Существенно изменившиеся экономические условия, а также курс на достижение технологического суверенитета и стимулирование импортозамещения в России вновь повысил актуальность государственной поддержки инвестиций, и 13 сентября 2022 года Правительство РФ возобновило действие СЗПК, одновременно доработав механизм – некоторые преференции были трансформированы и расширены, что должно повысить привлекательность инструмента для инвесторов.

О механизме СЗПК

СЗПК – договор между организатором крупного инвестиционного проекта и публично-правовым образованием (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) о гарантиях неухудшения налоговых, таможенных и других условий реализации проекта в течение оговоренного срока.

Заключить СЗПК может российское юридическое лицо, не находящее в стадии ликвидации, в отношении которого отсутствует открытое конкурсное производство.

Таблица 1. Типы инвестиционных проектов в рамках заключения СЗПК

Типы инвестиционного проекта и минимальный объем капитальный вложений (для федеральных):

  • 1 группа (750 млн руб.)

  • 2 группа (1,5 млрд руб.)

  • 3 группа (4,5 млрд руб.)

  • 4 группа (10 млрд руб.)

Для региональных СЗПК - от 200 млн ₽ до 1 млрд ₽ (Москва и Санкт-Петербург максимальную планку не устанавливают)

Сферы деятельности, в которых реализуется инвестиционный проект

здравоохранение;

образование;

культура;

физическая культура и спорт

строительство жилых домов (в соответствии с договором и комплексном развитии территорий

цифровая экономика;

охрана окружающей среды;

сельское хозяйство;

пищевая и перерабатывающая промышленность;

туризм

обрабатывающее производство;

аэровокзалы (терминалы)

городской и междугородний общественный транспорт

транспортно-логистические центры

другие сферы деятельности

Ограничения СЗПК

Не могут заключать СЗПК организации, осуществляющие деятельность в сферах:

  • игорный бизнес;
  • производство табачных изделий,
  • алкогольной продукции, жидкого топлива;
  • добыча сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа;
  • розничная и оптовая торговля;
  • деятельность финансовых организаций;
  • создание / реконструкция / модернизация административно деловых центров и торговых центров, многоквартирных домов и жилых домов.

Преимущества заключения СЗПК

  1. Фиксация в соглашении «стабилизационной оговорки», т.е. факторов, законодательные изменения которых могут негативно отразиться на реализации проекта.

  2. Предоставление субсидий на возмещение затрат на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур.

Применение стабилизационных оговорок в СЗПК

Стабилизационная оговорка может быть двух видов:

  1. Налоговая стабилизационная оговорка предусматривает защиту организатора инвестиционного проекта от неблагоприятных для него изменений налогового законодательства (ст. 5 НК РФ).

  2. Отраслевая стабилизационная оговорка охватывает другие изменения законодательства, способные ухудшить условия ведения бизнеса (ст. 9 № 69-ФЗ).

Указанные стабилизационные оговорки могут применяться только на том уровне публично-правового образования, с которым заключается СЗПК. Т.е. заключив соглашение только с правительством РФ, не следует рассчитывать на защиту от неблагоприятных для бизнеса законодательных изменений в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Наиболее выгодным является заключение СЗПК на всех трех уровнях публично-правового образований.
Чем больше объем инвестиций в проект, тем больше будет стабилизационных гарантий.

Таблица 2. Неблагоприятные изменения условий для бизнеса, от которых может защитить СЗПК

Неблагоприятные изменения

Тип инвестиционного проекта

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Изменение налоговых ставок

Увеличение экспортных пошлин

Увеличение платы по экологическим, утилизационным сборам

Увеличение платы за лесопользование

Ухудшение условий субсидирования

■ более

250 млн ₽

■ более

500 млн ₽

■ более

1,5 млрд ₽

■ более

5 млрд ₽

Принятие неблагоприятных изменений в земельное, градостроительное или иное законодательство

■ более

250 млн ₽

■ более

500 млн ₽

■ более

1,5 млрд ₽

■ более

5 млрд ₽

Сроки действия стабилизационной оговорки также зависят от суммы капвложений:

  • до 5 млрд ₽ - 5 лет;
  • до 5 млрд ₽ для 1 и 2 группы инвестпроектов – 10 лет;
  • от 5 млрд ₽ до 10 млрд ₽ - 15 лет;
  • от 10 млрд ₽ - 20 лет.

