Меню Услуги и практики Кейсы Запрос
Клиенты и кейсы
Актуально
Специалисты практики Инвестиционного консалтинга и оценки предлагают комплексную поддержку в рамках переоценки основных средств и инвестиционной недвижимости для комфортного перехода на новый стандарт бухучета ФСБУ 6/2020 «Основные средства».

Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Актуально

Специалисты практики Финансового консалтинга рекомендуют осуществить переход на новые стандарты в ближайшее время. Досрочный переход позволит снизить трудозатраты и безболезненно начать применять новые принципы.

Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Свяжитесь с нами
Отправьте сообщение и наши менеджеры свяжутся с вами в самое короткое время
Аудиторско-консалтинговая группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
127015, г. Москва, ул. Вятская, д. 70
info@delprof.ru
+7 (495) 740-16-01
Клиенты и кейсы
Что вы ищете?
Главная Пресс-центр Новости законодательства
Российским компаниям планируют разрешить «пер…

Российским компаниям планируют разрешить «переселяться» в офшоры на Русском и Октябрьском

Власти планируют предоставить российским холдингам возможность регистрации в специальном административном районе (САР, так называемый российский офшор).

Сейчас этой опцией могут воспользоваться исключительно иностранные организации в рамках процедуры редомициляции, а структуры, «прописанные» в России, такого права лишены. Включить национальные холдинги в периметр организаций, которые смогут претендовать на переезд в САР, необходимо для того, чтобы снизить риски признания России вредоносной юрисдикцией (harmful tax regime). Ранее Европейская группа по применению Кодекса налогообложения предпринимательской деятельности предъявила к САРам ряд претензий, в том числе за дискриминацию российских групп перед иностранными – такой тезис Совет ЕС включил в свой июньский доклад.

Разработкой законопроекта занимается Федеральная налоговая служба, вносить его в правительство планируется не раньше принятия другого пакета поправок в законодательство о САРах.

В частности, речь идет о реформе режима, которая обсуждается с начала 2021 г. (Минфин публиковал законопроект на regulation.gov.ru). Ее основная цель – простимулировать компании формировать на островах реальное присутствие, так называемый сабстенс (substance – от англ. «содержание», «суть»). Компаниям планируется предложить дополнительные льготы, в частности понизить ставки по ряду налогов: на вывод капитала с 15 до 10% (налог у источника), а также на прибыль до 5%, на прибыль в виде дивидендов до 0%.

Но чтобы получить эти преференции, резиденты САРов должны будут вложить в инфраструктуру островов 300 млн руб., а также открыть там реальный офис площадью 100 кв. м с численностью сотрудников не менее 15 человек. Кроме этого, на них смогут претендовать исключительно организации, получившие статус международной холдинговой компании (МХК, одна из разновидностей специальной организационной формы международных компаний, действующая в САРе). При этом в структуре доходов компании поступления от пассивной деятельности должны занимать не менее 90%. Законопроект пока обсуждается на площадке правительства, в эту сессию планируется его принятие.


Условия для переезда

Эти условия могут лечь в основу законопроекта о предоставлении российским компаниям права переезда в САР. Обсуждается возможность создания новой формы: российской холдинговой компании. Но кроме этого, рассматривается и другая идея.

В частности, переезд планируется сделать возможным лишь при условии обоснования и соблюдения деловой цели перерегистрации, уточнили собеседники. Группа должна будет не только поменять адрес холдинга, но и перенести на острова реальные управленческие решения. Варианты формализации такой концепции пока обсуждаются, но, по сути, такой маневр предполагается при любой смене официального местонахождения компании, отметил один из знакомых с ситуацией собеседников. Возможно, холдинги обяжут перевозить на острова исполнительные органы.

«Далеко не все топ-менеджеры крупнейших компаний будут готовы ради льгот переезжать на острова. Дело даже не в том, что в условной Москве комфортнее, сколько в репутации всей группы, тем более если она публичная. Вряд ли инвесторы с энтузиазмом воспримут новость о том, что президент какой-нибудь флагманской российской компании объявил о переезде на остров Русский или Октябрьский ради оптимизации налогообложения», – полагает собеседник, знакомый с ситуацией.

Основная задача властей в данном случае – соблюсти баланс: с одной стороны, дать право российским компаниям регистрироваться на островах, с другой – не создать рисков потери доходов бюджетной системой. САРы моделировались изначально исключительно для зарубежных групп с российскими корнями: идея была в том, чтобы простимулировать их вернуться в российскую юрисдикцию, обеспечить хоть какие-то налоговые поступления за счет переезда, пусть и с помощью льгот. А перерегистрация российских групп из общего режима в преференциальный – совершенно иная ситуация. В то же время проигнорировать замечания ЕС не представляется возможным: от того, в каком списке юрисдикций находится Россия, зависят в том числе и фискальные условия, которые применяются к стране со стороны Евросоюза.

Перечень открытый

Развитие режима САРа в направлении введения критериев об экономическом присутствии холдинговой компании на соответствующих территориях, а также его распространение на российские холдинги должны снять претензии ЕС, полагает ведущий научный сотрудник Центра налоговой политики НИФИ Минфина Николай Милоголов. В этом случае САР будет почти дублировать холдинговые режимы, распространенные в странах ЕС, как по критериям, так и по набору льгот, отметил он. Включение российских компаний в список претендентов на льготы, пусть и с дополнительными обременяющими условиями, – логичный шаг, полагает Милоголов. Это приведет к тому, что режим не будет соответствовать ключевому критерию вредоносной налоговой конкуренции, по крайней мере формально, т. е. не будет отделен от национальной экономики, резюмировал Милоголов.

Впрочем, если критерии будут применяться лишь формально, то режим по-прежнему будет считаться ЕС вредоносным, не стал спорить Милоголов. Анализ включает в себя исследование не только законодательства, но и практики. Введение критериев экономического присутствия компаний должно быть в равной степени применимо как к иностранным, так и к российским холдингам, полагает он.

ОЭСР сформировала критерии «налогового демпинга» в 1996 г., выпустив доклад «Вредоносная налоговая конкуренция: формирующаяся глобальная проблема». В 1997 г. Совет ЕС принял Кодекс поведения при налогообложении (Code of Conduct Group (Business Taxation), в соответствии с правилами которого ЕС, в частности, составляет черные списки. ОЭСР и ЕС используют схожую методологию для проверки налоговых режимов. Главные признаки: низкие или нулевые налоговые ставки на доходы от географически мобильной финансовой и иной деятельности; отделение режима от национальной экономики; непрозрачность предоставления льгот в рамках режима; отсутствие обмена информацией с налоговыми органами других стран.



Источник: Ведомости
Вас проконсультирует
Александр Силаков
Партнер практики Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты

Вам может быть интересно

Снижение суммы налоговых рисков в рамках трансфертного ценообразования в 200 раз
Сопровождение приобретения двух IT-компаний российской инвестиционной группой
Запросить предложение
Задать вопрос
Запросить комментарий эксперта