Какой способ в российских условиях может стать эффективным?
Вопрос о введении продуктовых карточек для малоимущих периодически поднимается со времен «перестройки» плановой экономики в рыночную. В конце 80-х годов прошлого века в стране получили распространение продуктовые карточки, однако сдержать инфляцию талонная система не помогла и в начале 90-х исчезла.
Проблема обеспечения бедных слоев населения социально значимыми товарами не является сугубо российской. Во многих странах значительную роль в ее решении играют благотворительные организации, которые создают систему социальных магазинов, где по низким ценам реализуются пожертвованные вещи: в США, Канаде – charity shop, в Австралии и Новой Зеландии - op shop.
Наиболее эффективным в организации помощи малоимущим считается опыт Германии, где люди, живущие на социальном обеспечении, получают специальные карты, позволяющие им покупать по символическим ценам товары и продукты в сети социальных магазинов, организованных некоммерческой организацией Tafel. Магазины, супермаркеты, торговые посредники отдают организации продукты, которые сами не успевают или не могут продать.
В условиях российских реалий немецкая схема могла бы заработать после предоставления налоговых стимулов. Например, в части разрешения учитывать в составе расходов сумму благотворительных пожертвований имеющихся неликвидов.
Другая модель помощи малоимущим распространена на Среднем Востоке: когда правительства либо сами организуют сеть государственных магазинов ограничивая наценки (Кувейт), либо создают условия для низких цен на отдельные виды товаров, снижая НДС, таможенные пошлины, предлагая льготную аренду (Арабские Эмираты).
В России идея создания государственных магазинов была предложена в начале прошлого года, однако сразу была раскритикована и отвергнута правительством как якобы нарушающая гарантированные конституцией условия свободной рыночной конкуренции. Хотя система государственных магазинов социально значимых товаров по фиксированным низким ценам могла бы действительно помочь малоимущим слоям населения.
При установлении минимальной наценки российскими торговыми сетями не получится ли так, что в минусе окажутся производители?
Предложение ритейлеров ограничить величину наценки на социально значимые товары не сможет повысить их доступность для малообеспеченных россиян. Наблюдаемые в последние два года высокие темпы роста цен на металлы привели к удорожанию сельхозтехники. Точно так же резкое повышение цен на удобрения, рост процентных ставок по кредитам повысили себестоимость продукции растениеводства. Продуктовые ритейлеры являются последним звеном в этой цепочке, и ограничение величины торговой наценки не сможет компенсировать удорожание в предыдущих ее звеньях.
Убытки от снижения торговой наценки полностью ложатся на плечи ритейлеров. Однако, надо отметить, торговые сети не извлекают большой прибыли от продаж социально значимых товаров, и наценка на них всегда ниже, чем на другие: во-первых, такие товары имеют высокую оборачиваемость; во-вторых, они являются «якорными».
Например, в 2021 году уровень торговой наценки на социально значимые товары в ритейле составлял, по данным Росстата, в среднем 16,5%. Таким образом, снижение наценки до 10% вряд ли станет существенной поддержкой для малоимущих.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Агро XXI