Налоговые оговорки предполагают защиту от любых изменений налогового законодательства. Например, на момент заключения соглашения ставка налога на прибыль составляла 20%, а после повысилась до 25%. На прибыль от реализации инвестпроекта нововведения распространяться не будут, так как они ухудшают условия ведения бизнеса, и налог может уплачиваться по ставке 20%.

Все другие стабилизационные оговорки, кроме налоговых, учитывают недопустимость ухудшения законодательства, а если оно создает условия более благоприятные для бизнеса, то упускать новые возможности организатор инвестиционного проекта не должен.

Все перечисленные стабилизационные оговорки применяются только к инвестиционному проекту. Поэтому если инвестпроект реализуется действующим предприятием, а выручка от его реализации составляет менее 70% в общем объеме доходов, то следует вести раздельный учет деятельности по СЗПК с другими видами деятельности.

Субсидирование расходов на инфраструктуру в СЗПК

Заключение СЗПК позволяет полностью или частично возместить затраты на объекты транспортной, энергетической, коммунальной и цифровой инфраструктуры (в том числе здания, строения, сооружения), предназначенные для реализации инвестиционного проекта.

При этом создаваемая инфраструктура должна отвечать потребностям проекта, т.е.:

  • она создается полностью или частично для эксплуатации в рамках проекта и в соответствии с его целями;
  • без нее реализация проекта становится невозможной;
  • объект инфраструктуры используется работниками организатора инвестиционного проекта или членами их семей (социальная инфраструктура)

СЗПК позволяет возместить в пределах осуществляемых налоговых платежей:

  • 20% затрат на НИОКР;

  • 50% расходов на создание обеспечивающей инфраструктуры, которая используется только в рамках реализации проекта;

  • 100% сопутствующей инфраструктуры, которая используется как для реализации проекта, так и неограниченным кругом лиц.

Таким образом участник СЗПК может уменьшать подлежащие уплате в бюджет суммы налогов (авансовых платежей по налогам) на налоговые вычеты в размере фактически осуществленных затрат, по которым предусмотрено предоставление мер господдержки. Использование этой льготы может снизить текущие налоговые платежи практически до нуля.

Отличительные особенности СЗПК

Чем же СЗПК отличается от других форм господдержки крупных инвестиционных контрактов?

Антироссийские санкции заставили российское правительство пересмотреть все существующие механизмы государственной поддержки крупных инвестиционных проектов. Кроме возобновления возможности заключения СЗПК, за счет средств ФНБ была расширена программа «Фабрики проектного финансирования», усовершенствован механизм заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК 1.0 и 2.0).

Таблица 3. Сравнение механизмов господдержки крупных инвестконтрактов

СПИК

СЗПК

Проектное финансирование

1.0

2.0

1.      Минимальный объем инвестиций в проект

750 млн ₽

нет

750 млн ₽ -10 млрд ₽

1 млрд ₽

2.      Цели заключения контракта

Создание либо модернизация (или) освоение производства промышленной продукции

Освоение серийного производства промышленной продукции на основе современной технологии

Стабилизация условий реализации нового инвестиционного проекта

Финансирование самоокупаемых проектов в сфере высоких переделов (и инфраструктуры)

3.      Ограничения по видам деятельности

Деятельность не предусматривает выпуск промышленной продукции

В деятельности используется технология не из утвержденного перечня

Установлен перечень запрещенных видов деятельности

Деятельность не относится к приоритетным

4.      Сроки действия соглашений

≤ 10 лет

≤15 лет (≤ 50 млрд ₽)

≤20 лет (>50 млрд ₽)

≤20 лет

До возврата финансирования (≤10 лет)

5.      Государственное софинансирование

нет

нет

Компенсация части затрат на создание инфраструктуры

Субсидирование процентной ставки по кредиту, госгарантии

6.      Налоговые льготы

есть

есть

Налоговый вычет (с 1 января 2023 г.)

