Как этот документ отразится на поставках и ценах, если аграрии получат право расторгать договор в случае несоблюдения уровня наценки и т.п.?
Данный Приказ является следствием стратегических усилий Правительства по обеспечению продовольственной безопасности России. Меры, предложенные Правительством в Постановлении от 30 мая 2022 года № 990, во исполнение которых был принят комментируемый Приказ ФАС о торгово-сбытовых политиках, в целом направлены на недопущение как «вымывания» ценного для отечественных аграриев сырья с российского рынка, так и на предотвращение «перекладывания» упущенной из-за экономической агрессии западных стран выгоды на сельхозпроизводителей и граждан России.
Данные меры находятся в русле ранее принятых решений Правительства по временному мораторию на вывоз зерновых и масличных культур. Принятие Приказа ФАС поможет сдержать цены на удобрения на российском рынке. Это необходимое и своевременное решение, так как до момента устранения финансово-экономической дискриминации России нельзя жить в рамках парадигмы полностью открытой экономики. Прежде чем что-то вывезти из страны, нужно понимать, а что мы сможем ввезти взамен?
Прибыль и рентабельность бизнеса – это важные понятия рыночной экономики, но в сложившихся реалиях наиболее важной стороной любой торговли является не прибыль от продажи товаров, а обмен отсутствующих на локальном (в данном случае российском) рынке товаров на излишки имеющихся товаров. Если возможности по ввозу, например, тех или иных видов продовольствия, ограничены, то не ввезенные объемы продовольствия нужно замещать чем-то производимым внутри страны.
Несмотря на то, что рассматриваемые меры являются экстренными и экстраординарными, нельзя не отметить проработку Правительством и отдельными министерствами и ведомствами деталей для учета интересов бизнеса. Так, согласно поручению Правительства, ФНС РФ должна обеспечить учет предельных наценок на удобрения в соответствии с торгово-сбытовыми политиками для случаев заключения сделок между взаимозависимыми лицами. Это исключает налоговые претензии по трансфертному ценообразованию или контролю доходов налогоплательщиков к производителям и дистрибьюторам удобрений при их продаже в рамках группы компаний с применением предельных наценок.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», портал АГРО XXI