Меню Услуги и практики Кейсы Запрос
Актуально:
Планируется принять новые меры поддержки для промышленных предприятий, заключивших контракты в рамках механизма СПИК. О том, что такое СПИК, почему это сейчас актуально, какие можно получить преимущества и какие ограничения для компаний существуют сегодня – в обзоре Александра Силакова, Партнера практики Налогов и права Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Рейтинг
Рейтинговое агентство RAEX опубликовало 18-й ежегодный рейтинг крупнейших российских оценочных организаций по итогам 2021 года. Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» стабильно остается в ТОП-30 рэнкинга делового потенциала российских оценочных организаций.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Свяжитесь с нами
Отправьте сообщение и наши менеджеры свяжутся с вами в самое короткое время
Аудиторско-консалтинговая группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
127015, г. Москва, ул. Вятская, д. 70
info@delprof.ru
+7 (495) 740-16-01
Что вы ищете?
Главная Пресс-центр Публикации экспертов
Транспортировка и производство СПГ: анализ но…

Транспортировка и производство СПГ: анализ нормативно-правовой базы

Планы, заявленные правительством РФ по производству СПГ, ставят вопрос актуализации нормативно-правовой базы. Какие аспекты требуют особого внимания?

Нельзя развивать СПГ проекты, в то время как экспорт СПГ фактически монополизован. Из-за жестких требований к лицензированию, помимо Газпрома, СПГ может экспортировать только Роснефть и НОВАТЭК, т.е. те, кто получил лицензию на разработку месторождения газа с последующим производством СПГ.

Другие участники, не имеют возможности экспортировать СПГ, потому что либо не указывали строительство завода СПГ при получении лицензии, либо занимаются переработкой покупного газа. Либерализация экспорта позволила бы привлечь в отрасль средства частных инвесторов даже в условиях санкций.

Нормативная база, касающаяся строительства объектов производственно-сбытовой инфраструктуры СПГ изменяется и дополняется, насколько эффективны принимаемые меры?

В феврале 2021 года была утверждена «дорожная карта», призванная изменить устаревшие требования к проектированию и строительству малотоннажных производств СПГ и газозаправочной инфраструктуры. Усовершенствование нормативов, многие из которых были разработаны еще в СССР, могло бы способствовать развитию малотоннажного производства СПГ.

После принятия «дорожной карты» процесс разработки нормативной базы движется крайне медленно, и ее обновления еще не произошло. Но поскольку новые нормы будут гармонизованы с международными, компании смогут активно использовать параллельный импорт технологий и оборудования при строительстве малотоннажных производств СПГ или покупать за рубежом эффективные готовые компактные решения.

Насколько нормативная база состоятельна в части требований, касающихся хранения и обслуживания техники на СПГ?

Государственная программа, действующая в 2017-2022 гг., направлена на расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте и технике специального назначения. В соответствии с поставленными программой целями, объем потребления КПГ (компримированного природного газа) должен был увеличиться за 6 лет почти 2,5 раза, а СПГ – более чем в 77 раз.

Однако производство СПГ дороже, чем КПГ, а газозаправочная инфраструктура не развита (на начало второго полугодия в России работают всего 24 крио-АЗС), поэтому техники, которая работает на СПГ, очень мало. Крио-АЗС вынуждены конкурировать с АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции), которых в России уже около 650 ед. Поддерживает розничный рынок СПГ государственное субсидирование строительства крио-АЗС и перевод общественного транспорта на СПГ в некоторых регионах России.

Строительство производственно-сбытовых объектов СПГ – задача для отдельной компании сложная, каким должно быть в ее решении государственное участие?

Единственным налоговым стимулом для инвестиций в строительство СПГ заводов в России является 1,5 кратное увеличение расходов на НИОКР при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Но эта льгота не является особенной, а предоставляется всем компаниям, осуществляющим НИОКР.

Других налоговых льгот, которые могли бы подтолкнуть инвестиции в производство СПГ, нет.
Интерес участников рынка СПГ к розничным продажам повышает субсидирование строительства на ведущих федеральных трассах 80 крио-АЗС (по 45-62 млн руб. на каждую, в зависимости от мощности и конструкции), которые должны быть введены в эксплуатацию не позднее 1 октября 2023 года.

Покупку автобусов, грузовых и легковых автомобилей категории М1, а также коммерческих автомобилей на КПГ и СПГ с 2014 года поддерживает Минпромторг, который за счет субсидий предоставляет покупателям газомоторной техники скидку.

60% затрат на установку газобалонного оборудования, работающего на СПГ или КПГ, в том числе смешанного, субсидируются из федерального бюджета по инициативе Минэнерго. Однако «Газпром газомоторное топливо» компенсирует автовладельцам, устанавливающим КПГ оборудование 30% их затрат, что позволяет последним оплачивать всего 10% стоимости переоборудования. Владельцы автомобилей, переходящих на использование СПГ подобных льгот не имеют.

Какие пробелы или излишние требования Вы могли бы отметить в действующих документах?

Действующая в России нормативная база во многом не согласуется с требованиями на других развитых рынках. Поэтому все импортные технологии и оборудование приходится адаптировать к российским требованиям.

В соответствии с долгосрочной программой, утвержденной в марте прошлого года, планировалось к 2035 году увеличить производство СПГ почти в пять раз и достичь объема 140 млн т. Строящиеся и запланированные к строительству производства рассчитывали приобрести технологии и оборудование в США и в Европе. Однако введение пятого пакета антироссийских санкций приостановило действие даже оплаченных контрактов по поставкам оборудования для производства СПГ и сделало невозможными новые покупки.

СПГ-технологии средне- и крупнотоннажного производства СПГ в России локализованы недостаточно, и единственный опыт запуска НОВАТЭКом СПГ-линии из оборудования российского производства нельзя назвать успешным: оборудование работает с перебоями, а его мощность ниже линий западного производства.

Поэтому крайне важно на законодательном уровне сформировать основу для разработки отечественных технологий и локализации производства критически важного оборудования для строительства средне- и крупнотоннажных производств СПГ: необходимо развитие и масштабирование имеющихся или адаптированных западных технологий; нужны новые стандарты в переработке и сжижении природного газа; требуются налоговые и финансовые механизмы стимулирования НИОКР, создания СПГ-кластеров и газохимических производств. Из запланированных 23 млрд руб. на НИОКР на 2022 год Минфин выделил всего 2,8 млрд руб.

Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», портал «Нефтегаз.ру»

Автор материала
Александра Шнипова
Заместитель руководителя практики Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты

Вам может быть интересно

Выявление фактов подмены премиальных материальных ценностей арендатором гостиничного комплекса
Разработка бизнес-плана и финансовой модели для горнодобывающей компании

Другие публикации экспертов

Ольга Яцало
Руководитель проектов практики Налогов и права
СПИК – это инструмент промышленной политики, направленный на стимулирование инвестиций в промышленность России. Руководитель проектов практики Налогов и права Ольга Яцало подробно рассмотрела два существующих механизма СПИК, их преимущества, ключевые отличия и меры государственной поддержки инвесторов.
Дмитрий Трофимов
Руководитель отдела Оценки бизнеса практики Инвестиционного консалтинга и оценки
Порядка месяца остается до вступления в силу 6 новых стандартов оценки, которые заменили 3 стандарта, относящихся к общим вопросам оценочной деятельности, и 3 специальных стандарта. О нововведениях – в кратком обзоре Дмитрия Трофимова, Руководителя направления оценки бизнеса практики Инвестиционного консалтинга и оценки Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
Юлия Белогорцева
Партнер практики Инвестиционного консалтинга и оценки
С 13 сентября тарифы полиса будут изменены: коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий будет расширен на 26% вверх и вниз. Насколько действенна предложенная мера и как она повлияет на автовладельцев – в комментарии Юлии Белогорцевой, Партнера практики Инвестиционного консалтинга и оценки, для журнала «Эксперт».
Запросить предложение
Задать вопрос
Запросить комментарий эксперта