Нет

7.      Механизм заключения контракта

Заявительный порядок

Конкурсный отбор

Заявительный порядок или конкурсный отбор

Заявительный порядок

8.      Стороны контракта

Инвестор+РФ (Минпромторг, Минэнерго) +Субъект РФ+ МО

или

Инвестор+ Субъект РФ+ МО

Инвестор+РФ (Минпромторг, Минэнерго, Минсельхоз) +Субъект РФ+ МО

Организатор инвестпроекта + одно или несколько ППО (РФ, Субъект РФ, МО) + кредитор+ сопровождение ВЭБ (для федеральный проектов)

Заемщик+ВЭБ+

Кредиторы (синдицированный кредит)

Из таблицы видно, что сфера использования СЗПК гораздо шире, чем определено механизмом заключения СПИК, и позволяет финансировать проекты в социальных сферах, обычно имеющие более длительный период окупаемости.

Заключение СЗПК также предоставляет доступ к софинансированию расходов на инфраструктуру, благодаря механизму компенсации затрат на ее создание (модернизацию). Кроме того, стоит отметить, что удачно заключенный СЗПК, который устанавливает дополнительные льготы, кроме предусмотренных № 69-ФЗ мер господдержки, дает возможность использовать налоговые льготы в пределах всего объема капвложений.

Вместе с тем, иные механизмы также имеют свои преимущества. Например, СПИК гарантирует долгосрочные закупки импортозамещающей продукции, а также стимулирование спроса.

Audit.jpg
Подробнее:
О механизме СПИК

Возобновление механизма СЗПК

Несмотря на то, что Федеральный закон № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» был принят 01.04.2020, на практике СЗПК стали заключаться только в декабре 2020 г. Правительству понадобилось полгода, чтобы сформировать нормативную базу, которая бы позволила запустить механизм СЗПК.

В Москве почти сразу были заключены три СЗПК с объемом инвестиций 24 млрд руб., реализуемых:

  • АО «Р-Фарм» - проект по выпуску вакцины "Спутник V" (введен в эксплуатацию);
  • ГК «Медси» - проект создания многофункционального медицинского центра на Мичуринском проспекте (введен в эксплуатацию);
  • ООО «Р-Опра» - проект создания фармацевтического предприятия в особой экономической зоне "Технополис "Москва" (проект реализуется)

Всего до 2024 года в России планировалось заключить не менее тысячи СЗПК на сумму 14 трлн руб., но по факту за период с декабря 2020 г. по апрель 2021 г. было заключено только 36 контрактов на сумму 1,3 трлн руб. И хотя подано было еще 73 заявки на финансирование новых инвестпроектов с общим объемом инвестиций в 1,6 млрд. руб., но срок действия временного порядка заключения СЗПК истек, а на утверждение новых правил потребовалось еще полтора года.

Постановлением от 13 сентября 2022 года №1602 правительство возобновило процесс заключения СЗПК, внеся ряд изменений в ранее действовавший механизм. В частности, в общем объеме капиталовложений стало возможно учитывать заемные средства. Также для участников СЗПК появились и новые обязанности – требование перейти на Налоговый мониторинг, при этом отказ от этого автоматически лишает компанию права являться стороной соглашения, а значит, и права на льготы.

Возобновленный механизм, между тем, оказался востребованным – ВЭБ.РФ, который сопровождает процессы СЗПК и проводит оценку заявок, и Минэкономразвития получили порядка 70 заявлений на заключение соглашений. И уже в декабре 2022 года был заключен первый СЗПК по обновленному механизму – с компанией «Промышленные технологии», входящей в структуру корпорации АЕОН, на строительство завода по производству метанола.

Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»       


Автор материала
Юлия Белогорцева
Партнер практики Инвестиционного консалтинга и оценки, Руководитель рабочей группы при Совете по Интеллектуальной собственности ТПП РФ
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты