В России может появиться программа стимулирования потребления рыбы, по-вашему, можно ли повысить потребление с помощью подобных программ? Какие другие подобные программы вам известны и каковы были результаты?

Потребление рыбы в России ограничивается множеством факторов, в числе которых: 

  • территориальная удаленность большинства российских регионов от мест вылова рыбы;

  • дороговизна большинства видов рыбной продукции, обусловленная значительными затратами на транспортировку и хранение рыбы;

  • конкуренция со стороны других видов мяса, особенно мяса птицы, которые по ценам сопоставимы и даже дешевле рыбы;

  • снижение качества замороженной рыбы из-за длительной доставки до покупателя;

  • высокая себестоимость аквакультуры, зависимость от импортных кормов;

  • снижение платежеспособного спроса из-за череды кризисов в экономике и ряд других причин, оказывающих негативное влияние на спрос на рыбу.

Несомненно, стимулирование потребления рыбы требует господдержки, также как государство поддерживает спрос на: жилье, предоставляя дешевую ипотеку; автомобили отечественного производства, развивая программы льготного кредитования; отечественные медикаменты, ограничивая долю импорта в госзакупках; российское ПО, переводя на него бюджетные организации и пр.  

Какими могут быть инвестиции в такие программы?

Объем инвестиций в реализацию программы стимулирования потребления рыбы будет определяться мерами, которые в ней будут прописаны. Только лишь на субсидирование перевозки минтая из Дальнего Востока в центр России затрачивается более 300 млн руб. в год, а квота в 51 тыс. т на 2023 год была исчерпана еще в апреле. Потенциал спроса на рыбу составляет более 200 тыс. т, соответственно на субсидирование льготных железнодорожных перевозок не только минтая, но также горбуши, сельди и другой рыбы должно быть выделено не менее 1,2 млрд руб.

Какие меры должны быть прописаны в программе стимулирования потребления тех или иных продуктов, чтобы она была эффективна? Что должны учитывать разработчики? 

Помимо субсидирования железнодорожных перевозок рыбы следует увеличить госзакупки рыбы для больниц, школ, армии и других госучреждений. При этом весь объем госзакупок должен быть сосредоточен на рыбе и рыбной продукции отечественного производства, для чего необходимо ограничить ее импорт.

Спрос на рыбу и рыбную продукцию относительно стабилен, в то время как вылов рыбы ограничивается сроками путины. Альтернативой наращиванию мощностей для заморозки и хранения рыбы может стать стимулирование ее переработки и выпуска рыбных полуфабрикатов.

В чем частые ошибки подобных программ? Можно ли действительно повысить таким образом потребление? 

Одной из самых серьезных ошибок подобных программ стимулирования является точечность поддержки, которая не учитывает другие аспекты, такие как хранение, транспортировка и продажа конечному потребителю. Например, поддерживая малый бизнес, занимающийся выловом рыбы, разработчики программы не задумываются о том, где эта рыба будет реализована. В то время как перерабатывающие мощности и каналы продаж сконцентрированы у крупных холдингов, а малый бизнес утрачивает к ним доступ, или цены закупки рыбы будут для него невыгодными.

Или, развивая аквакультуру, правительство забывает об импортозамещении производства кормов, очистителей воды и прочего оборудования рыбной фермы, что сказывается на увеличении себестоимости производства рыбы и делает ее недоступной для большинства конечных потребителей. В этом случае важна локализация производства оборудования и кормов.

Поэтому государственная поддержка должна охватывать всю цепочку от приобретения оборудования для производства до продажи продукции конечному потребителю.

По-вашему, по каким категориям продуктов было бы неплохо разработать подобные программы?

В условиях снижения покупательной способности населения, следует сделать рыбу и рыбную продукцию более доступной, чтобы она могла конкурировать с другими видами мяса. В этой связи квоты на льготную транспортировку по железной дороге должны быть распространены не только на минтай, но и на сельдь, скумбрию, горбушу, кету и другие виды недорогой рыбы.

Следует активно развивать переработку рыбной продукции, особенно выпуск рыбных полуфабрикатов и снеков.

Какие другие, на ваш взгляд, более эффективные меры повышения потребления существуют?

Одним из важнейших направлений увеличения спроса на рыбу является изменение культуры потребления. Среди населения должна проводиться работа по популяризации рыбы и рыбной продукции, и позиционирования ее, как полезной для здоровья альтернативы мясу. Нужно мотивировать людей есть рыбу, используя все доступные каналы: лекции и иные формы просвещения в учреждениях образования, социальную рекламу, проведение презентаций, ярмарок и пр.





Автор материала
Анна Крысина
Директор практики Финансового консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты