 компания планирует в 2024 году, объем производства удобрений составит до 2,3 млн тонн в год. Работа на Половодовском калийном комбинате должна начаться в 2027 году, мощность производства - до 2,8 млн тонн в год. На двух предприятиях намерены создать порядка 1,9 тыс. рабочих мест. В целом, реализация проекта ПАО «Уралкалий» позволит обеспечить российские предприятия химической промышленности доступным и качественным сырьем для производства минеральных удобрений.

Весной 2021 года нижегородское ООО «Поликетон», которое производит полимерную продукцию для отечественной промышленности, заключил проект в рамках СПИК. Запуск высокотехнологичного проекта ООО «Поликетон» позволит снизить зависимость страны от импорта компонентов при производстве микросхем. В настоящее время производство полимерных пленкообразующих композиций со свойствами для микро- и нанолитографии от 160 до 10 нм в РФ отсутствует.

В целях преодоления указанных факторов в Чувашии реализуется проект по производству перекиси водорода (H2O2) предприятием «Волжская перекись» (входит в «Химпром») в целях инновационного развития химической промышленности. Реализация этого проекта осуществляется при помощи механизма СПИК и предусматривает внедрение современной технологии для создания производства высококонцентрированной (100%) перекиси водорода мощностью 50 тыс. тонн в год по антрахиноновой технологии, которая включена в справочник по наилучшим доступным технологиям. В результате реализации проекта будет создано производство мощностью 50 тыс. тонн. Объем инвестиций составляет около 10 млрд рублей, планируется создать 110 новых рабочих мест. Плановый ввод объекта в эксплуатацию запланирован в период с 4 квартала 2023 г. по 1 квартал 2024 г.

СПИК в металлургии

Что касается металлургии, то по состоянию на июнь 2022 г. было заключено 7 контрактов на сумму 9,6 млрд. руб. ежегодных капитальных вложений. СПИК в отрасли металлургии были заключены по следующим инвестиционным проектам:

  • создание литейно-прокатного комплекса и освоение производства проката;
  • создание и освоение производства стальных башен в составе комплексной станции ветроэнергетической установки (3 проекта);
  • создание и освоение промышленного производства модульных стальных башен для ветроэнергетических установок;
  • сборочное производство компонентов ветроэнергетических установок;
  • модернизация производства промышленной продукции (крупногабаритные графитированные электроды марки ЭГСП-UHP).

В актуальном перечне технологий, предусмотренных при заключении СПИК, также присутствуют следующие позиции относительно основной продукции металлургических предприятий:

  • производство катодов медных;
  • серная кислота, олеум («двойное контактирование – двойная абсорбция» с системой утилизации тепла абсорбции).

Последний проект находится в стадии реализации на предприятии ООО «ММСК». Данный проект реализуется без поддержки по СПИК.

Перспективы развития механизмов СПИК

К слову, в некоторых регионах в связи с изменившейся ситуацией на рынке, санкциями, затруднившими трансфер технологий, инвесторам упрощаются условия реализации проектов. Так, в Госсобрании Башкирии внесен законопроект, который предлагает применять одновременно положения СПИК 1.0 и СПИК 2.0, дав инвесторам равные возможности. С 2019 года, когда был введен СПИК 2.0, а СПИК 1.0 приостановлен, инвесторы могли запускать в рамках таких контрактов только производства, основанные на фиксированном перечне передовых технологий, утвержденном Минпромторгом. Сейчас условия заключения СПИК «откатили к версии 1.0», сняв ограничения по выбору технологий, тем самым упростив условия для инвесторов.

Поправки предлагается внести в региональный закон «О промышленной политике в РБ» и касаются установления льгот для инвесторов, заключивших СПИК. Компании, производящие автотранспортные средства, прицепы и полуприцепы, полностью освобождаются от уплаты региональной части налога на прибыль — это 17%. Для предприятий-производителей химической продукции, готовых металлических изделий и некоторых других видов продукции ставка этого налога устанавливается на уровне 5%. Предполагается, что СПИК будет стимулировать привлечение крупных инвестиций в экономику региона. По условиям такого контракта республика обязуется предоставлять определенные меры поддержки в течение всего срока реализации инвестпроекта.

Сегодня российские компании, внедряющие новые технологии в промышленное производство, смогут в два раза быстрее заключать с государством специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0) до конца 2023 года. Соответствующее Постановление было принято Правительством РФ 20 сентября 2022 года №1660 «О внесении изменений в Правила заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов». В апреле 2022 года минимально возможный срок процедуры заключения СПИК был сокращен до полутора месяцев. Такого сокращения удалось добиться благодаря пересмотру регламента части процедур. Теперь срок дачи ответа на предложение компании-инвестора о заключении СПИК 2.0 составляет 5 рабочих дней вместо 10 дней, также сокращается срок разработки документации о проведении конкурсного отбора с 30 – 45 до максимум 10 календарных дней. Компания-инвестор может подать заявку на участие в конкурсном отборе сразу после размещения извещения о его проведении. Ранее срок подачи заявок наступал только через 30 дней после размещения конкурсной документации.

Кроме того, в декабре 2022 года стало известно, что в Госдуму внесут проект изменений об обнулении налога на прибыль для участников специальных инвестиционных контрактов первого типа (СПИК 1.0). Еще летом 2022 года власти готовы были продлить инвесторам проектов СПИК 1.0 доступ к налоговым преференциям до окончания их реализации. Для СПИК 1.0 пониженные ставки по налогу на прибыль действуют до 2025 года, а ряд проектов выходит за эти сроки. После 2019 года механизм был скорректирован и запущен в формате СПИК 2.0 (снят минимальный порог инвестиций, увеличен срок действия контракта), обязательным условием контракта стало внедрение современных технологий, а льготы были синхронизированы со сроками контрактов.

В целом, современная внешнеполитическая и экономическая ситуация в стране в разы актуализирует проблему по совершенствованию инвестиционного законодательства, в состав которого входит и законодательство о СПИК, являющемся одной из форм публично-частного партнерства. В настоящий период среди специалистов обсуждается вопрос о совершенствовании инвестиционного законодательства. Одним из предложений в этой части является принятие унифицированного законодательного акта, в котором были бы урегулированы все возможные формы публично-частного партнерства. Данный акт мог бы включать в себя общую часть и главы, посвященные отдельным формам партнерства.


Вас проконсультирует
Вячеслав Воробьев
Практика Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты